Научная статья на тему 'Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями'

Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
494
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORTS / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / СПОРТСМЕНЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ATHLETES WITH DISABILITIES / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чешихина В.В., Селезнев В.В., Чешихина В.А.

Актуальность данного исследования подтверждается обострением конкуренции и значительным ростом плотности результатов во внутренних и международных соревнованиях инвалидов, что требует разработки таких организационных и методических основ подготовки лиц с ограниченными возможностями, которые будут эффективны для данной категории спортсменов с учетом особенностей их состояния здоровья и психофизического развития. Решение данных проблем невозможно без разработки новых подходов к организации и методическому обеспечению процесса подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Цель исследования заключалась в определении содержания и структурных компонентов организационно-методических основ подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Для оценки их состояния была разработана анкета и проведен опрос 105 специалистов. В число опрошенных вошли 48 тренеров по различным видам спорта, которые работают с инвалидами, 15 специалистов, занимающихся административной работой (директора, завучи специализированных учреждений, руководители адаптивных спортивных школ, ДЮСШ, члены президиума спортивных федераций), 42 преподавателя вузов, которые готовят специалистов по адаптивной физической культуре. Анализ анкетного опроса специалистов по адаптивному спорту показал, что большинство опрошенных оценивают уровень развития адаптивного спорта в России на современном этапе как средний и ниже среднего. Они подчеркивают низкий уровень финансового и нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта. Самым высоким достижением тренерской работы со спортсменами-инвалидами специалисты считают социальную адаптацию данной категории спортсменов, уровень их спортивных результатов и улучшение состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чешихина В.В., Селезнев В.В., Чешихина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of major issues of training athletes with disabilities

The relevance of this study is proved by the increased competition and a significant increase in density of the results in domestic and international competitions for athletes with disabilities, which requires the development of organizational and methodological foundations for persons with disabilities, which will be effective for this category of athletes taking into account the characteristics of their health and developmental needs. These problems cannot be solved without developing new approaches to the organization and methodological support of the training process for athletes with disabilities. The purpose of the study was to determine the content and structural components of organizational and methodological foundations for training of athletes with disabilities. The condition of athletes was assessed by means of the specially designed questionnaire and a survey of 105 specialists. The respondents included 48 coaches in different sports working with people with disabilities, 15 specialists dealing with the administrative work (directors, head teachers of specialized institutions, heads of adaptive sports schools, specialized children's sport schools, members of Presidium of Sports Federations), 42 university professors training specialists in adaptive physical culture. As seen from the analysis of the questionnaire of specialists in adaptive sport, most of the respondents assess the current level of development of adaptive sport in Russia as average and below average. They highlight the low level of financial and legal support in adaptive sport. Specialist believe social adaptation of this category of athletes, their level of athletic performance and improved health are the top achievements in coaching of athletes with disabilities.

Текст научной работы на тему «Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УДК/UDC 796.077-056.266

Поступила в редакцию 10.10.2014 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Чешихина1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Селезнев1 Кандидат педагогических наук В.А. Чешихина1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

STUDY OF MAJOR ISSUES OF TRAINING ATHLETES WITH DISABILITIES

Professor, Dr.Hab. V.V. Cheshikhina1 Associate professor, Ph.D. V.V. Seleznev1 Ph.D. V.A. Cheshikhina1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: Kfv-rgsu@yandex.ru

Аннотация

Актуальность данного исследования подтверждается обострением конкуренции и значительным ростом плотности результатов во внутренних и международных соревнованиях инвалидов, что требует разработки таких организационных и методических основ подготовки лиц с ограниченными возможностями, которые будут эффективны для данной категории спортсменов с учетом особенностей их состояния здоровья и психофизического развития. Решение данных проблем невозможно без разработки новых подходов к организации и методическому обеспечению процесса подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Цель исследования заключалась в определении содержания и структурных компонентов организационно-методических основ подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Для оценки их состояния была разработана анкета и проведен опрос 105 специалистов. В число опрошенных вошли 48 тренеров по различным видам спорта, которые работают с инвалидами, 15 специалистов, занимающихся административной работой (директора, завучи специализированных учреждений, руководители адаптивных спортивных школ, ДЮСШ, члены президиума спортивных федераций), 42 преподавателя вузов, которые готовят специалистов по адаптивной физической культуре. Анализ анкетного опроса специалистов по адаптивному спорту показал, что большинство опрошенных оценивают уровень развития адаптивного спорта в России на современном этапе как средний и ниже среднего. Они подчеркивают низкий уровень финансового и нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта. Самым высоким достижением тренерской работы со спортсменами-инвалидами специалисты считают социальную адаптацию данной категории спортсменов, уровень их спортивных результатов и улучшение состояния здоровья.

Ключевые слова: адаптивный спорт, организационно-методические основы, спортсмены с ограниченными возможностями.

Annotation

The relevance of this study is proved by the increased competition and a significant increase in density of the results in domestic and international competitions for athletes with disabilities, which requires the development of organizational and methodological foundations for persons with disabilities, which will be effective for this category of athletes taking into account the characteristics of their health and developmental needs. These problems cannot be solved without developing new approaches to the organization and methodological support of the training process for athletes with disabilities.

The purpose of the study was to determine the content and structural components of organizational and methodological foundations for training of athletes with disabilities.

The condition of athletes was assessed by means of the specially designed questionnaire and a survey of 105 specialists. The respondents included 48 coaches in different sports working with people with disabilities, 15 specialists dealing with the administrative work (directors, head teachers of specialized institutions, heads of adaptive sports schools, specialized children's sport schools, members of Presidium of Sports Federations), 42 university professors training specialists in adaptive physical culture. As seen from the analysis of the questionnaire of specialists in adaptive sport, most of the respondents assess the current level of development of adaptive sport in Russia as average and below average. They highlight the low level of financial and legal support in adaptive sport. Specialist believe social adaptation of this category of athletes, their level of athletic performance and improved health are the top achievements in coaching of athletes with disabilities.

Keywords: adaptive sports, organizational and methodological foundations, athletes with disabilities.

Введение. В современном обществе адаптивный спорт приобретает все большее значение. Лица с ограниченными возможностями здоровья участвуют в различных соревнованиях, и общество убеждается в том, что спорт не является прерогативой только здоровых людей. Занятия спортом позволяют лицам с ограниченными возможностями организовать свою жизнь таким образом, чтобы была возможность проявить себя, стать самостоятельным, создать условия для эффективной самореализации человека в социуме.

Сфера современного адаптивного спорта включает в себя различные компоненты: управление; отбор и систему подго-

товки спортсменов; материально-техническое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; научное, методическое, нормативное, программное, идеологическое, медицинское обеспечение и многое другое [1-3].

Недостаточное правовое, экономическое, научно-методическое обеспечение соревновательного и тренировочного процессов спортсменов с ограниченными возможностями вынуждает использовать опыт подготовки спортсменов без отклонений в состоянии здоровья, что не всегда приводит к достижению запланированных результатов.

Результаты анкетного опроса специалистов по адаптивной физической культуре, п=105

№ п/п Показатели организационно-методической работы со спортсменами с ограниченными возможностями Средняя оценка в баллах

1 Материально-техническое обеспечение процесса подготовки спортсменов с ограниченными возможностями 2,6±0,1

2 Уровень финансирования адаптивного спорта 3,1±0,2

3 Нормативно-правовое обеспечение адаптивного спорта 2,9±0,2

4 Зависимость результатов спортсменов с ограниченными возможностями от уровня подготовленности: физической технико-тактической психологической 8,6±0,8 5,8±0,3 9,2±0,7

5 Главный результат тренерской работы в адаптивном спорте: спортивные результаты учеников улучшение состояния здоровья социальная адаптация спортсменов с ограниченными возможностями 9,4±0,6 9,3±0,4 9,8±0,5

6 Изменения личностных качеств спортсменов в результате занятий адаптивным спортом: стали более настойчивыми способны к внутреннему самоконтролю менее тревожны при возникновении непредвиденных ситуаций стремятся к лидерству проявляют самостоятельность при решении проблем стремятся быть в коллективе 9,7±0,2 8,3±0,4 9,6±0,08 8,9±0,1 7,4±0,2 9,8±0,07

7 Факторы оптимизации системы подготовки спортсменов с особыми потребностями: научно-методическое и информационное обеспечение медико-биологическое обеспечение материально-техническое обеспечение финансовое обеспечение нормативно-правовое регулирование 9,5±0,3 9,3±0,4 10 10 10

Актуальность данного исследования подтверждается обострением конкуренции и значительным ростом плотности результатов во внутренних и международных соревнованиях инвалидов, что требует разработки таких организационных и методических основ подготовки лиц с ограниченными возможностями, которые будут эффективны для данной категории спортсменов с учетом особенностей их состояния здоровья и психофизического развития. Решение данных проблем невозможно без разработки новых подходов к организации и методическому обеспечению процесса подготовки спортсменов с ограниченными возможностями.

Цель исследования - определить содержание и структурные компоненты организационно-методических основ подготовки спортсменов с ограниченными возможностями, которые обеспечивают эффективность учебно-тренировочного и соревновательного процессов [4]

Методика и организация исследования. Для оценки состояния организационно-методических основ подготовки спортсменов с ограниченными возможностями была разработана анкета и проведен опрос 105 специалистов. В число опрошенных вошли 48 тренеров по различным видам спорта, которые работают с инвалидами, 15 специалистов, занимающихся административной работой (директора, завучи специализированных учреждений, руководители адаптивных спортивных школ, ДЮСШ, члены президиума спортивных федераций), 42 преподавателя вузов, которые ведут подготовку специалистов по адаптивной физической культуре.

Среди специалистов, принявших участие в обследовании, было 57,5% мужчин и 42,5% женщин. Стаж работы в сфере адаптивного спорта у обследованных распределялся следующим образом: до 5 лет - 32,1%, до 10 лет - 20,5%, свыше 15 лет - 47,4%. Из них докторов педагогических наук - 11,4%, кандидатов педагогических наук - 23,8%, заслуженных тренеров СССР и России - 9,5%, специалистов, имеющих высшую категорию, - 19%, I категорию - 8,5%, II категорию - 6,6%.

Анкета включала 15 вопросов, большинство из которых содержали возможные варианты ответов. Каждый из вариантов ответа оценивался по десятибалльной шкале.

Наряду с анкетным опросом применялось интервьюирование. В ходе беседы с ведущими специалистами и тренерами,

работающими со спортсменами с ограниченными возможностями, выяснялись основные проблемы совершенствования современной системы подготовки, обсуждались вопросы, связанные с факторами оптимизации системы подготовки спортсменов-инвалидов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетного опроса специалистов адаптивного спорта были получены следующие данные (см. таблицу).

Большинство опрошенных специалистов оценивают уровень развития адаптивного спорта в России на современном этапе как средний и ниже среднего (средняя оценка - 4,6 балла по 10-балльной шкале).

Выводы. Анализ анкетного опроса 105 специалистов по адаптивному спорту показал, что большинство из них уровень развития адаптивного спорта в России на современном этапе оценивают как средний и ниже среднего. Среди показателей организационно-методической работы со спортсменами с ограниченными возможностями они подчеркивают низкий уровень финансового и нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта.

Недостаточное нормативно-правовое обеспечение адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на федеральном и региональном уровне сдерживает оптимальную управляемость, целенаправленность и га-рантированность системы адаптивного спорта, препятствует разработке долговременной программы развития этой системы; обусловливает нестабильность ресурсного обеспечения спортивной системы в целом и на этой основе - совершенствование средств и методов руководства адаптивным спортом

Анализ существующего механизма и источников финансирования адаптивного спорта и адаптивной физической культуры в Российской Федерации показал, что обеспечение подготовки сборных команд Российской Федерации по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта осуществляется не в полном объеме, а существующая тенденция приоритетности финансирования олимпийских видов спорта привела к тому, что в отношении финансирования целого ряда паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта используется остаточный принцип.

№ 3 • 2015 Март | МагсИ

http://www.teoriya.ru

51

Литература

1. Абрамова Л.П. Нормативные и руководящие документы по реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта / Л.П. Абрамова. - М.: Советский спорт, 2005. - 376 с.

2. Брискин Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.

3. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 91 с.

4. Чешихина В.В. Организационно-педагогические основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата: учебно-метод. пособие / В.В. Чешихина, О.Н. Никифорова. - М.: Изд-во РГСУ, 2013. - 131 с.

References

1. Abramova, L.P. Normativnye i rukovodyashchie dokumenty po reabilitatsii invalidov po zreniyu sredstvami fizicheskoy ku'tury i sporta (Regulations and guidelines for the rehabilitation of the visually

impaired by means of physical culture and sports). - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 376 P.

2. Briskin, Yu.A Adaptivny sport (Adaptive sport) / Yu.A. Briskin, S.P. Evseev, A.V. Perederiy. . - Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 316 P.

3. Fizicheskaya reabilitatsiya i sport invalidov: normativno-pravovye dokumenty, mekhanizmy realizatsii, prakticheskiy opyt, rekomendatsii(Physical rehabilitation and sport for people with disabilities: legal documents, implementation technology, practical experience, recommendations) / A.V. Tsarik - Moscow: Sovetsky sport, 2003. - 576 P.

4. Cheshikhina, V.V. Organizatsionno-pedagogicheskie osnovy adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya i adaptivnogo sporta invalidov s narusheniem oporno-dvigatel'nogo apparata: uchebno-metod. posobie (Organizational-pedagogical bases of adaptive physical education and adaptive sport for the disabled with musculoskeletal disorders: teaching aid) / V.V. Cheshikhina, O.N. Nikiforova. -Moscow: Publishing House of Russian State Social University, 2013. - 131 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЕ)

УДК/UDC 796.853.26 Поступила в редакцию 16.01.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Рыбакова2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 2 Чайковский государственный институт физической культуры, г Чайковский

Ключевые слова: спортивная культура, карате, уровни спортивной культуры, подростки.

Введение. Спортивная культура личности воплощается в знаниях, умениях и навыках, необходимых для занятий спортом, в идеалах, нормах, образцах поведения, на основе которых индивид оценивает спорт [1]. Однако в педагогической практике карате наблюдается тенденция решения узкопоставленных целей в совершенствовании двигательных навыков и подготовке к соревнованиям. Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать критериально-диагностический аппарат оценки сформиро-ванности основ спортивной культуры юных каратистов.

Методика и организация исследования. Модифицированная тренировочная программа осуществлялась в ДЮСШ г Чайковский Пермского края в течение 4 лет. В формирующем эксперименте приняли участие 50 человек (в контрольной группе - КГ - 25 мальчиков, в экспериментальной - ЭГ - также 25, занятия проводились 3 раза в неделю по 120 мин. В ЭГ в течение года проведено 108 тренировочных занятий, 10 образовательных бесед; 25 тренинговых упражнений; 18 соревнований; 8 мероприятий по сплочению группы. Формирование спортивной культуры каратистов подросткового возраста следует осуществлять на базе увеличения объема теоретической подготовки на основе межкультурной коммуникации Востока и Запада; внедрения индивидуального образовательного маршрута с учетом темпов освоения тренировочной программы, состояния здоровья каждого занимающегося; модификации методов тренировки: метода «сопряженного воздействия» (спарринг, работа с отягощением, на макиварах, боксерском мешке) и метода интервальной тренировки (чередование интервалов физических нагрузок высокой и низкой интенсивности); расширения средств мотивации к занятиям (кодекс «бу-сидо», культура «додзе», соревнования по общей физической подготовленности, тренинговые упражнения).

Результаты исследования и их обсуждение. При оценке уровня сформированности спортивной культуры необходимо исходить из следующих компонентов (мотивационный, информационный, поведенческий, операциональный). Интегральная оценка определяется по суммарному значению

компонентов или, иначе говоря, по 8 критериям. Низкий уровень сформированности основ спортивной культуры соответствует интегральной оценке от 4 до 25 баллов, средний -от 26 до 55 баллов, высокий - от 56 до78 баллов.

Низкий уровень сформированности основ спортивной культуры характеризуется недостаточным знанием истории и терминологии карате, значительными ошибками в выполнении техники ката и кихон, неумением комбинировать технику, непроявлением интереса к занятиям, нежеланием выступать на соревнованиях.

Средний уровень отличается свободным владением спортивно-культурными знаниями; умением комбинировать любые техники; выполнением кихон и ката с незначительными ошибками.

Высокий уровень характеризуется способностью воспроизводить культурно-спортивные знания на творческом уровне, стремлением к регулярным занятиям, хорошей техникой выполнения ката и кихон, стремлением к спортивному стилю жизни, проявлением адекватного поведения в «додзе» и обществе.

В ЭГ значимых изменений удалось достичь в информационном компоненте (динамика уровня знаний от 2,7 до 9,6 балла); в мотивационном компоненте (регулярность занятий, интерес к спортивному стилю жизни) динамика от 5,4 до 9,7 балла; в операциональном компоненте (соревновательная деятельность и контрольные испытания) - от 5,2 до 9,7 балла. Комплексная оценка компонентов в ЭГ в конце исследования составила 56,8 балла, что является показателем высокого уровня спортивной культуры, в КГ - 27,4 балла - среднего уровня сформированности спортивной культуры.

Вывод. Подтверждены обоснованность и эффективность разработанного критериально-диагностического аппарата оценки сформированности основ спортивной культуры у каратистов.

Литература

1. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева, В.А. Романович. - М.:

Теория и практика физической культуры и спорта, 2011. - 240 с.

Информация для связи с автором: tany-156@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.