Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылгина Юлия Вадимовна, Карякин Александр Михайлович, Великороссов Владимир Викторович

В статье рассматриваются основные подходы, сформировавшиеся в современной теории и практике, к понятиям и процессам цифровизации. Авторы проводят оценку трендов и моделей, способных преобразовывать цифровые бизнес-модели деятельности организаций малого бизнеса. При этом уделяется внимание разным трактовкам и понятиям современного цифрового управления, формируется связь между действиями цифрового характера и будущими результатами деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вылгина Юлия Вадимовна, Карякин Александр Михайлович, Великороссов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF PROCESSES OF SMALL BUSINESSES

The article discusses the main approaches that have been formed in modern theory and practice to the concepts and processes of digitalization. The authors evaluate trends and models that can transform the digital business models of small businesses. At the same time, attention is paid to different interpretations and concepts of modern digital management, a connection is formed between digital actions and future performance.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Научная статья УДК 338.1:004

doi: 10.47576/2949-1894 2023 2 107

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Вылгина Юлия Вадимовна

Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, jvilgina@mail.ru

Карякин Александр Михайлович

Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, karyakin@economic.ispu.ru

Великороссов Владимир Викторович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Velikorossov.VV@rea.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы, сформировавшиеся в современной теории и практике, к понятиям и процессам цифровизации. Авторы проводят оценку трендов и моделей, способных преобразовывать цифровые бизнес-модели деятельности организаций малого бизнеса. При этом уделяется внимание разным трактовкам и понятиям современного цифрового управления, формируется связь между действиями цифрового характера и будущими результатами деятельности.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; малый бизнес; цифровое неравенство.

Для цитирования: Вылгина Ю. В., Карякин А. М., Великороссов В. В. Исследование подходов к оценке уровня цифровизации процессов организаций малого бизнеса // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 2. - С. 107-115. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_107.

Original article

STUDY OF APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF PROCESSES OF SMALL BUSINESSES

Vylgina Yulia V.

Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, jvilgina@mail.ru

Karyakin Alexander M.

Ivanovo State Energy University named after V.I. Lenin, Ivanovo, Russia, karyakin@economic.ispu.ru

Velikorossov Vladimir V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Velikorossov.VV@rea.ru

Abstract. The article discusses the main approaches that have been formed in modern theory and practice to the concepts and processes of digitalization. The authors evaluate trends and models that can transform the digital business models of small businesses. At the same time, attention is paid to different interpretations and concepts of modern digital management, a connection is formed between digital actions and future performance.

Keywords: digitalization; digital transformation; small business; digital divide.

For citation: Vylgina Yu. V., Karyakin A. M., Velikorossov V. V. Study of approaches to assessing the level of digitalization of processes of small businesses. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 107-115. https://doi.org/10.47576/2949-1894 2023 2 107.

Малый бизнес создает структуру экономики развитых стран. От его состояния, развития, потребностей зависит, насколько комфортно будут чувствовать себя рынки. Поиск путей повышения эффективности обычно сводится к экономии издержек. Однако будущее состояние сегодня неразрывно связано с понятием «цифровой тренд». Как оценить необходимость внедрения цифровых решений, куда они должны привести, сколько это будет стоить и будет ли окупаться? Данные вопросы все больше поднимаются в среде экспертов. Разработкам в данном направлении и посвящена данная статья.

Процессы становления цифровой экономики тесно связаны с понятиями «цифрови-зация» и «цифровая трансформации». Сложность сегодняшней ситуации заключается в том, что большинство специалистов не могут прийти к единому мнению, как определить, насколько цифровой является компания, по каким параметрам провести оценку уровня цифрового развития, что необходимо оценивать и с какой базой сравнивать. Эта пробле -ма обусловлена в том числе тем, что разные компании из разных отраслей идут своими путями в понимании процессов цифровиза-ции и найти общую базу для оценки действий и результатов бывает довольно сложно. При выборе информационной системы руководители, как правило, отталкиваются от ее стоимости. В результате стремления сэкономить они теряют выгодные контракты, клиентов из-за нестабильной работы более дешевого варианта системы.

Активно ведущаяся полемика в отношении использования того или иного подхода к автоматизации предприятий не позволяет однозначно ответить на вопрос: что и как нужно автоматизировать. Все мнения в большинстве случаях сводятся к двум основным

подходам к автоматизации: комплексной и частичной. Кроме того, выделяют автоматизацию хаотичную, по направлениям, подразделениям и пр. Однако авторы придерживаются классического классификационного деления и под комплексной автоматизацией понимают «совокупность комплексных системных действий, направленных на создание единого информационного пространства для эффективного управления организацией, позволяющего принимать обоснованные управленческие решения, совершенствовать процессы и использовать доступ к точным данным в любом разрезе деятельности организации и за ее пределами». Частичная автоматизация поддерживает только части направлений деятельности специализированными информационными системами, но с настройкой обмена данными. В этом случае частичная автоматизация может быть хаотичной, по направлениям или иным оценочным критериям. Сторонники частичной автоматизации утверждают, что логичнее пользоваться простыми и удобными системами для различных видов задач, чем выделять большие ресурсы на внедрение и освое -ние масштабного комплексного решения. Об оценке уровня автоматизации в данном случае чаще всего речь не идет, так как решается локальная задача стабилизации процесса наиболее подверженного вариабельности. Авторы считают, что автоматизация процессов предприятия должна формироваться исходя из стратегии развития предприятия и быть эффективной, что полностью отражает так называемый западный подход [1].

Проникновение новых цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека становится ключевой тенденцией экономического развития. Применение цифровых решений переходит из разряда радикальных

инноваций в повседневный рутинный процесс. Процессы, связанные с цифровизаци-ей, породили новую волну инноваций, которая будет иметь глубокие последствия для социума, изменяя отношения между гражданами и бизнесом, а также приведет к преобразованию структуры экономики.

Структуру экономики в России формируют предприятия частного малого бизнеса, которые на конец 2021 г. составляли 49,4 % от всех зарегистрированных предприятий [2]. Несмотря на то что 2020 г. был объявлен в России годом предпринимательства, по итогам года оборот малых предприятий был снижен на 2,8 трлн руб., что составило порядка 10 % падения в год. Существенного изменения в последующие годы не произошло, доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России (с 2019-2021 гг.) составляла 20,4, 20,7 и 20,3 % соответственно [2]. Всего в Российской Федерации на конец 2021 г. было зарегистрировано 3 345 117 предприятий [3]. Эти субъекты экономики формируют выручку, которая составляет 56 093 млрд руб. (из них 31 739 млрд - выручка микропредприятий) [4]. Таким образом, малый и микробизнес продолжают активно участвовать в формировании структуры экономики России.

Кроме того, малые предприятия - это рабочие места, доля работников организаций частной формы собственности в России за последние годы росла и составила 49,4 % в общей среднегодовой численности работников организаций (в их деятельности задействовано почти 43 млн чел.).

Изменение условий существования современного бизнеса заставляет менять его отношение к процессам цифровизации, в частности выделяя преимущества, связанные с удобством контроля над процессами и увеличением скорости работы. Пандемия COVID-19 обострила существующий цифровой разрыв в сегменте малого бизнеса и вынудила компании ускорить процессы циф-ровизации. На конец 2021 г. только 15 % организаций использовали в своей деятельности цифровые платформы, 82 % - персональные компьютеры, Интернетом пользовались 75 % организаций. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что население активно использует современные средства коммуникации: 98 % населения в возрасте от 15-74 лет

используют мобильный телефон, 90 % - Интернет. Для практической работы важно понимать, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, образование, науку, бизнес, средства массовой информации, медицину, культуру и пр. На сегодняшний день более 60 % взрос -лых граждан ежедневно используют различные интернет-сервисы: от онлайн-кинотеа-тров и интернет-покупок до навигационных приложений, из них более 52 % - с помощью мобильных устройств. Кроме того, около 75 % россиян получают госуслуги электронно. Таким образом, организации вынуждены внедрять инструменты цифровизации в свою деятельность, чтобы быть востребованными у потребителя.

Нужно отметить, что по степени цифро-визации и развитию цифровой экономики российские частные компании на данный момент являются отстающими от компаний стран-лидеров, и для внедрения цифровой культуры в бизнес-процессы компаний необходимо время. Исследование показало, что мировыми лидерами по индексу цифровиза-ции являются Финляндия (на уровне 50 пунктов), Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47) из ста возможных (высоким считается уровень цифровой грамотности в 70 п.п. и выше). Однако массовое применение современных технологий преобразования и работы с информацией в экономике все же привело к активизации процессов в сфере цифровой экономики. «Как ни парадоксально, но в период COVID-19 в мировой экономике, несмотря на тренды сжатия и массового ухода малого бизнеса с рынка, наблюдается бум развития инновационного предпринимательства. Именно предприниматели понимают, что такое добавленная стоимость в бизнесе, и сегодня перед ними стоит очередной вызов как минимизировать затраты, предложить наиболее качественный сервис, поэтому цифровая трансформация - должна стать ключом для решения данных задач» [5].

Все происходящее заставляет предпринимателей переводить элементы бизнес-процессов в цифровой формат, используя простые инструменты (как было указано выше, относящиеся к частичной цифровизации и имеющие хаотичный характер). Чаще всего

используются сайты, онлайн-каналы продвижения бизнеса, социальные сети. Но это в целом несущественно меняет уровень цифрового восприятия бизнеса (а самое важное и моделей бизнес-поведения), а также адекватность оценки эффективности реализации подобных проектов. Многие меняют лишь часть рутинных операций на автоматизированный эквивалент, не видя цифровой бизнес-системы целиком, и не отождествляя по -лучаемый в будущем результат, чаще всего работая по принципу «чтобы не отставать от остальных».

Исследование причин этого явления показало, что основной барьер в слабой цифро-визации бизнеса - нехватка средств и отсутствие системного понимания, что и как нужно оцифровывать, особенно это ощущается в регионах. Кроме того, сдерживающими факторами следует считать незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний и низкий уровень их знаний и навыков в процессах формирования цифровой среды бизнеса. Руководители часто не осознают преимущества, которые цифровизация открывает перед ними, а внедрение разрозненных ИТ в деятельность организации создает только часть цифрового фундамента, на котором впоследствии будет выстраиваться вся бизнес-модель, а он не всегда является системообразующим и требует впоследствии тщательной реорганизации.

Таким образом, очень важным моментом в процессе цифровой трансформации предприятий являются фундаментальные и структурные изменения стереотипов мышления, методов работы и управления компанией. Все это приводит к тому, что на текущий момент значение важнейшего для становления цифровой экономики показателя - соотношение объема цифровой экономики к совокупному уровню ВВП страны, составляет в России всего 3,9 %, что в 2-3 раза ниже, чем странах Евросоюза.

Осмыслению терминов, процессов и технологий автоматизации, информатизации, цифровизации и цифровой трансформации уделено достаточно много теоретических и практических работ. В научной среде нет единого подхода в терминологическом аппарате, методах и способах оценки процессов цифровизации, оценки их эффективности и последствий их реализации. Исследова-

ниями в области цифровизации бизнеса занимались С. М. Авдошин, А. В. Чернов, В. И. Ананьин, Е. Ю. Песоцкая [6]. Вопросы управления предприятием в условиях циф-ровизации рассматривались В. П. Самариной [7], которая отмечает, что технологии управления бизнес-процессами должны принимать во внимание специфические условия имеющегося уровня цифровизации процессов предприятия. П. Вайл и С. Ворнер [8] рассматривают влияние цифровых технологий на менеджмент и предлагают инструменты аудита компании для формирования и развития прибыльной цифровой экосистемы. В. Кулагин, А. Сухаревски, Ю. Мефферт в своей книге [9] анализируют как грамотно и эффективно провести цифровизацию бизнеса с учетом стратегических ориентиров деятельности компании. Т. В. Фомичева [10] рассматривает цифровизацию как «преобразование информации в цифровую форму, которое в дальнейшем приводит к оптимизации издержек, появлению новых перспектив развития».

Нами установлено, что в целом цифро-визация (диджитализация) предполагает оцифровывание информации и автоматизацию преобразования ее (информации) состояния. Таким образом, информация и ее потоки в организации приобретают цифровую форму и могут исследоваться в качестве входных параметров бизнес-моделей. Но это далеко не весь спектр ее трансформации, так как цифровизация «подразумевает переход компании или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов и инструменты производства, основанные на информационных технологиях» [11], то есть связь рассматриваемых процессов, смысл которых заложен в данных терминах, является очевидной.

На наш взгляд, особенная сложность заключается в том, что в ряде понятий есть расхождение во мнениях, например, понятие «цифровая зрелость» не является четко сформулированным, а значит, нет универсальных и объективных подходов к его оценке. Введен также термин «современная цифровая среда» (Т. Кармазин [12]), что заставляет обособленно оценивать фактор современности и цифровой среды, которая создает новые инструменты с целью повышения производительности и структурирования имеющихся массивов данных для

формирования аналитики, основанной на технологии BigData, и включающих использование искусственного интеллекта и методов машинного обучения. Интегральных оценок, непосредственно влияющие на будущие процессы цифровизации, авторы не предлагают. В своей работе В. Л. Панова [13] формирует подходы к расчету интегрального показателя оценки уровня цифровизации предприятия методом структурно-иерархического анализа, частично снимая проблему малого количества исследований в области оценки информатизации процессов предприятий, тем самым подтверждая важность исследований в этом направлении.

Таким образом, цифровизация глубоко проникает в процессы деятельности компаний, а малый бизнес становится важной частью стратегии цифровой трансформации государства. Д. А. Медведев в статье «Рос-сия-2024: Стратегия социально-экономического развития» (журнал «Вопросы экономики») [14] формирует задачи экономической политики России на 2018-2024 гг., в том числе касающиеся развития цифровой экономики. В контексте трендов и условий, которые в значительной степени будут определять характер важных процессов на перспективу, предлагается «траектория прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России». Одна из национальных целей, определенных В. В. Путиным на 10 лет, тоже затрагивает процессы цифровизации и получила название «Цифровая трансформация». В рамках нее поставлены следующие задачи:

- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы;

- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %;

- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 %;

- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г.

Всего с 2019 по 2024 г. в федеральном бюд -жете на эти цели предусмотрено выделение 258 млрд руб., на каждый государственный

рубль планируется привлечь не менее двух рублей от частного бизнеса. Средства должны пойти на разработку продуктов и решений на базе сквозных цифровых технологий (СЦТ). Под СЦТ подразумевается 11 субтехнологий. В монографии [15] авторы приводят анализ этих субтехнологий, уделяя особое внимание цифровому развитию высокотехнологичных отраслей.

Очевидно, процессы оценки уровня формирования цифрового пространства связаны с понятием цифровой зрелости организации и, соответственно, определяют ключевые направления необходимых преобразований с учетом выявленных слабых сторон. Под термином «цифровая зрелость» предлагается понимать степень осознанного и эффективного применения средств автоматизации, увязанных в единую бизнес-модель, формирующую системную цифровую платформу, ориентированную на повышение коммерческого результата объекта и формирующую адекватное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. Данные показатель не является статичный величиной, но он должен показать, какие направления в бизнес-модели стоит цифровым образом развивать, чтобы придать бизнесу положительную динамику. Нами сформировано свое видение этапов цифровизации, сформулированы определения и их характеристики в статье «Вопросы цифровизации в стратегическом управлении предприятий малого бизнеса». Эти исследования позволяют выделить пять основных уровней развития, которые должны проходить организации в области циф-ровизации, для того, чтобы соответствовать современным тенденциям цифрового мира (табл. 1). Относительно предыдущих моделей введено понятие нулевого уровня автоматизации, что важно для дальнейших исследований.

Совершенствование (а чаще реинжиниринг) используемой бизнес-модели является важнейшей составляющей роста цифровой зрелости предприятия, придания ему цифрового ускорения. Детальная проработка информационного пространства предприятия является важным условием цифровой трансформации, а в последующем и, возможно, выстраивания цифровой платформы. Однако руководители малого бизнеса, ожидая быстрого эффекта от вложенных средств,

разочаровываются в принятом решении, и их цифровая модель бизнеса представляет собой аналог лоскутного одеяла.

Таким образом, цифровая зрелость складывается из оцифровывания внутренних и внешних процессов, интеграции этих результатов в деятельность и предполагает распространение систем автоматической работы на все процессы организации. Таким образом, все основные, инфраструктурные, управленческие процессы вышли на этап автоматического выполнения основных действий, по максимуму устранив из них участие человеческого фактора. Принятие решения об автоматизации тех или иных аспектов дея -тельности организации может происходить в различные моменты времени существования

организации. Как правило, организация начинает с автоматизации рутинных операций, в которых возникает много несоответствий. Малый бизнес часто ищет возможность реализовать сформировавшуюся потребность в автоматизации наиболее недорогим спосо -бом. На помощь приходят индивидуальные разработчики, решающие данный вопрос своими компетенциями. Не всегда данное решение оказывается эффективным, так как в большей степени не соответствуют ожиданиям заказчика (особенно, если речь идет о специфических процессах), а также сложно коррелируются с другими уже прошедшими автоматизацию процессами или работающими без автоматизации вообще.

Оцениваемые признаки Уровни цифровой зрелости организации

Слабый Уровень 0 Автоматизация Уровень 1 Цифровизация Уровень 2 Цифровая трансформация Уровень 3 Цифровая платформа Уровень 4

Количество автоматизированных процессов (в %) >=0 и <10 >=10 и <30 >=30 и <60 >=60 и <90 >=90 и <=100

Действует «Бумажный» д о ку м е нто-оборот, учет основных операций с использованием стандартных универсальных средств (Word, Excel) Текущие функциональные блоки, в которых появляется необходимость к снижению вариабельности процесса Аналитика в реальном времени, объединенные в цифровые подсистемы функционалы, способствующие накоплению объективных данных. Формируются процессы анализа, структуризации и использование данных для развития и принятия решений Обработка и прогнозирование ситуаций с использованием накопленных данных, понимание и трансформация их в будущие возможности. Инструменты отслеживания динамики среды новые бизнес-модели, снижение транзакци-онных издержек за счет применяемых цифровых решений и платформ. Реализация стратегических инструментов Бизнеса в режиме реального времени. заменитель корпоративного управления повышающий привлекательность бизнеса для заинтересованных сторон, обеспечивает взаимовыгодное взаимодействие между сторонними производителями и потребителями, дает открытую инфраструктуру для участников и формирует новые правила

Что затрагивает Некоторые направления деятельности (или их часть) Основные процессы жизненного цикла Основные процессы жизненного цикла, инфраструктура и частично управление Основные процессы жизненного цикла, инфраструктура и управление (в области стратегических инструментов) Основные процессы жизненного цикла, инфраструктура и управление (в области стратегических инструментов) и процессы взаимодействия с внешней средой

Переход к автоматизации цифровизации Цифровой трансформации Цифровой платформе -

Срок 1-2 года 1-3 года 1-3 года 1-3 года постоянно

Достигаемый уровень 1 2 3 4 Современный мировой уровень

Таблица 1 - Идентификация уровней цифровой зрелости организации

Потребность в автоматизации возникает тогда, когда необходимо найти пути снижения общего уровня издержек, уменьшить скорость обработки информации, снизить количество ошибок, возникающих в процессах. В этих случаях прибегают к технологиям изменения потока информации в цифровой формат. Темпы эволюционирования в этом направлении очень высоки: согласно McKinsey, организации продвигаются в цифровом развитии на четыре года всего за шесть месяцев. Коэффициент цифровизации (Digital Quotient), разработанный глобальным институтом McKinsey, включает в себя сравнительную оценку различных компаний по четырем признакам:

- цифровая стратегия;

- наличие в организации цифровой культуры;

- наличие и степень развития цифровых компетенций;

- организационная модель компании.

Таким образом, предполагается, что в случае эволюционного развития организации она неизбежно должна прийти к цифровым платформам, которые представляются некой экосистемой бизнеса предпринимательского типа, нацеленного на стратегическое развитие.

Процессы цифровой трансформации сегодня становятся обычным процессом, которые прямо влияют на результаты деятельности и повышая конкурентоспособность предприятия.

Этому должны способствовать инструменты цифрового ускорения, понятие которого сформировано компанией BCG, которое позволяет «...оценить уровень цифрового развития, заложить основу для цифровой трансформации и начать превращение в бионическую организацию, то есть организацию, объединяющую возможности технологий и человека для роста, инноваций, эффективности и жизнестойкости» [16]. Разработчики утверждают, что индекс цифрового ускорения (DAI) - это мощный диагностический инструмент, позволяющий оценить уровень развития цифровых компетенций и провести сравнение с сопоставимыми конкурентами, среднеотраслевыми показателями, цифровыми лидерами и другими группами.

В России в условиях формирования и становления цифровой экономики, а также ак-

тивного внедрения и использование цифровых технологий характерным также является наличие цифрового неравенства. Анализ различных источников показывает, что оно показывает значительные различия в уровне развития и внедрения цифровых технологий между различными предприятиями. В этой ситуации сложно определить показатель, к которому следует стремиться, так как цифро-визация в разных отраслях и географических регионах проявляется по-разному в силу очевидного цифрового неравенства.

Так как цифровое неравенство непосредственно влияет на оценку цифровой зрелости и является основополагающим фактором ее формирования, под цифровым неравенством понимается неравномерность развития цифровых технологий в зависимости от региона существования, сферы деятельности, размера предприятия, выражающийся в ограничении возможностей внутреннего или внешнего характера при формировании своего цифрового пространства.

На наш взгляд, данный фактор особенно важен для оценки уровня цифровизации предприятий сферы МСБ. Этот показатель порождает очень выраженную фрагментарность использования цифровых решений и российский бизнес только начинает включаться в цифровую экономику. Индекс цифровизации бизнеса (ИЦБ) в России набрал значение в 31 пункт, что говорит о том, что бизнес готов к цифре только на треть. Digital IQ российского бизнеса составляет 2,8 из 5 [17], данная оценка уровня цифровой зрелости выставлена самими руководители российских компаний (в основном крупных), при этом высокий уровень цифровизации имеют всего 11 % компаний.

Таким образом, все процессы, которые сегодня мы наблюдаем в использовании средств автоматизации и цифровизации, еще предстоит переосмыслить и сформировать адекватные реакции на вызовы внешней среды в этой области. Однако стоит понимать, что данные процессы могут быть как полезны, так и вредны. Поэтому осмысленный и системный подход к построению своего цифрового пространства будет являться для предприятий малого и среднего бизнеса актуальной задачей на ближайшее время.

Список источников

1. Вопросы цифровизации в стратегическом управлении предприятий малого бизнеса / Ю. В. Вылгина,

A. М. Карякин, С. Л. Озеров [и др.] // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3. № 10(118). С. 19-26.

2. Российский статистический ежегодник, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. C. 122.

3. Российский статистический ежегодник, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. C. 329.

4. Российский статистический ежегодник, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. C. 357.

5. Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса в российских регионах. Серия онлайн-эфиров «Цифровая трансформация регионов». Пресс-релиз. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb_zifrovizavizacia_ msb/pages/spb_post_reliz (дата обращения: 08.04.2023).

6. Управление информатизацией предприятия с использованием архитектурных подходов / А. В. Чернов,

B. И. Ананьин, С. М. Авдошин, Е. Ю. Песоцкая // Формирование и оценка архитектуры предприятия. М. : АСИ-ТЭКС, 2018. 468 с.

7. Косарева И. Н., Самарина В. П. Особенности управления предприятием в условиях цифровизации // Вестник Евразийской науки. 2019. № 3. URL: https://esj.today/PDF/35ECVN319.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

8. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. М. : Альпина Паблишер, 2022. 257 с.

9. Кулагин В. Сухаревски А., Мефферт Ю. Digital@Scale. Настольная книга по цифровизации бизнеса. Интеллектуальная Литература, 2021. 296 с.

10. Фомичева Т. В., Катаева В. И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 80-84.

11. Что такое цифровизация и в каких сферах она применяется. URL: https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (дата обращения: 09.04.2023).

12. Кармазин Т. Ценности и ключевые компетенции в эпоху digital-социума // Business Excellence. URL: https:// ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=181143 (дата обращения: 10.04.2023).

13. Панова В. Л. Интегральная оценка уровня цифровизации предприятия методом структурно-иерархического анализа // Вестник Института экономических исследований. 2021. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/integralnaya-otsenka-urovnya-tsifrovizatsii-predpriyatiya-metodom-strukturno-ierarhicheskogo-analiza (дата обращения: 08.04.2023).

14. Цифровая экономика России. TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/Статья:Цифровая_экономика_России (дата обращения: 08.04.2023).

15. Современные инструменты менеджмента в энергетике и высокотехнологичных отраслях / О. В. Антонова, Ю. В. Вылгина, В. В. Голубков [и др.]. Иваново : Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, 2020. 172 с.

16. Оценка цифровой зрелости для повышения эффективности. URL: https://www.bcg.com/ (дата обращения: 15.04.2023).

17. Исследование компании ABBYY и PwC 2020 года. URL: https://roistat.com/rublog/cifrovaya-zrelost/ (дата обращения: 11.04.2023).

References

1. Issues of digitalization in the strategic management of small business enterprises / Yu. V. Vylgina, A.M. Karyakin, S. L. Ozerov [et al.]. Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol. 3. No. 10(118). Pp. 19-26.

2. Russian Statistical Yearbook, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. P. 122.

3. Russian Statistical Yearbook, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. P. 329.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Russian Statistical Yearbook, 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. P. 357.

5. Digital transformation of small and medium-sized businesses in Russian regions. A series of online broadcasts "Digital transformation of regions". Press release. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb_zifrovizavizacia_msb/ pages/spb_post_reliz (accessed: 08.04.2023).

6. Management of enterprise informatization using architectural approaches / A.V. Chernov, V. I. Ananyin, S. M. Avdoshin, E. Y. Pesotskaya. Formation and evaluation of enterprise architecture. Moscow: ASITEX, 2018. 468 p.

7. Kosareva I. N., Samarina V. P. Features of enterprise management in the conditions of digitalization. Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 3. URL: https://esj.today/PDF/35ECVN319.pdf (accessed: 08.04.2022).

8. Vail P., Vorner S. Digital transformation of business. Moscow: Alpina Publisher, 2022. 257 p.

9. Kulagin V. Sukharevsky A., Meffert Y. Digital@Scale. A desktop book on business digitalization. Intellectual Literature, 2021. 296 p.

10. Fomicheva T. V., Kataeva V. I. The values of Russians in the context of digitalization of the Russian economy. The standard of living of the population of the regions of Russia. 2019. No. 2. Pp. 80-84.

11. What is digitalization and in what areas it is applied. URL: https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (accessed: 09.04.2023).

12. Karmazin T. Values and key competencies in the era of digital society. Business Excellence. URL: https://ria-stk. ru/ds/adetail.php?ID=181143 (accessed: 04/10/2023).

13. Panova V. L. Integral assessment of the level of digitalization of the enterprise by the method of structural and hierarchical analysis. Bulletin of the Institute of Economic Research. 2021. No. 2 (22). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/integralnaya-otsenka-urovnya-tsifrovizatsii-predpriyatiya-metodom-strukturno-ierarhicheskogo-analiza (accessed: 08.04.2023).

14. Digital Economy of Russia. TADVISER. State. Business. Technologies. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Digital_economics_Russia (date of application: 08.04.2023).

15. Modern management tools in energy and high-tech industries /O. V. Antonova, Yu. V. Vylgina, V. V. Golubkov [et al.]. Ivanovo : Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, 2020. 172 p.

16. Assessment of digital maturity to improve efficiency. URL: https://www.bcg.com / (accessed: 04/15/2023).

17. ABBYY and PwC 2020 research. URL: https://roistat.com/rublog/cifrovaya-zrelost / (accessed: 11.04.2023).

Информация об авторах

ВЫЛГИНА ЮЛИЯ ВАДИМОВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, jvilgina@ mail.ru

КАРЯКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, karyakin@economic.ispu.ru

ВЕЛИКОРОССОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, кафедра корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Velikorossov.VV@rea.ru

Information about the authors

VYLGINA YULIYA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, jvilgina@mail.ru

KARYAKIN ALEXANDER M. - Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management, Ivanovo State Energy University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, karyakin@economic.ispu.ru

VELIKOROSSOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Professor, Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Velikorossov.VV@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.