2019
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Математика. Механика. Информатика
Вып. 1(44)
УДК 004.8:519.86/.87
Исследование математической модели воспитания группы роботов
Н. В. Ощепкова
Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, г. Пермь, Букирева, 15 [email protected]; 8-342-239-63-09
Сформулированы теоремы, описывающие свойства воспитания группы роботов-цифровых двойников, вводятся коэффициенты групповой памяти роботов и исследуются свойства этих коэффициентов. Показано, что при большом количестве тактов непрерывного воспитания равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями группа также будет обладать свойствами равномерной забывчивости.
Ключевые слова: робот; цифровой двойник; память; воспитание; группы роботов. БОТ: 10.17072/1993-0550-2019-1-39-43
Введение
В настоящее время активно разрабатывается теория эмоциональных роботов [1], связанная с созданием цифровых двойников человека и основанная на моделировании эмоций человека [2]. Однако, на наш взгляд, исследованию психологического поведения групп роботов уделено недостаточно внимания.
Одним из немногочисленных примеров, посвященных решению этой задачи, являются работы [3-7]. В этих работах впервые введены понятия группового воспитания роботов и групповой памяти цифровых двойников.
Пусть п - количество роботов в группе, - порядковый номер робота в этой группе,
R■ = в, + Q в,-
(1)
Z j
ъ
j,г
где R, =
j=i
г, = J=L
n
n
в г = ^-
(2)
j = 1, n, Q ■ i - коэффициент памяти робота к моменту воздействия на него сюжетом с порядковым номером i, Q е (0,1 — 8 - ^ ,
0 < S - < 1, 8. = const, г. i - элементарное воспитание робота j , R ■ i - суммарное воспитание робота, полученное им в результате воздействия на него общего количества сюжетов.
В работах [3, 4] показано, что воспитание группы удовлетворяет соотношению
Z Rj,i—1 j=1
Очевидно, что коэффициент групповой памяти роботов при г.i > 0 удовлетворяет соотношению
ве (0,1 — S] 0 < 8 < 1, 8 = const .
Теоремы о групповом воспитании роботов
Сформулируем несколько теорем.
Теорема 1
Если Г, > 0 , i = 1, да , в г е (0,1 — 8j0 <8 < 1, 8 = const,
то последовательность R, сходится.
Доказательство
© Ощепкова Н. В., 2019
Нетрудно видеть, что равенство (1), описывающее групповое воспитание роботов, полностью эквивалентно соотношению для воспитания индивидуальных роботов, приведенному в монографии [5]. Поэтому доказательство теоремы 1 полностью совпадает с доказательством теоремы 2.5, приведенной в работе [5].
Теорема 2
j=i 1
i -в.
lim 0 t = lim
i—ю t —>ю n 1 _ 0
-в
X Vj—,
j=1 1
n - 1 _
Xe,q, lim0t —
^ j lj t—ю 1 _ 0
j =1 ± IS ,
-0
1 -0.
Если lim0i = 0 < 1, rt > 0, i = 1, ю ,
то существует предел Г t при t — ю .
Доказательство
В силу теоремы 1 справедливо равенство
limRt = z <ю .
Переходя к пределу при t — Ю с учетом условия теоремы 2 о том, что
lim 0t = 0 < 1, получим цепочку равенств
z = lim Rt = lim rt + lim0 lim Rt_1 = lim rt + 0 z
t—Ю t—Ю t—Ю t—Ю t—Ю
которая влечет соотношение
lim rt = I 1 - 0 Iz < ю .
t—Ю 1 )
Таким образом, теорема 2 доказана.
Свойства памяти группы роботов
Пусть верны соотношения
ви =6,,г„ = д, >0.
Согласно работе [3] для группы, состоящей из равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями [4], справедлива формула
X qjlim 0t —
J t—Ю 1
j=1 n
X 0>q> ^
j=1 1 -0j n1 X qj10
1 -0
t -1
= 0 < 1.
Таким образом, мы показали, что для равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями коэффициент групповой памяти имеет предел.
Поставим следующую задачу: - определить среднее значение коэффициента памяти 0т группы роботов за т актов.
Очевидно, что для решения этой задачи необходимо найти величину 6т , являющуюся решением задачи:
наити
min
е„
t=1
XI 0m-01
Легко показать, что &т удовлетворяет соотношению
m
X 0t
0 = -t=1— ,
1 -0
t-1
0t =
j=1 1 -0j
т
которое с учетом формулы (3) можно записать в развернутом виде:
1 -6,''-1
(3)
t-1
n 1 -0
xqj -j
С учетом соотношения (3) очевидна цепочка равенств
m ^ j lj 1 -0
X» 1 0
0 =
X qj-г j=1 1
1 -0,
-0.
m
(4)
В силу положительности элементарных воспитаний равномерно забывчивых роботов группы очевидна цепочка соотношений:
t -1
n
t -1
t -1
n
2
n
1=1
Q, =
Z Q jtj-, j=1 1
1 — Q ,
— Q ,
1 — Q'
Q q-j
jHj 1 — Q
Z Vj^
j=1 1
1 — Q i—
j
— Q ,
Z^j=Z Q ,(5)
j=1 1 — j j=1
q<—j—
1—Q
Подставляя формулу (5) в равенство (4), получим:
mZ Q
j n
= Z Qr
j=1
m
(6)
Найдем предел:
0 = lim 0 .
Отметим, что 0да является решением следующей задачи:
найти
min
Zl^—Qi
(7)
Легко видеть, что решение задачи (7) удовлетворяет соотношению
lim Z<_ г
0да =
i=1
lim m
(8)
В силу справедливости неравенства (6) верна формула
n
0 <ZQ .
да Z j
j=1
Рассмотрим ряд
1 — Q
i—1
ZQq —
да да ¿—I j lj 1 _ (Л
Z* i =Z
(9)
г = 1 г=1 \ А
? "'-1-е,
Очевидно, что общий член ряда (9) удовлетворяет соотношениям:
Q^r, = limQi = lim
г^да ^да n 1_Q
n 1 — Q n 1
..ZQ* j ZQjqj I—Q-
0
1 — Q.
Z q< —— Z ?jt Z 1—Q, j=1 1
,=1 1 -е
Полученное соотношение показывает, что с течением времени группа роботов становится равномерно забывчивой, кроме того, ряд (9)
расходится, а так как все члены в г ряда положительны, то справедливо равенство
ZQ =
да
Пусть q. = q = const, j = 1, да . В этом случае соотношение (4) примет
вид
Z
i =1
zq,-Z j 1
1 — Q
0 =
Z1
1 —Q
—Q
i—1
j=1 1 — Qj
m
(10)
Модели равномерной забывчивости группы роботов
Для того чтобы описать качественное поведение среднего коэффициента памяти 0т, соответствующего формуле (10), построим график при следующих параметрах:
п = 2, е = 0.5, е = 0.33, да = 1_50 .
Для выполнения численного эксперимента была разработана компьютерная программа, результаты работы которой приведены на рисунке.
0,45
•й
с 0,4
„ е- 0,35 s S
SS Е 0,3
| с 0,25
£ 2 0,2
I t 0,15
0,1
lif 0,05 о
* 0
Порядковый номер такта
Изменение среднего значения коэффициента памяти группы роботов
Рисунок наглядно демонстрирует, что с увеличением количества тактов средний коэффициент памяти робота приближается к константе. Поэтому при большом количестве тактов в качестве коэффициента групповой памяти робота можно принимать эту константу, а, значит, считать группу роботов равномерно забывчивой. В этом случае при большом значении m справедлива формула 0 «0 = const, а, значит, можно считать, начиная с некоторого большого номера такта I, верным соотношение
Ri « г +0 R
i—1 ,
(11)
i=1
где i = I, да .
n
<
n
i—1
n
n
2
i=1
0
10
20
30
40
50
60
i—1
1
n
Согласно соотношению (11) воспитание
Ri группы равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями будет описываться
приближенно равенством Ri = г
1 -0г' 1 -0
где
К
п 1-0" К у а 0*1 1 0
К1,^^ аi0
; 0*"-1
, где
Е аг —
V i=1 1
1 -0"
-0
■ + 0т"-1 К
К „ = о.
= Е а , а предельное воспитание группы Аналогично работе [7] параметр "соскучился"
,=1
R ш можно приближенно найти по формуле
Ra
Е а,,
./=1
1 -0
Е
i=1
п I -
Еа6, 1-
=1 1
1 -6Т
16 г'-1
1-
Еа
=1 1
1 -6,
]
-6
т
где т > I. При этом
1 -
R, - г
1 -0
-0=Е
1 -6,
г
Е а,6,—
т ¿—I1] ] л_а
Е 1 6
Еа
]=1 1
1 -6,
-6,
т
^ 1 -6г-1
Е а —
т ¿-¡1] ] 1 -6
Е ^ 1 6
1-
Еа
/=1 1
1 -6,
-6
т
Таким образом, на основе численного эксперимента показано, что для равномерно забывчивых роботов в группе с равноценными эмоциями каждого робота при большом количестве тактов можно считать группу роботов равномерно забывчивой и поэтому, если группа роботов воспитывается с помощью медиа-проектов, аналогично работе [7] параметр "надоело" ам для полного воспитательного цикла с порядковым номером N примет вид
п
- Е ^ + 0"ЛН (0 - , (12)
г=1
можно написать в следующем виде: 1 -0
Р" -0*- (1 -0)1 Е аг
Л
+ 0""К
- 0 т"-2,кл-2
(13)
В итоге величина интереса А л группы роботов к медиа-проекту определится формулой
Рл
1 -0"
0"(1 "1Е а, --0
- + 0т"К
Е а.0т" +0""-1 (0-1)К%-„*л-,
. (14)
Отметим, что все свойства интереса группы к медиа-проекту при выполнении условия т > I будут аналогичны свойствам интереса к медиа-проекту отдельного равномерно забывчивого робота с равноценными эмоциями (подробно эти свойства описаны в работе,
Е6,-
т1 ] 1
1 -6,
Е
,=1
1 -6,
Е—
Е=1 1 -6
при этом 0 - 0т =--
Формулы, аналогичные соотношениям (12)-(14), можно получить при замене величины 0 на значение 6ш, что также будет определять приближенную равномерную забывчивость группы роботов при большом значении тактов т непрерывного воспитания.
Заключение
Таким образом, в настоящей статье показано, что при большом первоначальном количестве тактов непрерывного воспитания группы равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями группу роботов можно считать равномерно забывчивой, и все свойства этой группы аналогичны свойствам отдельного робота.
п
"-1
г
г
п
п
»-2,%-2
А
п
,=1
п
г=1
г-1
п
г п
/ •
г=1
Список литературы
1. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов: моногр. Пермь: Перм. гос. ун-т. 2010. Текст парал. рус., англ. 270 с.
2. Пенский О.Г., Кузнецов А.Г., Ощепкова Н.В. Математическая модель и алгоритм накопления информации роботом с неабсолютной памятью // Вестник ЮУрГУ. Сер. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2018. Т. 18, № 2. С. 142-148.
3. Пенский О.Г., Черников К.В. Математические модели психологических установок роботов // Искусственный интеллект и принятие решений. РАН. М., 2013, № 2. С. 28-32.
4. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы ма-
тематической теории эмоциональных роботов: моногр. Пермь: Перм. гос. ун-т. 2010. Текст парал. рус., англ. 270 с.
5. Pensky O.G., Sharapov Y.A., Chernikov K.V. Mathematical Models of Emotional Robots with a Non-Absolute Memory // Intelligent Control and Automation. USA. 2013. Vol. 4. № 2. P. 37-42.
6. Pensky O.G., Mihailov V.O., Chernikov K.V. Mathematical Models of Receptivity of a Robot and a Human to Education // Intelligent Control and Automations. USA. 2014. Vol. 5, № 3. P. 25-29.
7. Пенский О.Г., Шарапов Ю.А., Ощепкова Н.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью и приложения моделей: моногр. Пермь: Изд-во ПермГУ. 2018. 310 с.
The study of the mathematical model of a group of robots' upbringing
N. V. Oschepkova
Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia [email protected]; 8-342-239-63-09
The article formulates theorems describing the characteristics of upbringing of a group of robots being digital twins, introduces coefficients of the group memory of robots, and studies the properties of these coefficients. It is shown that with a large number of cycles of continuous upbringing of uniformly forgetful robots with equivalent emotions, the group will also possess the qualities of uniform forgetfulness.
Keywords: robot; digital twins memory; upbringing; groups of robots.