Научная статья на тему 'Исследование параметров современных электроприводов с использованием информационно-измерительной системы'

Исследование параметров современных электроприводов с использованием информационно-измерительной системы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
69
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД / ELECTRIC DRIVE / АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / INDUCTION MOTOR / ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / BRUSHLESS MOTOR / ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INFORMATION MEASURING SYSTEM / LABVIEW / НАГРУЗОЧНЫЙ СТЕНД

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Белов Николай Витальевич, Горкин Валерий Павлович, Жматов Дмитрий Владимирович

Проведены экспериментальные исследования на нагрузочном стенде с измерением входных и выходных мощностей: активной, реактивной и полной мощности электропривода и коэффициента используемой мощности. В результате исследования была создана информационно-измерительная установка, включающая аппаратно-программные средства управления и разработанное в среде LabVIEW программное обеспечение для сравнения различных типов электродвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Белов Николай Витальевич, Горкин Валерий Павлович, Жматов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of modern electric drives’ parameters with the information measuring system

Research of active, reactive and complex power and used power coefficients of electric drives was performed. As a result, we develop the information measuring system which includes hardware and software control tools and a LabVIEW-based pro gram for different types of electric motors’ comparison.

Текст научной работы на тему «Исследование параметров современных электроприводов с использованием информационно-измерительной системы»



УДК 621.317

Исследование параметров современных

электроприводов с использованием информационно-измерительной системы

Н. В. Белов,

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, заведующий кафедрой электротехники и электроники, кандидат технических наук, доцент

В. П. Горкин,

Университет машиностроения (МАМИ), старший преподаватель кафедры автомобильной электроники

Д. В. Жматов,

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, доцент кафедры электротехники и электроники, кандидат технических наук

Проведены экспериментальные исследования на нагрузочном стенде с измерением входных и выходных мощностей: активной, реактивной и полной мощности электропривода и коэффициента используемой мощности. В результате исследования была создана информационно-измерительная установка, включающая аппаратно-программные средства управления и разработанное в среде LabVIEW программное обеспечение для сравнения различных типов электродвигателей.

Ключевые слова: электропривод, асинхронный двигатель, вентильный двигатель, информационно-измерительная система, нагрузочный стенд, LabVIEW.

В Московском институте энергобезопасности и энергосбережения разработан комплекс для решения учебно-исследовательских задач по идентификации электрических параметров электроприводов с асинхронными и вентильными электродвигателями с использованием информационно-измерительной системы. Испытания электроприводов на разработанном лабораторном стенде проводятся в режиме Б1 (в нормативных документах для объектов стандартизации с продолжительным (Б1) или повторно-кратковременным (Б3) режимами работы установлены классы энергоэффективности согласно ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК-60034-1-2004) «Машины электри-

ческие вращающиеся. Номинальные данные и характеристики»).

Для снятия рабочих характеристик электродвигателей используется нагрузочный стенд с электромагнитным тормозом. Диапазон измерений электромагнитного тормоза от 0 до 1,2 Н-м. Нагрузочные установки с асинхронным и вентильным электродвигателями и информационно-измерительная система показаны на рис. 1-3.

Стенд состоит из нагрузочной установки и информационно-измерительной системы и может быть использован для определения характеристик и сравнительной оценки различных электроприводов.

Рис. 1. Нагрузочная установка. Электропривод с асинхронным двигателем

Рис. 2. Нагрузочная установка. Электропривод с вентильным двигателем

Рис. 3. Информационно-измерительная установка для испытаний двигателей

Основа аппаратной и программной части измерительного комплекса - технические и программные средства компании National Instruments: среда графического программирования LabVIEW и устройство сбора данных USB 6009. Устройство сбора данных имеет 8-канальный 14-разрядный аналого-цифровой преобразователь с максимальной частотой дискретизации 48 кГц и входным напряжением ±10 В. В отличие от текстовых языков, таких как C++, Delphi, Pascal, где программы составляются в виде строк текста, в LabVIEW программы создаются в виде графических блок-диаграмм.

Блок-диаграмма программного кода информационно-измерительного комплекса представлена на рис. 4. Основа кода в среде LabVIEW - графические

примитивы в виде пиктограмм, в основе каждой из которых лежит виртуальный прибор. Связи между виртуальными приборами являются переменными, через которые происходит передача данных.

Информационно-измерительная система обеспечивает выполнение следующих функций:

- измерение значения действующих напряжений и силы переменного тока в одно- и трёхфазной сети;

- измерение активной, реактивной и полной мощности, определение коэффициента мощности в одно-и трёхфазной сети;

- измерение частоты основной гармоники сетевого напряжения;

- измерение угла между напряжением и током в каждой фазе, построение векторных диаграмм;

- измерение гармонических составляющих токов и напряжений в интервале до 50-й гармоники;

- отображение уровней гармоник напряжения и тока в виде графика амплитудного спектра;

- определение коэффициента нелинейных искажений по напряжению и току;

- определение несимметрии напряжений по нулевой и обратной последовательности;

- определение отклонения основной частоты;

- регистрация параметров сети электроснабжения с заданным интервалом времени и сохранение их в электронные счетные таблицы формата MS Excel.

Методика проведения испытаний асинхронного и вентильного электроприводов на нагрузочном стенде заключается в идентификации параметров с использованием разработанной информационно-измерительной системы по следующим идентификаторам:

P, Q,

S, Kp, cos j.

Рис. 4. Блок-диаграмма информационно-измерительной системы в среде LabVIEW

Объектами исследования являются:

- асинхронный двигатель АИР 63А2У3: 3 фазы, 50 Гц, 370 Вт, n = 2760 об./мин, КПД - 72 %, cos j = = 0,86, UHOM = 380 В, !НОм = 0,91 А;

- синхронный вентильный двигатель GK 6040-6AC31-WE: 3 фазы, 50-60 Гц, 450 Вт, n = 2686 об./мин, cos j = 1, Uhom = 380 В, Ihom = 2,1 А.

Для каждого двигателя проводится по семь экспериментов на нагрузочном стенде с моментами M от 0,36 до 1,14 Н-м, включая работу двигателей на холостом ходу. Результаты экспериментов работы асинхронного и вентильного двигателей приведены в табл. 1 и 2.

В системе используется ряд расчётных математических моделей. Под активной мощностью P несинусоидального тока понимают среднее значение мгновенной мощности за период первой гармоники:

1 Т

Р = — J«/flfif; (1)

Р =

Ur

о

+ TjUkm Sin (ÄTCDi+ V|/jt)]x k=1

Uc, + X Ikn,sin (k& ф * )idt =

k=\

k=\ T о

OO 1 i

s ы

k=0J=0,k^i

Ihn sin {k®t + \\)k-qk)-dt + Ukm sin (Ш + \\ik)

Ijm sin (7co/ + i|/,

U0I0 +

CO TT T

у u km1 km k=1 2

COS ф* =

~-U0Io

os Ф k = Y,pk

k=1

k=0

Для измерения активной мощности необходимо вычислить произведения мгновенного значения напряжения и тока (аналоговые осциллограммы, поступающие в компьютер с устройства ввода данных через DAQ Assistant) и вычислить среднее значение за период с помощью функций Cycle Average and RMS 1 chan, Mean VI или Basic Averaged DC RMS.

Таким образом, активная мощность несинусоидального тока равна сумме активных мощностей отдельных гармоник:

(2)

к=О

Аналогично для реактивной мощности можно записать

Полная мощность

(3)

Б=Ш= X и\ X 42 =>2 +22 +о2 ^Р2 +02 , (4)

V А=0 к=О

где Б - мощность искажений, определяемая произведениями действующих значений разнопорядковых гармонических тока и напряжения.

Для несинусоидальных токов и напряжений коэффициент мощности Кр определяется отношением активной мощности Р к полной мощности Б, определённых по вышеприведенным зависимостям:

Кр= cos ф=—= ,— s

Ii

k=0

2+u2_+...+u2N

■yß

2 +1] +... +I2n

- Ф j)-dt =

(5)

Частота переменного тока определяется функцией извлечения информации о единственном гармоническом сигнале (Extract Single Tone Information VI) или экспресс-вычислительным прибором Tone Measurements (для измерения гармонического колебания). Определяется гармоническое колебание с наибольшей амплитудой или производится поиск такого колебания в заданном диапазоне частот (как центр тяжести спектра). Для найденного колебания могут быть определены такие параметры, как частота и фаза. В соответствии с методикой эксперимента полученные результаты указаны в табл. 1 и 2.

Исходя из проведённых экспериментов с различными нагрузками и отношением момента М к номинальному моменту Мном в табл. 1 отображены сводные показатели: № - номер эксперимента; I - ток (А); P - активная мощность (Вт); n - частота вращения двигателя (об./мин); Kp - коэффициент используемой мощности.

Таблица 1

Сводные параметры экспериментов (асинхронный двигатель)

№ M m/mhom I P cos j n Kp

1 0,00 0,00 0,55 16,83 0,78 2800 0,13

2 0,36 0,28 0,60 56,27 0,79 2709 0,43

3 0,51 0,39 0,65 81,24 0,78 2686 0,57

4 0,63 0,48 0,72 99,12 0,79 2626 0,64

5 0,78 0,60 0,84 135,91 0,79 2565 0,74

6 0,96 0,74 0,94 160,62 0,79 2490 0,78

7 1,14 0,88 1,07 190,63 0,80 2414 0,82

По результатам табл. 1 построены графики рабочих характеристик электропривода, которые приведены на рис. 5.

1 — I

2 — K,

3

p

cos ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,40 0,60

M/MHOM

Рис. 5. Рабочие характеристики электропривода с асинхронным двигателем (АД)

В табл. 2 отображены сводные показатели по вентильному двигателю: № - номер эксперимента; I -ток (А); Р - активная мощность (Вт); п - частота вра-

щения двигателя (об./мин); Kp

коэффициент

используемом мощности.

По результатам табл. 2 построены графики рабочих характеристик электропривода, которые приведены на рис. 6.

Сравнительная характеристика асинхронного и вентильного двигателей показала преимущество синхронного вентильного двигателя, а именно

2,00 1,80 1,60 1,40 1,20 1,00

0,80 ^^^ ____2 2---p

0,60 3 cos ф

0,40' 0,20 0,00

1

1 31

22

0,00

0,20

0,40

M/Мном

0,60

0,80

эффективность коэффициента используемой мощности. Благодаря корректору коэффициента мощности cos j у вентильного двигателя составляет 1, частота вращения двигателя под различными нагрузками не меняется и составляет 2686 об./мин, в отличие от асинхронного.

На рис. 7 и 8 приведены сравнительные характеристики электроприводов с асинхронным и вентильным электродвигателями по потреблённой из сети активной мощности и частоты вращения двигателей.

В настоящее время вентильные двигатели являются перспективным классом электрических машин для электроприводов. Они обладают высокой энергетической эффективностью, повышенными

450,00 400,00 350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00

0,00 0,00

2

1

■ Экспоненциальная

(Р_АД)

■ Экспоненциальная (Р_ВД)

0,20 0,40

M/Мном

0,60

0,80

Рис. 7. Сравнение активной мощности потребления из сети вентильным и асинхронным двигателями

2850,00 2800,00 2750,00 2700,00 1 2650,00 ^ 2600,00 •f 2550,00 2500,00 2450,00 2400,00 2350,00

2

1

1

-П_АД •п_ВД

0,00

0,20

0,40

M/Мном

0,60

0,80

1,00

Рис. 6. Рабочие характеристики электропривода с вентильным двигателем (ВД)

Рис. 8. Сравнение частоы вращения асинхронного и вентильного двигателей

Сводные параметры экспериментов (вентильный двигатель)

Таблица 2

№ M И/ИНОм I P cos ф n Kp

1 0,00 0,00 0,52 66,30 0,99 2686 0,54

2 0,36 0,23 0,83 114,64 1,00 2686 0,59

3 0,51 0,32 1,11 160,75 1,00 2686 0,62

4 0,63 0,39 1,41 211,90 1,00 2686 0,65

5 0,78 0,49 1,76 280,17 1,00 2686 0,68

6 0,96 0,60 1,81 294,80 1,00 2686 0,70

7 1,14 0,71 1,86 306,22 1,00 2686 0,71

динамическими свойствами, малыми массой и габаритами, лучшей управляемостью.

Анализ имеющихся способов управления асинхронными и вентильными двигателями переменного тока показал, что классическая релейная схема «прямого» пуска уступает место частотному и векторному управлению. Современная электроника на основе цифровых сигнальных процессоров позволяет управлять электродвигателями, не имеющими датчика положения ротора, что существенно упрощает конструкцию электродвигателя с сохранением энергетических и моментных характеристик.

Векторное управление с использованием обратной связи по постоянному току (обеспечиваемое

токовым шунтовым датчиком) существенно снижает стоимость электронной системы управления и способствует плавной регулировке момента вращения. С точки зрения энергоэффективности такое управление обеспечивает питание электродвигателя синусоидальным напряжением, что снижает шум и повышает КПД.

Созданный в МИЭЭ аппаратно-программный измерительный комплекс, разработанный в среде графического программирования LabVIEW и состоящий из нагрузочной установки и информационно-измерительной системы, может быть использован для определения характеристик и сравнительной оценки различных электроприводов.

Литература

1. Murray, Aengus. Sensorless Motor Control Simplifies Washer Drives / / Power Electronics Technology. June 2006. Pp. 14-16, 18, 20-21.

2. Takahashi, Toshio. Motion Control Engine for Advanced Motion Control Application - A New Architecture Microcontroller Proposal. Appliancemagazine.com.

3. Andraka R. A Survey of CORDIC Algorithms for FPGA Based Computers: Proc. of ACM/SIGDA 6th International Symposium on FPGAs. 1998. Monterey, Calif. G.

4. Ильинский Н. Ф. Электропривод: энерго- и ресурсосбережение. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

5. Каланчев Ю. Н. Векторное регулирование (заметки практика). - М.: ЭФО, 2012. - 63 c.

6. Виноградов А. Б. Векторное управление электроприводами переменного тока. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2008. - 298 с.

7. Сизякин А. В., Румянцев М. Ю. Без датчика положения ротора: решения компании IR для управления вентильными двигателями / / Новости электроники. - 2011. - № 10. - С. 22-28.

8. Овчинников И. Е. Вентильные электрические двигатели и привод на их основе. - СПб.: Корона-Век, 2012. - С. 57-74.

9. Беспалов В. Я. Электрические машины. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

Research of modern electric drives' parameters with the information measuring system

N. V. Belov,

Moscow Institute of Energy-Safety and Energy-Economy, PhD

V. P. Gorkin,

Moscow State Technical University "MAMI"

D. V. Zhmatov,

Moscow Institute of Energy-Safety and Energy-Economy, PhD

Research of active, reactive and complex power and used power coefficients of electric drives was performed. As a result, we develop the information measuring system which includes hardware and software control tools and a LabVIEW-based program for different types of electric motors' comparison.

Keywords: electric drive, induction motor, brushless motor, information measuring system, LabVIEW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.