Научная статья на тему 'Исследование показателей анализа эффективности ВЭД хозяйствующего субъекта'

Исследование показателей анализа эффективности ВЭД хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EFFICIENCY / FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Оксана Борисовна, Белозерова Светлана Викторовна

В работе рассмотрены подходы к анализу эффективности внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of indicators of the analysis of efficiency of foreign trade activities of the managing subject

In work are considered approaches to the analysis of efficiency of foreign trade activities of the managing subject.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей анализа эффективности ВЭД хозяйствующего субъекта»

Методика контроля достоверности заявленной таможенной стоимости ввезенныхтоваров должна основываться на проверке данных бух-

галтерского учета и отчетности импортера после выпуска товара сданными, заявленными при таможенном оформлении товара.

о

RESEARCH OF INDICATORS OF THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE MANAGING SUBJECT Savchenko Oksana Borisovna, Student

Belozerova Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Management E-mail: svetlana_050579@mail.ru

North-Caucasian Federal University, Stavropol

In work are considered approaches to the analysis of efficiency of foreign trade activities of the managing ^ subject.

Keywords: efficiency; foreign trade activities.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта. Ключевые слова: эффективность; внешнеэкономическая деятельность.

УДК 338.26

I--------

©

©

Савченко О.Б., 2012 Белозерова С.В., 2012

51

Внешнеторговая деятельность является составной частью ВЭД и, безусловно, роль внешнеторговых операций является приоритетной: именно они, внешнеторговые операции, "опосредуют любую ВЭД, а потому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД. Под внешнеторговой деятельностью понимают деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Торговая политика - это составная часть экономической деятельности государства. Целью торговой политики РФ является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Стратегия внешнеторговой политики определяется тем набором методов, инструментов и средств, которые позволят решить задачи, стоящие перед ним в области обеспечения экономической безопасности. Современная стратегия внешнеторговой политики России нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем.

На рисунке 1 схематично представлена система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также представлена взаимосвязь с внешней средой.

Независимо от выгод, получаемых странами в результате участия в международном обмене продукцией в материально-вещественной форме, хозяйствующие субъекты не вступают во внешнеэкономические отношения до тех пор, пока не поймут, что существуют возможности для организации эффективного экспорта и импорта товаров. Кроме этого, предприятия располагают ограниченными ресурсами, они, соответственно, должны решать, использовать их внутри страны или на международном уровне. Поэтому, прежде чем осуществлять

САВЧЕНКО Оксана Борисовна,

студентка

БЕЛОЗЕРОВА

Светлана

Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления Svetlana_050579@mail.ru

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

52

какие-либо внешнеторговые операции, необходимо определить, какие выгоды получит субъект международных взаимоотношений в виде экономического эффекта и экономической эффективности, в частности от внешнеторговой деятельности; экспортной деятельности; импортной деятельности.

тем или иным позициям. Анализ проводится в такой последовательности: сначала определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта и отдельно по итогам экспорта в развитые и развивающиеся страны; в заключение результаты анализа обобщаются по фирме и объединению.

Изложение обработанной аналитической информации производится в обратном порядке: оценка работы в целом по фирме, затем по странам, товарным группам, товарам.

В ходе анализа, прежде всего, исчисляются проценты выполнения обязательств по стоимости и по физическому объему, как для отдельныхтоваров, так и для их совокупности (итоговые показатели) [10, с. 45; 12, с. 347]. Выполнение обязательств по стоимости для итогового показателя рассчитывается по формуле:

X рф :

%

k = •

X Po Х Vo >

(1)

Рисунок 1 - Система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Принято считать, что все экспортно-импортные операции, реализуемые на рынкахдальне-го и ближнего зарубежья, являются прибыльными, так как эффект от их осуществления предварительно определяется. При заключении внешнеторговых сделок не всегда должно ставиться целью максимальное извлечение прибыли любой ценой, а прежде всего должно уделяться внимание реальному обеспечению своих партнеров нужными товарами или надежными каналами сбыта.

При анализе экспортных операций определяют выполнение обязательств по стоимости, физическому объему, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству; устанавливают факторы, повлиявшие на эти показатели, и измеряют их воздействие; выясняют причины недовыполнения обязательств по

где - коэффициент вы-

полнения обязательств по стоимости;

Рф и % - фактические цены и отчетное (фактическое) количество товаров;

Ри q- плановые цены и плановое количество этих товаров.

Процент выполнения обязательств по экспорту товаров по физическому объему для сводного показателя (итога) вычисляется по формуле:

X Рп Х %

к =-

(2)

X Рпх q« >

где - коэффициент выполнения обяза-

тельств по физическому объему;

х q - плановая стоимость экспорта;

X р,

X Р,

х ^ - стоимость экспорта по отчету, пересчитанного по плановым ценам (физический объем).

При постоянно меняющейся конъюнктуре рынка фактор "цен" может оказать существенное влияние на выполнение обязательств по экспорту товаров. Как известно, уровень экспортных цен зависит от изменения производительности труда в соответствующей отрасли производства, от соотношения спроса и предложения товаров на рынке, от изменения курсов валют. Уровень экспортных цен конкретных сделок зависит также от умения использовать конъюнктуру рынка. Последний фактор в свою очередь определяется правильностью выбора рынка, времени выступления на рынке, оптимальным для данного момента размером предлагаемой товарной партии, получением в процессе заключения сделки оптимальной цены на товар и наиболее выгодныхус-ловий поставки и реали-зациитовара.

При анализе выполнения обязательств по экспорту надлежит также ответить на вопрос о том, насколько правильно предприятием или фирмой была использована конъюнктура рынка.

Недовыполнение обязательств по экспорту товаров по физическому объему может вызываться разнообразными причинами (опоздания в поставке товаров для экспорта со стороны поставщиков, задержки в транспортировке товаров, трудности с реализацией товаров в конкретной стране в связи с возросшей конкуренцией, качественной характеристикой товара, валютными ограничениями и др.)

В российской экономической науке вопросам эффективности экспорта в последние годы уделяется достаточно большое внимание. В соответствии с данными исследованиями мы попытались в своей работе провести анализ экономической эффективности экспортных операций предприятия. Но в ходе исследования пришли к выводу, что необходимо существенно расширить инструментарий анализа эффективности ВЭД предприятия. Для классификации факторов эффективности экспорта можно использовать следующие характеристики: объекты маркетинговой деятельности предприятия; степень контроля над фактором; сила влияния фактора; благоприятность фактора; степень специфичности фактора; время действия фактора; тенденция изменения фактора.

Процедура определения факторов, влияющих на эффективность экспорта российских предприятий, должна включать этапы:

1. Критический анализ предшествующих исследований, определение основных факторов и возможного характера их влияния на эффективность экспорта.

2. Выявление специфических факторов, вли-

яющих на эффективность экспорта российских предприятий. ^

3. Определение исследуемой группы предприятий.

4. Выделение круга факторов, влияющих на эффективность экспорта исследуемой группы.

5. Проведение сбора эмпирическихданных и их обработка при помощи факторного анализа и других статистических процедур.

Таблица 1 - Исходные данные для расчета.

Коммерческиеусловия

Одним из наиболее перспективных направлений изучения эффективности экспорта является факторный подход, результаты которого могут быть легко применены в управленческой практике. Важная особенность факторного подхода - противоречивость результатов в отношении ряда факторов, полученных различными исследователями.

Участники внешнеэкономических связей обычно устанавливают строгий порядок составления и утверждения расчетов, который предписывает не допускать случаев ведения коммерческих переговоров по ценам и заключения контрактов до утверждения этого документа руководством фирмы по каждой конкретной сделке. Расчетная цена определяет нижний предельно допустимый ее уровень, который может быть зафиксирован в контракте.

Расчет производится до начала коммерческих переговоров и является основным документом по определению уровня цены сделки. Источниками сведений при расчетах являются конкурентные материалы. Рекомендуемая форма для расчетов представлена в таблице 1.

Показатель Страна-п роизводитель

Россия Велико- британия Германия Япония

Фирма-производитель ОАО «КМЗ» «Карлен энд Ко» «Крупп АГ» «КСМ»

Фирма-покупатель Крамер ГмбХ Техноимпорт Неизвестен

Марка техники СЗАП-8357 SMT-250 РЛ-80К SK-551

Валюта цены Долл. США Английский фунт стерлингов Евро Японская Йена

Цена одного техники в валюте 3500 14 000 1 900 000

Источник информации Контракт Коммерческое предложение Прейс-курант фирмы

Количество, шт. 120 120 50 1

Срок поставки (год) 2012 2012 2012 2012

Условия поставки РСА FСА ййР EXW

Условия платежа Наличные аванс -10%, инкассо-40% >ассрочка-50% на 5 лет при 5% годовых Инкассо Аккредитив

Г од платежа 2012 аванс -2011 инкассо - 2012 возврат кредита с 2013 2011 2012

I— ■

53

54

Для расчета поправочных коэффициентов по каждому из отличий необходимо использовать вспомогательную таблицу 2.

Таблица 2 - Расчет поправочных коэффициентов

Также в целях повышения эффективности внешнеторговой деятельности предприятия мы предлагаем использовать оперативный и перспективный анализ краткосрочных внешнеторговых сделок. При обобщающей оценке эффективности ВЭД наиболее существенными

показателями являются: показатели рентабельности и финансовых результатов; основные показатели эффективности производственных процессов; показатели конкурентоспособности продукции и ее реализации.

Для более полной и быстрой оценки эффективности ВЭД целесообразно ввести интегральный показатель оценки эффективности ВЭД. Для этого необходимо:

1)систематизировать показатели, характеризующие различные аспекты эффективности внешнеэкономической деятельности;

2) избрать соответствующий метод комплексной оценки отобранных показателей.

Наименование данных и поправочных коэффициентов Марка изделия

Планируемого к продаже Аналогов

А Б В Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование параметра

Наименование дополнительных данных, используемых в расчете (при их наличии)

Поправочный коэффициент на отличия в ... (К1 n)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.