Научная статья на тему 'Исследование особенностей психического здоровья педагогов в динамике учебного процесса'

Исследование особенностей психического здоровья педагогов в динамике учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагоги / синдром эмоционального выгорания / Север / teachers / burnout syndrome / north

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бартош Т. П., Бартош О. П., Мычко М. В.

В статье представлены результаты исследования выраженности и структуры синдрома эмоционального выгорания у педагогов, проживающих на Севере, в разные периоды учебного года. Показано преобладание фазы «Резистенция» в начале и конце учебного года. Фазы «Напряжение» и «Истощение» являются несформированными либо в стадии формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бартош Т. П., Бартош О. П., Мычко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE MENTAL HEALTH FEATURES OF TEACHERS IN THE DYNAMICS OF THE STUDY PROCESS

Presented in the paper are results of the study of expressiveness and structure of the «emotional burnout» syndrome demonstrated by teachers living under the North conditions in different periods of the study year. The «Resistance» stage was proved to prevail in the structure of the «emotional burnout» syndrome at the beginning and the end of the study year. The stages of the «Tension» and «Exhaustion» showed themselves mainly unformed or on their forming state

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей психического здоровья педагогов в динамике учебного процесса»

Список литературы

1. Абдуллаева М.М. Психосемантический подход к анализу организационных взаимодействий уровня «человек - работа» // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 1. С. 2130.

2. Здравоохранение в России - 2015 г. Статистический сборник. Официальный интернет-портал Росстата - http://www.gks.ru.

3. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Психологические детерминанты эмоционально-личностного благополучия трудящихся // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 8-23.

4. Комаров Г.А. Управление медицинской организацией: десять шагов вперед. СПб.: ИПК «Береста», 2018. 420 с.

5. Михальченко Д.В. Этика потребления медицинских услуг // Биоэтика. 2010. № 2. С. 48-49.

6. Нецепляев Д.А. Общее и особенное в профессиональной деятельности врачей частных и государственных медицинских учреждений: автореф. дис. ...канд. мед. наук. Волгоград, 2011. - 24 с.

7. Полякова Р.В. Маршалок О.И. Взаимоотношения врач - больной. Этические проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 34-36.

8. Maslach C. Burnout: the cost of caring. Cambridge: MA, 2003. - 252 pp.

УДК 159.922.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В.

ФГБУН Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, Магадан, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты исследования выраженности и структуры синдрома эмоционального выгорания у педагогов, проживающих на Севере, в разные периоды учебного года. Показано преобладание фазы «Резистенция» в начале и конце учебного года. Фазы «Напряжение» и «Истощение» являются несформированными либо в стадии формирования.

Ключевые слова: педагоги, синдром эмоционального выгорания, Север.

RESEARCH OF THE MENTAL HEALTH FEATURES OF TEACHERS IN THE DYNAMICS OF THE STUDY PROCESS Bartosh T.P., Bartosh O.P., Mychko M.V.

Scientific Research Center «Arktika», Fareastern Branch of the Russian Academy of Sciences,

Magadan, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. Presented in the paper are results of the study of expressiveness and structure of the «emotional burnout» syndrome demonstrated by teachers living under the North conditions in different periods of the study year. The «Resistance» stage was proved to prevail in the structure of the «emotional burnout» syndrome at the beginning and the end of the study year. The stages of the «Tension» and «Exhaustion» showed themselves mainly unformed or on their forming state.

Keywords: teachers, burnout syndrome, north.

Профессиональную деятельность педагогов отличает высокая ответственность, загруженность рабочего дня, дефицит времени, излишняя формальная работа, пристальное внимание коллег, детей, родителей, непрестижность и др. [6-7]. Как профессиональная группа, они отличаются низкими показателями физического и психического здоровья. Регулярно

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

у 70-90% учителей регистрируются признаки профессионального выгорания и психосоматической патологии [5-6]. Синдром эмоционального выгорания считается клиническим синдромом с невротическими особенностями. Проявляется рядом психосоматических и соматических расстройств, признаков социальной дисфункции. Общими соматическими симптомами являются головная боль, тахикардия, аритмия, гипертония [6]. Как считает В.В. Бойко [4], синдром эмоционального (психического) выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений и соответствует третьей стадии истощения общего адаптационного синдрома.

Проживание в суровых природно-климатических условиях Севера предъявляет значительные требования к психофизиологическим ресурсам человека, вызывает перенапряжение функциональных систем организма и является дополнительным фактором в развитии стресса педагогов, профессиональная деятельность которых отличает высокая эмоциональная и коммуникативная загруженность. Ранее нами было показано, что школьные учителя Магаданской области характеризуются слабостью, инертностью и неуравновешенностью нервных процессов, а также высоким психоэмоциональным напряжением и повышенной утомляемостью [1-2]. На фоне длительного воздействия экстремальных условий севера происходит более глубокий процесс профессиональной деформации личности [2]. Представляет интерес изучение динамики выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов в конце и начале учебного года, после летнего перерыва от учебного процесса, поскольку имеются противоречивые данные относительно стабильности выраженности симптомов [3, 7].

Цель работы: исследование выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов Магадана в разные периоды учебного года.

Материал и методы

Были исследованы учителя лицея г. Магадана в мае, в конце учебного года и в октябре, начале следующего учебного года. Всего было обследовано 29 учителей в IV четверти и 43 в I четверти. В основном, обследуемые были представлены одними и теми же лицами. Средний возраст 44±1,8 лет (от 23 до 60 лет), педагогический стаж 20±1,8 лет (от 1 года до 45 лет). Участие в исследовании было добровольным, проводилось с соблюдением требований биомедицинской этики с оформлением в установленном порядке информированного добровольного согласия.

Показатели синдрома «эмоционального выгорания» определяли «Диагностикой уровня эмоционального выгорания» по В. В. Бойко [4]. Методологической основой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) включает в себя три стадии, каждая из которых состоит из четырех симптомов [4]. Опросник содержит 84 утверждения. Респондент должен выразить согласие либо несогласие с утверждением. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 12 шкал опросника, затем вычисляется сумма значений по шкалам каждой из фаз «выгорания», а также общая сумма баллов по тесту. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». В каждой из фаз возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Общий балл: низкие значения -108 и менее, средние - 109-180, высокие значения - 181 балл и более [4]. Нервно-психическую адаптацию (НПА) определяли с помощью шкалы И.Н. Гур-вича, включающей 26 вопросов, диагностирующей донозологические, субклинические состояния, сходные с неврозоподобными состояниями. Более 20 баллов по данной шкале характеризуют нервно-психическую неустойчивость, признаки стресса. Уровень ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности определяли с помощью методики Спилбергера-Ханина: до 30 баллов регистрировалась низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и бо-

лее баллов -высокая тревожность. Статистическая обработка данных показателей проведена с использованием лицензионного пакета прикладных программ Ехсе1-97 и 81ай8йса-6. Зависимость параметров устанавливали с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение

Анализ данных показал, что у педагогов как в конце, так и в начале учебного года симптомы фазы «Напряжение», то есть, так называемого предвестника формирования эмоционального выгорания, практически не сложились. Сформировавшуюся фазу «Напряжение» диагностировали у 14 % лиц в IV четверти и 9 % в I четверти.

Симптом фазы «переживание психотравмирующих обстоятельств», в среднем, в стадии формирования (12,2±1,62 в IV четверти и 9,8±1,28 баллов I четверти учебного года). Однако, этот симптом был сложившимся у 41 % и 33 % учителей, а также доминирующим у 31 % лиц в IV четверти и 16 % в I четверти. Проявляется в усилении осознания психотравми-рующих факторов в профессиональной деятельности. Постепенно раздражение этими факторами нарастает, накапливается отчаяние и негодование [4]. Симптомы «тревога и депрессия» сложились у 7 % и 9 % лиц и «загнанность в клетку» у 10 % лиц.

У педагогов наиболее выражена фаза «Резистенция». К концу учебного года фаза, в среднем, была в стадии формирования: 57±4,1 и 52±2,6 баллов и сформирована у 59 % и 35 % лиц, соответственно в IV и I четверти. Они, в основном, выработали индивидуальные способы эффективной психологической защиты от ежедневного профессионального стресса. Наиболее выраженным симптомом в изучаемых периодах учебного года - «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (18,1±1,11 и 16,8±0,85 балла, соответственно в IV и I четверти). Этот симптом был сложившимся у 65 % и 56 % лиц, и доминирующим у 45 % и 28 % лиц, соответственно. Проявляется в ограничении диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение, когда учитель неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов [4].

В конце года у педагогов, в среднем, выражен симптом «редукция профессиональных обязанностей» - 16,6±1,67 баллов. После летнего перерыва выраженность симптома снизилась и составила 13,7±1,33 балла. При этом, симптом уже сложился у 65 % и 49 % лиц и был доминирующим у 52 % и 37 % учителей, соответственно в IV и I четверти. Отмечаются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат [4]. Также у 31 % и 33 % обследуемых учителей диагностировали сложившийся симптом «эмоционально-нравственная дезориентации». Доминирующим он был всего у 7 % и 16 % лиц, соответственно в IV и I четверти. Характерным для этого симптома является неадекватные реакции в отношениях, проявлениях грубости или отсутствие внимания к ученикам, коллегам, самооправдание равнодушного отношения к профессиональным обязанностям [4]. Симптом «расширение сферы экономии эмоций» фазы «Резистенция» был наименее выражен и статистически значимо (р<0,01) снизился к началу учебного года с 9,2±1,34 и до 5,2±0,98 баллов. Тем не менее, был сложившимся у 31 % и 18 % учителей, а у 28 % и 14 % доминировал, соответственно в IV и I четверти. Этот симптом проявляется в усталости от контактов, нежеланием общаться дома из-за пресыщения.

В начале учебного года симптомы фазы «Истощения», которая характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, в основном, не сложились. Однако складывался симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения», а у 19 % педагогов уже сложился. Учителя отмечали у себя нарушения психического и физического самочувствия. Статистически значимое (р<0,01) снижение выраженности симптомов наблюдали лишь в отношении симптома «личностная отстраненность (деперсонализация)» (9,2±1,34 и 5,2±0,98 баллов, соответственно в IV и I четверти). Характерными проявлениями этого симптома является цинизм, полная или частичная утрата интереса к детям, коллегам [4]. Весной доминирующим симптомом фазы «Истощения» чаще диагностировали «личностную отстраненность» (14 % лиц), осенью «психосоматические и психовегетативные нарушения» (у 14 % лиц).

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

В конце года симптомы «эмоциональной отстраненности», «деперсонализации» и «психосоматических и психовегетативных нарушений» фазы «Истощения» в основном в стадии формирования. Симптом «эмоциональной отстраненности» не сформирован. Сформированную фазу «Истощения» наблюдали у 17 % лиц в IV четверти и 9 % в I четверти учебного года.

В целом, фазы «Напряжение» и «Истощение» преимущественно, были несформиро-ванными либо в стадии формирования. Тем не менее, к окончанию учебного года они выражены у 14-17 % обследуемых педагогов.

Общий балл по синдрому выгорания в обеих четвертях учебного года достигал средних значений (128±9,7 и 111±7,51 баллов) в конце и начале учебного года. Синдром эмоционального выгорания регистрировали у 21 % лиц в IV четверти и 14 % в I четверти.

Следует отметить, что симптомы являются достаточно стабильными и, вероятно, их проявление увеличивается к концу учебного года. Это наглядно видно на примере обследуемого учителя М. У нее в конце года общий балл по фазе «Резистенция» был 106, а осенью 72, общий балл синдрома 226 и 219, соответственно. Выраженность симптоматики после перерыва от учебной деятельности снижается, но не исчезает.

Результаты исследования нервно-психической сферы показали, что уровень нервно-психической адаптации (НПА) у педагогов находился в диапазоне 11 - 65 баллов. Далее данные представлены в IV и I четверти, соответственно: показатель НПА - 31±3,4 и 26±2,4 баллов; уровень СТ - 44±1,5 и 39±1,3 баллов (р<0,01); ЛТ - 45±1,5 и 43±1,1 баллов. Средние значения СТ и ЛТ IV четверти соответствовали верхней границе умеренной тревожности и превышали показатели I четверти. Уровень ситуативной тревожности значимо ниже после летних каникул (р<0,01). Вероятно, что в отсутствии условий и требований образовательного процесса нервно-психическое напряжение снижается.

Средний показатель НПА у педагогов, согласно методике, указывает на вероятность развития невротизации и психической дезадаптации, которая к концу учебного года еще больше нарастает. Это очевидно, связано с содержанием профессиональной деятельности и дефицитом профилактических мероприятий в школе. Однако, с учетом синергизма комплексного воздействия суровых условий севера, можно предположить, что профессиональный стресс педагогов Магадана может усугубляться и быстрее формироваться синдром «выгорания», а также развитие патологических дизадаптационных нарушений, ведущих к истощению функциональных резервов организма [1-3].

Развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов тесно связано с развитием тревожности и нарушением психической адаптации. Корреляционный анализ данных выявил положительную корреляционную связь показателей НПА и ЛТ практически со всеми симптомами «эмоционального выгорания» (г=0,53-0,65; р<0,01-р<0,001), за исключением 2-х симптомов «эмоциональная отстраненность» и «эмоционально-нравственная дезориентация». Связи НПА и ЛТ с фазами выгорания также были установлены. Показатель НПА с фазами «Резистенция» (г=0,51; р<0,001) и «Истощение» (г=0,56; р<0,001). Показатель ЛТ с фазами «Напряжение» (г=0,54; р<0,001) и «Резистенция» (г=0,53; р<0,001). Показатели ЛТ и НПА с общим баллом по синдрому выгорания (г=0,63-0,67; р<0,001). Полученные корреляционные связи могут свидетельствовать о значительной роли в развитии синдрома личностных, субъективных факторов. Наличие положительной связи между выгоранием и тревожностью выявлена и другими авторами [8].

Таким образом, данные показали, что как в начале, так и в конце учебного года, у педагогов, проживающих в условиях севера, в структуре синдрома «выгорания» наиболее выражена фаза «Резистенция». Фазы «Напряжение» и «Истощение», большей частью, являются несформированными либо в стадии формирования.

В исследуемых периодах учебного года в фазе «Напряжение» у педагогов наблюдается сложившийся и доминирующий симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств». В фазе «Резистенция» наиболее выраженными и доминирующими являются симптомы «неадекватного эмоционального реагирования» и «редукции профессиональных обя-

занностей». В конце года у педагогов складываются симптомы фазы «Истощение», за исключением несформированной «эмоциональной отстраненности».

Из этого следует, что профессиональная деятельность учителя несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Исследование выраженности эмоционального выгорания у педагогов в динамике, с учетом летнего отдыха и перерыва от учебного процесса показало, что выраженность симптомов выгорания к началу учебного года ослабевает, но полностью не исчезает и с большой долей вероятности можно говорить об их усилении к концу учебного года. Это указывает на необходимость продолжения изучения синдрома эмоционального выгорания и проведение профилактических мероприятий в школе.

Список литературы

1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Психофизиологическое состояние и свойства личности учителей Магаданской области // Гигиена и санитария. 2010. № 3. С. 42-46.

2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Оценка факторов риска профессионального эмоционального выгорания педагогов разных образовательных учреждений Магаданской области // Анализ риска здоровью. 2018. № 2. С. 87-95.

3. Бартош Т.П., Бартош О.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года // Гигиена и санитария. 2019. №4. С.411-417.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.

5. Малярчук Н.Н. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 44-51.

6. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005. - 362 с.

7. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков.: Гуманитарный центр, 2014. - 296 с.

8. NaisbergF.S., FennigS., Keinan G., Elizur A. Personality characteristcs and proneness to burnout: A study among physchiatrists // Stress Medicine. 1991. Vol. 1.7 (4). P. 201-205.

УДК 159.99

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Дымова Е.Н.

ФГБУН Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены результаты исследования представлений о психологической безопасности и уровня психологического благополучия в группах военнослужащих по призыву и гражданских лиц мужского пола в возрасте 18-25 лет. Проанализированы различия молодых людей по уровню психологического благополучия и представлений о психологической безопасности в зависимости от специфики социальных условий. Показано, что уровень психологического благополучия ниже у военнослужащих по призыву по сравнению с этими же показателями у гражданских лиц. Другими словами, в трудных жизненных ситуациях нарушается баланс экологической безопасности, психологическое благополучие имеет низкий уровень, а представления о психологической безопасности ассоциируются с помощью, поддержкой окружающих.

Ключевые слова: трудные социальные условия, психологическое благополучие, представления о психологической безопасности.

SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND PSYCHOLOGICAL SECURITY IN DIFFICULT SOCIAL CONDITIONS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.