Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
речевые нарушения / биологические предпосылки / социальные предпосылки / генетический фактор / социальная среда / speech disorders / prerequisites / genetic factor / environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адлоян Л.А․

В статье рассматривается проблема осведомленности общественности о причинах речевых нарушений, проанализированы основные неблагоприятные факторы, которые могут вызывать различные речевые нарушения у детей и взрослых. Представлены результаты проведенных нами исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AWARENESS RESEARCH TO PUBLIC ABOUT CAUSES SPEECH DISORDERS

The article discusses the problem of public awareness about the causes of speech disorders, analyzes the main unfavorable factors that can cause various speech disorders in children and adults. The results of our research are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

УДК 37

Адлоян Л.А.

кандидат педагогических наук, кафедра логопедии и восстановительной терапии Армянский государственный педагогический университет

им. Хачатура Абовяна (г. Ереван, Армения)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Аннотация: в статье рассматривается проблема осведомленности общественности о причинах речевых нарушений, проанализированы основные неблагоприятные факторы, которые могут вызывать различные речевые нарушения у детей и взрослых. Представлены результаты проведенных нами исследований.

Ключевые слова: речевые нарушения, биологические предпосылки, социальные предпосылки, генетический фактор, социальная среда.

Полноценное развитие речи имеет первостепенное значение в процессе развития личности. Речь — это одна из важнейших психических функций. Именно благодаря речи происходит взаимодействие людей друг с другом, обмен опытом, информацией. Речь развивается под влиянием потребности в общении, что способствует общественному объединению людей [2,364-369]. Речь, как и все высшие психические функции человека, являются продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируется по мере овладения языком и проходит несколько этапов развития [6, 18-22]. Речь формируется во взаимосвязи со всеми другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием, со всеми сферами: эмоционально-потребностной, волевой, нравственной. С помощью речи ребенок учится

мыслить, у него формируется самооценка, самовосприятие, развиваются навыки самоконтроля, и, конечно, коммуникативные и организаторские навыки. [8,211216]. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 20-й ребенок имеет те или иные нарушения в развитии, среди которых 60 % составляют дети с поражениями нервной системы, возникшими в перинатальный период [1,18-24]. Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Изучение причин нарушений речи прошло долгий исторический путь, еще до нашей эры древнегреческие философы Гиппократ и Аристотель пытались изучить и интерпретировать их. Связь между нарушениями речи и поражениями головного мозга была доказана исследователями П. Брока и К. В Вернике. Они обнаружили, что в мозге есть специальные отделы, отвечающие за формирование, восприятие и понимание речи [5, 28-32]. В процессе изучения причин речевых нарушений Л. С. Выготский ввёл понятие социальной ситуации развития, акцентировав внимание на связи психического развития с воздействием окружающей среды. Социальная ситуация развития включает в себя внутренние процессы и внешние условия, соответствующие определённому возрастному этапу развития психики, в том числе речи, являющейся одной из форм психической деятельности [7, 127-138]. Среди факторов, которые способствуют возникновению речевых нарушений у детей, выделяют неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды. Все перечисленные факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка [4, 48] Предпосылки формирования речи в широком аспекте авторы рассматривают как предварительное условие чего-нибудь, то есть как предпосылки развития и включают в себя такие условия для нормального развития ребенка, как нормальная работа головного мозга, нормальное физическое развитие ребенка, сохранность органов чувств, системность и последовательность обучения ребенка в семье, и школе [9, 62-65].

В психологической и педагогической литературе выделяются следующие группы предпосылок речевого развития ребенка - биологические, социальные, когнитивные. К биологическим предпосылкам относят нормальное развитие центральной нервной системы, анатомическую и функциональную целостность речевого аппарата, сохранность анализаторов и их деятельность как единой функциональной системы. Среди основных социальных предпосылок выделяют потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком, преобладание положительных эмоций, речевую среду, в которой развивается ребенок. Когнитивные предпосылки включают умения анализировать, синтезировать, обобщать информацию, поступающую извне, определять успешность построения языковой системы в индивидуальном сознании ребёнка, прогнозировать, предвидеть события и ситуации, определять их причину. Несформированность или недоразвитие предпосылок какой-либо группы (или их сочетание) будет приводить к недоразвитию или нарушению речи [10]. Исходя из вышесказанного, нами было проведено специальное социологическое исследование, в рамках которого изучалась осведомленность общественности по данному вопросу. В исследование были включены 375 человек в возрасте от 20 до 52 лет. 64% респондентов имели высшее образование.

Анализ результатов исследований показывает, что респонденты в основном (76.5%) подчеркивают наличие нормального слуха и нормальное состояние органов артикуляции в качестве биологических предпосылок для нормального развития речи. Результаты исследования также доказывают, что лишь 4,5% подчеркивают важность нормального умственного развития, 3,2% респондентов выделили генетический фактор и только 15,8% отметили важность нормального состояния нервной системы. На наш взгляд, эти показатели достаточно низкие (Таблица 1).

Таблица 1. Биологические факторы, необходимые для нормального речевого развития.

Факторы Респонденты % (п=375)

наличие нормального слуха и нормальное состояние органов артикуляции 76,5

нормальное состояние нервной системы 15,7

нормальное умственное развитие 4,5

генетический фактор 3.2

Результаты нашего исследования доказывают, что у респондентов также достаточно низкие знания о том, в каких этапах развития ребенка могут влиять неблагоприятные факторы, способные в дальнейшем вызвать речевые нарушения. Результаты исследования показывают, что респонденты в основном подчеркивают неблагоприятные факторы в период раннего развития ребенка (55.2%). Среди этих факторов особенно выделяются разнообразные травмы. 44.8% респондентов отмечают влияние различных неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития и родов. При этом среди неблагоприятных факторов наиболее важными являются: родовые травмы, гипоксия, осложненные роды, токсикоз, курение, наркотики, алкоголь (Таблица 2).

Таблица 2. Время и характер воздействия неблагоприятных факторов.

Время Характер Респонденты % (п=375)

раннее развитие ребенка разнообразные травмы 55,2

внутриутробное развитие и роды родовые травмы 44,8

Гипоксия

осложненные роды

Токсикоз

курение, наркотики, алкоголь

Анализируя неблагоприятное влияние социальных факторов на речевое развитие 74.9% респондентов в основном, отмечали присутствие в речевой среде человека с нарушением речи, 5,9 % отмечали наличие конфликтной атмосферы в семье, 19.2% респондентов отметили недостаточное количество игры и недостаточное общение с сверстниками (Таблица 3).

Таблица 3. Социальные неблагоприятные факторы для нормального речевого развития.

Факторы Респонденты % (п=375)

присутствие в речевой среде человека с нарушением речи 74,9

наличие конфликтной атмосферы в семье 5,9

ограниченность игровой деятельности и недостаточное общение с сверстниками. 19.2

Комментируя влияние компьютеров, телефонов или различных гаджетов на развитие речи, 82,1 % исследуемых отметили, что на их взгляд, последние не могут оказать негативного влияния на речевое развитие, а могут просто привести к пассивности ребенка, 17,9% респондентов заявили, что они могут привести к задержке речевого развития (Таблица 4).

Таблица 4. Влияние компьютеров, телефонов или различных гаджетов на развитие речи.

компьютеры, телефоны и различные гаджеты Респонденты % (п=375)

не могут оказать негативного влияния на речевое развитие 82,1

могут привести к задержке речевого развития. 17,9

В ходе исследования нас также интересовало, что думают испытуемые о том, могут ли речевые нарушения возникать у взрослых или нет. На этот вопрос все респонденты ответили положительно. А комментируя причины речевых нарушений у взрослых, 55.4 % респондентов заявили, что в основном они могут быть вызваны различными заболеваниями, которые человек может приобрести в

течение жизни, 21.8% заявили, что они могут быть вызваны различными травмами, например, несчастными случаями, 18.4% заявили, что они могут быть вызваны инсультом, а 4.2% заявили, что они могут быть вызваны злоупотреблением курением или наркотиками (Таблица 5).

Таблица 5. Факторы, вызывающие нарушение речи у взрослых.

Факторы Респонденты % (п=375)

различными заболеваниями, которые человек может приобрести в течение жизни 55.4

различные травмы, несчастные случаи 21.8

Инсульт 18.4

злоупотребление курением или наркотиками 4.2

Таким образом, подводя итоги проведенного нами социологического исследования, можно констатировать, что респонденты имеют определенные знания о причинах речевых нарушений, однако этих знаний пока недостаточно и существует необходимость повышения осведомленности общества в рамках рамках этой проблемы. По нашему мнению, вышеизложенное повысит эффективность профилактики речевых нарушений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белякова, Л.И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МП1 У / Л.И. Белякова // Онтогенез речевой деятельности: норм;а и патология: моногр. сб. / Л. И. Белякова. - М., 2005. - С. 18-24;

2. Глущенко Е.А., Исмаилова И.С. Моторная алалия у детей дошкольного возраста: причины и симптоматика / Е.А. Глущенко, И.С. Исмаилов // Актуальные вопросы современной науки и практики. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 364-369;

3. Жернова И.А. Анализ причин речевых нарушений / И.А. Жернова // Наука и современность. 2013. С. 51-54;

4. Ливинская, А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учеб.-метод. пособие / А.М. Ливинская, Л. С. Чутко. - СПб.: БИОНТ, 2006. - 48 с. 2;

5. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 680 с;

6. Нейропсихология: 3-е издание. /Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с: ил. - (Серия «учебник для вузов»);

7. Туманова Т.В. Реализация идей Л.С.Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у детей/Т.В. Туманов//Специальное образование. 2012. №1. С.127-138;

8. Тхоренко Д.А. психолого-педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста// современное дошкольное образование: теория и практика, 2022, С 211-216;

9. Чипурко С.А К проблеме изучения предпосылок к овладению средствами речевого общения у детей с фактором риска в речевом развитии весщ БДПУ. Серыя 1. 2019. № 3, С.62-65;

10. http s://science-education.ru/ru/arti cl e/vi ew? i d=21871

Adloyan L.A.

Armenian State Pedagogical University (Yerevan, Armenia)

AWARENESS RESEARCH TO PUBLIC ABOUT CAUSES SPEECH DISORDERS

Abstract: the article discusses the problem ofpublic awareness about the causes of speech disorders, analyzes the main unfavorable factors that can cause various speech disorders in children and adults. The results of our research are presented.

Keywords: speech disorders, prerequisites, genetic factor, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.