УДК 339.91
Исследование нелегальной миграции стран Северной Африки
Колесникова Ю.С.
Доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Москва)
Будженах Сохейб
Аспирант кафедры управления человеческими ресурсами Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
Оперативные данные о миграционных потоках необходимы для разработки политики в области миграции, а детальное понимание реалий миграции особенно важно в странах Северной Африки, где миграционные перемещения являются результатом сочетания различных и сложных факторов. Аналитика нелегальной международной миграции необходима в контексте понимания масштаба изменений и направленности тенденций. В статье представлена систематизированная информация о нелегальной миграции на основании данных международных организаций и национальных статистических центров, неправительственных агентств и научных исследований.
Ключевые слова: аналитика, международная миграция, нелегальная миграция, проблемы, статистические данные, факторы.
Международная миграция приобретает все большее распространение при одновременном росте и вынужденной миграции. Причинами этого являются экономические и социальные проблемы, обострение военно-политических конфликтов, климатические изменения. Активизация международной миграции способствует устранению институциональных барьеров международной мобильности рабочей силы, однако многочисленные кризисные явления (нелегальная миграция, торговля людьми, тенизация доходов мигрантов, гуманитарные проблемы, социальная напряженность) свидетельствуют о недостатках институциональной среды формирования и реализации миграционной политики стран Северной Африки, а углубление экономической интеграции в менее развитых регионах мира требует построения миграционной политики как элемента интеграционных стратегий.
В контексте изучаемой темы необходимо привести данные по миграции из стран Северной Африки. В таблице 1 представлены данные международных и национальных статистических центров миграционных потоков.
По данным отчета Международной организации по миграции, миграция в странах Северной Африки является относительно низкой (въезд) или умеренной (выезд) по сравнению с мировым соотношением мигрантов к населению [2]. При анализе необходимо отметить контраст между официальными доступными статистическими данными в одних странах (особенно в Марокко и Тунисе) и сохраняющимся дефицитом знаний в других (таких как Ливия, Судан). Эти различия объясняются рядом факторов, относящихся к самим странам (статистические системы и политическое видение миграции), но также и к странам назначения их мигрантов -
Таблица 1
Данные международных и национальных статистических центров о миграционных потоках в странах Северной Африки, в 2019 г. [1]
Страна Население, тыс. чел. Въезд, чел. Выезд, чел.
Национальная статистика Статистика ООН Национальная статистика Статистика ООН
Алжир 43053,05 95000 249075 961850 1944784
Ливия 6777,45 187372 818216 нет данных 180586
Марокко 36471,77 84001 98574 3371979 3136069
Тунис 11694,72 нет данных 57455 1098200 813213
Египет 100388,1 нет данных 504053 нет данных 49354
Судан 11062,11 нет данных 1223092 нет данных 219827
единственных, где возможно прямое наблюдение за эмиграцией. В дополнение к национальным данным, которые имеют разное количество и качество, базы данных Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН предлагают оценки по набору стандартизованных индексов для всех стран, включая матрицу исходных и конечных групп мигрантов, но источники и методологии не во всех странах одинаково надежны.
По международным данным наибольшее количество эмигрантов из Алжира, Марокко и Туниса проживает в странах Западной Европы, в то время как наибольшее количество эмигрантов из Египта, Ливии и Судана проживает в странах Западной Азии [3]. Таблица 1 показывает заметные различия между национальными данными и международными оценками ООН. С одной стороны, расхождения между контин-гентами внутренних мигрантов, рассчитанными государствами, и оценками ООН могут значительно отличаться. С другой стороны, большинство государств не предоставляют официальную статистику выезжающих за границу мигрантов по той причине, что эти мигранты физически не присутствуют в странах их происхождения. По нашему мнению, расхождения в статистических данных могут свидетельствовать о фактах нелегальной миграции.
Аналитика нелегальной международной трудовой миграции необходима в контексте понимания масштаба изменений и направленности тенденций миграционных политик стран Северной Африки. Анализ официальных источников позволил установить, что под нелегальной миграцией следует понимать территориальное перемещение, происходящее вне нормативно-правовых регламентов стран [1]. Также можно обозначить основные признаки нелегальной миграции: въезд в страну без надлежащих полномочий, либо через подпольный въезд, либо с поддельными документами, въезд с превышением разрешения, умышленное злоупотребление статусом беженца [4]. В 2019 г. ООН проведено исследование по отношению правительств стран к нелегальной миграции. Для сравнения проанализированы
данные по отношению правительств групп стран различных мировых географических регионов (Европа, Америка, Африка, Азия, Тихоокеанский регион, Ближний Восток). Нелегальная миграция не затрагивает все регионы в одинаковой степени, правительства в большинстве регионов, за исключением Северной Африки и Западной Азии, сообщили, что они серьезно обеспокоены незаконной миграцией. Во всем мире 68 % правительств считают нелегальную миграцию в своих странах как серьезную проблему, а еще 25 % считали ее второстепенной проблемой [5].
Официальная статистика по нелегальной миграции отсутствует, интерес представляют зарубежные публикации и исследования, отражающие оперативные данные по мигрантам. Поскольку нелегальные мигранты задействованы в теневой экономике, количество выбывающих и прибывших практически невозможно отследить [6]. Большинство публикаций посвящено Алжиру, Марокко, Ливии и Тунису, но оценки потоков нерегулярной миграции неточны. Особый интерес представляют данные о незаконных пересечениях границ, зафиксированные агентством Европейской пограничной и береговой охраны ЕгоШех. По данным ЕгоШех, в таблице 2 систематизированы данные по фактам нелегальной миграции из стран Северной Африки за январь-сентябрь 2020 г. [7].
По всем направлениям зарегистрировано 25486 чел. нелегальных мигрантов из стран Северной Африки, при этом наибольшая популярность присуща центрально-средиземноморскому маршруту (12687 чел.), далее - западно-средиземноморский маршрут (9949 чел.) и западно-африканский маршрут (1475 чел.).
Анализируя источниковую базу, можно сделать вывод, что условия бедности, неравенства, конфликтов и отсутствия экономических возможностей играют важную роль в принятии решений о международной миграции [8]. Факторы давления и притяжения в Северной Африке включают сочетание: «непосредственных» причин (вспышка насилия, потеря средств к существованию или смерть члена семьи) и «коренных» причин (таких как политическая нестабильность, экономическая неопределенность или длительная безработица) [9]. По данным отчета Международной организации по миграции, острые и затяжные политические кризисы, а также климатические особенности и состояние окружающей среды являются ключевыми факторами вы-
Таблица 2
Данные по фактам нелегальной миграции из стран Северной Африки за январь-сентябрь 2020 г., чел. [7]
Маршрут Алжир Египет Ливия Марокко Тунис Судан
Восточно-средиземноморский маршрут 26 68 11 55 3 0
Западно-африканский маршрут 28 0 0 1447 0 0
Западно-балканский маршрут 151 213 307 431 74 0
Западно-средиземноморский маршрут 7671 1 12 2258 7 0
Маршрут восточных границ 14 4 10 6 2 0
Центрально- средиземноморский маршрут 1130 584 310 678 9891 94
Итого: 9020 870 650 4875 9977 94
нужденной миграции в регион Ближнего Востока и Северной Африки, из них и внутри них [10]. По нашему мнению, решения о миграции принимается на основании различных мотивов, а не на основании влияния какого-то определенного фактора. Следовательно, на решения о миграции влияет сложная комбинация факторов.
Одно из предположений о нелегальной миграции состоит в том, что отсутствие точной информации порождает нерациональное и рискованное поведение, если бы мигранты были проинформированы о надлежащих условиях въезда, они были бы удержаны от незаконной миграции [11]. Некоторые авторы считают маловероятным, что информационные кампании будут иметь какое-либо влияние на решения о миграции [8]. Информация о рисках, похоже, не влияет на решения о миграции, поскольку предполагаемые возможности за границей продолжают перевешивать риски [6].
В контексте исследований нелегальной миграции следует упомянуть аспект контрабанды и торговлю людьми. Контрабанда определяется как «приобретение с целью получения, прямо или косвенно, финансовой или иной материальной выгоды от незаконного въезда лица в государство, гражданином или постоянным жителем которого это лицо не является» [4]. Мигранты, решившие быть незаконно ввезенными, могут оказаться жертвами торговли людьми во время путешествия. До 80 % нелегальной миграции в Европу осуществляется контрабандистами или преступными группами, при этом Ливия является основным центром миграции [12]. Сложные и затяжные гуманитарные и миграционные кризисы могут привести к увеличению торговли людьми [10]. По данным Frontex, в 2019 г. Марокко обнаружило более 27000 нелегальных мигрантов и ликвидировало более 60 сетей незаконного ввоза [13]. Нелегальная миграция связана с контрабандой
подакцизных товаров и запрещенных наркотиков, что вызывает опасения многих стран Европы. В ряде публикаций встречаются предположения, что незаконный ввоз мигрантов часто связан с незаконным ввозом наркотиков по одним и тем же маршрутам, а иногда и с использованием мигрантов для перевозки наркотиков в обмен на бесплатный проезд.
Таким образом, нелегальная миграция часто вызвана стремлением к повышению качества жизни. Хотя это часто включает образование или трудоустройство, это может также включать политические свободы, безопасность и другие преимущества, недоступные в странах происхождения, но и создает множество проблем для стран происхождения, транзита и назначения, а также для самих мигрантов. Мигранты с неурегулированным статусом часто уязвимы для дискриминации и злоупотреблений и рискуют подвергнуться эксплуатации со стороны преступных организаций.
Литература:
1. Migration in West and North Africa and across the Mediterranean // IOM. - Geneva: International Organization for Migration, 2020. - 446 p.
2. World Employment and Social Outlook // ILO. - URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 19.11.2020).
3. UN DESA 2019 // United Nations. - URL: https:// www.un.org (дата обращения: 19.11.2020).
4. Kuschminder K., Bresser J. de, Siegel M. Irregular Migration Routes to Europe and Factors Influencing Migrants' Destination Choices. Wetenschappelijk Onderzoek-en Documentatiecentrum // WODC. -URL: http://www.emnbelgium.be (дата обращения: 22.11.2020).
5. International Migration 2019 // United Nations. - URL: https://www.un.org (дата обращения: 23.11.2020).
6. The Middle East and North Africa: Annual Report // IOM. - URL: http://publications.iom.int (дата обращения: 20.11.2020).
7. Risk Analysis for 2020 // Frontex. - URL: https:// frontex.europa.eu (дата обращения: 23.11.2020).
8. Browne E. Impact of communication campaigns to deter irregular migration // GSDRC. - URL: http:// www.gsdrc.org (дата обращения: 18.11.2020).
9. Cherti M., Grant P. The myth of transit: Sub-Saharan migration in Morocco // Institute for Public Policy Research. - URL: http://www.ippr.org (дата обращения: 23.11.2020).
10. The Middle East and North Africa: Annual Report // IOM. Geneva: International Organization for Migration. - URL: http://publications.iom.int (дата обращения: 20.11.2020).
11.Pécoud A. Informing Migrants to Manage Migration? An Analysis of IOM's Information Campaigns // The Politics of International Migration Management. - URL: http://www.freelists.org (дата обращения: 16.11.2020).
12. Reitano T., Adal L., Shaw M.Smuggled Futures: The dangerous path of the migrant from Africa to Europe // Global Initiative against Transnational Organized Crime. - URL: http://www.globalinitiative.net/wpfb-file/global-initiative-migration-from-africa-to-europe-may-2014-pdf/ (дата обращения: 23.11.2020).
13. Analytics // Frontex. - URL: https://frontex.europa. eu/ (дата обращения: 23.11.2020).
Study of Illegal Migration in North Africa
Kolesnikova Yu.S.
Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
Boujenah Sohaib Kazan (Volga Region) Federal University
Operational data on migration flows are essential for the development of migration policies, and a detailed understanding of migration realities is particularly important in North African countries, where migration movements are the result of a combination of different and complex factors. Analysis of illegal international migration is necessary in the context of understanding the scale of changes and the direction of trends. The article presents systematic information on illegal migration based on data from international organizations and national statistical centers, non-governmental agencies and scientific research.
Key words: analytics, international migration, illegal migration, problems, statistical data, factors.