ПРИЛОЖЕНИЕ 1
цистеина крови (8,76 ± 2,12 у пациенток с эндометриозом и 7,74 ± 1,98 мкмоль/л в группе контроля р=0,32) и частоте встречаемости второго фактора как в гомо-, так и в гетерозиготе (р=0,17).
Заключение. Наше исследование не показало статистически значимой связи частоты встречаемости наследственных тромбофи-
лий с эндометриозом яичников. Перед назначением гормональной терапии выполнение скрининга на тромбофилии всем пациенткам с эндометриозом яичников не является целесообразным в связи с наличием данной патологии, однако может быть проведен при наличии факторов риска в анамнезе.
Калинкина О. Б., Тезиков Ю. В., Липатов И. С., Аравина О. Р., Тугушев М. Т.
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГЕМОСТАЗА У ПАЦИЕНТОК С ЭНДОМЕТРИОЗОМ ЯИЧНИКОВ
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Введение. В настоящее время рядом авторов выдвинута гипотеза о том, что патология в свертывающей системе крови может играть важную роль в патогенезе развития эндометриоза (От^о ""и et а!, 2015). Эндо-метриоз — гормонально зависимое заболевание с доказанным системным характером воспаления. Системное воспаление в организме может влиять на свертывающую систему крови, поэтому возможно изменение в системе гемостаза у пациенток при эндометриозе. Однако убедительных данных о связи развившегося эндометриоза яичников с каким-либо видом коагу-лопатии не представлено в современной доступной литературе.
Цель работы. Выявить изменения в системе гемостаза у пациенток с эндометриозом яичников до и после оперативного лечения и сравнить с данными контрольной группы.
Материалы и методы. Нами проводился подсчет количества тромбоцитов, определялись следующие параметры гемостаза — АЧТВ, ТВ, МНО, фибриноген, протромбин, Д-димер крови до оперативного лечения и через 3 месяца после у 50 пациенток с эндометриозом яичников и 50 пациенток с диагностической лапароскопией без подтвержденного интраоперационно и по данным гистологии эн-дометриоза, используемых в качестве контрольной группы.
Результаты и обсуждение. По сравнению с контролем, у пациенток с эндометриозом яичников в предоперационном периоде выявлено статистически значимое повышение АЧТВ (35,6±2,3 и 25,6±1,8 с, p=0,04), укорочение ТВ (12,7±1,4 и 18,6±2,5 с, p=0,02), повышение Д-димера плазмы (0,67±0,05 и 0,15±0,08 мг/л FEU, p<0,001) и уровня фибриногена (6,2±0,18 и 3,05±0,98 г/л, p<0,001). Через 3 месяца после оперативного удаления эндометриодных кист яичников достоверно снизился уровень Д-димера крови до референсных значений (до 0,67±0,05 и после лечения 0,25±0,07 мг/л FEU, p= 0,04), прологни-ровалось ТВ (до операции 12,7±1,4 и после лечения 16,7± 1,5 с, p=0,02). Статистически значимых отличий других исследуемых параметров гемостаза у исследуемой группы в сравнении с пациентами контрольной группы, равно как различий в уровнях до и после оперативного лечения, выявлено не было.
Заключение. Наше исследование показало, что эндометриоз яичников сопровождается развитием гиперкоагулопатии. Полученные нами данные позволяют обосновать необходимость расширенного исследования системы гемостаза у пациенток с эндометриозом яичников.
Кашлакова А. И., Сидорова Ю. В., Троицкая В. В., Лукьянова И. А., Исинова Г. А., Кохно А. В., Судариков А. Б., Паровичникова Е. Н., Савченко В. Г.
ИССЛЕДОВАНИЕ МУТАЦИИ ГЕНОВ ЮИ1, ЮИ2 ПРИ ОСТРЫХ МИЕЛОИДНЫХ ЛЕЙКОЗАХ ВЗРОСЛЫХ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Изоцитрат дегидрогеназы 1 и 2 (IDH1 и IDH2) являются одними из ключевых ферментов клеточного метаболизма. Мутации генов IDH1 и IDH2 приводят к нарушению эпигенетической регуляции дифференцировки соматических клеток и ассоциированы с различными типами злокачественных заболеваний, в частности с острыми миелоидными лейкозами (ОМЛ). В ряде исследований было показано, что мутации генов IDH1 и IDH2 у больных ОМЛ имеют прогностическое значение и могут быть использованы как объекты таргетной терапии.
Цель работы. Оценить частоту выявления мутаций генов IDH1, IDH2, проанализировать частоту достижения полной ремиссии (ПР) на различных курсах индукционной химиотерапии и долгосрочные результаты лечения у взрослых больных ОМЛ.
Материалы и методы. В исследование включены 90 взрослых пациентов с впервые установленным диагнозом ОМЛ, поступившие в ФГБУ «НМИЦ гематологии» МЗ РФ в период с 2012 по 2018 г. Медиана возраста (МВ) — 43 года (18—74), м:ж = 29:61. Перед началом терапии всем больным были проведены цитоге-нетическое и молекулярное исследования костного мозга (КМ) методом секвенирования нового поколения. Мутации генов IDH выявлялись у 20% больных (n=18): у 7,8% больных (n=7) — гена IDH1, у 12,2% (n=11) — гена IDH2. В качестве индукционной химиотерапии у 83,3% больных с мутациями (n=15) использовали курс «7+3» (Даунорубицин 60 мг/м2/сут., Цитарабин — 200 мг/м2/сут в виде круглосуточной инфузии), у 11,1% больных (n=2) — курс Aza-Ida-Ara-C, у 5,6% (n=1) — Азацитидин с Венетоклаксом. МВ для больных с мутациями — 57 лет (19—68), м:ж = 4:14; для больных без мутаций — 42,5 года (18—74), м:ж = 27:45. В молекулярном исследовании использовались технология и праймеры HEAT-Seq фирмы «Рош Диагностика», работа проводилась на приборе MiSeq Illumina.
Результаты и обсуждение. После выполнения молекулярного и цитогенетического исследований КМ пациенты с мутациями были распределены по группам рискам согласно рекомендациям ELN 2017 г.: группа благоприятного риска составила 33,3% (п=6), промежуточного риска — 38,9% (п=7), неблагоприятного риска — 27,8% (п=5). В группе больных с мутациями ПР после 1-го курса индукции (ПР1) была достигнута у 72,2% пациентов (п=13); у 22,2% (п=4) констатирована первичная рефрактерность, ранняя летальность составила 5,6% (п=1). В группе больных без мутаций ПР1 была достигнута у 68% больных (п=49); первичная рефрактерность констатирована у 26,4% (п=19), ранняя летальность составила 5,6% (п=4). 3-летняя общая выживаемость (ОВ) у больных с мутациями составила 65,7%, 3-летняя безрецидивная выживаемость (БРВ) — 58,9%; у больных без мутаций — 48,5 и 44,3% соответственно. Статистически значимых отличий ни по одному показателю выявлено не было.
Заключение. Мутации генов ШН1 и ШН2 часто встречаются при злокачественных миелоидных новообразованиях и могут быть
| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |
включены в диагностическую генетическую панель для больных острыми миелоидными лейкозами. Поскольку в нашем исследовании не было выявлено достоверных различий в эффективности
и долгосрочных результатах терапии у больных ОМЛ с мутациями генов ШШ, ШН2 и без них, необходимо продолжить изучение вышеуказанных мутаций.
Ковригина А. М., Чеботарев Д. И., Трацевская Ж. В., Шерстнев А. А.
ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВАРИАНТОВ МАСТОЦИТОЗА ПО ДАННЫМ ПАО ФГБУ «НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ» МИНЗДРАВА РОССИИ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Мастоцитозы — группа клональных мастоклеточных заболеваний с широким спектром клинических проявлений, охватывающих кожный мастоцитоз (КМ), индолентный и агрессивный системный мастоцитозы (СМ), мастоклеточный лейкоз (МЛ), ма-стоклеточную саркому (МС) и системный мастоцитоз, ассоциированный с клональным гематологическим заболеванием. Исследование трепанобиоптата костного мозга введено в главные критерии диагностики мастоцитозов согласно редакции классификации ВОЗ 2017.
Цель работы. Охарактеризовать частоту диагностики вариантов мастоцитоза на материале трепанобиоптатов костного мозга пациентов НМИЦ гематологии МЗ РФ и консультативном материале из других медицинских учреждений РФ за период 2016—2019 гг.
Материалы и методы. На основе данных базы патологоанатоми-ческого отделения НМИЦ гематологии проанализированы случаи диагностики мастоцитоза с использованием гистологического, гистохимического (с окраской по Гимзе) и иммуногистохимического исследования с панелью антител к CD117, триптазе, CD2, CD25.
Результаты и обсуждение. Диагноз мастоцитоза установлен у 60 пациентов, возрастной диапазон 24-82 года, медиана возрас-
та — 54 года, соотношение жен:муж 1,5:1,0. Варианты мастоцитоза включали: КМ — у 12 пациентов, СМ — у 39 пациентов, системный мастоцитоз, ассоциированный с клональным гематологическим заболеванием — у 8 пациентов, МЛ — у 1 пациента. У 15,4% пациентов выявлен системный мастоцитоз с вовлечением кожи. В группе системных мастоцитозов, ассоциированных с клональным гематологическим заболеванием, были диагностированы: истинная по-лицитемия — 2 наблюдения, миелопролиферативное заболевание, неуточненное — 1, МДС/МПЗ — 2, фолликулярная лимфома — 2, множественная миелома — 1.
Заключение. Диагностика вариантов мастоцитоза требует углубленного морфологического исследования мастоклеточного инфильтрата костного мозга с выявлением аберрантности иммунофе-нотипа при иммуногистохимическом исследовании, сопоставления с клинико-лабораторными, инструментальными данными обследования. Скрытые бессимптомные формы костномозгового мастоцито-за представляют особую трудность и требуют скринингового имму-ногистохимического исследования на материале трепанобиоптатов костного мозга.
Ковынев И. Б., Поспелова Т. И., Веряскина Ю. А., Титов С. Е., Забела А. В., Селиванов В. С., Мелихов С. П., Воронцова Е. В.,
Колесникова М. А., Агакишиев М. М.
ВОЗМОЖНОСТИ МИКРО-РНК-ПРОФИЛИРОВАНИЯ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ОСТРЫХ ЛЕЙКОЗОВ
И БЛАСТНЫХ ФОРМ МИЕЛОДИСПЛАЗИЙ
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрав России; ФГБНУ «ФИЦ ИЦИГ СО РАН»; ФГБУН «ИМКБ СО РАН»; АО «Вектор-Бест»;
ГБУЗ НСО «ГНОКБ»; ГБУЗ НСО «ГКБ №2»
Введение. Анализ иммунфенотипа и аномалий генома опухолевых клеток в большинстве случаев позволяет дифференцировать острые лимфобластные лейкозы (ОЛЛ) от острых миелобластных (ОМЛ). Однако на практике существует группа бластных форм ге-мобластозов, характеризующаяся наличием как лимфоидных, так и миелоидных молекулярных маркеров, а также подгруппа бластных опухолей с наличием признаков миелодисплазии (МДС), аберрантного иммунофенотипа и множественных комплексных аномалий генома. Принципиальные различия в терапии ОЛЛ и ОМЛ, диктуют необходимость поиска дополнительных молекулярных методов диагностики. Известно, что генетические изменения составляют основу лейкозогенеза. Однако в процессе опухолевой трансформации участвуют не только генетические, но и эпигенетические модификации ранних предшественников гемопоэза, что отражается на профиле микро-РНК (миРНК), которые регулируют как нормальный гемо-поэз, так и развитие неоплазии.
Цель работы. Анализ перспективных возможностей дифференциальной диагностики ОЛЛ, ОМЛ и бластных форм МДС на основе использования диагностических профилей экспрессии миРНК.
Материалы и методы. В качестве материала для исследования использованы препараты костного мозга, полученные от пациентов с верифицированными диагнозами ОМЛ (п=40), ОЛЛ (п=25) и МДС (РАИБ) (п=10), а также от больных с недифференцированными, мультилинейными и бифенотипическими вариантами острых лейко-
зов (ОЛ) (п=50). Экстракция нуклеиновых кислот с цитологического материала мазков костного мозга выполнена с использованием набора «РеалБест экстракция 100» (АО «Вектор-Бест», Россия). Анализ уровней экспрессии миРНК проводили методом ОТ-ПЦР в реальном времени. Статистическая обработка данных выполнена с использованием непараметрического коэффициента Манна-Уитни и методов математической регрессии.
Результаты и обсуждение. В результате исследования получены данные статистически достоверных различий относительных уровней экспрессии миРНК-128, миРНК-150, миРНК-196Ь, миРНК-210 и миРНК-26а (р<0,05) между группами ОЛЛ, ОМЛ и МДС. Сравнительный анализ профилей экспрессии миРНК позволил выделить миРНК-150, миРНК-223, миРНК-221 и миРНК-451в качестве молекулярных маркеров, позволяющих статистически достоверно (р<0,05) дифференцировать острые лейкозы преимущественно с миелоидной либо лимфоидной дифференцировкой бластных клеток.
Заключение. Таким образом, можно предположить, что дифференциальная диагностика ОЛЛ, ОМЛ и бластных модификаций МДС в случае неспецифических иммунофенотипических и цитогенетиче-ских характеристик бластных клеток на основе профилей экспрессии миРНК позволит повысить точность и информативность диагностики бластных форм гемобластозов и миелодисплазий неоднозначного происхождения и, следовательно, повысить эффективность проводимой терапии и качество прогноза опухолевой прогрессии.
Колева Л. Д., Бовт Е. А., Макагонова А. С., Кушнир Н. С., Борсакова Д. В., Даниелян А. Д.
L-АСПАРАГИНАЗА В ЭРИТРОЦИТАХ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОГО ЛИМФОБЛАСТНОГО ЛЕЙКОЗА
НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, Москва; Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН, Москва;
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва
Введение. L-aспaрaгинaзa является обязательным компонентом иммуногенности фермента терапия часто сопровождается реакция-в терапии острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ). Однако из-за ми гиперчувствительности и появлением нейтрализующих антител