экономические Грищенко Александр Александрович, Даниловских Татьяна Евгеньевна
науки ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ...
УДК 332.1
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ ИЗ РОССИЙСКОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ
© 2016
Грищенко Александр Александрович, студент 2 курса магистратуры направления «Финансы и кредит» Даниловских Татьяна Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью исследования является изучение примеров современной отечественной и зарубежной практики создания и функционирования особых экономических зон для обоснования направлений дальнейшего развития свободного порта Владивосток (СПВ). В статье рассматриваются типы особых экономических зон в РФ, а также причины их неэффективного развития. В статье рассмотрен негативный опыт первой на Дальнем Востоке особой экономической зоны портового типа (Советская Гавань), связанный в основном с плохой работой управляющей компании, и положительный опыт самой успешной на сегодняшний день особой экономической зоны промышлен-но-производственного типа (Алабуга в республике Татарстан), обусловленный наличием готовых производственных площадок для инвесторов. Из зарубежных аналогов рассматривается Даляньская особая экономическая зона, как наиболее сходная по экономическим и географическим условиям. В процессе написания статьи был проведен анализ факторов, влияющих на развитие особых экономических зон, основными из которых являются следующие: экономические льготы, наличие трудовых ресурсов, благоприятность географического расположения. На основании проведённого исследования в качестве основной проблемы функционирования Свободного порта Владивосток можно отметить неразвитость инфраструктуры, как транспортной, так и производственной. Авторами сделаны выводы о приоритетах развития свободного порта Владивосток.
Ключевые слова: свободный порт, резидент, особые экономические зоны, приоритеты развития свободного порта, опыт функционирования ОЭЗ, классификация ОЭЗ, факторы успешного развития ОЭЗ, зарубежный опыт реализации ОЭЗ, зарубежные аналоги СПВ.
RESEARCH OF THE DEVELOPMENT OF FREE PORT OF VLADIVOSTOK ON THE BASIS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES, FUNCTIONING IN RUSSIA AND ABROAD
© 2016
Grischenko Aleksandr Aleksandrovich, 2nd year student of master course Finance and Credit Danilovskih Tatyana Evgenyevna, candidate of economical sciences, associate professor of the international business and finance department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The aim of the research is to study the examples of modern national and foreign experience of creation and functioning of special economic zones, to support further development of free port of Vladivostok (FPV). The types of special economic zones in Russian Federation, as well as the reasons of their ineffective development are examined in the article. The negative experience of the first in the Far East special economic zone in the port Sovetskaya Gavany is analyzed in the article. The negative experience is associated mainly with the poor management. The positive experience of special economic zone, due to the presence of industrial sites for investors (Alabuga in the Republic of Tatarstan), is also analyzed in the article. Among the foreign analogues, Dalian special economic zone is taken, as it has the most similar economic and geographical conditions. In the process of preparing the article, the analysis of factors, affecting the development of special economic zones was made. The main of these factors are the following: economic benefits, availability of personnel and a favorable geographical location. In accordance with research, the main problem in functioning of the Free port of Vladivostok is poor transport and production infrastructure. The authors made conclusions about the priorities for the development of free port of Vladivostok.
Keywords: free port, resident, special economic zones, the development priorities of the free port, the experience of functioning of SEZ, SEZ classification, factors of successful development of SEZ, foreign experience in the functioning of the SEZ, foreign analogues of FPV.
Владивосток получил статус свободного порта. В будущем, по планам правительства, - это должно дать значимый экономический эффект для развития Приморья и всего ДВ региона в целом. Свободный порт Владивосток - это новая строка истории города Владивостока и Приморского края.
Свободный порт Владивосток - территория Приморского края, портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового и инвестиционного регулирования, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности, получившая свой статус 12 октября 2015 г. Главными целями деятельности свободного порта являются: использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот России, развитие торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание и развитие производств. Режим Свободного порта распространяется на 15 муниципалитетов Приморского края и все ключевые порты юга Дальнего Востока - от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт
Владивосток «Кневичи» [1]._
На начало 2016 г. в России было зарегистрировано 33 особые экономические зоны четырех типов: про-мышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Из них только восемь обладают готовой инфраструктурой и имеют резидентов.
За последние 10 лет, проект ОЭЗ в России, не получил должного развития. Это связано с низким контролем за особыми экономическими зонами, кроме того, главной целью было желание получить иностранные или федеральные инвестиции и обеспечить себе льготы и преимущества, а не добиться конкретной цели, соответствующей интересам региона и страны. [2]
По данным аудиторской проверки управляющих компаний, счетной палатой РФ, текущее развитие ОЭЗ в РФ признано не эффективным. Исходя из решений Правительства и перечней объектов инфраструктуры ОЭЗ, общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон оценивается в общем - 334,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 224,5 млрд. рублей, за счет средств бюджетов регионов- 109,7 млрд. рублей. С
127
Грищенко Александр Александрович,_Даниловских Татьяна Евгеньевна жопомтеские
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ... науки
2006 по 2015 г. общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд. руб., средств регионов - 64 млрд. руб. А в 2016 г. на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 5,9 млрд. руб. При этом за все время существования было создано всего лишь 18 тыс. рабочих мест с расходами более 10 млн руб. на одном место [3].
Первой на Дальнем Востоке современной ОЭЗ портового типа (ПОЭЗ), является «Советская Гавань». ПОЭЗ «Советская Гавань» создана на основании Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1185 [4].
Цель создания морской портовой зоны в Советской Гавани: это формирование портово-промышленного района, который состоит из кластеров: портово-логисти-ческого, биоресурсного, промышленного, судоремонтного. В формируемой зоне приоритет отдается проектам стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов.
Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Специализация ПОЭЗ «Советская Гавань» включает портовую деятельность; логистику; перевалку грузов; техническое обслуживание, ремонт и переоборудование судов; переработку морепродуктов. Государство финансирует сооружение объектов транспортной, инженерной, инновационной инфраструктуры. На эти цели предусмотрены средства федерального бюджета в размере до 3,15 млрд рублей и бюджета Хабаровского края - в сумме не менее 593 млн рублей. Бизнес, в свою очередь, осуществляет строительство производственных объектов и частично участвует в создании инфраструктуры.
Спустя 5 лет, после официального основания, ПОЭЗ «Советская Гавань», до сих пор реально не функционирует. На начало 2016 г. официально не было зарегистрировано ни одного резидента. Среди причин, надолго затормозивших старт Совгаванской ПОЭЗ и приведших в итоге к ее закрытию, назывались следующие: позднее создание управляющей компании, неопределенность границ портовой зоны, отсутствие стратегии развития особых экономических зон в Российской Федерации [5].
Самым успешным современным проектом ОЭЗ в России, на текущий момент, является ОЗЭ «Алабуга» в республике Татарстан.
По версии ресурса FDI Intelligence (подразделение The Financial Times), ОЭЗ Алабуга, стала победителем в номинации «лучшая в Европе ОЭЗ для крупных компаний» [6]. ОЭЗ «Алабуга» - крупнейшая особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ППТ) в России. Создана решением правительства Российской Федерации 21 декабря 2005 г. на территории Елабужского муниципального района, Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ «Алабуга» составляет 2000 га. Основной целью создания ОЭЗ ППТ «Алабуга» было построение промышленного кластера на основе автомобильной и нефтехимической промышленностей. Текущая специализация ОЭЗ ППТ «Алабуга» включает производство автомобилей, нефтехимия, строительные материалы, товары массового потребления и пищевая промышленность. На сегодняшний день в ОЭЗ ППТ «Алабуга» в качестве резидента зарегистрированы 42 компании, представляющие различные отрасли промышленности. ОЭЗ стала площадкой для производственных мощностей таким международным корпорациям, как «Ford» (США), «3M» (США), «Armstrong» (США), «Rockwool» (Дания), «Air Liquide» (Франция), «DeLonghi» (Италия). Огромную роль в создании ОЭЗ «Алабуга» внесло государство, вложив свыше 500 млн долларов в создание инфраструктуры.
В ОЭЗ ППТ «Алабуга» основными факторами привлечения инвесторов, помимо основных льгот самой зоны, являются: готовая инфраструктура, поддержка со стороны руководства региона и федерального руковод-128
ства, тщательно проработанная и улучшенная законодательная база, выгодное географическое местоположение. Однако наиболее существенным фактором для резидента является бесплатное подключение к коммуникациям всех видов и конкретные технические условия для их присоединения непосредственно на границе участка. Также существует поддержка со стороны руководства ОЭЗ ППТ «Алабуга», которая осуществляется на всех этапах от прохождения экспертизы, до получения разрешения на ввод. Тщательно проработан вопрос в области законодательства с Федеральной таможенной службой: построен таможенный терминал и введена система электронного декларирования. В соответствии с проработанными нормативами и правилами оформление не может занимать более трех часов. Другой пример усовершенствования законодательства - возможность вести на территории ОЭЗ научно-исследовательские разработки, получая при этом льготы. Также не маловажную роль играет кредитование резидентов. Подписаны соглашения с рядом крупнейших банков России. Выполняя требования по обеспечению кредитов, компании прибегают к поручительствам со стороны материнских компаний, к иным залоговым инструментам. [7]
Роль ОЭЗ ППТ «Алабуга» в структуре всех ОЭЗ России - это 76% выручки (165,3 млрд. руб.), 42% налоговый отчислений (8,7 млрд. руб.) и 54% вложенных резидентами инвестиций (96,1 млрд. руб.) [8].
Стоит отметить, что СПВ Владивосток - это уникальный проект ОЭЗ в России не имеющий на текущий момент работающих аналогов.
В качестве примеров зарубежного опыта было решено рассмотреть Китайскую ОЭЗ Далянь, как наиболее условно-похожую и приближенную к территории города Владивостоку и Приморского края по географическим и экономическим условиям.
Даляньская ОЭЗ, включает в себя зону технико-экономического развития ЗТЭР и свободную таможенную зону. ЗТЭР Далянь утверждена постановлением Госсовета КНР от 25 сентября 1984 года, в рамках приоритетного развития Восточных территорий КНР, получив статус «открытой» для внешнего мира. [9]
Издательство «Жэньминь жибао чубаньшэ» выпустило «Доклад о привлекательности китайских городов для зарубежных инвестиций-2014», в котором город Далянь вышел на первое место в топ-100 городов, привлекающих наибольшее число зарубежных инвестиций. Имея мощную научно-исследовательскую инфраструктуру, в Даляньской ОЭЗ большое внимание уделено инновациям и исследованиям в области: микроэлектроники, созданию новых материалов, биотехнологии, информации и коммуникаций, экономии энергии, охране окружающей среды, возобновлению ресурсов и комплексному их использованию, биоинженерии, медицине, кораблестроению. В 2013 году в развитие ОЭЗ Далянь, было вложено 6 млрд долларов иностранных инвестиций, а в 2014 - 12,8 млрд долларов. Более 100 крупнейших международных компаний, включая таких гигантов, как «Intel» (США), «Dell» (США), «Goodyear» (США), «Pfizer» (США), стали резидентами зоны [10].
Даляньская ОЭЗ расположена на полуострове Дагушань провинции Ляонинь и имеет примерно 68 км морской береговой линии. По размеру территории, ОЭЗ занимает второе место, среди китайских ОЭЗ [11].
Регионы Северо-Восточного Китая, как и регионы Дальнего Востока РФ богаты природными ресурсами. Но в отличие от дальневосточных регионов РФ, их уровень переработки ресурсов достигает более 70%. На Северо-восточные регионы Китая приходится около 40 % годовых лесозаготовок Китая. Производство зерновых культур этого региона составляет 60%, а производство льна - 90% в масштабах внутреннего производства. Район вокруг полуострова Ляодун - это один из основных регионов по запасам промысловых биологических ресурсов. Это более 10% морепродуктов всего Китая.
экономические науки
Грищенко Александр Александрович, Даниловских Татьяна Евгеньевна ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ...
Помимо этого, на территории региона расположены предприятия черной металлургии, машиностроения, нефтехимии, угольной, электронной, лесной и текстильной промышленности.
Даляньская ОЭЗ отличаются очень развитыми транспортными комплексами. Построена огромная транспортная сеть, включающая в себя воздушную, водную и сухопутную составляющие. Портовая зона представлена 6-ю основными портовыми терминалами, которые окружают ее, формируют портовую группу: порты Далянь, Даявань, нефтепорт Няньюйвань, Сянлуцзяо, рыболовный порт Даляньван, угольный порт и Бычжэн для перевозки зерновых культур. Далянь расположен в 24 км (20 минут на машине) от международного аэропорта «Чжоушуйшзы», который имеет около 50 международных и внутренних авиалиний. Железные дороги ОЭЗ соединены с магистральной железнодорожной линией северо-восточного Китая и стыкуются с основными магистральными железнодорожными линиями страны [12].
Далянь обладает высокой научной и технической базой, и развитой научно-исследовательской инфраструктурой. В городе работает более 20 академиков Академии наук Китая (АНК) и Инженерной академии Китая (ИАК), находятся 17 университетов и институтов, более 300 научно-исследовательских центров.
ОЭЗ «Далянь» - это регион с развитым производством, представленном в различных направлениях тяжелой и легкой промышленности. Это добыча и переработка природных ресурсов, нефтехимия, производство электроники, строительных материалов, товаров текстильной и пищевой промышленности [9].
С.С. Ходова отмечает, что в целом мотивация создания свободных портов в приморских районах Китая базировалась на следующих основных принципах: в каждой зоне должен находиться и может быть создан крупный порт, обеспечивающий самостоятельный выход на внешние рынки, зоны должны располагаться или на относительно свободных территориях с невысокой плотностью населения (для осуществления новых объектов промышленного строительства и размещения большого числа новых работающих) или в наиболее развитых районах, имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы. [13]
На текущий момент, есть две основные проблемы территории СВП. Первая - слаборазвита транспортная инфраструктура города Владивостока, так и прилегающих территорий. Это подтверждает профессор ВГУЭС
A. Латкин: «Недостаточно развита инфраструктура в порту, большегрузные машины полностью блокируют движение, да и бухта Золотой Рог не в состоянии принять современные большегрузные суда» [14]. Ко всем этому, недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры на подходах, к крупнейшим морским портам, проявляемая в виде скопления вагонов на припортовых станциях, которая также существенно снижает портовые мощности [13,15].
Вторая проблема - отсутствие готовой инфраструктуры в виде производственных площадок для привлечения инвесторов. «Для инвесторов важнее всего создание за счет государства инженерной инфраструктуры ОЭЗ», подтверждает заместитель руководителя РосОЭЗ
B. Елисеев [16]. Также, следует отметить факторы, влияющие на общую привлекательность инвестирования и привлечения резидентов, как: высокая стоимость труда, электроэнергии, топлива, в сравнении с западными регионами РФ; удаленность края от основных поставщиков технологического оборудования, материалов, инструментов, комплектующих изделий.
С этим соглашаются многие другие исследователи перспектив развития свободного порта Владивосток [1722]. Кроме этого О.В. Корнейко полагает, что для дальнейшего успешного развития ПОЭЗ в России необходима активная государственная политика, направленная на привлечение резидентов не только льготами, предо-
ставляемыми СЭЗ, но и созданием позитивного имиджа самих зон, в первую очередь, снижением административных барьеров, ускорением процессов таможенного оформления товаров [20].
Обобщая опыт российских и китайских ОЭЗ, выделим следующие приоритеты развития Свободного порта Владивосток:
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
- создание инфраструктуры, с готовыми производственными площадями и техническими условиями для присоединения коммуникаций на границе участков для привлечения резидентов;
- повышение качества работы управляющей компании и поддержка резидентов на всех этапах;
- упрощение административных процедур, поддержка властей на региональном и федеральных уровнях;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ОЭЗ на всех уровнях.
Решение указанных проблем приведет к развитию инновационной системы, обеспечивающей планируемый темп социально-экономического развития Дальневосточного региона. Безусловно, создание ОЭЗ на территории Приморского края, при благоприятных обстоятельствах, позволит значительно ускорить социально-экономическое развитие региона за счет новых рабочих мест, строительства жилых кварталов, адекватной инфраструктуры: современных дорог и инженерных сетей.
Таким образом, взвесив все аргументы, можно сделать вывод, что создание свободного порта Владивосток на территории Приморского края реально, но для этого нужно обратить внимание на факторы, препятствующие его развитию, и постараться в кратчайшие сроки решить поставленные проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Частично свободный порт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ Doc/2889698.
2. Безпалов В. В., Ломакина Е. А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент. Теория и практика: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1 (45). Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2015. - С. 125-132.
3. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/ news/26369?sphrase_id=1992990 (дата обращения: 17.04.2016)
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1185 «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_95997/ (дата обращения: 17.04.2016)
5. Деловое интернет издание Дальнего Востока [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. zrpress.ru/business/dalnij-vostok_18.12.2015_75563_ mertvaja-osobaja-ekonomicheskaja-zona-sovetskaja-gavan-mozhet-stat-takim-zhe-svobodnym-portom.html (дата обращения: 17.04.2016)
6. Global insight from the Financial Times ltd [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. fdiintelligence.com/Locations/fDi-Global-Free-Zones-of-the-Year-2015-Winners (дата обращения: 17.04.2016)
7. Анишина Д. ОЭЗ «Алабуга» в 2020 году -12 млрд долларов и 120 резидентов // Химический журнал -2013. №07-08. С. 42-46.
8. Алабуга Особая экономическая зона. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alabuga. ru/upload/iblock/854/tech_alabuga_rus.pdf (дата обращения: 17.08.2016)
Грищенко Александр Александрович,_Даниловских Татьяна Евгеньевна ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ...
экономические науки
9. Цзягуй Ч. Экономика Китая. Анализ состояния и перспективы развития / Пер. С. Г. Афанасьева. М.: Инфо-Наука, 2009.
10. Рейтинг привлекательности китайских городов для иностранных инвесторов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smocom.ru/politika-i-istoriya-kitaya/23521-reyting-privlekatelnosti-kitayskih-gorodov-dlya-inostrannih-investorov.html (дата обращения: 20.08.2016)
11. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и России: - МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008. - 139 с.
12. АЛТКИТ. Информационно-аналитический центр. Даляньская зона технико-экономического развития. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hist.asu. ru/altkit/dalian.html (дата обращения: 17.07.2016)
13. Ходова С. С., Вершинина В. А. История формирования свободных портов в Китае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2015. №8-3. С. 592-597.
14. Латкин А.П. Мнимые и реальные перспективы реализации долговременной программы развития российского Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия -проблемы и возможности модернизации. Сборник научных статей. - Изд. ВГУЭС, 2012. - С. 20-28.
15. Белозерцева Н.П. Бобровник К.А. Исследование логистического потенциала морских портов Дальнего Востока России // Проблемы современной экономики. 2014. №22-2.
16. Елисеев В. Особая экономическая зона // Советник Президента: науч. пед. интернет-журн. 27.11.2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. sovetnikprezidenta.rU/51/6_region.html (дата обращения: 17.04.2016)
17. Конвисарова Е.В., Литвин А.А. Предпосылки создания режима свободного порта во Владивостоке // Фундаментальные исследования 2015. №9-2. С.352-355.
18. Корнейко О.В., Ворожбит О.Ю. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях свободного порта Владивостока: монография. М.: ИД Библио-Глобус, 2015. 180 с.
19. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 2. С. 569-585.
20. Корнейко О.В., Фурсиенко М.А.Зарубежная практика формирования и функционирования свободных портов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1163-1167.
21. Рыжова П.М., Бондаренко Т.Н. Изучение зарубежного опыта создания ОЭЗ - как фактор успешного развития Свободного порта Владивосток // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. № 6-7. С. 1043-1048.
22. Фисенко А.И., Хамаза Е.А. Порто-франко Владивосток: исторический опыт и современные задачи // Юридические науки. 2015. № 6. С. 89-92.