Научная статья на тему 'Исследование напряженно- деформированного состояния обсадной колонны при спуске на плаву'

Исследование напряженно- деформированного состояния обсадной колонны при спуске на плаву Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВАЖИНА / WELL / ОБСАДНАЯ ТРУБА / WELL CASING / ДНИЩЕ / НАПРЯЖЕНИЕ / UNDERNEATH THE VOLTAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Царенко Сергей Николаевич, Борщевский Сергей Васильевич, Глебко Виктор Викторович

Проведены исследования напряженно-деформированного состояния обсадной колонны с днищем во время ее спуска на плаву. Выполнен анализ определения приведенной толщины днища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Царенко Сергей Николаевич, Борщевский Сергей Васильевич, Глебко Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS-STRAIN STATE CASING STRINGS DURING THE DESCENT AFLOAT

Investigations of the stress-strain state of the casing to the bottom during its descent afloat. The analysis of the definition of the reduced thickness of the bottom.

Текст научной работы на тему «Исследование напряженно- деформированного состояния обсадной колонны при спуске на плаву»

© С.Н. Царснко, С.В.Борщсвский, В.В. Глсбко, 2013

УЛК 622.245.12

С.Н. Царенко, С.В.Борщевский, В.В. Глебко

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ ПРИ СПУСКЕ НА ПЛАВУ

Проведены исследования напряженно-деформированного состояния обсадной колонны с днищем во время ее спуска на плаву. Выполнен анализ определения приведенной толщины днища.

Ключевые слова: скважина, обсадная труба, днище, напряжение

Л ля улучшения вентиляции и доставки материалов в шахты, бурят технические скважины диаметром от 2 до 5 м, глубина которых достигает 800 м. При бурении скважин большого диаметра, как правило, грузоподъемность буровой установки выбирают по массе обсадной колонны, которую предстоит опускать в скважину.

Если масса колонны превышает грузоподъемность буровой установки, то применяют три специальных способа спуска колонны: на воздушной подушке, на плаву, секциями.

В последнее время наиболее распространен спуск колонн секциями, но он сопряжен со значительным увеличением времени крепления скважин, причем не исключаются случаи не плотной стыковки секций, что осложняет тампонаж и последующую эксплуатацию скважин.

Спуск колонн на воздушной подушке лишен недостатков предыдущего способа, но связан с усложнением технологии спуска и необходимостью применения специальных приспособлений.

Спуск колонны на плаву является наиболее простым и эффективным способом, он ограничен допустимым внешним давлением на колонну.

Таким образом для снижения затрат и уменьшения времени крепления скважины следует обеспечить необходимую прочность обсадной трубы.

В качестве расчетной модели при спуске обсадной колонны на плаву (рис. 1) рассмотрим полубесконечную цилиндрическую оболочку, погруженную в жидкость и подкрепленную продольными (стрингеры), кольцевыми (шпан-гоуты) ребрами с упругим днищем радиуса Я, и толщиной Ьд. Оболочка имеет следующие параметры: толщина стенки Ь, ¡с, ^ -площадь сечения и шаг между стрингерами, /ш 1Ш-площадь сечения и шаг между шпангоутами. На цилиндрическую поверхность оболочки действует внешняя нагрузка р1 = —р(Н — х) соответствующая давлению жидкости, а на днище - давление рд = .

Колонну будем считать конструктивно анизотропной оболочкой, которая находится в осесимметричном напряженно-деформированном состоянии, при этом она при растяжении и изгибе в продольном и поперечном направлениях имеет один и тот же модуль упругости. Толщина оболочки, которую будем считать приведенной, при растяжении в кольцевом и меридиональном направлениях будет вычисляться по формулам [1]:

Рис. 1. Расчетная модель обсадной колонны при ее спуске на плаву

И = И +

и = и+^ .

„ г „ г

ш с

Подсчитав моменты инерции элементов сечения оболочки относительно центра тяжести можно найти приведенные толщины при изгибе:

V

12 3ш

ё =

v

12 3 с

Уравнение осесимметричной деформации оболочки будет иметь вид [1]

г

г

ш

с

й4я „й я Екш

Е—--г + Т1—- + —Ш я = р, (1)

12 йх4 1 йх2 Я2 где х - осевая координата, ^ - радиальное перемещение,

Т рЯ

Т = 2 - осевое усилие, которое определяется из условия равновесия днища.

Если обозначить а2 =

ЗА... 3T

R2¿c2 Е£3

в2 =

3Аш 3T

+---, то общее решение с условием затухания

R282 Е8Ъ

уравнения (1) будет иметь вид Р R2

w =^— + С1еа sin /Зх + С2eа cos /Зх; (2)

ЕАш

Уравнение углов поворота днища имеет вид [2]

= С3Г + + -!-f[r f QadF¡¿f , (3)

r Dd r J J

p r ЕА

где Qd = —— - поперечная сила, Dd =-- изгибная

д 2 д 12(1 -/и2)

жесткость днища.

Подставив выражение Qd в уравнение (3) и выполнив интегрирование найдем

V = С3г + С4 + -P¿- (4)

д 3 r 16Dd

Так как для сплошной пластины без отверстия угол поворота нормали при r = 0 не должен обращаться в бесконечность и, следовательно, C4 = 0. Остальные постоянные определим из граничных условий сопряжений оболочки с днищем w(0) = 0;

v(0) = -va (R); (5)

M (0) = Mr (R).

Решая систему (5) находим постоянные Ci, С2, С3:

а =

pd r 2

еьш

( Dd (1 + р) R(1 + R(3 + ^

pd R

C =

v ЕНШИ 16 16

1 Dd^(1 + ^ - 2Dae

+

R

C2 [aD R + /¿) + D(e2-а2)

Ав(1 + R

- 2Da/3

c = pdr - pdr2 д',

/v^q

-3 = ----1--,

3 Eh H Dr> R R

ш д

ES3

где D = —2— изгибная жесткость оболочки. 12

Силовые факторы Mi, Т2, возникающие в оболочке, определяются по формулам [1]:

T2 = = p1R + (С1в-ас sin вх + C2ea cos в);

d 2w dx2

M1 = D—T = De-ax(sinpx(Ca - fi2)

+2af3C2) - cos /3x(2a/3Cx + C2(fi2 -a2)))

Аналогично определяются усилия, возникающие в днище:

мг=Dd {dv+^=AA(i+л++;

Mr = Dd {v + ^ ] = DdC3(1 + ц) + (1 + 3^). ^ r dr J 16

Напряжения в оболочке и в днище определяются по известным формулам:

L+м^ = h. = + Mr = + Mt h "s?/6 ' ct2 h ' ctr + h2/6; + h2/6

Методика расчета технологических параметров спуска обсадных колонн описанная в [3], является упрощенной и не учитывает влияние на напряженно-деформированное состояние таких конструктивных элементов, как днище, стрингеры и шпангоуты.

В качестве примера рассмотрим спуск обсадной колонны диаметром Dm = 4,3 м на плаву в скважину глубиной l = 600 м при помощи буровой установки грузоподъемностью Gу = 3200 кН. Удельный вес жидкости в скважине принимаем

Уж = Р = 11760 Н/м3. Колонна представляет собой трубу, подкрепленную шпангоутами, и имеет следующие параметры [4]: толщина стенки трубы И = 0,016 м, ширина шпангоута

Ь = 0,3 м, толщина - И = 0,02 м, шаг I = 0,75 м, погонный

Ш 5 > Ш 5 > Ш 5 >

вес колонны у = 25,04 кН/м, критическое давление на крепь Рр = 0,14 МПа.

Определим необходимое снижение веса на крюк установки AG = у1 - Gy = 25,04 • 600- 3200 = 11824 кН.

Требуемая высота опорожнения колонны согласно [3] будет

Н AG 11824000

Н =-2-=-2-= 69,3 м.

0785D1myж 0,785 • 4,32 • 11760

Лля определения оптимальной конструкции днища исследуем напряженное состояние оболочки в месте состыковки с днищем. На рис. 2 показан график изменения осевых напряжений <71 при х=0, в зависимости от приведенной толщины днища Ьд. Из графика рис. 2 следует, что приведенную толщину днища можно принять Ид = 0,4 м, так как дальнейшее ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличение приводит к незначительному снижению напряжений.

Эквивалентные напряжения определяются по известной формуле аэкв = + ст^ - сг1а2 , график изменения эквивалентных напряжений представлен на рис. 3.

0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 х, м -70 ---Ittt----

-80

-90

-100

-110 <т„ МПа

Рис. 2. Осевые напряжения в зависимости от приведенной толщины днища

ат, МПа -----

80 70 60 50

40 04 08 П Гб Г«

X

Рис. 3. Эквивалентные напряжения в теле оболочки

Для данного случая максимальное давление на колонну составило p1 = 0,815 МПа , что вызвало максимальные эквивалентные напряжения аэкв = 81,4 МПа , при допустимых для данной стали на смятие \осм ] = 190 МПа.

Таким образом, можно сделать вывод, что приведенные данные по критическому давлению на крепь в монографии [4], являются заниженными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы строительной механики ракет: Учеб. пособие/ Балабух Ë. И., Колесников К. С., Зарубин В. С. и др. - М.: «Высшая школа», 1969. -496 с.

2. Бояршинов C.B. Основы строительной механики машин. - М.: Машиностроение, 1973. - 456 с.

3. Добровольский Г.Б., Казикаев Д.М., Петриченко В.П. Крепление скважин большого диаметра. - М.: Недра, 1988. - 238 с.

4. Жиленко Н. П., Краснощек A.A. Справочное пособие по реактивно-турбинному бурению. - М.: Недра, 1987. - 309 с. ШИН

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Царенко Сергей Николаевич - кандидат технических наук, доцент кафедры сопротивления материалов Донецкого национального технического университета, tzarenko@rambler.ru

Боршевский Сергей Васильевич - доктор технических наук, профессор, заместитель зав. кафедры строительства шахт и подземных сооружений Донецкого национального технического университета, borshevskiy@mail.ru Глебко Виктор Викторович - магистрант кафедры строительства шахт и подземных сооружений Донецкого национального технического университета, viktorglebko@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.