Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА С ЗАИКАНИЕМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА С ЗАИКАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
482
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / МЕЛОДИКА РЕЧИ / ПАУЗА / ТЕМП / ТЕМБР / УДАРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузюкова Татьяна Викторовна, Березенцева Анна Ивановна

В исследовании раскрыты важность интонации, ее роль в жизни человека, история изучения интонационной стороны речи в России и за рубежом. Представлен краткий обзор исследований по проблеме изучения интонации отечественных и зарубежных исследователей, предпринята попытка изучения интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием. Раскрыто влияние речевого дефекта дошкольника на интонационную сторону его речи. В качестве примера, в исследовании рассматриваются результаты обследования речи мальчика дошкольного возраста с заиканием. Подробное изучение каждого компонента интонационной стороны речи способствует более точному пониманию сути проблемы и наметить перспективы ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INTONATION SIDE OF SPEECH PECULIARITIES IN A PRESCHOOLER WITH STUTTERING

This paper presents a study that reveals concepts such as intonation and stuttering. The importance of intonation is revealed, what role it plays in a person's life, who studied it in Russia and abroad, what opinions about intonation were formed by scientists and what is the intonation side of speech for a preschooler with stuttering. How the speech defect affected the state of intonation. How exactly the speech defect influenced the intonation side of speech and specifically on each of its components. As an example, the results of a survey of the speech of a preschool boy with stuttering are given. In these results, each component of the intonation side of speech is considered which contributes to a more accurate understanding of the characteristics of intonation in a given speech disorder.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА С ЗАИКАНИЕМ»

PEDAGOGY

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.И. Коурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

S.I. Kourova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 00000001-9394-4446.

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_87

Татьяна Викторовна Кузюкова, Анна Ивановна Березенцева

г. Тюмень

Исследование особенностей интонационной стороны речи у дошкольника

с заиканием

В исследовании раскрыты важность интонации, ее роль в жизни человека, история изучения интонационной стороны речи в России и за рубежом. Представлен краткий обзор исследований по проблеме изучения интонации отечественных и зарубежных исследователей, предпринята попытка изучения интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием. Раскрыто влияние речевого дефекта дошкольника на интонационную сторону его речи.

В качестве примера, в исследовании рассматриваются результаты обследования речи мальчика дошкольного возраста с заиканием. Подробное изучение каждого компонента интонационной стороны речи способствует более точному пониманию сути проблемы и наметить перспективы ее решения.

Ключевые слова: заикание, интонационная сторона речи, интонация, мелодика речи, пауза, темп, тембр, ударение.

Tatiana Viktorovna Kuzyukova, Anna Ivanovna Berezentseva

Tyumen

Study of the intonation side of speech peculiarities in a preschooler with stuttering

This paper presents a study that reveals concepts such as intonation and stuttering. The importance of intonation is revealed, what role it plays in a person's life, who studied it in Russia and abroad, what opinions about intonation were formed by scientists and what is the intonation side of speech for a preschooler with stuttering. How the speech defect affected the state of intonation. How exactly the speech defect influenced the intonation side of speech and specifically on each of its components.

As an example, the results of a survey of the speech of a preschool boy with stuttering are given. In these results, each component of the intonation side of speech is considered which contributes to a more accurate understanding of the characteristics of intonation in a given speech disorder.

Keywords: stuttering, intonation side of speech, intonation, melody of speech, pause, pace, timbre, word stress.

Заикание - это нарушение темпо ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата (К.П. Беккер). Статистические исследования, которые проводятся в разных странах, свидетельствуют o росте количества детей c заиканием. B России заикающихся около 1,2 % всех детей с речевыми патологиями. (Ю.А. Фе-сенко, М.И. Лохов. 2015). Среди лиц мужского пола оно встречается в 4 раза чаще, чем среди женщин (Н.А. Власова. 2015). B сельской местности заикание встречается реже, 0,8% - 0,9% (И.И. Дёмина, О.Г. Мороз. 2015). Заикание представляет сложный симптомокомплекс, при котором наблюдаются как моторные симптомы, так и психические [4].

У заикающихся, помимо нарушения темпа и ритма речи, как следствие, нарушается и интонационная сторона речи, что сильно затрудняет их общение с окружающими людьми.

Интонационная сторона речи - это основное фонетическое средство оформления речевого вы-

сказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр), участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [8].

Интонация играет особую роль в нашей жизни. Благодаря интонации мы лучше понимаем настроение собеседника, с большим интересом слушаем его и проникаемся его эмоциями, переживаниями. Именно от интонации зависит то, как тебя будут слушать и возникнет ли эмоциональный контакт между собеседниками.

У детей c заиканием имеются нарушения интонационной стороны речи. Это приводит к затруднению в коммуникации, вследствие чего, таким детям трудно адаптироваться в обществе. Для изучения интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с заиканием, было проведено настоящее исследование.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

87

ПЕДАГОГИКА

Изучением интонационной стороны речи занимались многие ученые, к примеру, педагог М.Е. Хватцев, впервые разделивший речевые нарушения на внешние и внутренние. Другие учёные, например, Н.М. Асатиани, Ж.М. Глозман, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев, В.М. Шкловский, указывали на то, что у детей с заиканием нарушена эмоционально-волевая сфера. А.В. Ястребова описала коррекцию заикания у учащихся общеобразовательных школ. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, разработали основные методики логопедического обследования заикающихся.

Первой предложила описать интонацию Е.А. Брызгунова в 1960-х годах, она ввела понятие интонационной конструкции. Лингвисты Л.В. Бон-дарко, И.Г. Торсуева под словом «интонация» понимали систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла. По мнению Б. Астафьева: «в процессе интонирования, личность не мыслит себя вне отношения к действительности, и как языковая, так и музыкальная интонация не проявляется путем механической артикуляции» [5].

Р. Барт - французский философ и литературовед, считал, что язык является не простым орудием содержания, он сам активно производит это содержание. Р. Барт отмечал: «голос -это интимная подпись актера» [3, С.50], из чего можно сделать вывод, что интонация - это элемент его профессионального почерка. Французский писатель, теоретик театра и новатор театрального языка А. Арто, описывая свой «театр жестокости», в действительности расценивал любое высказывание как процесс интонации [2]. О. Байкова, О. Обухова и Г. Пор-шеску разработали методику для анализа особенностей интонации немцев, проживающих в Кировской области [1].

На основе вышеизложенных данных можно сделать вывод, что интонация - это не просто мелодичный окрас речи, но ещё и инструмент, позволяющий более тонко понимать эмоции собеседника и передавать свои собственные чувства. Интонация -это одна из характерных особенностей людей, делающая каждую речь по-своему уникальной. Однако, при наличии речевого дефекта, эта уникальность может утратиться.

Для исследования была выбрана методика Е.Е. Шевцовой. [6], в которой описан алгоритм, технология обследования интонационной стороны речи. В качестве испытуемого выступал один ребенок дошкольного возраста (5 лет) с заиканием.

Констатирующий эксперимент осуществлялся посредством предъявления ребенку заданий, позволяющих обследовать восприятие и воспроизведение темпа, ритма, пауз, тембра ударения, мелодики речи.

Инструкции к упражнению для определения способности воспринимать и воспроизводить темп

речи были следующими: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов. Повтори за мной».

Во время выполнения задания ребёнок хорошо справлялся с определением количества ударов, указанных на карточке, и правильно оценивал количество ударов на слух. Однако, самостоятельно воспроизвести серию ударов ему не удалось.

Следующее упражнение было направлено на способность к определению интонации в речи. Мальчику предлагалось прослушать предложение и определить, с какой интонацией оно было произнесено. Затем испытуемый должен был повторить за логопедом предложения с нужной интонацией. При выполнении задания ребёнок легко определял вопросительные, восклицательные и утвердительные предложения, но, при повторении стихотворной фразы за логопедом, мальчик говорил монотонно и тихо, полушёпотом. При выполнении задания на составление рассказа по картинке, мальчик говорил мало, отрывисто, упуская детали. На предложение рассказать свою любимую сказку, стал говорить громко, но с голосовыми запинками. По этой же причине он не смог выполнить задание на постановку ударения в предложенных словах, ему приходилось прибегать к помощи взрослого.

В упражнении на выделение общего слога в словах мальчик не смог выделить голосом слог, речь снова стала монотонной и полу шепотной.

Инструкция для упражнения на проверку модуляции голоса была следующей: «Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и их детеныши». Ребёнок, выполняя задание, подавал звуки то громко, то очень тихо, средний тембр голоса использовался редко.

При обследовании силы голоса, когда логопед произносил звуки, близко, затем отдалялся и произносил их снова, происходило тоже самое, ответы ребёнка были либо тихими, либо громкими, но при этом мальчик хорошо понимал, насколько далеко в данный момент находится звук.

Задание на интонирование мальчик выполнил правильно, но ему не удалось разыграть сказку по ролям, изменив интонацию своего голоса. Герои, которых он пытался озвучивать, звучали практически одинаково.

Во время простого общения с ребёнком отмечалось наличие логических пауз. Однако, по причине наличия речевого дефекта, добавлялись лишние паузы, тонические запинки, что сбивало собственный темп речи ребенка [7].

Выполняя задание на повтор и воспроизведение различных темпов, у мальчика хорошо получалось воспроизводить медленный темп, однако, при попытках повтора быстрого темпа, появлялись запинки. Более подробно результаты проведенного констатирующего исследования представлены на рисунке 1.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

PEDAGOGY

темп тембр ритм паузирование мелодика ударение

I восприятие ■ воспроизведение «собственный темп речи ■ различные интонации Рис.1. Уровень развития интонационной стороны речи у дошкольника с заиканием

Подводя итоги проведенного обследования, можно сформулировать следующие выводы: у обследуемого были выявлены нарушения воспроизведения ритма речи. Отмечались также нарушения воспроизведения темпа речи. Собственный темп речи ребенка также имел значительные дефекты, обусловленные речевым заключением мальчика. Тембр голоса был либо слишком высоким, либо слишком низким, но чужой тембр испытуемый воспринимал правильно. В ситуации монологического высказывания ребенка эмоциональных оттенков в голосе практически не было, голос звучал монотонно. Паузы в речи были либо слишком длинные, либо слишком короткие из-за итераций в голосе, однако, когда логопед предлагал примеры слов с различным ударением, мальчик правильно выбирал ударный слог или букву. Интонацию в чужой речи мальчик различал верно, но сам разнообразно интонировать не мог. Мелодика речи воспринималась ребёнком хорошо, но плохо воспроизводилась из-за наличия заикания. Ударение в речи мальчика не всегда ставилось верно, но как только логопед стал давать речевой пример возможных ударений одного и того же слова, ребёнок делал правильный выбор по постановке ударения. Таким образом

было выявлено, что интонационная сторона речи у ребёнка нарушена, что требует комплексной кор-рекционной работы по устранению имеющихся речевых дефектов.

Заключение

Для того, чтобы общение протекало более приятно, непринуждённо и красочно, ребёнку с заиканием следует овладеть интонационной стороной речи, а конкретно воспроизведением темпа, ритма, паузирования, интонации и впоследствии сформировать свой собственный, более плавный темп речи.

Если какой-либо из перечисленных компонентов будет недостаточно сформирован, восприятие и воспроизведение некоторых составляющих интонационной стороны речи так же будет нарушено. Для правильного формирования интонационных составляющих, следует обратить внимание на коррекцию, устранение речевого дефекта ребенка.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у ребёнка с заиканием нарушено воспроизведение интонации по средствам наличия речевого дефекта, преодоление которого даст возможность сформировать интонационные составляющие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Байкова, О. Контуры интонации в спонтанной речи русских немцев: экспериментальное исследование островов немецкого языка / О. Байкова, О. Обухова, Г. Порческу. - Москва: Амазония, 2019. - 746 с. - Текст : непосредственный.

2. Витаутас, М. Лингвистическая неспособность рассказывать истории: данные литовских и русскоязычных дошкольников / М. Витаутас. - Текст : непосредственный // Клиническая психология. - 2016. - № 1. - С. 142-145.

3. Ермакова, М.А. Развитие интонации у дошкольников с выразительной алалией / М.А. Ермакова. - Благовещенск : Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. - 376 с. - Текст: непосредственный.

4. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Бекер. - Москва : Совак, 1981. - 288 с. : ил. - Текст : непосредственный.

5. Астафьев, Б.В. Эстетические искания Б. В. Асафьева и его труд: музыкальная форма как процесс / Б.В. Астафьев. - Аллбест, 2012. - 84 с. - URL: https://knowledge.allbest.ru/music/3c0a65625a3ac68a4d53a89421306d27_0.html (дата обращения: 12.10.21). - Текст: электронный.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

89

ПЕДАГОГИКА

6. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. - Москва : Библиотека логопеда, 2009. - 258 с. - Текст : непосредственный.

7. Шевцова, Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Б.Б. Шевцова, Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 222 с. - Текст : непосредственный.

8. Чжан Цзяохуа. Интонация и интонирование: терминологический и феноменологический аспекты / Ц. Чжан. -Текст : непосредственный // Научное наследие. - 2019. - № 41. - С. 11-12.

REFERENCES

1. Baikova O., Obukhova O., Porcescu G. Kontury intonatsii v spontannoy rechy Russkich nemchev: eksperementalnoe issledovanie ostrovov nemetskogo yazika [The contours of intonation in the spontaneous speech of Russian Germans: an experimental study of the islands of the German language]. Moscow: Amazonia, 2019. 746 p.

2. Vytautas M. Lingvisticheskaya nesposobnost rasskazivat istorii dannye Litovski I Russkoyazichnyh shkolnikov [Linguistic inability to tell stories: data from Lithuanian and Russian-speaking preschoolers]. Klinicheskayapsichologia [Clinical psychology], 2016, no. 1, pp. 142-145.

3. Ermakova M.A. Razvitie intonatsii y doshkolnikov s vyrazitelnoi alaliei [Development of intonation in preschoolers with expressive alalia]. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University, 2019. 376 p.

4. Becker K.P. Logopedia [Speech therapy]. Moscow: Sovak, 1981. 288 p.

5. Astafiev B.V. Isteticheskie iskania B.V. Astafieva I ego trud muzikalnaya forma kak prozess [Aesthetic searches of B.V. Asafiev and his work: Musical form as a process]. Allbest, 2012. 84 p. URL: https://knowledge.allbest.ru/mu-sic/3c0a65625a3ac68a4d53a89421306d27_0.html (Accessed 12.10.2021).

6. Shevtsova E.E. Psichologo-pedagogicheskaya diagnostika I korrekzia zaikania [Psychological and pedagogical diagnostics and correction of stuttering]. Moscow: Speech therapist Library, 2009. 258 p.

7. Shevtsova B.B., Shevtsova E.E., Zabrodin L.V. Technologi formirovania intonazionnoi storony rechi [Technologies for the formation of the intonation side of speech]. Moscow: AST: Astrel, 2009. 222 p.

8. Zhang Jiaohua. Intonazya I intonirovanie: terminologitcheski I fenomenologycheski aspekty [Intonation and intonation: terminological and phenomenological aspects]. Naychnoe nasledie [Scientific heritage], 2019, no. 41,- pp. 11-12. (In Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.В. Кузюкова, бакалавр, 4 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000205643@study.utmn.ru, ORCID: 0000-00031457-0867.

А.И. Березенцева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3465-7396.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.V. Kuzyukova, 4th year Undergraduate Student, field of training - 44.04.03 Special (defectological) Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000205643@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1457-0867.

A.I. Berezentseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-00033465-7396.

УДК 378 Б01: 10.52772/25420291_2021_4_90

Елена Анатольевна Макарова г. Шадринск

Особенности фонетической интерференции при обучении студентов немецкому

языку как второму иностранному

В статье рассматриваются проблемы фонетической интерференции. На основе теоретического анализа исследований по теме, сравнительно-сопоставительного анализа фонем русского как родного, английского как первого и немецкого как второго иностранного языков делаются выводы о том, что интерференция выступает в ее положительном и отрицательном аспектах. Как нарушение фонетической нормы, она базируется на уровне речевого развития студентов в родном языке, уровне владения первым иностранным языком и промежутке времени между изучением иностранных языков. В статье рассматриваются также конкретные случаи отрицательной интерференции при формировании у студентов слухопроизносительных навыков в немецком языке. Автором даются ряд методических рекомендаций по преодоление интерференции и оптимальному формированию фонетических навыков при изучении немецкого языка как второго иностранного.

Ключевые слова: фонетическая интерференция, немецкий язык, второй иностранный язык.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2М2-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.