Научная статья на тему 'Исследование мотивационных предпочтений и личностных особенностей студентов с различной профессиональной направленностью'

Исследование мотивационных предпочтений и личностных особенностей студентов с различной профессиональной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATIONAL PREFERENCES / COLLECTIVIST / PERSONALITY / MOTIVATION PRESTIGIOUS / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Тамара Анатольевна

Оптимальный выбор профессионального пути как важнейший выбор в жизни человека должен сопровождаться соответствием интересов личности, ее психологических свойств специфическим особенностям и требованиям профессии. Главной идеей исследования явилось определение мотивационных особенностей и психологических характеристик студентов, обучающихся на разных факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF MOTIVATIONAL PREFERENCES AND PERSONAL FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

The optimal choice of profession as an important choice in life should be accompanied by the respective interests of the person, its psychological properties of the specific characteristics and requirements of the trade. The main idea of this article is the understanding the features of professional motivation and psychological characteristics of students studying in different faculties.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационных предпочтений и личностных особенностей студентов с различной профессиональной направленностью»

К несущественным признакам относятся:

1) различные значения a, b (положительные, отрицательные);

2) расположение и вид функции у = f(x) ;

3) прямые x=a и x=b могут вырождаться в точки. Следующее задание на рефлексию. Построить криволинейные трапеции с заданными условиями: а)

У = x , x = 1, x = 4; б) у = 20, x = - 1, x = 2; в)

^ л д

V = Sin x, x > 0, x < —.

2

Изложение темы «Интеграл» можно провести в форме лекции с широким использованием мультимедийного проектора или интерактивной доски по следующей схеме.

1. Вводится теорема. Если f(x) > 0, x e[a;b] и

y = F(x) - ее первообразная, то площадь соответствующей криволинейной трапеции равна: S = F(b)-F(a) .

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что интеграл зависит только от вида подынтегральной функции и пределов интегрирования и не зависит от переменной интегрирования.

Для активизации познавательной деятельности учащихся можно предложить самостоятельно доказать некоторые свойства интеграла, а также рассмотреть задачи из учебников геометрии и физики, в решение которых используется интеграл.

В данной статье рассмотрены методические особенности изучения первообразной и интеграла в общеобразовательной школе на профильном уровне, выделены этапы изучения теоретического материала, способствующие формированию понятий «первообразная» и «интеграл». Однако процесс обучения учащихся основам математического анализа будет более эффективным и способствующим совершенствованию умения учащихся самостоятельно применять понятие первообразной и интеграла в алгебре, физике, химии, экономике, если специально разработать методические схемы обучения учащихся каждому этапу и выделить приемы учебной работы по решению задач.

2. Далее рассматривается другой подход к вычислению площади криволинейной трапеции:

S = lim Sn = j f(x)dx

3. Учитывая теорему и определение интеграла, полу-чаемформулуНьютона-Лейбница: | /(х)ск = т -

а

Замечание: определение интеграла вводится как предел интегральных сумм, хотя термин «интегральная сумма» не разбирается.

На каждом этапе рассматриваются задачи и упражнения.

Учащимся следует также показать, что применение интеграла не ограничивается вычислением площади криволинейной трапеции. Он применяется и при вычислении длины дуги, и при вычислении объема тела, при определении работы, скорости, длины пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. №27. С. 13-33.

2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень): методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 191 с.

3. Пратусевич М.Я., Соломин В.Н., Столбов К.М., Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 11 класс. Углубленный уровень. М.: Просвещение, 2013. 158 с.

4. Шабунин М.И., А. А. Прокофьев, Т. А. Олейник, Т. В. Соколова. Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: методическое пособие для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 360 с.

5. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2012. 287 с.

RESEARCH ON THE TOPIC "THE PRIMITIVE OF THE INTEGRAL" WITH THE STUDENTS IN THE 11TH GRADE ALGEBRA COURSE BEGINNING OF MATHEMATICS AND ANALYSIS

PROFILE SCHOOL

© 2013

N.I. Ulendeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Mathematics and methods of teaching»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Introduction to the senior high school education profile differentiation of Education provides for the right opportunity and high school students to choose different directions and level of education (or base profile) based on individual interests, aptitudes and abilities. This educational situation creates a need for methodological support of educational process, carried out by teachers in terms of profile differentiation.

Keywords: specialized education, methodological support of educational process, primitive, integral, activation of cognitive activity.

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

© 2013

Т.А. Фирсова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Оптимальный выбор профессионального пути как важнейший выбор в жизни человека должен сопровождаться соответствием интересов личности, ее психологических свойств специфическим особенностям и требованиям профессии. Главной идеей исследования явилось определение мотивационных особенностей и психологических характеристик студентов, обучающихся на разных факультетах.

Ключевые слова: мотивационные предпочтения, коллективистская, личностная и престижная мотивация, индивидуально-психологические особенности, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение.

Сложившаяся в последние десятилетия социально- фессионализмом и конкурентоспособностью. На рынке экономическая ситуация подняла на высокий уровень труда активизировались процессы поиска и отбора вы-значимости как само понятие «образование», так и высо- сокоуровневых специалистов, что определило совре-коквалифицированных специалистов, обладающих про- менную тенденцию: чем выше профессионализм, тем 58 Самарский научный вестник. 2013. № 2

больше шансов найти себе применение и реализовать на рынке труда свои способности и возможности. На фоне высоких требований работодателей к компетентности работников возникают вопросы к высшим учебным заведениям, из стен которых выходят недостаточно грамотные даже в теоретическом плане молодые специалисты. Такая ситуация не всегда связана с низким уровнем подготовки в вузе, но чаще обусловлена социально-психологическими проблемами профессионального выбора конкретной личности как на этапе формирования профессиональных намерений, так и в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

Реализация профессиональных намерений, на чем мы акцентируем свой взгляд, непосредственно связана с адекватным выбором предмета будущей деятельности. Данный выбор должен происходить в процессе интерио-ризации внешних факторов и обстоятельств через моти-вационно-потребностную сферу личности. Выбор должен быть свободным, соответствующим собственным интересам, желаниям и личностным свойствам, только тогда, по мнению Н.С. Пряжникова, сформируется внутренняя готовность к принятию правильного решения, реализующего перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития [1]. Только тогда появится способность находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, а учебно-профессиональная деятельность перевоплотиться в качественную собственно профессиональную деятельность.

Что касается оптимального выбора предмета деятельности, важно сформировать понимание системообразующих факторов выбора будущей профессии, важнейшим из которых является взаимодействие личности и профессии [2]. С требованиями профессии, отражающими концепцию «надо», должны пересекаться личностные компоненты, а именно: мотивационная концепция «хочу» и индивидуально-психологическая концепция «могу» [3]. Совпадение требований рынка труда, желаний и возможностей человека - это оптимальная альтернатива, дающая возможность получить достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Важнейшей проблемой в достижении готовности к профессиональному самоопределению молодежи, на наш взгляд, является недостаточное ее информирование о специфических особенностях мира профессий и собственной личностной направленности, а также уровне их совместимости. Зачастую при выборе профессии ни мотивационное звено, являющееся центральным в структуре любой деятельности, ни соответствие индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии не учитываются в той мере, насколько это необходимо, а на первый план выдвигаются известные вспомогательные мотивы учебно-профессиональной деятельности.

В своем эмпирическом исследовании нам показалось интересным выявить различия в преобладающих мотивах учебно-профессиональной деятельности и особенностях личностных характеристик студентов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) г.о. Самара, обучающихся на разных факультетах. Исследование было проведено среди студентов факультета иностранных языков и студентов факультета математики, физики и информатики, выбор которых обусловлен разными профилями, отражающими техническую и гуманитарную направленность в обучении.

Целью исследования явилось выявление специфики в мотивационных предпочтениях и личностных особенностях студентов с разной профессиональной направленностью.

На первом этапе исследования нами затронута именно мотивационная сфера студенческой молодежи, что связано в первую очередь с ее личностным и профессиональным самоопределением, т.е. с периодом формирования жизненных стратегий. При этом иерархия мотивов

имеет системно-динамическую сущность, поскольку у человека формируются различные мотивы, побуждающие его к совершению определенных действий и формирующих направленность его поведения для достижения конкретных, в частности профессиональных, целей [4].

Среди студентов разных факультетов была проведена Методика изучения мотивов участия в деятельности (Л.В. Байбородова) [5], модифицированная для студенческой аудитории. Результаты показывают частотность выбора коллективистских, личностных и престижных мотивов в учебно-профессиональной деятельности студентов, процентное содержание по каждому из которых отражено в таблице 1.

Таблица 1

Мотивационные предпочтения студентов с разной профессиональной направленностью

Мотивы учебной деятельности ФМФИ ФИЯ

Коллективистские 35% 4%

Личностные 50% 64%

Престижные 15% 32%

Оценивая результаты исследования, необходимо отметить, что наблюдается как общая тенденция, так и некоторые различия в мотивационных предпочтениях учебной деятельности студентов с разной профессиональной направленностью. Так, приоритетом в иерархии студенческих мотивов независимо от профиля обучения являются личностные мотивы, что несколько ярче проявляется у студентов факультета иностранных языков (50% и 64%). Два других блока мотивов находятся в прямо противоположной зависимости друг от друга. Коллективистские мотивы в наибольшей степени отмечаются у студентов факультета математики, физики и информатики (35%), что свидетельствует о достаточной выраженности у них чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоподдержки в совместной деятельности по сравнению с аналогичными мотивами студентов факультета иностранных языков (4%). Престижные мотивы в большей степени свойственны студентам факультета иностранных языков (32%), нежели студентам технического профиля, что связано с актуальностью знания иностранных языков и возможностями, которые в связи с этим знанием открываются в современном мире.

Таким образом, заметим, что смыслообразующими мотивами учебно-профессиональной деятельности современных студентов являются личностные мотивы, отражающие направленность на достижение личных целей в соответствии с личными интересами, ориентацию в профессиональной деятельности на собственные желания и намерения. На фоне удовлетворения личных потребностей в профессии студенты факультета иностранных языков выделяют также престижные мотивы, связанные с ориентацией на высокий статус и достойную должность в будущей профессиональной деятельности. Такая тенденция в меньшей степени свойственна студентам факультета математики, физики и информатики, которые в достаточной степени направлены на мнение, действия, поддержку сокурсников, возможно, в связи со сложностью технического профиля обучения, что ведет к сплочению студенческого коллектива в целом. Незначительный выбор коллективистских мотивов студентами факультета иностранных языков свидетельствует о ярко выраженной тенденции к индивидуализму и стремлении к конкуренции между собой даже в условиях учебно-профессиональной деятельности.

С целью конкретизации вышеуказанных результатов студентам был предложен список из шестнадцати мотивов, которые необходимо было ранжировать и выбрать пять наиболее значимых в зависимости от собственной профессиональной мотивации.

Студенты факультета иностранных языков в первую очередь выделяют мотивы: «стать квалифицированным специалистом» и «обеспечить успешность будущей

профессии», раскрывающие собственные потребности и личностные ориентации студентов. На третьем месте располагается мотив «получить достойную и высокооплачиваемую должность» и самостоятельно названный студентами мотив - «возможность жить и работать за границей», что напрямую связано с доминированием престижной мотивации. Далее студентами выделяются мотивы: «возможность хорошо выучить иностранные языки» и «получить глубокие и прочные знания», отражающие внутренние мотивационные предпочтения, направленные собственно на получение знаний. Примечательно, что мотивы, ориентированные на «значимых других» у студентов факультета иностранных языков в числе приоритетных полностью отсутствуют, что подтверждает их индивидуалистическую позицию.

Среди пяти частотных мотивов студентов факультета математики, физики и информатики наиболее ярко выделяются мотивы «стать квалифицированным специалистом» и «получить диплом». Далее определено место мотивам «постоянно получать стипендию» и «получить одобрение сверстников, учителей и родителей». На четвертом месте располагается мотив «получить достойную и высокооплачиваемую должность», наконец, на пятом месте находится мотив «обеспечить успешность будущей профессии».

Мы наблюдаем, что преобладающими являются личностные мотивы, отражающие собственные интересы и желания студентов. В определенной степени значимыми являются коллективистские и престижные мотивы.

Таким образом, мы замечаем, что полученные данные определения приоритета конкретных мотивов учебной деятельности подтверждают ранее выявленную тенденцию в мотивационных предпочтениях студентов, обучающихся на разных факультетах.

Кроме того, необходимо отметить, что данные результаты выявляют некоторую дополнительную специфику в иерархии мотивов студентов разных факультетов. Мы замечаем, что студенты, направленные на изучение иностранного языка, на фоне преобладания внешних мотивов выделяют также и внутренние мотивы, мотивы-цели: знание языка, речевое развитие, интерес к языку, качественное познание его особенностей и закономерностей. Это можно объяснить пониманием студентами ценности иностранного языка в связи с его востребованностью в различных профессиях, его «универсальностью» в современном обществе, что формирует достаточно четкий образ круга профессий, требующих его знания. Студенты, выбирая специальность, достаточно четко представляют, насколько и для чего им нужны знания иностранного языка, а также конкретно в каких профессиях они могут их использовать.

Студенты факультета математики, физики и информатики в большинстве своем делают акцент на внешних мотивах и мотивах «здесь и сейчас»: мотивация успешности будущей профессии, мотивы получения стипендии, диплома, мотивы отношения с окружающими. Внутренний мотив, направленный на получение глубоких и прочных знаний, у студентов данного факультета в числе приоритетных отсутствует, что, возможно, связано с достаточно абстрактными перспективами в жизни и работе. Для них наиболее важным на данный момент времени является формальное получение образования, что в дальнейшем обеспечит какие-либо перспективы, а профессиональные ожидания, ограничиваясь абстрактными надеждами на успешную будущую жизнь, не дают четкого образа выбранной специальности и требований, которые она предъявляет личности для эффективной реализации в ней.

На втором этапе работы нами было проведено психогеометрическое исследование среди студентов тех же факультетов с целью выявления личностных особенностей, обеспечивающих успешность в учебной деятельности студентов. Результаты исследования, в котором было выделено пять типов личности и отражено соответствующее процентное содержание по каждому из 60

них, показаны в Таблице 2.

Таблица 2 Личностные особенности студентов с разной профессиональной направленностью

Типы личности ФМФИ ФИЯ

«Исполнитель» 21% 9%

«Лидер» 7% 35%

«Коммуникатор» 30% 12%

«Творец» 41% 43%

«Переходный» 1% 1%

Результаты исследования личностной направленности студентов раскрывают общую тенденцию, заключающуюся в том, что преобладающим типом личности независимо от факультета является тип личности «Творец» (41% и 43%), которому свойственны креативность, эмоциональность, гибкость, остроумие, образное, синтетическое мышление, стремление к созданию новых и оригинальных идей. Это связано с комплексом возрастных и индивидуальных особенностей студенческой аудитории в целом, когда, ориентируясь на собственные «взрослые» взгляды и мнения, молодые люди склонны к восторженности, возбудимости, открытости, категоричности, самоуверенности, что в первую очередь проявляется в их ведущей учебно-профессиональной деятельности.

В других типах личности существуют объективные расхождения. Для студентов факультета математики, физики и информатики далее свойственны тип «Коммуникатор» (30%), что соотносится с преобладанием коллективистских мотивов, выявленных на первом этапе исследования, и тип «Исполнитель» (21%), характеризующийся соответствием личностных особенностей требованиям и специфике профессии (работа с цифрами и графиками, четкий порядок, аналитическое мышление). Студенты факультета иностранных языков в 35% случаев характеризуются личностным типом «Лидер», которому свойственно умение ставить четкие цели, концентрироваться на них и планомерно продвигаться к их достижению. Стремление управлять положением дел и установка на победу ставит их на лидирующие позиции в любой деятельности, поэтому мы видим взаимосвязь данного типа личности у студентов факультета иностранных языков с доминированием престижной мотивации, отражающей стремление приобрести высокий статус, достичь высокого положения, т.е. сделать карьеру. Тип личности «Коммуникатор» у студентов данного факультета выражен лишь в 12% случаев, т.е. вдвое меньше, чем у студентов факультета математики, физики и информатики, что объясняет преобладание у них личностных и престижных, а также низкий уровень коллективистских мотивационных предпочтений.

«Переходный» тип личности, отражающий неопределенность ситуации и поиск лучшего положения, в настоящей период времени выбрали лишь 1% студентов на обоих факультетах, что свидетельствует о достаточно стабильном внутреннем восприятии студентами их учебно-профессиональной деятельности и студенческой жизни в целом.

Таким образом, подводя итоги исследования, необходимо сделать следующие выводы:

- Определенная профессиональная направленность связана с определенным типом личности студентов, имеющим соответствующие мотивационные предпочтения.

- В мотивационной сфере студенты ориентируются в первую очередь на личные интересы, собственные потребности и желания независимо от профиля обучения. Коллективистские мотивы в учебно-профессиональной деятельности чаще выбирают студенты с технической направленностью, воспринимая ее как высокий уровень трудности, что обостряет чувство коллективизма внутри студенческой группы. Индивидуалистической позиции придерживаются студенты факультета иностранных

языков, что определяется важностью для них престижных мотивов. Стремление достичь определенного статуса, должности, материального положения с помощью знания иностранных языков, актуальных в межкультурной коммуникации, приводит к конкуренции и противопоставлению себя другим членам группы даже в рамках учебно-профессиональной деятельности.

- Мотивационные предпочтения взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями студентов, что отражается на их профессиональной направленности. Тип личности «Творец», в силу возраста и современного личностно ориентированного подхода характеризующийся внутренней свободой и креативностью, в большинстве случаев определяет личностную мотивацию студентов независимо от профиля обучения. Личностный тип «Коммуникатор» влияет на появление коллективистских мотивов студентов технического профиля обучения, а тип личности «Исполнитель» отражает специфику их профессиональной деятельности. «Лидер» доминирует у студентов гуманитарного профиля обучения и взаимодействует со значимой для них престижной мотивацией.

- Конкретные представления студентов о выбранной профессии способствуют формированию внутренней мотивации, направленной непосредственно на познание предмета изучения, и мотивов, обеспечивающих достижение намеченных целей. Студенты факультета иностранного языка достаточно ясно представляют, насколько и для чего им нужны знания иностранного языка, а также конкретно в каких профессиях они могут их использовать. Менее ориентированные в будущей профессии студенты факультета математики, физики и информатики, не имея конкретной нацеленности на будущую профессиональную жизнь, чаще выбирают мотивы, связанные с актуальной для них в данный момент времени учебно-профессиональной деятельностью, а именно: получение стипендии, получение диплома и мотивы взаимоотношений с окружающими.

Таким образом, в целях оптимального построения личного профессионального плана необходимо учить молодых людей совершенствованию управления данным процессом, раскрывая концептуальный подход к проблеме выбора профессии в рамках триады: «хочу»

(мотивация) - «могу» (индивидуально-психологические особенности) - «надо» (требования профессии). Другими словами, личности необходимо:

- первоначально определить собственные потребности, интересы, желания, намерения;

- выявить собственные возможности, склонности, особенности характера, темперамента;

- целенаправленно и последовательно повышать уровень информированности о мире профессий в целом и особенностях, условиях, требованиях избранной профессии;

- соотнести полученное знание о себе с объективными требованиями избранной профессии и оценить предполагаемую эффективность;

- реализовать практическую профессиональную пробу для того, чтобы почувствовать профессию изнутри, а также провести самоанализ и спроектировать будущую профессиональную траекторию.

Несмотря на выявленную позитивную тенденцию осознания собственных профессиональных желаний и намерений, необходимо стимулировать развитие других компонентов профессиональной направленности, поскольку только в их совокупности данный концептуальных подход даст наиболее продуктивный результат в виде высокой степени удовлетворенности профессией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 480 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.

3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2008. 144 с.

4. Николаева А.А. Мотивация и факторная модель социальной активности студенческой молодежи // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: межд. сб. науч. тр. / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. ХLIV. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 38-47.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н.

Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.

DEFINITION OF MOTIVATIONAL PREFERENCES AND PERSONAL FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2013

T.A. Phirsova, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of «Psychology» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The optimal choice of profession as an important choice in life should be accompanied by the respective interests of the person, its psychological properties of the specific characteristics and requirements of the trade. The main idea of this article is the understanding the features of professional motivation and psychological characteristics of students studying in different faculties.

Keywords: motivational preferences, collectivist, personality, motivation prestigious, individual psychological characteristics, professional orientation, professional self-determination.

УДК 33(07)

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ ИХ КАЧЕСТВА

© 2013

Л.И. Фишман, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор,

декан факультета управления

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье показана необходимость концептуализации качества образовательной услуги в двух аспектах: как потребительской категории, характеризующей ее свойства по отношению к внешней среде, и как категории, характеризующей ее производство; обоснован подход к формированию показателей качества в каждом из заданных аспектов. Выявлена специфика образовательных услуг, которую целесообразно учитывать при проектировании механизмов повышения их качества.

Ключевые слова: образовательная услуга; индикаторы качества; механизмы повышения качества.

Образование является едва ли не крупнейшей сферой вышения качества образования в различных организа-оказания услуг всех развитых стран. Поэтому задача по- циях, оказывающих образовательные услуги, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.