ИССЛЕДОВАНИЕ ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
О.А. Родин, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-3-65-67
Аннотация. В данной научно-исследовательской статье анализируется текущее состояние пивоваренной отрасли в России, акцентируется внимание на влиянии экономических и политических факторов на производственные процессы. Анализируются показатели производства, продаж, потребительских возможностей, а также последствия санкций на пивоваренный рынок. Подчеркивается высокая доля отечественного пива в РФ и перспективы его роста как внутри страны, так и на международной арене.
Ключевые слова: пивоваренная отрасль, ценообразование, потребительские ожидания, отечественное пиво, потребитель.
Пивоваренная отрасль присутствует практически в каждом государстве, а история развития пивоваренной продукции может рассматриваться за 12 000 лет вместе с развитием зернового хозяйства. В России пивоварение представлено почти в каждом регионе собственной продукцией, а пиво остается главным алкогольным напитком, который занимает порядка 80% рынка алкоголя в натуральном выражении [1]. Данная отрасль подвержена высоким рискам, обусловленными тем, что пивной рынок является одним из самых зарегулированных: отчеты в ЕГАИС, маркировка, лицензии, контроль по качеству. При этом в 2024 году сохраняется высокая зависимость от зарубежного хмеля и оборудования, тогда как в России производится 5% от необходимого отрасли объема хмеля [5].
Вместе с тем, настоящее экономическое и политическое положение определяет основные тенденции в развитии данной отрасли. В Российской Федерации с 2022 года снижается количество импортного пива поскольку иностранные компании покидали российский рынок из-за угроз санкций и иного политическо-
го давления. Свободные ниши алкогольного рынка стали толчком для дальнейшего развития отечественного промысла, но при этом неблагоприятная экономическая ситуация создала ряд проблем.
Как известно, в кризис всегда потребляется на 5% больше крепкого алкоголя [2], тогда как общее увеличение потребления алкогольной продукции связывают также с притоком беженцев и перенаправлением внешнего туризма во внутренний, ввиду наложения санкций и увеличения стоимости путевок зарубеж. Импортное пиво занимает малую долю на российском рынке алкогольной продукции, тогда как в 2024 году на долю продукции, сваренной в России, приходится более 95% общего объема продаж [4].
В целях определения реальных тенденций в объемах спроса, предложения и экономического положения пивоваренной продукции следует определить основные показатели продаж, производства и цен. Сводная характеристика пивоваренной отрасли представлена в (табл. 1) с учетом последних данных 2024-го года.
Таблица 1. Сводная характеристика пивоваренной отрасли в РФ [1]
2020 2021 2022 2023 2024 (по ноябрь)
Средняя цена пива, 1л. 115,4 117,35 161,41 162,4 161,87
Объем продаж, млрд л 6,701 6,655 7,537 7,696 5,538
Объем производства, млрд л 6,944 7,038 7,041 7,155 -
Потребление пива на 1 человека, л 51,4 52,2 52,2 52,6 -
Продажи, трлн 0,8639 0,8847 1,216 1,249 8,916
В 2022 году четко прослеживается заметный рост средней цены пива в сравнении с ценами за прошлые периоды, что связано с началом проведения СВО и последующими санкциями. Соответственно, в данной цене производители, дистрибьюторы и розничные продавцы заложили будущие издержки, что позволило незначительно повышать цены в 2023-2024 годах. С 2020 по 2023 год рост составил 40,7%, тогда как цены на сырье и упаковку выросли на 30%, транспортные и логистические расходы на 40%, что привело к росту общей стоимости производства пивоваренной продукции на 17% [3]. Спрос на алкоголь повышается и составляет 8-18%, однако он не покрывает производственные мощности пивоваров, которые существенно превышают спрос внутри страны. С учетом ограничений на экспорт со стороны западных стран это является значительным барьером. В объеме продаж и производства отмечается существенный рост продаж с 2022 года, что при
увеличении потребления пива указывает на дальнейшее решение проблемы производственных излишек, тогда как отрицательная разница между объемом продаж и производства за 2023-2024 гг. покрывается за счет ранее накопленного объема продукции. При учете последующих ценовых изменений возникает высокая вероятность повышения цен на пивную продукцию в 2025-2027гг. ввиду высокой инфляции, ставки ЦБ и запланированного увеличения акциза на 2-4 рубля.
Оценка потребительских ожиданий является одним из основных параметров в ценообразовании и прогнозировании объема необходимой пивной продукции. Данный параметр во многом связан со стоимостью условного набора продуктов питания, который должен использоваться в расчете соотношения трат обычного человека исходя из его заработной платы. Характеристика потребителя представлена в (табл. 2) с указанием данных за 2024 год.
Таблица 2. Характеристика потребителя [6]
2020 2021 2022 2023 2024 (по сентябрь)
Средняя заработная плата 51344 57244 65338 74854 83480
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания 4 320,12 4 911,69 5 775,56 5 788,70 6 371,66
В 2020 году соотношение затрат на потребительскую корзину составлял 8,4%, в 2024 -7,6%. Увеличение средней заработной платы создает предпосылки к увеличению трат на алкогольную продукцию, тогда как рост цены пива за 1л и повышение заработной платы позволяет производителям повышать цены при высокой инфляции, что не сильно снизит объемы продаж. В оценке потребительских возможностей следует, что в 2020 году потребитель мог приобрести 445 единиц продукции, тогда как в 2023 году 461 единицу продукции по 1л. Вместе с тем, повышение цен является неизбежным процессом при изготов-
тующих и при модернизации, расширении собственного производства.
Таким образом, отечественная пивоваренная отрасль находится в достаточно уверенном состоянии несмотря на невысокий уровень локализации основного сырья для производства. При этом ценовая политика остается довольно мягкой с постепенным увеличением стоимости пивной продукции исходя из инфляционных ожиданий. В перспективе российское пиво может занять гораздо больший объем рынка как внутри страны, так и зару-бежом при улучшении рыночной конъюнктуры.
лении продукции из отечественных комплек-
Библиографический список
1. Первый анализ сегментов российской пивоваренной отрасли // Портал пивного рынка Profibeer. - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profibeer.ru/beer/pervyj-analiz-segmentov-rossij skoj -pivovarennoj -otrasH-2024/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения 16.11.2024).
2. Пива в России начали пить в десять раз больше, чем водки // Интернет-портал «Российской газеты». - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/02/13/gradus-slili.html (дата обращения 16.11.2024).
3. Российский рынок пива в 2024 году // Журнал «Российский продовольственный рынок». -2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://foodmarket.spb.ru/archive/2024/223165/223166/ (дата обращения 16.11.2024).
4. Пиво (рынок России) // интернет-портал «TAdviser». - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviserm/mdex.php/Статья:Пиво_(рынок_России) (дата обращения 14.11.2024).
5. Главный алкогольный напиток России: как меняется рынок пива // информационное агентство «РБК». - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/wine/news/66755b009a79476f42192199?ysclid=m3amk3gms263741738 (дата обращения 14.11.2024).
6. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания // Официальный интернет-ресурс «ЕМИСС». - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31481 (дата обращения 14.11.2024).
RESEARCH OF THE BREWING INDUSTRY: PRICING AND EVALUATION OF CONSUMER OPPORTUNITIES
O.A. Rodin, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This research article analyzes the current state of the brewing industry in Russia, focuses on the influence of economic and political factors on production processes. The indicators of production, sales, consumer opportunities, as well as the consequences of sanctions on the brewing market are analyzed. The high share of domestic beer in the Russian Federation and the prospects for its growth both domestically and internationally are emphasized.
Keywords: brewing industry, pricing, consumer expectations, domestic beer, consumer.