Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ (НЕХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИСПРАВНОЙ РАБОТЫ) ЗВУКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ (НЕХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИСПРАВНОЙ РАБОТЫ) ЗВУКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
53
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нештатные (нехарактерные для исправной работы) звуки в автомобиле / внутренний уровень шума / шума выпуска отработавших газов выпуска отработавших газов / шумомер / стетоскоп / non-standard (uncharacteristic for correct operation) sounds in the car / internal noise level / exhaust gas exhaust noise / sound level meter / stethoscope

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Малахов Александр Юрьевич, Пронников Алексей Николаевич, Кудинов Алексей Сергеевич, Ливанский Алексей Николаевич

В статье рассматриваются основные требования по допустимому уровню внутреннего шума транспортного средства и по уровню шума выпуска отработавших газов неподвижного транспортного средства. Показано какие детали в ДВС, трансмиссии, подвеске, системе рулевого управления и тормозном механизме автомобиля могут быть источниками нештатного (нехарактерного для исправной работы) звука. Также показано какими приборами производится контроль уровня шума, а какие используются для точной локализации источника нештатного (нехарактерного) звука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Малахов Александр Юрьевич, Пронников Алексей Николаевич, Кудинов Алексей Сергеевич, Ливанский Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF NON-STANDARD (UNCHARACTERISTIC FOR CORRECT OPERATION) SOUNDS THAT OCCUR DURING THE EXPLOITATION OF THE AUTOMOBILE

The article discusses the basic requirements for the permissible level of internal noise of a vehicle and for the noise level of exhaust gases of a stationary vehicle. It shows which parts in the internal combustion engine, transmission, suspension, steering system and brake mechanism of the automobile can be sources of non-standard (uncharacteristic for correct operation) sound. It also shows which devices control the noise level, and which are used to accurately locate the source of abnormal (uncharacteristic) sound.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ (НЕХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИСПРАВНОЙ РАБОТЫ) ЗВУКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ»

Научная статья УДК 613.644:534.612.2

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ (НЕХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИСПРАВНОЙ РАБОТЫ) ЗВУКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

Александр Юрьевич Малахов 1 Алексей Николаевич Пронников 2, Алексей Сергеевич Кудинов 3, Алексей Николаевич Ливанский 4

1, 2, 4 Московский автомобильно-дорожныи государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия 3 ООО «Априори-эксперт», г. Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные требования по допустимому уровню внутреннего шума транспортного средства и по уровню шума выпуска отработавших газов неподвижного транспортного средства. Показано какие детали в ДВС, трансмиссии, подвеске, системе рулевого управления и тормозном механизме автомобиля могут быть источниками нештатного (нехарактерного для исправной работы) звука. Также показано какими приборами производится контроль уровня шума, а какие используются для точной локализации источника нештатного (нехарактерного) звука.

Ключевые слова: нештатные (нехарактерные для исправной работы) звуки в автомобиле, внутренний уровень шума, шума выпуска отработавших газов выпуска отработавших газов, шумомер, стетоскоп

Для цитирования: Малахов А. Ю., Пронников А. Н., Кудинов А. С., Ливанский А. Н. Исследование нештатных (нехарактерных для исправной работы) звуков, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2024. № 1(10). С. 3-25.

Original article

RESEARCH OF NON-STANDARD (UNCHARACTERISTIC FOR CORRECT OPERATION) SOUNDS THAT OCCUR DURING THE EXPLOITATION OF THE AUTOMOBILE

Аleksandr Yu. Malakhov 1 Aleksey N. Pronnikov 2, Aleksey S. Kudinov 3, Aleksey N. Livanskiy 4

1 2, 4 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia

3 LLC "Apriori-expert", Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Abstract. The article discusses the basic requirements for the permissible level of internal noise of a vehicle and for the noise level of exhaust gases of a stationary vehicle. It shows

© Малахов А. Ю., Пронников А. Н., Кудинов А. С., Ливанский А. Н. 2024

which parts in the internal combustion engine, transmission, suspension, steering system and brake mechanism of the automobile can be sources of non-standard (uncharacteristic for correct operation) sound. It also shows which devices control the noise level, and which are used to accurately locate the source of abnormal (uncharacteristic) sound.

Keywords: non-standard (uncharacteristic for correct operation) sounds in the car, internal noise level, exhaust gas exhaust noise, sound level meter, stethoscope

For citation: Malakhov А. Yu., Pronnikov А. N., Kudinov A. S., Livanskiy A. E. Research of non-standard (uncharacteristic for correct operation) sounds that occur during the operation of the automobile. Automotive and Road expert evaluation. 2024;(1):3-25. (in Russ.).

Введение

В автотехнической экспертизе эксперты часто сталкиваются с необходимостью исследования заявленной со стороны владельца неисправностью автомобиля в виде проявления нештатных (нефункциональных, нехарактерных для исправной работы) звуков.

Автомобиль в своей конструкции имеет подвижные соединения (механизмы, узлы, агрегаты, механические системы), гидравлические и пневматические системы, работа которых неизбежно сопровождается звуковыми колебаниями в слышимом диапазоне частот, которые передаются в окружающую среду (воздух) и воспринимаются органами слуха человека.

Звук, как таковой, если он не превышает установленный уровень внутреннего шума по техническому регламенту (ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств») - не является неисправностью (дефектом, недостатком) автомобиля, но всегда имеет источник и может являться проявлением признака наличия неисправности (дефекта, недостатка) какого-то его узле или детали. Именно неисправность (дефект, недостаток) узла или детали, какого-то агрегата, механизма или системы автомобиля зачастую является причиной возникновения нештатных (нехарактерных для исправной работы) звуков. Однако, также достаточно часто, заявленные, по мнению владельца, посторонние (нехарактерные) звуки, оказываются штатными звуками работы того или иного узла, агрегата, механизма автомобиля и не связаны с наличием в них какой-либо неисправности (дефекта, недостатка).

Тем не менее, эксперту не следует пренебрежительно относиться к сделанному владельцем заявлению, о том, что, по его мнению, в автомобиле при эксплуатации возникают нештатные (нехарактерные) звуки. Владелец (водитель), хотя и не является автотехническим экспертом, является лицом, которое достаточно длительно эксплуатирует свой автомобиль и может заметить, что в его работе что-то изменилось, в том числе и звук. Эксперт же при осмотре и исследовании конкретного автомобиля видит его впервые. Поэтому он не может оценить был ли данный заявленный владельцем звук изначально или же возник уже со временем в процессе эксплуатации автомобиля. В каждом конкретном случае нужно разбираться и проводить точную локализацию заявленного владельцем нештатного (нехарактерного) звука с определением его источника (узла или детали), а также детальное исследование исправности (или возможной неисправности) данного источника (узла или детали).

Источники звука в автомобиле

Наличие каких-либо звуков в автомобиле при его эксплуатации является естественным процессом работы его узлов, систем и механизмов. Всегда есть взаимное соприкосновение деталей при работе и воздействии на механизмы внешних сил, которое приводит к возникновению звуков в эксплуатации. Бесшумно не может работать ни один механизм (узел, агрегат, система), просто понятие работать бесшумно определяется физиологией и опытом воспринимающего звук слушателя. Кроме того, во время движения автомобиля создаются дополнительные акустические звуки, связанные с аэродинамическими потоками воздуха. Совокупность звуков в различный момент времени может создавать шум для водителя, который он воспринимает, как какой-то нештатный (нехарактерный для исправной работы).

Источники звуков в автомобиле могут быть разделены на:

1. Механические: двигатель; трансмиссия; подвеска; система рулевого управления; тормозная система; кузов и панели салона; системы отопления, вентиляции и кондиционирования; шины (колёса со ступицами).

2. Электромагнитные: электродвигатель; генератор; мультимедийная система; элементы электроцепей (реле, электронные блоки и т.п.).

3. Аэродинамические: система впуска ДВС; система выпуска и выхлопная система ДВС; потоки воздуха вокруг кузова автомобиля.

4. Гидравлические: гидротрансформатор; гидромуфта; работа гидравлических клапанов-регуляторов; элементы гидравлического навесного оборудования.

Самым интенсивным источником звуков при эксплуатации автомобиля является двигатель внутреннего сгорания (ДВС) (илл. 1).

0 Часть меха-

низма газо-

распределения

Поршень

Вид 1 Вид 2

Илл. 1. Пример конструкции ДВС автомобиля в разрезе

В конструкции современного ДВС автомобиля имеется множество механизмов, узлов и систем, являющихся источниками различных звуков при своей работе:

1. Кривошипно-шатунный механизм в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре блока ДВС (илл. 1, вид 1). Данный механизм - основной рабочий механизм, приводящий в движение остальные исполнительные узлы ДВС, и является одним из основных источников характерных звуков при его работе.

2. Газораспределительный механизм (ГРМ) в котором распределительные валы соединены приводом с коленчатым валом, через рокерный механизм открывают впускные и выпускные клапана (илл. 1). Работа ГРМ сопровождается характерными звуками (контакт кулачков распределительных валов с роликом рокера, работа гидрокомпенсаторов рокера, открытие, закрытие впускных, выпускных клапанов, перемещение самого привода (цепи или ремня)).

3. Топливные форсунки топливной системы ДВС (илл. 1). Топливные форсунки дизельных ДВС работают при очень высоких давлениях (до 2000 бар). Управление топливной форсункой осуществляется при помощи внутреннего клапана по электромагнитному импульсу от электронного блока управления. При этом клапан управляет открытием и закрытием иглы топливной форсунки. Работа клапана, открытие и закрытие иглы форсунки, а также сам впрыск топлива в цилиндры ДВС сопровождаются характерными рабочими звуками.

4. Топливный насос высокого давления (ТНВД) (илл. 1, вид 2). Цепной привод от коленчатого вала приводит в движение приводной вал ТНВД, который через свой кулачок воздействует на ролик с плунжером, создаёт высокое давление, аккумулируемое в топливной рампе. Работа ТНВД также сопровождается характерным рабочим звуком.

5. Помпа системы охлаждения (илл. 1, вид 1). Приводится в движение через ремённый привод от коленчатого вала. Лопастное колесо помпы обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения ДВС.

6. Масляный насос с встроенным вакуумным насосом (илл. 1, вид 1). Приводится в движение цепным привалом от коленчатого вала. На одном валу насоса расположен ротор масляного насоса с пластинами и рабочее колесо вакуумного насоса с лопатками. Работа масляного насоса также сопровождается характерным рабочим звуком.

7. Генератор системы электропитания автомобиля (илл. 1, вид 1). Приводится в движение через ремённый привод от коленчатого вала. Работа генератора с постоянно вращающимся относительно статора ротором также неизбежно сопровождается характерным рабочим звуком.

8. Турбокомпрессор (илл. 1, вид 1). Постоянно вращающийся вал ротора турбокомпрессора с разными оборотами в зависимости от нагрузки, приводит в движение компрессорное колесо, воздействующее на потоки, всасываемого воздуха и нагнетаемое его далее под давлением во впускной коллектор, сопровождается специфическим характерным звуком работы.

9. Компрессор кондиционера (илл. 1, вид 2) системы кондиционирования воздуха в салоне автомобиля. Является достаточно сложным компонентом системы кондиционирования, состоящим из множества подвижных внутренних деталей. Компрессор кондиционера является подключаемым водителем, при необходимости узлом, и при своей работе также создаёт определённые характерные звуки.

10. Заслонка блока управления впускного коллектора, заслонка дроссельной модуля (илл. 1, вид 1), перепускной клапан системы EGR (рециркуляция отработавших газов). При прохождении воздуха через дроссельные заслонки при перекрытии ими проходного сечения, а также при рециркуляции выхлопных газов через клапан EGR, также создаются специфические акустические звуки, которые могут восприниматься человеческим слухом.

Следующим распространённым источником звуков в автомобиле является трансмиссия. Главным источником звука здесь является коробка переключения передач. В зависимости от типа коробки передач (механическая, гидравлическая автоматическая, роботизированная, вариаторная и т. п.) будет различаться уровень звуков при её работе и сами возможные источники данных звуков. В рамках данной статьи рассмотрим самую шумную из коробок передач - механическую. Звуки со стороны механической коробки передач могут возникать непосредственно в момент включения (выключения) соответсвующей передачи или же проявляться во время её работы.

Источниками нештатных (нехарактерных) звуков в механической коробке передач автомобиля могут быть (илл. 2):

1. Шестерни соответствующих передач.

2. Синхронизаторы соответствующих передач.

3. Подшипники валов.

4. Шестерни главной передачи и детали дифференциала.

Помимо этого, источниками нештатных (нехарактерных) звуков в трансмиссии автомобиля могут также быть детали узла сцепления (корзина, ведомый диск, выжимной подшипник) и маховик (илл. 2). Особенно шумно при выходе из строя работает двухмассовый маховик автомобиля.

Ведомый диск

Выжимной подшипник

Синхронизаторы соответсвующих передач

Маховик Корзина Шестерни соответсвующих сцепления передач

Илл. 2. Пример конструкции механической коробки передач с узлом сцепления (слева) и главной передачи с дифференциалом (справа)

Ещё одним часто встречающимся источником проявления нештатного (нехарактерного) звука в трансмиссии автомобиле в виде металлического стука может быть ШРУС (чаще всего наружный). Металлический стук при этом обычно проявляется при вывернутых колёсах и начале движения автомобиля, и возникает из-за повреждения дорожек качения ШРУС (илл. 3).

Цапфа внутреннего ШРУСа, МапФа наружного ШРУСа,

находится в коробке передач Ось приводного вала находится в ступице колеса

Илл. 3. Наружный ШРУС автомобиля и пример повреждения его дорожек качения

Следующим распространённым источником звуков при эксплуатации автомобиля являются детали подвески (илл. 4). Нештатные (нехарактерные) звуки в деталях подвески чаще всего возникают при проезде на автомобиле неровностей на дороге или при повороте.

Источниками нештатных (нехарактерных) звуков в подвеске автомобиля могут быть:

1. Опорный подшипник амортизаторных стоек.

2. Верхняя шаровая опора поворотного кулака.

3. Нижняя шаровая опора поворотного кулака.

3. Сайлентблок верхних и нижних рычагов.

4. Сайлентблок и шаровая опора стоек стабилизатора поперечной устойчивости.

5. Амортизатор.

Детали системы рулевого управления также являются частыми источниками возникновения нештатных (нехарактерных) звуков (илл. 5). Источниками звука здесь могут быть: 1. Рулевая колонка.

Илл. 4. Пример конструкции подвески автомобиля

2. Подшипник рулевого вала.

3. Карданный вал.

4. Подшипник вал-шестерни.

5. Зубчатое зацепление рейки с вал-шестерней.

6. Втулка зубчатой рейки.

7. Шаровая опора рулевой тяги и её наконечник.

8. Насос ГУР.

9. Электродвигатель электроусилителя руля.

Рулевая тяга

--Рулевой наконечник

Подшипники вал-шестерни

Насос гидроусилителя руля

Зубчатое зацепление вал-шестерни Шаровая опора с реГ,К0Й рулевой тяги _

Втулки зубчатой рейки

Электроусилитель руля

Илл. 5. Пример конструкции системы рулевого управления автомобиля

Также часто источником нештатного (нехарактерного) звука при торможении являются тормозные механизмы автомобиля. Обычно данные нештатные (нехарактерные) звуки проявляются в виде скрипа при торможении. Но иногда нештатные (нехарактерные) звуки со стороны тормозного механизма возникают в виде металлического стука при торможении, и являются следствием перемещения тормозной колодки внутри суппорта (илл. 6).

Источник стука - контакт пластины колодки со скобой суппорта

Илл. 6. Тормозная колодка, перемещающаяся в скобе суппорта и являющаяся источником нештатного (нехарактерного) звука в виде металлического стука при торможении

Основные нормативные акты и требования к уровню шума

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень шума в автомобиле регламентируется следующими нормативными актами:

1. ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [1]:

- требования к транспортным средствам в отношении их внутреннего шума;

- требования к шуму на рабочем месте оператора специальных и специализированных транспортных средств;

- требования к уровню шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС.

2. ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [2]:

- требования к транспортным средствам в отношении их внутреннего шума;

- требования к уровню шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС.

3. ГОСТ 33555-2015 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» [3]:

- требования к транспортным средствам в отношении их внутреннего шума.

Внутренний шум транспортного средства

Допустимые уровни внутреннего шума выпускаемых в обращение транспортных средств, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, показаны в табл. 1.

Таблица 1

Допустимые уровни внутреннего шума транспортных средств согласно _ТР ТС 018/2011_

Категории АТС Допустимый уровень звука, дБА

1. Транспортные средства категории Mi с компоновкой кузова вагонной или полукапотной 79

2. Транспортные средства категории Mi с компоновкой кузова, за исключением указанной в пункте 1 77

3. Транспортные средства категорий М2 и Мз с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр - на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении 79

4. Транспортные средства категорий М2 и Мз, за исключением указанных в пункте 3 - на рабочем месте водителя 77

5. Транспортные средства категорий М2 и Мз, за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам II, III и В - в пассажирском помещении 79

6. Транспортные средства категорий М2 и Мз, за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам I и А - в пассажирском помещении 81

7. Полуприцепы (категория О), предназначенные для перевозки пассажиров 79

Продолжение табл. 1

8. Транспортные средства категории N1 технически допустимой максимальной массой не более 2 т 79

9. Транспортные средства категории N1, за исключением указанных в пункте 8 81

10. Транспортные средства категорий N2 и N3 при наличии спального места в кабине 78

11. Транспортные средства категорий N2 и N3, за исключением указанных в пункте 10 81

12. Квадроциклы (категории L6, L7) с закрытым кузовом 86

Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категории М^ допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.

Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категорий M2G, MзG, NlG, N2G, NзG допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.

Для транспортных средств категории М1 с технически допустимой максимальной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 кВт/т в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА. Для транспортных средств категории М1 с удельной мощностью на единицу массы более 110 кВт/т допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.

При проверке уровня внутреннего шума в транспортном средстве, проводимой при контроле за объектами оценки соответствия, допускается превышение допустимых уровней звука, установленных для конкретного типа транспортного средства, не более чем на 1 дБА [1].

Методы замера уровня внутреннего шума в транспортном средстве описан в ГОСТ 33555-2022 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» [3].

Условия проведения испытаний

В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187-2010 «Шумомеры. Часть 1. Технические требования» (в настоящее время действующий ГОСТ Р 53188.1-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования») [4].

АТС, на которых для условий бездорожья используются шины повышенной проходимости, на время испытаний могут быть оборудованы дорожными шинами, указанными в документации предприятия-изготовителя. На время проведения испытаний при температурах ниже +5 °С автомобиль может быть оборудован зимними нешипованными шинами. Остаточная глубина протектора шины должна быть не менее 2 мм. Шины не должны иметь повреждений. Давление измеряют и регулируют на «холодных» шинах.

АТС испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. В кабине АТС могут находиться два человека: водитель и испытатель. В АТС с числом мест для сидения более девяти

(категории М2, М3) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.

В процессе испытаний ни одно из мест для сидения в АТС, где измеряется уровень звука, не должно быть занято, за исключением места водителя.

На АТС, оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и/или приводом более чем на одну ось с принудительным включением дополнительных осей, все отключаемые оси следует отключить (если это возможно). Не следует использовать устройства, предназначенные для движения на малой скорости, стоянки, торможения или очень интенсивного разгона (спортивный режим).

При измерениях окна, люки в крыше должны быть закрыты, мягкий тент установлен. Если имеется раздвижная крыша, она также должна быть закрыта.

Передвижные регулируемые сиденья во время испытаний (кроме сиденья водителя), возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинка сиденья водителя, если имеется возможность ее регулирования, должна находиться в удобном для водителя рабочем положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.

Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты АТС должны быть прогреты до рабочей температуры, что обеспечивается пробегом не менее 10 км.

Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измерительного участка не должны превышать 1%.

На расстоянии 15 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (например, заборы, мосты, здания и автомобили) и складки местности. При этом во время испытаний на дороге не должно находиться других движущихся объектов, наличие которых способно повлиять на результат измерений.

Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть не менее чем на 15 дБА ниже уровня звука, регистрируемого в процессе испытаний. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном АТС при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума.

При измерении шума вспомогательное оборудование (системы очистки и омывания стекол, аудиоаппаратура и т. д.) выключают.

Если АТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами системы охлаждения двигателя, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям.

Если АТС оборудовано жалюзи системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания проводят при их работе в автоматическом режиме. Если транспортное средство оборудовано жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.

При измерении шума при разгоне и при движении с постоянной скоростью вентиляционные установки, отопители, кондиционеры должны быть выключены, если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности.

Испытания проводят при следующих метеорологических условиях:

- отсутствии атмосферных осадков;

- атмосферном давлении 100 кПа, допустимое отклонение ±10%;

- температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С;

- скорости ветра, измеряемой на измерительном участке на высоте приблизительно 1,2 м от поверхности дороги, не более 5 м/с.

Измерения уровня шума проводят у сиденья водителя (для всех категорий транспортных средств): микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его плоскости симметрии на (0,20 ± 0,02) м в направлении средней продольной плоскости АТС согласно точке Б, указанной на илл. 7.

Размеры в метрах

А и Б

Определение (локализация) точки измерения проводится при установке подушки, спинки и подголовника сиденья в среднее положение по всем регулируемым направлениям (если это возможно).

Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м.

Микрофон должен быть расположен горизонтально, его ось максимальной чувствительности (в соответствии с характеристикой прибора) должна быть ориентирована в направлении взгляда сидящего человека. Если это направление не определено, ось максимальной чувствительности должна быть ориентирована в направлении движения АТС.

Измерение шума при разгоне

Измерения проводят следующим образом.

Стабилизируют начальную скорость движения АТС (У0 ± 1 км/ч) и режим работы двигателя в соответствии с условиями испытаний.

При достижении стабильной начальной скорости Ув резко нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой или подачей топлива (педаль акселератора) и удерживают ее в таком положении до достижения скорости окончания разгона (Ук ± 1 км/ч), указанной в п. 5.5.2 ГОСТ 33555-2022 [3]. При проведении измерений уровня звука во время разгона переключение передач не допускается. Если исключить переключение передач невозможно, то оно не должно учитываться в процессе измерения.

За результат измерения принимают максимальное значение уровня звука, зарегистрированное в процессе разгона транспортного средства от Vo до Vk.

Уровень звука измеряют в течение всего периода разгона АТС, причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.

Измерение шума при движении автомобильного транспортного средства с постоянной скоростью

Измерение шума при движении с постоянной скоростью проводят на высшей передаче (для АТС с автоматической коробкой передач в режиме автоматического включения передач) в диапазоне скоростей, начиная с 60 км/ч или 45% от максимальной скорости до скорости, соответствующей 90% от максимально достижимой на выбранной передаче, но не более 120 км/ч с интервалом 5 или 10 км/ч.

Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей кратных 5 или 10, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей. На каждом установившемся скоростном режиме проводят не менее трех измерений в течение не менее 5 с каждое.

Измерение шума на неподвижном автомобильном транспортном средстве

Проводится измерение шума вентиляционных установок автомобильного транспортного средства. При измерении шума вентиляционной установки кондиционеры, отопители или вентиляторы должны быть включены в наиболее шумном режиме, предусмотренном изготовителем для продолжительной работы при движении АТС. Измерение проводят при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частотой вращения коленчатого вала.

Измеряемые значения

При испытаниях в режиме разгона измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения «Быстро» (Fast), при испытаниях при постоянной скорости движения и неподвижном транспортном средстве измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения «Медленно» (Slow) по ГОСТ 17187-2010.

Измерения в процессе испытаний проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А по ГОСТ 17187-2010.

При испытаниях проводят не менее трех измерений. С измерительного прибора снимают показания с точностью до десятых. Если разность наибольшего и наименьшего измеренных значений уровня звука в одной точке превышает 2 дБА, проводят повторное испытание. За результат измерения в каждой точке принимают среднеарифметическое значение, округленное до целого числа.

Шум выпуска отработавших газов транспортных средств

Согласно ТР ТС 018/2011 уровень шума выпуска отработавших газов транспортного средства, измеренный на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы под углом 45° ± 10° к оси потока газа на неподвижном транспортном средстве при работе двигателя на холостом ходу при поддержании постоянной целевой частоты вращения коленчатого вала двигателя и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем транспортного средства, а при отсутствии этих данных - значений, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств _(ТР ТС 018/2011)_

Категория транспортного средства Уровень звука, дБА

М1, N1,1 96

М2, N2 98

М3, N3 100

Целевая частота вращения коленчатого вала двигателя составляет:

- 75% от частоты вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя, для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 мин;

- 3750 мин для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей максимальной мощности, более 5000 мин, но менее 7500 мин;

- 50 % частоты вращения коленчатого вала двигателя для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя 7500 мин и выше.

Если двигатель внутреннего сгорания не может достичь указанной частоты вращения коленчатого вала, то целевая частота принимается на 5% ниже максимально возможной для неподвижного транспортного средства.

Метод замера уровня шума выпуска отработавших газов транспортного средства описан в ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [2].

Уровень шума выпуска отработавших газов двигателя КТС категорий М, N L измеряют при работе на холостом ходу двигателя неподвижного КТС с помощью шумомера соответствующего ГОСТ 17187-2010 «Шумомеры. Часть 1. Технические требования» (Стандарт МЭК 61672-1:2002 «Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования»).

Уровень шума проверяют в закрытых производственных помещениях. Удовлетворительный результат проверки в закрытом помещении указывает, что на открытой площадке проверяемое КТС тем более будет соответствовать нормативным требованиям. При неудовлетворительном результате проверки в помещении допускается его уточнение путем повторного выполнения той же процедуры проверки на открытой площадке.

Пост проверки шума выпуска отработавших газов двигателя КТС в закрытом помещении должен обеспечивать возможность размещения КТС при котором микрофон окажется на удалении от шумоотражающих объектов (стен, выступов, шкафов, других КТС) не менее 1.5 м во всех направлениях. По соображениям безопасности труда шум выпуска отработавших газов двигателя КТС в производственных помещениях допускается проверять только при открытых въездных (выездных) воротах.

Площадка должна обеспечивать возможность размещения КТС при котором расстояния от микрофона до ближайших крупных шумоотражающих объектов (строений и других КТС) будет не менее 3 м. Для проверки КТС категорий L используют прямоугольную площадку, размеры которой обеспечивают расстояние от внешнего края КТС (без учета руля) до препятствий не менее 3 м.

Площадка должна иметь твердое покрытие, наличие снежного покрова (исключая лед) на площадке не допускается.

Перед измерениями осматривают на подъемнике или осмотровой канаве компоненты КТС, влияющие на уровень шума выпуска. При выявлении неполной комплектации систем впуска и выпуска или вызывающих подсос воздуха повреждений и дефектов системы впуска, либо вызывающих утечку отработавших газов и/или подсос воздуха повреждений системы выпуска, а также отсутствия или неполной комплектации дополнительных устройств снижения шума (капсул, экранов) проверку шума выпуска отработавших газов не выполняют, а КТС признают не соответствующим установленным требованиям по шуму.

Перед измерениями холодный двигатель прогревают до минимальной рабочей температуры рекомендованной изготовителем в эксплуатационной документации КТС. При отсутствии этих данных температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя доводят до плюс 60 0С. Температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) на КТС с заведомо прогретым двигателем допускается не измерять.

Проверку шума выпуска отработавших газов КТС выполняют в следующей последовательности:

1. КТС размещают на рабочем посту или площадке.

2. Заглушают двигатель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Затормаживают КТС стояночной тормозной системой.

4. Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов.

5. На КТС не оборудованных штатным тахометром, открывают капот и подсоединяют датчик (или разъем) внешнего тахометра в соответствии с инструкцией по эксплуатации тахометра, который размещают в поле зрения проверяющего.

6. Устанавливают микрофон согласно позиции 7 на илл. 8:

а) устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0.2 м (позиции 7);

б) микрофон размещают на расстоянии (0.5 ± 0,05) м от среза выпускной трубы (позиции 1 - 5);

в) главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ± 15" и составлять угол 45е ± 15е с вертикальной плоскостью, содержащей ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 7 - 5);

г) для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0.3 м. микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне КТС или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2);

д) для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0.3 м. микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3);

е) для КТС с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии (0.5 ± 0.05) м от ближайшей стороны КТС. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6).

7. Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.

8. Устанавливают рычаг переключения передач (для КТС с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.

9. С помощью шумомера измеряют фон шумовых помех (окружающий шум). При этом включают режим эквивалентного (среднего по времени) уровня звука, продолжительность измерения не менее 30 с. Микрофон шумомера ориентируют перед срезом выпускной трубы, как и при измерении звукового давления отработавших газов двигателя. В случае превышения фоном шумовых помех нормативного ограничения проверку уровня шума КТС не выполняют до устранения источника шумовых помех, после чего повторяют измерение шумового фона.

10. Запускают двигатель КТС и проверяют по показаниям тахометра КТС возможность поддержания минимальной Птт и целевой Пц частот вращения коленчатого вала двигателя в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

11. При работе двигателя КТС в режиме холостого хода с минимальной частотой nmin вращения педалью управления подачей топлива устанавливают целевую частоту Пц вращения с отклонением не более ±100 мин-1 контролируя частоту по тахометру. Режим целевой частоты Пц вращения коленчатого вала двигателя выдерживают в течение 5...7 с.

12. Педалью управления подачей топлива ступенчато устанавливают минимальную частоту Птт вращения и в течение всего периода снижения частоты вращения вала двигателя до установления минимальной частоты Птт вращения измеряют шумомером уровень шума выпуска отработавших газов двигателя КТС.

13. Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа

Выиушьам | оуГЛ напрааЛоннаяёвём

6

о—г>

Вмсдга расположения кыклолчЫ тв*Сы

Илл. 8. Расположение микрофона для измерения шума выпуска отработавших газов КТС

категорий М и N [2]

Локализация и анализ нештатных (нехарактерных) звуков

Звук - механические колебания, распространяющиеся в виде упругих волн в твердой, жидкой и газообразной среде. Как и любая другая волна звук характеризуется амплитудой и спектром частот. С точки зрения восприятия человеком под звуком понимают колебания воздушной (внешней) среды в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц.

Восприятие звуков человеком осуществляет благодаря наличию органов слуха, которые направлены для восприятия различных источников.

То, что человек слышит - это звуковые волны, возникающие при колебании молекул воздуха. Длина и сила этих волн определяет громкость звука (она измеряется в децибелах - dB, дБ). Число колебаний (циклов) в секунду составляет частоту звука (чем больше колебаний, тем выше звук). Частота звука выражается числом циклов в секунду, или в герцах (Ш, Гц). У обычного 20-летнего человека амплитуда слышимой частоты составляет от 20 до 20 000 Гц, хотя ухо наиболее чувствительно к звукам в средней частоте - от 500 до 4 000 Гц. С возрастом или в результате длительного пребывания в шумной обстановке слух человека становится менее чувствительным к высоким частотам звука. Во внутреннем ухе человека в 3 раза больше клеток, улавливающих звуковые волны высокой частоты, нежели клеток, реагирующих на низкие частоты. Соответственно, для анализа звуков требуется использование аппаратных средств диагностики и регистрации спектра. В противном случае восприятие и анализ звуков лицами, проводящими исследование, будет субъективным.

Согласно ГОСТ 33555-2015 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» и ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» для измерение внутреннего шума и шума выпуска отработавших газов транспортного средства необходимо использовать шумомер, соответствующий ГОСТ 17187-2010 «Шумомеры. Часть 1. Технические требования» (в настоящее время действующий ГОСТ Р 53188.1-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования»). ГОСТ Р 53188.1-2019 разработан на основе стандарта МЭК 61672-1:2013 «Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования». Необходимо использовать шумомер интегрирующий усредняющий первого (второго) класса, обеспечивающий измерение среднего по времени корректированного по А уровня звука. Измерение внешнего шума КТС выполняют при включенной частотной коррекции А и включении постоянной времени усреднения (LAF), а при измерении фона шумовых помех включают «^АТ» (эквивалентный уровень).

Шумомер в целом представляет собой сочетание микрофона, устройства обработки сигналов и устройства отображения. Устройство обработки сигналов объединяет функции усилителя с заданной и управляемой частотной характеристикой, устройства формирования квадрата, изменяющегося по времени звукового давления с заданной частотной коррекцией, временного интегратора или устройства усреднения по времени. Обработка сигналов, необходимая для выполнения требований ГОСТ Р 53188.1-2019, является неотъемлемой частью шумомера.

Стоит отметить, что такие шумомеры в отличие от обычных являются дорогостоящим оборудованием. В настоящее время на рынке представлено множе-

ство соответствующих шумомеров. Одним из самых известных шумомеров данного класса российского производства является шумомер-виброметр анализатор спектра ЭКОФИЗИКА-110А (илл. 9). Прибор состоит из измерительно-индикаторного блока, микрофона с предусилителем Р200 и адаптера-коммуникатора для подключения к компьютеру.

Илл. 9. Шумомер-виброметр анализатор спектра ЭКОФИЗИКА-110А с подключённым

микрофоном с предусилителем Р200

На иллюстрации 10 показан пример измерения внутреннего шума в салоне автомобиля при возникновении нештатных (нехарактерных) звуков. Результаты измерений показали, что максимальное значение уровня внутреннего шума в салоне автомобиля в момент возникновения нештатных (нехарактерных) звуков по частотной коррекции А составляет 103,1 дБА, что превышает допустимое ТР ТС 018/2011 значение в 79 дБА на 24,1 дБА.

Илл. 10. Измерение внутреннего шума в салоне автомобиля (фотография справа приведена для примера размещения микрофона в момент измерений; фотография слева -экран прибора с результатами измерений в момент возникновения нештатного звука)

Для понимания относительного уровня зафиксированного значения на илл. 11 представлена шкала с указанием источников с различным уровнем шума. Зафиксированный уровень пика нештатного (нехарактерного) звука соответствует звуку работы отбойного молотка.

Илл. 11. Шкала с указанием источников с различным уровнем шума для сравнения

Помимо определения значений уровня шума прибор ЭКОФИЗИКА-110А позволяет также произвести анализ его спектров. На илл. 12 показан пример такого анализа спектров частот посторонних нештатных (посторонних) звуков в виде металлических стуков, возникающих при торможении автомобиля. Видно, что в момент возникновения звуков, возникает всплеск спектра частот шума до уровня 90 - 100 дБА (розовые вертикальные линии).

• р)А.Па

00:01:00 00:00:55 00:00:50 00:00:45 00:00:40 00:00:35 00:00:30 00:00:25 00:00:20 00:00:15 00:00:10 00:00:05 00:00:00

Илл. 12. Пример анализа спектров нештатных (нехарактерных) звуков в виде металлических стуков, возникающих при торможении автомобиля

Локализация источника нештатного (нехарактерного) звука осуществляется с применением другого оборудования - стетоскопов.

Для локализации источника нештатного (нехарактерного) звука в ДВС автомобиля применяется механический стетоскоп (илл. 13).

Вначале с помощью механического стетоскопа производится диагностика звуков в моторном отсеке сверху. Затем автомобиль поднимается на подъёмнике и диагностика стетоскопом звуков в моторном отсеке производится снизу. При

этом, изменяя частоту вращения коленчатого вала, специалист (эксперт) определяет меняется ли частота постороннего нештатного (нехарактерного) звука. Зная, что частота вращения распределительных валов в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала, можно определить является ли источником звука детали газораспределительного механизма или же это детали кривошипно-шатунного механизма.

характер стуков

нерегулярные, регулярные

появляющиеся (равномерные)

периодически

интенсивность стуков Ь

не зависит от нагрузки увеличивается с нагрузкой уменьшается с нагрузкой |!

не зависит от частоты увеличивается с частотой уменьшается с частотой ¡!

не зависит от прогрева увеличивается с прогревом уменьшается с прогревом |

слева); диагностика звуков в моторном отсеке сверху (фото в середине) и диагностика звуков в моторном отсеке снизу (фото справа)

В производственно-практическом издании автора Хрулева А.Э. «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей» приводится характеристика стуков (звуков) в ДВС в зависимости от режимов его работы (илл. 14).

характер стуков

нерегулярные, появляющиеся периодически

регулярные (равномерные)

частота стуков

с частотой вращения коленчатого вала

с частотой, меньшей частоты вращения коленчатого вала

с частотой, большей частоты вращения коленчатого вала

не зависит от нагрузки

не зависит от частоты

не зависит от прогрева

интенсивность стуков

увеличивается с нагрузкой

увеличивается с частотой

увеличивается с прогревом

уменьшается с нагрузкой

уменьшается с частотой

уменьшается с прогревом

Илл. 14. Характеристика стуков в двигателе в зависимости от режима его работы [5]

В указанном издании автором также приводится методика анализа нештатных (нехарактерных) стуков с определением возможных причин их возник новения (табл. 3).

Таблица 3

Основные неисправности механической части двигателя, их причины и способы устранения (частичная выдержка из производственно-практическом издании

автора Хрулева А.Э. «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей» [5])

Характеристика неисправности Причина Проверка Способ устранения

Равномерный стук на всех режимах с частотой, вдвое меньшей частоты вращения, несколько увеличивающийся с прогревом двигателя, практически не зависящий от нагрузки Износ кулачков распределительного вала Визуально Заменить или отремонтировать изношенные детали

Износ рычагов, толкателей ---- ----

Большой зазор в клапанах —1— Регулировка

Износ осей коромысел Износ клапанов и направляющих втулок Износ подшипников распределительного вала Износ опорной пяты или рычага механического бензонасоса Заклинивание плунжера гидротолкателя Визуально после снятия распределительного вала и пружин Измеряется после снятия распределительного вала Визуально после снятия бензонасоса Заклинивание гидротолкателя дает зазор в приводе клапана либо свободный ход его плунжера Заменить или отремонтировать изношенные детали Сменить масло, фильтр, заменить или отремонтировать гидротолкатель

То же, но уменьшающийся при увеличении частоты вращения, возможно - несколько увеличивающийся под нагрузкой Неисправность гидротолкателя ----

Износ кулачка распределительного вала Визуально

Равномерный стук, резко усиливающийся при увеличении частоты вращения и прогреве Разрушение подшипников ба-лансирных валов Снять поддон, определить визуально Отремонтировать, заменить изношенные детали

Задевание клапанов за поршень из-за неправильной установки фаз газораспределения Проверить совпадение меток на шкивах, звездочках и корпусах Установить правильно фазы

Попадание мелких посторонних предметов (частиц) в цилиндр Стук несколько затихает после работы двигателя на высокой частоте вращения Снять головку блока цилиндров, найти и убрать посторонние предметы, проверить воздушный фильтр

То же, но быстро прогрессирующий со временем Начало разрушения седла клапана, у дизеля - крышки фор-камеры Визуально после снятия головки блока Снять головку блока, заменить и/или отремонтировать поврежденные детали

Равномерный стук, с частотой, вдвое меньшей частоты вращения коленчатого вала, усиливающийся от нагрузки и при прогреве Неисправность гидротолкатепей клапанов Снять крышку головки. Неисправные гидротолкатели дают-зазор в приводе и имеют свободный ход плунжера Заменить или отремонтировать изношенные детали

Начало разрушения шатунного подшипника Снять поддон, крышки шатунов, найти неисправный подшипник Полностью разобрать двигатель, заменить и/или отремонтировать изношенные детали

Деформация поршня и/или шатуна Визуально после разборки двигателя Заменить и/или отремонтировать детали

Для локализации источника нештатного (нехарактерного) звука в деталях подвески, тормозного или рулевого механизма, которые проявляются в движении автомобиля, применяют электронный стетоскоп (илл. 15). Электронные стетоскопы имеют множество датчиков, которые размещаются на различных элементах подвески, тормозного и рулевого механизма автомобиля (илл. 16). После размещения датчиков стетоскопа, специалист (эксперт) садится в салон автомобиля с регистрирующим блоком. К регистрирующему блоку подключаются наушники. При тестовом заезде на автомобиле специалист (эксперт), переключаясь с одного датчика стетоскопа на другой, через наушники по громкости возникающего звука

Илл. 15. Внешний вид электронного стетоскопа Easy Measure X1-NT10A

Илл. 16. Пример размещения датчиков электронного стетоскопа Easy Measure XI-NT10A на различных элементах подвески, тормозного и рулевого механизма автомобиля: датчик № 1 (красный), установленный на тормозном суппорте переднего левого колеса (фотография сверху справа); датчик № 2 (белый), установленный на поворотном кулаке с внутренней стороны рядом с наружным ШРУС левого переднего колеса (фотография снизу справа); датчик № 3 (чёрный), установленный на нижнем рычаге (в средней части) подвески левого

переднего колеса (фотография сверху слева); датчик № 4 (жёлтый), установленный на корпусе рулевой рейки в месте расположения зубчатого зацепления вал-шестерни с рейкой

(фотография снизу слева)

Если не ясно, к какому же именно датчику ближе всего источник звука, то датчики перевешиваются вокруг датчиков с наиболее интенсивным проявлением нештатного (нехарактерного) звука и тестовый заезд повторяется.

Регистрационный блок электронного стетоскопа Easy Measure XI-NT10A также оснащён световой индикацией, показывающей силу шума, регистрируемого датчиками (илл. 17). По световой индикации можно следить за тем, какой же из датчиков ближе всего расположен к источнику нештатного (постороннего) звука.

В показанном примере размещения датчиков электронного стетоскопа на илл. 16 видно, что наибольший уровень силы звука при возникновении нештатного (нехарактерного) стука регистрируется именно на первом (красном) датчике (илл. 17). Таким образом, можно сделать вывод, что источником возникновения нештатного (нехарактерного) звука в исследуемом автомобиле является именно тормозной суппорт переднего левого колеса. Причина, возникновения данных звуков уже была описана выше по тексту статьи - перемещение тормозной колодки в тормозном суппорте в момент торможения автомобиля.

Щ снз ЕЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NOISE DETECTOR

1 2 Л ■w 3 4 i 1

: ч§' • '€• ■ Ш • • • • • I ч Щ, %

Илл. 17. Пример регистрации световой индикации уровня силы звука на регистрационном блоке электронного стетоскопа Easy Measure XI-NT10A в момент возникновения нештатного (постороннего) стука со стороны тормозного суппорта переднего левого

колеса при торможении автомобиля

Заключение

В статье были рассмотрены основные требования по допустимому уровню внутреннего шума транспортного средства и по уровню шума выпуска отработавших газов неподвижного транспортного средства. Показано какие детали в ДВС, трансмиссии, подвеске, системе рулевого управления и тормозном механизме автомобиля могут быть источниками нештатного (нехарактерного) звука. Также в статье показано какими приборами производится контроль уровня шума, а какие используются для точной локализации источника нештатного (нехарактерного для исправной работы) звука.

Список источников

1. ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств. - URL: https://sudact.ru/law/reshenie-komissii-tamozhennogo-soiuza-ot-09122011-n_19/tr-ts-0182011/?ysclid=loq4o9am6w56428102 (дата обращения: 22.02.2024).

2. ГОСТ 33997-2016. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: межгосударственный стандарт: дата введения 01.02.2018 / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2018. - 67 с.

3. ГОСТ 33555-2022. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний: межгосударственный стандарт: дата введения

01.02.2018 / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. - Москва: Российский институт стандартизации, 2022. - 23 с.

4. ГОСТ Р 53188.1-2019. Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования: национальный стандарт: дата введения

01.12.2019 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. -Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2019. - 41 с.

5. Хрулев, А. Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Производственно-практическое издание / А. Э. Хрулев. - Москва: Издательство "За рулем", 1998. - 440 с.

Refere^es

1. TR TS 018/2011. Texnicheskij reglament Tamozhennogo soyuza. O bezopasnosti kolesnysx transportnysxsredstv, available at: https://sudact.ru/law/reshenie-komissii-tamozhennogo-soiuza-ot-09122011-n_19/tr-ts-0182011/?ysclid=loq4o9am6w56428102 (22.02.2024).

2. Kolesnye transportnye sredstva. Trebovaniya k bezopasnosti v ekspluatacii i metody proverki, GOST 33997-2016 (Wheeled vehicles. Operational safety requirements and verification methods, Interstate Standard 33997-2016), Moscow, FGUP Standartinform, 2018, 67 p.

3. Avtomobilnye transportnye sredstva. Shum vnutrennij. Dopustimye urovni i metody ispytanij, GOST 33555-2022 (Motor vehicles. The noise is internal. Acceptable levels and test methods, Interstate Standard 33555-2022), Moscow, Russian Institute of Standardization, 2022, 23 p.

4. Gosudarstvennaya sistema obespecheniya edinstva izmerenij. Shumomery. Chast 1. Tekh-nicheskie trebovaniya, GOST R 53188.1-2019 (The state system of ensuring the uniformity of measurements. Noise meters. Part 1. Technical requirements, State Standart R 53188.12019), Moscow, FGUP Standartinform, 2019, 41 p.

5. Krulev A. Е. Remont dvigatelej zarubezhnyh avtomobilej. Proizvodstvenno-prakticheskoe iz-danie (Repair of engines of foreign cars. Production and practical edition), Moscow, Izdatelstvo "Za rulem", 1998, 440 p.

Информация об авторах

А. Ю. Малахов - кандидат технических наук, заведующий лабораторией, доцент МАДИ.

А. Н. Пронников - эксперт, старший преподаватель МАДИ.

А. С. Кудинов - эксперт, директор ООО «Априори-эксперт».

A. Н. Ливанский - кандидат технических наук, эксперт ИНАЭ-МАДИ.

Information about the authors

А. Yu. Malakhov - Сandidate of Sciences (Technical), head of the laboratory, Associate Profes-

sorMADI.

А. N. Pronnikov - еxpert, senior lecturer MADI.

A. S. Kudinov - еxpert, director LLC "Apriori-expert".

A. N. Livanskiy - Сandidate of Sciences (Technical), expert INAE-MADI.

Рецензент: Д. С. Фатюхин, доктор технических наук, профессор МАДИ.

Статья поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 23.04.2024;

принята к публикации 23.04.2024.

The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 23.04.2024; accepted for publication

23.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.