Научная статья на тему 'Исследование особенностей логистических систем железнодорожного транспорта'

Исследование особенностей логистических систем железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СВОЙСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Т.В.

В статье проведено исследование особенностей логистических систем в целом и в частности, а также выделение в них логистических систем железнодорожного транспорта, рассмотрены взгляды различных ученых (как отечественных, так и зарубежных) на понятие логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей логистических систем железнодорожного транспорта»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

5. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика.

2014. № 10 (95). С. 71-75.

6. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.

7. Скибинский В.В., Джалалов У.М. Системный анализ логистики железнодорожного транспорта на примере деятельности компании ОАО «Российские железные дороги». Новая наука: От идеи к результату.

2015. № 5-1. С. 124-127.

Крутелева Ю.С. Системный анализ в логистике железнодорожных перевозок. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-2. С. 175-178. Ряскин И.В. Системный анализ сервисной логистики на железной дороге. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 6-2. С. 184-188.

8. Исаичева Т.Г. Исследование и анализ основных проблем железнодорожного вида транспорта РФ с целью выявления способов их решения. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 33. С. 85-88.

9. Иванов Д.В. Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД». Молодой ученый. 2015. № 1 (81). С. 525-528.

10.Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года «Белая книга» http://rzd-expo.ru/innovation/sait_WB.pdf

©Гончарова Т. В., 2016

УДК33

Гончарова Т. В.

Студент 2 курса, кафедра логистики, Государственный Университет Управления, г. Москва

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

В статье проведено исследование особенностей логистических систем в целом и в частности, а также выделение в них логистических систем железнодорожного транспорта, рассмотрены взгляды различных ученых (как отечественных, так и зарубежных) на понятие логистической системы.

Ключевые слова

Логистика, логистическая система, железнодорожный транспорт, свойства логистической системы.

Логистическая система является одним из главных понятий в логистике. Разработка логистической системы железнодорожного транспорта основывается на базовых принципах функционирования и развития логистической системы в целом. Российские и зарубежные ученые в своих трудах трактовали понятие «логистическая система» по-разному. Так, например, Б.А. Аникин дал такое определение логистической системе - «Логистическая система (ЛС) — сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями» [1,2].

С точки зрения профессора Гаджинского А.М. «Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой» [3]. Среди зарубежных авторов, таких как Д. Бауерсокс, Д. Клосс, Р. Баллоу часто встречается понятие «логистическая цепь» [4]. Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт однозначно определяют понятие «управление цепями поставок» и устанавливают его содержание. Они определяют цепь поставок, как «ключевые бизнес-процессы, начинающиеся от конечного пользователя

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

и охватывающие всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющие ценность для потребителей и других заинтересованных лиц». [5] В то же время, отечественный ученый Ельдештейн дает определения обоим понятиям: «Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления [6]. Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой» [6].

Все приведенные примеры трактовки понятия «логистической системы» дают достаточно полное представление об объектах, субъектах, принципах, функциях, целях и задачах. В соответствии с этим, можно сформулировать понятие логистической системы в железнодорожном транспорте. Логистическая система железнодорожного транспорта является объединением взаимосвязанных подсистем и элементов, поддерживающим процесс функционирования межрегиональных хозяйственных связей, формирование которых направлено на достижение общесистемной цели при помощи управления материальными потоками и связанные с ними финансовыми, сервисными и информационными потоками в рамках всего железнодорожного комплекса страны [7,8].

Профессиональными специалистами выделяется ряд свойств логистических систем, характеризующих сложные системы. Рассмотрим данные свойства применительно к логистической системе железнодорожного транспорта. Обратившись к учебнику «Основы логистики» под редакцией Б.А. Аникина [1], выделим основные свойства сложных логистических систем:

1. Сложность (характерные признаки: наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия, связей и отношений между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложного организованного управления; воздействие на систему большого количества факторов внешней среды.). Логистика железнодорожного транспорта отличается сложностью процесса организации перевозок и взаимодействия с другими видами транспорта, а также обеспечения функционирования экономических и хозяйственных процессов.

2. Иерархичность характеризует подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня для выполнения общей цели. В логистической системе железнодорожного транспорта присутствуют материальные, финансовые, сервисные и информационные связи и отношения между элементами и подсистемами различной степени прочности и лояльности, что непременно следует учитывать при построении логистической системы, регулярно вести и анализировать калькуляцию тотальных издержек [9].

3. Целостность и членимость (эмерджентность). Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Таким образом, заданная цель реализуется только логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами (звеньями, подсистемами), выполняющими поставленные задачи. В логистической системе железнодорожного транспорта каждый элемент, исходя из его специфических свойств, эффективности, должен полностью и качественно выполнять предназначенные функции и подчиняться поставленной цели.

4. Структурированность предполагает наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления железнодорожного транспорта, организующих функционирование процессов преобразования, реализующих заданную цель.

Таким образом, проанализировав теоретическо-методологический опыт построения логистических систем и стратегию преобразований в железнодорожном транспорте, можно сделать вывод, что поставлен ряд задач, направленных на повышение экономической эффективности, сокращение издержек и оптимальной организации железнодорожных перевозок в целом.

Результатом применения стратегии и тактики преобразований и разработки продуманной логистической системы железнодорожного транспорта станут изменения ключевых показателей, таких как, например: максимальное сокращение времени простоя и оборота вагонов при погрузке-выгрузке; снижение стоимости железнодорожных перевозок за счет сокращения тарифной составляющей; уменьшение времени вагонооборота подвижного состава собственного парка при внешних перевозках; сокращение всех затрат на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

ж/д перевозки; темп роста производительности труда; уровень удовлетворенности клиентов; соблюдение требований, связанных с обеспечением безопасности транспортных и логистических услуг и т.д.

Работа выполнена и оформлена в соответствии с методологией научных исследований научной школы кафедры логистики Государственного университета управления [10-12]. Список использованной литературы:

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.

2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.

3. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 420 с.

4. Бауэрсокс Д. Дж., Класс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-бизнес, 2001.

5. «Стратегическое управление логистикой» Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт, «Инфра-М», 2005 г.

6. Функции логистики // Ельдештейн Ю.М. Логистика / электронный учебно-методический комплекс, ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск 2006 -http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/01_02.html

7. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.

8. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

9. Абдулабекова Э. М. Калькуляция издержек и конкурентоспособность. Сборник научных трудов. М.: «АР-Консалт», 2014.

10.Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМ0)-160с.

11.Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.

12.Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.

©Гончарова Т. В., 2016

УДК 69.01

C.А. Губарев

студент Р.Г. Абакумов

К.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ИНВЕСТОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В статье приводится аналитический обзор современных технологий строительства, которые позволяют снизить стоимость и сроки строительства и снизить эксплуатационные расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.