Научная статья на тему 'Исследование метрологических характеристик измерителей коэффициента сцепления на примере тележки типа АТТ-2М'

Исследование метрологических характеристик измерителей коэффициента сцепления на примере тележки типа АТТ-2М Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1303
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРИТЕЛЬ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ САМОЛЕТ / СПЕЦИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЙ / АЭРОДРОМНАЯ ТОРМОЗНАЯ ТЕЛЕЖКА / МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КАЛИБРОВКА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Богоявленский Анатолий Александрович

В статье изложен методический подход и приведены основные результаты исследования фактических значений метрологических характеристик измерителей коэффициента сцепления колес самолетов гражданской авиации с искусственным покрытием ВПП, на примере аэродромной тормозной тележки типа АТТ-2М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Богоявленский Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R

The article sets forth the methodical approach and presents the main results of the survey of the actual values of metrological characteristics of the meter coefficient of friction of wheels civil aircraft with artificial covering the takeoff and landing runway, at the example of the aerodrome brake cart ATT–2M.

Текст научной работы на тему «Исследование метрологических характеристик измерителей коэффициента сцепления на примере тележки типа АТТ-2М»

УДК 625.717.004.5

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗМЕРИТЕЛЕЙ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕЖКИ ТИПА АТТ-2М

А.А. БОГОЯВЛЕНСКИЙ

По заказу редакционной коллегии

Статья представлена доктором технических наук, профессором Скрипниченко С.Ю.

В статье изложен методический подход и приведены основные результаты исследования фактических значений метрологических характеристик измерителей коэффициента сцепления колес самолетов гражданской авиации с искусственным покрытием ВПП, на примере аэродромной тормозной тележки типа АТТ-2М.

Ключевые слова: измеритель коэффициента сцепления, гражданский самолет, специальное средство измерений, аэродромная тормозная тележка, метрологические характеристики, калибровка.

В период с ноября 2010 г. по март 2011 г. специалистами метрологической службы ФГУП ГосНИИ ГА в соответствии с РД 54-005-027-89 [1] проведены ведомственные испытания (метрологическая аттестация) специального средства измерений - тележки аэродромной тормозной типа АТТ-2М. Ее разработчиком и изготовителем является ОАО "Опытный завод № 31 ГА"; тележка оснащена блоком регистрации и измерения значений коэффициента сцепления БРИЗ-КС.

Необходимость проведения испытаний была обусловлена тем, что конструктивно тележка типа АТТ-2М [2, 3] отличается от массово применяемой тележки типа АТТ-2:

- наличием дополнительных амортизаторов и пружин для гашения динамических колебаний колес при движении;

- установкой на ведущем колесе АТТ-2М шины модели 205/70 Ю5 (изменение диаметра колеса вызывает снижение проскальзывания). Это позволяет увеличить скорость движения до (65±5) км/ч при измерении коэффициента сцепления (Ксц) относительно тележки АТТ-2 (40-45) км/ч. Данное обстоятельство сокращает время измерения Ксц и повышает оперативность принятия решений о состоянии ВПП;

- применением блока БРИЗ-КС, что обеспечивает документальную регистрацию результатов измерений, и работающего с ним вместе силоизмерительного датчика К-16 А, внесенного в Государственный реестр средств измерений РФ.

Одним из условий успешной и эффективной эксплуатации любого сложного изделия является наличие комплекта подробной эксплуатационной документации, отвечающей положениям ГОСТ 2.601-2006 [4] и ГОСТ 2.610-2006 [5]. Для оценки соответствия согласно РМГ 63-2003 [6] и ОСТ 54-3-156.66-94 [7] проведена метрологическая экспертиза Руководства по эксплуатации [8] и формуляра на АТТ-2М. Выявленные при проведении экспертизы несоответствия устранены разработчиком в полном объеме до окончания испытаний.

Одной из целей проводившихся испытаний было подтверждение возможности замены штатного измерительного канала Ксц серийно выпускаемой тележки АТТ-2 (в составе аппаратуры АВР и датчика ЛХ-144), на измерительный канал из комплекта поставки тележки АТТ-2М (в составе блока БРИЗ-КС и датчика К-16А). Схема плана экспериментальных исследований приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема плана экспериментальных исследований

Необходимым условием такого рода испытаний является обеспечение идентичности проведения работ и достоверного сравнения показаний штатных измерительных каналов Ксц тележек АТТ-2 и АТТ-2М.

Для этого разработана и реализована на практике измерительная схема (рис. 2), позволяющая производить в процессе испытаний одновременное измерение значений Ксц датчиком ЛХ-144 типовой тележки АТТ-2 и датчиком К-16А в одной и той же точке искусственного покрытия при проезде по нему тележки АТТ-2М.

Рис. 2. Измерительная схема для одновременного измерения значений Ксц датчиком ЛХ-144 типовой тележки АТТ-2 и датчиком К-16А

Перед началом исследований проведена настройка, техническое обслуживание и проверка технических характеристик тележки АТТ-2М в объёме операций и с использованием средств измерений, предписанных Руководством [8].

Проверка чувствительности АТТ-2М выполнялась на технологическом натяжном стенде СМП-1 на базе завода-изготовителя путем прокатывания тележки с включенной блокировочной муфтой по контрольным поверхностям и регистрацией полученных данных.

В качестве контрольных поверхностей использованы поверхности, различные по свойствам и имитирующие состояния покрытия с отличающимися друг от друга значениями Ксц: а) фторопласт сухой; б) бетон сухой.

При этом согласно Техническим условиям [3] допускаемые значения Ксц при проверке чувствительности на стенде СМП-1 должны находиться в пределах:

- (0,28-0,32) ед. Ксц (для поверхности из фторопласта);

- (0,48-0,52) ед. Ксц (для поверхности из бетона).

Результаты проверки чувствительности приведены на рис. 3. Из рисунка видно, что результаты измерения на поверхности из бетона составили 0,51 ед. Ксц на поверхности из фторопласта -

0,29 ед. Ксц, при использовании датчика К-16А и 0,52 ед. Ксц на поверхности из бетона и 0,31 ед. Ксц на поверхности из фторопласта для датчика ЛХ-144.

ZT

с

е

о, о, о,

о,

Время, с

Рис. 3. Результаты проверки чувствительности АТТ-2М при измерении Ксц на стенде СМП-1 (поверхности: бетон; фторопласт)

Таким образом, чувствительность измерительного канала Ксц тележки АТТ-2М соответствует Техническим условиям [3] и не хуже, чем у измерительного канала АТТ-2.

Для проведения сравнительных испытаний и экспериментальных исследований на ВПП применялась тележка АТТ-2 № 14б9 со штатным измерительным каналом Ксц в составе силоизмерительного датчика ЛХ-144 № 4701, преобразователя ПА-1 № 090 и аппаратуры АВР с микроамперметром М2027 № 32952. При этом одновременно испытаниям подвергался также и блок БРИЗ-КС (зав. № 001) с датчиком К-1бА (зав. № 5QA784).

При проведении испытаний было выбрано несколько участков покрытия ВПП, различающихся между собою по величине Ксц, а именно, сухой бетон и бетон, с отложениями резины от шин авиационных колес, увлажненный противообледенительной жидкостью, и другие. Длина каждого участка покрытия составляла 3400 м. Во время испытаний тележкой АТТ-2 № 14б9 с измененной измерительной схемой Ксц последовательно производилось по 2 проезда (один - в одну сторону, и один - в обратную сторону) выбранных участков покрытия ВПП.

При этом оператором в кабине автомобиля-буксировщика в ручном режиме записывались измеренные значения Ксц, индицировавшиеся аппаратурой АВР. Одновременно в автоматическом режиме осуществлялась запись результатов измерений в память блока БРИЗ-КС. При сравнении средних арифметических значений результатов измерения Ксц, полученных блоком БРИЗ-КС и штатным измерительным каналом тележки АТТ-2, установлено, что их разность по третям ВПП составляет не более чем ±0,02 ед. Ксц, что не превышает допускаемых РЭГА-94 [9] и DOC 9137-AN/898 [10] значений. Таким образом, блок БРИЗ-КС с датчиком К-1бА - на основании полученных результатов испытаний - может быть рекомендован для установки на тележки АТТ-2 взамен аппаратуры АВР и датчика ЛХ-144.

При проведении ведомственных испытаний АТТ-2М проводилась оценка фактических значений суммарных погрешностей измерений Ксц, которые складываются из статической и динамической составляющих.

Определение статической составляющей суммарной погрешности измерений Ксц тележкой проводилось согласно Руководствам [8, 11] в лабораторных условиях на снятом с АТТ-2М измерительном канале. Исследования проводились на базе метрологической службы ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии"; температура окружающего воздуха составляла +(20...22)оС; источники магнитных и электрических полей, вибрации и тряски отсутствовали.

В качестве рабочего эталона применялось устройство силоизмерительное ТВЭУ-02П/01 № 00-3610, имевшее действующее свидетельство о поверке.

В результате установлено, что фактически полученные максимальные значения статической составляющей суммарной погрешности измерений Ксц тележки АТТ-2М составляют (для доверительной вероятности 0,95): ±1,73 % (в диапазоне 0,10-0,30 ед. Ксц); ±0,55 % (в диапазоне

0,31-0,80 ед. Ксц), что не превышает допускаемых [12] значений.

Экспериментальные исследования динамической составляющей погрешности измерений Ксц тележки АТТ-2М проводились на базе ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" при участии специалистов аэродромной службы и завода-изготовителя. Было выбрано 4 участка покрытия ВПП длиной 500 м, различающихся между собой величиной Ксц - бетон сухой; бетон влажный, бетон, покрытый льдом; бетон, покрытый шероховатым льдом.

Температура окружающего воздуха соответствовала диапазону рабочих температур тележки АТТ-2М [8].

Последовательно тележкой АТТ-2М № 031, предъявленной к испытаниям, производилось по 2 проезда (один - в одну сторону и один - в обратную сторону) на выбранных участках покрытия. В автоматическом режиме осуществлялась запись измеренных значений Ксц в память блока БРИЗ-КС тележки АТТ-2М с последующей распечаткой результатов на бумажные ленты

(рис. 4) встроенного печатающего устройства.

Рис. 4. Распечатка протокола измерений Ксц тележки АТТ-2М на бумажном носителе (состояние покрытия - бетон, покрытый шероховатым льдом)

В процессе измерений тележка АТТ-2М обеспечивает возможность документальной регистрации Ксц на бумажном и электронном носителях; вычисление среднего значения Ксц по третям ВПП и среднего значения по всей ВПП в режиме реального времени.

Обработка результатов экспериментальных исследований показала, что относительная динамическая составляющая погрешности измерения Ксц тележки АТТ-2М (Аодин) составляет не более ±12,3 % (в диапазоне 0,10-0,30 ед. Ксц) и не более ±9,9 % (в диапазоне 0,31-0,80 ед. Ксц), что не превышает значений, регламентированных в Методических указаниях [12] для тележек типа АТТ-2.

Таким образом, статическая и динамическая составляющие погрешности измерения Ксц тележки АТТ-2М не превышают допускаемых значений, установленных [12]. С учётом этого, значения суммарной погрешности измерения Ксц тележкой АТТ-2М также не превышают установленных норм.

В процессе испытаний проведена оценка погрешности измерений расстояния, пройденного в процессе измерения Ксц, которая обусловлена полным оборотом вокруг своей оси ведущего колеса тележки АТТ-2М. На основании результатов экспериментальных исследований и проведенных расчетов установлено, что значение суммарной погрешности измерения расстояния, пройденного тележкой АТТ-2М, характеризуется значением допуска завода-изготовителя на диаметр шины ведущего колеса и не превышает ±1,0 %.

При проведении испытаний была оценена также суммарная погрешность измерений скорости движения АТТ-2М, которая складывается из двух составляющих:

1) погрешности определения пройденного расстояния;

2) погрешности определения времени, за которое АТТ-2М преодолела пройденное расстояние.

Установлено, что суммарная погрешность измерений скорости движения также не превышает ±1 %.

При проведении испытаний АТТ-2М испытательной лабораторией программного обеспечения (ПО) средств измерений и информационно-измерительных систем, функционирующей в составе метрологической службы ГосНИИ ГА, протестировано - в соответствии с положениями ГОСТ Р 8.654-2009 [13] - программное обеспечение, используемое на тележке АТТ-2М при измерениях. По результатам тестирования влияния ПО на результаты измерений Ксц не выявлено.

Основные результаты исследований метрологических характеристик АТТ-2М представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные результаты исследований метрологических характеристик АТТ-2М

Наименование метрологических характеристик Нормиров анные значения

1. Диапазон измерений коэффициента сцепления (Ксц) (0,1-0,8) ед. Ксц

2. Относительная (от измеряемого значения) статическая составляющая погрешности измерений Ксц (Рд = 0,95) в диапазонах: (0,10-0,20) ед. Ксц (0,21-0,30) ед. Ксц (0,31-0,80) ед. Ксц ±25 % ±15 % ±10 %

3. Относительная динамическая составляющая погрешности измерений Ксц (Рд = 0,95) в диапазонах: (0,10-0,20) ед. Ксц (0,21-0,30) ед. Ксц (0,31-0,80) ед. Ксц ±30 % ±30 % ±10 %

4. Суммарная относительная погрешность измерений Ксц (Рд = 0,95) в диапазонах: (0,10-0,20) ед. Ксц (0,21-0,30) ед. Ксц (0,31-0,80) ед. Ксц ±40 % ±35 % ±15 %

5. Дискретность отсчёта Ксц 0,01 ед. Ксц

6. Диапазон определения расстояния, пройденного тележкой (0-10) км

7. Погрешность определения расстояния, пройденного тележкой ±1 %

8. Частота опроса (дискретность отсчёта) расстояния, пройденного тележкой АТТ-2М, не более 2,4 м

9. Диапазон определения скорости движения тележки при измерении Ксц (65±5) км/ч

10. Погрешность определения скорости движения тележки ±1 %

11. Дискретность отсчёта скорости движения тележки 1 км/ч

Примечание. Оценка погрешности измерения выполнялась без учета приведения к величинам нормативного Ксц согласно РЭГА РФ-94 [9].

Организация метрологического обеспечения измерителей Ксц

Метрологическое обеспечение средств измерений Ксц включает в себя следующие основные направления:

1) ведомственные испытания (метрологическая аттестация);

2) метрологическое обслуживание (первичное и периодическое).

Каждое из названных направлений подразделяется, в свою очередь, еще на целый ряд составляющих.

1. Ведомственные испытания (метрологическая аттестация)

На ВТ РФ средства измерений Ксц относятся к категории специальных средств измерений. Поэтому все они допускаются к применению только после прохождения с положительными результатами ведомственных испытаний (метрологической аттестации) в соответствии с РД 54005-027-89 [1].

Для обеспечения связи метрологических характеристик средств измерений Ксц с государственной поверочной схемой измерения силы по ГОСТ Р 8.663-2009 [14], Головной организацией метрологической службы ГА - ФГУП ГосНИИ ГА разработана локальная калибровочная схема (рис. 5), введенная в действие Распоряжением [12] Минтранса РФ.

Рис. 5. Локальная калибровочная схема средств измерений Ксц

При этом для проведения испытаний измерителей (средств измерения) Ксц до настоящего времени применяется метод исследования метрологических характеристик, разработанный еще около трех десятилетий назад автором настоящей статьи в рамках НИР, выполнявшихся метрологической службой Г осНИИ Г А.

Значения метрологических характеристик, представленные в табл. 1, действительны при нахождении технических характеристик АТТ-2М в пределах, указанных в табл. 2 нормированных значений.

Таблица 2

Нормированные значения технических характеристик АТТ-2М

Наименование технической характеристики Нормированное значение

1. Давление воздуха в шинах колёс тележки: -измерительного колеса (авиационная шина 660x160x355) -ведущего колеса (автомобильная шина мод. 205/70 Ю5) (0,8±0,3) кгс/см2 (2,0±0,4) кгс/см2

2. Износ протектора измерительного колеса Наличие шипов в канавках протектора

3. Скорость движения тележки во время измерения Ксц (65±5) км/ч

4. Напряжение питания блока БРИЗ-КС из комплекта АТТ-2М (12,0±0,4) В

В табл. 3 приведены сведения об измерителях Ксц, прошедших ведомственные испытания за период с 1983 по 2011 гг., и внесенных в Перечень специальных средств измерений, применяемых в ГА РФ с выдачей Регистрационных удостоверений со стороны авиационной администрации.

Таблица 3

Измерители Ксц, прошедшие ведомственные испытания за период с 1983 по 2011 гг.

Наименование и тип специального средства измерений Изготовитель № регистр. удостоверения

1. Т ележка аэродромная тормозная АТТ-2М Опытный завод № 31 ГА 238-10-2011

2. Блок регистрации и измерения коэффициента сцепления БРИЗ-КС Опытный завод № 31 ГА 237-0б-2011

3. Измеритель коэффициента сцепления ИКС-1 ИК «Созвездие», г. Санкт-Петербург 224-0б-2009

4. Тележка аэродромная тормозная АТТ-2 с измененной комплектацией измерительной схемы Опытный завод № 31 ГА 218-12-2008

5. Аэродромная тележка электромеханическая АТ-ЭМ Планета, г. Санкт-Петербург 195-0б-2007

6. Автоматизированная система измерения коэффициента сцепления АСК-ВПП Планета, г. Санкт-Петербург 192-12-2005

7. Прицепное устройство А8П мод. Т-10 «Airport Surface Friction Tester», Швеция 185-02-200б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Блок измерения и обработки информации БИО-ВПП Планета, г. Санкт-Петербург 84-0б-1998

9. Тележка аэродромная тормозная АТТ-2 Опытный завод № 31 ГА 34-11-1983

2. Метрологическое обслуживание (первичное и периодическое)

Все средства измерений Ксц как отечественного, так и зарубежного производства при выпуске изготовителем, перед вводом в эксплуатацию на предприятиях ВТ РФ, должны с положи-

тельными результатами проходить первичное, а в дальнейшем - с интервалом в три месяца -периодическое метрологическое обслуживание (калибровку). Калибровка проводится с целью оценки фактических значений погрешностей измерений и последующим их сравнением с допускаемыми значениями.

Метрологическое обслуживание средств измерений Ксц - как этого требуют отраслевой РД 54-3-152.51-97 [15] и международный DOC 9137-AN/898 [10], осуществляется метрологическими службами предприятий ВТ, подтвердившими компетентность в области калибровки специальных средств измерений. Метрологические службы должны иметь необходимые образцовые средства измерений (рабочие эталоны); квалифицированный персонал, проводящий калибровку; методики калибровки, а также соблюдать еще целый ряд условий по ГОСТ 17025-2009 [16], обеспечивающих соблюдение требований к компетентности калибровочных лабораторий и качеству калибровки.

ФГУП ГосНИИ ГА, являющийся уполномоченной экспертной организацией Российской системы калибровки, с положительными результатами провело оценку компетентности метрологических служб 14 предприятий ВТ, расположенных по всей территории РФ, в области калибровки средств измерений Ксц. Всем им выданы аттестаты, подтверждающие полномочия по проведению подобного рода калибровочных работ.

Основные результаты и выводы

В результате проведения ведомственных испытаний и исследования метрологических характеристик аэродромной тормозной тележки АТТ-2М (измерителя Ксц) как типа специального средства измерений установлено:

1. Конструктивные особенности тележки позволили увеличить скорость движения при измерении до (65±5) км/ч против (40-45) км/ч у АТТ-2, что сокращает время измерения Ксц и повышает оперативность принятия решений о состоянии ВПП.

2. АТТ-2М обеспечивает документальную регистрацию Ксц на бумажном и электронном носителе; вычисление среднего значения Ксц по третям ВПП и среднего значения по всей ВПП; определение скорости, при которой проводились измерения Ксц, и пройденного при этом расстояния.

3. Тележка с положительными результатами прошла ведомственные испытания (метрологическую аттестацию) и внесена в Перечень специальных средств измерений, применяемых в ГА РФ. При этом метрологические характеристики АТТ-2М не хуже чем у широко применяемых в аэродромных службах аэропортов РФ и стран СНГ тележек АТТ-2.

4. Периодическое метрологическое обслуживание АТТ-2М заключается в проведении калибровки блока БРИЗ-КС вместе с датчиком К-16А (из комплекта поставки АТТ-2М) по Методике, разработанной ГосНИИ ГА и включенной в Руководства [8; 11]. Его могут осуществлять метрологические службы организаций ВТ, подтвердившие компетентность в области калибровки специальных средств измерений согласно РД 54-3-152.51-97 [15]. Периодичность метрологического обслуживания - один раз в три месяца.

5. Тележка типа АТТ-2М позволяет документировать результаты измерений Ксц на бумажном и электронном носителе, что исключает возможность намеренного или непреднамеренного их искажения (человеческий фактор).

6. Сконструированные в последние годы и серийно выпускаемые отечественные измерители Ксц (в том числе, АТТ-2М) по своим техническим и метрологическим характеристикам соответствуют требованиям РЭГА РФ-94 [9] и DOC 9137-AN/898 [10].

7. Установлено, что блок БРИЗ-КС с датчиком К-16А может быть использован для модернизации находящихся на эксплуатации тележек типа АТТ-2 путем замены морально устаревшей аппаратуры АВР из комплекта их поставки.

Заключение

1. Исследованы и нормированы метрологические характеристики тележки АТТ-2М как типа специального средства измерений Ксц. Разработан и реализован на практике метод, позволяющий обеспечить идентичность условий измерений в процессе испытаний измерителей Ксц за счет одновременного измерения характеристик сцепления в одной и той же точке искусственного покрытия ВПП при проезде по нему измерителя. Разработаны локальная калибровочная схема средств измерения Ксц и методика метрологического обслуживания (калибровки) АТТ-2М. Проведено тестирование программного обеспечения, заложенного в процессор блока БРИЗ-КС, в результате которого его влияния на результаты измерений Ксц выявлено не было.

2. Разработанный около трех десятилетий назад автором настоящей статьи метод исследований метрологических характеристик подтвердил свою универсальность при проведении испытаний новых типов измерителей Ксц и не потерял актуальность по настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1. РД 54-005-027-89. Отраслевая система обеспечения единства измерений. Нестандартизованные средства измерений. Порядок разработки, изготовления, испытаний и аттестации.

2. Богоявленский А.А., Боков А.Е. Особенности метрологического обеспечения средств и методов измерений коэффициента сцепления на воздушном транспорте // Мир измерений. - 2012. - № 8. - С. 17 - 29.

3. ТУ 54-53-031-013-2011. Тележки аэродромные тормозные АТТ-2. Технические условия.

4. ГОСТ 2.601-2006. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

5. ГОСТ 2.610-2006. Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов.

6. РМГ 63-2003. ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации.

7. ОСТ 54-3-156.66-94. Отраслевая система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации. Основные положения.

8. Тележка аэродромная тормозная АТТ-2М. Руководство по эксплуатации. КД2.835.000-01РЭ. - Щелково: ОАО "ОЗ № 31 ГА"», 2011.

9. РЭГА РФ-94. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации. - М.: Воздушный транспорт, 1995.

10. DOC 9137-AN / 898. Руководство по аэропортовым службам. Состояние поверхности покрытия. - 4-е изд. - Международная организация ГА - ИКАО, 2002.

11. Блок регистрации и измерения значений коэффициента сцепления БРИЗ-КС. Руководство по эксплуатации. КД 5.139.049 РЭ. - Щелково: ОАО «ОЗ № 31 ГА», 2010.

12. О введении в действие локальной калибровочной схемы средств измерения коэффициента сцепления и методических указаний по калибровке тележки аэродромной тормозной типа АТТ-2 в организациях гражданской авиации // Распоряжение Минтранса РФ от 04.08.2000 № 163/р.

13. ГОСТ Р 8.654-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения.

14. ГОСТ Р 8.663-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений силы.

15. РД 54-3-152.51-97. Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб предприятий гражданской авиации на право калибровки специальных средств измерений.

16. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.

КЕ8ЕАЯСН OF МЕТЯОЬОСІСАЬ СНАКАСТЕКІ8ТІС OF ТНЕ METER COEFFICIENT OF FRICTION ON THE EXAMPLE OF THE САRT ТУРЕ АТТ-2М

Во§оуау1ешкіу A.A.

The article sets forth the methodical approach and presents the main results of the survey of the actual values of metrological characteristics of the meter coefficient of friction of wheels civil aircraft with artificial covering the takeoff and landing runway, at the example of the aerodrome brake cart ATT-2M.

Key words: meter coefficient of friction, civil aircraft, means measuring special, aerodrome brake cart, metrological characteristic, calibration.

Сведения об авторе

Богоявленский Анатолий Александрович, 1958 г.р., окончил МИИГА (1981), кандидат технических наук, старший научный сотрудник, главный метролог ФГУП ГосНИИ ГА - начальник отдела метрологии, автор более 70 научных работ, область научных интересов - исследование законодательных и прикладных проблем метрологического обеспечения производственной деятельности ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.