Научная статья на тему 'Исследование основных условий и факторов, влияющих на систему безопасности жизнедеятельности населения'

Исследование основных условий и факторов, влияющих на систему безопасности жизнедеятельности населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROTECTION OF THE TERRITORY AND POPULATION / LIFE SAFETY SYSTEM / SYSTEMATIC APPROACH / RESOURCE RESERVES / CIVIL DEFENSE / ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕЗЕРВЫ РЕСУРСОВ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучков Владимир Андреевич

В статье анализируются основные условия и ключевые факторы, оказывающих влияние на систему безопасности жизнедеятельности населения на федеральном и региональном уровне. Отдельно рассматривается система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её сильные и слабые стороны, уделяется внимание комплексному и системному подходу деятельности в области безопасности жизнедеятельности населения. Поднимается вопрос о необходимых резервах ресурсов как финансового, так и материального характера, направляемых на эффективную ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации различного масштаба и реализации мероприятий по финансово-социальной защите населения, находящегося в зоне бедствия. Исследуется значимость гражданской обороны как составляющей системы безопасности жизнедеятельности населения. Проанализирован ряд негативных явлений в рассматриваемой сфере. Рассмотрены принципы эффективного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пучков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the main conditions and factors affecting the life safety system of the population

The article is about the basic conditions and key factors that influence the life safety system of the population at the federal and regional levels. Strengths and weaknesses of the system of emergency prevention and response. Also article concludes systematic approach to activities in the field of life safety and estimates the necessary resource reserves, both financial and material, aimed at the effective elimination of the consequences of an emergency. Its implementation of measures for the financial and social protection of the population in the disaster zone. The importance of civil defense as a component of the life safety system of the population is investigated as well as the principles of effective operation of a unified state system for the prevention and liquidation of emergencies.

Текст научной работы на тему «Исследование основных условий и факторов, влияющих на систему безопасности жизнедеятельности населения»

исследование

основных условий и факторов, влияющих на систему безопасности жизнедеятельности

населения investigation of the main conditions and factors affecting the life safety system of the population

пучков Владимир Андреевич

Кандидат технических наук, советник Президента ПАО «ОАК»

vladimir a. puchkov

PhD, Adviser to the President of PJSC UAC

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются основные условия и ключевые факторы, оказывающие влияние на систему безопасности жизнедеятельности населения на федеральном и региональном уровне. Отдельно рассматривается система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее сильные и слабые стороны, уделяется внимание комплексному и системному подходу деятельности в области безопасности жизнедеятельности населения. Поднимается вопрос о необходимых резервах ресурсов как финансового, так и материального характера, направляемых на эффективную ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации различного масштаба и реализации мероприятий по финансово-социальной защите населения, находящегося в зоне бедствия. Исследуется значимость гражданской обороны как составляющей системы безопасности жизнедеятельности населения. Проанализирован ряд негативных явлений в рассматриваемой сфере. Рассмотрены принципы эффективного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ABSTRACT

The article is about the basic conditions and key factors that influence the life safety system of the population at the federal and regional levels. Strengths and weaknesses of the system of emergency prevention and response. Also, article concludes systematic approach to activities in the field of life safety and estimates the necessary resource reserves, both financial and material, aimed at the effective elimination of the consequences of an emergency. Its implementation of measures for the financial and social protection of the population in the disaster zone. The importance of civil defense as a component of the life safety system of the population is investigated as well as the principles of effective operation of a unified state system for the prevention and liquidation of emergencies.

224

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Защита территории и населения, система безопасности жизнедеятельности, системный подход, резервы ресурсов, гражданская оборона. KEY WORDS

Protection of the territory and population, Life safety system, systematic approach, resource reserves, civil defense.

Обеспечение стабильного социально-экономического развития страны на долговременном горизонте планирования не представляется возможным без надежной работы системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, способной противостоять современным глобальным вызовам как техногенного, так и природного характера.

Как отметил Президент Российской Федерации Путин В.В.: «Необходимо активнее работать на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить строжайший контроль за соблюдением противопожарных правил и иных мер безопасности на сложных технических объектах и в местах массового пребывания людей» [1].

Наличие целого спектра современных и порою плохо предсказуемых вызовов, разного вида и характера опасностей, периодически возникающих угроз чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий требуют постоянного анализа и своевременного прогноза, необходимого для своевременной корректировки, а в ряде случаев и отдельной разработки инновационных направлений системы безопасности жизнедеятельности населения.

Исследование влияний различных условий на механизмы реализации основных задач, определяемых сферой за-

щиты территории и населения от разного рода катастроф и явлений, обусловленных как человеческим фактором, так и природным характером, требует внимательного и всестороннего рассмотрения основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на данную область деятельности.

Как известно, Российская Федерация является самой большой по площади страной в мире, она занимает седьмую часть поверхности суши земного шара и омывается тремя океанами. Она имеет сухопутные и морские границы с восемнадцатью государствами, население страны составляет свыше ста сорока шести миллионов человек. Страна располагает мощным промышленным и энергетическим комплексом, включающим большое количество предприятий, развитую социально-экономическую систему.

Российская Федерация имеет обширную транспортную сеть, протяженность железных дорог составляет свыше восьмидесяти тысяч километров, общая длина автомобильных дорог порядка семисот пятидесяти тысяч километров. Наша страна отличается этническим и культурным многообразием, на ее территории проживают более ста девяноста народов и этнических групп.

На территории Российской Федерации функционируют более двухсот пятидесяти тысяч промышленных предприятий, предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта, крупных и средних около пятидесяти двух тысяч, в том числе более двадцати пяти тысяч потенциально опасных объектов [2], представляющих реальную угрозу работающему персоналу и населению.

Значительное количество потенциально опасных объектов расположено в зонах возможного катастрофиче-

22

ского затопления, а также в тридцатикилометровой зоне атомных электростанций [3].

Современное состояние техногенной сферы российской экономики отчасти определяется увеличением удельных мощностей различных видов, применяемых в отечественной промышленности, а также существенным ростом энергетических затрат, сконцентрированных на промышленных объектах. Это приводит к повышению вероятности риска техногенных аварий со сложно предсказуемыми последствиями. Концентрация промышленности в отдельных регионах страны, усложнение технологических процессов с использованием потенциально опасных веществ, а также несвоевременная замена устаревшего оборудования и недостаточная квалификация персонала приводят к значительным масштабам потерь как для населения, так и для экономики страны от аварий и катастроф техногенного характера. Для решения задач предупреждения и ликвидации бедствий различного характера в Российской Федерации сформированы специализированные структуры в регионах и федеральных министерствах, службах и агентствах.

Территориальные специализированные силы формируются на региональном уровне для предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и устранения их последствий в рамках своей территориальной ответственности, в соответствии с их административно-территориальной структурой сформирован и состав подчиненных звеньев и их систем управления. Регламенты финансового и материально-технического обеспечения данных структур утверждаются руководителями ОИВ (органы исполнительной власти) субъектов РФ.

На федеральном уровне формируются структуры управления подразделениями, реализующими защитные функции

в рамках определенных им задач на курируемых ими объектах отраслей национальной экономики. Задачи координации данного вида деятельности возложены на Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности [4].

В ОИВ на уровне субъектов РФ, равно как и на уровне местного самоуправления и объектов экономики сформированы комиссии по ЧС и обеспечению ПБ (пожарной безопасности).

Непрерывный мониторинг и обработка поступающей информации, а также ее оперативная передача на разные уровни управления оперативной информации возложены на органы повседневного управления спасательных служб.

Реализация практических задач возложена на силы и средства постоянной готовности федеральных и региональных ОИВ, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных проводить мониторинг состояния окружающей среды, потенциально опасных объектов и контроля ликвидации последствий вероятных чрезвычайных ситуаций. Для эффективного оперативного реагирования на ЧС из состава сил постоянной готовности формируются силы повышенной готовности.

По результатам оценки объемов прогнозируемой ЧС (или уже произошедшей) природного и техногенного характера в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются режимы повседневной деятельности или повышенной готовности. При возникновении бедствий природного и техногенного характера может устанавливаться режим чрезвычайной ситуации.

Экономическое обеспечение содержания органов антикризисного управления и реагирующих подразделений единой государственной системы предупреждения и ликви-

228

дации ЧС выполняется в соответствии с законодательством РФ. Для решения данных задач формируются соответствующие экономические механизмы, создается экономическая инфраструктура, разрабатывается и совершенствуется нормативно-методическая база.

Отметим и существенный рост взаимодействия оперативных служб и органов повседневного управления, основанный на технологическом ускорении обмена информацией между различными уровнями управления, что обеспечивает положительную динамику эффективности оперативных действий по минимизации последствий природных бедствий и техногенных аварий.

Тем не менее, как показали последние события, принятых мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности населения на сегодняшний день недостаточно.

Например, масштабное наводнение в Иркутской области показало своевременность информационного предупреждения на локальном уровне о надвигающемся бедствии: существенный подъем воды в 31 населенном пункте подтопил 3735 жилых домов и 32 социально значимых объекта, унеся жизни 21 человека, но местные власти, получив прогнозную информацию, не приняли необходимых мер [5].

Поэтому необходимо тщательно проанализировать взаимодействие служб на локальном уровне и своевременно внести соответствующие корректировки как в ряд установленных ранее приоритетов в реализации превентивных мероприятий, проводимых с целью минимизации рисков и уменьшения последствий пожарных, природных, техногенных и биолого-социальных катастроф, так и в действующие регламенты.

Как показывает сложившаяся практика, расходы на реализацию подобных мер предупреждения вероятных бедствий

значительно меньше затрат на ликвидацию уже состоявшихся чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий. В пример можно привести затраты в системе энергосбережения, где расходы, направленные на экономию энергии, как тепловой, так и электрической, обычно в пять-шесть раз меньше, чем расходы по ее производству.

Таким образом, предварительный анализ эффективной работы системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что при реализации государственной политики в данной области недостаточно уделяется внимания комплексному и системному подходу к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Недостаточно системно организуется работа в области обеспечения пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья населения от вероятных бедствий на территории страны. В зонах бедствий и ЧС наблюдается сложная обстановка, отмечаются случаи загрязнения и заражения жилых домов и сооружений, вызванные высокими температурами объектов горения и задымления, наличие химически и биологически опасных веществ, своевременно не вывезенных из зоны ЧС, осложняет мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В связи с этим приходится отметить, что пока еще недостаточно эффективны организационные, материальные, экономические и другие условия для первоочередной реализации предупредительных, профилактических мер, направленных на комплексное системное снижение природных, техногенных, пожарных и биолого-социальных рисков.

Не в полной мере уделяется внимание комплексному системному подходу к управлению рисками в области

230

обеспечения безопасности жизнедеятельности населения как на стадии предупреждения чрезвычайной ситуации, так и при ее проявлении.

Необходимо ускорить внедрение в деятельность органов антикризисного управления современных информационных технологий, обеспечивающих работу с большими базами информационных данных (Big date), что потребует мероприятий по переподготовке большого количества управленческого и обслуживающего звена спасательных служб.

Отмечу и объективную проблему своевременного обеспечения пожарно-спасательных и других специализированных спасательных служб современной инновационной техникой и технологиями, оборудованием и снаряжением, где имеется ряд актуальных проблем, в том числе и финансового характера, а применение морально устаревшей, с высокой степенью физического и амортизационного износа, вызывает, как показывает практика, необходимость дополнительных непродуктивных финансовых затрат.

Таким образом, назрела необходимость разработки новых методов экономического обеспечения основного функционала безопасности жизнедеятельности в рамках реализации комплексных мер по предупреждению и ликвидации ЧС, пожаров и иных бедствий, которые должны коррелироваться с реализуемыми национальными проектами и разрабатываемой стратегией социально-экономического развития Российской Федерации.

Рассмотрим важную составляющую структуры обеспечения безопасности жизнедеятельности населения как сложившуюся систему гражданской обороны, располагающей существенными материальными, техническими и человеческими ресурсами, которые активно привлекаются для обе-

спечения своевременного решения задач предупреждения различных крупномасштабных бедствий [6].

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны базируется на проработанной законодательной основе для максимально адекватного реагирования на возникающие вызовы, способствует концепции повышения эффективности защиты населения и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Если в начале девяностых годов прошедшего века к понятию гражданской обороны проявлялся определенный скепсис, то сегодня можно с уверенностью отметить его преодоление и появление уверенной востребованности и социально ориентированной направленности комплекса мероприятий гражданской обороны на смысловое расширение обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Данное направление органично входит в систему национальной безопасности Российской Федерации, и ее основным направлением развития становится дифференцированная, с учетом имеющихся сопутствующих рисков, системная защита как в мирное, так и в военное время. Сравнительно недавно в отечественной практике впервые на законодательном уровне были закреплены принципы управления гражданской обороной как составного элемента действующей системы государственного управления Российской Федерации [16].

В рамках совершенствования данного направления продолжается работа по уточнению основных приоритетов дальнейшего развития гражданской обороны в Российской Федерации и формирования на ее основе современных систем безопасности жизнедеятельности населения.

Тем не менее особое внимание необходимо уделить совершенствованию законодательной и нормативной правовой

232

базы гражданской обороны, уточнив комплекс мероприятий по повышению готовности органов ее управления с учетом новых выявленных угроз безопасности жизнедеятельности населения.

Отмечу ряд положительных организационных изменений. В рамках консолидации управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий сформирована единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание данной системы базировалось на ряде принципов.

Перечислим их:

— правовая обусловленность деятельности системы и соответствие структуры государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

— дифференцированный подход к организации и проведению мероприятий по защите населения;

— взаимная ответственность и соблюдение триединого баланса интересов личности, общества и государства в области безопасности жизнедеятельности;

— осуществление деятельности на основе приоритетов, обеспечивающих создание оптимальных условий социально-экономического развития страны;

— согласованность основных мероприятий с усилиями, предпринимаемыми в других областях национальной безопасности;

— интеграция с международными системами и организациями, наделенными функциями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что данная система развивается с учетом вновь выявляемых различных опасностей и угроз, благодаря ее слаженной деятельности постепенно сокращается количество аварий, пожаров, других чрезвычайных ситуаций на территории нашей страны. Функциональные подсистемы создаются практически во всех федеральных органах исполнительной власти.

Территориальные подсистемы надежно работают на региональном уровне — сформированы соответствующие оперативные структуры управления в виде центров управления в кризисных ситуациях, реагирующих пожар-но-спасательных и других подразделений, финансовых, материальных и иных ресурсов для реализации полномочий в области защиты населения и территорий от бедствий [8].

Государственные корпорации и крупные объекты экономики также имеют соответствующие структуры, которые профессионально занимаются вопросами безопасности жизнедеятельности, утверждая внутренние стандарты, например стандарт компании ПАО «Газпром», который определяет и нормирует размер и структуру запасов и резервов материально-технических ресурсов, направляемых на ликвидацию вероятных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера на объектах компании [9].

Созданные спасательные службы как на федеральном, так и на региональном уровне способны эффективно реагировать на все опасности и угрозы различного характера, обладают численностью свыше пятидесяти тысяч человек подготовленного личного состава, способного выполнить поставленные задачи на основе современных спасательных технологий [10].

234

Статистика фиксирует тысячи спасаемых человек ежегодно от различного рода аварий и катастроф, пожаров, ДТП и других бедствий [11].

Тем не менее, при общем снижении числа всего количества чрезвычайных ситуаций и других бедствий, отмечается рост крупномасштабных ЧС природного характера, особенно на Дальнем Востоке [12].

Поэтому в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются новые методы защиты важных объектов экономики и населенных пунктов от природных пожаров. Уменьшается временной интервал реагирования на ЧС, пожары и иные бедствия.

Отработана система финансовой помощи из федерального бюджета за счет резервного фонда пострадавшим субъектам Российской Федерации, направляемой в основном на выплаты пострадавшим от бедствий материальной помощи и компенсации за утраченное имущество. Новым жильем обеспечиваются семьи, которые остаются без крова. Организуется строительство новых домов и квартир, объектов социальной сферы и коммунального хозяйства, пострадавшего в результате природного или техногенного бедствия.

Различные техногенные и природные ЧС, особенно крупного масштаба, природные пожары и другие иные бедствия требуют координации различных уровней управления, пожарно-спасательных частей и иных необходимых подразделений. Особенно такие происшествия, как возгорания, в психоневрологических диспансерах, происшествия, вызванные возникновением смерчей и нагонных волн, природные пожары и пожары, вызванные человече-

ским фактором. При этом каждые вторые сутки в стране вводится федеральный режим реагирования.

Отдельного изучения с точки зрения анализа накопленного опыта и его дальнейшего применения требует спасательная операция на Дальнем Востоке, когда на основании своевременного и достоверного прогноза о надвигающейся чрезвычайной ситуации решением рабочей группы Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям в регионах Дальнего Востока был введен соответствующий режим, что позволило начать упреждающее полномасштабное реагирование.

Руководством страны своевременно принимались необходимые решения в этой сложной ситуации. Рабочие группы во главе с федеральными руководителями были направлены в регионы и с первых дней работали на локальном уровне, своевременно предпринимая необходимые действия по минимизации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Значительная концентрация всех видов необходимых ресурсов (порядка сорока тысяч человек и сконцентрированная группа специальной техники порядка семи с половиной тысяч единиц) позволила провести крупномасштабные аварийно-спасательные и позже необходимые восстановительные работы, существенно минимизировав ущерб. По решению руководства страны помощь получили все пострадавшие регионы [13].

Эта и другие крупномасштабные спасательные операции, проведенные в последние годы, доказывают возрастающие возможности страны сосредотачивать и своевременно мобилизовать в короткие сроки необходимые ресурсы для ликвидации вероятных последствий.

Необходимо также положительно отметить постепенно выстраиваемую долговременную работу по системному мо-

23

ниторингу и прогнозированию ЧС, пожаров и иных бедствий, включая такие непростые элементы, как лабораторный контроль и космическое наблюдение в рамках спутниковой группировки РФ и зарубежных партнеров. Кроме того, необходимо подчеркнуть положительные результаты проводимой плановой работы по масштабному использованию спасательными службами преимуществ системы ГЛОНАСС.

Пилотные проекты мониторинга, определяющего степень защищенности ключевых критически важных объектов (порядка пяти тысяч единиц), включая объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения, не только находятся в стадии активного развития, но и постепенно охватывают все большее количество наблюдаемых объектов.

Динамично развивается федеральная система сейсмических наблюдений на Дальнем Востоке нашей страны. Постепенно модернизируется система предупреждения о возникновении цунами на Сахалине и Камчатке. С учетом вышеперечисленного можно отметить, что достоверность прогноза наступления вероятной чрезвычайной ситуации повышается.

Отработка и применение некоторых современных подходов при подготовке и непосредственном системном обеспечении природно-техногенной безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и последующих за ними XI зимних Паралимпийских игр (г. Сочи, 2014 г.), а также проведения не менее знакового события для нашей страны — мирового футбольного чемпионата (2018 г.) и иных спортивных мероприятий — показали свою высокую эффективность [14].

Продолжается реализация государственных федеральных целевых программ в области совершенствования системы обеспечения безопасности, в рамках которых осуществля-

ется внедрение инновационных подходов по снижению рисков и смягчению последствий вероятных чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий, а также по преодолению долговременных последствий радиационных аварий.

Выполняются работы по развитию и совершенствованию инновационных технических средств и современных технологий защиты как населения и территорий от вероятных бедствий, так и непосредственно технологий защиты самих сотрудников служб спасения.

Отмечу важнейшее и всегда актуальное направление в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения — целевая и планомерная разъяснительно-обучающая работа с детским и юношеским возрастом [15]. Под эгидой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране активно действуют более двухсот пятидесяти кадетских классов, корпусов, школ, причем на обучение принимаются в первую очередь дети-сироты. Кроме этого, ведется работа по созданию подобных структур в регионах страны.

Вместе с тем анализ показывает, что по-прежнему значительные опасности и угрозы представляют техногенные, природные и лесные пожары, тяжелые дорожно-транспортные катастрофы, авиакатастрофы, взрывы бытового газа, аварии на потенциально опасных объектах с загрязнениями воды, почвы, воздуха и другие бедствия с тяжелыми последствиями. Сложная обстановка, разноплановые последствия чрезвычайных ситуаций, особенности регионов, подтопления значительных территорий городов, населенных пунктов и социальной инфраструктуры, наличие потерь на территориях сопредельных государств и другие проблемы определяют трудности и особенности профилактики, предупреждения бедствий.

238

Отмечу ряд существенных недостатков в данной области.

На региональном уровне отмечается несвоевременность выполнения специальных мероприятий по укреплению имеющихся и строительству новых дамб, эффективной инженерной защите объектов энергетики и ЖКХ, что приводит к необходимости оперативного и неотлагательного решения возникающих проблем, связанных с техногенными авариями.

Усложненная процедура предоставления финансовой помощи пострадавшему населению, требующей документов, не всегда оформленных у большинства граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, например — своевременной регистрации собственности, что требует дополнительного времени оказания необходимой помощи. Возможно, проанализировав сложившуюся практику, упростить данную процедуру предоставления финансовой помощи.

К сожалению, не редки случаи, когда на первом этапе наступления чрезвычайной ситуации социальные службы не уделяют должного внимания адресной работе с населением, пострадавшим в ЧС, а отсутствие планомерной поддержки и контроля за социальной помощью и питанием излишне накаляет и политизирует и без того непростую социальную обстановку в регионе чрезвычайной ситуации.

Отмечу и недостаточность своевременного планирования взаимодействия служб жизнеобеспечения населения на локальном уровне, что усложняет совместную работу спасателей, медицинских и полицейских служб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вполне своевременно поставить вопрос о пересмотре и корректировке необходимых резервов формируемых ресурсов как финансового, так и материального характера, направляемых на эффективную ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации различного масштаба и реализации

мероприятий по финансово-социальной защите населения, находящегося в зоне бедствия.

В этой связи необходимо продолжить совершенствование плановых мероприятий по наращиванию потенциала государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров и иных бедствий, что позволит более эффективно проводить крупномасштабные спасательные операции в зонах природных катаклизмов и сложных, техногенных пожаров, катастроф как в регионах Российской Федерации, так и за рубежом в рамках гуманитарного сотрудничества. Отмечу также, что авторитет России в области международного сотрудничества базируется на оперативности принятия решений, быстроте эффективного реагирования и профессиональном управлении в решении вопросов поставок гуманитарной помощи.

Актуальной остается и реализация новых подходов в профилактике бедствий путем внедрения системы независимой оценки сопутствующих рисков, декларирования аудита безопасности объектов и других новых форм минимизации последствий вероятных бедствий, включая вопросы страхования объектов от последствий чрезвычайных ситуаций, снижение времени реагирования на происходящие события, повышение эффективности взаимодействия всех служб реагирования в целях оказания необходимой своевременной помощи населению.

В рамках дальнейшей модернизации системы управления планируется продолжить поэтапное внедрение субъектами Российской Федерации единого телефона экстренных оперативных вызовов, их обработку и своевременную передачу соответствующим реагирующим пожарно-спасательным и аварийно-спасательным подразделениям на локальном

240

уровне субъектов Российской Федерации, а также проведение других мероприятий по снижению возникающих рисков.

Представляется целесообразным в рамках национальных проектов в полном объеме предусматривать вопросы финансирования безопасности жизнедеятельности населения на качественно новом современном уровне, внедрять новые инновационные подходы по профилактике, предупреждению бедствий, а также совершенствовать систему вызова экстренных оперативных служб по единому номеру пожарных и спасателей 01 (101) в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Выполнение данных мероприятий обеспечит создание условий для инновационного обновления и совершенствования системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения как на федеральном, так и на региональном уровне, что будет способствовать планомерному развитию национальной экономики, минимизируя риски возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Библиографический список

1. Встреча с главой МЧС. http://www.kremlin.ru/events/president/ news/52956

2. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2018.

3. ГОСТ Р 22.0.10-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

4. МЧС России. https://www.mchs.gov.ru/ministry/comissions/Pravitel-stvennaja_komissija ро_ preduprez.

5. Сибирский потоп. Профиль. № 7. 2019.

6. ГОСТ Р 42.0.02-2001. Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий http://docs.cntd.ru/document/1200025997.

7. О гражданской обороне. https://www.mchs.gov.ru/dop/God_grazh-danskoj_oborony/ Istoriya _GO.

8. Пучков В.А., Фалеев М.И., Агеев С.В. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты / Под общей редакцией Н.А. Махутова. Сер. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Том 2. Безопасность и защищенность критически важных объектов. Часть 1. Научные основы безопасности и защищенности критически важных для национальной безопасности объектов. Москва, 2012.

9. СТО Газпром 032-2007. http://pozhproekt.ru/nsis/Rd/sto/sto-gaz-prom/sto-gazprom-032-2007.htm.

10. Стенограмма обсуждения основных итогов работы МЧС России за 9 месяцев 2013 г., состоявшегося 16 октября 2013 г. в Государственной Думе Федерального собрания РФ в рамках «правительственного часа». https://gigabaza.ru/doc/109812.html.

11. Информационно-аналитический бюллетень за 2018 г. http://www. mchs.gov.ru /upload /site1/document_file/KkgL7B4oAa.pdf.

12. Риски Дальнего Востока: землетрясения, цунами и ураганы. http:// earth-chronicles.ru/news/2016-01-22-88248.

13. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году». МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

14. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году». МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019.

15. Пучков В.А. Основные направления развития Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». Рекомендации по обучению и подготовке учащихся образовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности. Сборник материалов Всероссийского семинара по проблемам детско-юношеского движения «Школа безопасности», 3 июня 1999 г. М.: ДГЗ МЧС России, 1999.

242

16. О гражданской обороне. https://www.mchs.gov.ru/dop/God_grazh-danskoj_oborony/ Istoriya _GO (дата обращения: 10.04.2019).

References

1. Vstrecha s glavoy MChS. http://www.kremlin.ru/events/president/ news/52956.

2. Rossiya v tsifrakh. 2018: Krat. stat. sb. / Rosstat - M. 2018.

3. GOST R 22.0.10-96. Bezopasnost v chrezvychaynykh situatsiyakh.

4. MChS Rossii. ttps://wwwmchs.gov.ru/ministry/comissions/Pravitel-stvennaja_komissija po_ preduprez.

5. Sibirskiy potop. Profil. № 7. 2019.

6. GOST R 42.0.02-2001 Grazhdanskaya oborona. Terminy i opredeleniya osnovnykh ponyatiy http://docs.cntd.ru/document/1200025997.

7. O grazhdanskoy oborone. https://www.mchs.gov.ru/dop/God_grazh-danskoj_oborony/ Istoriya _GO.

8. Puchkov V.A., Faleyev M.I., Ageyev S.V. i dr. Bezopasnost Rossii. Pravo-vyye. sotsialno-ekonomicheskiye i nauchno-tekhnicheskiye aspekty. / Pod obshchey redaktsiyey N.A. Makhutova. Ser. Bezopasnost Rossii. Pra-vovyye, sotsialno-ekonomicheskiye i nauchno-tekhnicheskiye aspekty. Tom 2. Bezopasnost i zashchishchennost kriticheski vazhnykh obyektov. Chast 1. Nauchnyye osnovy bezopasnosti i zashchishchennosti kritich-eski vazhnykh dlya natsionalnoy bezopasnosti obyektov. Moskva. 2012.

9. STO Gazprom 032-2007. http://pozhproekt.ru/nsis/Rd/sto/sto-gaz-prom/sto-gazprom-032-2007.htm.

10. Stenogramma obsuzhdeniya osnovnykh itogov raboty MChS Rossii za 9 mesyatsev 2013 g. sostoyavshegosya 16 oktyabrya 2013 g. v Gosu-darstvennoy Dume Federalnogo sobraniya RF v ramkakh «pravitelst-vennogo chasa». https://gigabaza.ru/doc/109812.html.

11. Informatsionno-analiticheskiy byulleten za 2018 g. http://www.mchs. gov.ru /upload /site1/document_file/KkgL7B4oAa.pdf.

12. Riski Dalnego Vostoka: zemletryaseniya. tsunami i uragany. http:// earth-chronicles.ru/news/2016-01-22-88248.

13. Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii zashchity naseleniya i terri-toriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy prirodno-go i tekhnogennogo kharaktera v 2013 godu». MChS Rossii. M.: FGBU VNII GOChS (FTs). 2014.

14. Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii zashchity naseleniya i terri-toriy Rossiyskoy Federatsii ot chrezvychaynykh situatsiy prirodno-go i tekhnogennogo kharaktera v 2018 godu». MChS Rossii. M.: FGBU VNII GOChS (FTs). 2019.

15. Puchkov V.A. Osnovnyye napravleniya razvitiya Vserossiyskogo dets-ko-yunosheskogo dvizheniya «Shkola bezopasnosti» Rekomendatsii po obucheniyu i podgotovki uchashchikhsya obrazovatelnykh uchrezhdeniy osnovam bezopasnosti zhiznedeyatelnosti. Sbornik ma-terialov Vse-rossiyskogo seminara po problemam detsko-yunosheskogo dvizheniya «Shkola bezopasnosti», 3 iyunya 1999 g. M.: DGZ MChS Rossii. 1999.

16. O grazhdanskoy oborone. https://www.mchs.gov.ru/dop/God_grazh-danskoj_oborony/ Istoriya _GO (data obrashcheniya: 10.04.2019).

Контактная информация

Публичное акционерное общество «ОАК»

Россия, 115054, Москва, улица Большая Пионерская, д. 1

The Public Joint Stock Company UAC

Russia, 115054, Moscow, Bolshaya Pionerskaya str., 1

E-mail:Vladimir.a.puchkov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.