УДК 378.4
Исследование передового опыта европейских вузов по формированию учебных
научно-инновационных комплексов
Кривошеева Татьяна Михайловна,
к.э.н., доцент, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.
Москва
The author summarizes research on the organization and functioning of university educational research and innovation systems in Europe.
В статье представлены обобщенные материалы исследований посвященных вопросам организации и функционирования университетских научно-инновационных комплексов в странах Европы.
Key Words: university research and innovation complex, industrial park, innovative complex
Ключевые слова: университетский научно-инновационный комплекс, технопарк,
инновационные комплексы
Университетские научно-инновационные комплексы являются новой перспективной формой интеграции науки, образования и производственных сил на региональном уровне. Спектр их деятельности может быть представлен тремя основными компонентами: научный модуль, учебно-методическая база, инновационно-технологический модуль.
В современном виде УНИКи для нашей страны - явление новое, а с учетом перспективы перехода национальной экономической системы на инновационный путь развития актуальность изучения вопросов, связанных с их организацией и функционированием, не вызывает сомнения.
С целью внедрения передового зарубежного опыта в отечественную практику обратимся к материалам об организации и функционировании университетских комплексов в европейских странах.
С точки зрения хронологии появления университетских комплексов страны Европы можно разделить на три группы (табл. 1).
Таблица 1
Хронология организации университетских комплексов в странах Европы
Г руппа Страны группы Временной Характеристика группы
период
возникновения
УНИКов
1 группа Великобритания, Франция, Бельгия Первая половина 70-х годов ХХ в. «Пионеры», создавшие хоть и немногочисленные, но полностью сформированные действующие университетские комплексы
2 группа Г ермания, Нидерланды, Швеция, Финляндия После 1980 г. Эта группа стран активно включилась в процесс организации комплексов и стала энергично догонять первую, так что к середине 90-х прошлого века они сравнялись по показателям функционирования
3 группа Швейцария, Австрия, Норвегия, Испания, Португалия, Дания, Италия Начало 90-х годов ХХ в. Инновационные комплексы создаются интенсивно и по сей день, а уже функционирующие имеют колоссальный потенциал для развития при проведении инновационно-ориентированной политики государства
В Британии первый комплекс возник в 1972 году при университете Хериота-Ватта (He-riot-Wati) на востоке Шотландии, второй - в 1973 году при колледже Троицы Кембриджского университета.
Во Франции три первых комплекса в 1970-1973 годы были созданы в Гренобле (Zirstde Meylan-Grenobl), в Нанси (Nancy-Brabois Technological Pole) и наиболее известный Международный комплекс (парк) Валбонн - София Антиполис недалеко от Ниццы.
В Бельгии первый комплекс сложился в Лейвене, восточнее Брюселя (Leiven-Haasrode research park), а вскоре и еще три - в самом Брюсселе, в Ловен-ля-Нев (Lovain-La-Neuve) и в Льеже (Liege).
Особую активность из стран второй группы проявила Германия, потому что возникла своего рода конкуренция между отдельными землями Г ермании, каждая из которых стремилась форсировать у себя развитие наиболее современных отраслей науки и промышленности. Следует заметить, что наибольшее распространение в Германии получили инновационные бизнес-инкубаторы.
Под термином комплекс нередко понимаются разного типа организации, разные модели. Единой европейской модели УНИКов не существует.
Наиболее типичным для большинства стран являются комплексы, которые часто называют инновационными центрами. Названные центры значительно различаются по размерам, составу фирм-клиентов, степенью привязки к базовым исследовательским институтам или учебным заведениям. Во всех случаях цель создания комплекса состоит в ускорении реализации научных разработок, оживлении экономической активности, создании
новых рабочих мест. Однако акцент может делаться либо на первой из перечисленных составляющих (реализация нововведений), либо на последней (занятость), и соответственно меняются основное содержание деятельности конкретного комплекса, критерии отбора участников и набор услуг.
Как правило, создаются УНИКи главным образом за счет капитальных вложений центрального, регионального или местного правительства (чаще всего усилия объединены), а в ряде случаев - с помощью дотаций из централизованных фондов Европейского союза.
Это свидетельствует о том, что создание инновационных комплексов - не стихийный процесс, а одна из составляющих планомерной государственной научно-технической политики, направленной на ускорение и облегчение структурной перестройки экономической системы на наукоемкую основу.
Стихийно складывающиеся агломерации предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, подобные американским регионам науки в Массачусетсе и Калифорнии, в Европе тоже есть, но с инновационными центрами их здесь напрямую не связывают, изучены эти регионы пока мало, кроме английского «феномена Кембриджа».
Рассмотрим более подробно функционирования South Bank Polytechnic в Великобритании. South Bank Polytechnic относится к числу высших технических учебных заведений, целая группа которых была создана в Британии в конце 50-х - первой половине 60-х годов ХХ века.
Университеты Великобритании делятся «по возрасту» на три основные группы. К первой относятся те, что были основаны еще в Средние века, например, Кембриджский (1209), Оксфордский (конец XII в.), Эдинбургский (1583). Ко второй - университеты промышленных центров, возникшие на рубеже XIX-XX вв., когда каждый крупный и достаточно богатый город считал необходимым обзавестись своим вузом. Таковы университеты в Ливерпуле, Манчестере, Бирмингеме, Шеффилде, Глазго и т.д. Третью группу составляют технические колледжи и политехникумы послевоенных годов, организованные правительством в целях удовлетворения потребности обновляющейся промышленности в кадрах технических специалистов.
Поскольку комплекс, о котором идет речь, строился в расчете на взаимодействие с политехникумом, он называется технопарком, а не научно-исследовательским комплексом. Последнее название применяется обычно к комплексам, связанным с более древними университетами.
Дело тут не только в специализации или возрасте вуза. Как правило, старинный университет - довольно богатое учреждение. Он является собственником участка земли, которая сегодня находится в границах городов и стоит очень дорого. Многие колледжи старых университетов обладают и немалым накопленным за века капиталом, вложенным в акции
44
банков, промышленных предприятий и т.д. Политехникумы же ни значительной территории, ни капиталов не имеют, существуют на государственные дотации и плату, вносимую студентами за обучение. Из этого следует, что самостоятельно организовывать исследовательские центры им негде и не на что, они могут выступить лишь в качестве энтузиаста-инициатора, партнера, но не владельца комплекса. Именно так обстояло дело с технопарком на южном берегу. Инициативу проявил директор политехникума, профессор Бисон, который до назначения на этот пост в 1980 году несколько лет работал профессором в одном из университетов Калифорнии и вернулся оттуда с множеством идей по поводу использования опыта американских вузов на британской почве. Одной из таких идей было создание при политехникуме технопарка. Бисона поддержали правительство и одна из самых крупных страховых компаний страны Prudential Insurance Co, технопарк был включен в программу преодоления проблем центров больших городов, где не хватает рабочих мест и наблюдается отток населения в связи с неблагоприятной экологической обстановкой.
Результат получился не совсем тот, на который рассчитывали организаторы: комплекс за год-полтора был заполнен фирмами-клиентами, часть из них значительно выросла, и вышел на одно из первых мест в стране по суммарному обороту и доходам размещенных здесь высокотехнологичных компаний. К 1989 году их было 50, причем 10 компаний занимали около половины всех площадей. SBP попал в число лидирующих комплексов страны, но превратился по существу просто в обычное арендуемое производственное здание. Конвейера не получилось. Клиенты преуспевали, однако никуда не выезжали, а связи их с политехникумом довольно быстро ослабли: освоив свой бизнес, фирмы не испытывали потребности в дальнейшей помощи со стороны вуза.
Для устранения данной проблемы современное правление South Bank Polytechnic разработало и утвердило схему прохождения фирм-клиентов через технопарк, рассчитанную на 3-4 года.
Данная схема предусматривает несколько этапов.
1. Отбор нового клиента из числа претендентов. Критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, но этот договор требует ежемесячного подтверждения сторон и может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент обязан в месячный срок освободить занимаемую площадь.
2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Здесь клиент получает финансовую, техническую, технологическую и прочую помощь на льготных условиях. «SBP»
имеет контракты с 35 консультантами по разным аспектам деятельности малых фирм из числа преподавателей университета.
3. Становление и рост фирмы (2-3 года), увеличение количества ее работников. Если начинают обычно 1-2 человека, то в случае удачного хода дел количество их возрастает до 5, а затем и до 10-20 человек. По мере укрепления положения клиента, технопарк постепенно сокращает свою помощь: арендная плата увеличивается почти до уровня общепринятого в данном районе, возрастает плата за услуги, и условия деятельности клиента приближаются к тем, что существуют во «внешнем мире».
4. Выход фирмы из технопарка. Администрация последнего помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать. Поскольку SBР приобретает часть акций успешно развивающихся в стенах парка компаний, ее связи с ними будут сохраняться и после переезда, но уже на иных условиях, не предусматривающих каких-либо официальных льгот.
Таким образом, технопарк на южном берегу, преуспевая в коммерческом плане, отклонился от выполнения первоначальных задач и в настоящее время реализует классическую концепцию «инкубатора».
Интересен опыт создания научно-исследовательского комплекса Кильского университета в г. Сток-он-Трент. Комплекс официально открылся в 1987 году. Площадь отведенного для него участка составляет 15 акров. Инициативу проявил университет, рассматривая строительство парка в качестве решительного шага в направлении интеграции вуза с промышленностью, установления тесных и долгосрочных связей с ней. Основные расходы, связанные с созданием комплекса, легли на университет. Расположен он в сельской местности, крупных промышленных центров в непосредственной близости нет. Сток-он-Трент - небольшой провинциальный город, вернее, конгломерат из трех «сросшихся» городков. Местные власти участвуют только в административном руководстве комплексом, и финансовые средства не выделяют.
Наплыва клиентов не наблюдается (возможно, из-за особенностей расположения), поэтому и отбора практически нет. Стараются принять в комплекс фирмы, прочно стоящие на ногах или с очень четкой и близкой перспективой. Договоры с арендаторами заключаются на длительные сроки, до 21 года, иначе их привлечь не удается. Университет предоставляет стандартный для научного комплекса набор услуг, как консультативных, так и бытовых (столовая, библиотека), однако клиенты пока слабо используют возможности, связанные с научным потенциалом вуза.
Технологический центр г. Лафборо был открыт в 1984 году. Он построен на земле, принадлежащей муниципальному совету графства Лестершир, и на его средства, является собственностью совета и управляется одним из его отделов. Территория центра примыкает к
46
кампусу Лафборского технологического университета и к участку, занимаемому Лафборским колледжем искусства и архитектуры. Технологический университет в Лафборо - один из крупнейших технических вузов и центров фундаментальных и прикладных исследований страны в области естественных наук. Строя технологический центр, муниципалитет Лестершира ориентировался на тесное сотрудничество с университетом. Организацию такого сотрудничества взяла на себя фирма Loughborough Consultants Ltd, а в самом университете за кооперацию с технологическим центром отвечает специальная группа, возглавляемая одним из профессоров.
Технопарк располагает 34 модулями и сдает их в аренду на три года. Университет предоставляет (за плату) консультантов, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, испытательными стендами, мастерскими, компьютерным центром, средствами коммуникаций. Кроме того, клиенты центра могут использовать спортивные площадки, бассейн и прочие рекреационные сооружения университета на тех же условиях, что и сотрудники последнего.
Как показывает практика «отпочковываются» от университета в основном, фирмы, основанные бывшими преподавателями.
В 1983 году начал свою работу Научный комплекс Брадфордского университета, г. Брадфорд. Он был создан по совместной инициативе местных властей и университета. Основной причиной создания данного комплекса послужила модернизация традиционной промышленности, проводимая в то время.
Город и его округа входили в число районов, наиболее сильно пострадавших от процессов модернизации и объявленных правительством своего рода зоной бедствия. Для помощи таким районам правительство развернуло несколько крупных программ развития и оздоровления экономики.
Университет обязался оказывать научно-техническую помощь, а также дать возможность клиентам комплекса пользоваться университетской библиотекой, столовой, спортивными сооружениями, конференц-залами и т.д.
Научный комплекс г. Шеффилда открылся в 1987 году. Мотивы создания научного центра те же, что и в большинстве рассмотренных выше примеров, в первую очередь - упадок традиционных отраслей хозяйства (сталь, уголь, металлические изделия, особенно посуда и столовые приборы), безработица, необходимость развития новых видов производства. Активное участие в организации и текущей деятельности научного комплекса принимает университет города и политехникум.
Положительные результаты, с начала основания, обеспечиваются тщательным отбором претендентов. Стремление претендентов попасть в исследовательский комплекс объясняется не
47
столько прямыми выгодами, которых не так уж много, сколько выгодами косвенными. Принадлежность к научному сообществу стала хорошей рекламой, способствует авторитету в коммерческих кругах. Высоко ценятся также возможность тесного общения с другими фирмами, находящимися в сходных условиях, возможность сотрудничать с ними, организовывать совместные проекты и т.п.
В Шеффилдском университете есть сильный медицинский факультет и при нем -большой госпиталь. Поэтому в настоящее время активно обсуждается вопрос создания еще одного научно-исследовательского центра, специализированного на медико-биологических разработках.
Учитывая, что Россия в активную стадию инновационного развития вступила только в начале 2000-х годов, формы организации отечественных УНИКов будут отличаться от тех, которые создавались в европейских странах первой и второй группы, но для эффективного функционирования этих объектов инновационной инфраструктуры необходимо учитывать опыт функционирования аналогичных структур за рубежом.
Литература
1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 2005.
2. www.investments.com (Дата обращения 1 февраля 2010 года)
3. www.raexpert.ru/researches/technopark/part2 (Дата обращения 7 февраля 2010 года)
УДК 378.4
Мониторинг кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в вузах
Леонова Валентина Петровна,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория»,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
prorektor [email protected]
The article deals with HR improvement to support innovation in the higher education institutions. In addition, the author discusses the training trends for scientific, research and teaching staff.
Статья посвящена вопросам кадрового обеспечения инновационной деятельности высших