УДК 336.14:353 Е.О. ВЛАСЕНКО
ББК 65.261.713 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА*
Предложен подход к методам сбалансированности бюджетной системы региона. Выделены основные методы обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона. Определено значение программно-целевого метода для обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона.
Ключевые слова: бюджетная сбалансированность; бюджетная система региона; программно-целевой метод.
E.O. VLASENKO
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
STUDY OF METHODS ENSURING BALANCE OF REGION’S BUDGET SYSTEM
This paper suggests an approach to the methods of balanced budget system of the region. The author identifies the main methods ensuring balance of the budget system of the region and determines the value of the special-purpose program in this process.
Keywords: budget balance; budget system of the region; special-purpose program.
В процессе достижения и обеспечения на долгосрочной основе сбалансированности бюджетной системы региона выбор, соотношение и применение методов сбалансированности приобретают основополагающее значение.
В отечественной экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджетов, предлагаются разнообразные классификации методов сбалансированности бюджета и методов достижения сбалансированности бюджета. Однако, несмотря на постоянные теоретические исследования вопроса бюджетной сбалансированности, в научной литературе до сих пор нет четкого разграничения методов:
- сбалансированности бюджета;
- достижения сбалансированности бюджета;
- обеспечения сбалансированности бюджета.
Зачастую возникает замена данных понятий, а под методами понимаются, как правило, практические приемы влияния на параметры бюджета или способы осуществления бюджетной политики.
Такой подход сужает поле исследования и не учитывает взаимосвязи данных методов друг с другом и с долгосрочной стратегией регионального развития. По нашему мнению, определение методов сбалансированности бюджетной системы региона не должно сводиться только к перечислению способов достижения бюджетной сбалансированности. Ведь осуществление деятельности на основе того или иного метода предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия. Таким образом, разработка и применение метода связаны с рационали-
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-90 «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения», реализуемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
© Е.О. Власенко, 2012
зацией деятельности, с рефлексией над ее предпосылками [4].
Определение методов сбалансированности бюджетной системы региона предполагает, на наш взгляд, прежде всего, исследование природы бюджетной сбалансированности, а также поиск и выбор оптимальных условий обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона, позволяющих:
- охватить различные аспекты бюджетного процесса в части балансировки бюджетных ресурсов и обязательств;
- активно воздействовать на изменение пропорций формирования доходных баз и расходных полномочий бюджетов, входящих в бюджетную систему региона;
- минимизировать вероятность угроз финансово-бюджетной безопасности региона;
- поддерживать способность региона к устойчивому экономическому развитию.
Классификация методов сбалансированности бюджетной системы региона расширяет понимание о способах и направлениях исследования бюджетной сбалансированности как таковой, а также позволяет упорядочить представления о методах и сфере их применения (рис.).
Таким образом, методы достижения представляют собой практические способы и конкретные мероприятия, направленные на достижение сбалансированности бюджетной системы региона в текущем периоде.
Методы обеспечения выступают в качестве результатов прошлых исследований экономической науки и теории управления и представляют собой совокупность методических при-
емов и принципов, охватывающих всю систему управления бюджетными ресурсами региона и направленных на обеспечение сбалансированности бюджетной системы региона.
Использование того или иного метода достижения сбалансированности бюджетной системы региона определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления, а также происходит в рамках, определенных применением методов обеспечения:
1. Балансовый метод находится в основе всех методов сбалансированности бюджетов, является инструментом выявления резервов и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе [2, с. 7].
2. Нормативный метод заключается в применении системы норм и нормативов при обосновании потребности и определении возможных финансовых ресурсов, а также в установлении и соблюдении предельно допустимых значений некоторых бюджетных показателей (уровень дефицита, предельный объем государственных заимствований и т.д.).
3. Под системным анализом, как правило, понимают системную методологию решения проблем в сфере управления [12, с. 128], совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы [1].
4. Программно-целевой метод обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует
Классификация методов сбалансированности бюджетной системы региона
распределение бюджетных средств между отдельными программами на основе измеримых результатов, а также способствует большей эффективности и прозрачности, в том числе усилению ответственности и подотчетности при расходовании средств [11, с. 70].
5. Разработка мониторинга сбалансированности бюджетной системы региона на основе сбалансированной системы показателей (ССП) позволяет объединить финансовые и нефинансовые данные в единое информационное пространство, а также решает проблемы обеспечения прозрачности бюджетов, результативности расходов, совершенствования организации бюджетного процесса, повышения качества бюджетного планирования. В ходе такого мониторинга в субъекте РФ осуществляется непрерывный сбор информации о протекающих в бюджетной системе и бюджетном секторе региона процессах, ее структурирование, анализ и оценка [9, с. 31].
Необходимо отметить, что проблема несбалансированности бюджетной системы региона предполагает комплексное решение с учетом того, что методы обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона могут содержать элементы других методов, а при некоторых условиях перекликаться и обуславливать применение друг друга. Так, программно-целевой метод:
- тесно связан с балансовым методом (программа обеспечивает составление баланса ресурсов в системе стратегических целей);
- учитывает нормативный метод (при обосновании количественных показателей программы и расчете потребностей ресурсов);
- конкретизирует единую методологию системного анализа [3] (программа представляет собой систему мероприятий, ориентированных на решение соответствующих плановых задач);
- предполагает элементы ССП (программа содержит в себе механизм оценки результатов ее реализации).
Популярность программно-целевого метода как основного направления развития бюджетного планирования в Российской Федерации обусловлена тем, что метод позволяет находить наиболее оптимальные варианты региональных преобразований и обеспечивать их необходимыми ресурсами, а также осуществлять полный цикл управленческого процесса — от постановки задач до
оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Анализ практики применения данного метода на региональном уровне позволяет сделать вывод о том, что обеспечение сбалансированности бюджета или бюджетной системы осуществляется на современном этапе в следующих формах:
- прямой, когда сбалансированность бюджета (бюджетов) является основным направлением программы. Некоторые муниципальные образования реализуют программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) [7; 8], а в ряде регионов утверждены ведомственные целевые программы по обеспечению сбалансированности местных бюджетов [5; 6];
- условной, когда обеспечение сбалансированности бюджета (бюджетной системы) является одним из направлений программы и выступает условием достижения конечных результатов программы. Основным направлением Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной в большинстве субъектов РФ, является обеспечение сбалансированности и устойчивости регионального и местных бюджетов в среднесрочной перспективе.
Однако в настоящее время отсутствует опыт разработки и реализации комплексной программы обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона. На наш взгляд, в ситуации, когда консолидированные бюджеты субъектов РФ формируются с дефицитом, а на региональном уровне отсутствуют модели формирования резервов и управления государственным долгом, реализация такой программы в долгосрочном периоде станет действенным способом осуществления бюджетной политики. Отличительной чертой подобной программы является учет кругооборота финансовых потоков внутри региональной бюджетной системы, а также факторов, влияющих на основные параметры бюджетной системы региона. Программные мероприятия должны быть ориентированы на создание необходимой основы для сбалансированности полномочий, возложенных на каждый уровень власти, увеличение финансовой самостоятельности и сокращение асимметрии социальноэкономического развития муниципальных образований региона [10, с. 200].
Внедрение элементов ССП в систему ной территории, но и качественное и свое-
мероприятий и организационную схему временное удовлетворение потребностей
комплексной программы обеспечит не населения в бюджетных услугах, а также
только количественный баланс расходных создаст базу для устойчивого экономичес-
полномочий и финансовых ресурсов на дан- кого развития.
Список использованной литературы
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь науки. М., 1999.
2. Курченко Л.Ф. Балансовый метод в финансовом планировании. М., 1973.
3. Майминас Е.З. Развитие системного подхода к народохозяйственному планированию: (теоретические проблемы) // Экономика и математические методы. 1974. Т. 10. № 5.
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001.
5. Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение бюджетного выравнивания и сбалансированности местных бюджетов Республики Адыгея в 2011—2013 годах: приказ Министерства финансов Республики Адыгея от 5 июля 2010 г. № 110-А [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2010—2012 годы: приказ Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 25 авг. 2010 г. № 101 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа — город Тамбов на 2011—2012 годы: постановление Администрации г. Тамбова от 17 дек.
2010 г. № 10938 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета района на 2011 год: постановление Администрации Усть-Кубинского муниципального района от 28 марта
2011 г. № 367 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Сорокина Т.В. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе (на примере Иркутской области) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 3. С. 31—35.
10. Сорокина Т.В. Основные направления межбюджетного регулирования в бюджетной системе региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: материалы Десятой науч.-практ. конф. (28—30 сентября 2011 г.). Петрозаводск, 2011. С. 199—202.
11. Третнер К. Программно-целевой метод бюджетирования в странах с переходной экономикой // Финансы. 2009. № 9. С. 70-75.
12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
Referenses
1. Borisov A.B. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' nauki. M., 1999.
2. Kurchenko L.F. Balansovyi metod v finansovom planirovanii. M., 1973.
3. Maiminas E.Z. Razvitie sistemnogo podkhoda k narodokhozyaistvennomu planirovaniyu: (teoreticheskie problemy) // Ekonomika i matematicheskie metody. 1974. T. 10. № 5.
4. Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. M., 2001.
5. Ob utverzhdenii vedomstvennoi tselevoi programmy «Obespechenie byudzhetnogo vyravnivaniya i sbalan-sirovannosti mestnykh byudzhetov Respubliki Adygeya v 2011-2013 godakh: prikaz Ministerstva finansov Respubliki Adygeya ot 5 iyulya 2010 g. № 110-A [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
6. Ob utverzhdenii vedomstvennoi tselevoi programmy «Podderzhka mer po obespecheniyu sbalansirovannosti mestnykh byudzhetov na 2010-2012 gody: prikaz Departamenta finansovo-byudzhetnoi politiki Voronezhskoi oblasti ot 25 avg. 2010 g. № 101 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. Ob utverzhdenii programmy meropriyatii, napravlennykh na obespechenie sbalansirovannosti byudzheta gorodskogo okruga — gorod Tambov na 2011-2012 gody: postanovlenie Administratsii g. Tambova ot 17 dek. 2010 g. № 10938 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
8. Ob utverzhdenii programmy meropriyatii, napravlennykh na obespechenie sbalansirovannosti byudzheta raiona na 2011 god: postanovlenie Administratsii Ust'-Kubinskogo munitsipal'nogo raiona ot 28 marta 2011 g. № 367 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Sorokina T.V. Monitoring kachestva byudzhetnogo protsessa v regione (na primere Irkutskoi oblasti) // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2011. № 3. S. 31-35.
10. Sorokina T.V. Osnovnye napravleniya mezhbyudzhetnogo regulirovaniya v byudzhetnoi sisteme regiona // Problemy sovershenstvovaniya byudzhetnoi politiki regionov i munitsipalitetov: materialy Desyatoi nauch.-prakt. konf. (28-30 sentyabrya 2011 g.). Petrozavodsk, 2011. S. 199-202.
11. Tretner K. Programmno-tselevoi metod byudzhetirovaniya v stranakh s perekhodnoi ekonomikoi // Finansy. 2009. № 9. S. 70-75.
12. Yudin E.G. Sistemnyi podkhod i printsip deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremennoi nauki. M., 1978.