Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / НАБЛЮДЕНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Димке М.В.

В статье рассмотрены методы диагностики межличностных отношений детей. Выявлена взаимосвязь школьной успеваемости на статус в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING INTERPERSONAL RELATIONS IN ELEMENTARY CLASSES

The article discusses methods for diagnosing interpersonal relationships in children. A relationship was found between school performance and status in a peer group.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ»

УДК 159.9.07

Димке М.В. студент

Научный руководитель: Степанова О.П., к.п.н.

доцент

Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова

Россия, г.Магнитогорск

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В

ГРУППЕ

Аннотация. В статье рассмотрены методы диагностики межличностных отношений детей. Выявлена взаимосвязь школьной успеваемости на статус в группе сверстников.

Ключевые слова: межличностные отношения, социометрия, социометрический статус, наблюдение, успеваемость.

Dimke M. V. student

Scientific director: Stepanova O.P., c.p.s.

associate professor

Magnitogorsk State Technological University named after G.I. Nosov

Russia, Magnitogorsk

STUDYING INTERPERSONAL RELATIONS IN ELEMENTARY

CLASSES

Abstract. The article discusses methods for diagnosing interpersonal relationships in children. A relationship was found between school performance and status in a peer group.

Key words: interpersonal relations, sociometry, sociometric status, observation, academic performance.

Исследование межличностных отношений в группе детей может быть полезно для понимания того, как они общаются друг с другом и какие проблемы могут возникнуть в коллективе.

Такое исследование может быть проведено с помощью различных методов и инструментов.

Широко используется метод социометрии. Он основан на учете субъективных мнений членов малой группы, высказываемых по поводу притяжений и отталкиваний, возникающих между людьми в процессе общения и позволяет определить наиболее популярных и непопулярных

людей в группе, а также выявить наличие конфликтов и недопонимания между ее членами. Мы провели социометрическое исследование в 4 и 3 классах МОУ СОШ № 43 Копейского городского округа (общее количество испытуемых - 33 человека). Выяснилось, что в 4 классе среди наиболее популярных учеников нет неуспевающих. Дети, имеющие высокий социометрический статус, получают больше внимания и похвалы от учителя. Напротив, дети, не получившие выборов в ходе социометрии, чувствуют, что недополучают учительского одобрения.

Аналогичное исследование было проведено и в 3 классе. Здесь также обнаружилось, что высокий социометрический статус имеют дети с высоким уровнем успеваемости. Это ученики активны на уроках и в межурочной деятельности, постоянно получают одобрение учителя, они общительны, уверены в себе.

Огорчает то, что в обоих классах есть учащиеся, которые по результатам социометрического опроса характеризуются как «изолированные» - никто из одноклассников их не выбрал. В четвертом классе в числе «изолированных» оказались два учащихся, в третьем - один ученик.

Одним из важнейших условий для создания психологически безопасной среды является наличие доверительных отношений между участниками [2, с. 27]. Детей, отстающих в учебе, надо вовлекать в другие виды деятельности, выявлять и развивать у них положительные качества, поднимать заниженную самооценку, чтобы помочь им чувствовать себя более уверенно и комфортно в школе. Несомненно, хорошая успеваемость важна, однако нельзя уважать и любить ребенка только за полученные им высокие оценки. Оценка в дневнике не должна быть единственным критерием для оценки человеческого достоинства, так как она не учитывает другие аспекты, такие как личностные качества, мотивация, трудолюбие, ответственность и т.д. Выделение «островка успеха» в море ошибок может помочь детям укрепить свою веру в себя и свои возможности. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них.

Хотя принятие или непринятие ребенка его одноклассниками зависит от многих причин [4, с. 360], но отставание в учебе все же снижает социометрический статус ученика, и в начальных классах это особенно заметно [1, с. 52]. Грамотный, вдумчивый педагог прекрасно знает, что каждый ребенок хочет получать отличные оценки, с гордостью показывать их дома, хочет быть не хуже других. Надо внимательно изучать причины неуспеваемости и решать проблему психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении [3, с. 362; 5, с. 42]. Ребенок отстает в учебе не потому, что он сам того хочет, вероятнее всего,

он в данный момент не может хорошо учиться. Если ему не оказать своевременную, квалифицированную помощь, то это отрицательно скажется не только на дальнейшей учебе, но и на общем личностном развитии.

При изучении межличностных отношений детей может применяться метод беседы. Беседа позволяет установить контакт с ребенком, узнать его мнение и отношение к различным ситуациям, а также выявить проблемы в общении и взаимодействии с другими детьми.

Во время беседы можно задавать вопросы, которые помогут выявить причины проблем в общении, например, «Как ты думаешь, почему другие дети не хотят с тобой играть?», «Что ты делаешь, когда другие дети не обращают на тебя внимания?», «Как ты справляешься с обидой, когда тебя не принимают в игру?».

Важно помнить, что беседа должна быть уважительной и не вызывать у ребенка чувство дискомфорта или страха. Необходимо создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и чувства.

Метод наблюдения может быть использован в школьных классах для получения информации о поведении учеников и их взаимодействии друг с другом, а также для выявления проблемных учеников. Это позволяет учителям и администрации школы лучше понимать, как ученики взаимодействуют друг с другом, и какие проблемы могут возникать в классе.

Учитель может использовать метод наблюдения, чтобы лучше понять, как ученики реагируют на различные методы обучения и как они взаимодействуют друг с другом во время урока.

Наблюдение может проводиться как в рамках урока, так и во внеурочное время. Наблюдатель может использовать различные инструменты, такие как дневники наблюдений, видеозапись или аудиозапись, чтобы зафиксировать поведение учеников.

При анализе межличностных отношений часто применяется тестовый метод. Он включает в себя проведение различных тестов, которые позволяют выявить особенности характера, поведения, эмоционального состояния человека, а также его отношение к другим людям.

Например, тест на определение уровня доверия может помочь определить, насколько человек доверяет другим людям и насколько он готов к сотрудничеству. Тест на определение лидерских качеств может помочь выявить, кто из людей лучше всего подходит на роль лидера в коллективе.

Также используются тесты на определение степени удовлетворенности учебой, на выявление уровня конфликтности и на определение уровня коммуникабельности.

В целом, тестовый метод является достаточно эффективным инструментом для анализа межличностных отношений и позволяет получить более точную картину о том, как люди взаимодействуют друг с другом и какие проблемы могут возникать в их отношениях.

Использованные источники:

1. Банных Н. М. Сплоченный коллектив - залог успешного обучения / Н. М. Банных // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 52-53.

2. Невзорова М. С. Критерии психологической безопасности образовательной среды в современной школе // Наука и Образование. 2018. Том 1. №3. С. 27.

3. Обносов В.Н. Проблема школьной неуспеваемости и возможности ее преодоления // Наука и Образование. 2020 Т.3. № 4. С.362.

4. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе // Наука и Образование. 2020. Т.3 № 4. С. 360

5. Сачкова М. Е. Специфика межличностных отношений / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. -2019. - №2. - 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.