Научная статья на тему 'Исследование перспектив инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса с использованием форсайт-программ'

Исследование перспектив инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса с использованием форсайт-программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРСАЙТ / DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FORESIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуриев Т.Р.

В статье характеризуется технология разработки форсайт-программы, определяющая этапы проведения исследования перспектив инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, последовательность использования различных инструментов форсайта, а также задачи каждого этапа и инструмента и взаимосвязи между ними. Технология разработки форсайт-программы основывается на особенностях деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса и исходит из возможностей и ограничений, заложенных в каждом инструменте форсайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуриев Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE FORESIGHT PROGRAM

In article the technology of development of the foresight program, defining stages of carrying out research of prospects of innovative development of defense industry enterprises, sequence of use of various tools of foresight, and also a problem of each stage and the tool and interrelation between them is characterized. The technology of development of the foresight program is based on features of activity of defense industry enterprises and proceeds from opportunities and the restrictions put in each tool offoresight.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса с использованием форсайт-программ»

проблемы высокого износа парка коммунальной техники и, как следствие, низкое качество предоставляемых услуг. Аварийность коммунальной техники, отсутствие рыночных механизмов, позволяющих регулировать сферу предоставления коммунальных услуг, и неэффективность функционирования коммунальной сферы свидетельствуют об отсутствии эффективного управления в исследуемой отрасли хозяйствования.

Экономический эффект от разработки и использования федеральной целевой программы будет достигнут за счет снижения затрат на ликвидацию аварий, уменьшение доли утечек питьевой воды, тепла и т.д.

Таким образом, объективное стремление развивать парк коммунальной техники в соответствии с изменяющимися условиями жизни, включая и отечественных производителей коммунальных машин, обусловливает необходимость разработки комплексного подхода к решению задачи исследования путем формирования Федеральной целевой программы по развитию парка коммунальной техники в Российской Федерации.

Литература:

1. Федеральный закон от 6 октября 2010 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»№

131-Ф3 // СЗ РФ. - 2010. - №24.

2. Чернышов Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве: Комментарии. Практические рекоменда-ции.Нормативные документы/ Науч. ред. Е.В. Басин. - М.: Книжный мир, 1998. - 248 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 г. «Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники»№ 253 // СЗ РФ. - 2009. - № 13. - Ст. 1560.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. «Об утверждении правил распределения и предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники»№1184 // СЗ РФ. - 2010. - № 2. - Ст. 231.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. «О реализации Федерального закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд»№ 594 // СЗ РФ. - 1995. - № 28. - Ст.2669.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИИ

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРСАЙТ-

ПРОГРАММ

Нуриев Т.Р., соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета

Министерства обороны Российской Федерации

В статье характеризуется технология разработки форсайт-программы, определяющая этапы проведения исследования перспектив инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, последовательность использования различных инструментов форсайта, а также задачи каждого этапа и инструмента и взаимосвязи между ними. Технология разработки форсайт-программы основывается на особенностях деятельности предприятий оборонно-промышленного комп

лекса и исходит из возможностей и ограничений, заложенных в каждом инструменте форсайта.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; инновационное развитие; форсайт.

RESEARCH OF PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE FORESIGHT

PROGRAM

Nuriev T., the applicant, Management of the economy of production and repair of weapons and equipment chair, Military University of the

Russian Defense Ministry

In article the technology of development of the foresight program, defining stages of carrying out research of prospects of innovative development of defense industry enterprises, sequence of use of various tools offoresight, and also a problem of each stage and the tool and interrelation between them is characterized. The technology of development of the foresight program is based on features of activity of defense industry enterprises and proceeds from opportunities and the restrictions put in each tool offoresight.

Keywords: defense industrial complex; innovative development; foresight.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России, как базовая, комплексная отрасль национальной экономики характеризуется большим многообразием производств и видов технологического оборудования. Инновационная деятельность предприятий ОПК является решающим фактором их стабильного развития. Но, к сожалению, в последние годы инновационная активность как в национальной экономике, так и в оборонно-промышленном комплексе остается на крайне низком уровне. Это обусловлено, в частности, несовершенством информационно-аналитического обеспечения системы инновационной деятельности, низкой эффективностью деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности, устаревшей материально-технической и производственной базой предприятий ОПК, несовершенством системы подготовки научных кадров, старением специалистов, являющихся носителями ключевых технологий, нехваткой и оттоком за рубеж высококвалифицированных работников [1]. Эти обстоятельства являются основными причинами того, что главной проблемой ОПК является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

В современных экономических условиях конкурентоспособность предприятий ОПК в значительной мере зависит от уровня стратегического планирования и прогнозирования. Планирование инновационной деятельности в системе стратегического управления должно отвечать текущей ситуации в области инновационного развития предприятий ОПК, поскольку заведомо эффективными будут те инновации, которые позволят устранить недостатки в инновационном развитии и повысить эффективность не только инновационной деятельности, но и всей финансово-хозяйственной деятельности. Именно данный подход, основанный на планировании инновационной деятельности по результатам комплексного ее анализа, будет отвечать стратегическому развитию предприятий ОПК [2].

Прогностическое обеспечение представляет собой важный элемент системы стратегического управления инновационным развитием предприятий ОПК. Особое место в прогностической деятельности и разработке инновационной стратегии занимает практика определения приоритетов научно-технического развития с использованием инструментария форсайта. Исследование перспектив инновационного развития с использованием форсайта рассматривается многими не только технологически развитыми,

но и развивающимися странами в качестве важной технологии для формирования национальных и корпоративных стратегий и приоритетов, выявления новых возможностей и угроз, мобилизации ресурсов для реализации скоординированных мер [3].

В России форсайт-деятельность получила развитие в середине 1990-х гг. при подготовке первого национального перечня критических технологий. С 2007 г. отмечалась ее активность, а в 2009 г. деятельность была больше сосредоточена на определении ключевых технологических областей, обеспечивающих наибольшую пользу для общества и экономики. В январе 2012 г. по инициативе Российского управленческого сообщества в Москве состоялась первая сессия гражданской инициативы «ФОРСАЙТ Россия», где было принято решение провести ряд форсайт-сессий в регионах страны с целью обобщения и формулировки тезисов политико-экономической стратегии России на ближайшее будущее. Не смотря на зачаточный относительно опыта других стран этап использования инструментов форсайта в отечественной практике, его значимость в формировании устойчивого развития экономики существенна. Происходит постепенная интеграция форсайта в сферу стратегических решений.

Технология разработки форсайт-программы для исследования перспектив инновационного развития предприятий ОПК должна определять этапы, последовательность проведения исследований и, соответственно, последовательность использования различных инструментов форсайта; задачи каждого этапа и инструмента и взаимосвязи между ними. Технология разработки форсайт-программы должна основываться на особенностях деятельности предприятий ОПК и исходить из возможностей и ограничений, заложенных в каждом инструменте Форсайта [4]. Использование различных инструментов форсайта, организованных в единую программу, позволяет нивелировать ограничения, заложенные в каждом отдельно взятом инструменте, и провести, таким образом, комплексное исследование перспектив инновационного развития предприятий ОПК.

В технологию разработки форсайт-программы необходимо включить следующие этапы: аналитический; исследование перспектив инновационного развития предприятий ОПК, который включает выявление инноваций, которые могут появиться на рынке, оценку их значимости и исследование влияния геополитических, экономических, рыночных, социальных и других факторов на инновационное развитие предприятий ОПК; формирование научно-технической и производственно-технологической платформ (рисунок 1).

Задачей аналитического этапа является формирование информационной базы для исследований и проведение анализа сформи-

ровавшихся трендов, проблем и возможностей по широкому кругу социальных, экономических, экологических, а также научных и технологических проблем.

Задача формирования информационной базы решается в блоке «Сканирование и мониторинг». Сканирование и мониторинг (С&М) являются важнейшей составляющей форсайт-программы. Если этот блок структурирован в соответствии с задачами форсайт-программы и каждый из структурных блоков информационно достаточен, то в этом случае информация, собранная в ходе проведения сканирования и мониторинга, может быть использована на всех этапах разработки форсайт-программы. Потребность в информации следует выявлять, исходя из требований к информационному обеспечению на различных этапах форсайта, а в качестве источников информации можно рассматривать любые доступные источники.

Необходимо разделять сканирование и мониторинг. В том случае, когда разработка форсайт-программы не поставлена на регулярную основу, проводится сканирование. Если же разработка форсайта осуществляется с определенной периодичностью, целесообразно проводить сканирование и мониторинг. Для проведения мониторинга изменений информационной базой служат результаты сканирования, однако не все результаты сканирования отслеживаются. Необходима разработка фильтров для массива собранной информации и выделение таким образом показателей, тенденций и проблем, которые целесообразно отслеживать.

Первая крупная проблема, которая должна быть решена при разработке этого блока форсайт-программы, - это выделение основных блоков, по которым будет проводиться С&М. Вторая проблема - это структурирование выделенных крупных блоков.

Наука. Этот блок сканирования должен аккумулировать информацию о том, как развивается наука в стране и в различных странах мира, кто является лидером в различных областях науки, какие используются механизмы государственной поддержки, каков вклад частного сектора. Исходя из общих задач этого блока, выделяются следующие конкретные вопросы и показатели для сканирования.

Во-первых, на сегодняшний день основное бремя затрат на науку берет на себя государство, поэтому сканирование и мониторинг динамики бюджетных ассигнований на науку в различных странах мира является важным показателем того, какие страны являются лидерами и в каких областях и, соответственно, откуда можно ждать научных прорывов и конкурентов на рынке в ближайшем будущем. Выявление научных организаций - лидеров в различных областях науки - следует рассматривать в качестве важного результата форсайт-программы. Другим важным аспектом

Рис. 1. Технология разработки форсайт-программы для исследования перспектив инновационного развития предприятий ОПК

сканирования являются механизмы государственной поддержки.

Во-вторых, во многих областях науки отмечается интерес со стороны частного сектора, причем частный сектор финансирует не только прикладные исследования и разработки, но и проблемно-ориентированные фундаментальные исследования. Это те области, где спрос на рынке уже проявляет себя, либо ожидания частного сектора относительно динамики спроса достаточно высоки. Поэтому сканирование затрат частного сектора на науку, а также структуры этих затрат является важной информацией для форсайт-программы инновационного развития предприятий ОПК.

В-третьих, важной задачей сканирования является выявление тех научных областей и дисциплин, тех «точек», где ожидаются научные прорывы и, соответственно, проведение последующего мониторинга этих «точек зарождения новых технологий».

В-четвертых, ценной информацией для форсайт-программ является библиометрическая и патентная информация, причем библиометрическая информация по своей значимости превосходит патентную. Библиометрическая информация отражает те области науки, где концентрируется научный потенциал, а, следовательно, можно ожидать как научные прорывы, так и поток инноваций. Патентная информация отражает те научные знания, которые уже готовы к конвертации в рыночный продукт. Однако многие результаты исследований и разработок не патентуются.

Наконец, области применения результатов исследований и разработок в различных отраслях и секторах экономики также являются важным результатом любых форсайт-программ, причем результаты исследований и разработок могут быть использованы одновременно в нескольких отраслях или секторах экономики.

Технологии. Вопросы сканирования технологий переплетаются со сканированием науки, но это другой аспект анализа, так же как и информационная база, которая может быть использована для этих целей. Задачами этого блока является выявление и группировка технологий военного и двойного назначения в зависимости от периода времени, когда они могут появиться на рынке, по отраслям и секторам экономики, где они могут быть использованы, а также по конкретным областям технологий. Важно в каждой из крупных областей выделить более дробные сектора. Ценной информацией является та, которая позволяет очертить влияние, которое они могут оказать в перспективе на развитие экономики, на обеспечение оборонной безопасности, на развитие других научно-технических областей, а также оценить их вклад в решение экологических и социальных проблем. Информационным источником для этого раздела служат главным образом национальные форсайт-программы. Еще одной важной областью сканирования является формирование базы данных технологических дорожных карт, разработанных в различных национальных программах форсайта.

Экономика. При сканировании экономического фона особое внимание должно быть уделено двум проблемам. Первоочередной задачей является выявление и отслеживание тех экономических, социальных и оборонных проблем, в решение которых существенный вклад могут внести инновации. При этом важно выявить факторы, которые будут усугублять эти проблемы, а также возможности в других областях развития науки и технологий, которые потенциально могут внести свой вклад в решение этих проблем. Вторым важным аспектом является развитие рынка. Показателями сканирования являются такие, как количество компаний на рынке, их группировка в различных отраслях и секторах экономики. Особую значимость имеют оценки динамики рынка (инвестиции и объем продаж) на среднесрочную и краткосрочную перспективу, а также их динамика в ретроспективный период.

Социальная сфера. В любой области развития науки и технологий выявление тех социальных проблем, в решение которых данная область инновационного развития может внести существенный вклад, имеет важное значение.

Геополитика и политика. Инновационное развитие в значительной степени зависит от формирующихся геополитических блоков, от механизмов защиты рынков национальными правительствами и региональными блоками, от технических и экологических стандартов, которые будут разработаны и будут использоваться для защиты рынков.

Программы форсайта в области инновационного развития. Национальные программы форсайта, уже разработанные в других странах, являются важным источником информации и могут подпитывать информацией все выделенные выше блоки (в большей или меньшей степени). Однако кроме экономической, экологиче-

ской, научно-технической информации важное значение имеет отслеживание методологии разработки форсайт-программ.

Анализ сформировавшихся тенденций внешнего фона и стартовых условий инновационного развития предприятий ОПК производится в блоке «Бенчмаркинг». На этом этапе разработки форсайт-программ целесообразно проведение анализа по следующему блоку вопросов:

- сопоставительный анализ научно-технического и производственно-технологического потенциалов;

- анализ тенденций развития рынка;

- анализ использования результатов исследований и разработок в области технологий военного и двойного назначения другими отраслями и секторами экономики;

- сопоставительный анализ форсайт-программ в области инновационного развития.

Анализ научно-технического и производственно-технологического потенциалов целесообразно проводить, используя как статистическую информацию, так и качественную информацию из блока «Сканирование и мониторинг». В качестве статистической информации следует использовать такие показатели, как бюджетные ассигнования на науку и их структура, а также затраты частного сектора. Своего рода индикатором лидирующих положений отдельных областей науки являются иностранные инвестиции и международные проекты. Целесообразно также проведение сопоставительного анализа российских приоритетов в области технологий военного и двойного назначения с приоритетами других стран. Важное значение в этом блоке анализа имеет сопоставление потенциала ведущих российских школ в области технологий военного и двойного назначения с их конкурентами в странах-лидерах.

Анализ тенденций развития рынка следует начинать с анализа количества компаний в различных отраслях и секторах экономики и сопоставления этих показателей с аналогами в других странах. При анализе компаний следует выделить крупные компании, малый бизнес и отдельно малый бизнес на стартовой стадии.

В задачи анализа рынка входит не только анализ количества компаний на рынке и их позиций, но и выявление потенциальных потребностей рынка, а также сформировавшихся и потенциальных барьеров. Потенциальные потребности рынка можно очертить, анализируя экономические и социальные проблемы, в решении которых технологии военного и двойного назначения могут сыграть существенную роль, а также мотивации товаропроизводителей. Барьеры развития рынка технологий военного и двойного назначения могут иметь различную природу: экономическую, правовую, институциональную.

Результаты бенчмаркинга являются основной для проведения SWOT-анализа, в задачи которого входит выделение в сжатом виде сильных и слабых позиций, а также возможностей и проблем инновационного развития. Для проведения SWOT-анализа целесообразно создать экспертную группу из различных субъектов политики (ученые, эксперты корпоративного сектора, чиновники структур власти и представители общественных организаций). При формировании экспертной группы следует предусмотреть, чтобы эксперты для SWOT-анализа в последующем входили бы также в состав панели для разработки сценариев.

Следующим этапом разработки форсайт-программы является исследование перспектив инновационного развития предприятий ОПК. Для этих целей могут использоваться три инструмента: Дельфи-метод, построение сценариев, технологические дорожные карты.

Центральные позиции занимает Дельфи-метод. Дельфи позволяет выделить те технологии военного и двойного назначения, которые внесут существенный вклад в обеспечение конкурентоспособности, решение оборонных, социальных, экологических проблем и в развитие других областей науки и технологий. Ядром Дельфи-метода является опрос экспертов, проводимый в два раунда. В первом раунде экспертам предлагается дать оценки относительно инновационных позиций (конкретных инноваций), включенных в опросный лист, по показателям, которые выделены для характеристики каждой инновационной позиции. Результаты первого раунда обрабатываются, и во втором раунде экспертам предлагается еще раз оценить инновационные позиции по выделенному кругу показателей, при этом эксперты получают среднестатистические значения показателей для каждой инновационной позиции, рассчитанные на основании первого раунда.

Если сравнивать Дельфи с другими методами опроса экспертов, то его преимущества не вызывают сомнений, поскольку он позволяет:

- во-первых, аккумулировать экспертные оценки широкого круга экспертов;

- во-вторых, вносить элемент дискуссии между экспертами, поскольку во втором раунде каждый эксперт получает оценки, полученные как результат работы панели экспертов в первом раунде и, соответственно, каждый эксперт может пересмотреть свои оценки либо, напротив, продумать те аргументы, которые предопределили отличие его индивидуальных оценок от оценок, сделанных панелью экспертов;

- в-третьих, анонимность Дельфи позволяет избежать давления авторитетов.

Следует отметить, что классический Дельфи имеет и ряд недостатков. Во-первых, он позволяет выявить и приоретизировать возможности науки, новые технологии, которые могут появиться на рынке, но не позволяет увязать их с различными вариантами динамики спроса на продукцию и услуги в перспективе, а также с геополитическими, культурными тенденциями, с теми регуляторами рынка, которые могут быть введены в перспективе на национальных и региональных рынках. Кроме того, по ряду технологических позиций нет консенсуса среди экспертного сообщества. Это создает опасность, что некоторые технологические позиции могут быть недооценены большинством экспертного сообщества и могут не попасть в разряд приоритетов. Это требует как модификации самой технологии проведения Дельфи-опроса, так и его увязывания с разработкой сценариев.

Во-вторых, при использовании классического Дельфи существует опасность, что на выходе будет получена своего рода экстраполяция сформировавшихся технологических тенденций. Чтобы этого не произошло, необходимо включить в опросный лист вопрос о возможных научных прорывах, а также включить в панель экспертов различных субъектов политики - ученых, экспертов оборонно-промышленного сектора, лиц, принимающих решение в структурах власти, потребителей инноваций. Для бы-строразвивающихся областей науки и технологий очень важное значение имеет выявление новых научных прорывов и новых рынков, предопределенных новыми прорывами, а также оценка новых технологий различными субъектами политики.

Таким образом, недостатки, присущие методу Дельфи, с одной стороны, и особенности развития технологий военного и двойного назначения, с другой стороны, требуют существенной модификации технологии проведения Дельфи-опроса.

Задача увязывания перспектив инновационного развития предприятий ОПК с возможными геополитическими, экономическими и социальными тенденциями решается в блоке «Сценарии». Сценарии позволяют исследовать возможные альтернативные варианты в развитии внешней среды (экономика и рынки, социальная сфера и система ценностей, экология, смежные научно-технические области), а также оценить динамику рынка и траекторию инновационного развития в различных сценарных альтернативах.

Для построения сценариев необходимо сформировать сценарную группу. Сама сценарная группа должна быть междисциплинарной и, кроме того, она должна включать в свой состав различных субъектов политики: ученых, частный сектор, представителей структур власти и общественных организаций. Такой подход к формированию сценарной группы, во-первых, обеспечит аккумулирование знаний экспертов из разных областей, что является своего рода залогом более глубокого понимания перспектив инновационного развития, а во-вторых, формирует предпосылки для конструктивного диалога между различными субъектами политики, что создает основу не только для более глубокого понимания перспектив инновационного развития, но и для разработки скоординированных действий.

Исходная информация для построения сценариев поступает практически из всех блоков, а именно из блоков «Сканирование и мониторинг», «Бенчмаркинг», «SWOT», «Дельфи» и «Дорожные карты».

Информацию из блока «Сканирование и мониторинг» важно обработать и сгруппировать по основным блокам развития внешней среды (геополитика, экономика, социальные и экологические проблемы), а также по основным проблемам развития технологий (страны - лидеры в отдельных областях технологий, регуляторы политики, используемые различными странами, преференции потребителей технологий). Важно иметь информацию как ретроспективную, так и прогнозную.

Из блока «Бенчмаркинг» и «SWOT» важно аккумулировать информацию, касающуюся стартовых условий и стартового потенциала технологий России в сопоставлении со стартовым потенциалом других стран.

Из блока «Дельфи» необходимо проанализировать информацию относительно барьеров и неопределенностей развития технологий, а также механизмов политики, которые, по мнению экспертов, важно использовать для поддержки и регулирования инновационного развития в перспективе.

Важную роль в построении сценариев играют «Дорожные карты». Они представляют информацию о конкретных технологических событиях, которые могут изменить траекторию развития в будущем либо существенно повлиять на нее.

На этапе исследования перспектив инновационного развития предприятий ОПК построение дорожных карт основывается на результатах Дельфи. Дорожные карты должны показать, на каком этапе инновационного цикла находятся отдельные технологии, и в какой период времени ожидается их выход на рынок, а также какие технологии можно ожидать в различных областях. Дорожные карты целесообразно строить в двух ракурсах: по отдельным областям технологий и тематическим группам, а также по отраслям и секторам использования технологий. Потребителями дорожных карт по областям и тематическим группам являются ученые и структуры власти, принимающие решения о приоритетах инновационного развития предприятий ОПК. Эти карты целесообразно использовать в блоке «научно-техническая и производственно-технологическая платформы» для формирования приоритетов науки и технологий. Потребителями дорожных карт по отраслям ОПК являются соответствующие предприятия. Эти карты целесообразно использовать в блоке «Сценарии».

Вся информация о ретроспективе и о тенденциях инновационного развития предприятий ОПК в будущем аккумулируется в блоке «научно-техническая и производственно-технологическая платформы». Задачей этого блока является разработка стратегии инновационного развития предприятий ОПК, формирование научных и технологических приоритетов и механизмов государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.

Целью разработки научно-технической и производственно-технологической платформ для инновационного развития предприятий ОПК является формирование научных и технологических приоритетов, аккумулирование ресурсов на их реализацию, формирование государственно-частного партнерства и разработка механизмов поддержки приоритетных технологий. Этот блок увязывает результаты исследований о перспективах инновационного развития предприятий ОПК с разработкой государственной политики.

Информационной базой для разработки научно-технической и производственно-технологической платформ служит информация из всех блоков форсайт-программы. Научно-техническая и производственно-технологическая платформы должны включать следующие блоки:

- долгосрочные стратегические цели;

- краткая характеристика стартовых условий, включая сильные и слабые стороны, открывающиеся новые возможности и угрозы;

- стратегические направления для достижения поставленных целей;

- приоритетные направления инновационного развития;

- план действий и комплекс взаимоувязанных механизмов поддержки приоритетных направлений инновационного развития.

Разработка платформ должна начинаться с разработки стратегии, в которой формулируются стратегические цели, дается краткая характеристика стартовых условий, формируются блоки приоритетных технологий и стратегические механизмы политики.

Информационной основой для разработки стратегии служат сценарии. Нормативный сценарий служит скелетом стратегии. Он является основой для формирования стратегических, но реалистичных целей, а также для определения стратегических направлений деятельности. При разработке стратегических направлений производится сопоставительный анализ различных сценарных альтернатив и таким образом очерчивается комплекс мер, необходимых для нивелирования отрицательных тенденций (информация из тех вариантов сценариев, которые рассматриваются как нежелательные), и комплекс мер для поддержки позитивных тенденций в области инновационного развития (из нормативного сценария).

Вторым этапом разработки платформ является формирование развернутого перечня направлений инновационного развития. Этот этап требует проведения большой аналитической работы силами аналитической группы на основании информации из следующих блоков форсайт-программы: «Сценарии», «Дорожные карты», «Дельфи».

Первым шагом является приоритезация технологий: выделение технологий, которым присваивается наивысший приоритет, а также приоритеты второго и третьего уровней. Исходной информацией служит Дельфи (перечень технологий, полученный в результате первого этапа приоритезации) и сценарии. Наивысший приоритет, на наш взгляд, следует присваивать технологиям, рыночный спрос на которые либо их значимость для обеспечения обороноспособности и социальной стабильности будут высокими для всех сценарных альтернатив. Приоритет второго уровня следует присваивать технологиям, которые получили наивысший ранг у всех субъектов политики в Дельфи-опросе, то есть относительно которых уже есть консенсус между различными субъектами политики и потребителями инноваций. Приоритет третьего уровня следует присваивать технологиям, которые используются одновременно в различных отраслях и секторах экономики.

Вторым шагом на этом этапе является анализ дорожных карт. Тематические дорожные карты следует проанализировать на предмет взаимодополняющих технологий, то есть тех технологий, разработка и использование которых зависит от разработанности другой или других технологий. Для взаимодополняющих технологий необходимо проанализировать время их разработки и появления на рынке, а также при необходимости следует разработать

меры для согласования временных горизонтов.

Третьим шагом является обсуждение приоритетных направлений различными субъектами политики и принятие окончательного решения о развернутом списке приоритетных направлений инновационного развития.

Четвертым этапом разработки платформы является формирование механизмов политики для приоритетных технологий первого, второго и третьего уровней. Для этих целей следует использовать информацию из Дельфи-опроса (механизмы политики, предложенные экспертами) и информацию из сценариев.

Литература:

1. Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, 22 сентября 2010 года, Московская область, Раменское: Ьйр://пре-зидент.рф/выступления/8985.

2. Закутнев С.Е. Особенности организации планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса / С.Е. Закутнев, Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 27 (264).

3. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: Монография / Н.В. Гапоненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008. - 239 с.

4. Чистов И.В. Разработка форсайт-программы для исследования перспектив инновационного развития организаций ОПК / И.В. Чистов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2014. - № 9.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елисеев О.В., соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета

Министерства обороны Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье обосновывается тезис о том, что развитие контрактного механизма как фактора повышения эффективности исполнения государственного оборонного заказа должно базироваться на многообразии форм контрактов и формировании четко регламентируемого, но в то же время достаточно гибкого механизма контрактных соглашений, позволяющего государственным заказчикам эффективно осуществлять государственные оборонные закупки.

Ключевые слова: государственный контракт; ценообразование; управление рисками.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CONTRACT ACTIVITY

Eliseev O., the applicant, Management of the economy of production and repair of weapons and equipment chair, Military University of the

Russian Defense Ministry

The thesis locates in article that development of the contract mechanism as a factor of increase of efficiency of execution of the state defensive order has to be based on variety of forms of contracts and formation accurately regulated, but at the same time rather flexible mechanism of contractual agreements allowing the state customers effectively to carry out the government defensive procurements.

Keywords: state contract; pricing; risk management.

Анализ практики заключения и исполнения оборонных контрактов позволил выявить ключевые проблемы в данной сфере, в частности:

- регулярное нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных государственными контрактами;

- исполнение государственных контрактов с превышением заранее определенных ресурсных ограничений на их реализацию;

- невозможность адаптации контрактов к изменению внешних условий;

- неразвитость системы типовых государственных контрактов;

- отсутствие схем и механизмов управления исполнением государственных контрактов;

- отсутствие системы многоуровневого мониторинга исполнения государственных контрактов.

Во многом указанные проблемы обусловлены неразвитостью института контрактного права в нашей стране. Введение единой нормативной модели государственного контракта по конкурентным закупкам в условиях инфляционных процессов, недостатка ликвидных средств у предприятий обусловливает высокий риск невыполнения обязательств.

Вместе с тем мировая и отечественная практика государствен-

ных закупок выработала определенную типологию контрактных соглашений, которые в той или иной мере используются в экономике каждой страны [1]. Для контрактного механизма Государственного оборонного заказа (ГОЗ), по мнению автора, необходимо внедрение следующей типологии государственных контрактов.

1. По типу предмета государственного контракта. Данная классификация включает основные виды государственных контрактов, предметом которых являются научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, серийное производство оборонной продукции, ремонт, модернизация, утилизация, либо единый заказ (на весь жизненный цикл).

Многообразие предметов государственных контрактов требует применения различных условий. Следовательно, на уровне государственных заказчиков целесообразно разработать систему типовых государственных контрактов, содержащую проекты контрактов, типовые формы иных необходимых документов, а также методические рекомендации по применению типовых контрактов. Более того, должны быть разработаны типовые государственные контракты, предусматривающие возможность объединения в случае, если разработку и производство изделий осуществляет одна организация в рамках одного контракта выполнения НИОКР и последующего вне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.