Научная статья на тему 'Исследование несимметричных режимов работы судовых электроприводов переменного тока'

Исследование несимметричных режимов работы судовых электроприводов переменного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
209
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бурков А. Ф.

При работе судовых электрических приводов наряду с нормальными режимами возможно возникновение несимметричных (специальных) переходных и установившихся режимов. В ряде случаев такие режимы могут вызывать аварийные ситуации. В статье рассматриваются основные несимметричные (специальные) режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование несимметричных режимов работы судовых электроприводов переменного тока»

УДК 62-83:629.5

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСИММЕТРИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

А.Ф. Бурков, Дальрыбвтуз, Владивосток

При работе судовых электрических приводов наряду с нормальными режимами возможно возникновение несимметричных (специальных) переходных и установившихся режимов. В ряде случаев такие режимы могут вызывать аварийные ситуации. В статье рассматриваются основные несимметричные (специальные) режимы.

В настоящее время большинство судовых электроприводов (ЭП) содержат трехфазные асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым или фазным ротором, в процессе эксплуатации которых возможно возникновение специальных режимов работы, отличных от нормальных.

У трехфазных АД, управляемых контактными коммутационными аппаратами (ККА), при эксплуатации, кроме технологических отклонений, возможно возникновение статических несимметричных режимов работы в основном по причинам неисправностей обмоток статора и ротора, а также несимметричных переходных режимов, главным образом из-за разрегулировки ККА. Вопросам исследования таких режимов посвящено ряд работ с различной степенью детализации [1,2,3].

Основным несимметричным переходным режимом работы, оказывающим определенное влияние на изменение величин токов и моментов, является неодновременное подключение фазных обмоток АД к сети.

При одновременном включении обмоток статора двигателя токи статора и ротора после момента включения определяются как [2]:

гг . . г , г , ч

/з = и- е + и-\ ■ е“1 + 1в2 ■ е“2 ; 1

г г . . г , г , У (1)

/> = /г ■ е1^ + 1Г1 • 6 -1г2 ■ е“2?. ]

Г г

В формуле (1) 1в, Iг - векторы амплитуд установившихся

значений токов статора и ротора, соответственно; ^ 1 • е“1?, /п-е^ -векторы свободных составляющих токов статора и ротора, создающие основной поток; 1в2-еа21, 1Г2-еа2*- векторы составляющих токов, создающих потоки рассеяния (о^, а2 - коэффициенты затухания).

Коэффициенты затухания и а2 равны:

' к І

(2)

Здесь Я3 и Яг - активные сопротивления обмоток статора и ротора, соответственно; /_т - взаимная индуктивность; іа3 и 1_оГ-индуктивности рассеяния обмоток статора и ротора, соответственно.

Выражение для электромагнитного момента М двигателя имеет вид [2]:

Составляющая установившегося значения вращающего момента Муст в (3) равна:

Составляющая Муст представляет собой момент, развиваемый

АД с заторможенным ротором после окончания переходных процессов. Определяется по статической механической характеристике двигателя.

Апериодическая составляющая момента Мап может быть

определена по формуле:

Составляющая Мап у многих АД затухает за 1...2 периода напряжения сети.

Сумма Муст и Мап представляет полезный вращающий момент

двигателя Мэд, нарастающий по экспоненциальному закону:

? г . . г , г ,

Із-е]т1 +1з-\-еа1( +Із2-еа^ х

Г . , г .г .

х //- • + /г1 • Є™1 — /г2 • Є™2 .

(3)

(4)

Мдп - з • /-т • /э2 • е

“1+“2 4 х)гЬ

(5)

^дв ~ МуСт + Мап = М в> -ко - 1-е“1+“2 Г

(6)

М со для формулы (6) определяется по формуле Клосса [4]. кд в формуле (6) - коэффициент динамичности.

Знакопеременная составляющая Мзп, являющаяся основной

причиной вибраций АД при пуске, после некоторых преобразований определяется по формуле:

Здесь Мп - пусковой момент двигателя; ср^ - угол сдвига фаз между током и напряжением в режиме короткого замыкания [4].

В случае неодновременного включения фаз АД апериодическая и знакопеременная составляющие отличаются от соответствующих значений одновременного включения.

Равенство нулю апериодических составляющих токов обеспечивается подключением обмоток двигателя в области максимума соответствующего напряжения. В этом случае отсутствуют качающиеся поля, которые являются причиной возникновения знакопеременных моментов, и вид механической характеристики соответствует статической [5].

При сдвиге момента подключения одной из фаз на п/А составляющая Мзп увеличивается по сравнению с одновременным включением (7) и определяется как:

Более подробно несимметричные переходные режимы

рассмотрены в [2].

Работа трехфазного АД при обрыве обмотки статора достаточно полно освещена в литературе [6,7].

С точки зрения энергетических показателей, в области малых нагрузок использование трехфазного АД в двухфазном режиме при определенных условиях более экономично. Это подтверждено проведенными экспериментальными исследованиями [8].

По другим видам ненормальных режимов (одновременная

несимметрия статора и ротора, короткое замыкание обмоток статора, повреждение обмотки ротора и пр.) опубликованы работы [6,9 и др].

В настоящее время динамично развивающимся направлением

развития судовых ЭП является использование в их составе

полупроводниковых приборов (ПП). При использовании управляемых ПП в силовых цепях ЭП, кроме вышеуказанных режимов, возможно

(7)

(8)

возникновение несимметричных режимов питания статорных обмоток АД, обусловленное специфическими эксплуатационными особенностями ПП.

Во время работы ПП в ключевых режимах, в отличие от режимов, используемых для регулирования параметров, вероятность выхода из строя пП повышается, так как при прямом включении АД в сеть величина пускового тока достигает 10-кратного значения от номинального, а при отключении двигателей возможно превышение амплитудного значения напряжения ПП над амплитудой фазного напряжения сети в 1,8 раза [10].

В этом случае, на основе анализа несимметричных режимов по причинам неисправностей ПП, необходимо оценить их опасность для АД и оставшихся в работе ПП.

Для силовых модулей устройств с встречно-параллельным соединением тиристоров выделяются три основных вида несимметрии [7]:

- внутрифазовая (наличие одинакового по абсолютному значению для всех фаз угла рассогласования Уа из-за разных углов открытия встречно-параллельно соединенных вентилей);

- междуфазовая (Уа = 0, но углы открытия тиристоров разных фаз различны);

- общая (наличие Уа и разностей углов открытия вентилей разных фаз).

Результаты аналитических исследований трехфазной системы «тиристорный коммутатор-активно-индуктивная нагрузка» («ТК-Р1_»), приведенные в [11], показывают, что при внутрифазовой несимметрии в выходном напряжении отсутствуют постоянная составляющая и гармоники, кратные трем. В случаях, когда имеет место междуфазовая несимметрия, отсутствуют постоянная составляющая напряжения и четные гармоники. При общей несимметрии выходное напряжение содержит как постоянную составляющую, так и полный спектр высших гармоник.

Если допустить, что при заданном скольжении параметры двигателя не зависят от тока и напряжения, то в этом случае АД при питании несинусоидальным напряжением на основе «принципа суперпозиции» в первом приближении эквивалентен системе из нескольких АД, расположенных на одном валу [12]. Каждому условному двигателю отдельной гармоники V соответствует своя схема замещения [7], причем от V зависят как индуктивные, так и активные сопротивления роторных цепей. Исходя из схемы замещения, электромагнитный момент у-й гармоники выражается уравнением [7]:

м,

V

(9)

где изу - фазное напряжение V -й гармоники; дх, - расчетный коэффициент для у-й гармоники; - скольжение для V -й гармоники

приведенное активное сопротивление обмотки ротора в номинальном режиме; ю0 - угловая скорость электромагнитного поля статора; у -

номер гармоники; - активное сопротивление обмотки статора; Хкн

- индуктивное сопротивление короткого замыкания в номинальном режиме; єу - относительное значение индуктивного сопротивления V -й гармоники.

Анализ механических характеристик системы «тиристорный коммутатор-асинхронный двигатель» («ТК-АД») в

квазиустановившемся режиме, полученных аналитически при

известных допущениях, позволяет сделать вывод, что при внутрифазовой несимметрии электромагнитный момент асинхронного двигателя будет определяться как:

т.е. искажение кривой результирующего момента минимально.

В формуле (10) ^Мупр - результирующий момент гармоник

полей прямого вращения.

При междуфазовой несимметрии:

где ^Л//у1пр, ^Л//у1об - результирующие моменты нечетных гармоник

полей прямой и обратной последовательностей, соответственно.

Если несимметрия имеет общий характер, то:

прямого и обратного полей; а - коэффициент рассеяния; кгн

м = Х мупр.

(10)

(11)

м = 2>у|7р + Хмуоб + м,

пост-

(12)

Здесь - результирующий момент гармоник полей

обратного вращения; Мпост - постоянная составляющая момента.

Искажение механической характеристики в данном случае существенно.

В формулах (10)...(12) составляющие Mvnp и Mvo6 определяются по (9), а Мпост - по значениям постоянной составляющей тока.

В общем случае в зависимости от вида несимметрии и степени ее проявления специальные режимы АД можно условно разделить на четыре группы.

Специальные режимы первой группы возникают при технологической несимметрии или небольшой разрегулировке в процессе работы.

Ко второй группе относятся несимметричные режимы, которые не приводят к полной потере управляемости.

В третью группу входят режимы, возникающие по причинам пробоя ПП.

Специальные режимы четвертой группы связаны с полным закрытием одного или нескольких ПП.

Наибольшую опасность представляют несимметричные режимы четвертой группы в связи с высокой вероятностью возникновения постоянной составляющей момента Мпост (12), наличие которой одновременно с двигательным режимом создает режим динамического торможения. Мпост обычно вносит наибольшее искажение в

механическую характеристику АД, так как ее значение прямо пропорционально постоянной составляющей тока, которая ограничена только активным сопротивлением обмоток. Оставшиеся исправными ПП будут функционировать в более загруженных по току режимах при условии примерных равенств момента сопротивления Мс на валу АД до и после возникновения несимметричного режима.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Адкинс Б. Общая теория электрических машин / Пер. с англ. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960. 272 с.

2. Ковач К.П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока / Пер. с нем; под ред. А.И. Вольдека. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1963. 744 с.

3. Петров И.И., Мейстель А.М. Специальные режимы работы асинхронного электропривода. М.: Энергия, 1968. 264 с.

4. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. М.: Энергоиздат, 1981. 576 с.

5. Wood W. Transient torques in induction motors, due to switching of the supply / W. Wood, F. Flynn, A. Shanmugasandaram // Proc. IEE. 1965. № 7. V. 112.

6. Трещев И.И. Несимметричные режимы судовых машин переменного тока. Л.: Судостроение, 1965. 248 с.

7. Туганов М.С. Судовой бесконтактный электропривод. Л.: Судостроение, 1978. 288 с.

8. Исследование и разработка способов естественного повышения коэффициента мощности судоремонтных заводов: Отчет о НИР. № ГР. 81006260 / Рук. Осокин Б.В. Владивосток: Дальневост. высш. инж. морск. уч-ще, 1982. 75 с.

9. ВольдекА.И. Электрические машины. Л.: Энергия, 1978. 832 с.

10. Петров Л.П. и др. Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами // Библиотека по автоматике. М.: Энергия, 1970. Вып. 380. 128 с.

11. Туганов М.С., Кулешов В.И., Фархутдинов Ф.Х. Обобщенный метод исследования электромагнитных процессов в системе «трехфазный тиристорный коммутатор-индуктивно-активная нагрузка» // Электричество. 1976. № 9. С. 77-80.

12. Копылов И.П. Электромеханические преобразователи энергии. М.: Энергия, 1973. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.