Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ГРУППЫ РОБОТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ГРУППЫ РОБОТОВ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / ПАМЯТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ГРУППЫ РОБОТОВ / ROBOT / DIGITAL TWINS MEMORY / UPBRINGING / GROUPS OF ROBOTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ощепкова Н.В.

Сформулированы теоремы, описывающие свойства воспитания группы роботов-цифровых двойников, вводятся коэффициенты групповой памяти роботов и исследуются свойства этих коэффициентов. Показано, что при большом количестве тактов непрерывного воспитания равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями группа также будет обладать свойствами равномерной забывчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MATHEMATICAL MODEL OF A GROUP OF ROBOTS’ UPBRINGING

The article formulates theorems describing the characteristics of upbringing of a group of robots being digital twins, introduces coefficients of the group memory of robots, and studies the properties of these coefficients. It is shown that with a large number of cycles of continuous upbringing of uniformly forgetful robots with equivalent emotions, the group will also possess the qualities of uniform forgetfulness.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ГРУППЫ РОБОТОВ»

2019

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Математика. Механика. Информатика

Вып. 1(44)

УДК 004.8:519.86/.87

Исследование математической модели воспитания группы роботов

Н. В. Ощепкова

Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, г. Пермь, Букирева, 15 nvo@psu.ru; 8-342-239-63-09

Сформулированы теоремы, описывающие свойства воспитания группы роботов-цифровых двойников, вводятся коэффициенты групповой памяти роботов и исследуются свойства этих коэффициентов. Показано, что при большом количестве тактов непрерывного воспитания равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями группа также будет обладать свойствами равномерной забывчивости.

Ключевые слова: робот; цифровой двойник; память; воспитание; группы роботов. БОТ: 10.17072/1993-0550-2019-1-39-43

Введение

В настоящее время активно разрабатывается теория эмоциональных роботов [1], связанная с созданием цифровых двойников человека и основанная на моделировании эмоций человека [2]. Однако, на наш взгляд, исследованию психологического поведения групп роботов уделено недостаточно внимания.

Одним из немногочисленных примеров, посвященных решению этой задачи, являются работы [3-7]. В этих работах впервые введены понятия группового воспитания роботов и групповой памяти цифровых двойников.

Пусть п - количество роботов в группе, - порядковый номер робота в этой группе,

R■ = в, + Q в,-

(1)

Z j

ъ

j,г

где R, =

j=i

г, = J=L

n

n

в г = ^-

(2)

j = 1, n, Q ■ i - коэффициент памяти робота к моменту воздействия на него сюжетом с порядковым номером i, Q е (0,1 — 8 - ^ ,

0 < S - < 1, 8. = const, г. i - элементарное воспитание робота j , R ■ i - суммарное воспитание робота, полученное им в результате воздействия на него общего количества сюжетов.

В работах [3, 4] показано, что воспитание группы удовлетворяет соотношению

Z Rj,i—1 j=1

Очевидно, что коэффициент групповой памяти роботов при г.i > 0 удовлетворяет соотношению

ве (0,1 — S] 0 < 8 < 1, 8 = const .

Теоремы о групповом воспитании роботов

Сформулируем несколько теорем.

Теорема 1

Если Г, > 0 , i = 1, да , в г е (0,1 — 8j0 <8 < 1, 8 = const,

то последовательность R, сходится.

Доказательство

© Ощепкова Н. В., 2019

Нетрудно видеть, что равенство (1), описывающее групповое воспитание роботов, полностью эквивалентно соотношению для воспитания индивидуальных роботов, приведенному в монографии [5]. Поэтому доказательство теоремы 1 полностью совпадает с доказательством теоремы 2.5, приведенной в работе [5].

Теорема 2

j=i 1

i -в.

lim 0 t = lim

i—ю t —>ю n 1 _ 0

X Vj—,

j=1 1

n - 1 _

Xe,q, lim0t —

^ j lj t—ю 1 _ 0

j =1 ± IS ,

-0

1 -0.

Если lim0i = 0 < 1, rt > 0, i = 1, ю ,

то существует предел Г t при t — ю .

Доказательство

В силу теоремы 1 справедливо равенство

limRt = z <ю .

Переходя к пределу при t — Ю с учетом условия теоремы 2 о том, что

lim 0t = 0 < 1, получим цепочку равенств

z = lim Rt = lim rt + lim0 lim Rt_1 = lim rt + 0 z

t—Ю t—Ю t—Ю t—Ю t—Ю

которая влечет соотношение

lim rt = I 1 - 0 Iz < ю .

t—Ю 1 )

Таким образом, теорема 2 доказана.

Свойства памяти группы роботов

Пусть верны соотношения

ви =6,,г„ = д, >0.

Согласно работе [3] для группы, состоящей из равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями [4], справедлива формула

X qjlim 0t —

J t—Ю 1

j=1 n

X 0>q> ^

j=1 1 -0j n1 X qj10

1 -0

t -1

= 0 < 1.

Таким образом, мы показали, что для равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями коэффициент групповой памяти имеет предел.

Поставим следующую задачу: - определить среднее значение коэффициента памяти 0т группы роботов за т актов.

Очевидно, что для решения этой задачи необходимо найти величину 6т , являющуюся решением задачи:

наити

min

е„

t=1

XI 0m-01

Легко показать, что &т удовлетворяет соотношению

m

X 0t

0 = -t=1— ,

1 -0

t-1

0t =

j=1 1 -0j

т

которое с учетом формулы (3) можно записать в развернутом виде:

1 -6,''-1

(3)

t-1

n 1 -0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

xqj -j

С учетом соотношения (3) очевидна цепочка равенств

m ^ j lj 1 -0

X» 1 0

0 =

X qj-г j=1 1

1 -0,

-0.

m

(4)

В силу положительности элементарных воспитаний равномерно забывчивых роботов группы очевидна цепочка соотношений:

t -1

n

t -1

t -1

n

2

n

1=1

Q, =

Z Q jtj-, j=1 1

1 — Q ,

— Q ,

1 — Q'

Q q-j

jHj 1 — Q

Z Vj^

j=1 1

1 — Q i—

j

— Q ,

Z^j=Z Q ,(5)

j=1 1 — j j=1

q<—j—

1—Q

Подставляя формулу (5) в равенство (4), получим:

mZ Q

j n

= Z Qr

j=1

m

(6)

Найдем предел:

0 = lim 0 .

Отметим, что 0да является решением следующей задачи:

найти

min

Zl^—Qi

(7)

Легко видеть, что решение задачи (7) удовлетворяет соотношению

lim Z<_ г

0да =

i=1

lim m

(8)

В силу справедливости неравенства (6) верна формула

n

0 <ZQ .

да Z j

j=1

Рассмотрим ряд

1 — Q

i—1

ZQq —

да да ¿—I j lj 1 _ (Л

Z* i =Z

(9)

г = 1 г=1 \ А

? "'-1-е,

Очевидно, что общий член ряда (9) удовлетворяет соотношениям:

Q^r, = limQi = lim

г^да ^да n 1_Q

n 1 — Q n 1

..ZQ* j ZQjqj I—Q-

0

1 — Q.

Z q< —— Z ?jt Z 1—Q, j=1 1

,=1 1 -е

Полученное соотношение показывает, что с течением времени группа роботов становится равномерно забывчивой, кроме того, ряд (9)

расходится, а так как все члены в г ряда положительны, то справедливо равенство

ZQ =

да

Пусть q. = q = const, j = 1, да . В этом случае соотношение (4) примет

вид

Z

i =1

zq,-Z j 1

1 — Q

0 =

Z1

1 —Q

—Q

i—1

j=1 1 — Qj

m

(10)

Модели равномерной забывчивости группы роботов

Для того чтобы описать качественное поведение среднего коэффициента памяти 0т, соответствующего формуле (10), построим график при следующих параметрах:

п = 2, е = 0.5, е = 0.33, да = 1_50 .

Для выполнения численного эксперимента была разработана компьютерная программа, результаты работы которой приведены на рисунке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,45

•й

с 0,4

„ е- 0,35 s S

SS Е 0,3

| с 0,25

£ 2 0,2

I t 0,15

0,1

lif 0,05 о

* 0

Порядковый номер такта

Изменение среднего значения коэффициента памяти группы роботов

Рисунок наглядно демонстрирует, что с увеличением количества тактов средний коэффициент памяти робота приближается к константе. Поэтому при большом количестве тактов в качестве коэффициента групповой памяти робота можно принимать эту константу, а, значит, считать группу роботов равномерно забывчивой. В этом случае при большом значении m справедлива формула 0 «0 = const, а, значит, можно считать, начиная с некоторого большого номера такта I, верным соотношение

Ri « г +0 R

i—1 ,

(11)

i=1

где i = I, да .

n

<

n

i—1

n

n

2

i=1

0

10

20

30

40

50

60

i—1

1

n

Согласно соотношению (11) воспитание

Ri группы равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями будет описываться

приближенно равенством Ri = г

1 -0г' 1 -0

где

К

п 1-0" К у а 0*1 1 0

К1,^^ аi0

; 0*"-1

, где

Е аг —

V i=1 1

1 -0"

-0

■ + 0т"-1 К

К „ = о.

= Е а , а предельное воспитание группы Аналогично работе [7] параметр "соскучился"

,=1

R ш можно приближенно найти по формуле

Ra

Е а,,

./=1

1 -0

Е

i=1

п I -

Еа6, 1-

=1 1

1 -6Т

16 г'-1

1-

Еа

=1 1

1 -6,

]

-6

т

где т > I. При этом

1 -

R, - г

1 -0

-0=Е

1 -6,

г

Е а,6,—

т ¿—I1] ] л_а

Е 1 6

Еа

]=1 1

1 -6,

-6,

т

^ 1 -6г-1

Е а —

т ¿-¡1] ] 1 -6

Е ^ 1 6

1-

Еа

/=1 1

1 -6,

-6

т

Таким образом, на основе численного эксперимента показано, что для равномерно забывчивых роботов в группе с равноценными эмоциями каждого робота при большом количестве тактов можно считать группу роботов равномерно забывчивой и поэтому, если группа роботов воспитывается с помощью медиа-проектов, аналогично работе [7] параметр "надоело" ам для полного воспитательного цикла с порядковым номером N примет вид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

- Е ^ + 0"ЛН (0 - , (12)

г=1

можно написать в следующем виде: 1 -0

Р" -0*- (1 -0)1 Е аг

Л

+ 0""К

- 0 т"-2,кл-2

(13)

В итоге величина интереса А л группы роботов к медиа-проекту определится формулой

Рл

1 -0"

0"(1 "1Е а, --0

- + 0т"К

Е а.0т" +0""-1 (0-1)К%-„*л-,

. (14)

Отметим, что все свойства интереса группы к медиа-проекту при выполнении условия т > I будут аналогичны свойствам интереса к медиа-проекту отдельного равномерно забывчивого робота с равноценными эмоциями (подробно эти свойства описаны в работе,

Е6,-

т1 ] 1

1 -6,

Е

,=1

1 -6,

Е—

Е=1 1 -6

при этом 0 - 0т =--

Формулы, аналогичные соотношениям (12)-(14), можно получить при замене величины 0 на значение 6ш, что также будет определять приближенную равномерную забывчивость группы роботов при большом значении тактов т непрерывного воспитания.

Заключение

Таким образом, в настоящей статье показано, что при большом первоначальном количестве тактов непрерывного воспитания группы равномерно забывчивых роботов с равноценными эмоциями группу роботов можно считать равномерно забывчивой, и все свойства этой группы аналогичны свойствам отдельного робота.

п

"-1

г

г

п

п

»-2,%-2

А

п

,=1

п

г=1

г-1

п

г п

/ •

г=1

Список литературы

1. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов: моногр. Пермь: Перм. гос. ун-т. 2010. Текст парал. рус., англ. 270 с.

2. Пенский О.Г., Кузнецов А.Г., Ощепкова Н.В. Математическая модель и алгоритм накопления информации роботом с неабсолютной памятью // Вестник ЮУрГУ. Сер. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2018. Т. 18, № 2. С. 142-148.

3. Пенский О.Г., Черников К.В. Математические модели психологических установок роботов // Искусственный интеллект и принятие решений. РАН. М., 2013, № 2. С. 28-32.

4. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы ма-

тематической теории эмоциональных роботов: моногр. Пермь: Перм. гос. ун-т. 2010. Текст парал. рус., англ. 270 с.

5. Pensky O.G., Sharapov Y.A., Chernikov K.V. Mathematical Models of Emotional Robots with a Non-Absolute Memory // Intelligent Control and Automation. USA. 2013. Vol. 4. № 2. P. 37-42.

6. Pensky O.G., Mihailov V.O., Chernikov K.V. Mathematical Models of Receptivity of a Robot and a Human to Education // Intelligent Control and Automations. USA. 2014. Vol. 5, № 3. P. 25-29.

7. Пенский О.Г., Шарапов Ю.А., Ощепкова Н.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью и приложения моделей: моногр. Пермь: Изд-во ПермГУ. 2018. 310 с.

The study of the mathematical model of a group of robots' upbringing

N. V. Oschepkova

Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia nvo@psu.ru; 8-342-239-63-09

The article formulates theorems describing the characteristics of upbringing of a group of robots being digital twins, introduces coefficients of the group memory of robots, and studies the properties of these coefficients. It is shown that with a large number of cycles of continuous upbringing of uniformly forgetful robots with equivalent emotions, the group will also possess the qualities of uniform forgetfulness.

Keywords: robot; digital twins memory; upbringing; groups of robots.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.