Научная статья на тему 'Исследование оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу'

Исследование оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
зоны экономического и технического развития / современные системы управления / oптимизация / устойчивое развитие региональной экономики. / economic and technological development zone / modern management system / optimization / sustainable development of regional economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Вэньцзюнь, Рощина Е.В.

Предпосылки/контекст: за 40 лет своего существования зона Чжоукоу Китая экономического и технологического развития привлекала инвестиции, поощряла инновации и вносила вклад в региональную экономику. Цель исследования: изучение влияния системы управления на экономическую эффективность, например, размытый статус объекта, функциональная регрессия и т.д. Методы: на основе тематических исследований и описательных методов исследования глубоко анализируются проблемы системы управления. Новизна: новизна статьи заключается в том, чтобы сформулировать цель и принципы реформы системы управления зонами экономического развития и разработать алгоритм ее реализации. Результаты: необходимо не только оптимизировать и рационализировать систему управления в соответствии с целью "трех приоритетов, двух усилий и одного прогресса", но и разработать четкий и практически осуществимый путь оптимизации, основанный, например, на законотворческой и инновационной системном проектировании и уделении большего внимания рыночной эффективности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ли Вэньцзюнь, Рощина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on optimization of modern management system in Zhoukou economic and technological development zone

Research background: 40 years of establishment, Zhoukou Economic and Technological Development Zone has attracted investment, promoted innovation, and contributed to the regional economy. Research purpose: In order to address the impact of the management system on economic efficiency, Such as fuzzy subject status, functional regression and so on. Methods: Through case study and descriptive research methods, the management system problems are deeply analyzed. Novelty: The innovation point of the article is to put forward the purpose and principle of the management system reform and the implementation steps. Results: Not only is it necessary to optimize and innovate the management system according to the goal of "three priorities, two efforts and one progress", but also develop a clear and actionable optimization path, such as, Based on law and Innovative system design and Greater emphasis on market efficiency and so on.

Текст научной работы на тему «Исследование оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу»

Research on optimization of modern management system in Zhoukou economic and technological development zone

Li Wenjun, Postgraduate student

Roshchina Evgeniya Valetievna, PhD of Economics, Associate Professor

Southern Federal University, Rostov-on-Don

Research background: 40 years of establishment, Zhoukou Economic and Technological Development Zone has attracted investment, promoted innovation, and contributed to the regional economy. Research purpose: In order to address the impact of the management system on economic efficiency, Such as fuzzy subject status, functional regression and so on. Methods: Through case study and descriptive research methods, the management system problems are deeply analyzed. Novelty: The innovation point of the article is to put forward the purpose and principle of the management system reform and the implementation steps. Results: Not only is it necessary to optimize and innovate the management system according to the goal of "three priorities, two efforts and one progress", but also develop a clear and actionable optimization path, such as, Based on law and Innovative system design and Greater emphasis on market efficiency and so on.

Keywords: economic and technological development zone; modern management system; optimization; sustainable development of regional economy.

Цитировать: Ли Вэньцзюнь, Рощина Е.В. Исследование оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 79-84. EDN: FVXYOC . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.15

Ли Вэньцзюнь, аспирант

Рощина Евгения Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Предпосылки/контекст: за 40 лет своего существования зона Чжоукоу Китая экономического и технологического развития привлекала инвестиции, поощряла инновации и вносила вклад в региональную экономику. Цель исследования: изучение влияния системы управления на экономическую эффективность, например, размытый статус объекта, функциональная регрессия и т.д. Методы: на основе тематических исследований и описательных методов исследования глубоко анализируются проблемы системы управления. Новизна: новизна статьи заключается в том, чтобы сформулировать цель и принципы реформы системы управления зонами экономического развития и разработать алгоритм ее реализации. Результаты: необходимо не только оптимизировать и рационализировать систему управления в соответствии с целью "трех приоритетов, двух усилий и одного прогресса", но и разработать четкий и практически осуществимый путь оптимизации, основанный, например, на законотворческой и инновационной системном проектировании и уделении большего внимания рыночной эффективности и т.д.

Ключевые слова: зоны экономического и технического развития; современные системы управления; oптимизация; устойчивое развитие региональной экономики.

УДК 338

5.2.3

Ли Вэньцзюнь, Рощина Е.В.

Исследование оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу

1. Введение

Создание первой в Китае Даляньской зоны экономического и технологического развития с 1984 года ознаменовало официальное выстраивание экономической модели ключевой помощи в Китае [1, 2]. По всей стране действуют 2669 зон развития различного типа, в том числе: 219 - республиканского уровня, 2061 - провинциального уровня, 168 зон высоких технологий, 155 зон специального таможенного надзора, 19 зон приграничного торгового сотрудничества, 19 новых зон национального уровня и 18 - новые зоны национального уровня, Пилотная зона свободной торговли, 19 независимых демонстрационных зон инноваций, 23 других национальных индустриальных парка [3, 4, 5] (рис. 1).

Рисунок 1 - Подробная информация о зонах экономического и технологического развития Китая

За последние 40 лет зоны развития, будучи уникальными моделями важного экономического региона Китая, сыграли особую экономическую роль в сфере финансов, налогообложения и рынков. Как и зона развития, будучи авангардом и плацдармом экономики, играла важную роль для провинции Хэнань в период «14-й пятилетки» (рис. 2).

Рисунок 2 - Основные экономические показатели экономического и технологического развития страны за девять месяцев 2017-2019 гг.

Зона экономического и технологического развития городского округа Чжоукоу, расположенная в одноименном городе, имеет богатую историю и экономику с глубоким потенциалом [6, 9]. Зона развития была создана в июне 1992 года и утверждена на провинциальном уровне в ноябре 1997 года. В апреле 2004 года Чжоукоу взял на себя управление промышленной базой Восточной Сычуани муниципальным партийным комитетом Чжоукоу и муниципальным правительством. В юрисдикции находятся 23 районных комитета с населением 68 000 человек и площадью 34 квадратных километра. Зона экономического развития Чжоукоу специализируется на переработке сельскохозяйственной и побочной продукции, а также на производстве современного оборудования. В парке 147 предприятий, в том числе 72 промышленных предприятия, таких как Yihai Grain and Oil, Dayong Group, Yurun Group, Wudeli Group, Wahaha Beverage, Luhuaxiang Peanut Oil, Tangrenshen Feed и другие известные отечественные и зарубежные компании.

Рисунок 3 - Административная карта зоны экономического и технологического развития Чжоукоу

Зона экономического и технологического развития Чжоукоу играла активную роль с момента своего создания. Но сейчас сохраняются проблемы современного управления, такие как устаревший механизм управления, блокировка реформ, неустойчивый импульс, которые препятствуют ее развитию.

Посредством углубленного анализа ключевых аспектов, характеризующих современную систему управления зоной развития Чжоукоу, в нашем исследовании предлагается несколько контрмер и предложений по продвижению ее реформ и инноваций и обеспечению ее жизнеспособности. Есть надежда, что это поможет приобрести опыт создания современной системы управления для других аналогичных территорий в разных округах города Чжоукоу или обозначит решение задач, стоящих перед экономикой провинции Хэнань и, наконец, внесет вклад в экономику Чжоукоу.

2. Политика развития зоны развития Чжоукоу и ситуация теоретических исследований

Ситуация в государственной политике. Зона развития создается под руководством соответствующей национальной политики и документов и играет важную направляющую и ведущую роль в ее системе управления. Например, «Руководящие заключения Главного управления Государственного совета по совершенствованию системы оценки национальных зон экономического и технологического развития для содействия инновационному развитию» в 2016 году [3] и еще одна политика, принятая после 19-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая способствовала быстрому росту зон развития [3].

В декабре 2017 года «Административные меры для зон экономического и технологического развития провинции Хэнань (для пробного внедрения)» были обнародованы и переданы правительствам и ведомствам. Обнародование политики стандартизирует управление правительствами, способствует региональному экономическому прогрессу и повышает степень упрощение процедур торговли и инвестиций, ускорение связей между промышленностью и внешней торговлей.

Теоретическая ситуация исследования. С 1990-х годов постепенно выдвигались академические взгляды на управление зонами развития. Эти аргументы в основном сосредоточены на построении базовой теории, макроисследованиях и планировании. Однако исследований системы управления провинциальными и муниципальными зонами развития очень мало. Исследование системы управления зоной развития в основном включает в себя следующие три аспекта:

Первый – это исследование проблем в системе управления зоной развития. Ху Бинь (2014) считает, что система управления зоной развития подвержена ограничениям переходного периода, а выбранная им модель имеет постепенный характер [4]. Цянь Нинфэн (2017) настаивает, что система управления зоной развития должна быть интенсивной, а системная реформа должна быть углублена [7].

Второй – исследование реформы и инноваций системы управления зоной развития. Ван Нин, Ван Ли и другие проанализировали общие проблемы системы управления зоной и отметили, что сутью использования преимуществ системы управления зоной является новаторство ее системы управления и механизма работы [11]. В «Исследовании зон развития Китая: проектирование микросистем в зонах после вступления Китая в ВТО» Баоке считает, что система управления зоной имеет две тенденции. Луан Кун (2013), в свою очередь, в качестве эффективного способа решения проблемы видит объединение зоны развития и административного региона для последующего обретения независимости. Единство административного региона, по его убеждению, является лучшим реалистичным выбором [6].

Третий аспект – исследование направления реформы системы управления зоной развития. Что касается направления реформ и развития, то в 2003 году голландский ученый Лоэт Лаудерсдорф высказал мысль, что между университетами, промышленностью и правительством сформировалась тесная тройная спираль отношений, сформировавшая новую интерактивную и независимую систему. В связи с чем, Цянь Чжэньмин (2016) предположил, что основным содержанием реформы системы управления зоной развития является перестановка функций и институтов управления для оптимизации механизма административной работы зоны развития. Постепенно перейти к государственным услугам, сохранить преимущества рационализации и эффективности институтов и позволить большему количеству социальных организаций участвовать в государственном управлении [8].

3. Ключевой аспект развития системы управления зоной развития Чжоукоу

Зона развития Чжоукоу представляет собой типичную модель управления под руководством правительства. В зоне существует комитет управления, который представляет собой административную организацию районного уровня, осуществляющую управление от имени муниципального народного правительства. Комитет управления включает в себя различные функции, включая продвижение инвестиций и утверждение контрактов. И у него есть 15 департаментов, таких как Статистическое бюро, Управление жилищного строительства и городского развития, Инспекционное управление Комиссии по проверке дисциплины, Служба содействия инвестициям, Бюро экономического развития, Партийный комитет, Отдел кадров и социального обеспечения, Бюро по гражданским делам, Финансовое бюро, Бюро образования и культуры. Организационная структура, очевидно, чрезмерно разветвлена, а административные и социальные дела, которыми они занимаются, слишком разнонаправлены. Это приводит к пассивному управлению и неэффективной работе.

Статус правления не имеет правовой защиты, что приводит к нечеткости статуса административного субъекта. Зона развития – это особая экономическая зона, образовавшаяся в процессе экономического и социального развития. Хотя Китай выполняет государственные функции, он еще не принял соответствующие национальные законы. В местных законах всех уровней положения о статусе административного субъекта зоны весьма расплывчаты. Его работа опирается только на временные и слабо действующие местные правила. Административные правила провинции Хэнань четко не определяют функции городского управления и социальные вопросы. Поскольку «закон не санкционирован законом», административному органу зоны развития Чжоукоу не хватает защиты с точки зрения правового статуса, институционального механизма и функциональных полномочий, что не способствует тому, чтобы играть роль в стимулировании экономического роста.

Функциональное позиционирование отклоняется от первоначальной цели, а конфигурация функций становится интегрированной и организуемой. На раннем этапе зона не выполняла функции административного правопорядка, социального управления и государственных услуг из-за своей небольшой юрисдикции и небольшой численности населения. Постепенно система управления интегрируется и институционализируется, возвращаясь к традиционной системе [10]. Благодаря увеличению масштабов и завершению первоначальных строительных задач, зона развития округа Чжоукоу управляет 23 городами, 30 современными поселками, 68 000 человек и 147 предприятиями на площади 34 квадратных километра. Фактически, он стал новым городом с высокой степенью интеграции промышленности и города. Как мы видим из новостей сайта на протяжении многих лет, его функции управления становятся все более комплексными.

Рисунок 4 показывает, что существует множество административных дел, затрагивающих различные аспекты общественной жизни. Система управления была вынуждена под давлением расширения функций, административной системы, а также под давлением факторов экономических интересов и идей, которые поставили новую систему управления в состояние постоянной нестабильности, постепенно вернуться к традиционной практике управления (рис. 4).

Рисунок 4 - Количество выпусков новостей в зоне развития Чжоукоу

В конструкции системы отсутствуют инновации, а механизм работы рынка не является гладким. Отсутствие смелых инноваций в проектировании системы препятствует оптимизации системы управления зоной развития и приводит к очевидным системным ограничениям. В основном проявляется в трёх аспектах:

1) корректировка организационной структуры административной иерархии;

2) разработка мер по трансформации системы управления;

3) пересмотр концепции официального статуса зоны развития.

Правительство, структурно находящееся над предприятием, не создает достаточно условий для повышения осведомленности управляющей организации об инновационных услугах, что создает ограничения для проникновения инноваций в систему управления.

4. Путь оптимизации современной системы управления в зоне экономического и технологического развития Чжоукоу

Установка четких целей и принципов оптимизации. В соответствии со строительной политикой «три приоритета, два усилия и одно продвижение», зона экономического и технологического развития Чжоукоу должна сломать традиции и создать современную систему управления, отвечающую потребностям социалистической рыночной экономики.

В процессе оптимизации системы управления необходимо соблюдать принципы инноваций, законного управления и маркетизации. Прежде всего, новое поколение информационных технологий Китая глубоко интегрировано во все сферы жизни. Это требует, чтобы зона развития поддерживала инновации и создавала современную систему управления, которая адаптируется к новой эпохе. Во-вторых, должны быть обнародованы последовательно стабильные и исполняемые законы, чтобы обеспечить стабильность правового статуса, административной власти и организации территории развития Чжоукоу. Наконец, следует соблюдать рыночные законы и надлежащим образом использовать макроконтроль, что позволит предприятиям, правительству и посредническим организациям корректно выполнять свою работу.

Разработка четкого и реализуемого пути оптимизации. Во-первых, в соответствии с законодательством необходимо уточнить статус организации управления зоной развития, определить систему ее руководства, механизм принятия решений, условия и порядок создания подведомственных ей организаций.

Во-вторых, следует определить основные цели, трансформировать мышление, с точки зрения концепций управления, ориентированных на людей, изменить суть управления на обслуживание и внедрить новые концепции администрирования и обслуживания; с точки зрения функций управления - построить механизм совместной работы управления; с точки зрения организационной структуры - внедрить гибкий организационный механизм; с точки зрения системы социального управления, продвигать аутсорсинговые услуги [5, 12].

В-третьих, обновить образ инновационной системы. Необходимо реализовать требования партийного строительства в новую эпоху, сформировать надежную систему управления и, наконец, сформировать новый тип отношений между правительством и бизнесом, которые будут чистыми и честными, близкими к народу и любящими его, а также целеустремленными. правительством и предприятиями.

И наконец, с точки зрения режима работы, зоны развития и местные органы власти имеют сходство, но первым следует уделять больше внимания для эффективности рынка. Комитет управления зоной развития должен принять модель сотрудничества правительства и предприятий «комитет управления + компания», административное управление комитетом и управление рынком компании. Таким образом, комитет управления должен выполнять административную работу, такую как правоохранительная деятельность, анализ, планирование, формулирование политики. В свою очередь, компании, находящиеся непосредственно в зоне развития, должны осуществлять рыночные операции, такие как продвижение инвестиций, распределение прибыли и разделение рисков. А профессиональные действующие компании тем временем должны уделять внимание строительству промышленных парков, центров инноваций и предпринимательства, инкубаторов и др., привлекая стратегических инвесторов профессиональной деятельностью и создавая систему управления для совместного строительства и честной конкуренции; поощрять посредников и общественные организации, а также посредников к самостоятельному привлечению инвестиций, совместному формированию и распределению прибыли посредством рыночных соглашений.

5. Благодарности

Эта статья была написана в сотрудничестве с моими коллегами г-жой Чжан Чун. Нам потребовалось много энергии на исследования и написание. Я особенно ценю то время, когда мы усердно работали вместе. Спасибо за руководство и приятную помощь моему мастеру Наталье Николаевне Евченко. Спасибо моей семье и друзьям.

References

1. China Development Zone Association «The main economic indicators of national economic and technological development zones in 2019» [Electronic resource]. URL: https: / / www. cadz. org. cn/.2020-08. (date of the application: 8.04.2023)

2. China Government Network «The General Office of the State Council issued the «Guiding Opinions on Improving the Assessment System of National Economic and Technological Development Zones to Promote Innovation-driven Development»» [Electronic resource]. URL: //http//www. gov.cn / xinwen /2016-04 /0l / content 5060463.htm (date of the application: 8.05.2023

3. China Government Website «Opinions of the State Council on Promoting the Innovation and Promotion of National Economic and Technological Development Zones and Creating New Heights of R№eform and Opening-up» [Electronic resource]. URL: // http: / /www. gov. cn / zhengce /content /2019-OS /28 / content-5395406. Htm (date of the application: 23.04.2023)

4. Hu B. Research on the transition and reform of the management system of development zones—taking the management committee model as an example // Foreign Economics and Management. 2014. №36. pp.72-80.

5. Huang J. Governance system and mechanism innovation in the transformation and upgrading of national development zones: dimensions and topic areas // Chinese Administration. 2019. №5. pp.52-59.

6. Luan K. Research on the trend of the transition from the management system of China's development zone to the administrative system. – Liaoning: Liaoning Normal University, 2013.

7. Qian N. Building an intensive development zone management system //Mass. 2017. №16. pp.24-25.

8. Qian Z. Development zone management system reform in the process of urbanization development: problems and countermeasures // Chinese Administration. 2016. №6. pp.11-15.

9. Selected Works of Deng Xiaoping (Second Edition). - Beijing: People's Publishing House, 1993.

10. Wang H., Niu Y. On the system return risk and countermeasures of the management model of the administrative district integrated development zone // Journal of Liaoning Administration Institute. 2014. №16. p.25-36.

11. Wang N., Wang L., Li M. Practice and thinking on the innovation of management system and operation mode of development zone—Taking Hebei Province as an example // Chinese and foreign entrepreneurs. 2016. №23. p.96.

12. Zhoukou City People's Government. Zhoukou City People's Government. «Walk into Zhoukou-Zhoukou, China» [Electronic resource]. URL: //https://www.zhoukou.gov.cn/home/zjzk (date of the application: 8.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.