Научная статья на тему 'Исследование параметров производственной среды, оказывающих влияние на обеспечение безопасности учащихся в условиях ЧС'

Исследование параметров производственной среды, оказывающих влияние на обеспечение безопасности учащихся в условиях ЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧС / СТУДЕНТЫ / ПОЖАР / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупров Евгений Васильевич, Шеметова Елена Григорьевна, Крапива Александр Александрович, Ящуковский Кирилл Александрович

В данной статье исследуются вопросы безопасности студентов в учебных заведениях в случае возникновения чрезвычайной ситуации. На примере учебного заведения проведен анализ факторов безопасности учащихся во время чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупров Евгений Васильевич, Шеметова Елена Григорьевна, Крапива Александр Александрович, Ящуковский Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование параметров производственной среды, оказывающих влияние на обеспечение безопасности учащихся в условиях ЧС»

226 СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ, №1 (9), 2017 УДК 614.84

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЧС Чупров Евгений Васильевич, магистрант

Сибирский университет потребительской кооперации, г.Новосибирск Шеметова Елена Григорьевна, канд. техн. наук, доцент, доцент Крапива Александр Александрович, студент Ящуковский Кирилл Александрович, студент Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г.Новосибирск

В данной статье исследуются вопросы безопасности студентов в учебных заведениях в случае возникновения чрезвычайной ситуации. На примере учебного заведения проведен анализ факторов безопасности учащихся во время чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: безопасность, ЧС, студенты, пожар, ВУЗ, образовательное учреждение.

Согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям за период с 2010 по 2014 год, в учебных заведениях было зафиксировано около 1750 пожаров, в которых пострадало более 50 человек [2, с. 1]. Основными причинами возникновения пожаров в учебных заведениях, согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям [3, с. 3], являются:

1. Отсутствие системы пожаротушения.

2. Незнание персонала правил поведения при возгорании.

3. Устаревшая изношенная электропроводка.

Динамика возгораний за последние 2010-2014 годы приведена на рисунке.

Анализируя данные диаграммы можно сделать вывод, что количество возгораний уменьшается с каждым годом. Это происходит в результате того, что в России активно проводятся мероприятия по предупреждению пожаров в учебных заведениях. В университетах мероприятиями профилактического характера являются лекции, на которых студентам рассказывают основные правила и нормы поведения при пожаре. На практических занятиях студентами отрабатываются навыки проведения эвакуации персонала (т.е. включение ложной тревоги). В обязательном порядке проверяется соблюдение норм и правил пожарной безопасности, о которых пойдет речь в этой статье.

Статистика пожаров в общеобразовательных учреждениях за 2010-2014 год

21%

2010

2011

2012

2013

2014

Рисунок 1 - Статистика пожаров в общеобразовательных учреждениях

Одними из основных критериев оценки пожарной безопасности в образовательных учреждениях являются [1, с. 3-15; 8, с. 5-30]:

- Наличие и исправность системы экстренного оповещения людей о пожаре, пожарной сигнализации, пожаротушения и дымоудаления.

- Наличие планов эвакуации.

- Не допускается закрывать на замок двери, ведущие из общих коридоров на лестницы и непосредственно наружу.

- Поддержание входов и выходов из здания в чистоте, в том числе очистка этих мест от снега и льда.

- В коридорах и у эвакуационных выходов должны быть установлены указательные знаки.

- В зимнее время пожарные гидранты, водоемы и подъезды к ним необходимо очищать от снега, а крышки гидрантов - ото льда. Гидранты должны быть утеплены.

- Наличие и правильное размещение пожарного инвентаря и средств пожаротушения.

- Круглосуточное обеспечение свободного прохода в коридорах и на лестничных клетках.

Несоблюдение этих правил может привести к гибели большого количества людей, как например в 2007 году в Московском институте государственного и корпоративного управления, в котором в результате пожара погибло 7 человек, а десятки были ранены [4, с. 1].

Наша задача не допускать таких ситуаций, следить за соблюдением правил пожарной безопасности и обучать людей поведению во время ЧС. Поэтому мы провели анализ пожарной безопасности в нашем учебном заведении.

Исследуя вопрос безопасности учащихся во время ЧС, мы решили провести анализ наиболее важных параметров производственной среды университета, которые могут оказать влияние на сохранение жизни индивидуума.

Проведение анализа мы начали с входа в университет. На входе в здание учебного заведения мы видим очищенные ото льда проходы с размещенным на них специальным противоскользящим покрытием.

В холле нужно обратить внимание на наличие вращающихся устройств, которые могут помешать беспрепятственному перемещению людей во время пожара. Однако в случае возникновения пожара эти турникеты можно сложить.

По всему зданию в достаточном количестве имеются планы эвакуации.

Просторные коридоры, по которым могут передвигаться большое количество людей, соответствуют по ширине строительным нормам.

Система сигнализации и пожаротушения находится в исправности.

Эвакуационные выходы находятся в хорошем состоянии. Они очищены ото льда, открыты, проходы к ним свободны.

Однако отсутствуют знаки и таблички, которые должны указывать на эвакуационные выходы.

В большинстве аудиторий отсутствуют огнетушители, которые могли бы ликвидировать возгорание на начальной стадии.

Проанализировав с помощью экспериментальных методов исследования, качество и количество освещения в университете, мы выявили следующее. В коридорах, аудиториях, лестницах, компьютерных залах, холлах, санитарных узлах освещенность ниже нормы на 10-30 %, что с высокой долей вероятности может затруднить эвакуацию студентов, преподавателей и персонала во время задымления этих помещений [10; 11; 12].

Кроме того, лестничные клетки имеют определенные строительные недостатки. У лестницы в пристройке нет улавливающих сеток на уровне второго этажа. В таблице приведены фактические данные по состоянию лестничных клеток в корпусах университета относительно норм проектирования [8, ^ 61-82; 9].

Кроме того, на ступенях имеются выбоины и сколы, что свидетельствует о низком техническом состоянии конструкции. Данные недостатки могут препятствовать свободному перемещению студентов, преподавателей и персонала во время пожара и могут являться причиной травмирования.

Таблица 1 - Оценка параметров лестниц главного корпуса университета

Параметр Фактически СНиП 2.08.02-89* Отклонение,%

Уклон лестницы 32 ° (20-26,7) ° 19,85

Различие в высоте ступеней в пределах одного марша 8,5 см 5 мм 1600

Ширина ступеней 31 см (25-26) см 19,23

Ширина лестничного марша 129 см >135 см 4,44

Ширина лестничных площадок 116 см 120 см 3,33

Коэффициент отклонения ширины ступени к ее высоте 1,5-2.8 1,7-2 28,57

Еще один важным фактором является правила поведения при перемещении по лестнице. Каждый человек должен помнить, что при перемещении по лестнице нужно соблюдать правила и быть внимательным. Не отвлекаться на разговоры. Смотреть под ноги, чтобы не оступиться. Держаться за перила. Ни в коем случае не бежать по лестнице. Не толкать других людей. От этих правил зависит не только ваше здоровье, но и здоровье других людей, и каждый должен относиться к ним серьезно [6].

А теперь проанализируем доступность перемещения по нашему университету для маломобильных групп населения.

Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Людям с ограниченными возможностями уделяется крайне мало внимания во всех сферах жизни государства. В частности в большинстве вузов люди с ограниченными возможностями не могут обучаться без трудностей, вызванных отсутствием элементарных средств перемещения для инвалидов.

Агентство РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в рамках проекта "Социальный навигатор" подготовило рейтинг архитектурной доступности вузов РФ для студентов-инвалидов [5, с. 1]. Данные исследования показали, что многие вузы РФ не имеют специальных лифтов и дверей, пандусов и подъемников, необходимых для

беспрепятственного передвижения людей с ограниченными способностями, и соответственно, для качественного обучения студентов-инвалидов.

Анкеты заполнили 157 вузов, включая филиалы, однако в рейтинг вошел 91 высшее учебное заведение с итоговым баллом 50% и выше. Это означает, что большая часть университетов нашей страны не имеет условий, необходимых для комфортного получения образования инвалидов.

В нашем университете перемещение маломобильных групп населения является невозможным, так как нет рельсовых и стационарных пандусов, по которым колясочники могли бы подниматься на разные уровни здания. Мы не увидели в нашем учебном заведении лифтов, которые могли бы быть использованы людьми для удобного перемещения по зданию. Таким образом, создаются большие трудности, в процессе получения ими очного образования, не говоря уже о каких-либо ЧС.

Чтобы исправить эту ситуацию, мы должны создавать условия для перемещения этих людей [7], потому что образование должно быть доступно каждому человеку. И для качественного обучения инвалидов, обеспечения их жизнедеятельности в вузе, нужно комплексно подойти к данной проблеме и постараться реализовать следующие мероприятия.

- Разместить в здании пандусы, специальные подъемные устройства, во всех необходимых местах, которые позволят самостоятельно подниматься даже на крутые лестницы.

- Освободить коридоры, входы и выходы, для удобного прохода коляски.

- В университете оборудовать специальные санитарные узлы, для малоподвижных лиц.

- Добавить в нужном количестве таблички, с указанием проходов для таких людей.

- Сделать комфортной прилегающую территорию университета. Установить заезды в тех местах, где в данное время размещаются бордюры.

- Оборудовать входы и выходы из зданий специальными приспособлениями.

- Постоянно следить за тем, что бы все приспособления были исправны.

Вывод

Проведя анализ технических параметров и характеристик здания нашего университета, влияющих на обеспечение безопасности человека, мы пришли к выводу, что в целом состояние вуза можно оценить положительно.

Однако следует обратить внимание на следующие недостатки:

1. Низкое техническое состояние лестниц, параметры которых не соответствуют нормам проектирования.

2. Отсутствие улавливающих сеток на уровне 2-го этажа.

3. Низкая укомплектованность средствами перемещения по университету для людей с ограниченными возможностями.

4. Недостаточное количество табличек эвакуационных выходов.

Таким образом, учитывая факторы, влияющие на безопасность людей, мы смогли бы уменьшить вероятность появления пожаров в ВУЗе, и минимизировать количество жертв во время чрезвычайных ситуаций.

Список литературы

1. Главное управление МЧС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://31.mchs.gov.ru. - Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

2. Информационно-аналитический журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-bezh.ru. - МЧС: за последние 5 лет количество пожаров в учебных заведениях снизилось на 39%.

3. МЧС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.

4. РБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru. - Пожар в Московском институте государственного и корпоративного управления.

5. РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru. - Вузы в РФ пока не готовы принимать абитуриентов-инвалидов - эксперты.

6. Мальгин Е.Л. и др. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов как направление патриотического воспитания Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 1. - С. 9-12

7. Свод правил: СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. - Москва: 2012г. - 62 C.

8. Строительные нормы и правила: СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. - Москва: 2000 г. - 108 C.

9. Строительные нормы и правила: СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. - Москва: 2007г . - 38 C.

10. Шеметова Е.Г. Исследование освещенности рабочих мест студентов университета // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2015.- № 2-5 (62). -С.118-121

11. Шеметова Е.Г. Исследование освещенности рабочих мест учебных аудиторий для студентов заочного отделения СибУПК Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах: Материалы международной научно-практической конференции (28-29 ноября). - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2013. - С. 426 - 431.

12. Шеметова Е.Г. Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК //Austrian Journal of Technical and Natural Sciences.- 2014.- № 7-8. - С. 107-110.

Chuprov Yevgeny Vasilyevich, graduate student of 2 course

(chuprov1977@yandex.ru)

Siberian University of consumer cooperation, Russia, Novosibirsk.

Shemetova Elena Grigorievna., Cand. tech. Sciences, associate Professor (Klena20@ngs.ru)

Siberian University of consumer cooperation, Russia, Novosibirsk , Professor of the State University of architecture and civil engineering, Russia, Novosibirsk.

Nettle Alexande Alexandrovich, Sukowski Kirill Alexandrovich., 3rdyear students

Construction of the faculty of NGASU (sibstrin), Russia, Novosibirsk.

STUDY OF PARAMETERS OF PRODUCTION ENVIRONMENT, INFLUENCING THE SAFETY OF STUDENTS IN EMERGENCY SITUATIONS

Annotation. This article examines the issues of security of students in educational institutions in cases of emergencies. On the example of our educational institution analyzes the safety factors of students during an emergency.

Keywords: safety, emergency, students, fire, university, educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.