Шаховская Л. С.
д.э.н., профессор кафедры Мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета [email protected] Аракелова И.В.
к.э.н., доцент Волгоградского государственного технического университета [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
ВО ФРАНЦИИ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
Ключевые слова: полюс конкурентоспособности, региональная экономика, кластеры, конкурентоспособность, инновационная система, инновационная политика.
Keywords: pole of competitiveness, regional economy, clusters, competitiveness, innovative systems, innovation policy.
Инновационное развитие экономики регионов России - это одно из ключевых направлений региональной экономической политики. В настоящее время обеспечение конкурентоспособности национальной экономики связано с использованием инноваций, что требует формирования необходимых условий, а также изучения успешного опыта реализации региональной инновационной политики в других странах. На наш взгляд, таким примером может стать Франция и реализуемая там модель развития регионов, основанная на инновациях, а именно - создание «полюсов конкурентоспособности». Полюса конкурентоспособности - это совокупность предприятий, а также учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, объединенных на конкретной территории для реализации совместных проектов и повышения конкурентоспособности участников на национальном и мировом рынках за счет синергетиче-ского эффекта от сотрудничества [1]. Основные задачи, которые должны решаться при создании полюсов: 1) устранение барьеров, ограничивающих взаимодействие государственных и частных организаций, а также формирование благоприятной среды для инвестиций частного сектора в научные исследования, разработки; 2) обеспечение конкурентоспособности малых и средних предприятий; 3) повышение конкурентоспособности и развития региональных инновационных полюсов. При создании полюсов конкурентоспособности на определенной территории очень важным является формирование инновационной экосистемы, поскольку экосистема способствует созданию благоприятной среды для инноваций, развития всех участников полюса и экономического роста конкретного региона [2]. Структура экосистемы представлена на рис. 1.
В сентябре 2004 года постановлением Межминистерского комитета по обустройству и развитию территорий было заявлено о политике создания полюсов конкурентоспособности во Франции. Первые полюса конкурентоспособности во Франции появились уже в 2005 году. Это был ответ на возникшие социально-экономические проблемы в стране, в частности на ослабление позиций Франции в некоторых высокотехнологичных отраслях экономики и на диспропорции в экономическом развитии регионов. В настоящее время во Франции имеется 71 полюс конкурентоспособности [3]. Основными секторами экономики, где представлены полюса, являются информационные технологии, авиация, космос, биоресурсы, биотехнологии, энергетика, химия, сельскохозяйственная и продовольственная промышленность, инженерное дело, транспорт, здоровье, товары народного потребления, услуги. У полюса конкурентоспособности нет четко определенного количества членов. В состав среднего полюса входит около 100 организаций. Есть и крупные полюса. Например, в сфере IT, «CapDigital», в состав которого входит 670 предприятий, 70 учебных заведений и который имеет 12 крупных инвесторов [1]. Развитие полюсов конкурентоспособности происходило в несколько этапов. Первая волна создания полюсов конкурентоспособности - это период с 2005 по 2008 год. После успешного внедрения новой промышленной политики правительство Франции решило продлить программу. К концу первого этапа во Франции уже существовал 71 полюс конкурентоспособности [1]. Вторая этап (2009-2012 гг.) проходил под названием «Полюс 2.0». Государственное финансирование на этом этапе составило полтора миллиарда евро. Помимо поддержки проектов НИОКР правительство обозначило ещё три приоритетных аспекта для развития полюсов:
- улучшение менеджмента, развитие стратегического управления полюса, налаживание более тесного контакта с представителями государственных органов;
- ориентация на стратегические проекты, разработка инновационных платформ;
- поддержка инновационной экосистемы и экономического роста компаний.
В 2013 году правительство объявляет о проведении 3 этапа развития полюсов конкурентоспособности (до 2018 года) с целью достичь новых результатов, способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Благодаря развитию инноваций через полюса конкурентоспособности французское правительство рассчитывает через 10 лет достичь значительных успехов в области возобновляемых источников энергии, биотоплива, дерево-перераба-тывающей промышленности, цифровой безопасности, робототехники. Проведенная оценка результатов деятельности
полюсов конкурентоспособности во Франции подтвердила эффективность их функционирования и достижение поставленных целей. Франции удалось достичь устойчивого экономического развития за счет усиления исследовательской деятельности и разработок (R&D), инновационной политики в регионах.
Отметим, что прямого аналога «полюсов конкурентоспособности в российской экономике не существует. На территории России имеются следующие виды инновационной и производственной инфраструктуры: 1) особые экономические зоны (ОЭЗ); 2) территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР); 3) технопарки и бизнес-инкубаторы; 4) инновационные территориальные кластеры. ОЭЗ - это китайская модель инновационной политики, которая апробируется в России. По сути ОЭЗ, ТОСЭР - это территории в РФ с особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных компаний в приоритетные для России отрасли производства [4, 5]. Отличительная особенность ТОСЭР состоит в том, что они ориентированы на развитие Дальнего Востока и Сибири. К настоящему времени ОЭЗ пока не доказали высокую эффективность для технологической модернизации экономики страны. Так, сегодня в России насчитывается 33 ОЭЗ [7]. Из них 9 промышленно-производственных, 6-технико-внедренческих, 3 - портовых, 15 - туристско-рекреационных ОЭР. При этом государство за период с 2005 года по 2015 год выделило на ОЭЗ 185 млрд. руб. В 2016 году планировалось вложить 5,9 млрд. руб. А за весь период создано всего 18 тыс. рабочих мест, выделенные ресурсы значительно превышали потребности. Поэтому на уровне Правительства РФ сейчас обсуждается вопрос о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ, включая требования к целесообразности их создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости. К 2016 году в России действует 12 технопарков [8]. Из них 33% - в сфере 1Т, 25% - высокотехнологичная химия, 16% - нанотехнологии. Имеется 231 бизнес-инкубатор [9]. Они сосредоточены в основном в Центральном и Приволжском федеральном округах РФ. Наличие региональных диспропорций обусловливают и географию объектов инновационной инфраструктуры. Что касается инновационных территориальных кластеров то, в зависимости от потенциала 25 утвержденных кластеров разделены на две группы. К первой группе относят кластеры с наибольшим потенциалом. Сосредоточены кластеры в Центральном и Приволжском федеральном округах РФ, что отражено на рис. 2. По данным Минэкономразвития РФ [10] кластеры, включенные в программу, выпустили продукции на 2 трлн. руб. Объем финансирования за период с 2012 г. по 2017 г. составит 1,5 трлн. рублей. Рассматривая полюс развития как вид инновационного территориального кластера, отметим, что Волгоградская область имеет потенциал для создания на ее территории химического и аграрного полюсов развития.
Écosystème des pôles de compétitivité 2.0
Источник: [3]
Рисунок 1.
Экосистема полюсов конкурентоспособности
Источник: [11].
Рисунок 2.
Инновационные территориальные кластеры в РФ
Можно отметить, что в России, также как и во Франции, государство в значительной степени вовлечено в промышленную и инновационную политику. Французский опыт преодоления спада в экономике, а также повышения ее конкурентоспособности за счет внедрения инноваций на региональном уровне может быть использован и в России с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Список литературы
1. Полюса конкурентоспособности. - http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/Documentation_poles/brochures_poles/fran5ais/
brochure-fr-internet.pdf
2. Экосистема полюсов конкурентоспособности 2.0. - http://competitivite.gouv.fr/un-ecosysteme-des-poles-pour-favoriser-l-innovation-
et-la-croissance-303.html
3. Полюса конкурентоспособности. - http://competitivite.gouv.fr
4. ФЗ РФ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-ФЗ от 29 декабря
2014 г. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/
5. Особые экономические зоны // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/econo
mylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/specialEconomicAreas/
6. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Территории опережающего развития: падение или иллюзия? // ЭТАП. 2015. - № 2. - С. 72-84.
7. Окунь С., Скоробогатько Д. Особые зоны по специальным ценам // Коммерсант. - М., 2016. 9 июня, № 101. - С. 1. - http://www.
kommersant.ru/doc/3008286
8. Официальный сайт Минкомсвязи РФ. - http://minsvyaz.ru/ru/events/32943/
9. Технопарки и бизнес инкубаторы // Официальный сайт компании Ernst&Young. - http://www.ey.com/ru/ru/industries/real-estate/ey-
russia-industrial-and-innovation-infrastructure-technoparks-and-business-incubators
10. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160220
11.Официальный сайт компании Ernst&Young. - http://www.ey.com/ru/ru/industries/real-estate/ey-russia-industrial-and-innovation-infrastructure-innovative-regional-clusters
12.Международное сотрудничество как способ ускорить импортозамещение / Ж.-Л. Трюэль, Я. Пащенко, И.В. Аракелова, Л.С. Шаховская, В.А. Кабанов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. - № 4. - C. 132-136.
13.Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 201 с.
14.Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.
15.Трюэль Ж-Л. Современные подходы инновационной и промышленной политики: сходства Франции и России // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива). 2014. -Вып. 19, № 11 (138). - С. 14-18.
16.Большаков А.Л. «Кластер» и «полюс конкурентоспособности» как важнейшие элементы повышения конкурентоспособности региона // Российское предпринимательство. - М., 2016. - Т. 17, № 4. - С. 441-450.
17.Мальсагов А.И. Кластерный подход в региональной политике // ИВД. 2012. - № 2. - С. 397-403.
18.Кочеткова С. А. Теоретические аспекты кластерной политики как стратегии регионального развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 6. - http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-klasternoy-politiki-kak-strategii-regional nogo-razvitiya
19.Черноуцан Е.М. Опыт Франции в инновационной модернизации национальной экономики: уроки для России // Материалы VII Международной научн.-практич. конф. «Регионы России и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития». 26-27 мая 2011, ИНИОН РАН. - http://www.rkpr.inion.ru/inion/items.html?page=7&category=103 20.Селезнев П., Трюэль Ж-Л. Инструменты современной инновационной политики: сравнительный анализ опыта Франции и России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. - № 9. - С. 170-182.