Научная статья на тему 'Исследование мотивационного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов'

Исследование мотивационного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов»

может быть гармоничным или девиантным, что зависит от различных факторов, в частности от того, какое место занимает процесс питания в иерархии ценностей индивида, а также от количественных и качественных показателей питания.

К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию и компульсивное переедание. Предотвратить и минимизировать подобные нарушения можно при создании комплексных условий медицинского (обращение за помощью к врачу - эндокринологу-диетологу), социального (формирование образа красивого тела в массовом сознании) и психологического плана.

Но все же ключевое направление в работе с нарушениями пищевого поведения - это работа с психологом, где клиентам важно помочь увидеть и разрешить ключевые проблемы.

В ходе сеанса психологического консультирование консультант внимательно выслушивает клиента, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию клиентом границ проблемы, ее причин. В ходе сеанса консультант также информирует клиента о механизмах психологической защиты, подсознательных мотивах.

У людей с нарушением пищевого поведения возникает значительное количество психологических проблем. Для организации работы по коррекции нарушений пищевого поведения необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать психологические особенности этого типа клиентов. К ним относят: сниженную переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешнюю со-циабельность, сочетающуюся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду и обвинять невиновных; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.

УДК 159.9.07

Осиюк И.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) djincompany@mail.ru

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Osiyuk I.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

CONDITIONS AND FACTORS OF PRESCHOOL CHILDREN'S ADAPTATION TO INSTITUTIONAL DEVELOPMENT

В современных социально-экономических условиях, где значение высоко квалифицированных и компетентных сотрудников приобретает особую ценность для общества, институциональное развитие личности (развитие личности в системе социальных, в том числе и образовательных институтов) становится чрезвычайно актуальной проблемой междисциплинарных исследований: социологии, психологии, педагогики, экономики, акмеологии.

Особую роль, во многом определяющую дальнейшую успешность социализации и самореализации личности, играет раннее институциональное развитие, а именно период дошкольного и школьного обучения и переход между ними.

В результате нашего исследования было обнаружено, что данный переход характеризуется особыми адаптационными и реадаптационными процессами, связанными с изменениями социальных условий (переход от взаимодействия в детской группе к взаимодействию в школьном классе, от взаимо-

действия с воспитателем к взаимодействию с учителем, изменение типа принципов этого взаимодействия (переход от игровой деятельности к учебной), смена видов коммуникации, повышение уровня требований и ответственности и т.д.).

Было выявлено, что успешное институциональное развитие дошкольников связано с установкой педагогов на создание полноценного «акмеологического» пространства развития ребенка и организацией комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста для их дальнейшего успешного перехода к школьному образованию, то есть созданию акмеологической среды. Важными для успешного процесса адаптации дошкольников являются приоритет развивающих программ, взаимодействие и связанность ребенка и взрослых, его психологическая безопасность.

Для создания акмеологической среды институционального развития дошкольников необходимо: 1) организовать единое образовательное пространство, объединяющее детей, педагогов, воспитателей и родителей; 2) построить систему здоровьесберегающих технологий; 3) интегрировать и координировать разработку систем обучения и воспитания на всех уровнях образования; 4) создать благоприятные условия для проявления и развития умственных способностей и личностных особенностей детей.

Нами были выявлены три основные сферы адаптивных процессов у дошкольников, характеризующие успешность прохождения данного периода: овладение навыками учебной деятельности («методическая сфера»); приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем («коммуникативная сфера»); формирование адекватного поведения («поведенческая сфера»).

По результатам проведенного исследования, можно выделить две большие группы факторов и условий адаптации дошкольников к институциональному развитию: к первой группе относятся факторы, связанные с «внутренними» индивидуальными характеристиками ребенка - его способностями, одаренностью, особенностями эмоциональной сферы и состоянием психологического и физиологического здоровья, стратегиями стресс-менеджмента и т. д.. Вторая группа факторов связана с «внешними» условиями: семейной средой, социальной, экономической и культурной ситуацией.

Данные группы факторов являются крайне перспективными для дальнейшего эмпирического исследования и разработки на его основе программы психологического сопровождения адаптации дошкольников к институциональному развитию.

УДК 316.6

Паевская Н.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия) natashapl101@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Paevskaya N.E. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE RESEARCH OF MOTIVATIONAL COMPONENT

PART OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGY DEPARTMENT' STUDENTS

В рамках научного проекта «Исследование мотивацион-ного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов» нами была проведено эмпирическое исследование, по результатам которого получены следующие выводы.

На сегодняшний день практически во всем мире проблема межкультурного взаимодействия стоит очень остро. К сожале-

нию, наша страна не является здесь исключением. В многонациональной России, с непростой историей отношений между народами, не хватает не только успешно реализующихся программ по развитию межкультурной компетентности, не хватает порой самого простого - знаний народов друг о друге - о том, как и почему люди, принадлежащие к разным национальностям, но проживающие в одной стране, многое делают по-разному, какие ценности за этим стоят? В то же время, жители крупных городов России довольно часто сталкиваются с представителями других культур. Что касается психологов, то здесь еще добавляются другие пласты. Во-первых, как обычный человек, психолог время от времени вступает или наблюдает ситуации межкультурного взаимодействия. Во-вторых, психологу приходится сталкиваться с людьми самых разных национальностей и вероисповедания в своей профессиональной деятельности. И, в-третьих, опять же, в силу избранной профессии, психолог несет в массы нормы, эталоны поведения, общения между людьми, в том числе и принадлежащих к разным культурам. То есть получается, что от наличия и уровня развития межкультурной компетентности психолога, во многом зависит не только качество его жизни, но и убеждения других людей и качество реализуемой им профессиональной деятельности. И тогда имеет смысл поставить вопрос: а что же движет человеком, который стремится к познанию других культур; возможно ли целенаправленно формировать этот интерес у будущих психологов, еще обучающихся в вузе?

По нашему мнению, весь спектр профессиональных задач, стоящих перед психологом, невозможно эффективно решить без сформированного мотивационного компонента межкультурной компетентности, поскольку интерес к другим людям и работа с собственными стереотипами, предрассудками и предубеждениями - очень важные компетенции для психолога.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что у студентов-психологов четвертого курса моти-вационный компонент межкультурной компетентности уже частично сформирован.

Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования и интервью. Исследование проводилось на базе РАНХиГС среди студентов 4 курса. В исследовании принимало участие 11 человек (9 девушек и 2 юношей).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: студентам-психологам действительно интересно общаться с представителями других культур; знать о разных культурах, по их мнению - это норма для образованного человека; у студентов есть представление о своей культуре как «богатой»; больший интерес для респондентов пока представляют элементы эксплицитной культуры (ритуалы, обряды, приготовление пищи), а не имплицитной; лучше всего респонденты сфокусированы на потребности в получении знаний о представителях иной культуры и потребности в межкультурной коммуникации вообще; менее всего среди респондентов представлена готовность к осознанию и принятию ценностей иных культур; профессиональная деятельность психолога как сфера приложения этнопсихологических знаний на практике была косвенно упомянута лишь в одном интервью. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена.

В дальнейшем исследовании мотивационного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов мы планируем проверить следующую гипотезу: специально разработанная нами программа по формированию мотиваци-онного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов является эффективной.

УДК 159.9.

Плохоцкий А.И. (РАНХиГС, Москва, Россия) Шишаева Е.А. (РАНХиГС, Москва, Россия)

СВЯЗЬ ПАМЯТИ И ЭМОЦИЙ

Plokhotskiy A.I. (RANEPA, Moscow, Russia) Shishaeva E.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

CONNECTION OF MEMORY AND EMOTIONS

В статье раскрывается сущность анатомо-физиологиче-ских механизмов формирования процессов памяти и эмоций. Рассматривается связь субстратов этих явлений, где их совместная деятельность ведет к формированию следов и, как следствие, определенного рода чувств и поведенческих актов.

Проведенные опыты по разрушению или стимуляции определенных отделов мозга и изучение мозга человека с органическими и неорганическими повреждениями и операциями, позволили получить сведения об анатомическом субстрате возникновения тех или иных видов эмоций.

В 1937 г. американский невропатолог Дж. Пейпец выдвинул концепцию системы, составляющей мозговой субстрат для появления эмоций, и включающей в себя ряд анатомических структур головного мозга. Она была названа лимбиче-ским кругом или эмоциональным кругом Пейпеца.

Как пишет Е. П. Ильин, состояние организма - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия. Принимая во внимание такое понятие как состояние, стоит выделить и четко разграничить в нем две немаловажные стороны: первая сторона - эмоциональная, находит свое отражение в виде эмоциональных переживаний, вторая - физиологическая, является эффектором изменения моторных и вегетативных функций.

Узнавание какого либо объекта или явления происходит в процессе его восприятия. При этом, организм уже должен иметь личный опыт знакомства с этим предметом, представленный из памяти, либо примерное представление о нем в воображении. К. Изард пишет, что обработка информации мозгом может проходить не только сознательно, но и бессознательно. Это означает, что вызывающие эмоции процессы не всегда могут носить когнитивный характер.

Благодаря таким процессам как эмоциональная память и эмоциональный настрой, человек может вызывать эмоции, связанные как с уже пережитыми, так и с грядущими событиями. Эмоциональная память - это память, связанная с запоминанием чувств и ощущений. Как указывает в своей теории Т. Рибо, данный вид памяти проявляется в двух различных способах воспроизведения эмоций: аффективное состояние, возникающее в процессе целенаправленного воспоминании эмоциональных ситуаций, или при прямом воздействии стимула, ведущего к активизации следа памяти. Т. Рибо так же выделил понятие ложной аффективной памяти, в процессе которой человек вспоминает эмоцию, но сам её не ощущает.

П. П. Блонский пишет об особом эффекте следа от сильной эмоции, пережитой организмом. Эта эмоция способна храниться в памяти и возбуждаться более слабыми стимулами, схожими по своей природе с первоначальным. Ученый выделяет три вида эмоции (страдание, удивление, страх), имеющие наибольшую вероятность фиксации в памяти, и даёт понять, что отрицательные эмоции запоминаются организмом лучше, чем положительные.

Одним из основных свойств эмоциональной памяти, по мнению Е. А. Громовой, является её развитие в процессе эволюции организма. При воспроизведении из памяти, эмоциональность яркого события постепенно ослабевает и приводит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.