Научная статья на тему 'Исследование относительно сопряженных бесстыковых рельсовых цепей с комбинированным сопряжением'

Исследование относительно сопряженных бесстыковых рельсовых цепей с комбинированным сопряжением Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
23
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рельсовые цепи / приемник / сопротивление / изоляция / Rail circuits / receiver / resistance / isolation / Temir yo'l sxemalari / qabul qiluvchi / qarshilik / izolyatsiya

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — К Ташметов, Р Алиев, М Алиев

В статье рассматривается вопрос исследования относительных рельсовых цепей с комбинированным сопряжением, принцип работы и недостатки, которые решаются разработанным математическим моделированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование относительно сопряженных бесстыковых рельсовых цепей с комбинированным сопряжением»

т

tdshkent davlat «Актуальные вопросы развития инновационно-

rBAKISPOnTUNIVERSITETI 1 г „г Г1 ....

Ташкентский гесул; ровен™ информационных ТвХНОЛОГИИ НЭ транспорте» АВРИИТТ-2022

транспортный университет -г г -i г г

1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 21-22 ноября 2022 года)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СОПРЯЖЕННЫХ БЕССТЫКОВЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ С КОМБИНИРОВАННЫМ СОПРЯЖЕНИЕМ

Ташметов К.Ш., Ташкентский государственный транспортный университет «Информационные системы и технологии на транспорте»

Алиев Р.М.,

Ташкентский государственный транспортный университет «Информационные системы и технологии на транспорте»

Алиев М.М.,

Ташкентский государственный транспортный университет «Информационные системы и технологии на транспорте» DOI: https://d0i.0rg/10.47689/978-9943-7818-0- 1-v2-dd104-107

Аннотация: В статье рассматривается вопрос исследования относительных рельсовых цепей с комбинированным сопряжением, принцип работы и недостатки, которые решаются разработанным математическим моделированием.

Ключевые слова. Рельсовые цепи, приемник, сопротивление, изоляция.

Основная часть

Исследование РЦ с комбинированным сопряжением существенно отличается от исследования рельсовых цепей, у которых приемник имеет фиксированный порог [1-3]. В РЦ, с пороговым приемником, имеющем фиксированный порог, значимую роль играет минимальное удельное сопротивление изоляции, т.к. именно оно определяет величину напряжения источника питания, и, следовательно, перегрузку на приемнике при сухом балласте [4]. Эта перегрузка отрицательно сказывается на работе рельсовой цепи в шунтовом и контрольном режимах, и, в конечном счете, от неё зависит максимально допустимая длина рельсовой цепи [5].

В ОСРЦ с комбинированным сопряжением минимальная величина сопротивления изоляции не имеет первостепенного значения [6]. Вместо этого сопротивления существенными становятся следующие параметры: начальное значение сопротивления, с которого начинается снижение (повышение) сопротивления изоляции; разница между начальным и конечным значениями сопротивлений изоляции; расстояние от головы поезда до места с интенсивным выпадением осадков; скорость поезда и скорость изменения сопротивления изоляции [7]. Таким образом, для проведения глубокого исследования необходимо учесть пять независимых параметров, каждый из которых может принимать множество значений [8]. Аналитическое или даже численное решение такой задачи является чрезвычайно сложным [9]. Одним из самых существенных недостатков большинства РЦ является то, что снижение сопротивления изоляции УКСПУ может зафиксировать как перемещение поездного шунта, т.е. возникает контроль ложной занятости РЛ.

т

«Актуальные вопросы развития инновационно-

гоанкеиг илу/ьдт

ташкенгсиий/мдамтмниый информационных технологии на транспорте» АВРИИТТ-2022

транспортный униаерсиг* " ~ ~ г г

1-Республиканская научно-техническая конференция

(Ташкент, 21-22 ноября 2022 года)

Для ОСРЦ такой недостаток так же присущ [10]. Он проявляется не всегда, а только в ситуации, когда поездной шунт находится в непосредственной близости от РЦ, намокание балласта происходит интенсивно, и рельсовые линии смежных участков длительное время заняты подвижным составом [11]. Поэтому исследование рельсовой цепи будем проводить с учетом перечисленных обстоятельств [12]. В процессе исследований будем варьировать три параметра: расстояние от места наложения шунта до места интенсивного снижения сопротивления изоляции, начальное значение сопротивления изоляции, и разницу между начальным и конечным значениями сопротивлений изоляции [13]. Остальные независимые переменные - скорость движения поезда и скорость изменения сопротивления изоляции на первоначальном этапе исследований будут приниматься неизменными [14].

При высыхании балласта, даже в условиях тропического климата, скорость нарастания напряжения на путевом приемнике несравнимо меньше, чем при уходе поезда [15]. Однако в случае, когда движение происходит очень медленно или с частыми и длительными остановками, отличить по нарастанию напряжения высыхание балласта от освобождения поездом РЛ не представляется возможным. Для исключения контроля ложной свободности в упомянутой ситуации может быть организована защита, связанная с контролем продолжительности занятия путевого участка.

Результат и дискуссия

Итак, при исследовании ОСРЦ с комбинированным сопряжением основным является определение допустимых параметров изменения сопротивления изоляции при движущихся поездах. Прежде чем анализировать сложные ситуации, необходимо убедиться в работоспособности предложенного способа в условиях пониженного, но стабильного сопротивления изоляции.

На рис. 1 приведены графики зависимостей текущего напряжения приемного конца третьего и девятого путевых участков, а также опорных напряжений для этих же участков и усредненного напряжения всех свободных рельсовых линий от координаты нормативного шунта при сопротивлении изоляции 0,2 Омкм. Кроме того, ступенчатая линия отображает координаты занятия и освобождения каждого из двенадцати участков. Графики текущих напряжений третьего и девятого путевых участков обозначены цифрами 1 и 5 соответственно, графики опорных напряжений этих же участков -цифрами 2 и 6, график усредненного напряжения - цифрой 3. Линии, отображающие состояния путевых участков 1 - 12, имеют обозначения 4.1 - 4.12 соответственно. Эти же линии указывают на то, что контроль занятия и освобождения каждого из участков происходит при нахождении шунта на расстоянии 20-30 м от места подключения приборов питающего и приемного концов.

т

tdshkent davlat «Актуальные вопросы развития инновационно-

rBAKISPOnTUNIVERSITETI 1 г „г Г1 ....

Ташкентский гесул; ровен™ информационных ТвХНОЛОГИИ НЭ транспорте» АВРИИТТ-2022

транспортный университет -г г -1 г г

1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 21-22 ноября 2022 года)

Рис. 1. Графики зависимостей напряжений третьего и девятого путевых участков от координаты одного нормативного шунта при аргументах входных сопротивлений по концам 0 ° и сопротивлении изоляции 0,2 Ом-км

Заключение

Существенный недостаток устройств контроля состояния путевых участков при низком сопротивлении изоляции - малый коэффициент полезного действия. При напряжении эквивалентного генератора 30 В напряжение на приемном конце рельсовой линии составляет всего 0,2 - 0,3 В. Это напряжение можно значительно увеличить, изменив аргумент входного сопротивления приборов питающего и приемного концов с 00 до -600.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Matvaliyev D., Aliev R. Development of a Program and Algorithm for Determining the Resource of Relays of Automatic and Telemechanics in Railway Transport // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 11(104).

2. Матвалиев Д., Алиев Р.М. Development оf аn Algorithm аnd Program оп Mysql to Create a Database to Control the Turnover of Railway Automation Relays // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 11(104)

т

«Актуальные вопросы развития инновационно-

TOSHKCNT DAl/LAT

TRANSPORT UNIVERSITETJ „ »nr-ini дтт

ташкенгсиий/мдамтмниый информационных технологии на транспорте» АВРИИТТ-2022

транспортный униаерсиг* " ~ ~ г г

1-Республиканская научно-техническая конференция

(Ташкент, 21-22 ноября 2022 года)

3. Алиев Р.М., Алиев М.М., Хакимов Ш.Х., Тохиров Э.Т. Методы расчёта коэффициентов рельсового четырехполюсника бесстыковых рельсовых цепей. Фундаментальная и Прикладная Наука: Состояние и Тенденции Развития: Монография / [Алиев М.М. и др.]. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. - C. 537.

4. R.M. Aliev, E.T. Tokhirov, M.M. Aliev Mode Choice Model of Movement in Different Modes Наука, Общество, Образование в современных условиях: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2022. - C. 160.

5. Aliev R. Model Coordinate System of Interval Regulation Train Traffic // International Conference on Computational Techniques and Applications. -Springer, Singapore, 2022. - С. 459-467.

6. Tokhirov E.T., Aliev R.M., Aliev M.M. Modern Means and Methods for Monitoring the Condition of Track Sections // Наука, Общество, Технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире. - 2022. -С. 186-203.

7. Aliev R.M., Aliev M.M., Tokhirov E.T. Methods of Monitoring the Condition of Track Sections Наука, Общество, Технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: монография / [Абакирова Э.М. и др.]. -Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. - C. 438.

8. Aliev R.M., Aliev M.M., Tokhirov E.T. Solution to Security on Rail Transportation with the Help of a Database Наука, Общество, Технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: монография/ [Абакирова Э.М. и др.]. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. - C. 438.

9. Aliev R., Aliev M. Algorithm for Determining the Optimal Length of the Rail Line by Current Automatic Locomotive Signaling // International Conference TRANSBALTICA: Transportation Science and Technology. - Springer, Cham, 2021. - С. 363-374.

10. Aliev R.M., Aliev M.M., Tokhirov E.T. Solution to Security on Rail Transportation with the Help of a Database Наука, Общество, Технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: монография / [Абакирова Э.М. и др.]. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. - C. 438.

11. Tokhirov E.T., Aliev R.M., Aliev M.M. Border complexity and international exclaves in central asia // Наука, общество, образование в современных условиях, 2022, - PP. 130-139

12. Aliev R., Aliev M., Tokhirov E. Mathematical model and algorithm for determining the optimal parameters of sensors control the approach of a train to a crossing in normal and control modes //AIP Conference Proceedings. -AIP Publishing LLC, 2022. - Т. 2432. - №. 1. - С. 060002.

13. Tashmetov K. et al. Expert system for diagnosing faults railroad switch of automation and telemechanic systems // AIP Conference Proceedings. - AIP Publishing LLC, 2022. - Т. 2432. - №. 1. - С. 030083.

14. Алиев Р.М. Концепция разработки бесстыковых рельсовых цепей // Интерактивная наука. - 2021. - №. 6. - С. 56-57.

15. Aliev R., Toshmetov K. Telecontrol of the expert system of automatic traffic control // Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте. - 2021. - Т. 2021. - С. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.