УДК 36
Скоромная М.А.
Студентка 3 курса магистратуры «Управление образованием» Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта (Россия, г. Калининград)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ВОЛОНТЕРОВ
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования основных факторов влияющих на мотивацию волонтеров, работающих с детьми с жизнеугрожающими заболеваниями. Анализ результатов исследования свидетельствует о динамичном характере мотивации волонтеров к деятельности в благотворителном фонде.
Ключевые слова: волонтерство, мотивация, ценности, учащаяся молодежь, благотворительные фонды, общественные организации.
Число социальных проблем в нашем государстве увеличивается с каждым днем. К сожалению официальная статистика по количеству людей, болеющих жизнеугрожающими заболеваниям в России, отсутствует. По независимым оценкам, число россиян с такими заболеваниями составляет от 1,5 млн до 5 млн человек, больше половины из данного числа являются дети.
На сегодняшний день помочь справляться со недугом детям могут родители и врачи, но не всегда этого достаточно. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя особенным, что бы мог общаться на ровне со сверстниками, развиваться, узнавать что-то новое, творчески реализовываться на помощь приходят волонтеры.
Основной целью проведения исследования является выявление основных факторов влияющих на мотивацию волонтеров, работающих с детьми с жизнеугрожающими заболеваниями. Эмпирическое исследование проводилось во время прохождения преддипломной практики в Благотворительном фонде
«Верю в чудо». Выборка составила 28 волонтёров Благотворительного Центра «Верю в чудо». Для проведения исследования была взята методика «Мотивационный профиль личности» Шейлы Ричи и Питера Мартина.
В методике выделено двенадцать основных потребностей человека, а именно работника, которые могут быть использованы как мотиваторы. Для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей может быть составлен индивидуальный мотивационный профиль, который будет содержать в себе следующие мотивационные факторы:
1) Потребность в высокой заработной плате и материальном поощрении;
2) Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке;
3) Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной вязи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенностей и установлении правил и директив выполнения работы;
4) Потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами, сверстниками;
5) Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности;
6) Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи;
7) Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их;
8) Потребность во влиятельности и власти, стремлении руководить другими - показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказывает на них влияние;
9) Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, стремлении избегать рутины;
10) Потребность быть креативным, анализирующим, думающим сотрудником, открытым для новых идей;
11) Потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности;
12) Потребность в интересной, общественно полезной работе.
На основе полученных данных в ходе проведения тестирования по методике «Мотивационный профиль» среди волонтёров, Благотворительного фонда «Верю в чудо» представлены в построим диаграмму (диаграмма 1) для наглядности проведенного исследования.
Диаграмма 1. Суммарное количество баллов по каждому мотиву
Проанализировав диаграмму 1 можно заметить, что среди действующих волонтеров одной из самых важных потребностей является, потребность быть креативным, анализирующим, думающим волонтёром, открытым для новых идей. Данный показатель свидетельствует о тенденции к проявлению
пытливости, любопытства и не тривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми. Также наиболее важное значение занимает потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.
Данные результаты свидетельствуют о том, что волонтёры Благотворительного фонда занимаются добровольческой деятельностью не ради материального вознаграждения, а также не ради конкурентной напористости. Важными факторами является возможности проявления креативности в своей работе, знакомство с новыми людьми, возможность развиваться в новых направлениях, а также возможность научится расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Управление мотивацией: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Ш.Ричи, П. Мартин; пер. с англ. [Е.Э. Лалаян]; под ред. Е.А. Климова. - М.: Юнита-дана, 2015. - 399 с.
Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: канд./д-ра культурологии. Сарат. гос. технич. университет им. Гагарина Ю.А., Саратов, 2012.
Официальный сайт «Волонтеры Калининградской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dobro39.ru
Официальный сайт Благотворительного центра «Верю в чудо» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.deti39.com
Электронно-библиотечная система «IPR BOOKS» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://iprbookshop.ru
Skoromnaya M.A.
3rd year student of the Master's degree in Education Management I. Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)
RESEARCH ON THE MOTIVATION OF VOLUNTEERS
Abstract: this article presents the results of an empirical study of the main factors influencing the motivation of volunteers working with children with life-threatening diseases. The analysis of the results of the study shows the dynamic nature of volunteers' motivation to work in a charitable foundation.
Keywords: volunteering, motivation, values, students, charitable foundations , public organizations.