Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СРЕДИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, МЕТОДЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СРЕДИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, МЕТОДЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриот / сопричастность / Отечество / студенты / курсанты / смысл / жизненные ценности / мировоззрение / воспитание / образование / этика / patriotism / patriot / belonging / Fatherland / students / cadets / meaning / life values / worldview / upbringing / education / ethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денис Андреевич Шкавров

Рассматривается формирование патриотических установок, играющих ключевую роль в социализации молодёжи и поддержании национальной идентичности. Показано, что студенты, будучи важной социальной группой, становится основным объектом применения различных методик и подходов в данной области. Подчёркивается особое значение образовательной среды, которая может способствовать формированию или, наоборот, подавлению патриотических установок у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денис Андреевич Шкавров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the mechanisms of formation of patriotic attitudes among students: the role of the educational environment, recruitment methods, practical recommendations

The article considers the formation of patriotic attitudes that play a key role in the socialization of youth and the maintenance of national identity. It is shown that students, being an important social group, become the main object of application of various methods and approaches in this field. The special importance of the educational environment is emphasized, which can contribute to the formation or, conversely, the suppression of patriotic attitudes among students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СРЕДИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, МЕТОДЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 1

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-66-73

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СРЕДИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, МЕТОДЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

© Денис Андреевич Шкавров

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия denisskavrov@gmail. com

Аннотация. Рассматривается формирование патриотических установок, играющих ключевую роль в социализации молодёжи и поддержании национальной идентичности. Показано, что студенты, будучи важной социальной группой, становится основным объектом применения различных методик и подходов в данной области. Подчёркивается особое значение образовательной среды, которая может способствовать формированию или, наоборот, подавлению патриотических установок у студентов.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, сопричастность, Отечество, студенты, курсанты, смысл, жизненные ценности, мировоззрение, воспитание, образование, этика.

Для цитирования: Шкавров Д.А. Исследование механизмов формирования патриотических установок среди студентов: роль образовательной среды, методы рекрутирования, практические рекомендации // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 66-73. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-66-73

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

The study of the mechanisms of formation of patriotic attitudes among students: the role of the educational environment, recruitment methods, practical recommendations

© Denis A. Shkavrov

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation denisskavrov@gmail. com

Abstract. The article considers the formation of patriotic attitudes that play a key role in the socialization of youth and the maintenance of national identity. It is shown that students, being an important social group, become the main object of application of various methods and approaches in this field. The special importance of the educational environment is emphasized, which can contribute to the formation or, conversely, the suppression of patriotic attitudes among students.

Key words: patriotism, patriot, belonging, Fatherland, students, cadets, meaning, life values, worldview, upbringing, education, ethics.

For citation: Shkavrov D.A. The study of the mechanisms of formation of patriotic attitudes among students: the role of the educational environment, recruitment methods, practical recommendations. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 66-73. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-66-73

Введение

Цель данной статьи - исследовать механизмы и методы формирования патриотических установок среди студентов, оценить влияние образовательных учреждений на этот процесс и предложить практические рекомендации для расширения и углубления патриотического воспитания. В основу анализа легли работы таких ученых, как Е.А. Коган, Е.Л. Крылова, В.Л. Крайник, и Т.А. Дроновой, чьи исследования заслуживают внимания в области социологии образования и психологии патриотизма.

Обсуждение

Патриотизм как феномен имеет давние корни и прошел значительное историческое развитие от простой приверженности своему роду или клану до сложного и многогранного социально-политического и культурного явления. В Античности и Средневековье патриотизм часто ассоциировался с героическими деяниями на поле битвы и защитой от внешних врагов. С наступлением Нового времени, в эпоху национальных государств, концепция патриотизма становится более сложной, охватывая идеи гражданской доблести и идентичности, подчёркивая значимость участия граждан в жизни общества и государства.

Современные подходы к изучению патриотизма в научных работах:

Работы Е.А. Когана выделяют патриотизм как многоуровневый процесс взаимодействия личности с социальным контекстом. В его исследованиях акцент делается на важности коллективных символов и образов, которые стимулируют чувство национальной гордости и принадлежности. Он предложил систематический анализ механизмов трансляции патриотических установок через образовательные институты [4].

В то же время Е.Л. Крылова углубляется в анализ педагогических принципов, которые могут эффективно способствовать внедрению патриотических идей среди молодежи. Она подчеркивает значимость интегрированного подхода, связывая формальное образование с неформальной образовательной деятельностью и показывая их синергети-ческое воздействие на формирование патриотической личности [7].

В.Л. Крайник исследует специфику преподавания национальной истории и культуры в высших учебных заведениях. Он указывает на важность критического анализа исторических событий в учебных курсах для формирования осознанного патриотизма, который отличается от слепого национализма. В его работах акцентируется внимание на методах обучения, которые помогают студентам формировать собственное мнение и понимание национальных идей [6].

В статье Т.А. Дроновой исследуется патриотизм как сложный духовный и исторический феномен, который связан с осознанием индивидуумом своей уникальной роли и обязанностей перед обществом. Автор подчеркивает, что настоящий патриотизм требует не просто декларативного признания, а активной самоотдачи и вовлеченности, что особенно важно в студенческие годы - период формирования мировоззренческих установок молодого человека.

Дронова акцентирует внимание на значимости воспитания патриотических чувств через образование и культурное наследие, выделяя важность наставления молодежи на примерах национальных героев, что способствует укреплению духовной связи с Отечеством. При этом патриотизм описан не как форма агрессивного национализма, а как духовное единение, которое оберегает культурное разнообразие и способствует социальной гармонии [1].

Роль образовательной среды:

Образовательная среда играет решающую роль в формировании патриотических установок. Школы и университеты не только передают знания, но и являются местом для социализации и культурного развития молодежи. Важные элементы включают в себя курсы истории и литературы родной страны, празднование национальных праздников и значимых дат, а также организацию экскурсий на исторически важные объекты. Такие мероприятия помогают формировать глубокую связь с культурным наследием и способствуют укреплению национальной идентичности.

Преподаватели и учителя играют ключевую роль в формировании патриотических чувств у студентов. Их подход к обучению, умение вдохновлять и мотивировать, а также личный пример значительно влияют на отношение студентов к своей стране. Эффективно используемые педагогические стратегии, такие как дискуссионные клубы, проектно-ориентированное обучение и ролевые игры, способствуют развитию критического мышления и патриотических чувств. Владимир Владимирович Путин, выдающийся государственный деятель России, часто подчеркивает значимость патриотического воспитания в контексте национальной идентичности и государственной политики. В одной из своих речей он отметил необходимость закрепления патриотического воспитания в федеральном законодательстве, подчеркивая: «Принятие федерального закона будет

способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда» [6].

Примеры успешных программ патриотического воспитания:

1. Программа "Youth Parliament" в Великобритании.

Эта программа позволяет молодым людям активно участвовать в политической жизни страны через дебаты и сессии, проводимые в парламентских залах. Участники, выбранные через конкурс или выборы среди молодежи, обсуждают актуальные национальные вопросы, что способствует развитию их лидерских качеств и пониманию государственной политики. Программа направлена на вовлечение подрастающего поколения в процессы принятия решений и формирование осознанного отношения к законам и правам [14].

2. "Project Citizen" в США.

Эта программа фокусируется на обучении школьников основам гражданской активности и правовой грамотности. Ученики исследуют местные социальные проблемы, формируют предложения по их решению и представляют их на различных уровнях власти. Программа поддерживает развитие критического мышления и аналитических навыков у студентов, а также повышает их заинтересованность в улучшении качества жизни в своем сообществе [13].

3. Программа культурного обмена "Kizuna" в Японии.

"Kizuna" организована в ответ на цепь катастроф в 2011 г. и направлена на укрепление дружеских связей между Японией и миром. Программа включает в себя поездки молодежи в различные страны и прием иностранных студентов в Японии. Участники проекта занимаются волонтерством, обсуждают вопросы экологии, истории и культуры, что способствует межкультурному пониманию и рассеиванию стереотипов [15].

4. "Bharat Scouts and Guides" в Индии.

Это национальная организация, которая вдохновляет молодежь на служение своему обществу и развитие личных качеств через различные программы и активности, такие как кемпинг, общественные службы и образовательные проекты. Программа не только укрепляет понимание молодыми людьми их культурного и исторического наследия, но и способствует развитию их способностей к решению проблем и командной деятельности [9].

5. "Юнармия" в России.

Юнармия - это общероссийское движение, ориентированное на патриотическое воспитание молодежи. Основанное в 2016 г., движение стремится воспитывать у молодых людей уважение к историческому прошлому страны, подвигам её защитников. Программа включает в себя как теоретические, так и практические мероприятия, в том числе военно-патриотические игры, спортивные соревнования и учебные сборы [11]. Юнармия также активно сотрудничает со школами и другими образовательными организациями для проведения лекций, мастер-классов и экскурсий на военные объекты и мемориалы. Это направлено на формирование у молодежи чувства гордости за свою страну и осознание значения защиты её интересов.

Каждая из этих программ способствует развитию патриотических чувств и социальной ответственности у молодых людей, обогащая их знаниями и культурными традициями своих стран, а также формируя у них навыки, необходимые для активного участия в жизни общества.

Анализ примеров рекрутирования студентов в патриотические организации.

Рекрутирование студентов в патриотические организации включает в себя разнообразные стратегии, ориентированные на привлечение молодежи и их вовлеченность в деятельность, направленную на укрепление гражданской идентичности и патриотизма.

Методы рекрутирования

1. Обращение к ценностям и идеалам. Эмоциональный и ценностный резонанс является ключевым фактором. Организации часто акцентируют внимание на национальном героизме, исторических событиях и значимости участия в жизни страны.

2. Образовательные программы и мероприятия. В организации часто присутствуют лекции, семинары и встречи с ветеранами, что помогает студентам лучше понять историю и культуру своей страны.

3. Использование лидеров мнений. Привлечение популярных личностей и авторитетов, которые поддерживают патриотические ценности, может значительно повысить интерес молодежи.

Влияние социальных сетей и медиа.

Социальные сети и медиа платформы играют значительную роль в рекрутировании студентов, предоставляя платформы для распространения информации и взаимодействия.

1. Целевая реклама: социальные сети позволяют нацеливаться на конкретные возрастные группы, интересы и демографические характеристики, что делает рекламу более эффективной. Например, реклама программы «Национальные проекты России» [8].

2. Создание контента: видео, блоги, интерактивные посты и онлайн-мероприятия помогают привлекать внимание и поддерживать интерес молодежи. Например, АНО «ИРИ» поддерживает креативные индустрии: с 2020 г. на конкурсной основе распределяем государственные субсидии на создание и продвижение социально значимого интернет-контента [2].

3. Сообщества и группы: создание онлайн-сообществ способствует формированию сети единомышленников, что усиливает чувство принадлежности к движению. Например, телеграмм канал Владимира Грубник «ПриZрак Новороссии», целью которого является объединение людей вокруг «Координационного центра помощи Новороссии». Данное сообщество смогло объединить свыше 190 тыс. людей, что позволило эффективно решать вопросы снабжения добровольцев и действующей армии в зоне боевых действий на Донбассе [10].

Успешные и неудачные примеры:

Успешный пример:

- Национальная организация Юнармия (Россия): Сильное сочетание патриотического образования с реальной возможностью участия в национальных и культурных мероприятиях. Эффективное использование медиа и общественных мероприятий для расширения своей базы членов.

Неудачный пример:

- Движение «Наши» (Россия): хотя первоначально движение «Наши» было создано как молодежная общественная организация с целью противодействия экстремизму и развития патриотических чувств среди молодежи, со временем оно столкнулось с критикой и упреками в адресной политизации и однобоком подходе. Юрий Сопрыкин указывает на авторитарные методы управления внутри движения и обвиняет организацию в использовании кампаний для дискредитации политических оппонентов. Это привело к потере доверия и интереса со стороны значительной части молодежи, а также к снижению эффективности в ее первоначальной миссии по вовлечению молодежи в патриотическое воспитание. Кроме того, недостаточное использование современных медиа и социальных сетей для диалога с молодежью и отстаивания их интересов также способствовало уменьшению активности и поддержки среди молодых людей [5].

Эти примеры подчеркивают важность грамотного подхода к планированию и внедрению технологий в процессах привлечения молодежи к участию в патриотических программах.

Также в отдельности хотелось бы затронуть особенности работы по патриотическому воспитанию в вооруженных силах, а именно работу Военно-политического управления Министерства обороны РФ [9], основными задачами которого являются:

1. Совершенствование в Вооруженных Силах системы военно-политической работы, организация военно-политической работы в ходе повседневной деятельности, подготовки и применения Вооруженных Сил;

2. Формирование военно-политических органов, подбор, подготовка и расстановка кадров военно-политических органов;

3. Организация работы по поддержанию воинской дисциплины в Вооруженных Силах и профилактике правонарушений;

4. Организация военно-политической пропаганды и агитации в Вооруженных Силах;

5. Организация в Вооруженных Силах военно-патриотической работы;

6. Организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах;

7. Организация культурно-досуговой работы в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;

8. Организация работы с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации в целях реализации личным составом Вооруженных Сил конституционного права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы;

9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Общественного совета при Министерстве обороны;

10. Организация в Министерстве обороны деятельности по вопросам работы с ветеранами, общественными объединениями ветеранов Вооруженных Сил;

11. Организация обеспечения войск (сил) техническими средствами, полиграфическим оборудованием, культурно-досуговым имуществом по номенклатуре Главного военно-политического управления;

12. Организация геральдического обеспечения Вооруженных Сил.

Военно-политическое управление Министерства обороны Российской Федерации демонстрирует высокую эффективность в процессе формирования патриотических установок среди курсантов военных учебных заведений. Структурированный подход к патриотическому воспитанию, основанный на глубоком изучении истории России и её военных достижений, способствует укреплению государственной идентичности и формированию у курсантов чувства лояльности и ответственности перед страной. Организация мероприятий, таких как встречи с ветеранами, посещение исторических мест и активное участие в патриотических акциях, играет ключевую роль в воспитательном процессе. Это обеспечивает созидательный контекст для формирования у курсантов стойких убеждений и готовности служить своей стране.

Практические рекомендации:

1. Разработка эффективных методов и программ

1. Анализ целевой аудитории: понимание демографических, психологических и культурных характеристик аудитории способствует созданию программ, которые лучше всего соответствуют потребностям и интересам участников.

2. Интеграция с образовательной системой: включение патриотических программ в общее образовательное пространство увеличивает их доступность и эффективность. Сотрудничество с учебными заведениями помогает реализовать эти идеи в рамках учебного процесса.

3. Мультидисциплинарный подход: включение элементов истории, культуры, политики и даже спорта может сделать программы более интересными и многогранными для молодежи.

2. Вовлечение студентов через интерактивные методы и проекты

1. Проектная деятельность: организация студенческих проектов, которые позволяют участникам самостоятельно исследовать темы, связанные с патриотизмом и гражданской активностью. Это может включать исследования, создание мультимедиа, общественные акции.

2. Игровые методы: использование ролевых игр, симуляционных игр и квестов, которые позволяют учащимся на практике применять знания и развивать навыки, необходимые для гражданской активности.

3. Технологическое вовлечение: использование VR (virtual reality - виртуальная реальность), AR (augmented reality -дополненная реальность) и других технологий для создания погружающего образовательного опыта, который делает обучение интерактивным и более мотивирующим.

3. Учёт психологических аспектов при формировании программ.

1. Эмоциональное вовлечение: разработка контента, который вызывает позитивные эмоции и гордость за свою страну, способствует более глубокой эмоциональной связи с материалом.

2. Учет возрастных особенностей: программы должны быть адаптированы к возрастным и психологическим особенностям студентов, чтобы обеспечить максимальное понимание и вовлечение.

3. Поддержка и мотивация: наличие мотивационных систем и поддержки со стороны взрослых и сверстников помогает студентам чувствовать себя более уверенно и активно участвовать в программе.

4. Введение этической комиссии: ключевые аспекты

1. Цели создания: этическая комиссия должна контролировать содержание и методы обучения, используемые в образовательных учреждениях, на соответствие национальной программе патриотического воспитания. Она должна гарантировать, что образовательные материалы и методики не только передают необходимые знания, но и способствуют формированию соответствующих гражданских качеств и ценностей.

2. Основные функции: ключевыми функциями такой комиссии являются оценка и одобрение учебных планов и программ, мониторинг проведения исследований в области образования на предмет их соответствия национальной политике, а также предоставление рекомендаций по улучшению курсов и методов обучения.

3. Этические стандарты: комиссия также задействована в разработке и поддержании этических стандартов в научной и образовательной деятельности, что включает в себя честность, прозрачность и уважение к культурно-историческим ценностям страны.

4. Взаимодействие с педагогами: необходимо обеспечить открытый диалог между комиссией и преподавательским составом для обсуждения вопросов, связанных с патриотическим воспитанием. Такое взаимодействие поможет преподавателям лучше понимать требования и ожидания государства, а также получать поддержку и ресурсы для их исполнения.

Учет этих аспектов способствует развитию образовательной среды, в которой патриотическое воспитание осуществляется не только эффективно, но и в полном соответствии с законодательством и национальной политикой страны. Это в свою очередь способствует укреплению государственной безопасности и национальной идентичности среди молодого поколения.

Выводы

В условиях современной гибридной войны патриотическое воспитание набирает особенно важное значение, становясь ключевым элементом в формировании гражданской идентичности и укреплении национальных интересов. Исследования показывают, что разработка и внедрение эффективных программ и методов, которые активно вовлекают молодежь через интерактивные подходы и проектирование, способствуют укреплению национальной сознательности.

Создание этической комиссии по типу «Военно-политического управления Министерства Обороны Российской Федерации» заметно повысит контроль за соответствием образовательных практик требованиям национальной безопасности и культурным ценностям страны, что критически важно для предотвращения идеологической диверсии. Исследование и развитие патриотического воспитания в условиях гибридной войны обеспечат создание сильной, осознанной и лояльной молодежи, способной противостоять внешним и внутренним вызовам, сохраняя национальные интересы и укрепляя государственную безопасность.

Список источников

1. Дронова Т.А., Дронов А.А. Патриотизм - символ сопричастности судьбе Отечества (еще раз о воспитании патриотизма в студенческой среде) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 41-45.

2. Институт развития интернета. - URL: https://ири.рф/about/ (дата обращения 06.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Информационный портал Государственной Думы РФ. - URL: http://duma.gov.ru/ news/48614/ (дата обращения 12.04.2024).

4. Коган Е.А. Отношение студентов к патриотическому воспитанию в вузе // Человеческий капитал. 2021. № 4(148). С. 203-210. DOI 10.25629/HC.2021.04.20.

5. Коммерсант. - Документ 4829391. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4829391 (дата обращения 09.04.2024).

6. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // МНКО. 2019. № 2 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-v-sovremennom-vuze (дата обращения 01.04.2024).

7. Крылова Е.Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания // Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Самара, 2019. 283 с.

8. Национальные проекты России. - URL: https://национальныепроекты.рф/ (дата обращения 08.04.2024).

9. Структура Министерства обороны РФ. - URL: https://structure.mil.ru/structure/ ministryofdefence/details.htm?id=12375@egOrganization (дата обращения 05.04.2024).

10. Телеграм-канал "Призрак Новороссии". - URL: https://t.me/ghostofnovorossia (дата обращения 11.04.2024).

11. Юнармия. - URL: https://yunarmiya.ru/?yclid=11033546294636314623 (дата обращения 10.04.2024).

12. Bharat Scouts and Guides. - URL: https://scoutsguides.in/ (дата обращения 03.04.2024).

13. Center for Civic Education. - URL: https://civiced.org/project-citizen (дата обращения 02.04.2024).

14. European Youth Parliament. - URL: https://eyp.org/ (дата обращения 07.04.2024).

15. Go For Broke National Education Center. - URL: https://gokizuna.org/about (дата обращения 04.04.2024).

References

1. Dronova T.A., Dronov A.A. Patriotism is a symbol of belonging to the fate of the Fatherland (once again about the education of patriotism among students) // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2023. No. 4. P. 41-45.

2. Institute of Internet Development. - URL: https://ири.рф/about / (accessed 06.04.2024).

3. Information portal of the State Duma of the Russian Federation. - URL: http:// duma.gov.ru/news/48614 / (accessed 12.04.2024).

4. Kogan E.A. The attitude of students to patriotic education at the university // Human capital. 2021. No. 4(148). P. 203-210. DOI 10.25629/HC.2021.04.20.

5. Kommersant. - Document 4829391. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4829391 (accessed 09.04.2024).

6. Krainik V.L., Prishchepa M.A. On the issue of patriotic education of students in a modern university // MNKO. 2019. No. 2 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-v-sovremennom-vuze (accessed 01.04.2024).

7. Krylova E.L. Formation of patriotic consciousness of university students by means of medical education // Dis. on the job. learned. step. Candidate of Pedagogical Sciences. Samara, 2019. 283 p.

8. National projects of Russia. - URL: https://национальныепроекты .RF/ (accessed 08.04.2024).

9. Structure of the Ministry of Defense of the Russian Federation. - URL: https:// structure.mil.ru/structure/ministryofdefence/details.htm?id=12375@egOrganization (accessed 05.04.2024).

10. Telegram channel "Ghost of Novorossiya". - URL: https://t.me/ghostofnovorossia (acessed 11.04.2024).

11. Unarmy. - URL: https://yunarmiya.ru/?yclid=11033546294636314623 (accessed 10.04.2024).

12. Bharat Scouts and Guides. - URL: https://scoutsguides.in / (accessed 03.04.2024).

13. Center for Civic Education. - URL: https://civiced.org/project-citizen (accessed 02.04.2024).

14. European Youth Parliament. - URL: https://eyp.org / (accessed 07.04.2024).

15. Go For Broke National Education Center. - URL: https://gokizuna.org/about (accessed 04.04.2024).

Статья поступила в редакцию 16.04.2024; одобрена после рецензирования 03.05.2024; принята к публикации_03.05.2024.

The article was submitted 16.04.2024; approved after reviewing 03.05.2024; accepted for publication 03.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.