Научная статья на тему 'Исследование мощности пласта Каа-Хемского месторождения'

Исследование мощности пласта Каа-Хемского месторождения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЩНОСТЬ / РАЗРЕЗ / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ОБОРУДОВАНИЕ / ПОРОДА / POWER / CUT / FIELD / EQUIPMENT / ROCK

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Саая Сай-суу Шолбановна, Куулар Олча Орлановна

В данной статье проведены геологоразведочные работы Каа-Хемского месторожде-ния по особенностям геологического строения 1-ой группы «Классификации запасов и про-гнозных ресурсов твердых полезных ископаемых». Проведены расчеты параметров буро-взрывных работ при взрывании угля, расчеты параметров буровзрывных работ при взрыва-нии бестранспортного уступа, расчеты физико-механических показателей пород, слагающих борта карьера. Описаны технологии вскрытия и добыча полезных ископаемых на Каа-Хемском месторождении. Прогнозированы предельные значения углов рабочего и нерабо-чего бортов карьера, сложенных крепкими скальными горными породами, при глубине от-работки карьера 100 м. Исследованы имеющиеся на разрезе оборудования. Предложены условия поддержания его в работоспособном состоянии и соблюдении нормативных сроков прохождения технической экспертизы. На всех этапах отработки карьера в местах с затруд-ненным водоотливом планируется проходка водоотводных канавок от забоя вдоль угольно-го уступа глубиной 0.5-1.0 м, дающих возможность воде поступать к водосборнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Саая Сай-суу Шолбановна, Куулар Олча Орлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPACITY SURVEY OF THE KAA-KHEM FIELD

In this article, geological exploration of the Kaa-Khemskoye field was carried out accord-ing to the geological features of the 1st group “Classification of reserves and forecast resources of solid minerals”. Calculations of parameters of drilling and blasting operations for coal blasting, cal-culations of parameters of drilling and blasting operations for blasting of a transport-free ledge, cal-culations of physical and mechanical indicators of rocks composing the pit walls were carried out. The technology of opening and mining of minerals at the Kaa-Khem field is described. The predict-ed limit values of the angles of the working and non-working sides of the quarry, composed of strong rock rocks, with a pit working depth of 100 m. The existing in the section of the equipment are investigated. Proposed conditions for maintaining it in working condition and compliance with regulatory deadlines for the passage of technical expertise. At all stages of the open pit mining, in places with difficult water outflow, it is planned to drive drainage grooves from the bottomhole along a coal ledge with a depth of 0.5-1.0 m, allowing water to flow to the catchment basin.

Текст научной работы на тему «Исследование мощности пласта Каа-Хемского месторождения»

УДК 620 : 620.9 : 622 (571.52)

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЩНОСТИ ПЛАСТА КАА-ХЕМСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Саая С-С. Ш., Куулар О.О.

Тувинский государственный университет, г.Кызыл

CAPACITY SURVEY OF THE KAA-KHEM FIELD

Saaya C-C. Sh., Kuular O. Tuva State University, Kyzyl

В данной статье проведены геологоразведочные работы Каа-Хемского месторожде-ния по особенностям геологического строения 1-ой группы «Классификации запасов и про-гнозных ресурсов твердых полезных ископаемых». Проведены расчеты параметров буро-взрывных работ при взрывании угля, расчеты параметров буровзрывных работ при взрыва-нии бестранспортного уступа, расчеты физико-механических показателей пород, слагающих борта карьера. Описаны технологии вскрытия и добыча полезных ископаемых на Каа-Хемском месторождении. Прогнозированы предельные значения углов рабочего и нерабо-чего бортов карьера, сложенных крепкими скальными горными породами, при глубине от-работки карьера 100 м. Исследованы имеющиеся на разрезе оборудования. Предложены условия поддержания его в работоспособном состоянии и соблюдении нормативных сроков прохождения технической экспертизы. На всех этапах отработки карьера в местах с затруд-ненным водоотливом планируется проходка водоотводных канавок от забоя вдоль угольно-го уступа глубиной 0.5-1.0 м, дающих возможность воде поступать к водосборнику.

Ключевые слова: мощность, разрез, месторождение, оборудование, порода.

In this article, geological exploration of the Kaa-Khemskoye field was carried out accord-ing to the geological features of the 1st group "Classification of reserves and forecast resources of solid minerals". Calculations of parameters of drilling and blasting operations for coal blasting, cal-culations of parameters of drilling and blasting operations for blasting of a transport-free ledge, cal-culations of physical and mechanical indicators of rocks composing the pit walls were carried out. The technology of opening and mining of minerals at the Kaa-Khem field is described. The predict-ed limit values of the angles of the working and non-working sides of the quarry, composed of strong rock rocks, with a pit working depth of 100 m. The existing in the section of the equipment are investigated. Proposed conditions for maintaining it in working condition and compliance with regulatory deadlines for the passage of technical expertise. At all stages of the open pit mining, in places with difficult water outflow, it is planned to drive drainage grooves from the bottomhole along a coal ledge with a depth of 0.5-1.0 m, allowing water to flow to the catchment basin. Keywords: power, cut, field, equipment, rock.

Поле разреза "Каа-Хемский" включает в себя пять эксплуатационных участков -Северо-Западный, Северный, Центральный, Южный и Юго-Западный.

Средняя мощность пласта 2 «Улуг» по участкам, с учетом засорения внутрипла-сто-выми породными прослойками составляет:

• по Северо-западному - 7,29 м;

• по Северному - 6,97 м;

• по Центральному - 8,4 м;

• по Южному - 6.55 м;

• по Юго-западному - 5.45 м. Коэффициент крепости пород по Про-

тодъяконову - от 7 до 10. [14]

Вскрышные породы на разрезе разрабатываются с применением буровзрывных работ.

Годовой, суточный и сменный объемы работ по вскрыше на освоение мощности ка-рьера приведены в табл. 1.

Исходя из наличия промышленных запасов угля в границах поля разреза (57553 тыс.т) и принятой его мощности (1500 тыс.т в год), остаточный срок службы разреза с нача-ла 2018 г. - около 30 лет.

Исходя из наличия промышленных запасов угля в границах поля разреза (57553 тыс.т) и принятой его мощности (1500 тыс.т в год), остаточный срок службы разреза с нача-ла 2018 г. - около 30 лет.

Угли разреза средней крепости, с коэффициентом крепости по Протодъяконову -от 1.3 до 2.9 и разрабатываются с применением буровзрывных работ. [13]

Объемная плотность угля - 1,30 т/м3. Средняя расчетная объемная плотность вскрышных пород - 2,5 т/м3.

По результатам проведенных геологоразведочных работ Каа-Хемское место-рожде-ние по особенностям геологического строения соответствует 1-ой группе «Классификации запасов и прогнозных ресурсов

Угли разреза средней крепости, с коэффициентом крепости по Протодъяконову -от 1.3 до 2.9 и разрабатываются с применением буровзрывных работ. [13]

Объемная плотность угля - 1,30 т/м3. Средняя расчетная объемная плотность вскрышных пород - 2,5 т/м3.

Таблица 1

твердых полезных ископаемых».

В течение первых трех лет (2015 - 2018 г.г.) вскрышные и добычные работы ведутся на Северном и Южном участках, с 2017 года в отработку вовлекается. Центральный участок (по углю). Отработка поля разреза предусматривается с параллельным перемещением фронта работ в направлении с востока на запад. После отработки запасов участков Северный, Цен-тральный и Южный в отработку будут вовлекаться запасы участков Юго-Западный и Северо-Западный.

В настоящее время поле карьера вскрыто серией выездных траншей, сформиро-ван-ных во внутренних отвалах. [14]

Северный участок

Наименование Объемы вскрышных работ на освоение проектной мощности

сменный, м3 суточный, м3 годовой, тыс.м3

Объем вскрыши, всего 11357 34070 11925

- реконструкция фланговой северной выездной траншеи;

- реконструкция южной угольной выездной траншеи;

- реконструкция фланговой южной выездной траншеи;

Центральный участок

- реконструкция породного выезда;

- реконструкция южной выездной траншеи;

Южный участок

- реконструкция северной выездной траншеи N1 и N2;

- реконструкция фланговой южной выездной траншей.

Строительство траншей осуществляется гидравлическим экскаватором РС 1250 (обратная лопата) с вывозом вскрышных (отвальных) пород на отвалы. Проходка канавы ЭО-5126.

Объемы работ по строительству приведены в табл. 2.

Таблица 2

Наименование Объемы работ по строительству выездных траншей,

Всего в том числе по годам

2011 г. 2012 г.

Проходка лотковой водоотводной канавы 18.3 18.3

Северный участок

Фланговая северная выездная траншея 450.0 450.0 -

Реконструкция южной угольной выездной траншеи и фланговой южной выездной траншеи 405 - 405.0

Центральный участок

реконструкция породного выезда и реконструкция южной выездной траншеи 350.0 - 350

Южный участок

реконструкция северной выездной траншеи № 1 и № 2 и реконструкция фланговой южной выездной траншеи. 145.0 - 145

Итого 1368.3 468.3 900

В настоящее время на разрезе применяется комбинированная - бестранспор-тно-транспортная система разработки.

Добыча угля осуществляется экскаваторами ЭКГ-5А с погрузкой в автосамосвалы БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 тонны и в автосамосвалы потребителей. [14]

Выемка вскрыши на разрезе в осуществляется следующим образом. Первый от по-верхности уступ (рыхлые отложения, слабые выветрелые коренные породы) и второй уступ (до надугольных крепких песчаников) отрабатываются по усложненной бестранспортной схеме экскаваторами ЭШ-

10.70. Выемка крепких надугольных песчаников осуществляется по транспортной схеме экскаваторами ЭКГ-8И и ЭКГ-5А с погрузкой горной массы в авто-самосвалы

Расчет параметров буровзрывных работ при взрывании бестранспортного уступа приведен в табл. 4.

Расчет параметров буровзрывных работ при взрывании угля приведен в табл. 5.

Оценка устойчивости уступов рабочего и нерабочего бортов карьера выполнена

БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 тонны, с вывозкой на внутренние отвалы, расположенные на отвалах бестранспортной вскрыши. (табл 3.)

Таблица 3

по профилям, приуроченным к уступам с различными параметрами, принятыми при проекти-ровании системы разработки. [1] Расчетные физико-механические показатели пород, слагающих борта карьера, приняты в соответствии с табл. 6.

Наименование параметров Единица измерения Параметры по скважинам

первого ряда последующих рядов

1 Характеристика работ взрывание песчаника

2 Высота уступа м 15,0

3 Угол откоса уступа град. 75

4 Угол наклона скважины град. 75

5 Ширина заходки м 45,0

6 Ширина развала м 85,0

7 Длина взрываемого блока м 200,0

8 Диаметр скважин мм 215

9 Количество рядов скважин 12

8 Расстояние:

- Между рядами скважин м - 4,0

- Между скважинами в ряду м 5,0 5,0

9 Коэффийиент сближения - 1,2 1,2

10 Длина: скважины 15,00 15,00

11 Длина перебура м 0,0 0,0

12 Длина забойки м 3,0 3,0

13 Длина заряда ВВ м 12,00 12,00

14 Линейная плотность кг/м 35,95

15 Масса заряда, всего кг 432,00 432,00

16 Выход горной массы:

- с 1 м скважины м3 15,79

17 Удельный расход ВВ на 1000 м3 горной массы т 1,2

Таблица 4

Наименование параметров Единица измерения Параметры по скважинам

первого ряда последующих рядов

1 Характеристика работ взрывание алевролитов

2 Высота уступа м 16,0

3 Угол откоса уступа град. 75

4 Угол наклона скважины град 75

5 Ширина заходки м 45,0

6 Ширина развала м 74,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Длина взрываемого блока м 200,0

8 Диаметр скважин мм 215

Количество:

9 Рядов скважин 9

10 Скважин в кусте 1 1

11 Расстояние:

- Между рядами скважин м - 5,0

- Между скважинами в ряду м 5,0 5,0

12 Коэффийиент сближения - 1,0 1,0

13 Длина: скважины 16,0 16,0

14 Длина перебура м 2,35 1,7

15 Длина забойки м 4,00 4,0

16 Длина заряда ВВ м 12,0 12,0

17 Линейная плотность кг/м 30,84

18 Масса заряда, всего кг 370,00 370,00

19 Выход горной массы:

- с 1 м скважины м3 30,84

20 Удельный расход ВВ на 1000 м3 горной массы т 0,85

Таблица 5

Наименование параметров Единица измерения Параметры по скважинам

первого ряда последующих рядов

1 Характеристика работ взрывание угля

2 Высота уступа м 6,0

3 Угол откоса уступа град. 75

4 Угол наклона скважины

5 Ширина заходки м 45,0

6 Ширина развала м 46,9

7 Длина взрываемого блока м 200,0

8 Диаметр скважин мм 160

Количество:

8 Рядов скважин 10

- Между рядами скважин м - 4,5

- Между скважинами в ряду м 4,5 4,5

9 Коэффицент сближения 1,0 1,0

10 Длина: скважины 6,0 6,0

11 Длина перебура м 0,0 0,0

12 Длина забойки м 2,5 2,5

13 Длина заряда ВВ м 3,5 3,5

14 Линейная плотность кг/м 18,1

15 Масса заряда, всего кг 63,4 63,4

16 Выход горной массы:

- с 1 м скважины м3 18,1

17 Удельный расход ВВ на 1000 м3 горной массы: т 0,25

Таблица 6 - Расчетные физико-механические характеристики пород

Наименование инженерно-геологического комплекса пород Сцепление, кг/ см2 Угол внутреннего трения, град. Плотность, г/см3

Гравелит 225 31 2,79

Песчаник разнозернистый 252 32 2,76

Песчаник крупнозернистый 207 35 2,74

Песчаник среднезернистый 242 35 2,77

Песчаник мелкозернистый 269 35 2,77

Алевролит 205 30 2,77

Уголь 55 34 1,36

На Каа-Хемском месторождении, вскрышные породы которого представлены креп-кими слаботрещиноватыми разностями, условия устойчивости уступов зависят от структурных особенностей пород, слагающих уступы, и ориентировки откосов по отношению к структурным поверхностям ослабления прочности. Для обеспечения устойчивости откосов на месторождении необходимо: [3]

- при падении вскрышных пород в сторону массива заоткоску рабочих и нера-

бочих усту-пов производить под углами не более 80°,

- на участках тектонических нарушений с падением сместителя в сторону горных работ под углами меньше 80° угол откоса рабочих и нерабочих уступов принимать под углами, не превышающими углы падения разрывного нарушения. Для выявления таких участков необходимо вести систематическую геологическую документацию уступов и по ее ре-зультатам прогнозировать структурные планы. [2]

Предельные значения углов рабочего и нерабочего бортов карьера, сложенных креп-кими скальными горными породами, при глубине отработки карьера 100 м не должны пре-вышать 55°. В данном случае основными факторами окончательного выбора углов является технология ведения открытых горных работ. [5] При постановке бортов в конечное положе-ние следует иметь ввиду следующее: если в процессе эксплуатации месторождения в зоне рас-

положения одного из бортов карьера будет выявлено крупное тектоническое нарушение, то этот борт следует формировать за его пределами, а если это нецелесообразно, то произво-дить заоткоску борта под углом, не превышающим угол падения сместите-ля. [4]

В настоящее время на балансе ООО «Тувинская горнорудная компания» на разрезе «Каа-Хем» имеется следующее оборудование (см.табл. 7): [6]

Таблица 7

Тип и № горного оборудования Дата ввода в эксплуатацию Окончание срока амортизации Процент амортизации Остаточная стоимость

ЭКГ-5а № 8536 11.1981 08.1995 100 %

ЭШ -10/70 № 373 11.1985 02.2001 100 %

ЭКГ-8и № 2106 06.1989 10.2003 100 %

ЭШ-11/70 № 4 09.1989 03.2004 100 %

ЭКГ-5а № 12278 12.1991 06.2005 100 %

ЭКГ-5а № 12242 06.1992 10.2005 100 %

ЭКГ-5а № 12500 10.1993 08.2006 100 %

Средний процент износа экскаваторного парка 100 %

3СБШ-200/60 № 20 05.1992 06.1997 100 %

3СБШ-200/60 № 21 12.1994 01.2000 100 %

3СБШ-200/60 № 01 10.2002 07.2006 100 %

5СБШ-200/32 № 02 2007 2012 Не используется

БТС- 150 02.1998 03.2003 100 %

Средний процент износа буровых станков

Т-170 № 01 06.2001 100 %

№ 32 02.1999 05.2006 100 %

№ 33 02.1999 05.2006 100 %

№ 02 2006 2013

Средний процент износа бульдозерного па рка

К -701 12.1990 01. 1997 100 %

К -701 б/у 12.2006

Средний процент износа тракторного парка

Автогрейдер ДЗ-98 02.2000 05.2007 100 %

Автоскрепер МоАЗ6014 08. 2000 09.2007 100 %

Средний процент износа дорожной техники

Экскаватор ЭО-5126 06.2005 07.2013

Погрузчик L-34 07.1990 08.1996 100 %

L-34 03.1995 04.2001 100 %

Погрузчик 534(Dresta) 01.2006 г. 01.2012

Погрузчик НЬ-780-7А 08.2010 г Hundai

ЭО-2621 07.1991 08.1999 100 %

Средний процент износа погрузочной техники

Для выполнения объемов вскрышных и добычных работ исследованием предус-мат-ривается использование имеющегося на разрезе оборудования, при условии поддержания его в работоспособном состоянии и соблюдении нормативных сроков прохождения техни-ческой экспертизы. [5] В последующем необходимо приобретение нового оборудования взамен изношенного.

Согласно выполненным расчетам зольность добываемого угля составит (%): [7]

- по угольному разрезу - 14,47 по участкам разреза:

- по участку Северо-Западный -14,78

- по участку Северный - 15,62

- по транспортному целику - 16,70

- по участку Центральный - 15,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по участку Южный - 12,19

- по участку Юго-Западный - 9,80.

Управляет движением автосамосвалов

на вывозе угля и вскрыши диспетчер, который должен оперативно распределять и перераспределять автосамосвалы между экскаваторами. [8] Поток автосамосвалов должен распределяться по забоям таким образом, чтобы макси-мально сократить простои экскаваторов в ожидании транспорта и простои автосамосвалов в очереди к экскаватору. [9]

Текущий ремонт и содержание постоянных технологических автодорог про-изводит-ся дорожной службой разреза, оснащенной необходимыми машинами и механизмами. [12]

Текущий ремонт земполотна направлен на обеспечение сохранности геометрической формы его элементов, поддержание в работоспособном состоянии водоприемных, дренажных и во-доотводных сооружений, обочин. [11]

При текущем ремонте дорожных по-

крытий из щебня устраняются выбоины, повре-ждения и неровности кромок, бугры и наплывы, небольшие проломы и просадки покрытия. Работы по содержанию проезжей части заключаются, в основном, в систематическом уходе за дорожной одеждой для поддержания ее в чистоте и порядке, предотвращении и ликвида-ции небольших повреждений, возникающих под воздействием транспортных средств и природных факторов. [12]

По сложности гидрогеологических условий месторождение Каа-Хемское относится к категории месторождений средней сложности, благоприятных к разработке открытым способом. Источниками поступления воды в разрез, в значительной степени, являются атмо-сферные осадки и, в меньшей степени, подземные воды средне-юрского водоносного ком-плекса. Условия осушения месторождения простые. [13]

Учитывая горно-геологические особенности разреза «Каа-Хемский» и опыт эксплу-атации исследуется осушение разреза с помощью карьерного водоотлива. Дренирование об-водненной толщи будет осуществляться непосредственно бортами карьера с последующей откачкой воды передвижными насосными установками

открытого водоотлива. В настоящее время безопасное ведение горных работ обеспечивается за счет откачки воды из обо-рудо-ванного водосборника передвижной насосной станцией (насос К-100/65-250 S=45 кВт диа-метр труб 108 мм высота подъема 80 метров), используемой по мере необходимости. [14]

На всех последующих этапах отработки специальных мероприятий по осушению поля ка-рьера не требуется. В случае выпадения большого количества атмосферных осадков (ливней) и во избежание скопления воды в выработанном пространстве карьера во время весеннего паводка откачка карьерных вод из горных выработок предусматривается с помощью пяти мобильных передвижных насосных установок, устанавливаемых в добычных забоях и в по-ниженных местах Северного, Центрального и Южного участков, и сооружение у каждой насосной водосборника емкостью 200 м3.

Для перехвата воды, поступающей с прилегающих территорий к забою, и дре-ниро-вания обводненной толщи предусматривается сооружение от забоя до водосборника водоот-водной канавы, в которой должно быть неукоснительное соблюде-

ние продольного уклона в соответствии с нормативными документами. Все канавы должны сооружаться вдоль уголь-ного уступа отрабатываемого участка.

Расчеты притоков подземных вод в разрез выполнены с учетом гидрогеологических условий, фильтрационных характеристик водоносной толщи, изменения ее обводненной мощности, а также площади разреза, изменяющейся в процессе ведения горных работ.

Как отмечено выше, основным источником поступления воды в карьер до окончания его отработки являются атмосферные осадки. Оценка притока атмосферных вод осуществ-лена аналитическим способом по объемной формуле, включающей величину максимальных суточных осадков, коэффициент поверхностного стока и размеры площади водосбора.

Передвижные насосные станции оснащаются центробежными насосами следующих типов:

- насосная станция №1 Южного участка: насос ЦНС 60-66 (1 рабочий, 1 резервный);

- насосная станция №2 Центрального участка: насос ЦНС 105-98 (1 рабочий, 1 резервный);

- насосная станция №3 Центрального участка: насос ЦНС 60-99 (1 рабочий, 1 резервный);

- насосная станция №4 Северного участка: насос ЦНС 60-99 (1 рабочий, 1 резервный);

- насосная станция №5 Северного участка: насос ЦНС 180-85 (1 рабочий, 1 резервный).

Насосы располагаются у водосборников, сооружаемых в выработанном простран-стве в зоне угольного забоя с минимальными отметками почвы отрабатываемого угля. От-качка нормального притока осуществляется периодически, по мере накопления воды. Раз-меры водосборников принимаются из расчета возможности их расположения в выработан-ном пространстве и накопления в них воды объемом не менее трехчасового нормального притока воды. При этом во избежание подтопления выработанного пространства в непо-средственной близости от забоя и водосборника в период выпадения ливневых дождей с Р=20%,10% и 5% обеспеченности проектом предусмотрена одновременная работа рабочего и резервного насосов водоотливных установок.

На всех этапах отработки карьера в ме-

о в т с н

а р

т с

о р

п е о н н

ев

ё

ю

ев

а р

е ь

в овк

о т

и р

п

о

д

о в

ы н и ч и л

К

к

и т с о

н щ

о

я и н е о в с

о

д

о

и р

ве вп

е

ы

н

т

е

ч

с

а

Р

-

8

а ц

и л б а Т

а, та

5 2 се ыъ

т £

п

0 4

0 6

0 6

н- я ид

еао ммв оез

« ^ 5 ^ ед

ть

к

е

и ни сц он са ат нс

5 7

0 6

еа О ^

уз

0 0 2

0 0 2

0 0 2

-о д 3 /м

о в ./т у

й /с

ы 3/ о

н р м ев ЕГ

а к,

м о

м т

у и

С р п

0 2

0 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 2

5 0 /2 0/

2 9 4

0 6 7 2

9 9

2

/5 0/

5 2

3 /8 0/

9 9

5 /4 0/

8 0

а

з

СО

к о т и

2 т о

а

оом пв м

/0 0/

/0 0/

/0 0/

рт С £

с

у

с

ет

т

л ^ нс

ЕГ

н

а р3 со <и 2 5

к фв О о о ^ £ § * 2

5 2 3 рта

С

0 2

0 3

0 2

5 0 /2 0/

2 9 4

0 6 7 2

9 9

2

/5 0/

5 2

3 /8 0/

9 9

5 /4 0/

8 0

осн аа

р с

ей

^ 8 он

Я °

а р

е

ь р

а к к о т с а ч У

2

к о т с а

ч ^

35

ы

н жн

к о т с а

ч

у

й ы н ь л

а р

т н

е Це

стах с затрудненным водоотливом планируется проходка водоотводных канавок от забоя вдоль угольного уступа глубиной 0.51.0 м, даю-щих возможность воде поступать к водосборнику.

Перемещение водоотливных установок будет происходить по мере подвигания горных работ.

Из водосборников насосами вода перекачивается в лотковую водоотводную канаву и далее поступает на очистку в пруд-отстойник с фильтрующим массивом. Очищенные воды сбрасываются на поля орошения. На строительстве канавы используется экскаватор ЭО-5126. Канава по отводу воды имеет трапецеидальное сечение с шириной по дну 1,2 м, сред-ней глубиной 1,0 м и крутизной откосов 1:1,5.

По дну канавы на предварительно отсыпанную песчаную «подушку» толщиной 10 см. укладываются лотки марки ЛК300.90.10-3. Стыки между лотками тампонируются це-ментом, а затем производится гидроизоляция лотков и стыков битумной мастикой. Все лот-ки накрываются плитами типа ПТ300.90.10-3. В местах сброса карьерных вод в канаву от водоотливных установок производится демонтаж плиты.

При отработке угольного пласта формируется породно-угольный уступ с ми-ни-мальной степенью нарушенности; осыпи угля и породы удаляются в процессе отработки.

Предусматривается производить полную отработку угольных пластов с целью

Библиографический список

1. Дорожно-строительные машины и оборудование. М: «Наука», 1986. - 186с.

2. Хархута Н.Я. и др. Дорожные машины. Теория конструкция и расчет. Л.: «Машиностро-ение», 1976. -472 с.

3. Карабан Г.Л. и др. Машины для городского хозяйства. М.: «Машиностроение», 1988, 272 с.

4. Добронравов С.С. Строительные машины и оборудование. Справочник. М.: «Высшая школа», 1991. - 456с.

5. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и обору-дование. М.: «Мастерство» 2002. - 320 с.

6. Справочник конструктора дорожных машин. Под. Ред. И.П. Бородочева. М.:Машиностроение, 1973. - 504с.

7. Абрамов Н.Н. Курсовое и дипломное проектирование по дорожно-строительным маши-нам. М.: Высшая школа, 1972. -120с.

8. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцов Б.С. Расчеты деталей машин: Справ. Пособие. Минск: «Вышэйшая школа», 1986. - 400 с.

9. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Справочник по сопротивлению материалов. Киев, «Наукова думка», 1988. -736 с.

10. Гидравлика, гидромашины и гидропневмо привод / под. Ред. С.П. Стесина, М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 336 с.

11. Филиппов Б.И. Охрана труда при эксплуатации строительных машин. М.: «Высшая школа», 1984 - 247 с.

12. Саая С-С.Ш. Анализ дорожных покрытий Республики Тыва. Сборник материалов VII-й ежегодной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых тувгу, по-священный году гостеприимства в Республике Тыва. Г.Кызыл: Изд-во тувгу, 2016. - С.67-70.

13. Саая С-С.Ш., Куулар О.О. Разработка конструкции ковша прямой мехлопаты для экска-вации мерзлых пород. Научно-технический журнал «Естественные и технические науки». 2016. №12 (102). - С.181-184.

предотвращения потерь угля. На породных отвалах, при наличии очагов повышенной тем-пературы, производится поверхностная изоляция инертной породой. Запретить вывоз вме-щающих пород, содержащих угольные прослойки, на покрытие автодорог, устройство съез-дов, охранных валов.

14. Саая С-С.Ш., Шавыраа Ч.Д., Куулар О.О. Анализ производительности автосамосвалов Тувинской горнорудной компании. Научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров». 2018. №66 (222). - С.146-150.

Rederences

1. Road-building machines and equipment. M: "Science", 1986. - 186s.

2. Kharkhut N.Ya. And others. Road machines. Theory of construction and calculation. L .: Me-chanical Engineering, 1976. -472 p.

3. Karaban G.L. and others. Machines for municipal services. M .: "Engineering", 1988, 272 p.

4. Dobronravov S.S. Construction machines and equipment. Directory. M .: "High School", 1991. -456s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shestopalov K.K. Lifting, construction and road machines and equipment. M .: "Mastery" 2002. - 320 p.

6. Reference designer road machines. Under. Ed. I.P. Borodocheva. M.: Mechanical Engineering, 1973. -504s.

7. Abramov N.N. Course and diploma projects on road construction machines. M .: Higher School, 1972. -120s.

8. Kuzmin A.V, Chernin I.M., Kozintsov B.S. Calculations of machine parts: Ref. Allowance. Minsk: "Higher School", 1986. - 400 p.

9. Pisarenko G.S., Yakovlev A.P., Matveev VV Handbook of resistance to materials. Kiev, "Naukova Dumka", 1988. -736 p.

10. Hydraulics, hydraulic machines and hydropneumatic drive / under. Ed. S.P. Stesina, M .: Izd. Center "Academy", 2007. - 336 p.

11. Filippov B.I. Labor protection in the operation of construction machines. M .: "Higher School", 1984 - 247 p.

12. Saaya S.S.S. Analysis of road coverings of the Republic of Tyva. Collection of materials of the VII-th annual scientific-practical conference of graduate students and young scientists of tuvsu, dedicated to the year of hospitality in the Republic of Tyva. Kyzyl: Publishing house tuvgu, 2016. - P.67-70.

13. Saaya S.S.Sh., Kuular O.O. Development of the structure of the bucket of direct fur-feltes for excavation of frozen species. Scientific and Technical Journal "Natural and Technical Sciences". 2016. №12 (102). - P. 181-184.

14. Saaya S.S.Sh., Shavyraa C.D., Kuular O.O. Analysis of productivity of auto dump trucks of Tuvin mining company. Scientific and technical journal "Bulletin of civil engineers." 2018. №66 (222). - P.146-150.

Саая Сай-Суу Шолбановна, старший преподаватель кафедры "Транспортно-технологические средства" Тувинского государственного университета E-mail: sai-suu2014@yandex.ru

Куулар Олча Орлановна, старший преподаватель кафедры "Горное дело" Тувинского государственного университета

E-mail: mongysh1@rambler.ru

Saaya Sai-Suu, senior lecturer of the department Transport and technological facilities of the Tuvan State University E-mail: sai-suu2014@yandex.ru

Kuular Olcha, senior lecturer of the department Mining facilities of the Tuvan State Uni-versity E-mail: mongysh1@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.