Научная статья на тему 'Исследование организационной структуры и эффективности работы таможенных органов РФ'

Исследование организационной структуры и эффективности работы таможенных органов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2134
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ECONOMY / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушак Н.В., Елаго Т.А.

В статье представлен комплексный анализ работы таможенных органов РФ, выделены ключевые показатели работы, а также проведена оценка их результативности и эффективности. Рассмотрены изменения территориального размещения таможенных органов в динамике и выделены общие закономерности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND EFFECTIVENESS OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a comprehensive analysis of the work of the customs authorities of the Russian Federation, highlights the key performance indicators, and assesses their effectiveness and efficiency. The changes in the territorial distribution of customs authorities in the dynamics are considered and the General patterns of this process are highlighted.

Текст научной работы на тему «Исследование организационной структуры и эффективности работы таможенных органов РФ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.5

Глушак Н.В., доктор экономических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Елаго Т.А., студентка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

В статье представлен комплексный анализ работы таможенных органов РФ, выделены ключевые показатели работы, а также проведена оценка их результативности и эффективности. Рассмотрены изменения территориального размещения таможенных органов в динамике и выделены общие закономерности этого процесса. Ключевые слова: экономика, организационная структура, таможенные органы, таможенные платежи.

Организационная структура и территориальное размещение таможенных органов не находится в статическом состоянии. Два эти показателя со временем изменяются и прослеживают некоторую, характерную для них динамику развития.

Организационная структура таможенных органов по данным Федеральной таможенной службы (далее ФТС) России на 2017

год, насчитывает в своём составе 73 таможни, 93 таможенных поста, 441 пост, непосредственно подчинённый таможням и 3 поста, подчинённые региональным таможенным управлениям (далее РТУ) (рисунок 1). Динамику изменения числа единиц таможенной структуры за последние годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Изменение числа единиц организационной структуры таможенных органов

в 2015 - 2017 годах

Количественные значения показателя (шт.)

Годы Та- Таможенные Таможенные посты, подчинён- Таможенные посты, подчи-

можни посты ные таможням нённые РТУ

2015 77 70 478 3

2016 75 70 479 3

2017 73 93 441 3

Анализируя количественные показатели, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что число таможен за исследуемый период сократилось на 4 единицы. Это связано с тем, что в некоторых таможенных постах были замечены низкие показатели объёмов декларирования и загруженности сотрудников, поэтому эти таможни были реорганизованы и, таким образом общее их число уменьшилось. Наблюдаемое уменьшение некоторым образом также связано с образованием и внедрением первых электронных таможен, выполняющих большую часть функций.

Количество таможенных постов представлено увеличением численности на 23 еди-

ницы. А вот число таможенных постов, подчинённых таможням так же было снижено, в связи с реорганизацией некоторых таможен. Постоянным осталось только количество таможенных постов подчинённых РТУ, что прослеживается в показателях всех трёх лет.

В общем и целом территориальное устройство и организационная структура таможенных органов тесно переплетаются между собой. Это можно проследить в территориально-структурном делении таможенных органов (рисунок 2).

Центральный аппарат ФТС России насчитывает в своём составе 8 региональных таможенных управлений: Центральное, Северо-Западное, Южное, Приволжское,

Уральское, Сибирское, Дальневосточное и Северо - Кавказское. В ведении каждого РТУ также находится определённое число таможен [4]. Так в Центральное таможенное управление входит 13 таможен, а также 91 таможенный пост. Северо-Западное таможенное управление включает в себя 10 таможен с 1 оперативной таможней и 84 таможенных поста. Южное таможенное управление представлено деятельность 8 таможен и 50 таможенных потов. К Приволжскому таможенному управлению относятся 8 таможен и

48 таможенных постов. 7 таможен и 38 таможенных постов входят в состав Уральского таможенного управления. Северо - Кавказское таможенное управление насчитывает 4 таможни и 18 таможенных постов. Дальневосточное таможенное управление представлено деятельностью 10 таможен и 47 таможенных постов. И наконец, Сибирское таможенное управления включает в свой состав 12 таможен и 68 таможенных постов.

Рис.1 Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций ФТС России [7]

Важно также отметить отдельное звено территориально - структурного деления - Таможни, непосредственно подчинённые ФТС России, которых насчитывается 11, в их ведение входит 94 таможенных поста. Это звено организационной структуры таможенных органов распределяет свои полномочия на всю территорию РФ и размещается в регионе деятельности Центрального таможенного управления.

Надо сказать, что территориально районы деятельности РТУ распределены нерав-

номерно. Какие-то регионы занимают территорию с достаточно большой протяжённостью, но в свой состав включают небольшое число таможен и таможенных постов. К ним, например, относится Дальневосточное таможенное управление, если сравнивать его территорию и количество таможенных единиц с Южным таможенным управлением. Такой показатель связан с интенсивностью товаро-потоков и наличием крупных пунктов пропуска грузов и пассажиров, как, например, в Центральном таможенном управлении.

Рис.2 Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации [7]

Характер территориального распределения зон деятельности таможенных органов представлен на рисунке 3.

Севе ро-Западное

таможенное

управление

Таможен -10 Таможенных постов - 84

Центральное

таможенное

управление

Таможен -13 Таможенных постое - 91

Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России

Таможен -11 Таможенных постов - 94

таможенное управление

Таможен - 8

Таможенных постов - 50

Северо-Кавказское

таможенное

управление

Таможен -4

Таможенных постов -18

Приволжское

таможенное

управление

Таможен - 9

Таможенных постов - 48

Уральское

таможенное

управление

Таможен - 7 Таможенных постов - 38

Сибирское

таможенное

управление

Таможен -12 Таможенных постов - 68

Дальневосточное

таможенное

управление

Таможен -10 Таможенных постов -47

Рис.3 Схема размещения территориальных таможенных органов [7]

Следует сказать, что в результате воздействия внутренних и внешних факторов, происходят постоянные изменения организационной структуры таможенных органов РФ, что проявляется в первую очередь в числе таможенных единиц её составляющих. Территория страны поделена на разные по размеру и протяжённости таможенные управления, которые также изменяют свой состав и структуру.

Для того, чтобы детально рассмотреть результативность работы таможенных органов с разных сторон, нужно изначально уметь видеть её в комплексе взаимосвязанных показателей. Делается это для оценки степени вклада каждого конкретного показателя в работу всей структуры в целом. Главный тезис

данного анализа - «Как, и каким образом сработали таможенные органы». Проследим это в динамике основных показателей работы таможенных органов за три года.

Одним из наиважнейших результатов деятельности, который отражает уровень эффективности работы данной службы, является показатель размеров собранных таможенных платежей, пошлин, налогов, а также выполнение бюджетного плана по совершению вышеуказанных операций [2,3]. Таблица 2 демонстрирует нам количество собранных средств, и их распределение по основным видам таможенных платежей, пошлин, налогов.

Таблица 2

Сравнительная характеристика объёмов таможенных платежей, пошлин и налогов,

Общий денеж- Общий про- Платежи Средства, направленные

ный размер та- центный раз- от им- в федеральный бюджет

Годы моженных мер таможен- порта то- НДС на то- Акцизы на то- Размер вы-

платежей, по- ных плате- варов вары, ввози- вары, ввози- возной та-

шлин, налогов жей, пошлин, (млрд. мые на терри- мые на терри- моженной

(млрд. руб.) налогов (%) руб.) торию РФ торию РФ пошлины

2015 4 880,2 100,6 2 174,0 1 643,5 49,4 2 780,4

2016 4 406,9 101,1 2 276,3 1 762,8 58,8 2 054,1

2017 4 462,8 100,3 2 438,8 1 861,3 74,8 1 940,4

Если обратиться к основополагающему показателю - общий объём собранных денежных средств за выбранный период, то можно заметить, что величины не так существенно отличаются. Их размер колеблется где-то в пределах от 4 до 5 триллионов рублей, что можно проследить на рисунке 4.

На диаграмме видно, что ярко-выраженных колебаний показателя не наблюдается, они, безусловно, существуют, но их размеры не так существенны. Этот факт свидетельствует о стабильности в работе по данному направлению. Такая оценка в наибольшей мере подходит в нашем случае. Что касается результатов выполнения бюджетного плана, то на протяжении всех трёх лет, наблюдается перевыполнение нормы на 1 - 2 %. Таким образом, можно сделать вывод, что за счёт качественной работы таможенных служб государственный бюджет ничего не теряет, а наоборот таможенными органами поддерживается баланс данного показателя. Уровень доходов от косвенного налогообложения (НДС и акцизами) при этом с каждым

годом увеличивается, а вот величина вывозной таможенной пошлины стремится к снижению на каждом временном отрезке. Это прослеживает протекционистскую направленность внешнеторговой политики Российской Федерации, чему способствуют и таможенные органы в частности.

Следующим показателем характеризующим, работу таможенных органов служит результативность и эффективность распределения сэкономленных средств на собственные нужды. По результатам исследований, проведённых в период с 2015 по 2017 годы, ФТС осуществлены 120, 117 и 121 процедура государственных закупок соответственно^]. Показатели экономии денежных средств составляют в 2017 году 540 млн. рублей, что в переводе на одну закупку выражается приблизительно в 4,5 млн. рублей. Если сравнивать результаты крайних лет, выбранного периода, то в 2015 году экономия ровнялась 152 млн. рублей или в переводе на одну закупку 1,7 млн. рублей.

4,550.00 4,050.00 3,550.00 3,050.00 2,550.00 2,050.00 1,550.00 1,050.00 550.00 50.00

2016

2017

I Общий денежный размер таможенных платежей, пошлин, налогов (млрд. руб.) Общий процентный размер таможенных платежей, пошлин, налогов (%)

Рис.4 Изменение размера собранных таможенных платежей, пошлин, налогов в денежном и

процентном соотношении

Важно отметить, что показатели экономии государственных закупок, осуществляемых Федеральной таможенной службой - увеличиваются, а затраты на одну закупку стремятся к уменьшению с каждым годом, что несёт в себе положительный экономический и

финансовый эффекты. Так как за счёт сэкономленных средств таможенные органы приобретают дополнительную продукцию, необходимую для стабильного функционирования собственной организационной структуры, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Оценка результативности и эффективности распределения средств, сэкономленных от Государственных закупок, проведённых ФТС России за 2015 - 2017 годы

№ п/п Основные направления деятельности Проведено процедур закупок, млн.рублей Эффективность проведённых процедур закупок (экономия бюджетных средств, %)

2015г. 2016г. 2017г. 2015г. 2016г. 2017г.

1 Информационные технологии 1 544 2 115 4 295 66,2 65,7 6,88

2 Обеспечение вооружением и средствами защиты 423 249 146 18,1 7,7 41,20

3 Обеспечение печатной продукцией 22 46 65 0,9 1,4 35,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Вещевое и продовольственное обеспечение 130 593 761 5,6 18,4 20,58

5 Страхование 215 217 199 9,2 6,7 3,19

Проведено процедур закупок всего 2 334 3 220 5 556 100 100 100

Положительное влияние данного показателя сказалось на изменении в системе обучения кадров. Вследствие чего в Ростовском филиале Российской таможенной академии и Институте управления закупками и продажами Высшей школы экономики - по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» открыта новая узконаправленная специальность обучения, выпускниками которой уже являются 122 квалифицированных специалиста. Они выполняют свою деятельность в составе контрактной службы ФТС России, что значительно уменьшило

число жалоб относительно заказчиков со стороны ФТС РФ.

Если разделить выбранный промежуток на три периода, каждый из которых будет равен одному календарному году, то можно с уверенностью сказать, что организационная структура таможенных органов получила необходимое дополнительное финансирование на обеспечение продукцией, необходимой для удовлетворения потребностей по основным направлениям своей работы во все промежутки этого периода. Следовательно, эффективность деятельности по одному

направлению влечёт за собой пользу в другом направлении и характеризует успешно проведённую работу.

Таможенное декларирование - один из главных элементов таможенного дела, поэтому количество собранных деклараций показывает точность, быстроту и оперативность работы организационной структуры таможенных органов. Общее число таможенных деклараций, поступивших в центральную базу данных таможенных органов, за исследуемый период колеблется в пределах 3 - 4 тысяч штук в год. Рисунок 5 показывает, что в 2017 году было оформлено немного большее число деклараций, чем в два предыдущих года, это отличие не такое существенное.

2015

2016

35% 32% 2017

33%

Рис.5 Процентное соотношение общего объёма деклараций, собранных за 2015 - 2017 годы

Количество деклараций на товары,

в конце 2015

Из таблицы 4 видно, что самый высокий показатель из рассмотренных таможенных органов, относящихся к разным уровням организационной системы таможенных органов РФ, у Центрального таможенного управления. Его значения составляют 1/3 от общего количества оформленных деклараций в каждом году.

Замечено резкое падение объемов сбора деклараций в Крымской таможне при сравнении 2015 и 2016 годов, но уже в 2017 году наблюдается тенденция к увеличению общего числа сборов.

Хочется отметить, работу системы электронного декларирования, которая значительно упрощает деятельность таможенных органов. Практически все декларации, поступающие в таможенную службу, представлены электронной формой декларирования. По данным ФТС России в 2017 году этот показатель составил 99,99% всех деклараций на товары. Активно внедряется практика электронного декларирования транзитных деклараций. С марта 2017 года данная технология внедрена на постоянной основе и составляет порядка 400 тысяч электронных транзитных деклараций. Выражая в процентном соотношении около 55 %, от всего объема поступлений [6].

Таблица 4

оформленных таможенными органами 2017 годов [71

Наименование Регионального таможенного управления (РТУ) / Таможен непосредственного подчинения (ТНП) Поступили в центральнуюбазу данных (шт.)

2015г. 2016г. 2017г.

Внуковская 20 901 14 348 18 357

Домодедовская 68 544 76 556 84 055

Шереметьевская 182 726 210 008 214 098

Центральная энергетическая 105 956 118 877 122 396

Центральная акцизная таможня 111 883 112 070 173 111

Крымская таможня 10 252 732 1 976

Севастопольская таможня 2 874 1 519 1 083

Калининградская областная таможня 164 371 149 862 150 002

Центральное ТУ 1 139 176 1 180 332 1 230 091

Северо-Западное ТУ 737 117 766 839 795 512

Южное ТУ 231 883 241 863 257 922

Приволжское ТУ 283 471 295 174 317 831

Уральское ТУ 160 632 169 696 183 971

Сибирское ТУ 272 304 298 070 186 708

Дальневосточное ТУ 238 192 234 710 394 162

Северо - Кавказское ТУ 38 781 41 043 49 100

Всего 3 769 063 3 911 699 4 180 375

Подведя итог по рассматриваемому параметру, хочется отметить общую положительную направленность работы ФТС РФ, показывающую оперативность работы таможенных органов по сбору деклараций и активное внедрение новых технологий в систему декларирования.

Заключительными параметрами оценки результативности работы таможенных органов, являются показатели скорости совершения таможенных операций, а также борьба с правонарушениями и административными преступлениями в сфере таможенного дела.

Исходя из анализа данных параметров, представленных в таблицах 5 и 6, можно сказать, что показатели, определяющие скорость выполнения таможенными органами операций, зависят от сложности самой операции. Например, товары, которые не представляют особых рисков для безопасности страны, требуют на себя не столь много времени, так, в 2017 году этот показатель составил примерно 18 минут. Что на 3,5 минуты

меньше по сравнению с показателем крайнего 2015 года. А вот товары, требующие более детального осмотра, с такой же разницей в показателях, по времени затрачивают на себя в 2017 году - около 29 минут, а в 2015 -32,5 минуты. Важно отменить, что по проведённому анализу заметно - показатели затрачиваемого времени на осмотр товаров медленными темпами снижаются, так как осмотр, всё-таки должен быть тщательным. А, следовательно, скорость работы таможенных органов - увеличивается.

Что касается противодействия таможенных органов преступлениям и административным правонарушениям, то за исследуемый период времени проводится больше досмотровых операций, с каждым годом эта цифра увеличивается и в 2017 году уже составила 4,4 % от общего числа работы подразделений организационной структуры таможенных органов.

Таблица 5

Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересован-

ных лиц при совершении таможенных операций [8]

№ п/п Наименование критерия Значение критерия (минуты)

2015 2016 2017

1 Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществление таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска: - для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю - для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений 32,5 21,4 29,5 18,2 29.1 18.2

2 Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, до впуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. 354,8 419,1 401,6

Таблица 6

Эффективность противодействия преступлениям

и административным правонарушениям [8]_

№ п/п Наименование показателя Значение показателя (%)

2015 2016 2017

1 Доля товарных партий, ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведён таможенный досмотр. 3,2 (0,6) 4,2 (0,5) 4,4 (0,5)

2 Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства или законодательства РФ. 33,4 39,3 47,3

3 Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершённых таможенных проверок. 83,1 87,0 86,66

Доля выявленных преступлений изменилась от значения 3,2% до значения 4,4%. А значит, увеличилась и результативность таможенных проверок, по результатам последнего из рассматриваемых периодов она составила около 87%.

Обобщая все результаты проведённого комплексного анализа эффективности деятельности ФТС России следует сказать, что основные показатели, отражены в законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], в статье 266 - Оценка работы таможенных органов. Этими показателями яв-

ляются, скорость выполнения операций, эффективность борьбы с преступлениями и административными правонарушениями и своевременность и полнота поступления таможенных платежей, налогов сборов. Остальные представленные данные, служат дополнением для раскрытия общей результативности.

Была выявлена достаточно стабильная работа таможенных органов РФ по отношению ко всем рассмотренным показателям. Существенных отклонений не наблюдалось. Следовательно, деятельность таможенных органов отражает организованный характер и привносит общую результативность в комплекс реализуемых ими функций и работ.

Список литературы

1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014)

2. Глушак О.В. Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли России на собираемость таможенных платежей // Экономика. Социология. Право. - 017. - № 3 (7). - С. 29-39.

3. Глушак О.В., Андреева В.А. Евразийский экономический союз: состав, цели, задачи и результаты функционирования В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2018. - С. 214-219.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: www.gsk.ru (даты обращения: 15.11.2018; 24.11.2018)

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [электронный ресурс] - Режим доступа: www.customs.ru. -(даты обращения: 1-15.11.2018; 30.11.2018)

6. Попова Е.С., Матвеева О.П. Развитие таможенного декларирования товара в электронной форме.// Научный журнал «Дискурс» - 2017 - 3(5)

7. Сборник Таможенная служба российской Федерации в 2017г - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Москва 2018г [Электронный ресурс] / Документ предоставлен ФТС России - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&id =7995&Itemid=1845 (дата обращения: 24.11.2018).

8. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru. - (дата обращения: 26.11.2018)

THE STUDY OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND EFFECTIVENESS OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a comprehensive analysis of the work of the customs authorities of the Russian Federation, highlights the key performance indicators, and assesses their effectiveness and efficiency. The changes in the territorial distribution of customs authorities in the dynamics are considered and the General patterns of this process are highlighted. Keywords: economy, organizational structure, customs authorities, customs payments.

References

1. Federalnyiy zakon «O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 27.11.2010 N 311-FZ (deystvuyuschaya redaktsiya ot 05.05.2014)

2. Glushak O.V. Analiz vliyaniya osnovnyih faktorov razvitiya vneshney torgovli Rossii na sobirae-most tamozhennyih platezhey // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. - 2017. - № 3 (7). - S. 29-39.

3. Glushak O.V., Andreeva V.A. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: sostav, tseli, zadachi i rezultatyi

funktsionirovaniya V sbornike: Aktualnyie voprosyi ekonomiki i agrobizne-sa. Sbornik statey IX Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4-h chastyah. - 2018. - S. 214-219.

4. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki [elek-tronnyiy resurs] -Rezhim dostupa: www.gsk.ru (datyi obrascheniya: 15.11.2018; 24.11.2018)

5. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy tamozhennoy sluzhbyi [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: www.customs.ru. -(datyi obrascheniya: 1-15.11.2018; 30.11.2018)

6. Popova E.S., Matveeva O.P. Razvitie tamozhennogo deklarirovaniya tovara v elek-tronnoy forme.// Nauchnyiy zhurnal «Diskurs» - 2017 - 3(5)

7. Sbornik Tamozhennaya sluzhba rossiyskoy Federatsii v 2017g - Spravochnyie mate-rialyi k zasedaniyu kollegii FTS Rossii: Moskva 2018g [Elektronnyiy resurs] / Dokument predostavlen FTS Ros-sii - Rezhim dostupa: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&id =7995&Itemid=1845 (data obrascheniya: 24.11.2018).

8. Spravochnaya pravovaya sistema «KonsultantPlyus» [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: www.consultant.ru. - (data obrascheniya: 26.11.2018)

Об авторах

Глушак Николай Владимирович - доктор экономических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: gnw3@yandex.ru Елаго Татьяна Андреевна - студентка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: t_elago98@mail.ru

Glushak Nikolay Vladimirovich - doctor of economic Sciences, Professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: gnw3@yandex.ru

Yelago Tatyana Andreevna - student, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: t_elago98@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.