Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАРТАП / ОПЫТ / РОССИЙСКИЙ СТАРТАП / TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP / START-UP / EXPERIENCE / RUSSIAN STARTUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина София Леонидовна

Актуальность исследования опыта технологического предпринимательства обусловлена глобальным вниманием к данной категории предпринимательства в частности к: факторам, сформировавшим его в отдельную категорию; тенденциям его развития и способности оперативно решать социальные вопросы, ускоряя тем самым научно-технологическое развитие территории (региона). В свою очередь регион оказывает необходимую поддержку для развития технологического предпринимательства в виде: действие специальных программ, создание государственных и частных институтов развития и бизнес-ангелов, создание особых условий, в частности лояльного налогообложения и ускоренного получения вида на жительство и т.д. В связи с этим в данной статье был рассмотрен опыт определённых российских технологических предпринимателей и их стартапов. Рассмотренный опыт позволил сделать вывод о том, что благодаря существующей поддержке, как на уровне региона, так и на уровне федерации реализация их проектов была осуществлена, что говорит о необходимости развивать и усиливать государственную поддержку для дальнейшего развития, как для самого технологического предпринимательства, так и для территории в целом (муниципалитета, региона. страны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

УДК 33.338.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ31

Калинина София Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУНВолНЦРАН), инженер-исследователь

2

Аннотация. Актуальность исследования опыта технологического предпринимательства обусловлена глобальным вниманием к данной категории предпринимательства в частности к: факторам, сформировавшим его в отдельную категорию; тенденциям его развития и способности оперативно решать социальные вопросы, ускоряя тем самым научно-технологическое развитие территории (региона). В свою очередь регион оказывает необходимую поддержку для развития технологического предпринимательства в виде: действие специальных программ, создание государственных и частных институтов развития и бизнес-ангелов, создание особых условий, в частности лояльного налогообложения и ускоренного получения вида на жительство и т.д. В связи с этим в данной статье был рассмотрен опыт определённых российских технологических предпринимателей и их стартапов. Рассмотренный опыт позволил сделать вывод о том, что благодаря существующей поддержке, как на уровне региона, так и на уровне федерации реализация их проектов была осуществлена, что говорит о необходимости развивать и усиливать государственную поддержку для дальнейшего развития, как для самого технологического предпринимательства, так и для территории в целом (муниципалитета, региона. страны).

Abstract. The relevance of research into the experience of technological entrepreneurship is due to the global attention to this category of entrepreneurship, in particular to: factors that have formed it into a separate category; trends of its development and the ability to quickly resolve social issues, thereby accelerating the scientific and technological development of the territory (region). In turn, the region provides the necessary support for the development of technological entrepreneurship in the form of: the operation of special programs, the creation of public and private development institutions and business angels, the creation of special conditions, in particular, loyal taxation and accelerated obtaining a residence permit, etc. In this regard, this article reviewed the experience of certain Russian technology entrepreneurs and their startups. The experience reviewed made it possible to conclude that, thanks to the existing support, both at the regional and federal levels, the implementation of their projects was carried out, which indicates the need to develop and strengthen state support for further development, both for the technological entrepreneurship itself and for the territory as a whole (municipality, region. country).

Ключевые слова: технологическое предпринимательство, стартап, опыт, российский стартап

Keywords: technological entrepreneurship, start-up, experience, Russian startup_

Глобальное внимание к технологическому предпринимательству обусловлено той ролью и тем благоприятным воздействием, которое оказывает на развитие общества: коммерциализация разработок и продуктов, в том числе с помощью продажи прав собственности; приращение новых знаний и развитие навыков в обществе; создание технологий, новых бизнес-моделей, инновационных продуктов; передача/ внедрение разработок и продуктов в деятельность других участников рынка (предпринимательства, органов власти, университетов и др.), что существенно делает их деятельность более эффективной благодаря снижению затрат, ускорению процесса производства и т.д., тем самым обеспечивая конкурентоспособность субъектов и экономики территории в целом и многое другое [1].

Таким образом, под технологическим предпринимательством в данной статье будет пониматься систематическая предпринимательская деятельность, основанная на трансформации фундаментальных и прикладных научных знаний в промышленно применимые, экономически оправданные и востребованные рынком инновационные продукты, новые бизнес-модели, технологии и разработки [2; 3; 4; 5].

Для наиболее комфортной и плодотворной работы технологическое предпринимательство, несомненно, нуждается в условиях, которые этому способствуют: современные программы подготовки и подходы к обучению в ВУЗах, наличие большого числа институтов развития (бизнес-инкубаторов, акселераторов, венчурных фондов, бизнес-ангелов и др.), действующих на территории всей страны, хорошо проработанная нормативно-правовая база; увеличение государственного финансирования и привлечение частного для проведения НИОКР и внедрения результатов в жизнедеятельность общества. Для этого, в данной статье мы рассмотрим опыт российских технологических предпринимателей, чтобы иметь представление, в каких современных условиях они создавали свой стартап, что способствовало его развитию и какого результата они добились [6; 7; 8].

В связи с актуальностью цель исследования заключается в анализе опыта развития российского технологического предпринимательства. Однако отметим, что в рамках самого исследования был также

31 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

изучен и зарубежный опыт технологического предпринимательства, но в данной статье будет представлен российский опыт, как часть исследования.

Рассмотрим более детально опыт развития российских технологических предпринимателей в успешных (в его поддержке) регионах. В связи с чем согласно данным аналитиков универсального рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на 10 наиболее успешных регионов по индексу научно-технологического развития, приходится 62% общероссийского объёма отгруженных инновационных товаров, выполненных инновационных работ и услуг по итогам 2018 года32.

При всём существующем множестве технологических предпринимателей и многообразии видов их специализации выбор конкретных обусловлен сравнительно более новыми, только начинающими своё развитие рынками инновационных продуктов и разработок: self-storage, мерчендайзинг розничной торговли и автоиндустрия. Таким образом, деятельность технологических предпринимателей демонстрирует начало освоения и развития ими данных рынков, что позволяет проследить успехи и результаты, как самих субъектов, так и рынка в целом.

Разберём опыт стартапов на рынке self-storage (рынок складов для хранения имущества физлиц и бизнеса), (табл. 1), которому в России всего 10 лет (на 2019 г.) и который характеризуется постепенным ростом интереса к складам самостоятельного хранения. На 2019 г. в Москве работает 62 склада индивидуального хранения (примерно на 1/3 больше, чем 3 года назад). Аналитики Knight Frank оценивают общую ёмкость рынка Москвы и Подмосковья за 2019 г. в 500 тыс. м2, в будущем площадь помещений self-storage вырастет примерно в 2,5 раза. В целом рынок индивидуального хранения вещей в Москве за 2019 год оценивается в 3,2 млрд. руб. При этом эксперты указывают, что потенциал рынка self-storage - 10-12 млрд. руб33.

По данным Knight Frank, за 2018 год показатель увеличился на 4,4 процентного пункта, до 90,2%. Средний срок хранения при этом вырос на 13%, до 8,5 месяца3. Деятельность данных стартапов, нацелена решить проблему домашнего хлама с помощью платного хранения ненужных вещей (особенно это актуально для сезонных вещей и для ремонта и переезда). Существующие проблемы развития проекта34:

1.Недоверчивость россиян к «облачным хранилищам», только 2% клиентов готовы доверить сторонней компании свои вещи - в основном молодые люди. Решение проблемы: фотографирование грузчиками вещей перед приёмкой и отслеживание клиентом вещей в личном кабинете. Также внесение компанией в договор пункта о выплате компенсации, в случае повреждения вещей и выделение около 1% выручки от всех заказов в страховой фонд на компенсацию повреждения вещей;

2.Особенность российского менталитета: нежелание планировать и несвоевременная отмена сделки. Решение: наличие постоянной свободной бригады на непредвиденные случаи («сейчас, срочно»);

З.Отсутствие инвестирования при необходимости расширения (2018 г., после определённого времени работы): дополнительное помещение, новые грузчики.

4.Отсутствие квалифицированного персонала - муверов, способных представлять компанию и объяснять суть её функционирования.

Таблица 1 .

_Успешные стартапы на рынке self-storage_

_стартап Кьюби (QB) с 2018 г. в Москве_

Деятельность: сервис предоставляет комплексные решения по хранению вещей, по запросу клиента сервис

подбирает команду и транспорт, фотографирует, упаковывает вещи, доставляет и хранит на тёплом и безопасном складе, а затем возвращает их при необходимости. Сервис предлагает свои услуги для физлиц и

_бизнеса._

Инвестирование: в апреле 2020 г. региональным Венчурным фондом YellowRockets (6 млн. руб.) и частными инвесторами. Привлечённые средства компания направит на развитие Ъ2Ъ-направления, инфраструктуры и

_масштабирование._

Стартап «Чердак» с мая 2018 г. в Москве и с декабря 2019 г. в Екатеринбурге. Основатели: Мердан

_Дурдымурадов и Константин Захаров_

Деятельность: хранение вещей (по модели on-demand storage): сотрудники приезжают к клиентам, фотографируют, упаковывают и увозят вещи на склад (после этого снимки загружаются в личный кабинет пользователя, где можно управлять возвратом каждой вещи, либо «добавлять» новые). Предоставление услуги квартирных и офисных переездов по фиксированной цене. Сейчас «Чердак» занимает 5% доли рынка. Инвестирование: 2018 г. вложение собственных средств ($300 тыс.) в начало проекта, которые пошли на

разработку IT-платформы, аренду склада, грузовой машины, найм грузчиков, логистику и настройку процессов. Позднее, в этом же году, стартап привлёк $600 тыс. инвестиций от Qlean (12,5%) и президента

32 В десятку вошли (значение индекса): г. Москва (79,91), г. Санкт-Петербург (75,69), Республика Татарстан (68,70), Нижегородская область (67,34), Московская область (67,01), Самарская область (60,17), Пермский край (57,60), Тюменская область (56,99), Свердловская область (56,24) и Ульяновская область (55,29). URL: https://riarating.ru/regions/20191023/630138447.html (дата обращения: 14.05.2020)

33 СМАО. URL: https://www.smao.ru/press/news/market/ryinok_self-storage_mojet_vyirasti (дата обращения: 19.05.2020)

34 Данные проблемы выделены непосредственно руководителями стартапа «Чердак»

Кристофера Уинн Papa John's в России (9,4%), а также 7 частных инвесторов на развитие инфраструктуры склада, аренды 5 000 м2 в складском комплексе за 1,5 млн. руб. в месяц, улучшение логистики (лизинг 4-х машин Ford Transit и 3-х грузовиков) и развитие бренда. 2019 г.: привлечение $2 млн. в раунде А от Qlean, фондов AddVenture, Ascent partners и Investoro и президента «Papa John' s» в России и совладельца PJ Western Кристофера Уинна. На март 2019 г. инвесторам

_принадлежит 37,5% компании._

Составлено автором на основе источников: https://qbbox.ru/ (дата обращения: 18.05.2020); https://rb.ru/news/qb-deal/ (18.05.2020); https://cherdak.io/ (дата обращения: 19.05.2020); https://incrussia.ru/concoct/cherdak-io/ (дата _обращения: 21.05.2020)_

Изученный опыт стартапов на активно растущем и развивающемся рынке self-storage демонстрирует современное решение проблемы захламлённости и ограниченности жилого и нежилого помещения, как для физических лиц, так и для бизнеса, что действительно актуально для настоящего времени в силу различных причин каждого: отсутствие средств на расширение, покупку новой недвижимости и мебели или осуществление ремонта или переезда и др. Поэтому стартап (технологический предприниматель), как правило, нацелен на более быстрое решение (в отличие от традиционного предпринимательства) какой-либо существующей проблемы/ задачи и способен добиться быстрого роста своей компании - данный аспект будет прослеживаться во всех приведённых нами примерах.

Далее представим опыт стартапа Intelligence Retail в области развития мерчендайзинга розничной торговли (табл. 2). Компания создала технологию распознавания изображений на базе искусственного интеллекта (ИИ) для товаров FMCG (повседневного спроса, широкого потребления) и ритейла (магазинов розничной продажи).

Относительно рынка важно отметить следующее: распознавание на основе компьютерного зрения -это следующий этап в процессе роботизации труда, сопровождающийся повышением эффективности и снижением затрат35.

Таблица 2.

_Стартап Intelligence Retail_

Деятельность: стартап был основан в 2016 г. Сергей Барамзиным, позднее к нему присоединился Максим Морозов. Компания разработала платформу, которая с помощью компьютерного зрения распознаёт ассортимент, это, в свою очередь, снижает трудозатраты персонала в торговом зале и повышает качество выкладки для максимизации продаж и прибыли. Сервис позволяет в режиме реального времени измерять показатели состояния выкладки товаров в местах продаж, долю полки, наличие продуктов конкурентов, соответствие стандартам выкладки.

На февраль 2020 г. сервис распознаёт более 20 тыс. SKU (идентификатор товарной позиции, складской номер) и около 2 млн. фотографий в месяц.

Сервис применяют более 3 тыс. пользователей в России, СНГ, Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Среди клиентов стартапа: Danone, Heineken, Perfetti Van Melle, Action group,

Carlsberg, Red Bull, AZBUKA VKUSA, X5 RETAIL GROUP и другие._

Инвестирование: летом 2017 г. подписано соглашение о сотрудничестве Intelligence Retail и ГК Open Group для совместной работы Open Group и Фонда «Сколково».

2018 г.: привлечение инвестиций от ExpoCapital. Консультантом по сопровождению сделки выступила компания «Сколково-Венчурные инвестиции».

За всё время (2017-2019 гг.) проектом было привлечено около $1 млн. Итоговая рекуррентная выручка компании за 2019 год превысила $1 млн.

Февраль 2020 г.: привлечение $1,5 млн в раунде А от венчурных фондов Finsight Ventures, ExpoCapital, Aii Сorporation и группы бизнес-ангелов. Привлеченные средства направлены на доработку продукта, расширение штата и экспансию на международные рынки (в частности, освоение зарубежной аренды). Составлено автором на основе источников: https://intrtl.com/ru/ (дата обращения 20.05.2020); https://vc.ru/services/109050-rossiYskiY-servis-dlva-analiza-assortimenta-i-cen-na-polkah-intelligence-retail-privlek-1-5-mln (дата обращения 20.05.2020)_

Деятельность представленного стартапа Intelligence Retail прежде всего направлена на решение следующих задач:

1.Осуществление контроля стандартов продаж через возможность рассчитывать и измерять целевые показатели в режиме онлайн и контролировать их выполнение;

2.Предоставление сводной аналитики по дистрибуции: доступ к наиболее ценным инсайтам и отчётам по всем аспектам мерчендайзинга, включая анализ действий конкурентов на полке: ассортимент, доля полки, планограмма, динамика цен и промо-акций;

35 Оценка генерального партнёра Intelligence Retail - венчурного фонда Finsight Ventures

https://old.sk.ru/news/b/press/archive/2020/02/26/rossiyskiy-aistartap-intelligence-retail-privlek-_2400_15-

mln.aspx

З.Осуществление возможности полного исключения человеческого фактора в процессе контроля за полкой с помощью комбинации технологий компьютерного зрения и «Интернета вещей».

В ближайшем 2021 году Intelligence Retail планирует зарабатывать на зарубежных сделках до 50% выручки, одной из предпосылок этому является контракт с крупнейшими участниками фармацевтического рынка об использовании сервиса в 12 странах Латинской Америки36.

Немаловажным является опыт стартапа «Русские информационные технологии» или «РИТ-Инновации» и его проектов: HUDWAY, HUDWAY Glass, HUDWAY Cast и HUDWAY Drive в области автоиндустрии (табл. 7). В основе создания их продукта лежит стремление решить такую проблему, как предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по причинам: плохой видимости на дорогах и отвлечения водителя на телефон или другой гаджет. Продукт представляет собой устройство (навигатор), содержащее панель и лобовое стекло (небольшую линзу со специальным покрытием), которое обрабатывает и визуализирует информацию, полученную из внешних источников: смартфона или транспортного средства, что позволяет не отвлекаться и сохранить сосредоточенность на дороге.

Таблица 3.

Стартап «РИТ-Инновации» и его проекты:

_«Помощник арбитражного управляющего» и HUDWAY_

Деятельность: в 2004 г. Иванов Клабуковым и Алексеем Останиным основаны две компании: российская «Русские информационные технологии» («РИТ» - резиденты «Сколково») и американская «HUDWAY LLC» в Huntington Beach, CA. В России их компания является резидентом «Сколково».

- первым продуктом была программа «Помощник арбитражного управляющего»: CRM с функцией календаря: юристу достаточного одного раза ввести данные о компании и получить необходимые документы и напоминания о сроках их отправления/получения ответа. В результате высокого спроса за год они заработали 1 млн. руб.

- всего в период с 2004 по 2013 гг. компания «РИТ» предоставила 14 программных продуктов (HUDWAY - 15-ый). Только четыре, включая HUDWAY стали успешными.

- в 2013 г. по завершению программы MBA и регистрации компании Hudway в Калифорнии запустили пилотную версию в AppStore для пользователей из России и СНГ.

К концу года 38% скачиваний Hudway приходилось на Америку, далее Германия, Россия и Великобритания. Больше 50 тыс. чел. по всему миру установили приложение.

- 2014 г.: ускоренное освоение зарубежного рынка благодаря публикации статьи в Cnet: 400 тыс. установок (за сутки на App Store было свыше 200 тыс. скачиваний). На этом этапе для продукта был разработан софт - приложение Hudway, благодаря которому в любой машине смартфон создаёт проекцию дороги на лобовое стекло. Для этого нужно просто положить телефон на панель.

- 2015 г. на основе обратной связи разработчики внесли улучшения: например, добавили голосовое сопровождение маршрута. Кроме того, обнаружились проблемы, например, недостаточно высокое качество изображения на лобовом стекле: ночью оно двоилось, а днём было слабо заметно. В результате была внедрена линза со специальным покрытием, которая хорошо отражала изображение со смартфона и в итоге придумали форм-фактор нового устройства с креплением на приборной панели и на стекле - «Hudway Glass».

- в дальнейшем встала необходимость в разработке собственного HUD-устройства: после ИТ-выставки CeBIT-2015 (Германия), представив прототип корпуса, компания решила запустить проект, работая не только над приложением, но и аксессуаром для телефона. Предпродажи устройства проходили на платформе Kickstarter: планировали за месяц привлечь $100 тыс., в

результате собрали $622 тыс.

Продукт на данном этапе позволял, не отрывая взгляда от дороги, получать навигационную информацию, в том числе о скорости и знаках, прямо на лобовом стекле. Мобильное приложение доступно для бесплатного скачивания и пользования, аксессуар Hudway Glass (в $49) - это тоже доступное устройство.

- 2016 г.: выручка компании превысила $1 млн. По словам предпринимателя Ивана Клабукова, по капитализации и росту стоимости компания прибыльная, но по потоку наличных денег - убыточная, поскольку основатели инвестируют заработки в разработку нового продукта - HUD-проектора Hudway Cast. Данный продукт появился в результате сотрудничества с китайской компанией Carrobot (доработали китайский аналог и выпустили на американский рынок). Hudway Cast работает в двух режимах: перед водителем находится дисплей, на котором отображается карта, уведомления о новых сообщениях или информация о скорости и состоянии автомобиля. Смартфон служит навигационной панелью с жестовым управлением: с его помощью пользователь может ответить на звонок или дать системе команду зачитать входящее сообщение.

- 2019 г.: команда состоит из более, чем 40 чел., локация которых: Ижевск, Рига, Лос-Анджелес и Пекин.

36 Intelligence Retail. URL: https://goo.su/19cF (дата обращения: 21.05.2020)

С 2016 г. активно работают в направлении B2B37.

К 2019 - 2020 гг. разработаны продукты: HUDWAY Drive и шлем со встроенной линзой, который

также работает по принципу выше описанных продуктов._

Инвестирование: являются резидентами «Сколково», в связи с этим компании возмещается некоторая часть расходов, связанная в том числе с участием в международных выставках. (2014 г.) поддержка в 1 млн. руб. от Фонда содействия инновациям по программе «Старт» и инвестирование австрийского фонда WCW Venture Holdings; (2015 г.) собственные инвестиции от «РИТ» и $300 тысяч от WCW-Venture Holding; (2016 г.) инвестиции китайских партнёров Carrobot в разработку

совместного продукта;_2_

Составлено автором на основе источников: https://vc.ru/transport/26231-hudway-russia (дата обращения: 23.05.2020); https://old.sk.ru/news/b/press/archive/2016/03/15/bezopasnve-dorogi-s-hudwav-glass.aspx (дата обращения: 23.05.2020); http://fasie.ru/success/Hudwav-Navigator-novogo-pokoleniva/ (дата обращения: 24.05.2020)_

Изучив опыт успешно развивающейся российской компании «РИТ» важно отметить, что её развитию способствовали многие инструменты государственной поддержки, действующие на территории Российской Федерации: фонд «Сколково» (являются его резидентами, несколько раз выигрывали гранты, благодаря чему компенсировалась часть затрат при участии в выставках), фонд «Содействия инновациям» (грант), Правительство Удмуртской республики (объединило несколько IT-компаний и сделало возможным и бесплатным их участие в международной выставке в Германии CeBIT-2015 под общим стендом, т.е. Правительство обеспечило им место на выставке, что позволило компании существенно сэкономить на затратах).

В настоящее время (на 2020 г.) компания стала одновременно продуктовой и сервисной, работая как на конечного потребителя, так и на бизнес: на протяжении 15 лет разрабатывает и сопровождает информационные системы разного уровня. В портфолио «РИТ» достаточно успешных историй создания собственных продуктов: «Помощник арбитражного управляющего», F-Анализ, HUDWAY, а также десятки сложных заказных веб-сервисов для клиентов со всего мира38.

Заключение

Рассмотренный опыт отечественных технологических предпринимателей (стартапов) свидетельствует о преодолённых ими препятствиях и разрешённых проблемах, что в результате позволило им добиться значительных достижений, как для развития самого стартапа, так и для решения социальных вопросов и удовлетворения насущных потребностей.

Российские технологические предприниматели столкнулись с рядом проблем, которые не помешали им реализовать собственные проекты, а стали возможностью для их дальнейшего решения и развития:

Особенности российского менталитета: недоверчивость россиян к новым технологиям, сервисам, а также нежелание планировать и несвоевременная отмена сделки;

Отсутствие финансирования при создании, развитии или необходимости расширения стартапа.

Отсутствие квалифицированного персонала, в частности его подготовки к определённому стартапу.

Безусловно, развитию технологических предпринимателей способствует государственная и частная поддержка, в частности в представленных кейсах в большинстве своём фигурирует инвестирование со стороны государственных институтов развития. Поэтому благодаря существующей поддержке, как на уровне региона, так и на уровне федерации реализация проектов технологических предпринимателей была осуществлена. В связи с этим не возникает сомнений в том, что стартапы, будучи студентами, молодыми учёными-исследователями и разработчиками или опытными предпринимателями нуждаются в государственной поддержке для создания и развития их проектов, направленных в первую очередь на решение существующих проблем/ задач общества и на удовлетворение существующего или потенциального (который возникнет в ближайшем будущем) спроса.

В свою очередь поддержка со стороны органов власти, ВУЗов и государственных и частных институтов поддержки даёт всё необходимое, в чём нуждается технологическое предпринимательство, ускоряя процесс создания и развития стартапа, коммерциализации его проекта и выхода на зарубежные рынки, что также важно для ускорения научно-технологического развития самой территории региона.

Изученный опыт отражает, что существующая в регионах поддержка позволяет ускоренным образом формироваться и развиваться технологическому предпринимательству, благодаря знаниям и навыкам которого возможно оперативно решить социальные проблемы путём: IT-решения, разработки новой бизнес-модели или способа производства и т.д.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в проведении оценки институциональных условий, в частности в исследовании инфраструктуры, необходимой для развития в регионах технологического предпринимательства.

37 С англ. означает «бизнес для бизнеса»: то есть деятельность направлена не на конечного потребителя, а на предпринимателей.

38 «Русские информационные технологии». URL: https://russianit.ru/ (дата обращения: 26.05.2020)

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Инновационная экономика и технологическое предпринимательство: комплекс методических материалов по практическим работам для слушателей курса. М.: RIS Ventures, 2018. 267 с.

2.А.Н. Барыкин, В.О. Икрянников Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. 2010. №3(11). С. 204-215.

3.М.В. Хайруллина Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. №16. С. 1831-1848.

4.Е.С. Балашова, Е.А. Громова. Технологическое предпринимательство как конкурентоспособная модель инновационного развития // Экономические исследования. 2016. С. 10-16. 2

5.Ю.А. Тимагина, Р.М. Байгулов. Основные направления активизации источников венчурного инвестирования (финансирования) в технологическом предпринимательстве Российской Федерации.

6.Белокур О.С., Цветкова Г.С. Технологическое предпринимательство как фактор инновационного развития провинциального региона // Экономические отношения. 2019. Т. 9. №3. С. 2213-2228. ISSN 25878921

7.Набиуллина Э. О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации. Тезисы выступления на заседании Правительства Российской Федерации 11 октября 2007 // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http:www.economy.gov.ru (дата обращения: 27.05.2020)

8.Татаркин А.И., Котлярова С.Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона. 2013. №3. С. 9-18.

МЕСТО И РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Маматкулова Шоира Жалоловна

Самаркандский институт экономики и сервиса, канидат экономических наук, доцент.

Узбекистан. Самарканд

Аннотация. В данной статье рассматривается значение маркетинговых исследований в маркетинговой деятельности. Приводится несколько подходы этапы маркетингового исследования.

Ключевые слова: анализ, этап, рынка, предприятия, маркетинговые исследования, маркетингового анализа.

Как показывают теоретические исследования, большинство авторов центральное место в маркетинговой деятельности предприятий отводят маркетинговым исследованиям. Это связано с тем, что основная часть наиболее точной и долгосрочной информации о рыночной конъюнктуре поступает в результате маркетинговых исследований.

Маркетинговое исследование представляет собой системный сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга - продукта, его рынка, каналов распределения, методов и приёмов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д.

Следовательно, маркетинговые исследования представляют собой механизм, связывающий внутреннюю маркетинговую среду предприятия с внешней средой посредством маркетинговой информации. Многообразие связей с внешней средой определяет большое количество объектов маркетинговых исследований. Так, например, в исследованиях Н. Голубкова выделяется 33 основных направления маркетинговых исследований, а в работе Г.Ассэля ведется речь о наличии свыше 50 объектов маркетинговых исследований. Вместе с тем, практика показывает, что любое маркетинговое исследование носит комплексный характер и выделить единичное направление исследования довольно сложно. Поэтому обычно объекты маркетинговых исследований определяют исходя из целей, преследуемых предприятием от проведения исследований. Чтобы выполнить свое назначение маркетинговые исследования должны обеспечивать руководство компаний информацией для принятия решений.

- На первом этапе выявляют маркетинговую возможность или проблему.

- На втором этапе руководство разрабатывает альтернативные стратегии с целью воспользоваться выявленной возможностью .

- На третьем этапе маркетингового исследования проверяют альтернативные стратегии, сформулированные руководством.

-На четвертом этапе руководство отбирает и использует стратегии маркетинга с учетом проведенных исследований.

-На пятом этапе после осуществления стратегии маркетинга в ходе исследований выявляют реакцию потребителей. Отслеживают ход продаж. Кроме того, опрашивают потребителей, чтобы выяснить, знают ли они о марке товара и его рекламе и склонны ли купить товар.

-Шестой этап - это изменение руководством маркетинговой стратегии с учетом обратной связи, полученной в результате маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.