Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / высшее образование / образовательный процесс / спортивная деятельность / психическое состояние / неблагоприятное состояние / student-athletes / higher education / educational process / sports activity / mental state / unfavorable condition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Степанищев Алексей Геннадьевич, Искусное Ян Константинович

Данная статья направлена на решение актуальной научной проблемы, связанной с возможностью эффективного сочетания обучающимся в высших учебных заведениях учебной деятельности со спортивной. Определенная часть обучающихся на момент поступления в вуз имеют спортивную квалификацию, и планирует продолжать спортивную деятельность. Процесс пучения высшего профессионального образования предусматривает освоение и переработку большого объема информации в виде учебных дисциплин за ограниченный промежуток времени (учебные модуль, курс, семестр). Для таких студентов обучение сопряжено с рядом трудностей: соблюдение учебной дисциплины и необходимостью регулярных тренировок, выступление на соревнованиях, выезды на учебно-тренировочные сборы, соблюдение спортивного режима и пр. Возникшее противоречие обуславливает необходимость поиска возможностей эффективного сочетания обучения со спортивной карьерой, поскольку от эффективной самоорганизации зависит успешное сочетание учебы в вузе и занятием спорта. Однако, многочисленные исследования свидетельствуют о наличии нарушений в психологическом состоянии обучающихся спортсменов. В науке проблема исследования психических состояний является актуальной, поскольку они выступают регуляторами деятельности человека в различных жизненных сферах. Трудности изучения психических состояний обусловлены их многоуровневыми, многокомпонентными и полифункциональными феноменами на фоне целостности психической деятельности. В статье представлен анализ научных подходов к понятию «психическое состояние», определена его структура, охарактеризованы неблагоприятные психические состояния спортсменов. В работе представлены результаты, проведенного авторами исследования по выявлению компонентов негативных состояний у студентов-спортсменов пяти высших учебных заведений г. Барнаула. В исследовании приняли участие 166 спортсменов, занимающиеся различными видами спорта. Проведенное исследование явилось перспективным в плане определения направлений психолого-педагогических направлений поддержки обучающихся спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Степанищев Алексей Геннадьевич, Искусное Ян Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is aimed at solving an urgent scientific problem related to the possibility of an effective combination of educational activities with sports for students in higher educational institutions. A significant part of the students at the time of admission to the university have sports qualifications and plans to continue their sports activities. The process of acquiring higher professional education provides for the development and processing of a large amount of information in the form of academic disciplines for a limited period of time (training module, course, semester). For such students, training is associated with a number of difficulties: compliance with academic discipline and the need for regular training, performance at competitions, trips to training camps, compliance with the sports regime, etc. As a result, there is a need to find opportunities for an effective combination of training with a sports career, since the successful combination of university studies and sports depends on effective self-organization. However, numerous studies indicate the presence of disorders in the psychological state of the trained athletes. In science, the problem of studying mental states is relevant, since they act as regulators of human activity in various spheres of life. The difficulties of studying mental states are caused by their multilevel, multicomponent and multifunctional phenomena against the background of the integrity of mental activity. The article presents an analysis of scientific approaches to the concept of "mental state", its structure is determined, unfavorable mental states of athletes are characterized. The paper presents the results of a study conducted by the authors to identify the components of negative states in student-athletes of five higher educational institutions of Barnaul. The study involved 166 athletes engaged in various sports. The conducted research was promising in terms of determining the directions of psychological and pedagogical directions of support for student athletes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

- подготовка к выполнению комплекса норм ГТО;

- подготовка бакалавров к профессиональной деятельности.

Выделенное направление исследований объединяет процесс научного поиска организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, проектирования моделей (чаще структурно-функциональных и структурно-содержательных), разработки методик (в том числе дифференцированных).

Пятое основание отражает характеристику целенаправленности диссертации, в виде формулировки цели исследования:

- теоретическое и экспериментальное обоснование методики;

- выявление и экспериментальное обоснование особенностей реализации процесса;

- разработка модели;

- разработка педагогических условий;

- научно-технологическое обоснование концепции;

- обосновать и разработать концепцию;

- теоретическое и экспериментальное обоснование процесса готовности;

- научно-теоретическое обоснование и разработка раздела учебной дисциплины.

Слабо освещенными в настоящее время являются вопросы совершенствования личностных качеств студентов средствами физического воспитания, а также формирования мотивированно-смысловой сферы личности обучающихся. Обобщая сформулированные цели исследования можно сделать вывод о том, что в основе современной концепции совершенствования процесса физического воспитания в вузе заложена интеграция научных подходов: личностно-ориентированный, педагогического моделирования, культурологический, аксиологический, герменевтический.

Выводы. Проведя анализ диссертационных работ, заполоненных за 5 лет (с 2018 по 2022 г.) следует отметить, что тема связанная с реализацией процесса физического воспитания в вузе является весьма актуальной. Интеграция традиционных дидактических форм, средств, методов обучения, воспитания и инновационного ресурса современной педагогики, а также междисциплинарного подхода, несомненно, будут способствовать гармоничному развитию личности, имманентной составляющей которого является физическое развитие. Стоит отметить, что целенаправленная деятельность физического воспитания студентов, на основе принципа вариативности позволяет сформировать технологию автодидактики.

Литература:

1. Муслимов, P.P. Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях / P.P. Муслимов // Интернет-журнал «Мир науки». -2018. -№6. - https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN618.pdf (доступ свободный)

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЭ. - URL: https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 19.09.2023)

3. Паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» [Электронный ресурс]. - URL: http:// minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (дата обращения: 15.09.2023)

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://edu.ru/files/discussion/appeal.html [Архивированов WebSite] (дата обращения: 28.02.2015)

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Проект по состоянию на 08 апреля 2020 г. // Ми-нистерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 01.10.2023)

6. Фазлеева, Е.В. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е.В. Фазлеева, A.C. Шалавина, Н.В. Васенков, О.П. Мартьянов, А.Н. Фазлеев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. -№ 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf

7. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleld=l&documentld=369095 (дата обращения 05.10.2022)

8. Щенникова, М.Ю. Развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта: монография / М.Ю. Щенникова. - Москва: Типография, 2020. - 300 с.

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук Степанищев Алексей Геннадьевич Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); магистрант Искусное Ян Константинович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Данная статья направлена на решение актуальной научной проблемы, связанной с возможностью эффективного сочетания обучающимся в высших учебных заведениях учебной деятельности со спортивной. Определенная часть обучающихся на момент поступления в вуз имеют спортивную квалификацию, и планирует продолжать спортивную деятельность. Процесс пучения высшего профессионального образования предусматривает освоение и переработку большого объема информации в виде учебных дисциплин за ограниченный промежуток времени (учебные модуль, курс, семестр). Для таких студентов обучение сопряжено с рядом трудностей: соблюдение учебной дисциплины и необходимостью регулярных тренировок, выступление на соревнованиях, выезды на учебно-тренировочные сборы, соблюдение спортивного режима и пр. Возникшее противоречие обуславливает необходимость поиска возможностей эффективного сочетания обучения со спортивной карьерой, поскольку от эффективной самоорганизации зависит успешное сочетание учебы в вузе и занятием спорта. Однако, многочисленные исследования свидетельствуют о наличии нарушений в психологическом состоянии обучающихся спортсменов. В науке проблема исследования психических состояний является актуальной, поскольку они выступают регуляторами деятельности человека в различных жизненных сферах. Трудности изучения психических состояний обусловлены их многоуровневыми, многокомпонентными и полифункциональными феноменами на фоне целостности психической деятельности. В статье представлен анализ научных подходов к понятию «психическое состояние», определена его структура, охарактеризованы неблагоприятные психические состояния спортсменов. В работе представлены результаты, проведенного авторами исследования по выявлению компонентов

негативных состояний у студентов-спортсменов пяти высших учебных заведений г. Барнаула. В исследовании приняли участие 166 спортсменов, занимающиеся различными видами спорта. Проведенное исследование явилось перспективным в плане определения направлений психолого-педагогических направлений поддержки обучающихся спортсменов.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, высшее образование, образовательный процесс, спортивная деятельность, психическое состояние, неблагоприятное состояние.

Annotation. This article is aimed at solving an urgent scientific problem related to the possibility of an effective combination of educational activities with sports for students in higher educational institutions. A significant part of the students at the time of admission to the university have sports qualifications and plans to continue their sports activities. The process of acquiring higher professional education provides for the development and processing of a large amount of information in the form of academic disciplines for a limited period of time (training module, course, semester). For such students, training is associated with a number of difficulties: compliance with academic discipline and the need for regular training, performance at competitions, trips to training camps, compliance with the sports regime, etc. As a result, there is a need to find opportunities for an effective combination of training with a sports career, since the successful combination of university studies and sports depends on effective self-organization. However, numerous studies indicate the presence of disorders in the psychological state of the trained athletes. In science, the problem of studying mental states is relevant, since they act as regulators of human activity in various spheres of life. The difficulties of studying mental states are caused by their multilevel, multicomponent and multifunctional phenomena against the background of the integrity of mental activity. The article presents an analysis of scientific approaches to the concept of "mental state", its structure is determined, unfavorable mental states of athletes are characterized. The paper presents the results of a study conducted by the authors to identify the components of negative states in student-athletes of five higher educational institutions of Barnaul. The study involved 166 athletes engaged in various sports. The conducted research was promising in terms of determining the directions of psychological and pedagogical directions of support for student athletes.

Key words: student-athletes, higher education, educational process, sports activity, mental state, unfavorable condition.

Введение. Образовательная проблематика настоящего исследования связана с вопросами обучения студентов, совмещающих учебную деятельность со спортивной [7, 9]. С целью поиска личностноориентированного подхода педагогам высших учебных заведений важно знать о психических состояниях, вызванных спортивной деятельностью, а также особенностях их проявлений [1, 4]. В процессе спортивных занятий студенты-спортсмены испытывают состояния, связанные с психическим напряжением. Речь идет о неблагоприятных психических состояниях, которые обусловлены сочетанием факторов, проявляющихся на трех уровнях:

- физическом (связано с интенсивными физическими нагрузками);

- моральном (обусловлено степенью ответственности за спортивный результат);

- психологическим (детерминировано недостаточным уровнем владения навыками управления собственным состоянием).

Базовым понятием, отражающим негативные проявления деятельности спортсменов, выступает понятие «психическое состояние». Исторический экскурс позволил сделать вывод о том, что, данное понятие введено с целью характеристики относительно стабильного период функционирования психических процессов. Данный период детерминирован тремя факторами: отражаемыми явлениями; индивидуально-типологическими особенностями личности; предварительным состоянием.

Изложение основного материала статьи. Существуют различные трактовки этого понятия «психическое состояние». В настоящее время научный интерес к вопросам психического стояния не теряет своей актуальности. В литературе отсутствует единое, общепринятое определение психического состояния, исследователи продолжают формулировать авторские, пытаясь отразить в нем наиболее значимые, по их мнению, сущностные характеристики. Так Я.Ю. Киселёв ключевыми составляющими психического состояния видит психические процессы и проявления разноуровневых свойств личности [5]. По иному трактует исследуемое понятие Е.П. Ильин, акцентируя внимание на функциях, состояния: адаптация к различным условиям среды и обеспечение целостности организма [2]. R. Woodworth ключевой функцией состояния видит отражение психикой внешних воздействий [10]. Л.В. Куликов попытался в своем определении объединить три организации человека: телесную, психическую и духовную [4]. Российский спортивный психолог В.П. Сопов, опираясь на разработанную им теорию актуальных отрезков спортивной деятельности, видит психическое состояние как временную психическую систему, обусловленную компиляцией и взаимодействием компонентов, с целью достижения цели, значимой в определенный период времени [8]. Обобщив предложенные подходы, стоит отметить, что в настоящее время нет единого общепризнанного определения психического состояния, ученые выделяют многоуровневость составляющих психического состояния, а также наличие системы, обусловленность факторами внешней и внутренней среды. Обобщив различные определения исследуемого понятия, можно констатировать, что под психическим состоянием понимается системная характеристика комплекса различных проявлений психики: эмоциональных, познавательных, поведенческих и др. в характерных для определенного временного периода.

Психическому состоянию личности свойственна совокупность характеристик: динамика, функции, структура, пространство и время, а также свойственные им параметры проявления [6]. Сложным и до конца не завершенным в психологии является вопрос классификации психических состояний. Основной причиной, затрудняющей выработку единого подхода к классификации, выступает многоаспектность психических состояний. Рассматривая состояния студента-спортсмена следует учитывать их характер: личностные и ситуативные; состояния глубокие и поверхностные; состояния положительные или отрицательные; состояния продолжительные и краткие; состояния более и менее осознанные и др.

В рамках нашего исследования представляют интерес неблагоприятные состояния, свойственные не только для спортсменов, но и студентов-спортсменов. Используя системный подход, нами взята за основу общая структура деятельности. Спортивная деятельность, как и иной вид деятельности, представляет определенную систему, обладающую структурностью и проявляющуюся в совокупности различных компонентов, действий и процессов. Обобщение различных подходов к структурным составляющим деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.П. Ерастов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.) позволяют выделить общие компоненты: 1) субъект; 2) потребность; 3) планируемые цель и задачи; 4) предмет; 5) технология; 6) условия (внешние и внутренние); 7) действия; 8) результат или продукт деятельности; 9) оценка результата.

Основываясь на выделенных компонентах, под неблагоприятными психическим состоянием мы будем понимать состояние, которое затрагивает все компоненты деятельности спортсмена. Отрицательным эффектом неблагоприятных психических состояний для занимающихся являются следующие проявления:

- препятствуют оптимальному протеканию психических процессов;

- нарушают психические функции;

- способствуют появлению и формированию отрицательных свойств личности спортсмена;

- ухудшают продуктивность и результативность деятельности;

- способствуют разрушению или утрате «спортивной форы»;

- негативно влияют на психическое и соматическое здоровье.

При выделении неблагоприятных состояний мы придерживаемся подхода A.B. Алексеева, согласно которому состояния классифицируются в зависимости от этапа деятельности, в который включен спортсмен [6]. Досоревновательный период: стартовая лихорадка, стартовая апатия, стартовая самоуспокоенность, стартовая несобранность, стрессовый спортивный иммунодефицит. Особенностью данных состояний является их временный эффект. Однако, стоит учитывать, что совокупные симптомы могут экстраполироваться на схожие ситуации, например, при сдаче зачетов, экзаменов, публичных выступлениях.

Этап проведения соревнований: фобии, соревновательная растерянность, преждевременная соревновательная успокоенность, синдром самострессирования, двигательные дисгармонии, болевой финишный синдром.

Послесоревновательный период: депрессивные, ипохондрические, истерические, невротические синдромы, ремобилизационные дисгармонии.

Состояния, проявляющиеся вне зависимости от деятельности: спортивная болезнь (состояние перетренированности), стресс, тревожность, страх, монотония, состояние психического пресыщения, фрустрация, «звездная болезнь», «синдром Пигмалиона» и др. Перечисленные неблагоприятные состояния могут проявляться как изолировано, так и в совокупности с другими.

Целью проводимого нами эмпирического исследования явилось выявление компонентов негативных состояний у студентов спортсменов 1-4 курсов. В исследовании приняли участие 166 спортсменов г. Барнаула (81 юноша и 85 девушек), занимающиеся различными видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, лыжные гонки, биатлон, тяжелая атлетика, художественная гимнастика, спортивная гимнастика, греко-римская борьба, бокс и плавание. Студенты, участвующие в исследовании являлись представителями различных вузов (технического, педагогического, классического, юридического). Стаж занятий спортом составлял от 5-12 лет. Поскольку в настоящее время отсутствует единый диагностический инструментарий, позволяющий выявлять обозначенные выше психические состояния, нами был разработан опросник «Диагностика состояний спортсменов». Респондентам предлагался опросник, включающий 20 вопросов, касающихся четырех аспектов исследуемой проблематики: 1) самодиагностики неблагоприятных психических состояний; 2) длительности их проявления; 3) степени влияния на учебною деятельность; 4) способов преодоления.

Обобщив ответы респондентов, было выявлено, что 86% обучающихся спортсменов выявили у себя признаки неблагоприятных психических состояний, из них: признаки стресса (61%), проявления фрустрации (56%), симптоматику тревожности и страха (42%), признаки состояния психического пресыщения (24%). Проявления неблагоприятных состояний в предстартовый период отметили более 80% опрошенных. По длительности проявления признаков неблагоприятных состояний у студентов-спортсменов временной промежуток варьировался от двух" недель до одного года, что позволяет говорить о продолжительном пребывании в неблагоприятном состоянии. Опрошенные отметили, что их состояние оказывает влияние на процесс обучения в вузе (72%), а именно: влияние на познавательные процессы (сложность в запоминании учебного материала, концентрации внимания, трудности в осмыслении получаемых знаний, сложности восприятия и т.д.); влияние на мотивацию учебной деятельности (сложности в выстраивании приоритетов и соподчинении мотивов); социальеные проблемы (связаны с установлением контактов как с обучающимся, так и с педагогами); влияние на волевую и интеллектуальную сферы. В качестве способов преодоления неблагоприятных состояний более половины опрошенных предпочитают приемы саморегуляции (58%): варьирование целеполагания, изменение направленности сознания, отключение-переключение внимания, нервно-мышечная релаксация. Отсутствие каких-либо действий по преодолению признаков неблагоприятных состояний отмечено у 38% опрошенных. Обращение помощью к специалисту (спортивному психологу, тренеру, преподавателю) практиковали 4% респондентов. Студенты отмечают, что нуждаются в дополнительных мерах поддержки по преодолению признаков неблагоприятных психических состояний с целью гармонизации стояния и повышению эффективности учебной деятельности.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии у студентов, занимающихся спортом в период обучения в вузе признаков неблагоприятных психических состояний (86%). Отмеченные признаки имеют характер многоуровневости проявления: физический, соматический, психический, интеллектуальный, моторный. Для большинства опрошенных признаки неблагоприятных психических состояний оказывают отрицательное влияние на учебною деятельность (72%). Указанное выше отражает необходимость целенаправленного решения проблем поддержки обучающихся спортсменов.

Для осуществления своевременной коррекции состояния обучающихся спортсменов необходим контроль в различные периоды тренировочной и соревновательной деятельности. Поскольку стояния спортсменов имеют значительную вариативность, обусловленную индивидуальными особенностями, видом спорта, опытом спортивной деятельности и пр. это указывает на необходимость осуществления дифференцированного подхода к регулированию психических состояний. Вышесказанное обуславливает необходимость осуществления целенаправленной психолого-педагогической поддержки исследуемой категории обучающихся, заключающейся в формировании базовых психологических знаний и умений, связанными с психологическим здоровьем личности. В настоящее время в науке считаются перспективными разработка и применение психофизиологических технологий. С данным направлением мы связываем перспективы нашего исследования.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность процесса обучения в вузе и как результат -профессиональная подготовленность будущих специалистов находится в тесной зависимости от психического здоровья и эмоционального благополучия студентов-спортсменов, их мотивов и ценностных установок, а также при условии наличия собственных перспективных жизненных стратегий.

Литература:

1. Бабина, A.A. Проблема реализации «двойной карьеры» в восприятии студентами-спортсменами / A.A. Бабина, М.Н. Саламатин, И.В. Толстоухова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. -№ 8,- С. 58-64

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.

3. Киселёв, Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте / Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов // Сб. науч. тр. под ред. П.В. Бундзена, Ю.Я. Киселёва. - Л. - 1989. - С. 3-24

4. Крокинская, O.K. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии / O.K. Крокинская, Н.В. Немирова // Социологический журнал. - 2018. - № 24 (1). - С. 34-54

5. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.

6. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека: учеб. пособие / А.Е. Ловягина. - Спб: СПбГУ, 2014. - 120 с.

7. Муслимов, P.P. Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях / P.P. Муслимов, C.B. Шарохина, И.Я. Красноруцкий // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №6. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/ 129PDMN618.pdf (доступ свободный).

8. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект, 2005. - 128 с.

9. Хвацкая, Е.Е. Ретроспективный подход в исследовании «двойной» карьеры у спортсменов / Е.Е. Хвацкая, Н.Л., Ильина // Спортивный психолог. -2018.-№ 1. - С. 45-48

10. Woodworth, R. Dynamics ofBehavior, N.Y. / R. Woodworth. - 1958. - 403 p.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Игнатьев Владимир Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат исторических наук, доцент Атласова Саргылана Серафимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. В последние годы в сфере профессионального образования происходят изменения, вызванные процессами глобализации и развития информационных технологий. Ежегодно фиксируются основные мировые тренды, оказывающие наибольшее влияние на профессиональное образование. Выявленные тренды характерны для зарубежных вузов, но часть из них имеет отношение и к российской системе высшего образования. При этом некоторые тренды отечественными вузами понимается несколько иначе, чем за рубежом, что отражает нашу специфику. В условиях диверсификации высшей школы Российской Федерации наиболее значимыми трендами в нашей стране являются 5 мировых трендов таких, как «Гибридное обучение», «Программы микроквалификации», «Совмещение учебы с практикой», «Образование в соцсетях» и «Автономное обучение». Целью исследования является определение влияния основных мировых трендов на систему высшего образования России. При написании статьи использовался метод теоретического анализа мировых и отечественных практик подготовки студентов в условиях глобализации системы высшего образования. Представлены материалы зарубежных и отечественных исследователей по выявлению ключевых образовательных трендов в сфере профессионального образования, проведен их анализ и рассмотрено влияние данных трендов на образовательный процесс в российских вузах. Развитие указанных трендов российскими вузами является одним из условий не только повышения качества профессионального образования, но и усиления их конкурентных преимуществ. Показаны возможные пути реализации данных мировых трендов в условиях отечественного высшего образования.

Ключевые слова: образовательный тренд, гибридное обучение, повышение квалификации, практическая подготовка, образование в соцсетях, автономное обучение.

Annotation. In recent years, changes have been taking place in the field of vocational education caused by the processes of globalization and the development of information technologies. The main global trends that have the greatest impact on vocational education are recorded annually. The identified trends are typical for foreign universities, but some of them are also relevant to the Russian system of higher education. At the same time, some trends are understood by domestic universities somewhat differently than abroad, which reflects our specifics. In the context of the diversification of higher education in the Russian Federation, the most significant trends in our country are 5 global trends such as "Hybrid learning", "Microqualification programs", "Combining study with practice", "Education in social networks" and "Autonomous learning". The purpose of the study is to determine the impact of the main global trends on the Russian higher education system. When writing the article, the method of theoretical analysis of world and domestic practices of student training in the context of globalization of the higher education system was used. The materials of foreign and domestic researchers on the identification of key educational trends in the field of vocational education are presented, their analysis is carried out and the influence of these trends on the educational process in Russian universities is considered. The development of these trends by Russian universities is one of the conditions not only for improving the quality of vocational education, but also for strengthening their competitive advantages. Possible ways of implementing these global trends in the conditions of domestic higher education are shown.

Key words: ducational trend, hybrid training, advanced training, practical training, education in social networks, autonomous training.

Введение. Группа учёных Института образовательных технологий Открытого университета в Великобритании проводят ежегодные исследования по анализу образовательных трендов, оказывающих наибольшее влияние на образовательную сферу, но не получивших еще широкого распространения. По результатам проведенных исследований готовится ежегодный публичный доклад Innovative Pedagogy, в котором освещаются 10 самых перспективных с точки зрения членов рабочей группы образовательных тренда [8].

В нашей стране данными вопросами активно занимается Институт образования НИУ ВШЭ, который проводит ежегодные опросы российских респондентов, выясняя какие из 10 выявленных мировых трендов являются наиболее востребованными в Российской Федерации [3]. В 2022 году были опрошены 370 экспертов российского образования, являющихся инноваторами в образовании, а также непосредственных участников образовательного процесса - студентов и школьников из 60 регионов РФ, которые выделили 5 мировых трендов, имеющих перспективу внедрения в нашей стране. При этом часть из этих трендов уже используется в российских вузах.

Изложение основного материала статьи. Больше всего голосов (61,8%) получил тренд «Гибридное обучение». Данный тренд стал очень популярным во всем мире, «благодаря» пандемии 2020 года, когда многие вузы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Данное обстоятельство, в отсутствии альтернативы, позволило в довольно сжатые сроки внедрить повсеместно онлайн-обучение, которое сегодня воспринимается всеми участниками образовательного процесса как одна из привычных форм обучения. Между тем, существует огромное количество публикаций зарубежных и отечественных авторов, которые отмечают как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного образования. Главной положительной стороной является то, что дистанционное образование снимает временные и пространственные ограничения [2, С. 213]. В качестве основного минуса онлайн-обучения, как правило, отмечается отсутствие тесного социального контакта между участниками образовательного процесса [7, С. 96].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.