Научная статья на тему 'Исследование мотивации получения образования студентами сервисных специальностей'

Исследование мотивации получения образования студентами сервисных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО СРЕДНЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MOTIVATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS / DOMINATING MOTIVES TO GET HIGHER AND VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Тамара Владимировна, Кружков Денис Александрович

В статье раскрывается содержание мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов сервисных специальностей. Проводится анализ мотивационной структуры получения высшего и среднего профессионального образования. Определяется степень осознанности студентом заинтересованности в получении образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко Тамара Владимировна, Кружков Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation research of the education receiving by service specialties students

The article reveals the content of motivation of learning and professional work of students with service specialties. The analysis of motivational structure of receiving the higher and average vocational training has been carried out. The student's degree of awareness of interest in education is defined.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации получения образования студентами сервисных специальностей»

жения пловца на дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон, С.М. Техника спортивных способов плавания / С.М. Гордон. - М. : Советский спорт, 1968. - 199 с.

2. Мосунов, Д.Ф. Резонансный метод тренировки пловца / Д.Ф. Мосунов, И. Л. Тверяков, И.В. Клешнев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Паралимпийское плавание. Гидрореабилитация», 7-10 декабря 2008 года / ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», ООИ «Плавин». - СПб., 2009. - С. 9-14.

3. Мосунов, Д.Ф. Использование попутного потока воды за рукой при плавании // Вопросы совершенствования техники плавания и методики спортивной тренировки пловца : сб. науч.-метод. работ по водным видам спорта / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1972. - С. 66-69.

4. Мосунов, Д. Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) : дис. ... д-ра пед. наук / Мосунов Д.Ф. -СПб., 1992. - 306 с.

5. Першин, С.В. Основы гидробионики / С.В. Першин, Д.Ф. Мосунов. - Л. :

Судостроение, 1988. - 262 с.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Тамара Владимировна Нестеренко, аспирант,

Денис Александрович Кружков, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье раскрывается содержание мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов сервисных специальностей. Проводится анализ мотивационной структуры получения высшего и среднего профессионального образования. Определяется степень осознанности студентом заинтересованности в получении образования.

Ключевые слова: мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов, доминирующие мотивы в получении высшего среднего и профессионального образования.

MOTIVATION RESEARCH OF THE EDUCATION RECEIVING BY SERVICE

SPECIALTIES STUDENTS Tamara Vladimirovna Nesterenko, the post-graduate student,

Denis Aieksandrovich Kruzhkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The article reveals the content of motivation of learning and professional work of students with service specialties. The analysis of motivational structure of receiving the higher and average vocational training has been carried out. The student’s degree of awareness of interest in education is defined.

Keywords: motivation of educational and professional activities of students, dominating motives to get higher and vocational education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с подготовкой к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, одной из основных задач стала подготовка молодежи к выбору профессии в индустрии гостеприимства.

б1

Формой деятельности, в условиях которой совершается обучение, является учебная деятельность. Личность является и объектом, и субъектом этой деятельности. В настоящее время молодежь и общество воспринимает образование, прежде всего, с позиций будущей профессиональной деятельности. При этом происходит переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной, такой переход как отмечает А. Г. Асмолов (2002), идет по линии трансформации мотивации, поскольку именно она является конституирующим признаком деятельности.

Считается, что за последние 15 лет мотивация у студентов претерпела некоторые изменения. На сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа.

Цель данной публикации заключается в изучении мотивов получения высшего и среднего профессионального образования и определение факторов, влияющих на выбор будущей профессии сферы сервиса и туризма.

Для студентов начальных курсов главным мотивом получения высшего образования являются приобретение новых социальных характеристик, тогда, как для студентов старших курсов - углубление знаний, получение профессиональных навыков.

Это позволяет говорить о том, что в процессе обучения происходит корректировка ценностно-нормативных установок студентов посредством получения знаний в процессе образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Социологический опрос в форме анкетирования проводился среди студентов разных курсов бюджетного и коммерческого отделений факультета сервиса и туризма, а также Гуманитарного колледжа, специальность туризм, КГУФКСТ на основе простой, случайной выборки. Выборочная совокупность составила 100 человек (18 юношей и 82 девушки).

Для того чтобы выяснить присутствует ли мотивация у студентов, мы провели опрос о том, для чего они хотят получить высшее образование в сфере сервиса и туризма, и что оно дает человеку.

Результаты анализа мотивационной структуры показали, что почти для трети респондентов доминирующим мотивом является получение определенного статуса в обществе; немногим менее трети опрошенных студентов назвали возможность хорошо зарабатывать, более 40% респондентов дали иные ответы.

При этом были выявлены существенные различия в мотивации учебной деятельности студентов коммерческого отделения по сравнению с «бюджетниками». (См. табл/)

Таблица

Результаты опроса учащихся бюджетного и коммерческого отделений

№ Мотивы получения высшего и среднего профессионального образования Учащиеся бюджетного отделения (%) Учащиеся коммерческого отделения (%)

1 занять определенное положение в обществе 26 32

2 возможность хорошо зарабатывать 19 37

3 получить хорошую профессиональную подготовку 19 11

4 закончить учебное заведение и начать свое дело 13 9

5 занять высокую руководящую должность 7 11

6 весело прожить студенческие годы 10 -

7 продолжить семейную традицию 6 -

Как видно из результатов, получение высшего и среднего профессионального образования в сфере сервиса и туризма для учащихся бюджетного отделения во многом определяется будущим положением в обществе. Для учащихся коммерческого

отделения мотивация получения образования в большей степени детерминирует с материальными возможностями, которые предоставит будущая профессия. Тем не менее, успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже, чем студентов «бюджетников».

Студенты оценивают учебный процесс в вузе с точки зрения своих личных потребностей, целей, установок, ценностей и т д. А они чаще всего отличаются от главной цели обучения - подготовки специалиста данного профиля. У студентов доминирующим является мотив достижений (прагматический), т.е. их деятельность направлена, прежде всего, на получение конечного результата определенного уровня. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом (получение оценки, сдача зачета, экзамена, получение диплома и т. д.).

Однако выражен и познавательный мотив, который характеризуется направленностью на получение субъективно нового знания. Особенность его в том, что он связан не только с конечным результатом учебной деятельности, но и с самим процессом ее осуществления (интересом к ходу выполнения задачи, конкретным методом решения и т. д.).

Наименее выражен у всех студентов волевой мотив. Это говорит о невысоких стандартах учебной деятельности, которые устанавливаются ими сознательно (например, степень организованности, упорства, настойчивости и т.д.), а также об их низком стремлении повышать свой внутренний уровень компетентности.

Для того чтобы выяснить присутствует ли мотивация у студентов, мы провели опрос о потребности и необходимости той профессии, на которую они учатся.

Так 36,4 % опрошенных студентов (1-ый курс) показали на начальном этапе обучения «прагматический» мотив - студенты в наибольшей степени руководствуются тем фактом, который для них является более значимым - закончить учебное заведение (получить диплом) и начать свое дело. Надо отметить, что уже на 2-ом и последующих курсах обучения у студентов (55,3%) появляются «профессиональные» мотивы, например, такие как «получить хорошую профессиональную подготовку» и «занять высокую руководящую должность». Лишь 8,3% опрошенных не считают наличие мотивации необходимым условием успешности профессиональной деятельности.

Это означает, что наблюдается определенная градация мотивов в зависимости от стадии обучения студентов. Для студентов начальных курсов главным мотивом получения высшего образования являются приобретение новых социальных характеристик, тогда, как для студентов старших курсов - углубление знаний, получение профессиональных навыков, т.е. от первого к последнему курсу изменяется мотивация учебно-профессиональной деятельности.

Однако, т.к. по итогам проведенного исследования выяснилось, что мотивация присутствует не у всех студентов, что говорит о необходимости проведения направленной работы, которая обеспечит развитие интереса и мотивации к профессиональной деятельности. Одной из задач становится развитие мотивации у студентов 1-го курса, а также привитие интереса студентам, которые, заблуждаясь, считают, что мотивация не нужна для их будущей профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма., обусловливающие общую направленность и динамику деятельности.

ВЫВОДЫ

1. В процессе обучения происходит корректировка ценностно-нормативных установок мотивации студентов сервисных специальностей посредством получения знаний в процессе образования.

2. Наличие как высшего, так и среднего профессионального образования, независимо от мотивов его получения, в целом воспринимается студентами как один из основных компонентов будущего благополучия и успешности. Это связано с тем, что вопрос о мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельно-

сти, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2002. - 480 с.

Контактная информация: tamara.nesterencko@yandex.ru

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРОВ НОГАМИ И РУКАМИ В КИКБОКСИНГЕ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Александр Игоревич Агафонов, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлен сравнительный биомеханический анализ техники ударов руками и ногами в кикбоксинге.

Ключевые слова: кикбоксинг, техника, биомеханический анализ, удары, скорость, время, структура.

BIOMECHANICAL ANALYSIS OF TECHNIQUE OF BLOWS BY FEET AND

HANDS IN KICKBOXING

Vasily Aleksandrovich Oscolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

department chairman,

Alexander Igorevich Agafonov, the teacher,

The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

The given article presents the comparative biomechanical analysis of technique of blows by hands and feet in kickboxing.

Keywords: kickboxing, technique, biomechanical analysis, blows, speed, time, strength, structure.

ВВЕДЕНИЕ

В современном спорте значение технической подготовки непрерывно возрастает. Сильнейшие спортсмены мира обладают относительно равной подготовкой, следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе, может оказаться решающим для победы. Именно в этом отношении техническая подготовка предоставляет спортсменам наибольшие резервы, так как ее практическое ощущение и научное обоснование ещё далеки от возможных пределов [2, 4]. Вместе с тем, анализ соревновательной деятельности показал, что даже высококвалифицированные кикбоксеры допускают грубые ошибки в технике выполнения ударов руками и ногами. Вышесказанное свидетельствует о том, что технической подготовке спортсменов уделяется недостаточно внимания. А техническая подготовка не может быть эффективной, без знаний тренерами биомеханических особенностей соревновательных упражнений [1].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проводился биомеханический анализ техники выполнения самых сильных и самых распространенных ударов, применяемых кикбоксёрами, стоящими в левосторонней стойке, это: прямой удар в голову правой рукой и боковой удар в голову правой ногой. Удары выполнялись высококвалифицированными кикбоксерами. На выполнение каждого двигательного действия испытуемому отводилось три попытки. Выявлялась последовательность включения в движение различных частей тела и ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.