Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криптовалюты / отношение к криптовалютам / применение криптовалют в бизнесе / риски криптовалют / ожидания от криптовалют / проблемы и перспективы криптовалют / cryptocurrencies / attitudes towards cryptocurrencies / cryptocurrency use in business / cryptocurrency risks / cryptocurrency expectations / challenges and prospects of cryptocurrencies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.Н. Зыль

В статье рассматриваются особенности и проблемы использования криптовалют в бизнесе, а также исследуется отношение представителей бизнес-сообщества к криптовалютам как к платежному средству. Анализируются результаты пилотного исследования, проведенного среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса; проведен опрос, целью которого выступила оценка отношения бизнес-сообщества к криптовалютам, уровня осведомленности, оценки ключевых преимуществ и барьеров, связанных с применением криптовалют. Рассматриваются вопросы правового регулирования, технических сложностей, волатильности и рисков, связанных с применением криптовалют. Выявлены положительные тенденции и наличие позитивных ожиданий бизнес-сообщества в отношении криптовалют. По итогам проведенного исследования делаются выводы о двойственной природе формирования отношения бизнессообщества к использованию криптовалют: с одной стороны, наблюдается интерес к их применению в бизнесе, особенно для международных расчетов и обеспечения анонимности транзакций, с другой стороны, барьеры, с которыми сталкиваются респонденты, сдерживают более широкое внедрение криптовалют в практику бизнес-сообщества. Подчеркивается необходимость улучшения инфраструктуры и образовательной поддержки для повышения доверия к криптовалютам среди представителей бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING BUSINESS COMMUNITY ATTITUDES TOWARDS THE USE OF CRYPTOCURRENCIES AS A MEANS OF PAYMENT

This paper examines the unique features and challenges associated with the use of cryptocurrencies in business, focusing on the attitudes of the business community towards cryptocurrencies as a means of payment. The study analyzes the results of a pilot survey conducted among representatives of small, medium, and large businesses, aiming to assess their attitudes towards cryptocurrencies, their level of awareness, and their perceptions of the key advantages and barriers associated with cryptocurrency use. Issues of legal regulation, technical complexities, volatility, and risks related to cryptocurrencies are discussed. The study identifies positive trends and favorable expectations within the business community regarding cryptocurrencies. The research concludes that the attitude of the business community towards cryptocurrency usage is ambivalent: while there is evident interest in their application, particularly for international transactions and ensuring transaction anonymity, the barriers encountered by respondents hinder broader adoption in business practices. The paper emphasizes the need for improved infrastructure and educational support to build trust in cryptocurrencies among business representatives.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЖНОГО

СРЕДСТВА

А.Н. Зыль, независимый исследователь, редактор cryptonisation.com (Республика Беларусь, Минск)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-74-84

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и проблемы использования криптовалют в бизнесе, а также исследуется отношение представителей бизнес-сообщества к криптовалютам как к платежному средству. Анализируются результаты пилотного исследования, проведенного среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса; проведен опрос, целью которого выступила оценка отношения бизнес-сообщества к криптовалютам, уровня осведомленности, оценки ключевых преимуществ и барьеров, связанных с применением криптовалют. Рассматриваются вопросы правового регулирования, технических сложностей, волатильности и рисков, связанных с применением криптовалют. Выявлены положительные тенденции и наличие позитивных ожиданий бизнес-сообщества в отношении криптовалют. По итогам проведенного исследования делаются выводы о двойственной природе формирования отношения бизнес-сообщества к использованию криптовалют: с одной стороны, наблюдается интерес к их применению в бизнесе, особенно для международных расчетов и обеспечения анонимности транзакций, с другой стороны, барьеры, с которыми сталкиваются респонденты, сдерживают более широкое внедрение криптовалют в практику бизнес-сообщества. Подчеркивается необходимость улучшения инфраструктуры и образовательной поддержки для повышения доверия к криптовалютам среди представителей бизнеса.

Ключевые слова: криптовалюты, отношение к криптовалютам, применение крипто-валют в бизнесе, риски криптовалют, ожидания от криптовалют, проблемы и перспективы криптовалют.

Глобальная популяризация криптовалют и их интенсивное распространение среди населения (растущая практика применения) определяют значительное расширение интересов, связанных с использованием криптовалюты в качестве средства платежей и проведения финансовых транзакций. Согласно актуальным статистическим данным, на пользователей из Российской Федерации приходится до 27% трафика, формирующегося на крупнейших криптобиржах; одновременно с данным фактом, Центральный Банк России выражает открытую предупреждающую политику в отношении криптовалют, сводящуюся к рекомендациям о минимизации их применения среди бизнес-субъектов в целом, а также в банковском секторе, в частности [3]. Согласно отчету от 2022 года, в Центральном Банке, в соответствии с текущим законодательством, под криптова-лютой понимают электронные деньги,

непосредственно криптовалюты, монеты и токены, распространяющиеся посредством сети Интернет и/или в рамках инфраструктуры блокчейн технологий [4].

С учетом заявленного особенно примечательной категорией исследования при рассмотрении криптовалют становятся бизнес-субъекты, для которых криптова-люта выступает инструментом возможностей и рисков. Актуальная практика показывает, что бизнес-субъекты не стремятся открыто заявлять об использовании крип-товалют, ввиду возможных рисков и проблем; в тоже время, криптовалюты, как показывают исследования, обладают отличительными преимуществами, связанными с проведением платежей. Объективным следствием растущей популярности крип-товалют становится появление национальных криптовалют (например, цифровой юань, цифровой рубль и т. п.), которые хотя и утрачивают преимущества децентра-

лизации, предоставляют бизнесу системные преимущества, связанные с проведением платежей [5]. Опираясь на приведенные данные, считаем необходимым провести уточняющее исследование, затрагивающее проблематику применения крипто-валют в качестве средства платежей в бизнесе.

Целью исследования является изучение отношения представителей бизнес-сообщества к использованию криптовалют в качестве платежного средства.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых и актуальные статистические данные, посвященные криптовалюте и её использованию различными субъектами; особое внимание уделялось преимуществам криптовалют, их природе и ситуациям применения в качестве средства платежей в бизнесе. В ходе работы было проведено пилотное исследование представителей бизнес-сообщества, направленное на выявление их отношения к применению криптовалют в качестве средства платежей, для чего был проведен опрос. В работе применялись общенаучные методы исследования: проводился анализ научной литературы, её описание, за счет чего были сформированы ключевые тезисы исследования.

Феномен криптовалют и теоретические аспекты их применения различными категориями субъектов являются достаточно изученными на уровне теории; вместе с тем, недостаточно развитой остается практическая сторона вопросов, связанных с использованием криптовалюты в качестве средства платежей и инструмента в руках бизнес-сообщества. Как отмечают М.А. Чернышева и В.В. Гребеник, феномен криптовалют исходит из технологий блокчейн, поскольку криптовалюта является «вознаграждением», эквивалентом денег, которое выдается пользователям распределительного реестра за счет проведения вычислений. Криптовалюта рассматривается авторами как защищенный актив, предоставляющий возможность проводить платежи, имеющий определенную рыночную стоимость, зависящую от спроса на криптовалюту [8]. Стоимость криптовалюты, как отмечают в Централь-

ном Банке России, зачастую имеет спекулятивный и фиатный характер, поскольку криптовалюта не имеет залогового обеспечения и распространяется как денежный эквивалент; представители Центрального Банка считают, что пока существует пользовательский интерес и спрос на крипто-валюты, рыночная цена последних будет удерживаться, в тоже время отмечают необходимость осторожного обращения с криптовалютами [4].

Отметим, что национальная политика государства в отношении криптовалют -важнейший фактор её апробации и внедрения в бизнесе. Данные идеи подчеркивались нами ранее в работе, посвященной вопросам массового принятия криптова-лют и социально-экономических последствий такого принятия. На наш взгляд, в случае если государство примет криптова-люту в качестве платежного средства, подобное снизит порог вхождения и поддержит интерес различных субъектов-пользователей к их апробации и применению. Поскольку криптовалюта существует вне рамок традиционной финансовой системы, хотя и тесно связана с ней, такой сценарий видится автором в качестве маловероятного [2]. Нельзя не подчеркнуть и факт того, что некоторые бизнес-субъекты все же демонстрируют интерес к использованию криптовалюты для различных целей; особенно значимым подобное становится в контексте проведения прозрачных и законных операций в целях снижения нагрузки по издержкам и увеличения скорости перевода средств, преодоления возможных платежно-инфраструктурных ограничений, с которыми столкнулись российские пользователи. В заявленном контексте важно вновь акцентировать внимание на концепции цифрового рубля, под которым понимается электронное платежное средство - эквивалент рублю, выпуск которого осуществляется Центральным Банком и предназначен для проведения платежей вне банковской системы сообщения, что позволит сократить издержки, установить минимальные комиссии по денежным переводам, повысить скорость совершения операций и сформировать базис для последующего вывода цифрового

рубля на уровень международных расчетов. Подобные преимущества в комплексе описываются в материалах Центрального Банка; цифровой рубль все чаще рассматривается как безопасная и законная альтернатива криптовалютам (аналог) [7]. В целом рассмотрение преимуществ и рисков, связанных с криптовалютами, а также дискуссии по поводу необходимости применения криптовалют в бизнесе ведутся по сей день. Как отмечает А.И. Пестунов, криптовалюты действительно обладают потенциалом применения в государстве и бизнесе, связываются с многочисленными возможностями; однако существуют и ре-путационные риски, которые негативно сказываются на интересе к криптовалюте. В том числе автор выявляет, что отдельные субъекты отказываются от использования криптовалют из-за опасения рисков, связанных с ними (волатильность, мошенничество, неопределенность, риски репутации и др.) [6].

В тоже время, все чаще появляются практики использования криптовалюты как инструмента финансирования бизнес-

проектов, поддержки авторов и т.д., на что указывает исследование А.И. Беларева и Е.Б. Стародубцевой. На примере эмиссии токенов (цифровых монет) авторы отмечают, что выпуск таких цифровых финансовых активов предоставляет возможность компаниям на прозрачных условиях привлекать партнеров и инвесторов, осуществлять совместное финансирование важных проектов и в качестве вознаграждения предоставлять возможность продавать растущую в стоимости монету (крип-товалюту); причем в отличие от акций выпуск монет не связывается с участием в акционерном капитале и не накладывает дивидендных обязательств на компанию-эмитента токенов [1].

Подчеркнем, что в целом существует достаточно большое количество сценариев применения криптовалюты в бизнесе, однако их рассмотрение, вне зависимости от деталей, как правило связывается с системными рисками и преимуществами, которыми наделяются криптовалюты (рис. 1):

Преимущества

• Высокая скорость проведения операций

• Низкие комиссионные издержки

• Доступность, безопасность, прозрачность

• Преимущества децентрализации

• Автономность, мобильность

• Инновационное средство платежей

Рис. 1. Преимущества и риски применения

Риски

• Высокая рыночная волатильность

• Правовая неопределенность (запрет в части стран)

• Риски мошенничества, отмывания денег

• Отказ от использования ключевыми партнерами

• Репутационные риски

• Проблемы налогообложения

• Негативное восприятие

_

птовалют в бизнесе, составлено автором.

Обращаясь к рисунку 1, отметим, что восприятие криптовалют в бизнес-сообществе остается противоречивым; ключевым барьером, на наш взгляд, стоит считать именно отношение регуляторов и открытую политику государства (отношение к криптовалютам) [2; 3; 5 и др.]. Отметим, что в бизнес-сообществе, несмотря на многочисленные проблемы и противоречия, фиксируется интерес к реальному использованию криптовалют для различных

целей, начиная от сбора денежных средств (инвестиции) и заканчивая применением как средства платежей.

С учетом заявленного тезиса, считаем целесообразным представить результаты пилотного исследования отношения представителей бизнес-сообщества к использованию криптовалют в качестве платежного средства, проведенного нами выборочно с представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Всего в опросе приняло уча-

стие 8 человек, из которых 50% - лица в возрасте 25-34 лет и 50% в возрасте 35-44 лет; преимущественно (75%) в опросе участвовали лица мужского пола (на женщин пришлось 25% ответов). Все респонденты имеют высшее образование, часть из них (50%) закончили магистратуру или аспирантуру. Из числа опрошенных 62,5% относятся к субъектам малого предпринимательства, 12,5% - средний бизнес и оставшиеся 25% - представители крупного бизнеса. Сформировалась достаточно разнообразная выборка респондентов.

На вопрос «Используете ли вы крипто-валюты в своей компании?» ответы равным образом распределились (по 50%)

между вариантами «да» и «нет»; так, только половина опрошенных использует криптовалюты в бизнесе. Из этой половины 33,3% используют криптовалюты для платежей и расчетов; еще 33,3% - для инвестиций; 16,7% - для оплаты труда работников. Среди респондентов, ответивших «нет», ни один респондент не уверен в том, что в ближайшем будущем будет использовать криптовалюты (80% - не уверены; 20% твердо ответили «нет»). Вместе с тем, на вопрос, «Как бы вы описали свое отношение к криптовалютам?», респонденты ответили следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Как бы вы описали свое отношение к криптова-

лютам?»

Как можно заметить, среди опрошенных отсутствуют представители бизнес-сообщества, которые бы отрицательно относились к криптовалютам; зачастую респонденты настроены положительно

(62,5%) или нейтрально (37,5%). Примечательными видятся ответы респондентов на вопрос «Как вы оцениваете уровень своей осведомленности о криптовалютах?» (рис. 3):

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Как вы оцениваете уровень своей осведомленности о криптовалютах?»

Из числа опрошенных 62,5% считают, что практически не осведомлены о крип-товалютах; лишь 12,5% имеют высокий уровень осведомленности и 25% средний уровень. Аналогичным образом ответы

распределились на другой вопрос «Считаете ли вы криптовалюты надежным платежным средством?», на который респонденты ответили следующим образом:

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли вы криптовалюты надежным платежным средством?»

Только 12,5% считают криптовалюты действительно надежным платежным средством; 62,5% не могут дать однозначного ответа, в то время как 25% вовсе считают криптовалюты ненадежным платежным средством.

Далее респондентам был задан вопрос «Что вас привлекает в использовании криптовалют в качестве платежного средства?», ответы на который представлены на рисунке 5:

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Что вас привлекает в использовании криптовалют

в качестве платежного средства?»

Ключевым фактором, который привлекает внимание бизнес-сообщества к крип-товалютам становятся возможности, связанные с применением для проведения международных расчетов, платежей заграницу, денежных переводов (100%); вторым по значимости фактором является анонимность (62,5%); оставшаяся часть ответов пришлась на быстроту транзакций и низкие комиссии с 50% и 37,5% соответственно.

По мнению респондентов, криптовалю-ты не способствуют увеличению (улучшению) финансовой прозрачности их бизнеса (50% считают, что не способствуют и 50% сомневаются с ответом). Однако, несмотря на данный факт, респонденты могут выделить отличительные преимущества крип-товалют при их сравнении с традицион-

ными валютами, среди которых выделяются: преимущества ускорения расчетов (62,5%), преимущества снижения санкци-онных рисков (25%), снижения затрат (25%), снижения валютных рисков (12,5%); лишь 12,5% опрошенных не могут выделить какие-либо преимущества, свойственные криптовалютам при их сравнении с традиционными валютами.

Примечательной видится категория препятствий (причин), ввиду которых респонденты не используют криптовалюты так активно, или не применяют вовсе; респондентам был задан соответствующий вопрос «Какие основные препятствия вы видите для использования криптовалют в вашей компании?», ответы на который представлены на рисунке 6:

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Какие основные препятствия вы видите для использования криптовалют в вашей компании?»

Как можно заметить, предположения о том, что регулирование и проблемы правовой природы криптовалют являются основополагающими факторами снижения их привлекательности, в целом оказались верными. Для 75% респондентов препятствием применения криптовалют являются технические сложности; для 62,5% (в равных долях) регулирование и недостаток информации о криптовалютах; и только 25% считают ключевым фактором-препятствием их волатильность. К тому же, по мнению 62,5% опрошенных, использование криптовалют - высокий риск; для 25% риск отсутствует, и 12,5% затрудняются с ответом. Такое распределение воззрений бизнес-сообщества в целом доказывает ранее приведенные тезисы и аргументы, встречающиеся в научной литературе.

Далее респондентам был задан вопрос «Как вы оцениваете влияние правительственного регулирования на использова-

ние криптовалют?», ответы на который получились неоднозначными (неопределенными). Так, только 25% видят действия правительства как «положительные»; для 37,5% они являются «отрицательными» и еще для 37,5% - «нейтральными». В тоже время, регистрируется низкая техническая готовность респондентов и их бизнеса к использованию криптовалют (готовыми являются только 25%, также 12,5% - частично готовы; не готовыми выступили 62,5% опрошенных). Среди респондентов 62,5% считают, что специализированное программное обеспечение играет ключевую роль в работе с криптовалютами; 25% считают, что незначительную, а 12,5%, что не играет никакой роли.

Респондентам также был задан вопрос «Обучаете ли вы своих сотрудников работе с криптовалютами?», ответы на который сформировались следующим образом (рис. 7):

Обучаете ли вы своих сотрудников работе с криптовалютами?

8 ответов

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Обучаете ли вы своих сотрудников работе с

криптовалютами?»

Как можно заметить, 87,5% опрошенных не проводят специализированного обучения сотрудников для работы с крип-товалютами; такое обучение присутствует только в 12,5% компаний. В тоже время, 62,5% считают, что важно и очень важно (50% и 12,5% соответственно) следить за новыми трендами в криптовалютах; оставшаяся часть респондентов считает, что следить за трендами малозначительно или не имеет значения (25% и 12,5% соответственно). Респонденты в основном не используют внешние консультационные услуги по вопросам криптовалют (62,5%), только 37,5% опрошенных используют такие услуги. Также только 37,5% опираются на мнение криптовалютных экспертов (для них оно играет важную роль); остав-

шиеся респонденты (62,5%) считают, что такие мнения и прогнозы криптовалютных экспертов играют малозначительную или не играют вовсе никакой роли. Также была проведена оценка влияния экономических новостей и событий на отношение респондентов к криптовалютам; как было выявлено, для 50% такие новости и события -значительный источник формирования представлений и влияния по вопросам криптовалют; для 37,5% влияние таких новостей и событий незначительно, а для 12,5% не выделяется.

На вопрос «Как часто вы пересматриваете свою стратегию по использованию криптовалют?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 8):

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос «Как часто вы пересматриваете свою стратегию по

использованию криптовалют?»

Как можно заметить, среди респондентов выделяются как инвесторы (пользователи) криптовалют, которые пересматривают свои стратегии инвестирования каждый месяц (12,5%), так и каждый год (12,5%); оставшаяся часть (75%) пересматривают свои стратегии реже, чем раз в год. Отметим, что из опрошенных 50% считают, что использование криптовалют может стать частью долгосрочной стратегии их бизнеса; еще 50% не уверены в этом. Позитивным видится то, что отсутствуют категорические отказы, что указы-

вает на возможность рассмотрения крип-товалюты в качестве части стратегических ориентиров развития бизнеса. Кроме того, для 37,5% опрошенных криптовалюты -будущее финансовой системы; 62,5% респондентов не выражают уверенности в этом. Однако 62,5% респондентов готовы рекомендовать использование криптова-лют коллегам и партнерам; 37,5% сомневаются в своей готовности.

В завершение опроса, респондентам был задан ряд вопросов (рис. 9, 10):

Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос «Как вы оцениваете перспективы использования

криптовалют в бизнесе в ближайшие 5 лет?»

Что, по вашему мнению, может способствовать более широкому использованию криптовалют в бизнесе?

Улучшение регулирования

Повышение осведомленности

Развитие инфраструктуры

Снижение волатильности

6 (75 %)

7 (87,5 е

6 (75 %)

Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос «Что, по вашему мнению, может способствовать более широкому использованию криптовалют в бизнесе?»

Исходя из рис. 9 и 10, 50% респондентов видят высокие перспективы использования криптовалют в бизнесе в ближайшие 5 лет, а также 12,5% считают, что они

очень высоки; для 37,5% такие перспективы - средние. Вместе с тем, более широкому использованию криптовалют в бизнесе, по мнению респондентов, будет спо-

собствовать: повышение осведомленности (87,5%), улучшение регулирования (75%), развитие инфраструктуры (75%), сокращение волатильности (37,5%).

Так, на основе проведенного пилотного исследования можно сделать несколько ключевых выводов об отношении бизнес-сообщества к криптовалютам:

- большинство респондентов настроены положительно (62,5%) или нейтрально (37,5%) по отношению к криптовалютам. Отрицательное отношение полностью отсутствует, что свидетельствует о готовности бизнес-сообщества рассматривать криптовалюты как потенциальный инструмент для бизнеса;

- респонденты разделились на два равных лагеря: 50% уже используют крипто-валюты, а 50% пока нет. Среди тех, кто применяет криптовалюты, 33,3% используют их для платежей и расчетов, 33,3% -для инвестиций, и 16,7% - для оплаты труда работников. Однако среди тех, кто еще не применяет криптовалюты, большинство (80%) не уверены в их использовании в ближайшем будущем, что указывает на существующие сомнения и неопределенность;

- осведомленность бизнес-сообщества о криптовалютах находится на низком уровне: 62,5% респондентов считают себя практически не осведомленными. Только 12,5% респондентов обладают высоким уровнем знаний, что подчеркивает необходимость повышения информационной поддержки и образования в этой сфере;

- лишь 12,5% респондентов считают криптовалюты надежным платежным средством, что говорит о низком уровне доверия. Большинство (62,5%) не могут дать однозначный ответ, а 25% считают криптовалюты ненадежными, что отражает обеспокоенность нестабильностью и рисками, связанными с использованием криптовалют;

- ключевыми факторами «привлекательности» криптовалют для бизнеса являются возможности для проведения международных расчетов (100%) и анонимность (62,5%); быстрота транзакций и низ-

кие комиссии также играют важную роль, но в меньшей степени (50% и 37,5% соответственно);

- основными препятствиями для использования являются технические сложности (75%), правовое регулирование и недостаток информации (по 62,5% каждое), а также волатильность криптовалют (25%). Данные факторы ограничивают более широкое использование криптовалют и указывают на необходимость улучшения инфраструктуры и регулирования (что впоследствии подтверждается ответами респондентов);

- 50% респондентов видят высокие перспективы использования криптовалют в ближайшие 5 лет, а 87,5% считают, что повышение осведомленности и улучшение регулирования будут способствовать более широкому применению криптовалют в бизнесе. Большинство респондентов готовы рекомендовать использование крипто-валют своим коллегам и партнерам, что указывает на положительные ожидания в долгосрочной перспективе.

В целом бизнес-сообщество демонстрирует интерес и готовность к использованию криптовалют, но существует ряд барьеров, которые необходимо преодолеть для более распространенного внедрения криптовалют; среди таких барьеров можно выделить: технические сложности, правовое регулирование, недостаточную информированность (осведомленность), во-латильность, риски, связанные с применением. Проработка заявленных барьеров -долгосрочная перспектива, в том числе связанная с постепенным овладением опытом применения криптовалют в задачах бизнеса. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно наметить контуры дальнейшего изучения проблематики использования криптовалют в бизнес-сообществе, связанные с выявлением способов и мероприятий, которые будут способствовать изменению воззрений бизнес-сообщества и его отношения к криптовалютам, что, вероятно, найдет отражение в будущих исследованиях.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беларев И.А., Стародубцева Е.Б. ICO как новая форма финансирования инновационного бизнеса // Финансовый журнал. - 2019. - №5 (51). - С. 104-118.

2. Зыль А.Н. К вопросу о социально-экономических последствиях массового принятия криптовалют // Современные исследования: теория, практика, результаты (шифр -МКСИ): Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 21 июня 2024 года. - Москва: АНО ДПО Центр развития образования и науки, 2024. - С. 244-250. DOI 10.26118/1838.2024.76.86.022.

3. Криптовалюты в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/3CoScy (дата обращения: 15.08.2024).

4. Криптовалюты: тренды, риски, меры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 13.08.2024).

5. Мицкевич Е.В. Феномен национальных и частных криптовалют: особенности, перспективы и риски // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки (шифр - МКСС): Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Москва, 27 июня 2024 года. - Москва: Центр развития образования и науки, 2024. С. 184-190. DOI 10.26118/7666.2024.14.46.035.

6. Пестунов А.И. Криптовалюты и блокчейн: потенциальные применения в государстве и бизнесе // ЭКО. - 2018. - №8 (530). - С. 78-92.

7. Цифровой рубль. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 20.08.2024).

8. Чернышева М.А., Гребеник В.В. Криптовалюта, как платежный инструмент денежно-кредитной сферы // Вестник евразийской науки. - 2022. - №3. - С. 1-12.

EXPLORING BUSINESS COMMUNITY ATTITUDES TOWARDS THE USE OF CRYPTOCURRENCIES AS A MEANS OF PAYMENT

Zyl Aliaksandr, Independent Researcher, Editor of cryptonisation.com (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. This paper examines the unique features and challenges associated with the use of cryptocurrencies in business, focusing on the attitudes of the business community towards cryp-tocurrencies as a means of payment. The study analyzes the results of a pilot survey conducted among representatives of small, medium, and large businesses, aiming to assess their attitudes towards cryptocurrencies, their level of awareness, and their perceptions of the key advantages and barriers associated with cryptocurrency use. Issues of legal regulation, technical complexities, volatility, and risks related to cryptocurrencies are discussed. The study identifies positive trends and favorable expectations within the business community regarding cryptocurrencies. The research concludes that the attitude of the business community towards cryptocurrency usage is ambivalent: while there is evident interest in their application, particularly for international transactions and ensuring transaction anonymity, the barriers encountered by respondents hinder broader adoption in business practices. The paper emphasizes the need for improved infrastructure and educational support to build trust in cryptocurrencies among business representatives.

Keywords: cryptocurrencies, attitudes towards cryptocurrencies, cryptocurrency use in business, cryptocurrency risks, cryptocurrency expectations, challenges and prospects of cryptocur-rencies.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

О.И. Иевлева, канд. ист. наук, доцент А.А. Цимарь, магистрант

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Калуга)

001:10.24412/2411-0450-2024-8-85-90

Аннотация. в статье представлены результаты развития туризма в Дзержинском районе Калужской области, рассматривается муниципальная программа «Развитие туризма на территории муниципального района Дзержинский район», утверждённая постановлением администрации района от 08.02.2021 № 139. Анализируются результаты и перспективы развития туризма в районе, включая увеличение объёма туристского потока, длительности пребывания туристов, количества объектов аграрного туризма. Автором выявлено, что реализация инвестиционных проектов, таких как строительство гостиничных комплексов, спортивно-оздоровительных комплексов и реконструкция исторических объектов, может способствовать развитию туризма в районе и повышению его конкурентоспособности на рынке туристических услуг.

Ключевые слова: туризм, стратегическое развитие, муниципальный район.

Туризм - одна из отраслей экономики, которая выполняет социальную и экономическую функции. В современном мире туризм считается социально-экономическим явлением, которое напрямую и опосредованно влияет на развитие инфраструктуры, связанной с ним. Благодаря высокому уровню развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, современный туризм становится высокодоходной отраслью экономики [1, 2].

Исследование развития туризма в статье проводилось на примере Дзержинского района Калужской области. Туристический поток в муниципальном образовании в 2023 году составил 414 тыс. человек.

На территории района находится часть Национального парка «Угра». Массу туристов привлекают монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, храм в скиту в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского в селе Дворцы.

Дзержинский район вошел в «Большое Золотое Кольцо» - одно из 12 туристических макротерриторий, выделенных с учетом потенциала развития туризма в России в рамках национального проекта РФ «Туризм и индустрия гостеприимства», что

приведет к ощутимому увеличению турпо-тока в район. В 2023 году в п. Полотняный Завод с участием внебюджетного финансирования был построен туристко-информационный центр.

Вопросами развития туризма Дзержинском районе Калужской области занимается отдел экономики районной администрации. Основным документом стратегического планирования, на основании положений которого отдел экономики осуществляет свою деятельность, является муниципальная программа «Развитие туризма на территории муниципального района «Дзержинский район», утвержденная постановлением администрации Дзержинского района от 08.02.2021 № 139 (в редакции постановления от 31.01.2023 г. № 152). Соисполнителями данной муниципальной программы являются отделы культуры и образования и спорта администрации Дзержинского района [2].

Ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы «Развитие туризма на территории муниципального района «Дзержинский район» являются:

- увеличение объема туристского потока в муниципальном районе «Дзержинский район», включая экскурсантов более чем в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.