Научная статья на тему 'Исследование особенностей социально-психологической адаптации интеллектуально одарённых учащихся'

Исследование особенностей социально-психологической адаптации интеллектуально одарённых учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / INTELLECTUAL GIFTEDNESS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова И.С., Соловьева Е.В.

В статье обоснована актуальность изучения проблемы социально-психологической адаптации одарённых учащихся, представлены результаты проведенного исследования особенностей социально-психологической адаптации одарённых старшеклассников, обозначена необходимость оказания одарённому ребенку психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны взрослых в решении его проблем социально-психологической адаптации. Авторы делают вывод о том, что необходимо создавать условия для обеспечения целостного развития личности ребёнка, для сохранения и реализации его одарённости. Такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности по отношению к окружающим людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова И.С., Соловьева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE PARTICULAR FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF INTELLECTUAL PUBLIC STUDENTS

The urgency of studying the problem of social and psychological adaptation of gifted students is substantiated in the article, the results of the conducted research of features of social and psychological adaptation of gifted high school students are substantiated. The necessity of rendering psychological and pedagogical assistance and support from adults in solving their problems of social and psychological adaptation is indicated to the gifted child. The authors conclude that it is necessary to create conditions to ensure the holistic development of the individual child, in order to maintain and implement his gifts. Such children should develop, not realizing our oneness as compared with other children, and experiencing a sense of responsibility, tolerance towards others people.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей социально-психологической адаптации интеллектуально одарённых учащихся»

3. Создание кодекса внешнего вида и поведения.

4. Комплекс мер, позволяющий избежать насилия в образовательном учреждении: установление видеокамер, аппаратуры просмотра местности, охраны.

Молодёжь отличают определённые психологические особенности, среди которых выделяются эмоциональная восприимчивость, тревожность, поиск личностного и жизненного выбора, стремление переосмыслить нравственные и ценностные истины. Данные психологические особенности личности сочетаются с категоричностью, прямолинейностью, императивностью принятых решений. Своеобразие психологических особенностей личности юношеского возраста в сумме с неустойчивостью сформированных ценностно-смысловых структур сознания выступают той психологической основой, сквозь фильтр которой проходит новая информация.

Библиографический список

Для профилактики и противодействия любым формам пропаганды, воздействия выступит развитие самостоятельного критического и толерантного мышления молодёжи. Способность воспринимать, осмысливать получаемую информацию, размышлять о ней, анализировать, отделять существенное и несущественное, выделять достоверную и недостоверную информацию, критически перерабатывать полученную информацию - это всё операции, которые относятся к мышлению и мыслительной деятельности человека [3]. Критическое мышление направлено на оценку, тестирование получаемой информации. Критическое мышление выражается, прежде всего, в способности человека видеть слабые места, ошибки, разного рода недочеты. Работу по формированию критического мышления необходимо проводить в процессе обучения молодёжи в вузе средствами, прежде всего, гуманитарных дисциплин и специально организованной воспитательной работы.

1. Василенко В.И. Международный терроризм в условиях глобального развития (Политологический анализ): Диссертация ... доктора политических наук. Москва, 2003.

2. Алексеев А.И. Криминология (курслекций). Москва, 1999.

3. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты: Диссертация ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2003.

References

1. Vasilenko V.I. Mezhdunarodnyj terrorizm v usloviyah global'nogo razvitiya (Politologicheskij analiz): Dissertaciya ... doktora politicheskih nauk. Moskva, 2003.

2. Alekseev A.I. Kriminologiya (kurs lekcij). Moskva, 1999.

3. Fridinskij S.N. Bor'ba s 'ekstremizmom: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskie aspekty: Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.

Статья поступила в редакцию 22.05 17

УДК 159

Prokhorova I.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: semina_inna@bk.ru

Solovieva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: jenyshat@rambler.ru

INVESTIGATION OF THE PARTICULAR FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF INTELLECTUAL PUBLIC STUDENTS. The urgency of studying the problem of social and psychological adaptation of gifted students is substantiated in the article, the results of the conducted research of features of social and psychological adaptation of gifted high school students are substantiated. The necessity of rendering psychological and pedagogical assistance and support from adults in solving their problems of social and psychological adaptation is indicated to the gifted child. The authors conclude that it is necessary to create conditions to ensure the holistic development of the individual child, in order to maintain and implement his gifts. Such children should develop, not realizing our oneness as compared with other children, and experiencing a sense of responsibility, tolerance towards others people.

Key words: intellectual giftedness, social and psychological adaptation, disadaptation, self-realization.

И.С. Прохорова, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: semina_inna@bk.ru

Е.В. Соловьева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,

ФГАОУ ВО «(Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: jenyshat@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

В статье обоснована актуальность изучения проблемы социально-психологической адаптации одарённых учащихся, представлены результаты проведенного исследования особенностей социально-психологической адаптации одарённых старшеклассников, обозначена необходимость оказания одарённому ребенку психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны взрослых в решении его проблем социально-психологической адаптации. Авторы делают вывод о том, что необходимо создавать условия для обеспечения целостного развития личности ребёнка, для сохранения и реализации его одарённости. Такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности по отношению к окружающим людям.

Ключевые слова: интеллектуальная одарённость, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, самореализация.

Поиск и создание условий, обеспечивающих выявление одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является актуальной задачей современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсификации исследований в этой области (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли. А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.С. Юркевич и др) .

В психологических исследованиях отмечается, что одарённые дети - особые дети, которые, в отличие от обычных, харак-

теризуются, как правило, ускоренным психическим развитием. Оно вызывает множество сложностей, связанных с социальной адаптацией и взаимоотношениями с окружающим миром, в том числе со сверстниками, затрудняет процесс самоактуализации и развития личности, приводя к высокому нервно-психическому напряжению, невротизации, дезадаптации. Не случайно одарённых детей относят к группе риска [1; 2; 3].

Попытки одарённого ребенка самостоятельно решить возникающие трудности порождают у него еще большее количество

психологических проблем, что нередко ведет к утрате его уникальности.

В связи с вышесказанным изучение особенностей социально-психологической адаптации одарённых учащихся является актуальным. При проведении исследования нас интересовали существующие различия между показателями социально-психологической адаптации одарённых старшеклассников и их сверстников. Данный контингент испытуемых выбран нами для исследования исходя из того, что возраст 14 - 16 лет представляется кризисным этапом возрастного развития. В это время психические функции не только интенсивно развиваются, но и наиболее уязвимы и неустойчивы по отношению к различного рода вредным воздействиям социума. Это в большей степени касается одарённых школьников.

Базой исследования явились лицей № 14 г. и гимназия № 25 г. Ставрополя. Экспериментальную выборку составили учащиеся 10 - 11 классов в количестве 118 человек, в том числе 26 интеллектуально одарённых учащихся - группа №1 (далее ГР1), посещающих Малую академию наук в Ставропольском Дворце детского творчества и отнесенных школьной психологической службой к категории интеллектуально одарённых. Остальные учащиеся выборки вошли в группу №2 (далее ГР.2).

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации учащихся мы использовали комплекс психодиагностических методик: методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, само-актуализационный тест (CAT); методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК); опросник волевого самоконтроля (ВСК).

Полученные результаты диагностики представлены в сводной таблице 1.

Проанализируем результаты диагностики.

По методике СПА в обеих группах показатели по шкале «адаптивность» соответствуют возрастной норме и располагаются в средних её границах. Межгрупповые различия составляют 23,6% в пользу ГР1. У одарённых учащихся зафиксированы более низкие показатели, чем у сверстников, по шкалам «эмоциональная комфортность» (на 40,3%), «интернальность» (на 34,6%), «стремление к доминированию» (на 25,9%).

По шкалам «самоприятие», «эскапизм», «приятие других», «ведомость» одарённых детей отличают более высокие показатели, чем у сверстников (на 69%, 47,4%, 27,5%, 18,4% соответственно).

Характерно, что по шкале «эскапизм» показатель ГР1 достигает верхней границы нормы. Это говорит о том, что дети с опережающим развитием часто стремятся уйти от действительности и жизненных проблем в мир иллюзий.

По шкале «самоприятие» результаты ГР1 незначительно (на 0,4 балла) превышают норму, несмотря на то, что многие испытуемые здесь показали средние и низкие результаты. Этот факт, возможно, объясняется тем, что наибольшее количество высоких результатов по данной шкале зафиксировано нами в одном из десятых классов, где дети с опережающим развитием составляют 60% учащихся класса. То есть дети идентифицируют себя с такими же, как они сами. Это даёт им возможность чувствовать себя более уверенно и принимать себя такими, какие они есть.

Анализируя выраженность показателей коммуникативной компетентности в изучаемых группах, мы зафиксировали преимущество ГР2. Разрыв между группами составляет по шкале гибкости в общении 28,5% и по шкале контактности 31,4%.

По методике диагностики уровня субъективного контроля большинство показателей интернальности учащихся ГР2 выше, чем показатели ГР1.

Таблица 1

Показатели социально-психологической адаптации учащихся

Группы Показатели ГР1 (одарённые) ГР2 Межгрупповые различия

в баллах (в%)

СПА Адаптивность 111,3 145,7 34,4 23,6

Приятие других 26,4 20,7 -5,7 -27,5

Интернальность 34,7 53,1 18,4 34,6

Самоприятие 52,4 31,0 -21,4 -69

Эмоциональная комфортность 14,2 23,8 9,6 40,3

Стремление к доминированию 8 10,8 2,8 25,9

Ведомость 23,2 19,6 3,6 18,4

Эскапизм 19,6 13,3 -6,3 -47,4

САТ Гибкость в общении 12,3 17,2 4,9 28,5

Контактность 9,6 14 4,4 31,4

УСК интернальность общая 5,2 4,3 0,9 17,3

в области достижений 6,3 6,5 0,2 3,2

в области неудач 2 1,5 0,5 25

в семейных отношениях 3,3 2,7 0,6 18,2

в учебных отношениях 5,8 6,1 0,3 5,2

в межличностных отношениях 6,3 4,4 1,9 30,2

в отношении здоровья и болезни 5,2 4,6 0,6 11,5

УВК Волевой самоконтроль 14,4 20 5,5 27,5

Настойчивость 11,6 15,3 3,7 24,2

Самообладание 8,8 11,5 2,7 23,5

Показатель общей интернальности выше у учащихся ГР.2 на 17,3%. Между тем представители обеих групп по интегральному показателю интернальности являются преимущественно экстерналами. Это согласуется с результатами, полученными посредством применения методики социально-психологической адаптации, описанной нами ранее.

Наибольшие межгрупповые различия по каждой из шкал интернальности зафиксированы в области межличностных отношений и в области переживания неудач - 35,7% и 25% соответственно. В области переживания неудач испытуемые обеих групп являются экстерналами. В межличностных отношениях одарённые дети - экстерналы, а их сверстники - интерналы.

Отмечаются различия между групповыми показателями в пользу ГР.2 по шкале интернальности в области семейных отношений (18,2%), в отношении здоровья и болезни (11,5%).

Испытуемые обеих групп являются интерналами в области достижений и в учебных отношениях. По данным шкалам наблюдается наименьший разрыв между группами с преимуществом ГР.1 в 3,2% и 5,2% соответственно.

Таким образом, одарённые дети чаще, чем их сверстники, приписывают свои неудачи внешним обстоятельствам, невезению, действиям других лиц и, в основном, считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Они чаще считают себя не в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Но в то же время они верят, что сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем, считают свои действия важным фактором организации собственной учебной деятельности. Их сверстники в большинстве своем не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. Возможно, этим и объясняются высокие показатели по шкале «эскапизм» и «ведомость» и низкие - по шкале «стремление к доминированию», полученные по методике СПА.

Библиографический список

Респонденты ГР.2 по всем показателям самоконтроля (методика диагностики уровня волевого самоконтроля) превосходят респондентов ГР.1: по общему индексу волевого самоконтроля -на 27,5%, настойчивости - на 24,2%, самообладания - 23,5%.

Следовательно, одарённые дети в меньшей степени, чем их сверстники, могут по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении, менее готовы приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, менее выдержаны и спокойны в критические моменты, в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, и менее продуктивно осуществляют деятельность в подобных ситуациях.

Проведенное исследование позволило выявить сниженный уровень социальной адаптации интеллектуально одарённых детей по сравнению с их сверстниками. Интеллектуально одарённые испытуемые уступают сверстникам в ощущении эмоциональной комфортности, гибкости и контактности в общении, социальной компетентности, волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания, но превосходят в выраженности эскапизма и экстернальности.

Таким образом, у одарённых детей наблюдается интеллектуально-социальная дисинхрония, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и недостаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыками.

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости оказания психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны взрослых в решении проблем социально-психологической адаптации одарённого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей для обеспечения целостного развития личности, для сохранения и реализации его одарённости. Такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности по отношению к окружающим людям. Реализованная одарённость - это успешное общение с самим собой и окружающими, что является решающим условием для счастливой жизненной судьбы, для прогрессивного развития общества.

1. Гали Г. Ф. Психологические проблемы адаптации одарённых детей. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.). Чебоксары, 2016: 461-463.

2. Михайлов В.А. Социализация одарённых учащихся в процессе социально-психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания (в условиях довузовской подготовки) Научный аспект. 2013; 3: 71 - 76. Available at: http://na-journal. ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/330-socializacija-odarennyh-uchashhihsja-v-processe-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-k-innova-cionnym-uslovijam-obuchenija-i-vospitanija-v-uslovijah-dovuzovskoj-podgotovki

3. Персонификация образования интеллектуально одарённых учащихся: монография. Под редакцией В.М. Головко. Москва; Ставрополь, 2008.

References

1. Gali G. F. Psihologicheskie problemy adaptacii odarennyh detej. Psihologiya ipedagogika XXI veka: teoriya, praktika iperspektivy : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 22 yanv. 2016 g.). Cheboksary, 2016: 461-463.

2. Mihajlov V.A. Socializaciya odarennyh uchaschihsya v processe social'no-psihologicheskoj adaptacii k innovacionnym usloviyam obucheniya i vospitaniya (v usloviyah dovuzovskoj podgotovki) Nauchnyj aspekt. 2013; 3: 71 - 76. Available at: http://na-journal.ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/330-socializacija-odarennyh-uchashhihsja-v-processe-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-k-innovacionnym-uslovijam-obuchenija-i-vospitanija-v-uslovijah-dovuzovskoj-podgotovki

3. Personifikaciya obrazovaniya intellektual'no odarennyh uchaschihsya: monografiya. Pod redakciej V.M. Golovko. Moskva; Stavropol', 2008.

Статья поступила в редакцию 24.05.17

УДК 159

Shashkova I.A., adjunct, Moscow University of the Interior Ministry n. a. V. Ya. Kikot (Moscow, Russia),

E-mail: irinashashkova@list.ru

THE PROBLEM OF DIAGNOSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF THE SERVICE INQUIRY. The article studies some aspects of improvement of diagnostics of professionally important qualities of employees of the service inquiry. The author considers the most significant features of professional activity of investigators and analyzes existing job description of this profession. The article also presents the data of empirical research of features of motivational-value sphere of the employees of the service inquiry. The author suggests that there are features in the structure and contents of the motivational-semantic sphere of various categories of employees of the service inquiry. The obtained results allow concluding that it is necessary to take into account the specifics of professionally important qualities of employees of the service inquiry in the further development of professiogram and programs of psychological support of employees.

Key words: professional activity, professionally important qualities, professional selection, professiogram, psychological support, officer of inquiry service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.