Научная статья на тему 'Исследование методов и стратегий управления персоналом'

Исследование методов и стратегий управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Социальный капитал / трудовые ресурсы / персонал / методы управления / стратегия управления / Social capital / labor resources / personnel / management methods / management strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хэ Дунхан, Равочкин Н. Н.

Управление персоналом – центральная функция менеджмента в компании, определяющая эффективность и результативность деятельности компании, что в условиях санкционного давления имеет важнейшее значение с позиции мобилизации трудовых ресурсов и требует научного осмысления. Объект исследования – менеджмент компании. Предмет исследования – персонал, как совокупность трудовых ресурсов. Цель исследования – исследовать методы и стратегии управления персоналом в современных макроэкономических условиях. В статье аргументируется, что современный подход к управлению персоналом должен быть ориентирован на стратегический подход, где ценность каждого сотрудника играет решающую роль в конкурентоспособности компании. Данный подход предполагает использование экономических методов управления для эффективного вложения в человеческий капитал. В центре которого находятся социальное партнерство, эффективность менеджмента, улучшение условий труда и повышение качества жизни сотрудников и ставит перед собой цель непрерывного обучения персонала, увеличение их мотивации для достижения высоких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хэ Дунхан, Равочкин Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of methods and strategies of personnel management

Personnel management is the central function of management in a company, determining the efficiency and effectiveness of the company’s activities, which, under conditions of sanction pressure, is of utmost importance from the standpoint of mobilizing labor resources and requires scientific understanding. The object of research is company management. The subject of the study is personnel as a set of labor resources. The purpose of the study is to explore methods and strategies of personnel management in modern macroeconomic conditions. The article argues that a modern approach to personnel management should be focused on a strategic approach, where the value of each employee plays a decisive role in the competitiveness of the company. This approach involves the use of economic management methods for effective investment in human capital. The center of which is social partnership, management efficiency, improving working conditions and improving the quality of life of employees and sets the goal of continuous training of personnel, increasing their motivation to achieve high results.

Текст научной работы на тему «Исследование методов и стратегий управления персоналом»

He Donghang, Ravochkin N.N. Research of methods and strategies of personnel management

DOI 10.46320/2077-7639-2024-3-124-151-156

Исследование методов и стратегий управления персоналом

Хэ Дунхан, Равочкин H.H.

Управление персоналом - центральная функция менеджмента в компании, определяющая эффективность и результативность деятельности компании, что в условиях санкционного давления имеет важнейшее значение с позиции мобилизации трудовых ресурсов и требует научного осмысления. Объект исследования - менеджмент компании. Предмет исследования - персонал, как совокупность трудовых ресурсов. Цель исследования - исследовать методы и стратегии управления персоналом в современных макроэкономических условиях. В статье аргументируется, что современный подход к управлению персоналом должен быть ориентирован на стратегический подход, где ценность каждого сотрудника играет решающую роль в конкурентоспособности компании. Данный подход предполагает использование экономических методов управления для эффективного вложения в человеческий капитал. В центре которого находятся социальное партнерство, эффективность менеджмента, улучшение условий труда и повышение качества жизни сотрудников и ставит перед собой цель непрерывного обучения персонала, увеличение их мотивации для достижения высоких результатов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Хэ Дунхан, Равочкин Н.Н. Исследование методов и стратегий управления персоналом // Дискуссия. - 2024. - Вып. 124. - С. 151-156.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Социальный капитал, трудовые ресурсы, персонал, методы управления, стратегия управления.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-3-124-151-156

Research of methods and strategies of personnel management

He Donghang, Ravochkin N.N.

Personnel management is the central function of management in a company, determining the efficiency and effectiveness of the company's activities, which, under conditions of sanction pressure, is of utmost importance from the standpoint of mobilizing labor resources and requires scientific understanding. The object of research is company management. The subject of the study is personnel as a set of labor resources. The purpose of the study is to explore methods and strategies of personnel management in modern mac-roeconomic conditions. The article argues that a modern approach to personnel management should be focused on a strategic approach, where the value of each employee plays a decisive role in the competitiveness of the company. This approach involves the use of economic management methods for effective investment in human capital. The center of which is social partnership, management efficiency, improving working conditions and improving the quality of life of employees and sets the goal of continuous training of personnel, increasing their motivation to achieve high results.

FOR CITATION APA

He Donghang, Ravochkin N.N. Research of methods and strategies of personnel management. Diskussiya [Discussion], 124, 151-156.

KEYWORDS

Social capital, labor resources, personnel, management methods, management strategy.

ВВЕДЕНИЕ

Управление персоналом является ключевой функцией всей системы управления, которая направлена на оценку и классификацию потребностей в человеческих ресурсах для достижения организационных целей через эффективное управление персоналом и их взаимоотношения на рабочем месте. Это стратегии, направленные на обеспечение необходимого количества сотрудников, правильного сочетания талантов, профессионального развития и повышения трудовой производительности: «Санкционный этап развития отечественной экономики приводит компании к пониманию ценности труда как важнейшего ре-

сурса. Управление организацией труда сотрудников становится частью организационной стратегии и в значительной степени определяет эффективность деятельности компании. Это связано с тем, что по своим характеристикам трудовые ресурсы кардинально отличаются от других используемых предприятиями ресурсов и требуют специфических методов управления» [1, с. 45]. Управление персоналом, часто рассматриваемое как основополагающий элемент бизнес-операций компании и играет крайне важную роль в оптимальном использовании потенциала трудовых ресурсов организации, фактически это стратегический подход, направленный на эффективное управ-

he Donghang, ravochkin N.N. research of methods and strategies of personnel management

ление людьми с целью максимизации их вклада в достижение целей организации. Сущность управления персоналом заключается в понимании сложной динамики взаимоотношений между работодателем и сотрудниками, обеспечении гармоничной рабочей среды, способствующей повышению производительности и результативности деятельности компании

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Управление персоналом включает множество функций, таких как набор персонала, обучение, оценка эффективности и благополучие сотрудников, направленных на развитие человеческого капитала организации. Система управления персоналом представляет собой организованный подход к управлению всеми аспектами, связанными с работниками в организации, создающий структурированную среду, способствующую эффективному использованию навыков и талантов трудовых ресурсов и цель этой системы заключается не только в управлении людьми, но и в формировании благоприятной корпоративной культуры, способствующей личностному и профессиональному развитию сотрудников: «Таким образом, основное внимание высшего руководства должно уделяться управлению самым главным активом для развития организации - персоналу. Этот актив менее других подвержен моральному износу» [2, с. 238 ]. Система управления персоналом включает стратегическое планирование, реализацию и оценку политики для достижения организационных целей как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах: «Сотрудники, работающие в компании с высокой системой гибкости управления персоналом более удовлетворены своей занятостью, чем персонал компании с традиционной системой управления персоналом. Это оказывает положительное влияние на эффективность работы сотрудников» [3, с. 140]. Система управления персоналом удерживает баланс между потребностями организации и удовлетворенностью сотрудников, обеспечивая взаимовыгодное развитие обеих сторон, включая в себя необходимую разработку и внедрение политик и процедур для создания хорошо управляемой и поддерживающей сотрудников рабочей среды.

В сфере управления персоналом существуют универсальные принципы, которые применимы в широком спектре компаний и являются неотъемлемыми для успешной деятельности:

1. Фокус управления заключается в принципе, который предполагает ясное определение целей как на уровне всей организации, так и на уровне

ее структурных подразделений. Главная цель устанавливается на основе миссии компании, а сопутствующие цели должны быть сложными, но достижимыми, и сформулированы четко. Это позволяет мобилизовать усилия сотрудников, сделать работу прозрачной и помочь в достижении поставленных целей, учитывая доступные ресурсы компании: «...понимание и сотрудниками, и руководителями необходимости соблюдения правильного баланса интересов. Правильный баланс интересов - такой баланс, который выигрышен для всей системы» [4, с. зз].

2. Системность подразумевает рассмотрение компании как единой системы, включающей всех сотрудников, их взаимодействие друг с другом и с внешней средой.

3. Разделение труда, основанное на разделении уровней управления и специализации сотрудников, данный принцип предполагает, что каждый уровень занимается своими задачами, что способствует эффективной работе организации.

4. Равные возможности, что гарантирует равные шансы для всех участников трудового процесса, исходя из их профессиональных качеств и способности к адаптации в коллективе.

5. Ответственность предполагает введение системы поощрений и наказаний за выполнение или невыполнение задач, учитывая уровень полномочий каждого сотрудника, что способствует эффективному управлению.

6. Компетентность, которая требует от руководителей глубокого понимания деятельности компании, что в сочетании с делегированием полномочий помогает эффективно работать с нижестоящими менеджерами.

7. Дисциплина, такой неотъемлемый элемент управления персоналом, который предполагает строгое соблюдение должностных обязанностей и инструкций руководства без его влияния на творческий потенциал сотрудников.

8. Мотивация направлена на стимулирование работников с помощью различных ресурсов для достижения не только материальных целей, но и психологического и эмоционального удовлетворения.

9. Иерархический принцип, который предполагает вертикальное разделение труда, где более низшие звенья подчиняются высшим, что важно при построении структуры управления.

10. Подчинение общим интересам, когда все участники коллектива вносят свой вклад в развитие компании, что способствует повышению рентабельности и обеспечению удовлетворения мо-

тивации и потребностей сотрудников: «Поэтому движение персонала на предприятии - базисная категория кадрового менеджмента. Персонал компании не бывает статичен. Желают менеджеры этого или нет, но процесс движения персонала (прием на работу - внутренние перемещения - увольнения) является той реальностью, с которой неизбежно приходится считаться. При этом важнейшей характеристикой процесса является его необратимость» [5, с. 22].

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В контексте управления персоналом важно различать принципы и методы: так первые представляют собой нормы и правила, требующие постоянного и строгого соблюдения в формировании и управлении системой управления человеческими ресурсами (Ж) компании, а с методами связана более гибкая категория, представляющая инструментарий, направленный на достижение целей.

Методы управления персоналом различаются [6]:

— По содержанию;

— По методу воздействия;

— По направленности воздействия;

— По организационной форме.

С точки зрения воздействия, методы управления персоналом могут быть:

• Организационно-административные, которые базируются на поддержании дисциплины, внедрении чувства долга и ответственности за работу среди сотрудников. Все установленные нормы руководства компанией обязательны к выполнению.

• Экономические, которые основаны на использовании финансовых стимулов или санкций в отношении персонала.

• Социально-психологические предполагают моральное воздействие на сотрудников и создание благоприятной рабочей атмосферы в коллективе.

Административные методы

Этот тип методов оказывает прямое влияние на организацию и включает в себя поддержание ответственности, соблюдение дисциплины и рабочего расписания и в эту категорию включаются:

— Организационные инструменты, такие как штатное расписание, устав, правила трудового распорядка, положения и договоры с работниками.

— Нормативное регулирование включает в себя приказы и инструкции, а также контроль за выполнением задач, за невыполнение которых могут предусматриваться санкции.

— Материальные методы, что включает возможность потребовать компенсацию за ущерб, причиненный компании, или удержание суммы из возможной премии.

— Дисциплинарные методы, к которым относятся предупреждения, штрафы, понижение в должности или увольнение.

Использование административных методов управления персоналом способствует строгому соблюдению указаний руководства, поддерживает дисциплину и повышает эффективность и производительность труда.

Экономические методы

В эту категорию входят средства материального поощрения сотрудников, а также финансовые санкции, применяемые к персоналу в случае невыполнения ими своих обязанностей. Выбор подходящего метода основан на форме собственности предприятия, системе оплаты труда, используемой им, а также налоговой и кредитной системе, в которой действует компания, а применение таких методов позволяет достичь следующих результатов:

— Разработка плана экономического развития с долгосрочными целями и расчетами по обслуживанию.

— Получение последовательных, предсказуемых результатов.

— Увеличение заработной платы за счет создания дополнительных льгот для сотрудников.

Экономические методы применяются с учетом их окупаемости, то есть, инвестирование денег в материальную поддержку сотрудников должно принести прибыль путем повышения их эффективности и производительности.

Социально-психологические методы

Эти методы предполагают организацию отношений между сотрудниками и управлением, поддержание благоприятной атмосферы в коллективе, когда психологические техники используются для воздействия на отдельных сотрудников, в то время как социологические техники помогают воздействовать на команду в целом и которые помогают определить место каждого сотрудника в коллективе, выделить лидеров команды, устранить конфликты на производственной почве. Данные методы включают в себя ряд стратегий:

— Вовлечение сотрудников в управленческие процессы;

— Поддержка социально-этических норм управления компанией;

— Организация групп с учетом интересов, хобби и позиций сотрудников;

he Donghang, ravochkin N.N. research of methods and strategies of personnel management

— Удовлетворение духовных и моральных потребностей персонала;

— Поддержание чувства собственного достоинства и ценности среди сотрудников.

В эту группу методов управления персоналом также входят: социальная поддержка сотрудников, включая социальные пакеты, транспортные льготы, оплата мобильной связи и другие бонусы от компании.

Психологические методы управления имеют персонализированный характер и направлены на улучшение рабочей атмосферы в компании, помогают создать оптимальные условия для развития сотрудников, включая следующие стратегии:

— Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе;

— Анализ мотивации сотрудников;

— Разрешение конфликтов;

— Профессиональное развитие сотрудников, развитие профессиональных навыков;

— Формирование корпоративной культуры в компании.

Данные методы управления персоналом реализуются через опросы и анкетирование сотрудников, проведение социальных экспериментов на рабочих местах. Одним из главных преимуществ применения социального и психологического воздействия на сотрудников является минимизация конфликтов на рабочих местах, улучшение их мотивации и эмоционального состояния.

Для формирования эффективной и согласованной команды внутри компании применяются разнообразные стратегии управления персоналом, ориентированные на долгосрочные цели и соответствие миссии и философии организации. В процессе подбора персонала применяются следующие организационные подходы [6]:

— Агрессивный набор персонала и привлечение талантливых сотрудников из конкурирующих компаний.

— ИИ-брендинг, то есть формирование привлекательного имиджа компании для специалистов.

— Удаленный подбор персонала.

— Поиск кандидатов через социальные сети.

Для успешной адаптации сотрудников на рабочем месте применяются следующие методы управления:

— Индивидуальные разговоры с руководителями.

— Наставничество и поддержка новичков от опытных коллег.

— Проведение семинаров и тренингов без отрыва от работы.

— Знакомство с компанией через обзорные туры.

Для оценки производительности и эффективности использования персонала применяют:

— Сертификацию.

— Тестирование.

— Оценочные центры.

— Экспертные оценки.

— Деловые игры.

Для повышения квалификации сотрудников используются разнообразные методы внутреннего обучения, включая тренинги, онлайн-курсы, семинары, круглые столы и специализированные курсы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный подход к управлению персоналом ориентирован на стратегический подход, где ценность каждого сотрудника играет решающую роль в конкурентоспособности компании. Данный подход предполагает использование экономических методов управления для эффективного вложения в человеческий капитал. В центре такого управления лежат социальное партнерство, эффективность менеджмента, улучшение условий труда и повышение качества жизни сотрудников и ставит перед собой цель непрерывного обучения персонала, увеличение их мотивации для достижения высоких результатов.

Список литературы

1. Вукович Г. Г. Управление персоналом: к вопросу об эволюции 3. теоретических представлений / Г. Г. Вукович // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 1. - С. 44-48. - ЭО! 10.14258/ ерЬ201956. - ЕЭМ бБСМЖ 4

2. Сульдина Г. А. Управление персоналом в системе развития и внедрения бережливого производства / Г. А. Сульдина,

Д. С. Новиков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - 5 Т. 11, № 10-1. - С. 234-240. - ЭО! 10.34670ZAR.2021.46.25.027. -ЕРМ AMRFOE.

Ребрикова Н. В. Гибкое управление персоналом и эффективность компании / Н. В. Ребрикова // Экономика. Бизнес. Банки. - 2020. - № 7(45). - С. 138-146. - ЕЭМ ВСиАМТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Круглов М. Г. Всеобщий менеджмент качества и управление персоналом / М. Г. Круглов // Компетентность. - 2007. -№ 6(47). - С. 32-41. - ЕЭМ КТ7МБР.

Охрименко Е. П. Управление персоналом: поиск или подбор? / Е. П. Охрименко // Вопросы науки и образования. -2019. - № 25(74). - С. 22-25. - ЕРМ ^ХОШ.

6. Управление персоналом / Е. А. Байков, Е. П. Истомин, А. Г. Соколов, В. А. Драбенко, Е. А. Байков, Е. П. Истомин, А. Г. Соколов, В. А. Драбенко; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-

Петербургский государственный институт кино и телевидения. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Андреевский издательский дом», 2014. - 228 с. - ISBN 978-5-902894-34-6. - EDN YFLFOP.

References

1. Vukovich G. G. Personnel management: on the issue of the evolution of theoretical concepts / G. G. Vukovich // Economics. Profession. Business. - 2020. - No. 1. - Pp. 44-48. - DOI 10.14258/epb201956. - EDN GSCMJF.

2. Suldina G. A. Personnel management in the system of development and implementation of lean production / G. A. Suldina, D. S. Novikov // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2021. - T. 11, No. 10-1. - Pp. 234-240. - DOI 10.34670/AR.2021.46.25.027. - EDN AMRFOE.

3. Rebrikova N. V. Flexible personnel management and company efficiency / N. V. Rebrikova // Economics. Business. Banks. -2020. - No. 7(45). - Pp. 138-146. - EDN BGUAMT.

4. Kruglov M. G. Total quality management and personnel management / M. G. Kruglov // Competence. - 2007. - No. 6(47). -Pp. 32-41. - EDN KTZMSP.

5. Okhrimenko E. P. Personnel management: search or selection? / E. P. Okhrimenko // Issues of science and education. - 2019. -No. 25(74). - Pp. 22-25. - EDN JPZXQW.

6. Personnel management / E. A. Baykov, E. P. Istomin, A. G. Sokolov, V. A. Drabenko, E. A. Baykov, E. P. Istomin, A. G. Sokolov, V. A. Dra-benko; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education St. Petersburg State Institute of Film and Television. -St. Petersburg: Limited Liability Company "Andreevsky Publishing House", 2014. - 228 p. - ISBN 978-5-902894-34-6. - EDN YFLFOP.

Информация об авторе

Хэ Дунхан, студент, стажер-исследователь Электротехнического факультета Пекинского объединенного университета (Пекин, Китайская Народная Республика).

Равочкин Н.Н., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово; профессор кафедры педагогических технологий Кузбасского государственного аграрного университета имени В. Н. Полецкова (г. Кемерово, Российская Федерация).

Information about the author

He Donghang, Student, Intern Researcher at the Faculty of Electrical Engineering, Beijing United University (Beijing, People's Republic of China).

Ravochkin N.N., Doctor in philosophical sciences, associate professor, professor of History, philosophy and social sciences sub-faculty of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo; professor of Pedagogical technologies sub-faculty of the V. N. Poletskov Kuzbass State Agricultural University (Kemerovo, Russian Federation).

© Хэ Дунхан, Равочкин H.H., 2024. © He Donghang, Ravochkin N.N., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.