Научная статья на тему 'Исследование отношения учителей начальных школ Китая к использованию цифровых образовательных ресурсов'

Исследование отношения учителей начальных школ Китая к использованию цифровых образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕСПОНДЕНТЫ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / RESPONDENTS / PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюн Сяоли, Ситниченко Марина Ярополковна

В статье представлен анализ отношения учителей начальных школ Китая к использованию в обучении младших школьников цифровых образовательных ресурсов. Исследование проводилось методами анкетирования, интервью и беседы, им было охвачено более 100 педагогов разного стажа и уровня образования из семи провинций Китая. Выявлены предпочтения учителей при выборе цифровых ресурсов и трудности их использования из-за отсутствия единой базы данных, разработанной на принципах системности и предметности. Отмечена также необходимость организации специальных курсов для повышения компьютерной грамотности педагогов школ и актуальность разработки методических рекомендаций по использованию цифровых учебных ресурсов на уроках в целях повышения качества начального образования в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on the attitude of Primary School Teachers in China to the Use of Digital Educational Resources

The article presents an analysis of the attitude of primary school teachers in China to the use of digital educational resources in teaching primary school students. The study was conducted by means of questionnaires and interviews it covered more than 100 teachers of different experience and level of education from 7 provinces of China. The preferences of teachers in the choice of digital resources and the difficulties of their use due to the lack of a single database developed on the principles of consistency and objectivity are revealed. The article notes the need for special courses to improve the computer literacy of school teachers, and the relevance of the development of guidelines for the use of digital learning resources in the classroom to improve the quality of primary education in the Republic of China.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения учителей начальных школ Китая к использованию цифровых образовательных ресурсов»

1УДК 372.4 ББК 74.202.4

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ КИТАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ1

Сюн Сяоли, М. Я. Ситниченко

Аннотация. В статье представлен анализ отношения учителей начальных школ Китая к использованию в обучении младших школьников цифровых образовательных ресурсов. Исследование проводилось методами анкетирования, интервью и беседы, им было охвачено более 100 педагогов разного стажа и уровня образования из семи провинций Китая. Выявлены предпочтения учителей при выборе цифровых ресурсов и трудности их использования из-за отсутствия единой базы данных, разработанной на принципах системности и предметности. Отмечена также необходимость организации специальных курсов для повышения компьютерной грамотности педагогов школ и актуальность разработки методических рекомендаций по использованию цифровых учебных ресурсов на уроках в целях повышения качества начального образования в КНР.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы; респонденты; учителя начальных школ.

RESEARCH ON THE ATTITUDE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN CHINA TO THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Xiong Xiaoli, M. Ya. Sitnichenko

Abstract. The article presents an analysis of the attitude of primary school teachers in China to the use of digital educational resources in teaching primary school students. The study was conducted by means of questionnaires and interviews it covered more than 100 teachers of different experience and level of education from 7 provinces of China. The preferences of teachers in the choice of digital resources and the difficulties of their use due to the lack of a single database developed on the principles of consistency and objectivity are revealed. The article notes the need for special courses to improve the computer literacy of school teachers, and the relevance of the development of guidelines for the use of digital learning resources in the classroom to improve the quality of primary education in the Republic of China.

Keywords: digital educational resources; respondents; primary school teachers.

1 Проект Центрального учебного центра электронного обучения «Практическое исследование по E-Learning Space для улучшения возможностей информационных технологий средних школ», Китай (№ 176130002).

В «Десятилетней программе Министерства образования КНР по развитию информатизации образования на период 20112020 гг.» четко указано на необходимость «делать упор на стимулировании и уравнивании обязательного образования с помощью строительства, применения и совместного использования высококачественных цифровых образовательных ресурсов; поощрять каждую школу применять высококачественные цифровые образовательные ресурсы и повышать качество обучения» [1]. Это подчеркивает важность и необходимость активного внедрения цифровых ресурсов в образовательную практику.

За последние годы в Китае был достигнут значительный прогресс в работе по созданию и использованию цифровых ресурсов. Основная задача и ключевая проблема заключается сегодня в поиске оптимальных педагогических путей, обеспечивающих повышение эффективности использования цифровых образовательных ресурсов, поскольку результативность их внедрения в значительной степени зависит от отношения и способностей педагогов начальных школ применять цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы рассматриваются в данной статье в широком значении - к ним относятся ресурсы содержания учебной программы начальной школы, а также ресурсы оборудования. Цифровыми ресурсами содержания учебной программы выступают мультимедийные обучающие программы, электронные учебные материалы и пособия, внеклассное электронное домашнее задание, курсы обучения на базе веб-интерфейса и т. д. Ресурсы оборудования включают в себя платформу для цифрового обучения, а также другие цифровые источники. В данной статье под предпочтениями в использовании цифровых образовательных ресурсов понимается отношение и степень популярности применения цифровых образовательных ресурсов среди отдельных учителей или группы педагогов. Различия, существующие в таких факторах и аспектах, как рабочие и бытовые условия отдельных педагогов, а также индивидуальная физиологическая и психологическая готовность могут порождать появление у учителей неодинакового отношения к использованию цифровых образовательных ресурсов. Каково же отношение учителей к цифровым образовательным ре-

сурсам, какое место занимают они в образовательном процессе в школах Китая, какие факторы влияют на эффективность их использования - вот те основные вопросы, поиск ответов на которые стали целью предпринятого исследования. Исследование проводилось в апреле-мае 2018 г. методом анкетирования в 7 провинциях Китая и охватило более 100 учителей разного пола, стажа и уровня образования. Рассмотрим организацию и содержание исследования и представим анализ его результатов.

Анкеты включали вопросы, касающиеся знаний и соблюдения учителями методических и дидактических рекомендаций по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроках, и также вопросы об участии учителей в самостоятельной разработке цифровых ресурсов. Вопросы анкеты были составлены таким образом, что позволяли составить впечатление о понимании учителями важности цифровых ресурсов, их отношении и готовности к использованию цифровых ресурсов в обучении. Основная информация о педагогах включала в себя такие позиции, как пол, педагогический стаж, образование и преподаваемые дисциплины. Задачей анкетирования было стремление получить реальную картину информатизации начального образования в Китайской Народной Республике.

На основании принципа и метода случайной выборки автор статьи разместил в Интернете в семи провинциях Китая 123 анкеты под названием «Исследование использования цифровых образовательных ресурсов в начальных школах». Фактически было собрано 122 анкеты, процент заполненных анкет составил 99,19%, все анкеты оказались эффективными. Респондентами стали педагоги разных дисциплин из 20 начальных школ, расположенных в семи провинциях (табл. 1).

Состав 122 респондентов был следующим:

• пол: 103 женщины-педагога, 19 мужчин-педагогов, соотношение полов педагогов соответственно составляет 84,43% и 15,57%.;

• возраст: 55 педагогов - до 35 лет, 62 педагога - 35-50 лет, 5 педагогов - после 50 лет, соотношение возрастов составляет 45,08%, 50,82% и 4,1%;

• уровень образования: бакалавриат и магистратура - 111 человек, среднее профессиональное образование - 11 человек;

Таблица 1

Состав респондентов анкетирования

Наименование провинции или города Количество учителей %

Шэньси 57 46,72

Хэнань 27 22,13

Хубэй 17 13,93

Гуандун 16 13,11

Пекин 2 1,64

Чунцин 2 1,64

Сычуань 1 0,82

• педагогический стаж: 12 человек - меньше 5 лет, 31 человек - 6-10 лет (включая 10), 55 человек - 11-20 лет (включая 20), 24 человека -больше 21 года.

Таким образом, большинство респондентов имеют высшее педагогическое образование (91,6%), значительный стаж работы (более 20 лет), основная часть из них - женщины в возрасте до 50 лет (95,9%). Высокий уровень профессионализма респондентов убеждает в соответствии их ответов реальной практике использования цифровых образовательных ресурсов в школах Китая и позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов.

При ответе на вопрос: «Какие виды цифровых образовательных ресурсов Вы используете?» (вопрос с несколькими вариантами ответов) 115 педагогов указали, что использовали мультимедийные образовательные обучающие программы, 99 - цифровые иллюстрации, 87 -ресурсы в виде мультипликационных видеороликов, 72 - электронные конспекты уроков, 50 - цифровые электронные учебные материалы, 41 - образовательные игры, 23 - прочее. Согласно информационным данным, респонденты имеют довольно четкое представление о цифровых образовательных ресурсах, к тому же регулярно используют их на практике. Вот как выглядит рейтинг цифровых образовательных ресурсов, используемых в школах Китая:

1-е место - мультимедийные образовательные обучающие программы;

2-е место - цифровые иллюстрации;

3-е место - мультипликационные видеоролики;

4-е место - электронные конспекты уроков;

5-е место - цифровые электронные учебные материалы;

6-е место - образовательные игры.

Отметим в качестве важной 4-ю позицию в представленном рейтинге электронных конспектов уроков, которые теперь можно легко найти в Интернете (72 человека из 122). В последние годы и в России существуют печатные версии конспектов уроков, и часто методисты и педагогики, особенно учителя-супервизоры, недоумевают, как можно провести урок по кем-то задуманному сценарию без учета особенностей детей своего класса и своих личностных качеств? Ведь процесс проектирования урока всегда связан с его эмоциональным проживанием, эмоциональным настроем учителя на уроке, что обеспечивает глубину познавательной и интеллектуальной активности детей. Сказывается это и на самореализации учителя, на формировании у него индивидуального профессионального стиля педагогической деятельности, который основан на проявлении творческой индивидуальности.

Однако ответы на вопрос «Какие виды цифровых образовательных ресурсов Вы используете больше всего?» немного изменили рейтинговую картину популярности цифровых образовательных ресурсов, используемых учителями китайских школ (табл. 2).

Результаты таблицы показывают, что виды используемых учителями на уроках цифровых ресурсов сравнительно однообразны, и потому их дидактические возможности не в полной мере реализуются в образовательной практике.

Удивление вызвали ответы респондентов на следующий вопрос анкеты: «Какой тип цифровых образовательных ресурсов, на Ваш взгляд, больше всего нравится учащимся?» (вопрос с

Таблица 2

Виды цифровых образовательных ресурсов, используемых наиболее часто

Вид образовательного Количество %

ресурсов учителей

Мультимедийные образовательные обучающие 86 70,49

программы

Образовательные материалы (иллюстрации и примеры в учебниках) 17 13,93

Конспекты уроков 6 4,92

Мультипликационные ви- 5 4,10

деоролики

Образовательные игры 5 4,10

Прочее 3 2,46

Цифровые электронные 0 0

материалы

несколькими вариантами ответов). Наиболее значимой оказалась выборка таких видов, как мультипликационные видеоролики и образовательные игры, им отдали предпочтение 81 человек из общего числа респондентов, а количество учителей, отметивших в качестве наиболее любимыми детьми образовательные обучающие программы, составило всего 35 человек. Эти данные существенно расходятся с результатами ответов на предыдущий вопрос анкеты (см. табл. 2), и получается, что учителя при использовании цифровых ресурсов мало учитывают интересы детей. Из проведенных впоследствии бесед удалось выяснить причины таких расхождений: они связаны с трудностями поиска обучающих цифровых игр и видеороликов в Интернете и отсутствием у большинства педагогов достаточных технических навыков для самостоятельного проектирования и создания подобного вида цифровых материалов. Однако все учителя понимают при этом, что такие обучающие ресурсы нравятся детям и стимулируют их учебную мотивацию. Учителя отмечают также трудности поиска цифровых ресурсов в информационной сети, поскольку существующее их огромное разнообразие представлено на разных сайтах. Во время поиска педагоги не останавливаются на каком-либо одном сайте, а предпочитают добывать необходимые им образовательные ресурсы на таких сайтах, как «Байду», «Доудин», «Государственный склад образовательных ресурсов», «Сайт с образовательными ресурсами для общего образования». На поиск образовательных ресурсов педагоги зачастую тратят много времени, поэтому крайне необходима работа по их упорядочиванию на региональном и школьном уровнях.

Изучение технической оснащенности школ Китая, наличие в них необходимых условий для использования информационных технологий показало достаточно высокие результаты: большинство педагогов (89,34%) отметили, что все классы в их школах являются мультимедийными, на всей территории школ есть выход в Интернет (81,15%). Это в определенной степени указывает на эффективность проведенной в Китае за последние 20 лет модернизации общего образования, направленной на создание информационной инфраструктуры школ. В беседах с педагогами было выяснено, что в большей части начальных школ в провинции Шэньси (относится к бед-

ным районам западной части Китая) каждый класс оборудован мультимедийными средствами, в части школ также имеются проекторы, моноблоки с сенсорными экранами и т. д.

На протяжении длительного времени в общем образовании Китая в процессе информатизации образования уделяется особое внимание созданию единой базы цифровых образовательных ресурсов, наличие которой могло бы облегчить учителям процедуру поиска ресурсов и способствовало бы тем самым более широкому их внедрению в образовательную практику. Аналогичная задача по созданию такой базы цифровых образовательных ресурсов актуальна и для российской начальной школы: учителя начальных классов нуждаются в обобщенном регистре мультимедийных средств, разработанном с учетом предметного и возрастного принципа, то есть по всем классам и каждому предмету начального образования. В этом отношении китайская школа оказалась более успешной, поскольку большинство респондентов (66 человек, или 54,34%) указали на наличие в школе базы данных цифровых ресурсов, популярность использования которой отметили 109 учителей, или 89,34% респондентов Таким образом, подавляющее большинство начальных школ Китая уделяет повышенное внимание материально-техническому оснащению и созданию условий для использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов.

Изучение отношения педагогов к использованию цифровых образовательных ресурсов проводилось в ходе анализа их ответов на следующие два вопроса анкеты: «Используете ли Вы на уроках цифровые образовательные ресурсы?» и «Как часто Вы используете на уроках цифровые образовательные ресурсы?». Целью данных вопросов было выявление процентного соотношения мультимедийных уроков в общем образовательном процессе начальной школы Китая. Обработка результатов анкетирования показала, что подавляющее большинство педагогов использует в обучении цифровые образовательные ресурсы в качестве дополнительного учебного материала (103 человека, или 89,65%), и доля мультимедийных уроков в процессе начального образования в школах Китая превышает 50% (рис.).

Следует отметить, что почти все учителя указывают на эффективность использования

А. 10% В. 11-30% С. 30-50% Р. 50%

Рис. Доля уроков, проводимых педагогами в мультимедийной среде

цифровых образовательных ресурсов в своей работе (111 человек, или 92,96% от общего числа респондентов). Становится очевидным, что подавляющее большинство учителей сохраняет положительное отношение к использованию цифровых ресурсов, признают их стимулирующее влияние на мотивацию учебной деятельности современных детей.

Для изучения готовности учителей к обмену цифровыми образовательными ресурсами или к приобретению их по минимальной стоимости в анкете были поставлены следующие вопросы: «Хотели бы Вы выкладывать на общей платформе используемые Вами ресурсы для широкого учительского сообщества?» и «Готовы ли Вы тратить небольшие средства на покупку высококачественных образовательных ресурсов?». Анализ ответов респондентов показал, что большинство педагогов готовы предоставить свои цифровые ресурсы для широкого использования в образовательной практике (92 человека, или 75,41%) и считают возможным тратить свои средства на приобретение высококачественных цифровых ресурсов (106 человек, или 86,89%). Таким образом, педагоги начальных школ Китая осознают необходимость в более широком внедрении цифровых образовательных ресурсов в практику обучения и готовы к постоянному их обновлению.

Как показал анализ ответов респондентов на вопрос о том, где они приобретают цифровые образовательные ресурсы, основным источником для большинства учителей выступает Интернет (90,16%). В качестве других отмечены цифровые ресурсы учебно-методических комплектов (69,67%), ресурсы, имеющиеся в школе (30%). Было важно узнать, как использу-

ют учителя образовательные ресурсы, взятые из сети Интернет, - просто заимствуют готовые или модифицируют с учетом возможностей учащихся и своих информационных умений и решаемых учебных задач на уроке? Ответы на этот вопрос раскрывают уровень профессионального мастерства учителя, его самостоятельность, творчество, определенный уровень его информационной культуры (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что большинство учителей предпочитают использовать готовые цифровые образовательные ресурсы, представленные в сети Интернет. При этом многие учителя указывают, что вносят иногда в них изменения - корректируют текст, используют выборочные задания или фрагменты и др. Результаты анкетирования показали, что лишь 20% учителей обладают готовностью к самостоятельному проектированию цифровых образовательных ресурсов. Это значит, что основная часть педагогов (80%) имеют трудности в разработке образовательных ресурсов, то есть указывает на необходимость орга-

Таблица 3

Приемы использования цифровых ресурсов Интернета в практике работы учителей начальных школ Китая

Приемы использования Количе-

цифровых ресурсов Ин- ство учи- %

тернета учителями телей

Скачиваю, немного видоиз- 79 64,75

меняю и использую

Ищу в сети, по аналогии раз- 24 19,67

рабатываю, создаю свои с уче-

том особенностей учащихся

класса и использую

Использую после скачивания 11 9,02

в сети

Использую напрямую из сети 8 6,56

низации специальной работы с учителями по повышению их компьютерной грамотности, формированию информационных умений, способности самостоятельно создавать цифровые образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности. Содержание такой работы должно быть направлено на преодоление трудностей, препятствующих учителям активно включаться в разработку цифровых ресурсов, а значит, повышать качество образования, которое напрямую связано сегодня с информатизацией образования. Вот на какие трудности в самостоятельной разработке цифровых ресурсов указали учителя школ Китая (ранжирование проведено с учетом выборки результатов):

• отсутствие подготовки и методических рекомендаций по использованию цифровых образовательных ресурсов (62,3%);

• отсутствие обновлений образовательных ресурсов (32,46%);

• трудности поиска и выбора нужного ресурса (6%).

Беседы с педагогами показали, что наиболее сложным для них является оценивание количественного и качественного содержания цифровых образовательных ресурсов, отсутствие системы их обобщения и хранения на региональном и школьном уровнях. Актуальной является и организация семинаров по повышению компьютерной грамотности учителей, особенно с большим стажем работы, которые придерживаются традиционно сложившейся методики начального обучения и которым психологически трудно осваивать тенденции развития образования в современном информационном мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ^AßÄ^BIfä. Ш * Ш Ж ft + ¥ Ж М Ш ÄJ (2011 -2020) .

[Министерство образования КНР. Десятилетняя программа развития информатиза-ции образования (2011-2020 гг.)]. 2012. [Z]. 2012-03-30.

2. . »ft^ ( ± )--ШЖЙЖ^

ШШ^Ш'Ь [J]. tefticffffift [Ли Кэ-дун. Цифровое обучение (1-я часть) - суть совмещения информационных технологий и учебных дисциплин // Исследование обучения с помощью технических средств]. 2001(8). 46-49.

3. шш.шштжлшмтат

[Шэнь Цин, Сюн Цюэ. Возвращение к истории цифровизации ресурсов в процессе информатизации образования в Китае // 16-й международный форум технологий в образовании и 1-й международный симпозиум разумного образования]. 2017. 11.

REFERENCES

1. Ministry of Education of the People's Republic Education Informationization Ten Years Development Plan (2011-2020) [Z]. 2012-03-30.

2. Li Kedong. Digital Learning (I) The Core of Information Technology and Curriculum Integration [J]. Research in Audio-Visual Education, 2001(8): 46-49.

3. Shen Qing, Xiong Qiu. Review of Digital Resources in the Process of Education Informa-tionization in China[J]. The 16th International Conference on Education Technology and the First International Symposium on Wisdom Education. 2017. 11.

Сюн Сяоли, аспирант Московского педагогического государственного университета, преподаватель Вэй-наньского педагогического университета, КНР, руководитель отдела цифровых медиаискусств e-mail: panda32@126.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Xiong Xiaoli, Post-graduate student, Moscow Pedagogical State University, Lecturer, Weinan Normal University, China, head of digital media arts Department e-mail: panda32@126.com

Ситниченко Марина Ярополковна, кандидат педагогических наук, профессор Кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета e-mail: navigare2006@yandex.ru

Sitnichenko Marina Ya., PhD in Education, Professor, Theory and Practice of Elementary education Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: navigare2006@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.