Научная статья на тему 'Исследование подходов к определению налогового бремени на экономику Российской Федерации'

Исследование подходов к определению налогового бремени на экономику Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каткова В.С.

Автор рассматривает подходы к определению налогового бремени как ключевого показателя повышения эффективности налоговой системы, а также внутреннего фактора экономического роста экономики. Проанализировано налоговое бремя в разрезе видов экономической деятельности на примере методик Федеральной налоговой службы и Российского союза промышленников и предпринимателей, в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, а также проведен сравнительный анализ величины показателя налогового бремени России и странчленов ОЭСР. Автором проведен ретроспективный анализ налогового бремени по видам экономической деятельности. Рассмотрены меры правительства в части снижения обременения бизнеса обязательными платежами и формирования единого перечня (реестра) неналоговых платежей. Предложены направления совершенствования налоговой политики в части формирования единой методологической основы налогового бремени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование подходов к определению налогового бремени на экономику Российской Федерации»

Исследование подходов к определению налогового бремени на экономику Российской Федерации

Каткова Валерия Сергеевна

аспирант кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», katkovavalery@mail.ru

Автор рассматривает подходы к определению налогового бремени как ключевого показателя повышения эффективности налоговой системы, а также внутреннего фактора экономического роста экономики. Проанализировано налоговое бремя в разрезе видов экономической деятельности на примере методик Федеральной налоговой службы и Российского союза промышленников и предпринимателей, в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, а также проведен сравнительный анализ величины показателя налогового бремени России и стран-членов ОЭСР. Автором проведен ретроспективный анализ налогового бремени по видам экономической деятельности. Рассмотрены меры правительства в части снижения обременения бизнеса обязательными платежами и формирования единого перечня (реестра) неналоговых платежей. Предложены направления совершенствования налоговой политики в части формирования единой методологической основы налогового бремени. Ключевые слова: налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговые доходы, неналоговые платежи.

Налоговое бремя выступает одним из главных показателей результативности налоговой системы, а также конкурентоспособности экономики страны и инвестиционной привлекательности на международной арене.

В случае проведения государством налоговой политики направленной на повышения налогового бремени на экономику, возрастает неопределенность относительно будущего налоговой системы в целом, что приводит к снижению доверия бизнеса и населения и как следствия снижения деловой и инвестиционной активности, ухода бизнеса «в тень». Снижение налогового бремени или поддержание правительством его определенности и прозрачности способствует экономическому росту, притоку инвестиций и развитию наиболее эффективных секторов экономики и рынков, с помощью перераспределения средств для менее обеспеченных производств.

В словаре современной экономической теории Макмиллана понятие налогового бремени отождествляется с понятием эффективной налоговой ставки (применяется в зарубежных странах) и представляет собой долю налогового платежа в выручке (за вычетом капитальных и текущих затрат) [1].

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре под редакцией А.Г. Грязно-вой понятие налоговое бремя отождествляется с понятием налоговой нагрузки и в количественном выражении представляет собой удельный вес суммы налогов в ВВП или доходах отдельных категорий плательщиков [2].

В.Г.Пансков определяет налоговое бремя на экономику как отношение всех поступающих в стране налогов к созданному ВВП [3].

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует законодательное закрепление понятия налогового бремени или налоговой нагрузки. Однако, указанные понятия используются в контрольно-аналитической работе налоговых органов и в стратегических документах государства, кроме того указанными понятиями оперируют представители органов государственной власти.

Для целей исследования автором понятие «налоговое бремя» используется для его оценки на макроэкономическом уровне (в целом на экономику, в разрезе отраслей), понятие «налоговая нагрузка» - для оценки на микроэкономическом уровне (на уровне хозяйствующего субъекта). Тем не менее, при отсылке на нормативный документ автор использует указанные понятия так, как они используются в указанных нормативных документах.

Так, понятие налоговой нагрузки используется в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее - концепция) и в Основных направлениях налоговой политики на очередной год и плановый период (далее - основные направления налоговой политики) [4].

В концепции налоговая нагрузка является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Указанный показатель считается не рисковым, если он выше среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

Согласно концепции, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение поступивших налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации (отчет 1-НОМ) к обороту организаций по данным Росстата.

В расчет включен налог на доходы физических лиц, страховые взносы не включены. НДФЛ не создает дополнительной налоговой нагрузки, ввиду того, что организация выступает налоговым агентом, а плательщиком указанного налога является работник организации. В то же время, страховые взносы уплачивает организация, что создает для нее дополнительную налоговую нагрузку.

О £

ю

5

оо 2

см

09 £

Б

а

2 ©

Ввиду того, что полномочиями по администрированию страховых взносов в 2010-2017 гг. были наделены внебюджетные фонды (ФСС, пФр и ФФОМС), в статистической налоговой отчетности в разрезе видов экономической деятельности данные по страховым взносам отсутствуют. Необходимо отметить, что с 1 января 2017 года налоговым органам передана часть полномочий по администрированию страховых взносов.

В отраслевом разрезе налоговая нагрузка с учетом и без учета НДФЛ выглядит следующим образом (табл. 1):

Согласно расчету ФНС России налоговая нагрузка за период с 2011 по 2016 год в целом находится на одном уровне и в 2016 году составила 9,6 % (в 2011 году - 9,7 %). Без учета НДФЛ налоговая нагрузка в 2016 году составила 7,6 % (в 2011 году - 7,7%).

Основываясь на данных Концепции можно выделить наиболее и наименее обременные отрасли в 2016 году (табл. 2):

Таким образом, вертикальный анализ показывает, что самой обремененной налогами отраслью является добыча полезных ископаемых (по расчету ФНС России - 32,3%, за вычетом НДФЛ - 31,3%). Самая низкая налоговая нагрузка сложилась в сельском хозяйстве и торговле.

Низкая налоговая нагрузка, сложившаяся в сельском хозяйстве, обусловлена тем, что сельское хозяйство является одной из отраслей наиболее обеспеченной государственной поддержкой (предоставление субсидий, налоговых льгот сельхозпроизводителям). Указанные факторы приводят к низким налоговым выплатам, что делает их несопоставимыми к сумме получаемой выручки.

При этом,наименее обременной по расчету ФНС России является оптовая и розничная торговля - 2,5%, а по данным расчета автора - сельское хозяйство -0,9%. Указанное различие обусловлено тем, что удельный вес НДФЛ в сельском хозяйстве в 2016 году составляет 78,7 %. Такая ситуация характерна для отраслей, в которых велика роль государственной поддержки, например, государственное управление - 89,3%, здравоохранение -80,8%, образование - 77,1%.

Необходимо отметить, что сравнение отраслей между собой в большинстве случаев некорректно, так как виды экономической деятельности отличаются разной спецификой. При этом ретроспективный анализ конкретной отрасли является необходимым условием анализа ее экономического состояния.

Таблица 1

Анализ налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 20112016 гг. Справочно:

* - расчет автора (произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц, без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование);

** - расчет ФНС России (произведен без учета поступлений по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Вид экономической деятельности Год

2011* 2011 2012* 2012 2013* 2013 ** 2014+ 2014 2015+ 2015 ** 2016+ 2016 ##

ВСЕГО 7,7 9.7 7,8 9,8 7,7 9,9 7,7 9,8 7,7 9.7 7,6 9,6

Сельское хозяйство, окота и лесное ХОЗЯЙСТВО 0,7 3.6 0,1 2,9 0,1 2,9 0.9 3,4 1,1 3,5 0,9 3,5

Рыболовство, рыбоводство 4.3 7,6 3,9 7,1 3,3 6,6 3,1 6,2 3,8 6,5 4,4 7,7

Добыча полезных ИС&ОПвемыХ 32,3 33,2 34,3 35.2 34,7 35,7 37,5 38,5 36,9 37,9 31,3 32,3

Производство И распределение злекгроэнергип, газа и воды 3,7 4.8 3,0 4,2 3,4 4,6 3,7 4,8 4,2 5,4 4,9 6,1

Строительство 9,4 12,2 10,2 13,0 9,2 12,0 9,5 12,3 9.8 12,7 8,4 10,9

Оптовая и рОЗЕШЧЕШЯ ТОргОВДЯ; ремонт автотранспортных средств, МОТОЦИКЛОВ, бытовых издечин и предметов ЛИЧНОГО пользования 1.9 2,4 2,2 2,8 2,0 2,6 2,0 2,6 2,1 2,7 2,2 2,8

Гостиницы и рестораны 9,0 12,5 6,9 9,9 6,3 8,9 6,3 9.0 6.3 9,0 6,7 9,5

Транспорт и связь 7,3 9.7 6,8 9,1 5.3 7.5 5,5 7,8 5.1 7.3 4,9 7,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоста влен не ус^г 16,8 22,2 13,2 18,6 12,6 17,9 12,4 17,5 12,5 17,2 11,0 15,4

Предо сгавление прочих ком му неявных, социальных и персональных услуг 13,9 23,9 15,7 26,6 15.3 26,6 14,2 35,8 14.1 25,6 12,7 23,4

Проводя ретроспективный или горизонтальный анализ по данным ФНС России можно увидеть, что за период с 2011 по 2016 год налоговое бремя оставалось неизменным в таких отраслях как сельское хозяйство охота и лесное хозяйство (в 2016 году - 3,5%, в 2011 году - 3,6 %, изменение на 0,1 %.), рыболовство, рыбоводство (в 2016 году - 7,7 %, в в 2011 году - 7,6 %, изменение на 0,1 %).

В тоже время, за указанный период налоговое бремя увеличилось по таким видам экономической деятельности как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 2016 году - 6,1 %, в 2011 году - 4,8 %, изменение на 2,7 %), оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 2016 году - 2,8 %, в 2011 году - 2,4%, изменение на 0,4

%.).

За 2011 - 2016 гг. налоговое бремя снизилось в следующих отраслях: гостиницы и рестораны (в 2016 году - 9,5 %, в 2011 году - 12,5%, изменение на 3,0 %.), транспорт и связь (в 2016 году - 7,2 %, в 2011 году - 9,7 %, изменение на 2,5 %), строительство (в 2016 году - 10,9 %, в 2011 году - 12,2 %, изменение на 1,3 %), добыча полезных ископаемых (в 2016 году - 32,3 %, в 2011 году - 33,2%, изменение на 0,9 %.), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (в 2016 году - 23,4%,в 2011 году - 23,9 %, изменение на 0,5 %.). Значительное снижение налогового бремени наблюдается в отрасли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, налоговое бремя в 2016 году составило 15,4 %, снизилось относительно 2011 года на 6,8 %.

Таблица 2

Сравнительный анализ налогового бремени по видам экономической деятельности

Расчет ФПС России Расчет автора

Шщ экономической деятельности На логова я ни! -рузка.% Ни. 1 экономической деятельности Налоговая ннгрузка,%

Наиболее ■ |Г']1|М|МН1.Н' шрасли 1. Добыча полезных ископаемых 32,3 1. Добыча полезных ископаемых 31,3

2. Предоставление Прочие коммунальны^ социальных и персональных услуг 23,4 2. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12,7

3. Операции е недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 13,4 3. Операции с недвижимым Имуществом, аренда и предоставление УСЛУГ 11,0

Нлимтнгг ■ |Г']1|М|МН|.Н' отрасли 1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортные средств, мотоциклов, бытовых изделий и предмет в ЛИЧНОГО пользования 2,8 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,9

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,5 2. Оптовая и розничная торт в ля; ремонт авю-транспортны х средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,2

3. Производство и распределение олсктроонсргии, газа и воды 6,1 3. Рыболовство, рыбоводство 4.4

Таблица 3

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2009 - 2015 гг. (% к ВВП)

* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины. Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство Источник: Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 гг.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Доходы не ею 35,04 34,62 37,26 35,02 34,42 34,34 33,32

Ha.iamBi.ii доходы и 30,88 31,12 34,5 32,49 31,8 31,9 30,17

платежи

том числе

I [алог на прибыль 3,26 3,83 4.06 3,52 2,92 3,05 3,22

организаций

I [алог на доходы 4,29 3,87 3,57 3,38 3,52 3,47 3,47

физических лиц

I [алог на добавленную 5,28 5,4 5,81 5,3 4,98 5,06 5,24

стоимость

Акцизы 0.89 1,02 1,16 1,25 1.43 1,38 1,32

Таможенные платежи 6,52 6.74 8,25 7,62 7 7,09 4.16

Налог па добычу полезных 2,72 3,04 3,65 3,67 3,63 3,73 3,99

ископаемых

Единый социальный налог 5.93 5,35 6,3 6,13 6,61 6,46 6,98

и страховые юн осы

1 [рочне налоги и сборы* 1,99 1,88 1,71 1,62 1,71 1,67 1,78

Понятие налоговой нагрузки анализируется на протяжении последних нескольких лет в основных направлениях

налоговой политики на очередной год и плановый период (далее - основные направления налоговой политики), разра-

батываемые Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно последним опубликованным направлениям налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов используются следующие подходы к определению налоговой нагрузки:

1. Налоговая нагрузка по отдельным видам налогов. В данном подходе налоговая нагрузка определяется как соотношение налоговых доходов бюджетной системы (сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) к ВВП (табл. 3).

В 2015 году налоговая нагрузка незначительно снизилась относительно 2009 года на 0,71 пп. и составила 30,17 %.

К преимуществам указанного подхода относится оценка налогового бремени в разрезе бюджетообразующих налогов и их оценка в ретроспективе.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики также выделяется отдельно налоговая нагрузка в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Так, в 2015 году удельный вес нефтегазовых доходов (включающие НДПИ на нефть, газ акцизы на нефтепродукты, вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты, таможенную пошлину при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) в общей массе налоговых доходов и платежей снизился относительно 2009 года на 0,56% и составил 7,63% против 8,19%.

2. Уровень фискальной нагрузки, применяемый РСПП.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) уровень фискальной нагрузки оценивается как «соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет Российской Федерации, взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации».

Предложенный РСПП подход предполагает оценку налогового бремени по видам экономической деятельности. Как было сказано выше, подобный подход

О £

ю

I

о 2

см со £

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

2 е

использует ФНС России в рамках контрольно-аналитической работы. Тем не менее, указанные подходы имеют принципиальные отличия (табл. 4):

3. Сравнительный анализ налогового бремени на экономику России и сопоставимого показателя зарубежных стран.

Необходимо отметить, что показатель налогового бремени на российскую экономику находится на уровне стран-членов ОЭСР (табл. 5). Так, в 2015 году средний показатель налогового бремени членов ОЭСР составил 34,3 %, в то время как в России - 30,2 % или на 4,1 % меньше.

В целях улучшения делового и инвестиционного климата в России и повышения стимула бизнеса к добросовестному выполнению своих обязательств, наложен мораторий на повышение налогового бремени на экономику.

Тем не менее, в России стала формироваться так называемая «параллельная налоговая система», включающая в себя не только налоги, но и другие обязательные платежи, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не установленные законодательством о налогах и сборах. В настоящий момент насчитывается более 50 таких платежей. В частности, к таким платежам относятся утилизационный сбор, экологический сбор, взносы за капитальный ремонт, плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн («Платон»), платежи «за ведение бизнеса» и другие обязательные платежи.

В 2015 году РСПП проведен анализ неналоговых платежей. Если оценкам Минфина доходы от прочих сборов и неналоговых платежей составляют около 0,61 % от ВВП, то РСПП неналоговые платежи оцениваются в размере 1 % от ВВП.

В настоящее время Минфином России опубликован проект федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающий общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей. Кроме того, законопроектом предполагается формирование реестра (перечня) обязательных платежей. Разработка законопроекта и формирование единого перечня неналоговых платежей направлены на недопущение роста нагрузки на экономику и на бизнес.

Оценка налогового бремени через использование перечисленных подходов помогает сформировать общее понима-

Таблица 4

Сравнение подходов к оценке налогового бремени по видам экономической деятельности, используемых ФНС России и РСПП

Числитель

Поступившие налоги в консолидированный бквджет Российской Федерации

Знаменатель

ОНС России

Оборот организаций

PC1I1!

Налоговые платежи минус НДФЛ плюс взносы во внебюджетные фонды плюс страховые премии на обязательное страхование ответственпости владельнси опасных 11 р оизводствен н ых объектов страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов

Валовая добавленная стоимость минус амортизация_

Таблица 5

Налоговое бремя на экономику в России и в странах ОЭСР (% ВВП) Источник: Revenue Statistics - OECD countries: Comparative tables [5]

Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Средняя по ОЭСР 32,4 32,6 33,0 33,4 33.8 34,2 34,3

Россия 30.9 31,1 34,5 32,5 31,8 31,9 30,2

Россия без учета нефтегазовых доходов 22,7 22,5 23,7 22,1 21,9 21,7 22,5

ние предельного уровня налогового бремени.

В заключении необходимо отметить, что на сегодняшний день уровень налогового бремени на экономику в целом является достаточным для обеспечения функций и задач государства и исполнения им предусмотренных обязательств. В сфере налогового бремени основными задачами налоговой политики должно быть:

- сохранение текущего уровня налогового бремени с учетом упорядочения «параллельной налоговой системы» (неналоговых обязательных платежей), что обеспечит прозрачность налоговой системы, особенно для малого и среднего бизнеса;

- создание единой методологической основы, в том числе методологических подходов к оценке налогового бремени внутри министерств и ведомств, на базе централизованной системы администрирования доходов государства.

Литература

1. Словарь современной экономической теории Макмиллана: Пер.с англ. -М. : ИНФРА-М, 1997. - 607с.;

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002;

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:

Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.;

4. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=116206

5. Revenue Statistics - OECD countries: Comparative tables [Электронный ресурс]. URL: http://stats.oecd.org/

Investigation of approaches to the definition of the tax burden on the economy of the Russian Federation Katkova V.S.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration The author considers approaches to determining the tax burden as a key indicator of increasing the effectiveness of the tax system, as well as the internal factor of economic growth of the economy. The tax burden in terms of types of

economic activity is analyzed by the example of the methods of the Federal Tax Service of Russia and the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, in the context of oil and gas and non-oil and gas revenues, and a comparative analysis of the magnitude of the tax burden for Russia and OECD countries. The author made a retrospective analysis of the tax burden by types of economic activity. The government's measures have been considered in terms of reducing the encumbrance of business by mandatory payments

and the formation of a single list (registry) of non-tax payments. The author suggests directions for improving the tax policy in the part of forming a single methodological basis for the tax burden. Keywords: tax burden, tax burden, tax

revenues, non-tax payments. References

1. Dictionary of the modern economic

theory of Macmillan: The lane with English - M.: INFRA-M, 1997. - 607 pages;

2. The financial and credit encyclopedic

dictionary / Under a general edition

of AG. Gryaznova M.: Finance and statistics, 2002;

3. Panskov V.G. Taxes and the taxation

in the Russian Federation: The textbook for higher education institutions. - 7th prod., additional and reslave. - M.: MTsFER, 2006. -592 pages;

4. The main directions of tax policy for

2017 and planning period of 2018 and 2019 [An electronic resource]. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/? id_4=116206

5. Revenue Statistics - OECD countries:

Comparative tables [An electronic resource]. URL: http:// stats.oecd.org/

О À

BS

S

if

oo

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.