Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РАДИОВЫСОТОМЕРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РАДИОВЫСОТОМЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС и GPS / радиовысотомеры малых высот / satellite radio navigation systems GLONASS and GPS / low altitude radio altimeters

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Д.Л. Потылицын, Р.А. Акзигитов

В работе изложено исследование методов определения воздушных судов на малых высотах и дальнейшее ей развитие, тем самым повышая точность позиционирования местонахождения воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Д.Л. Потылицын, Р.А. Акзигитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF METHODS OF NAVIGATION DEFINITIONS OF AIRCRAFT AT LOW ALTITUDES USING SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS AND A RADIO ALTIMETER

The paper presents a study of methods for determining aircraft at low altitudes and its further development, thereby increasing the accuracy of positioning the location of aircraft.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РАДИОВЫСОТОМЕРОВ»

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 629.7.05

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И РАДИОВЫСОТОМЕРОВ

Д. Л. Потылицын Научный руководитель - Р. А. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: potilicin-dl@yandex.ru

В работе изложено исследование методов определения воздушных судов на малых высотах и дальнейшее ей развитие, тем самым повышая точность позиционирования местонахождения воздушного судна.

Ключевые слова: спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС и GPS, радиовысотомеры малых высот.

INVESTIGATION OF METHODS OF NAVIGATION DEFINITIONS OF AIRCRAFT AT LOW ALTITUDES USING SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS AND A RADIO

ALTIMETER

D. L. Potylitsyn Scientific Supervisor - R.A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: potilicin-dl@yandex.ru

The paper presents a study of methods for determining aircraft at low altitudes and its further development, thereby increasing the accuracy ofpositioning the location of aircraft.

Keywords: satellite radio navigation systems GLONASS and GPS, low altitude radio altimeters.

Для устранения ошибок приводящих к катастрофе во время выполнения задания, таких как спасательные операции, заход на посадку на не оборудованных площадках на малых высотах, предъявляют повышенные требования к точности навигационного оборудования.

Целью работы является исследование методов определения пространственного положения воздушного судна на малых высотах и в горной местности, для дальнейшего совершенствования системы в ближайшем будущем.

Для дальнейшего совершенствования методов навигации воздушных судов необходимо выполнить следующие задачи[1]:

1. Исследовать влияния сигналов, отраженных от подстилающей поверхности, на точность определения местоположения воздушного судна по сигналам спутниковой радионавигационной системы.

2. Исследование недостатков существующих методов устранения погрешности.

3. Исследование оценки места, времени и вероятности возникновения «аномальных ошибок».

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

4. Совершенствование методик оценки погрешности определение высоты полета воздушного судна над поверхностями с плавным изменением диэлектрической проницаемости по высоте.

В статье затрагивается исследование методик устранения «аномальных» ошибок, которые обусловлены воздействием на аппаратуру пользователя отраженных сигналов спутниковой радионавигационных систем, а также исследование методик, позволяющее снизить влияние многолучевости на точность определения координат путем компенсации искажения корреляционного пика. Исследование погрешностей на малых высот влияющие на качество получаемых данных, что позволит дальнейшее совершенствование радиовысотомеры малых высот [2].

На сегодняшний день самым точным средством определения положение воздушного судна в пространстве являются спутниковые радионавигационные системы GPS и ГЛОНАСС. С помощью данных системы можно получить точный набор навигационных параметров, которая дает экипажу воздушного судна трехмерную навигацию и помогающая решать навигационные задачи.

Спутниковая радионавигационная система обладает более низкой точностью определения высоты, чем плановые координаты воздушного судна по причине высокого значения геометрического фактора, отражающая соотношения точности радионавигационных параметров, определяется общим расположением навигационным космическим аппаратом и аппарата пользователя спутниковой радионавигации, в данном случае целесообразно комплексирование аппаратура пользователя спутниковой радионавигационной системе с высотомером[3].

Радиовысотомер является одним из наиболее точных методов определения высоты воздушного судна. Для спасательных операций, доставки грузов на ненадёжную поверхность или зависание вертолета над ледовыми и снежными поверхностями, необходимо иметь точное определение высоты.

Отраженный сигнал формируется от отражающих поверхностей, важно исследовать влияние данного эффекта на определение точности параметров радиовысотомера. Для решения задачи учета отражений от подстилающих поверхностей, требуется учет их электрофизических параметры.

В дальнейшей работе планируется исследование точности навигационных определений по сигналам спутниковой радионавигационной системе при полетах воздушных судов на малых высотах и в горной местности с использованием радиовысотомера при полетах над подстилающими поверхностями.

Библиографические ссылки

1. Концепция Гусев А. П. Оценка точностных характеристик приемника СРНС. Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества». - М.: МГТУГА, 2006..

2. Бакулев П.А., Сосновский А.А Радионавигационные системы. Радиотехниа, 2011.

3. Соловьев Ю.А. Комплексирование глобальных спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС и GPS с другими радионавигационными измерителями (обзор). Радиотехника, 1999, №1.

© Потылицын Д. Л., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.