3. Исазаде А.Т., Алехина Е.С., Тепина Ю.В. Формирование мотивационных инструментов в целях повышения эффективности труда персонала / Экономика современного общества: Актуальные вопросы антикризисного управления: материалы V международной научно- практической конференции (26 января 2017 г.). Отв. ред. Зарайский А.А. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. - 152с.
4. Курникова В.Н. Пути усиления конкурентной позиции предприятия общественного питания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf (дата обращения: 13.11.2017)
5. Zhanna Gomostaeva , Ekaterina Alekhina and Natalia Lazareva. Quality of Service as a Vector of Development of Real Estate Industry. Indian Journal of Science and Technology, Vol 10(25), DOI: 10.17485/ijst/2017/v10i25/112591, July 2017
УДК 339.137.22
Онипко Е.Н. магистрант
кафедра «Управление и предпринимательство»
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
ДГТУ в г. Шахты ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация:
В работе исследуются существующие методы оценки конкурентной позиции организации. Автор подчеркивает важность исследования уровня конкурентоспособности предприятия. Также, в рамках исследования, автор выявляет наиболее приемлемый метод для оценки конкурентной позиции предприятия сферы услуг.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентная позиция, SWOT-анализ, маркетинговые методы.
Onipko E.N.
Master of Science in Management and Entrepreneurship Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU in Shakhty INVESTIGATION OF METHODS OF ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES
Annotation:
In work the existing methods of an estimation of a competitive position of the organization are investigated. The author emphasizes the importance of researching the level of competitiveness of an enterprise. Also, as part of the study, the author identifies the most acceptable method for assessing the competitive position of a service enterprise.
Keywords: competitiveness, competitive position, SWOT-analysis, marketing methods.
В условиях рыночной экономики важным моментов в организации экономической деятельности фирмы является наличие тех или иных сильных сторон фирмы, которые отличают ее от фирм, производящих подобные товары или оказывающих подобные услуги. Это и определяет конкурентную позицию фирмы.
Маркетинг как одно из важнейших направлений экономической мысли выявило ряд методов, посредством которых можно оценить конкурентную позицию любой организации. Выделим основные методы:
- SWOT-анализ;
- методика оценки конкурентоспособности организации на базе
«4Р»;
- методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена;
- методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия;
- методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия;
- методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия;
- матричная методика оценки конкурентоспособности;
- метод, основанный на теории эффективной конкуренции и т.д.[3]
SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия в
конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Этот метод применяется достаточно часто в экономической деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что для проведения такого анализа не требуется много данных. В связи с этим, метод может давать не точные результаты.
Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на проведении сравнения исследуемой фирмы и ее конкурентов по четырем основным показателям: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. Название метод получил от английских слов product, price, promotion and place. Каждый показатель оценивается по шкале от 1 до 5 и сравнивается со значениями показателей конкурента [2].
Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия основана на присвоении фирмам показателя в общей совокупности фирм и установлении лидера рынка. Как правило, учитываются финансовые показатели и иные.
Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия основана на методике 4Р, но учитывает коэффициенты весомости показателя, что повышает точность исследования.
Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, применима для оценки конкурентоспособности товаров, бизнеса в целом и отраслей деятельности в экономике. Данный метод в сравнении с предыдущими дает наиболее полное представление о конкурентной позиции фирмы, но не позволяет учитывать причины явлений.
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов — ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов [1].
Учитывая особенности указанных методик, можно сказать о том, что на предприятиях сервиса наиболее целесообразно использовать SWOT-анализ в силу своей малозатратности и простоты сбора данных. Предприятия по оказанию услуг, как правило, относятся к предприятиям малого бизнеса и зачастую ограничены в средствах. Провести подобный анализ можно и при отсутствии отдела маркетинга, что значительно упрощает ситуацию.
Использованные источники:
1. Горностаева Ж.В. Методологические особенности применения внутриорганизационного маркетинга // Инновации. 2010. № 4. С. 121-123.
2. Z.V. Gomostaeva and Y.V. Sorokina Increase of Customer-Oriented Approach by Means of Evaluating the Loyalty of Services' Consumers // Springer International Publishing AG 2017 E.G. Popkova (ed.), Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management, Contributions to Economics, DOI 10.1007/978-3-319-60696-5_5
3. Оценка конкурентоспособности предприятия// grandars.ru URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html (Дата обращения 11.11. 2017)