Научная статья на тему 'Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста'

Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2141
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ПРОЖИВАНИЕ В ДОМЕ ПРЕСТАРЕЛЫХ / МОТИВАЦИИ / ПОТРЕБНОСТИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА / ELDERLY AGE / LIVING IN A NURSING HOME / MOTIVATION / NEEDS / DEFINITION OF THE PSYCHOLOGICAL STATE OF AN ELDERLY PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нагорнова Наталья Анатольевна

Проведено исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста, отдельно в двух группах: проживающих с семьями, и одиноких. Проведен их сравнительный анализ. Наглядно представлена зависимость жизненной силы и мотивации стариков от условий их проживания и от их окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOTIVATION AND NEEDS OF ELDERLY PEOPLE

The study of motivation and needs of elderly people is carried out among two groups: living with their families, and singles. The author made a comparative analysis and clearly showed the interrelation of vitality and motivation of the elderly people with the living conditions and their environment.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста»

УДК 159.9.72

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

© 2012 Н.А.Нагорнова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 08.10.2012

Проведено исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста, отдельно в двух группах: проживающих с семьями, и одиноких. Проведен их сравнительный анализ. Наглядно представлена зависимость жизненной силы и мотивации стариков от условий их проживания и от их окружения.

Ключевые слова: пожилой возраст, проживание в доме престарелых, мотивации, потребности, определение психологического состояния пожилого человека.

«Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь». М.Зощенко.

Мотивационно-потребностная сфера человека является ключевым фактором, влияющим на активность жизни. Потребности - субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее. Мотив -это побуждение к действию. Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом выделяют внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности1. Различаются ли количественно и качественно мотивацион-но-потребностная сфера пожилых людей, проживающих в доме престарелых, от мотивационно-потребностной сферы стариков, живущих в семье? Есть ли зависимость её содержания и жизненной активности тех и других? В отечественной возрастной психологии принято следующее деление по возрастам: от 60 до 75 лет - пожилой возраст, от 75 до 90 лет - старческий возраст и свыше 90 лет - долгожители2. База данного исследования: третья городская больница, социальное отделение одиноких престарелых, подопечные старики волонтёрского объединения «Старость в радость. Самарское отделение». И - от-

Нагорнова Наталья Анатольевна, секретарь научной части. E-mail: nagornoffa@yandex. ru

1 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: 2003.

2 Зоткин Н.В. Психология пожилого возраста в аспекте пси-

хологической и социальной работы. - Самара: 1996.

дельно взятые старики, имеющие семьи. Возраст испытуемых 68 - 87 лет, т.е. пожилой возраст, приближённый, в основном, к старческойвозрастной группе. В пожилом возрасте наблюдаются нервно-психические расстройства, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей, нереализованных намерений, нарушения мотивации3. К неврозу приводит и жизнь без определенных целей. «Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев - это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жиз-ни»4. В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих «уходу в себя», старые люди становятся все больше ипохондричными, сосредоточенными на вопросах здоровья. В силу ухудшившегося здоровья, мнительности, тревожности, неуверенности в будущем и сокращения жизненной и социальной перспективы старые люди больше подвержены паническим настроениям. Часто при этом наступает временная декомпенсация (нарушение нормального функционирования) психической деятельности, например, депрессия при перемене привычных условий, в частности, квартирных, при появлении в семье новых членов, при уходе на пенсию и т.д. Характерологические перемены, происходящие в процессе нормального старения, можно рассматривать как изменения, вызванные усилением присущих людям в более молодом возрасте черт, которые, в свою очередь, связаны с общим старением организма. Так, некоторые люди с тре-

3Ермолаева М.В. Практическая психология старости. -М.: 2002.

4 Психология человека. Смысл жизни в регуляции жизненного пути личности. Часть 1. К.Г.Юнг // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.psibook.com /03 /021. html (Дата обращения 12.10.2012).

вожно-мнительными чертами характера становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными, у расчетливыгх развиваются мелочность и скупость. Принципиальность и твердость установок часто преобразуются в непримиримость к взглядам окружающих, порождают «войну поколений», конфликты с окружающими. Эмоциональная несдержанность нередко заостряется до полной утраты контроля над эмоциональными реакциями. Сензитив-ность (повышенная чувствительность к происходящему) может перерастать в стойкое чувство пониженной самооценки, а при его заострении проявляться в депрессивном настроении, в переживании своей ущербности5.

Когда у пожилытх людей отмечается ослабление желаний, они перестают чем-либо интересоваться. Только непосредственные потребности, особенно в еде, могут еще побудить их к действию. В результате у них изменяется соотношение между силой биологических и социальные потребностей; социальные потребности у них снижаются, преобладают же потребности в еде. Для одиноких пожилытх людей одна из самытх тяжелых ситуаций в жизни - это переселение в дом престарелые. Лишённые собственного угла, старики чувствуют себя никому не нужными и заброшенными, они переживают состояние полной деперсонализации (потери собственной личности). И как бы ни был благоустроен интернат, если люди теряют там возможность контролировать события, принимать решения, они уже не строят собственные планы и не реализовывают их.

Гипотеза исследования. Мотивационно-потреб-ностная сфера лиц пожилого возраста, проживающих в семье, кардинально отличается от мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста, проживающих в условиях дома престарелых. Это, в свою очередь, сказывается на степени его постоянной активности, борьбе, поиске различных способов и путей удовлетворения своих потребностей. Хотя, казалось бы, по логике, лица пожилого возраста из дома престарелых находятся в большей нужде, острее нуждаются в комфорте, внимании, помощи и, следовательно, они должны бы быши проявлять большую активность для обустройства пространства вокруг себя, при удовлетворении потребностей в эмоциях, привязанностях, удобстве, комфорте, удовольствиях, интересах.

Методика исследования. Для исследования специфики мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста нами была применена проективная методика, основой для которого послужили метод

5 Зоткин Н.В. Методика для исследования мотивационно-потребностной сферы личности // Психологические исследования: Сб. науч. тр: Вып. 4. - Самара: 2007. - С. 150 - 154.

мотивационной индукции Ж.Нюттена6. Методика модифицированного варианта метода мотивационной индукции Ж.Нюттена заключается в самостоятельном заполнении испытуемыми списка из 25 пунктов, которые представлены как ответы на незаконченное предложение «Я хочу...». Испыгтуемым предлагается в течение десяти минут дать 25 (или больше) окончаний начала предложения «Я хочу...». Окончание может быть слово, фраза или предложение. Никаких ограничений в формулировке окончаний нет. Учитывая возраст моих испытуемых, на опрос у меня уходило времени гораздо больше, и заполнять бланки мне приходилось самой. После этого испытуемым предлагается заполнить две следующие графы (колонки), в которые напротив каждого окончания предложения «Я хочу.» они отвечают на два вопроса. Во второй графе испытуемыге должны ответить на вопрос «Когда», то есть указать точный срок исполнения этих желаний. В третьей графе, на вопрос «Каким образом», испыгтуемыге указывают возможности и пути исполнения своих желаний. Эти две колонки испытуемые заполняют по возможности. Отсутствие записи во второй графе показышает нереалистичность желаний, в третьей - невозможность их реализации. Общее количество отсутствующих записей показышает степень реалистичности потребно-стной сферы испыгтуемого. Методика выявляет желания и потребности испытуемого исходя из ее понимания самим испытуемым.

Для построения системы обработки полученнытх результатов бышо проведено специальное исследование. В исследовании приняло участие 50 человек. Первую группу составили 20 лиц пожилого возраста, одинокие старики, находящиеся в третьей городской больнице, в социальном отделении общей терапии. Туда они поступают на лечение либо после потери дома, роднытх, либо из домов престарелытх области, куда потом и возвращаются. Вторую группу составили так называемые «домашние» старики (30 человек). Это те, кто живёт либо совместно, в одной квартире с супругом или своими детьми, либо отдельно от них, но находится в «недалёком отдалении» - в поле зрения своих близких. Им есть на кого опереться, у кого просить защиты, помощи, за ними ухаживают, о них заботятся, ими интересуются. Контингент7 этой возрастной группы представлен, в основном, женщинами (перевес числа женщин над числом мужчин нарастает при переходе к старшим возрастным группам).

6 Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспективы будущего. - М.: 2004.

7 Докл.«Об итогах всероссийской переписи населения 2010 г.». -Т.1.«Численность и размещение населения»//[Электр. ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/ perepis itogi1612.htm(12.10.2012).

Представление и анализ результатов. Количество написанных желаний. Если в жизни человека мало потребностей, то он малого хочет и довольствуется малым. Соответственно, в его жизни мало смысла и мало жизненного устремления. Большое количество потребностей и желаний делает жизнь человека насыщеннее, интереснее, больше реализуется стремление к саморазвитию.

Наличие в списке желаний больше, чем запрашивалось, говорит о высокой жизненной активности испытуемых. Таких оказалось 3 человека, все из 2-й группы (семейных стариков). Испытуемые, описывающие не более 15 ответов, относятся к пассивным, их желания и потребности приземлённые, в основном, материальные. У них завал работой, круговерть, нехватка времени, при этом они живут медлительным ритмом, вынуждены ограничивать свои желания (даже при их осознании они считают, что им не хватит времени на их осуществление). И самые трагичные ответы, где либо одно желание (умереть), либо их совсем нет. Если в жизни человека мало потребностей, то он малого хочет и довольствуется малым. Соответственно, в его жизни мало смысла и мало жизненного устремления. Большое количество потребностей и желаний делает жизнь человека насыщеннее, интереснее, больше реализуется стремление к саморазвитию. Во второй группе меньше 15 желаний отмечено у 45% опрошенных, а требуемые 25 ответов и более - у 50% (таб. 1). Наиболее ярко выраженные категории потребностей, желаний и предпочтений лиц пожилого возраста были выделены (с помощью существующих классификаций Ж.Нюттена, А.Маслоу, А.Л.Эдвардаса, Г.Мюррея и др.) на основании ответов («Я хочу.») испытуемых с примерами конкретно-обобщенных высказываний и распределились следующим образом (отдельно по группам, таб. 2 и таб. 3).

Таб. 1. Количество написанных желаний по гр./ шт.

Минимальный ответ Максимальный ответ Среднее кол-тво ответов

1-я группа (дом престарелых) 0 6 4

2-я группа («домашние старики») 6 26 18

Желание большего дистанцирования с супругом назвали 1% от общего числа опрошенных. Но из числа тех, кто реально совместно проживает с супругом (не одиноких и не вдовых), такие ответы составили 38% («чтобы он уехал к родственникам в Грузию надолго», «на дачу почаще» и т.п.).

Таб. 2. Потребности и желания лиц пожилого возраста, проживающих в доме престарелых (I гр.), % от общего числа потребностей

Побывать дома 18

Умереть (с вариантами: в своей постели, не больно, никого не беспокоя) 13

Улучшить отношения с родными 12

Здоровья 9

Хороших людей 8

Солнышко, свет, тепло 7

Возможность двигаться, ходить 6,8

Встретиться с родными или знакомыми 6,2

Поесть вкусного 6

Чтобы старых уважали 5

Жить в семье 4

Написать письмо 3

Жить не в России 2

Оценка реализации потребностей и желаний во времени (ответы на вопрос «Когда?») после опроса классифицировалась по шести категориям: (1) немедленно; (2) в скором времени; (3) нескоро; (4) когда-нибудь (точно не известно); (5) постоянно; (6) никогда. Из таб. 4 видно, что лица пожилого возраста из дома престарелых в своей мотивационно-потребностной сфере имеют большую долю (41%) желаний, которые заведомо никогда не сбудутся (например, прикованная к постели бабушка с ампутированными ногами, не могущая даже сидеть, хочет ходить). В то время как «домашние» старики имеют таких несбыточных желаний лишь 3%. А основная масса их желаний (45%) отражает то хорошее, что есть в их жизни на сегодняшний день, и с чем они не хотели бы расставаться. Достижение результата в реализации желаний и потребностей оценивается по знанию способа их достижения (ответа на вопрос «Каким образом?»). Для оценки используются две категории: «представляют хорошо» и «представляют плохо» (таб. 5).

Наличие одного или нескольких желаний из разряда «отвлеченных», с пустыми графами реалистичности и исполнимости желания говорит о том, что человек может не только получать удовольствия из реальной обстановки, но и настраивать себя на нечто большее, пусть пока аморфное и неопределенное. Подобные желания со временем трансформируются, подстраиваются под действительность и обретают реальные черты. Или, как нереальное желание «мира во всем мире», способствуют воспитанию в человеке стремления к самосовершенствованию, стремлению быть добрее, внимательнее к окружающим. Подобные отвлеченные и нереальные желания помогают человеку не ограничиваться в условиях настоящего, открывать новые грани реальной действительности, в которых можно по-новому реализовать себя и свои потребности.

Таб. 3. Потребности и желания лиц пожилого возраста, проживающих с семьями (II группа),

% от общего числа потребностей

Благополучие членов семьи, их здоровье, счастье, учёба, работа, личная жизнь, их дома, машины, квартиры. 22

Развлечения (ходить в кино; бывать в местах, где хорошо, «но народу мало, чтобы не скопище людей», ходить в театр, ездить на природу, сплавать на теплоходе, на турбазу, читать). 13

Живое общение, встречи с роднёй, друзьями. 9

Отношения с людьми (чтобы не ругаться, никого самой не обижать, чтобы у меня не воровали, самой не воровать, сплетни ни про кого не разводить, чтобы дети нас не бросали. 8

Обустройство пространства вокруг себя (чистота Волги, в городе, метро чтобы в нашем городе расширилось, ремонт в подъезде, благоустройство во дворе, ремонт в квартире 7

Забота о своём здоровье 6

Обустройство государства (чтобы был хозяин, а то пока нет; чтобы недра были народными; чтобы промышленность в стране развивалась, чтобы стадионы были для всех, вернуть бесплатное образование, детям больше внимания и воспитания, больше детских площадок, чтобы Россия была такой страной, где все бы чувствовали себя хорошо 5

Материальное благополучие (пенсию, денег побольше) 4

Занятие любимым делом 3.8

О людях вообще (чтобы не проходили мимо чужой беды, были неравнодушными, чаще улыбались, все были счастливы, поближе к Богу, заботились об окружающей среде, жили достойно, а не лазили по помойкам, чтобы не было большого различия между бедными и богатыми) 3,4

Еда (арбуз, виноград, шоколад, пирожные, чёрная икра) 3,1

Автономия (больше свободы от семьи, чтобы за мной не пришлось ухаживать за лежачей, дожить, никого не напрягая). 3

Физическая активность (двигаться, ежедневные прогулки, заниматься посильным физическим трудом). 2,6

Покой вообще («покой и воля», «покой нам только снится»). 1,9

Покой физический (удобно отдыхать, сидеть в кресле, лежать). 1,8

Путешествовать. 1,8

Большее дистанцирование с совместно проживающим супругом. 1,7

Хорошая погода, солнышко, тепло, лето. 0,9

Хорошие отношения с супругом. 0,8

Веселье, радость. 0,4

Одеваться и обуваться современно, качественно, дорого. 0,3

Хорошо овладеть компьютером, интернетом. 0,2

Благополучие друзей. 0,2

Оставить о себе след («чтобы молились за меня после моей смерти»). 0,1

Таб. 4. Сравнительная таблица реализации потребностей и желаний во времени по группам, %

немедленно в скором времени нескор° когда- ни- будь постоянно никогда

I группа (дом престарелых) 5 36 18 41

II («домашние» старики) 2 30 1 19 45 3

Полученные данные позволили применить периодизацию этапов психологического старения В.В.Болтенко для определения этапа подкризиса в каждой исследуемой группе. По его условной схеме пять этапов устанавливаются по наличию определённых потребностей, начиная с сохранённой связью с ведущим для человека до выхода на пенсию видом деятельности и заканчивая этапом, на котором остаются одни витальные (жизненно важные, органические) потребности. Т.е., первый этап психологического старения - минимальный, пятый - максимальный. Пожилые люди из первой группы исследуемых (ста-

рики из дома престарелыгх) все 100% находились на предпоследнем и последнем этапе психологического старения (таб. 6). Пожилые люди из второй группы исследуемые («домашние» старики) все 100 % находились на начальных или среднем (первом, втором и третьем) этапах психологического старения.

Таб. 5. Оценка знания способа достижения в реализации желаний и потребностей по группам, %

Представляют хорошо Представляют плохо

I группа (дом престарелых) 42 58

II («домашние» старики) 94 6

Таб. 6. Нахождение лиц пожилого возраста на определённом этапе психологического старения по группам, %

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

I группа (дом престарелых) - - - 33 67

II («домашние» старики) 15 77 8 - -

Дополнительные наблюдения при выполнении заданий. Выполнение данного задания позволяет на-

помнить самому себе, сколько вокруг вещей, людей и событий, достойных внимания и способных доставить удовольствие. Есть желания и потребности, которые пожилыми людьми не осознаются или с трудом формулируются. Они не всегда были искренни, что тоже информативно, дорисовывает общую картину (как случаи умалчивания, отрицания в проективных методиках). Не всегда испытуемые рассказывали о своих потребностях и желаниях откровенно, несмотря на заверения о неразглашении ответов. Наименее информативными оказывались ответы «домашних» стариков, жизнь которых очень тесно связана с жизнью их детей. Они не верили в соблюдение конфиденциальности и на всякий случай давали идеальные безликие ответы, глядя на которые сразу угадывалась их полная зависимость от детей, отсутствие какой бы то ни было автономии.

В доме престарелых, наоборот, искренность ответов сомнений не вызывала, приходилось только предварительно долго налаживать психологический контакт. Им задавался ещё такой вопрос: «О чём вы больше всего сожалеете, что считаете своей главной жизненной ошибкой?» 90% отвечали, что жалеют, что плохо воспитали своих детей. В основном, так: «Надо было меньше баловать, меньше помогать им материально, пораньше отделять, привить умение не разрушать отношения даже после ссор, научить про-

щать». Словом, всё то, без чего невозможна самая большая и ёмкая доля потребностей и желаний «домашних» стариков - благополучие ближайших членов семьи.

Выводы. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Если мотивационно-потребностная сфера человека скудна, ограничена, то и ресурс для его постоянной активности становится меньше, слабее. Пожилой человек перестаёт бороться, искать различные способы и пути удовлетворения своих потребностей. Проживающие в доме престарелых находятся в состоянии деменции и осознанно стремятся к смерти. Если же у старого человека сохраняется множество различных потребностей, которые мотивируют его, толкают на поиски реализации своих желаний, эти самые потребности заставляют его преодолевать болезни и недуги. А, находясь в оптимальном взаимодействии с членами своей семьи и будучи включённым в её проблемы, происходит позитивный обмен информацией, эмоциями. Он присоединяется к их потребностям, желает что-то уже не только для себя, но и для них. И это, как по замкнутому кругу, вновь и вновь запускает в нём механизмы неравнодушия, жизненного азарта, борьбы, эффективности действий.

THE STUDY OF MOTIVATION AND NEEDS OF ELDERLY PEOPLE

© 2012 N.A.Nagornova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The study of motivation and needs of elderly people is carried out among two groups: living with their families, and singles. The author made a comparative analysis and clearly showed the interrelation of vitality and motivation of the elderly people with the living conditions and their environment.

Keywords: Elderly age, living in a nursing home, motivation, needs, definition of the psychological state of an elderly person.

Natalia Anatolyevna Nagornova, Scientific Secretary of PGSGA. E-mail: nagornoffa@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.