Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 129—134
129
УДК 316
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА ЭТАПЕ СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
© 2020 г. О.Р. Чепьюк, В.С. Кравченко, М.Г. Демина, И.О. Седых
Чепьюк Ольга Ростиславовна, к.э.н.; доцент кафедры финансов и кредита Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Кравченко Валентина Сергеевна, к.э.н.; доцент кафедры финансов и кредита Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Демина Мария Геннадьевна, научный сотрудник музея А.Д. Сахарова, Н. Новгород
Седых Игорь Олегович, аспирант Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 11.02.2020 Статья принята к публикации 31.07.2020
Представлены результаты анализа мотивации предпринимателя к началу самостоятельной инициативной деятельности в социальной сфере. Методом исследования стал опрос, проведённый в течение сентября -октября 2019 г. среди предпринимателей - учредителей и руководителей действующих субъектов малого предпринимательства Нижегородской области (в том числе микропредприятий). Оригинальность исследования заключается в представлении мотивации предпринимателя как формы проявления субъектности экономического агента, его качественного (осознанного) вовлечения в хозяйственную деятельность, с целью собственной самореализации. Цель исследования - выявление отличительных особенностей в поведении социальных предпринимателей на стадии зарождения предпринимательской идеи, в том числе выявление их отношения к внешним рискам и кризисам. Результаты исследования представляют интерес для представителей государственных структур, участвующих в поддержке субъектов малого предпринимательства, для университетов, реализующих программы обучения предпринимателей (в том числе предпринимательских университетов), а также других общественных институтов, способствующих развитию предпринимательства. В методологическом плане результаты исследования представляют эмпирический материал для специалистов, занятых исследованием экономического субъекта и когнитивных аспектов экономического поведения.
Ключевые слова: предприниматель, субъектность, мотивация, риски, кризисы, экономический субъект, социальное предпринимательство.
Описание проблемы
Проблема исследования мотивации к предпринимательской деятельности является междисциплинарной. Этот вопрос освещается в рамках различных дисциплин: экономической социологии, организационной психологии, поведенческой экономики. Однако, несмотря на очевидную важность вопроса мотивации к предпринимательской деятельности, исследователи отмечают недостаток эмпирических наблюдений [1, p. 43; 2, p. 49; 3]. Начало собственной предпринимательской деятельности является определённым вызовом для субъекта, который неизбежно связан с ответственностью, необходимостью изучения профессиональных аспектов (в том числе профильного законодательства) в выбранной сфере приложения усилий, развитием навыков менеджмента, организации бизнес-процессов, оптимизации ресурсов и мотивации нанимаемых специалистов. Неко-
торые задачи, которые приходится решать предпринимателю на определённом этапе организационного развития, требуют от него лидерских качеств [4].
Обоснование методологии
Среди многочисленных работ по проблеме мотивации предпринимательской деятельности следует обратить внимание на теорию «push»-«pull» [5], авторы которой утверждают, что можно выделить две основные причины индивидуальной предпринимательской инициативы. В ситуации «push» (от англ. «толчок») индивид вынужденно начинает собственное дело, по причине личных карьерных неудач, текущей ситуации на рынке труда, изменений в профессиональной сфере. В ситуации «pull» (от англ. «тяга») выбор предпринимательской траектории является осознанным: в этом случае индивид стремится к самореализации, независимости, а
также личному обогащению. Отдельные эмпирические исследования в конце XX века показали [1, р. 44], что ведущими являются факторы, которые можно отнести к ситуации «тяга».
Можно выделить несколько методологических подходов к исследованию поведения в рамках предпринимательской деятельности и классифицировать в зависимости от эпистемологических особенностей представлений об экономическом субъекте. Например, модели, основанные на экономических критериях, полагаются на допущение, что поведение экономического субъекта подчинено гипотезе рациональности, а рынок (например, рынок труда и готового бизнеса) - высокоэффективен и отражает в доходности (уровне заработных плат) всю рыночную информацию. В основе таких моделей - проверка гипотез о положительной связи между внешними критериями экономической эффективности предпринимательской деятельности и альтернативными вариантами заработка (например, динамика заработных плат [6]). Другое направление исследований связано с разработкой динамических когнитивных моделей. Они основаны на представлении о том, что экономический субъект принимает решения, основываясь на когнитивных представлениях о вариантах своего экономического поведения. Здесь, например, можно выделить направление как российских, так и зарубежных исследований, связанных с изучением роли риска на старте предпринимательской деятельности [7, 8], а также более сложные модели, где желание начать собственное дело сопровождается субъективной оценкой индивида собственных возможностей это сделать. Некоторые исследователи добавляют к этому такие факторы, как «склонность» к реальным действиям [9], способность к рефлексии собственной самоэффективности [1, р. 47].
Гипотезы и инструменты исследования
1. Авторы в качестве цели исследования выбрали факторы, относящиеся к ситуации «тяга», так как основной аудиторией исследования стали социальные предприниматели. Как показало предварительное собеседование с участниками акселерационных программ для социальных предпринимателей 2018-2019 гг. о причинах начала их деятельности в социальной сфере, социальные предприниматели Нижегородской области ориентированы в большей степени на факторы самореализации. Это согласуется с одной из гипотез, согласно которой феномен социального предпринимательства представляет собой синтез предпринимательской инициа-
тивы и гуманистических ценностей [10]. В связи с этим особенностью мотивационной сферы социальных предпринимателей является их ориентация на решение социальной проблемы с привязкой к определённой местности. Это делает исследование факторов «тяги» предпочтительным среди других моделей. Основными предпосылками исследования стали следующие положения, сделанные коллективом в рамках социально-философского исследования проблемы экономического субъекта [11], а также предварительного выборочного собеседованиями с группами респондентов:
1) субъект экономической деятельности отличается единством детерминант поведения. Его мотивация к деятельности может быть определена и сформулирована;
2) субъект предпринимательской деятельности отличается высокой поведенческой динамикой (мотивация к предпринимательской деятельности может быть различной);
3) формы предпринимательства находятся в постоянном изменении (выделяют социальное предпринимательство, технологическое предпринимательство, со-предпринимательство и другие формы проявления личной инициативы в сфере бизнеса).
Как феномен мотивация к предпринимательской деятельности раскрывается в четырех следующих гипотезах.
Гипотеза 1. Существует положительная связь между возможностью самоактуализации экономического субъекта и его мотивацией к инициации бизнеса в социальной сфере.
Гипотеза 2. Существует положительная связь между открывающейся для субъекта возможностью получения большего дохода и его мотивацией к инициации бизнеса в социальной сфере.
Гипотеза 3. Существует положительная связь между интенцией субъекта к самостоятельному и независимому экономическому поведению и его мотивацией к инициации бизнеса в социальной сфере.
Гипотеза 4. Существует положительная связь между всеми тремя факторами и мотивацией предпринимателя к инициации бизнеса в социальной сфере.
Ход исследования
На основе выделенных гипотез авторами была разработана анкета и проведён опрос 83 опытных и начинающих предпринимателей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, участников акселерационных программ по старту нового проекта (или нового бизнеса) в социальной сфере. К этой категории относятся предприниматели, чья деятельность направлена
на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества. Именно так определяется социальное предпринимательство в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 №209-ФЗ (часть 1, статья 24.1).
Описание выборки исследования. Для определения объектов исследования в качестве субъектов малого предпринимательства авторы руководствовались положениями Федерального закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ст. 4, п. 2, 3 [12] - численностью работающих до 100 работников и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год, без учёта налога на добавленную стоимость, до 800 млн руб. Опрашиваемые предприниматели ведут деятельность, которая входит в перечень, относящий их к категории «социальных предпринимателей» [13]. Все опрошенные предприниматели соответствуют заявленным формальным критериям. Аудитория проведённого опроса была характеризована несколькими признаками. Так, 46% опрошенных - мужчины, 54% -женщины. Средний возраст респондентов составил 39 лет, от 16 до 58 лет. Средний стаж предпринимательской деятельности - 8 полных лет. Высшее образование имеют 85% опрошенных, среднее образование (колледж) - 13%, учёную степень - 2%. Среди опрошенных 75% указали на наличие руководящего опыта более 3 лет, 25% - имели опыт руководителя менее 3 лет.
Сроки и территория проведения исследования. Опрос проводился с 1 сентября по 30 октября 2019 г. в рамках образовательных акселе-рационных программ для социальных предпринимателей , которые проходили в 5 городах Нижегородской области: Нижний Новгород, Выкса, Заволжье, Шахунья, Дзержинск.
Описание поля исследования. Участникам было задано 3 группы вопросов и предложены варианты ответов, а также дана возможность изложить свой комментарий, если ни один из предложенных вариантов ответа не отражает мнения предпринимателя. Первая группа вопросов касалась исследования причин (факторов) мотивации предпринимателей начать своё дело в социальной сфере. Предпринимателям предлагалось оценить значимость различных факторов в разной текстовой формулировке. На этом этапе цель авторов исследования заключалась в проверке достоверности четырех гипотез, описывающих феномен мотивации предпринимательской деятельности. В группу из пяти факторов вошли: 1) факторы мотивации, свя-
занные с внешними причинами (ситуация «толчок»); 2) факторы мотивации, связанные с возможностью самоактуализации предпринимателя как активного экономического субъекта; 3) факторы монетарной мотивации; 4) факторы мотивации, связанные с возможностью самостоятельной и независимой организации хозяйственной деятельности в форме предпринимательской инициативы; 5) факторы мотивации, связанные с личностным профессиональным развитием субъекта при выборе предпринимательства как новой профессиональной траектории. Факторы 2), 3) и 4) соответствовали трём названным ранее гипотезам. Факторы 1) и 5) были добавлены в исследование по итогам предварительного интервьюирования участников опроса. Один и тот же вопрос о мотивации повторялся в различных формулировках в течение пяти итераций. Такой метод опроса позволил проверить устойчивость (релевантность) мотивационного фактора для участника опроса.
Вторая группа вопросов была связана с оценкой влияния фазы экономического цикла, в том числе периода кризиса в экономике, на принятие решения относительно возможности начала предпринимательской деятельности. Авторы исследования ставили целью исследовать степень рациональности поведения предпринимателя. При этом принималось во внимание, что период кризиса - это не всегда время повышенных рисков в деловой сфере, но одновременно - время новых возможностей для реализации идей в условиях меньшей конкуренции. В опросе были выделены следующие этапы цикла: подъёмы (оживление), пики (вершины), спады (рецессия) и дно (депрессия).
Третья группа вопросов связана с проверкой значимости предпринимательского образования как для действующего, так и будущего (начинающего) предпринимателя. Авторы ставили цель определить качественное отношение опрошенных к предпринимательскому образованию и степени его полезности для принятия решения о старте собственного дела в социальной сфере.
Проблемы, возникшие в ходе исследования. Предприниматели проявили интерес к исследованию и свободно делились своим мнением. Однако следует отметить, что возникали трудности с ранжированием по значимости мотива-ционных факторов, которые повлияли на решение опрошенных стать предпринимателями.
Результаты исследования
Полученные авторами результаты исследования можно объединить в три группы. Первая группа связана с проверкой основных гипотез о
Рис. 1. Структура мотивации опрошенных предпринимателей на стадии создания бизнеса в социальной сфере
Рис. 2. Готовность опрошенных предпринимателей к началу собственного дела в зависимости от стадии экономического цикла
структуре мотивации предпринимательской деятельности на самом старте создания бизнеса в социальной сфере (рис. 1). Среди выделенных факторов мотивации к началу собственного дела в социальной сфере наибольшей популярностью у респондентов пользовались группы ответов, относящиеся к росту финансового благополучия (32%) и возможности самоактуализации, то есть реализации в бизнес своей идеи решения социальной проблемы (33%). Как и предполагалось, факторы, относящиеся к ситуации «push» («внешнего» толчка к предпринимательской деятельности), имели незначительное влияние (менее 5%). Группа прочих мотиваторов, относящихся к профессиональной самореализации или возможности самостоятельной экономической деятельности, имела меньшее значение для опрошенных предпринимателей.
Таким образом, на данной выборке и при выбранных методах исследования получили подтверждение первая и вторая гипотезы. Третья гипотеза требует дальнейшей проверки. Следует отметить, что проверка четвёртой гипотезы об одновременном влиянии нескольких факторов также получила подтверждение, благодаря разбросу значений факторов в процессе пяти итераций, на первом этапе опроса.
Вторая группа результатов показала, что фазы экономического цикла, в том числе периоды кризиса в экономике, оказывают незначительное влияние на решение предпринимателя начинать предпринимательскую деятельность. Несмотря на то, что 40% участников опроса отдали предпочтение стадии подъёма в экономике, обращает внимание относительная равнозначность ответов по другим стадиям цикла (рис. 2).
Третья группа результатов связана с оценкой значимости предпринимательского образования для предпринимателя. Как для начинающего предпринимателя, имеющего опыт ведения собственного бизнеса менее 1 года, так и для опытного предпринимателя значимость профильного предпринимательского образования была оценена как достаточно высокая (рис. 3).
Для начинающего предпринимателя среднее значение значимости по шкале от 1 до 7 составила 6.43 при медиане 7.00. Для опытного предпринимателя среднее значение значимости по шкале от 1 до 7 составило 5.94 при медиане 6.50. Проверка наличия связи между опытом предпринимательской деятельности, а также возрастом участников опроса и оценками значимости предпринимательского обучения показала отсутствие корреляции (модуль коэффициента корреляции составил 0.12 для обоих тестов).
6,43
5,94
Значимость для будущего Значимость для действующего
предпринимателя (ист опыта] предпринимателя
■ СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ «МЕДИАНА
Рис. 3. Оценка значимости предпринимательского обучения в зависимости от опыта предпринимательской деятельности
Обсуждение результатов
Полученные результаты в целом совпали с выдвинутыми ранее предположениями о сущности социального предпринимательства как концепции, сочетающей возможности получения дохода и реализации идеи бизнеса для решения конкретной социальной проблемы [10]. Представляют интерес дальнейшие исследования структуры мотивации, связанной с большей гибкостью и свободой экономического поведения по сравнению с наёмным трудом. Как показал проведённый опрос, многие предприниматели рассматривают именно совместное действие мотивирующих факторов. Можно выделить следующие наиболее часто повторяющиеся сочетания групп факторов (рис. 1):
1) самоактуализация - рост финансового благополучия (33%);
2) большая свобода экономического поведения в достижении монетарных целей либо в самоактуализации (20%);
3) самоактуализация (12%).
Следует отметить, что роль контекстуальных факторов в определении мотивации к предпринимательской деятельности так и остаётся противоречивой. В исследовании значимость внешних факторов как на стадии формирования бизнеса, так и с точки зрения состояния деловой среды была оценена как низкая. В то время как одни исследователи отмечали значительную роль внешних экономических факторов в принятии решений стать предпринимателями, другие указывали на низкую объясняющую силу контекстуальных факторов (например, ситуация на рынке труда, влияние государственных программ стимулирования предпринимательской деятельности) [9]. Исследования российских исследователей, например, показывают, что действующие представители среднего и малого бизнеса высокотолерантны по отношению к политическим рискам, которые сопровождают деятельность российского предпринимателя [8]. «Чем выше толерантность к риску, тем выше мотивация к самозанятости» [7, p. 231].
Полученные результаты об отношении предпринимателей к предпринимательскому образованию, однако, требуют дальнейших уточнений. Так, при анализе комментариев к третьему разделу опроса было выявлено, что большинство предпринимателей рассматривают предпринимательское обучение в целом как полезную возможность для рефлексии, получения новых знаний без учёта аспектов этой профессиональной деятельности. Следует согласиться также с отдельными положениями о превалировании опыта над обучением при получении первичных предпринимательских навыков. Предпринимательское обучение при этом рассматривается как возможность «страховки» от ошибок.
Выводы
Выборка участников опроса для исследования подтверждается описанием профессионального опыта участников опроса. В исследовании приняли участие 83 человека, среди которых 75% имели управленческий опыт. При этом средний стаж управленческой деятельности составил 19 лет. Среди ключевых факторов, определивших мотивацию участников опроса в занятии предпринимательской деятельностью, были выделены не только стремление к финансовому благополучию, но и реализация своих идей в бизнесе (самоактуализация), а также возможность влиять на характер и организацию своей экономической деятельности (свобода экономического поведения). Участники опроса выразили относительное безразличие к внешним факторам (например, текущему этапу экономического цикла - спад, подъём, пик, депрессия), которые могли бы оказать влияние на их мотивацию начать собственное дело.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с проверкой устойчивости полученной модели мотивации на старте предпринимательской деятельности, в том числе для других видов предпринимательства. Можно предположить, что структура мотивации предпринимателя в социальной сфере отличается от мотивации в сфере коммерции или технологическом бизнесе.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00152 (2018-2020 гг.).
Примечание
1. Акселерационные программы проводила АНО «Центр инноваций в социальной сфере Нижегородской области». http://cissno52.ru
Список литературы
1. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J. The motivation to become an entrepreneur // International journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2005. V. 1. № 1. P. 42-57.
2. Herron L. and Sapienza H.J. The entrepreneur and the initiation of new venture launch activities // Entre-preneurship Theory and Practice. 1992. Vol. 17. No. 1. P. 49-55.
3. Kuratko D.F., Hornsby J.S. and Naffziger D.W. An examination of owner's goals in sustaining entrepre-neurship // Journal of Small Business Management. 1997. Vol. 35. No. 1. P. 24-33.
4. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с.
5. Gilad B. and Levine P. A behavioral model of entrepreneurial supply // Journal of Small Business Management. 1986. Vol. 24. No. 4. P. 45-54.
6. Praag C.M. and Cramer J.S. The roots of entrepre-neurship and labor demand: individual ability and low risk // Economica. 2001. Vol. 68. No. 269. P. 45-62.
7. Douglas E.J. and Shepherd D.A. Entrepreneurship as a utility maximizing response - entrepreneurial management // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15. No. 3. P. 231-251.
8. Гинзбург М.Ю., Митин Д.В., Чепьюк О.Р. Политическая неопределённость как фактор экономи-
ческого риска: региональные перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 32 (359). С. 2-12.
9. Krueger N.F. Jr, Reilly M.D. and Carsrud A.L. Competing models of entrepreneurial intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15. No. 5/6. P. 411-432.
10. Ангелова О.Ю., Чепьюк О.Р., Бряндинская Н.Г. Социальное предпринимательство: синтез гуманитарного и экономического подхода // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 9. С. 105-114.
11. Чепьюк О.Р. Экономический кризис как феномен бессубъектности: опыт социально-философского анализа // Kant. 2019. № 1 (30). С. 231-238.
12. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 (с изменениями, вступившими в силу с 12.04.2020).
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 № 245-ФЗ.
14. Germak A.J., Robinson J.A. Exploring the motivation of nascent social entrepreneurs // Journal of Social Entrepreneurship. 2014. V. 5. № 1. P. 5-21.
MOTIVATION OF THE ENTREPRENEUR AT THE STAGE OF CREATING A BUSINESS IN THE SOCIAL SPHERE
O.R. Chepyuk, V.S. Kravchenko, M.G. Demina, I.O. Sedykh
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The study presents the results of an analysis of the entrepreneur's motivation to start an independent initiative in the social sphere. This research involved a survey conducted during September-October 2019 among entrepreneurs who were founders and heads of existing small businesses in the Nizhny Novgorod region (including microenterprises). The originality of the study lies in the presentation of the motivation of the entrepreneur as a form of manifestation of an economic agent's subjectivity, this agent's conscious involvement in economic activity, with the goal of self-realisation. The aim of the study was to identify distinctive features in the behavior of social entrepreneurs at the stage of the emergence of an entrepreneurial idea, including the identification of their attitude to external risks and crises. The results of the study are of interest to representatives of government agencies involved in supporting small businesses, for universities implementing training programs for entrepreneurs (including entrepreneurial universities), as well as other public institutions that promote entrepreneurship. In methodological terms, the results of the study provide empirical material for specialists engaged in the study of the economic subject and the cognitive aspects of economic behavior.
Keywords: entrepreneur, subjectivity, motivation, risks, crises, economic subject, social entrepreneurship.