Научная статья на тему 'Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте'

Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
941
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ / ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН / PERSONALITY CHARACTERISTICS / SELF-REALIZATION IN MIDDLE AGE / MIDDLE-AGED WOMEN AND MEN SELF-REALIZATION FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулагина Ирина Васильевна

В статье анализируются особенности самореализации личности в среднем возрасте. С одной стороны, он выступает вершиной личностных возможностей, а с другой стороны, ему сопутствует кризис, прохождение которого может сопровождаться существенными трансформациями жизненной траектории. Цель исследования состояла в изучении особенностей самореализации личности женщин и мужчин среднего возраста. Мы предположили, что разнообразие социальных ролей, выполняемых женщинами и мужчинами, будет отражаться и на особенностях их самореализации. В результате проведенного исследования нами были выделены основные тенденции самореализации женщин и мужчин среднего возраста, а также качественные особенности их личностной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of personality self-realization characteristics in middle age

The article analyzes the characteristics of self-realization of a person in middle age. On the one hand, it is the pinnacle of personal opportunities, and on the other hand, it is accompanied by a crisis, overcoming of which may be associated with significant transformations of the life trajectory. The purpose of the work was to study the characteristics of personality self-realization in middle-aged men and women. We hypothesized that the diversity of social roles performed by women and men would also be reflected in the peculiarities of their self-realization. As a result of the study, we identified the main trends in the self-realization of middle-aged women and men, as well as the qualitative features of their personal self-realization.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте»

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

ART 202009 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12009 УДК 159.922.6

Кулагина Ирина Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педаго гики, прикладной психологии ФГБОУВО «Тольяттинский государствен ный университет», г. Тольятти [email protected]

Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте

Аннотация. В статье анализируются особенности самореализации личности в среднем возрасте. С одной стороны, он выступает вершиной личностных возможностей, а с другой стороны, ему сопутствует кризис, прохождение которого может сопровождаться существенными трансформациями жизненной траектории. Цель исследования состояла в изучении особенностей самореализации личности женщин и мужчин среднего возраста. Мы предположили, что разнообразие социальных ролей, выполняемых женщинами и мужчинами, будет отражаться и на особенностях их самореализации. В результате проведенного исследования нами были выделены основные тенденции самореализации женщин и мужчин среднего возраста, а также качественные особенности их личностной самореализации. Ключевые слова: особенности личности, самореализация в среднем возрасте, особенности самореализации женщин и мужчин. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Реалии современной жизни заставляют исследователей из разных областей несколько иначе взглянуть на период «акме» в онтогенезе человека. С психологической точки зрения этот возрастной этап характеризуется максимальным развитием всех потенций личности, можно сказать, что в этом возрасте личность достигает своей максимально возможной точки самореализации. Такой подход раскрывается с позиций классической психологии развития, рассматривающей постепенное и гармоничное прохождение личностью всех возрастных этапов и кризисов. В окружающей нас действительности это свойственно далеко не всем. Ощущение недостаточной определенности и стабильности в собственной жизни может обострять или трансформировать протекание «кризиса середины жизни», что накладывает свой отпечаток и на траектории самореализации личности.

Первые попытки объяснить феномен самореализации можно найти еще в трудах Аристотеля [1], что указывает на очень длительный интерес исследователей к вопросу самоосуществления человека. Позднее представители различных научных психологических направлений предпринимали попытки осмысления и объяснения движущих сил развития личности. Такой основополагающей движущей силой в работах психологов гуманистического направления [2-4], неопсихоанализа [5], логотерапии [6] и индивидуальной психологии [7] была признана тенденция к самореализации как максимальному воплощению в жизни и деятельности всех своих потенциальных и реальных возможностей. Можно отметить, что и на современном этапе развития науки психологов не перестает интересовать вопрос о сущности и дифференциации многих самопроцессов личности (самоопределения, самовыражения [8], самоактуализации [9], самоидентификации [10], самореализации) [11-13].

Некоторые исследователи [14, 15] склоняются к пониманию самореализации как сквозного или цикличного процесса, не приписывая самореализационные тенденции

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

какому-либо одному возрастному этапу. Об особой актуальности процесса самореализации личности уже написано достаточно как теоретического, так и эмпирического материала, но динамичность требований окружающей жизни и деятельности к личности по-прежнему поддерживает актуальность рассмотрения этого вопроса.

Средний возраст человека, как правило, связан с решением множества вопросов как личной, так профессиональной жизнедеятельности. Многие ориентиры меняются, приоритеты смещаются, ценностные ориентации меняют свои места в личностной иерархии. Человек стремится преуспеть в выполнении самых разнообразных ролей: профессионала, супруга, родителя, друга, ребенка и др. [16] При этом не на последнем месте располагается и желание получать удовлетворение от собственной жизни и деятельности, поэтому можно говорить о справедливости высказываний о том, что самореализация является имманентной потребностью личности. Исходя из посылок о том, что в среднем возрасте происходит много когнитивно-личностных и, как следствие, де-ятельностных трансформаций, логично предположить, что и самореализация приобретет некоторые особенности. Современное представление о разделении ролей на мужские и женские в настоящий момент существенно отличается от традиционного, что также, возможно, налагает свой отпечаток на самореализацию личности.

Изложенные теоретические положения обосновали наш интерес к рассмотрению особенностей самореализации современных женщин и мужчин среднего возраста. Таким образом, цель исследования состоит в изучении специфических особенностей самореализации женщин и мужчин среднего возраста.

Методология и результаты исследования

В рамках достижения поставленной цели нами была сформирована выборка методом рандомизации. В нее вошли по двадцать человек мужчин и женщин от тридцати до пятидесяти лет из разных регионов России. В качестве диагностического инструментария был использован самоактуализационный тест (САТ) в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, М. В. Загика, М. В. Кроз. Теоретической основой методики послужила концепция Э. Шострома [17], основанная на положениях А. Маслоу [18] о самоактуализации как многомерном и многокомпонентном феномене. Помимо двух основных шкал - «Компетентности во времени» и «Поддержки», методика имеет ряд дополнительных шкал, позволяющих получить более полное представление о самореализации личности.

В предыдущих публикациях мы уже обосновывали возможность применения методик исследования самоактуализации и для изучения самореализации, поскольку оба явления выступают разными сторонами единого процесса самоосуществления личности [19].

Все респонденты отнеслись к психодиагностическому обследованию с интересом, что подтверждает актуальность самореализации для данной возрастной группы.

Статистический анализ полученных результатов не выявил достоверной разницы в показателях по шкалам методики между мужчинами и женщинами. Но качественный анализ полученных результатов позволяет отметить специфические особенности самореализации в отношении каждого пола. В таблице представлены средние значения Т-баллов по каждой шкале для респондентов обоего пола.

Анализируя данные, представленные в таблице, можно отметить, что показатели женщин имеют больший разброс относительно среднего (й = 81,7), а показатели группы мужчин по всем шкалам более сконцентрированы в рамках психической и статистической нормы для этого теста (й = 54,2). Показатели женщин по основным шкалам («Ориентация во времени» и «Поддержка») выше, чем у мужчин, что свидетельствует о том, что они более ориентированы на настоящий момент, достаточно адекватно восприни-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

мают свое настоящее положение как результат прошлых действий и ставят цели на будущее на основании осознаваемых потребностей и потенций. Группе мужчин отчасти свойственно погружение в прошлые события или чрезмерная ориентация на будущие достижения, что может сопровождаться чувством неудовлетворенности настоящим моментом, а также потерей смысловой нагрузки совершаемых действий. Незначительная разница наблюдается в отношении источника мотивации респондентов. И мужчинам, и женщинам более свойственна опора на собственные цели, мысли и желания. Они могут проявлять чувствительность к чужому мнению в определенных ситуациях, но в большинстве случаев руководствуются собственным мнением при принятии решений как в личной, так и в профессиональной жизнедеятельности.

Средние значения респондентов по шкалам методики САТ

Номер шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Мужчины 45,1 53,1 59,2 54,2 50,0 65,5 68,9 53,2 45,0 42,8 53,1 54,2 50,0 50,0

Женщины 60,7 61,2 60,0 66,7 48,7 58,3 65,5 73,0 56,6 52,4 52,0 60,0 50,0 38,1

Примечание. Шкалы САТ: 1 - шкала «Ориентация во времени»; 2 - шкала «Поддержка»; 3 - шкала «Ценностная ориентация»; 4 - шкала «Гибкость поведения»; 5 - шкала «Сензитивность»; 6 - шкала «Спонтанность»; 7 - шкала «Самоуважение»; 8 - шкала «Самопринятие»; 9 - шкала «Представления о природе человека»; 10 - шкала «Синергия»; 11 - шкала «Принятие агрессии»; 12 - шкала «Контактность»; 13 - шкала «Познавательные потребности»; 14 - шкала «Креативность».

Практически одинаковое значение для личности респондентов обоего пола имеют ценности высшего порядка, характерные для самоактуализирующихся лиц. Они достаточно чувствительны к явлениям собственной внутренней жизни, осознают причины возникновения определенных чувств и потребностей, рассматривают умеренное проявление агрессии как закономерно возникающее чувство при провоцирующих обстоятельствах, принимают тот факт, что могут испытывать и проявлять подобные эмоции. В равной степени как женщинам, так и мужчинам присущ познавательный интерес, стремление к приобретению новых знаний о мире и его закономерностях.

В отношении самоуважения у мужчин отмечают более высокие показатели, что свидетельствует о положительной оценке своей личности и деятельности в случае достижения поставленных целей и задач. Данные шкалы «Спонтанность» также несколько больше у мужчин, чем у женщин, что свидетельствует о том, что респонденты сильного пола более склонны к выражению своего эмоционального отношения без учета особенностей окружающей ситуационной обстановки. Недостаточно выраженная синергич-ность может проявляться в неспособности разрешать определенные противоречия, осуществлять равноценный вклад в различные стороны жизнедеятельности. Мышление данных респондентов имеет «полюсную» окраску, что приводит к блокировке деятельности при уравненности условий в отношении «выигрыша» и «проигрыша».

Наиболее заметное расхождение в средних шкальных оценках респондентов разного пола наблюдается по шкале «Креативность». Данные, полученные при обследовании мужчин, указывают на их достаточно проявленную творческую направленность в жизни и деятельности, способность проявить смекалку и неординарный взгляд при необходимости. Женщины продемонстрировали по этой шкале самые низкие показатели из всех тестовых шкал (в показателях мужчин совсем не встречается столь низкий балл). По мнению разработчиков методики, это свидетельствует о том, что в жизни женщин среднего возраста творчество и все, что с ним связано, имеет крайне низкое значение и ценность; видимо, проявление творчества у данных респондентов никак не связано с достижением смыслообразующих целей и удовлетворенности собой. Анализ ответов на

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

вопросы шкалы «Креативность» указывает на то, что женщины среднего возраста не склонны проявлять излишнюю оригинальность и спонтанное творчество в тех случаях, когда не уверены в их эффективности для решения вопроса, или предпочитают устраивающую их стабильность жизни и взаимоотношений с окружающими.

Преимущество женщин в основном обнаруживается в области межличностных отношений. У них отмечается более высокая контактность и гибкость в поведении, что свидетельствует о том, что женщины более гибко изменяют свою стратегию поведения под возникшую ситуацию, оценивают возможность применения стандартных схем или необходимость импровизации. Близкие отношения с окружающими людьми обладают для данных респондентов большим значением, они способны как с легкостью устанавливать новые социальные контакты, так и сознательно поддерживать на необходимом уровне глубины и близости уже имеющиеся межличностные взаимоотношения. Незначительно, но «уступая» мужчинам в показателях самоуважения, женщины превосходят их по параметру самопринятия (наиболее высокие Т-баллы), что совместно с высокими баллами по шкалам «Представления о природе человека» и «Синергия» позволяют говорить о том, что у них преобладает синтетический взгляд на мир, на человека, на себя. Женщины более ориентированы на целостное восприятие явлений и вещей, им представляется вполне естественным сочетание в природе человека вообще и в своей собственной личности противоположных характеристик. Они принимают окружающих людей со всеми их достоинствами и недостатками, а также принимают себя безотносительно к сложившимся обстоятельствам. Благодаря данным особенностям женщинам среднего возраста удается быть достаточно эффективными и в профессиональной, и в личной, и в семейной жизни, не отдавая однозначного преимущества ни одной из сфер. Целостное восприятие окружающей действительности помогает им легче находить связи и закономерности между явлениями или поступками других людей, что отражается также на высоких показателях по шкалам, отражающим коммуникативно-поведенческие аспекты человеческих взаимоотношений. Таким образом, можно сказать, что в блоке «Природа человека» женщины продемонстрировали более выраженные тенденции к самореализации.

Подводя итог, можно констатировать, что мужчины среднего возраста продемонстрировали более гармоничные (в отношении Т-баллов) и уравновешенные (в отношении выраженности отдельных показателей) результаты в отношении самореализации. Показатели женщин имеют достаточно большой разброс относительно среднего (R = 34,9) с наиболее выраженными значениями шкалы «Самопринятие» и наименее выраженными итогами шкалы «Креативность».

Можно говорить, что для мужчин среднего возраста наиболее проявленными аспектами самореализации выступили самоуважение и спонтанность при наименее выраженном целостном взгляде на природу вещей и событий. Наиболее выраженными самореализационными тенденциями женщин среднего возраста являются самопринятие, самоуважение и гибкость поведения, менее всего в структуре самореализации у них представлена креативность.

Следующий наш шаг был вызван предположением о возможности объединения аспектов самореализации, представленных в методике САТ в виде шкал, в более крупные группы. С этой целью полученные эмпирические результаты были подвергнуты факторизации в программе IBM SPSS Statistic 22.

В результате у респондентов-мужчин было выделено три фактора, включающих в себя изначальные четырнадцать шкал. В первый фактор вошли следующие параметры: креативность (0,98), самопринятие (0,97), поддержка (0,90), ориентация во времени (0,88), самоуважение (0,87), гибкость поведения (0,87), ценностные ориентации (0,75),

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

спонтанность (0,74) и сензитивность (0,62). Можно обозначить название этого фактора как «Опора на себя». Второй фактор включил такие тенденции, как принятие агрессии (0,95), контактность (0,76) и познавательные потребности (0,67), что можно обозначить как «Интерес к межличностному взаимодействию». С меньшим «вкладом» к этому фактору могут быть отнесены ценностные ориентации (0,56), сензитивность (0,50), самоуважение (0,47), поддержка (0,43), спонтанность (0,42). Исходя из этого, можно предположить, что, несмотря на имеющийся интерес к партнеру по взаимодействию, респонденты-мужчины предпочитают ориентироваться на собственное мнение и жизненный опыт. Третий фактор объединил представления о природе человека (0,87) и синергич-ность (0,85), что в самой методике обозначается как блок «Концепции человека».

Первичные показатели женщин-респондентов были сгруппированы в четыре фактора. Первый из них представлен такими шкалами, как гибкость поведения (0,97), ориентация во времени (0,87), самоуважение (0,86), креативность (0,83), ценностные ориентации (0,82), поддержка (0,75), синергия (0,75) и контактность (0,72). Несмотря на то что по шкале «Креативность» женщины продемонстрировали очень низкие показатели, она вошла как составной элемент в фактор, который можно условно обозначить как «Ориентация на межличностное взаимодействие». Структура второго фактора представлена следующими шкалами: представление о природе человека (0,95), спонтанность (0,74) и принятие агрессии (0,72). Его можно назвать «Ориентация на принятие партнера по взаимодействию». Третий фактор - «Чувствительность к себе» - включает сензитивность (0,91), самопринятие (0,76) и отчасти контактность (0,62). Такой двойственный вклад контактности можно объяснить тем, что источником самопринятия многих женщин является качественная сторона их общения с близким социальным кругом. Четвертый фактор преимущественно включает шкалу познавательные потребности (0,98), вследствие чего может носить это название. Некоторый «вклад» в этот фактор вносят данные шкалы принятие агрессии (0,55) и полярная черта спонтанности, а именно предсказуемость (-0,45). Это можно интерпретировать как необходимость для женщин среднего возраста специально готовиться к реализации познавательной потребности, выстраивать свою образовательную траекторию.

В целом можно отметить, что результаты факторного анализа вполне согласуются со сделанным нами качественным заключением об особенностях самореализации женщин и мужчин среднего возраста на основе анализа средних значений по шкалам методики САТ.

Полученные результаты отчасти подтверждают концепцию В. А. Геодакяна об эволюционном предназначении мужчин и женщин [20]. Так, мужчинам свойственен творческий подход к деятельности, спонтанность, поиск нового и самоуважение (что обеспечивает видовую изменчивость), а для женщин характерны стабильность, ориентация на близкие эмоциональные контакты, способность к целостному восприятию мира и происходящих в нем событий, принятие личностных трансформаций и противоречий (что обеспечивает сохранность лучших видовых качеств).

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что у мужчин среднего возраста на вершине иерархии проявлений самореализации расположены самоуважение, спонтанность, ценностные ориентации, наименее представлена синергичность, позволяющая находить гармонию в противоречии. Для женщин среднего возраста наиболее востребованными оказались самопринятие, гибкость поведения, самоуважение, а наименьшее предпочтение было выражено в отношении креативности как личностной черты. Результаты факторного анализа шкальных показателей женщин и мужчин позволили выделить каче-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

ственно разные латентные факторы у данных респондентов. Так, в группе обследованных мужчин было выделено три фактора: «Опора на себя», «Интерес к межличностному взаимодействию» и «Концепция человека». В группе женщин было выделено четыре фактора, а именно: «Ориентация на межличностное взаимодействие», «Ориентация на принятие партнера по взаимодействию», «Чувствительность к себе» и «Познавательные потребности». Можно сказать, что мужчины при самореализации больше ориентированы на себя, на собственные цели и потребности, им интересен партнер по взаимодействию, как бы ни складывались межличностные взаимоотношения, тенденции самоуважения и самопринятия от этого не снижаются. Для женщин в первую очередь характерна ориентация на партнера по взаимодействию и ситуацию в целом. Чутко улавливая малейшие изменения в окружающей обстановке, они трансформируют свое поведение, пытаясь сохранить при этом необходимый уровень самоуважения. От того, как складываются ситуации межличностного общения, во многом зависит и самопринятие женщин-респондентов. Завышенный показатель данной шкалы в методике САТ может быть истолкован как тенденция продемонстрировать социально ожидаемый результат и как стремление его действительно достигнуть.

Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, выделены специфические особенности самореализации женщин и мужчин среднего возраста.

Ссылки на источники

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 496 с.

3. Maslow A. Motivation and personality. - N. Y., 1970. - 340 р.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

6. Frankl V. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. - Muenchen: Piper, 1985. - 304 р.

7. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд., испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

9. Вахромов Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме: материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -С.147-164.

10. Дерманова И. Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 20-37.

11. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Методологические проблемы исследования самореализации личности // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 2. - С. 696-699.

12. Коростылева Л. А. Психология самореализации: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

13. Горячева Е. И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1995. - С. 79-101.

14. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. -2005. - № 3. - С. 11-33.

15. Михайлов Н. Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. - 2004. - № 4. -С.24-32.

16. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 542 с.

17. Шостром Э. Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Психотерапия, 2008. - 190 с.

18. Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Ралф-бук», «Ваклер», 1997. - 304 с.

19. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на психологическую адаптацию студентов: дис... канд. психол. наук. - М., 2011. - 208 с.

20. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. - 1991. - № 8. - С. 60-69.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202009.htm.

Irina Kulagina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Preschool Pedagogy and Applied Psychology

Chair, Togliatti State University, Togliatti

[email protected]

The study of personality self-realization characteristics in middle age

Abstract. The article analyzes the characteristics of self-realization of a person in middle age. On the one hand, it is the pinnacle of personal opportunities, and on the other hand, it is accompanied by a crisis, overcoming of which may be associated with significant transformations of the life trajectory. The purpose of the work was to study the characteristics of personality self-realization in middle-aged men and women. We hypothesized that the diversity of social roles performed by women and men would also be reflected in the peculiarities of their self-realization. As a result of the study, we identified the main trends in the self-realization of middle-aged women and men, as well as the qualitative features of their personal self-realization. Key words: personality characteristics, self-realization in middle age, middle-aged women and men self-realization features. References

1. Aristotel' (1976). Sochineniya: v 41., Mysl', Moscow, 550 p. (in Russian).

2. Maslou, A. (2011). Novye rubezhi chelovecheskoj prirody, Smysl: Al'pina non-fikshn, Moscow, 496 p. (in Russian).

3. Maslow, A. (1970). Motivation and personality, N. Y., 340 p. (in English).

4. Rodzhers, K. (1994). Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka, Progress, Moscow, 478 p. (in Russian).

5. Fromm, E. (1994). Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti, Respublika, Moscow, 447 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Frankl, V. (1985). Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn, Piper, Muenchen, 304 p. (in English).

7. Adler, A. (1997). Ponyat'prirodu cheloveka, Akademicheskij proekt, St. Petersburg, 256 p. (in Russian).

8. Leont'ev, D. A. (2003). Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovojreal'nosti, 2-e izd., ispr. izd, Smysl, Moscow, 487 p. (in Russian).

9. Vahromov, E. E. (2002). "Samoaktualizaciya i zhiznennyj put' cheloveka", Sovremennye problemy smysla zhiznii akme: materialy VI-VII sipoziumovPIRAO, Izdatel'stvo "NTC", Samara, pp. 147-164 (in Russian).

10. Dermanova, I. B. & Korostyleva, L. A. (1997). "Nekotorye aspekty fenomena samorealizacii", Psiholog-icheskie problemy samorealizacii lichnosti, Izd-vo SPbGU, St. Petersburg, pp. 20-37 (in Russian).

11. Kudinov, S. I. & Kudinov, S. S. (2015). "Metodologicheskie problemy issledovaniya samorealizacii lichnosti", Vestnik Bashkirskogo universiteta, t. 20, № 2, pp. 696-699 (in Russian).

12. Korostyleva, L. A. (2005). Psihologiya samorealizacii: zatrudneniya v professional'noj sfere, Izd-vo "Rech'", St. Petersburg, 222 p. (in Russian).

13. Goryacheva, E. I. (1995). "Koncepciya samorealizacii kak osnova gumanisticheskoj pedagogiki", Guman-izaciya vospitaniya v sovremennyh usloviyah, Moscow, pp. 79-101 (in Russian).

14. Egorycheva, I. D. (2005). "Samorealizaciya kak deyatel'nost' (k postanovke problemy)", Mir psihologii, № 3, pp. 11-33 (in Russian).

15. Mihajlov, N. N. (2004). "O potrebnosti lichnosti v samorealizacii", Filosofskie nauki, № 4, pp. 24-32 (in Russian).

16. Il'in, E. P. (2012). Psihologiya vzroslosti, Piter, St. Petersburg, 542 p. (in Russian).

17. Shostrom, E. (2008). Chelovek-manipulyator: vnutrennee puteshestvie ot manipulyacii k aktualizacii, Psi-hoterapiya, Moscow, 190 p. (in Russian).

18. Maslou, A. (1997). Psihologiya bytiya, "Ralf-buk", "Vakler", Moscow, 304 p. (in Russian).

19. Kulagina, I. V. (2011). Vliyanie tvorcheskoj samorealizacii na psihologicheskuyu adaptaciyu studentov: dis... kand. psihol. nauk, Moscow, 208 p. (in Russian).

20. Geodakyan, V. A. (1991). "Evolyucionnaya teoriya pola", Priroda, № 8, pp. 60-69 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.03.20

Принята к публикации Accepted for publication 03.03.20 Опубликована Published 24.03.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Кулагина И. В., 2020

^ii и ь

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.