Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК / TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORTATION / IMPROVEMENT OF TRANSPORTATION QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябушева А.А.

Данная статья посвящена исследованию деятельности пассажирских автотранспортных предприятий в Российской Федерации. Пассажирские перевозки одно из основных направлений экономического развития нашей страны, а транспортная сеть одна из наиболее обширных в мире. В данной статье проведен анализ сферы транспорта и пассажирских перевозок в России. Рассмотрены в разрезе железнодорожные и автомобильные перевозки. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации совершенствования указанных систем, достижение которых сможет послужить решением текущих проблем по каждому виду транспортных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE MAIN PROBLEMS IN THE SPHERE OF PASSENGER TRANSPORTATION IN RUSSIA

This article is devoted to the research of the activity of passenger motor transport enterprises in the Russian Federation. Passenger transportation is one of the main directions of economic development of our country, and the transport network is one of the most extensive in the world. This article analyzes the transport and passenger transportation in Russia. Considered in the section of rail and road transport. On the basis of the conducted research recommendations of perfection of the specified systems are formulated, achievement of which can serve as the solution of current problems for each type of transportations.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ»

электронный научный журнал, 2017. № 5 (99). С. 3.

17. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Социальные коммуникации в сфере рыночного обмена // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 156-158.

18. Бородай В.А., Минасян Л.А. Алгоритм моделирования управленческих решений в условиях неопределенности // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 134-138.

УКД 65.01

Рябушева А.А. студент магистратуры Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

научный руководитель: Свистунов А.В.,

доцент кафедра экономики ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ Аннотация: данная статья посвящена исследованию деятельности пассажирских автотранспортных предприятий в Российской Федерации. Пассажирские перевозки одно из основных направлений экономического развития нашей страны, а транспортная сеть одна из наиболее обширных в мире. В данной статье проведен анализ сферы транспорта и пассажирских перевозок в России. Рассмотрены в разрезе железнодорожные и автомобильные перевозки. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации совершенствования указанных систем, достижение которых сможет послужить решением текущих проблем по каждому виду транспортных перевозок.

Ключевые слова: транспорт, пассажирские перевозки, повышение качества перевозок.

Ryabusheva A.A.

Student a master's degree 1 course, faculty "Economy and management" Murom institute (branch) of the Vladimir state university of Alexander

Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh

Russia, Murom Research supervisor: Svistunov A. V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor. RESEARCH OF THE MAIN PROBLEMS IN THE SPHERE OF PASSENGER TRANSPORTATION IN RUSSIA Abstract: This article is devoted to the research of the activity of passenger motor transport enterprises in the Russian Federation. Passenger transportation

is one of the main directions of economic development of our country, and the transport network is one of the most extensive in the world. This article analyzes the transport and passenger transportation in Russia. Considered in the section of rail and road transport. On the basis of the conducted research recommendations of perfection of the specified systems are formulated, achievement of which can serve as the solution of current problems for each type of transportations.

Keywords: transport, passenger transportation, improvement of transportation quality.

В современных условиях проблема качества перевозок пассажиров актуальна для любого вида транспорта и связана с его ролью в жизни общества, это обостряет и проблему регулярности перевозок, поскольку цикличность формирования пассажиропотоков требует соответствующей организации пассажирских перевозок. [1]

О динамике пассажирооборота по видам транспорта свидетельствует таблица 1. [5]

В 2016 году транспортные компании работали в условиях нестабильной экономической ситуации, но пассажирооборот снизился только у воздушного транспорта почти на 3% по отношению к 2015 году.

Цены на услуги в 2016 году в среднем выросли на 8,5%. На воздушном транспорте их рост составил 7,5%, железнодорожном транспорте - 7,1%. Тарифы на автомобильный транспорт за отчетный период увеличились на 5,3% [2]. .

Таблица 1- Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Транспорт - всего: 484,0 502,8 532,6 547,2 556,2 530,0 519,8

железнодорожный 138,9 139,8 144,6 138,5 130,0 120,6 124,6

автобусный 140,6 138,6 133,3 126,0 127,1 126,3 124,3

легковые такси 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4

трамвайный 6,7 6,4 6,3 5,3 5,0 4,8 4,6

троллейбусный 7,1 6,9 6,6 5,7 6,4 6,0 5,5

метрополитен 42,4 43,2 45,1 45,6 45,4 44,6 44,1

морской 0,06 0,05 0,04 0,04 0,07 0,06 0,09

внутренний водный 0,8 0,7 0,6 0,6 0,5 0,5 0,6

воздушный 147,1 166,8 195,8 225,2 241,4 226,8 215,6

Объем пассажирских перевозок снижется из-за роста цен и тарифов на них. Для уменьшения негативного влияния экономической нестабильности на перевозки, Российскими железными дорогами успешно практикуется динамическое образование цен на поезда дальнего следования, вследствие чего цены на билеты изменяются. В зависимости от даты и сроков покупки билетов цена может, как повыситься, так и понизиться. Также отмечалось снижение цен по окончании сезона отпусков. Так, на 12-13% стал дешевле проезд в плацкартных и купейных вагонах поездов дальнего следования, на 1,9% - услуги воздушного транспорта. [3]

Железнодорожные перевозки являются самыми востребованными населением страны среди всех видов пассажирских перевозок, так как большинство жителей считает их безопасным видом транспорта с доступными ценами на билеты. «РЖД» осуществляют более 35% пассажирооборота от всех транспортных перевозок в России. Но, несмотря на наибольшую в мире площадь территории, протяженность железных дорог в России в 2,87 раза меньше протяженности дорог в США, а по плотности охвата отставание от Америки в 5,2 раза (табл. 2) [7] Таблица 2 -

Страна Площадь территории, тыс.км2 Протяженность железных дорог, тыс.км Удельное покрытие территории сетью железных дорог

Россия 17125 87,14 0,005

США 9519 250 0,026

КНР 9595 121 0,012

Бразилия 8515 29,8 0,003

Япония 377 27,2 0,072

Индия 3287 115 0,034

Это свидетельствует о том, что данному направлению пассажирских перевозок есть куда развиваться. Несмотря на популярность и востребованность перевозок железнодорожным транспортом, в отрасли имеются проблемы. «РЖД» сохраняет свои монопольные позиции по отношению к частным компаниям, у которых есть свои вагоны, но они не располагают соответствующей инфраструктурой, осуществляя функции перевозчика на условиях аренды. Также «РЖД» ежегодно закрывает убыточные направления и сокращает парк поездов, из-за этого сокращается протяженность маршрутов. Помимо этого скоростные пассажирские железнодорожные перевозки оправданы только в европейской части страны, где на них имеется устойчивый платежеспособный спрос. Население, обладающее материальным достатком, предпочтут скоростному поезду автотранспорт, который быстрее, а для остального населения предпочтительнее будет поездка в плацкарте обычного поезда. [4]

Другим, не менее популярным видом пассажирского транспорта является автомобильный транспорт. Однако по протяженности автомагистралей Россия отстает от многих стран. Это видно на таблице 3.

Таблица 3 - Состояние сети автомобильных дорог по странам мира [5].

Страна Площадь территории, тыс.км2 Протяженность железных дорог, тыс.км Удельное покрытие территории сетью железных дорог

Россия 17125 1480 0,08

США 9519 6586 0,69

КНР 9595 4460 0,46

Бразилия 8515 1751 0,21

Япония 377 1215 3,22

Высокая мобильность и возможность оперативного реагирования на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт вне конкуренции при организации местных перевозок пассажиров. В настоящее время автомобильный транспорт в России осуществляет больше 60% пассажирских перевозок, с тенденцией увеличения этой доли на коротких расстояниях. Ежедневно автотранспортом перевозится более 62 млн. пассажиров, что почти в 17 раз больше железнодорожного транспорта.[6] Однако развитие автомобильных перевозок сдерживается слабо развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками, что служит причиной работы большого числа дорог в режиме перегрузки. Одной из основных проблем автомобильного пассажирского транспорта является сильная изношенность и медленные темпы обновления автобусного парка. Рост мобильности населения в городах и пригородах при сокращении производственных возможностей автотранспортных предприятий приводит к переполненности салонов автобусов, достигающей их физического предела при так называемых часы «пик». Это препятствует не только комфорту пассажиров, но и соблюдению условий безопасности перевозок. [9]

Рекомендации:

1. в средних и малых городах превратить пассажирский транспорт в доступную альтернативу личному автомобилю;

2. обеспечить доступность, комфорт и точность расписания пассажирского транспорта для всех, кто не имеет автомобиль;

3.проработать на уровне Министерства транспорта вопрос о необходимости формирования отдельной программы по разработке новых типов подвижного состава и видов транспорта (например, гибрид автобуса и троллейбуса, легкий рельсовый транспорт);

4. обеспечить комплексность развития пассажирских транспортных объектов в рамках системы территориального планирования, особенно в отношении тех видов транспорта, которые требуют крупных инвестиций в

специализированную инфраструктуру. [10].

Проблемы, поставленные в начале, должны решаться на основе создания непрерывной логистической системы транспортировки пассажиров, основным условием которой становится своевременное удовлетворение спроса на транспортную услугу или путем автоматизации управления движением пассажирского транспорта. [8].

Кроме того, целесообразно внедрение системы мониторинга на общественном транспорте количества перевезенных пассажиров. Такая система контроля пассажирских перевозок представляет собой комплект из бортового контроллера, установленного на каждой единице подвижного состава и блока с управляющей программой, находящегося на диспетчерском пункте. Контроллер по кабельной системе получает сигналы от датчиков, установленных в верхних или нижних частях проемов дверей для входа пассажиров. Эффективная организация управления системой городского транспорта должна быть ориентирована на снижение влияния негативных факторов функционирования системы, учет интересов предприятий-перевозчиков при повышении уровня качества предоставляемых транспортных услуг.

Использованные источники:

1. Андреев К.П. Современные проблемы городского пассажирского транспорта / К.П. Андреев, В.В. Тереньтев // Научный журнал: Научный альманах.- 2016. - №11-2(25). С.-19.

2. Об индексе потребительских цен в октябре 2016 года: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gsk.ru/bgd/free/b04 03/lssWWW.exe/Stg/d01/225 (дата обращения: 12.06.2018)

3. Пронина Е. В. Тенденции развития логистической системы управления пассажирскими перевозками в инновационной экономике//Инновационная деятельность. - 2015.-№2(33).-с.5

4. ОАО «РЖД», Пресс-центр [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://press.rzd.ru (дата обращения: 14.06.2018)

5. Россия в цифрах, 2016: крат. Стат. Об. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Офиц. Изд. - М.: Статистика России, 2016. - с.314

6. Статистика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. трансп./ А.А. Вовк и др.; ред.: А.А. Вовк, А. А. Поликарпов. - М.: Учеб. - метод. Центр по образованию на ж.-д. трансп., 2015-475с.

7. Транспорт и связь в Росси. 2016: Стат. Об./ Росстат.-М.,2016.-с.112.

8. Турпищева М.С. Методика оценки качества системы пассажирских автоперевозок / М.С. Турпищева, Е.Р. Нургалиев // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2016 №1 (57) с. 54

9. Турпищева М.С. Моделирование системы логистический операций методами теории массового обслуживания / М.С. Турпищева, .Е.Р. Нургалиев / Евразийский союз ученых. 2015. №9 (17). Ч.2 .с.42

10. Якунин Н.Н. Котов В.В. Совершенствование организации перевозок пассажиров. Оренбург: Вестник ОГУ №10 (129)/октябрь 2014.-с.12

УДК 336.6

Садыкова А.И. студент аспирант 1 года обучения кафедра «Финансы и налогообложение» Институт экономики финансов и бизнеса Башкирский Государственный Университет (БашГУ)

Российская Федерация, г. Уфа ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация: В данной статье раскрыты проблемы финансирования проектов банками. На сегодняшний день узкий круг банков занимается проектным финансированием. Кроме того, отмечено, что большинство банков, заявляющих о предоставлении услуг проектного финансирования, в действительности такие услуги не предоставляют. Действительно, проектное финансирование сопряжено с рядом проблем и рисков.

Ключевые слова: проектное финансирование, банковское кредитование, долгосрочное финансирование, денежный поток.

Sadykova A.I. postgraduate student 1 year of study Department of Finance and Taxation Institute of Economics of Finance and Business Bashkir State University (Bashkir State University)

Ufa, Russian Federation PROBLEMS OF BANKING PROJECT FINANCING

Abstract: In this article, the problems of project financing by banks are disclosed. To date, a narrow range of banks engaged in project financing. In addition, it was noted that most banks claiming to provide project financing services do not actually provide such services. Indeed, project financing involves a number of problems and risks.

Keywords: project financing, bank crediting, long-term financing, cash flow

Проектное финансирование показало, что это довольно успешная мера по сбору средств для финансирования инвестиционных проектов в промышленно развитых странах, но для России это относительно новый банковский продукт. В чистом виде его предлагает ограниченное количество банков из-за ряда факторов, которые делают его полное использование невозможным. В этой связи поиск возможностей и решений проблем развития банковского проектного финансирования в России как фактора повышения инвестиционной активности банков является одной из наиболее актуальных проблем современной экономики нашей страны.

В экономической литературе по-прежнему недостаточно исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.