Общая и прикладная механика Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4 (2), с. 347-349
347
УДК 62-985
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ РОБОТА СО СКОЛЬЗЯЩИМ УПЛОТНЕНИЕМ
© 2011 г. В.Г. Чащухин
Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН, Москва
Поступила в редакцию 16.05.2011
Рассмотрена механическая модель робота вертикального перемещения со скользящим уплотнением. Прижимающая робота к поверхности сила обусловлена наличием камеры разрежения под корпусом робота. Получены условия, ограничивающие эту силу снизу, а также условия непроскальзывания ведущих колес робота и неопрокидывания корпуса робота.
Ключевые слова: робот вертикального перемещения, скользящее уплотнение.
Механика движения робота
Механическая система робота состоит из корпуса в виде перевернутой тарелки; блока воздушного насоса; блока двигателей, включающего два мотора постоянного тока и два колеса; скользящего уплотнения, находящегося на нижней поверхности корпуса, и камеры разряжения, находящейся во внутренней полости корпуса. Воздушный насос создает требуемое пониженное давление в камере разряжения. Разность давлений АР между атмосферным Р0 и давлением в камере Р1 , АР = Р0 - Р1. Рассмотрим силы и моменты, действующие на механическую систему робота (рис. 1).
Ер — сила прижима, обусловленная действием воздушного насоса, силы реакции поверхности, действующие на скользящее уплотнение Е2 , N1 , N2 . Если давление в камере разряжения р 1 , то Ер = р — Ро)п^2/4 = Арп^12/4, где р„ — атмосферное давление.
Предположим, что распределение давления на скользящее уплотнение описывается функцией р/ф), где ф — угол отсчитываемый от оси левого колеса и лежащий в плоскости кольца уплотнения (см. рис. 2).
На систему действуют следующие силы и моменты: О — вес робота, приложенный к центру масс, ^ — нормальная реакция опоры, приложенная к каждому из колес, ^ — сила трения колеса о поверхность (тяговое усилие). Коэф -фициент трения качения колеса /, г — радиус колеса, И2 и И1 — внешний и внутренний диаметры скользящего уплотнения (рис. 2), И — расстояние от центра масс робота до поверхности,
Рис. 2
Реакция поверхности, действующая на элемент площади ИБ есть рз(ф)ИБ. Пусть «з(ф) проекция рз(ф) на плоскость, перпендикулярную поверхности по которой движется робот, а /з(ф) проекция рз(ф) на плоскость поверхности. Сила нормальной реакции опоры, действующая на уплотнение
И 2 — И 2 п И 2 — И 2 2п
N = 2 8 1 |Пз Н2 = 2 8 1 |Пз (Ф)ИФ.
8
Сила трения, действующая на уплотнение,
И 2 -8
2 п
L | Л (ФУФ> ¥2
И 2 — И1 8
2 2п
| Л (Ф)ИФ-
348
В.Г. Чащухин
Условия сцепления робота с поверхностью
Положим массу робота равной т; х, у - координаты его центра масс. Абсциссу системы ко -ординат направим вдоль направления движения робота, а ординату перпендикулярно к поверхности движения. Предположим, что робот движется равномерно вдоль стены. Силы трения будем считать кулоновыми, т.е. ^ < Цм^м; , где -коэффициент трения материала колеса. Уплотнение скользит во время движения робота, поэтому ^ = = /Ы2 , (/- коэффициент трения материала уплотнения).
Из уравнений равновесия получены следующие условия, накладываемые на тяговое усилие
Лц
+
fr ц
*2 + fr
F > r F +
W *2 + fr P
fr + Нц + *2 • cos a+ —-------- ----2 sin a
Fw >-
*2 + fr
fr Ц
G,
Fp -
ґ frЦ fr + Ьц-*1 • ^
r cos a+—--- ----L sin a
*i - fr *i + fr
Fw <yFp + (ц cos a + sin a) G,
Fw ^1 цwFp + 1(цCOs a + sin a)G-
G,
(1)
Первое неравенство обеспечивает выполнение условия N > 0, т.е. предотвращение отрыва передней части корпуса. Второе неравенство обеспечивает условие Ы2 > 0, т.е. предотвращение отрыва задней части корпуса. Третье неравенство гарантирует сцепление колеса с по-
верхностью, т.е. Nw > 0.
Четвертое неравенство гарантирует отсутствие проскальзывания колеса Fw < цwNw . На рис. 3, отражающем ограничения для тягового усилия, отнесенного к весу, в зависимости от a (цифры соответствуют правым частям неравенств системы (1)), штриховкой отмечена область возможных решений системы (1) при следующих параметрах Fp = 3G, R2 = 1.1R1 , h = 0.5R 1 , f=0.1R1 , цw = 0.6, ц = 0.3. Если Fw < 0, то двигатель должен работать в режиме торможения (закрашенная область).
Если Fw > 0, то двигатели должны работать в режиме продвижения вперед. Это выполняется,
если Fp >д/(ц2 + 1)/ц2G согласно условию непро-скальзывания (рис. 4). В режиме торможения выполняется следующее условие:
Fp >д/(цI +1)/ц2wG.
Если к колесу приложен момент M, то колесо катится без проскальзывания при Fw < \iwNw . Если колесо вращается равномерно, то M = Nwfr + Fw r.
Таким образом, при движении с постоянной скоростью на тяговое усилие накладывается следующее ограничение: Fw < Ц^М/f + г.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 11-01-00290-а.
Список литературы
1. Bonaccorso F., Longo D., Muscato G. Modelling an innovative actuator for climbing robot adhesion // Proc. of the CLAWAR 2009, ISBN-13 978-981-4291-26-2. Istanbul, Turkey. P. 891-898
2. Градецкий В.Г. и др. Механика миниатюрных роботов. М: Наука, 2010. 271 с.
Fw
1.5
1.0
0.5
0
-0.5 -1.0
У -1 2
\ ч — 4
/ ' у
fe - — ■ г*' 11
0 п/3 2п/3 п 4 п/3 5п/3 а
Рис. 3
Рис. 4
PROBLEMS OF DESIGN OF ROBOTS WITH SLIDING SEAL V.G. Chashchukhin
A mechanical model of a wall climbing robot with sliding seal is considered. The force pressing the robot against the surface is exerted by a vacuum chamber located under the body of the robot. Conditions limiting this force from below, as well as non-slip and non-tilt conditions are obtained.
Keywords: wall climbing robots, sliding seal.