Научная статья на тему 'Исследование математической модели Call-центра на железнодорожном транспорте'

Исследование математической модели Call-центра на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CALL-ЦЕНТР / НАГРУЗКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОПЕРАТОР / СЕЗОННАЯ ДЕКОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солуянов А.В., Юркин Ю.В.

В статье приводится анализ удельной нагрузки, обслуживаемой оператором Call-центра. Выделены сезонная и тренд-циклическая составляющие временного ряда, описывающего изменения удельной нагрузки. Осуществлено сравнение измеренных данных и данных, спрогнозированных с помощью экспоненциального сглаживания. Приведена формула, позволяющая определить вероятность потери вызова в многолинейной системе с ограниченной очередью и экспоненциально ограниченным временем ожидания, расчётные результаты сопоставлены с измеренными. Определены задачи для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the mathematical model of call-center on railway transport

This article presents the analysis of the load served by Call-center operator. It also deals with seasonal and trend-cycle component of the time series describing the load changes; the results of the carried out comparison of the data measured and those predicted by exponential smoothing; a formula that allows to determine the probability of losing a call in the multi-line system with queue and limited waiting time. Estimated results are compared with measured ones. The objectives for further research are specified.

Текст научной работы на тему «Исследование математической модели Call-центра на железнодорожном транспорте»

УДК 621.395.34

А. В. Солуянов, Ю. В. Юркин

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ CALL-ЦЕНТРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье приводится анализ удельной нагрузки, обслуживаемой оператором Call-центра. Выделены сезонная и тренд-циклическая составляющие временного ряда, описывающего изменения удельной нагрузки. Осуществлено сравнение измеренных данных и данных, спрогнозированных с помощью экспоненциального сглаживания. Приведена формула, позволяющая определить вероятность потери вызова в многолинейной системе с ограниченной очередью и экспоненциально ограниченным временем ожидания, расчётные результаты сопоставлены с измеренными. Определены задачи для дальнейшего исследования.

Call-центр, нагрузка, прогнозирование, оператор, сезонная декомпозиция.

Введение

Организация СаП-центров на железнодорожном транспорте имеет свою специфику: очевидно, что потребность в их услугах тесно связана с объёмом пассажирских перевозок, которые, в свою очередь, обладают сильной сезонной зависимостью. Таким образом, задачами, решение которых позволит повысить качество предоставляемых услуг, являются выявление закономерностей в изменении нагрузки, поступающей на обслуживание, а также выбор и исследование математической модели, наиболее точно описывающей процесс обслуживания заявок. Это позволит оптимально организовать работу центра: сократить эксплуатационные расходы и снизить вероятность потери вызова.

1 Измерение речевого трафика

В процессе измерения абонентского речевого трафика в сети общего пользования железнодорожного транспорта были получены данные о величинах интенсивности удельной нагрузки, поступающей на обслуживание операторами Call-центра (Y).

Набор данных состоит из двух частей:

1- я часть - данные за период с мая 2009 года по май 2010 года;

2- я часть - данные за период с июня 2010 года по октябрь 2010 года.

122

Отличие состоит в том, что 1-я часть данных измерялась 5-7 дней в месяц непосредственно на АТС электронного типа (АТСЭ) вручную, 2-я часть данных фиксировалась в автоматическом режиме на IP-АТС, которая была установлена в конце мая 2010 года для повышения качества обслуживания абонентов, пользующихся услугами Call-центра. Одной из причин установки данной АТС было наличие возможности регистрации всех входящих вызовов. Всё это позволило получать информацию об Ya в полном объёме в течение 7 дней в неделю с 8:00 до 20:00 (время работы операторов Call-центра), в отличие от первого периода исследований, когда измерения проводились с 8:00 до 17:00 (рабочий день в подразделении связи на железнодорожном транспорте) в течение пяти рабочих дней каждый месяц.

2 Прогнозирование нагрузки

Существует несколько способов прогнозирования временных рядов. Рассмотрим экспоненциальное сглаживание и прогнозирование. Все операции проводились в системе Statistica [1]. Суть метода состоит в том, что исходный ряд х (Т) сглаживается с некоторыми экспоненциальными весами. В результате образуется новый временной ряд S (Т) (с меньшим уровнем шума), поведение которого можно прогнозировать.

Простое экспоненциальное сглаживание задаётся формулой:

S (t) = а • х(Т) • S (t -1),

где а - некоторый фиксированный параметр, 0 < а < 1.

В аддитивных моделях прогноз строится по формуле:

Forecast(t) = S(Т) +I(Т - lag),

где I - сглаженный сезонный фактор,

I(t) = 1 (t - lag) + 5х (1 - а) х e(t),

здесь e(t) - разность между наблюдаемым рядом и прогнозом в момент времени Т; lag - сезонный период.

Вначале необходимо определить сезонный период (lag). Для этого следует выяснить период гармонической составляющей, имеющей наибольшую мощность в рассматриваемом сигнале (временном ряду). Выполним процедуру спектрального анализа (применим процедуру разложения в ряд Фурье) и построим график спектральной плотности (будем считать, что ряд стационарен).

123

Из графика на рисунке 1 видно, что в точке 7 значение спектральной плотности имеет максимальную величину. Это значит, что имеется цикл с периодом 7 дней (lag = 7), поэтому целесообразно строить прогноз на 7 дней: в рамках этого интервала прогноз будет наиболее точен.

График временного ряда, отражающего изменения Ya в ЧНН, экспоненциальное сглаживание и прогноз ряда на 7 дней приведены на рисунке 2.

Число наблюдений: 142

Рис. 1. Спектральная плотность нагрузки

0,6

0,5

0,4

о.

Э 0,3 *.■

0,2 0,1 о

22.05.1011.06.10 01.07.10 21.07.10 10.08.10 30.08.10 19.09.10 09.10.10 29.10.1018.11.10

Дни

Измеренные данные Сглаженный ряд и прогноз Остатки

Рис. 2. Экспоненциально сглаженный ряд

124

Из графика видно, что все периоды имеют похожую структуру. На рисунке 3 показана произвольно выбранная часть сглаженного временного ряда. Очевидна идентичность характера изменения Ya в течение каждого периода (7 дней).

Провалы наблюдаются в субботу и в воскресенье, затем всплеск в понедельник, во вторник - спад, в среду и четверг - новый всплеск, в пятницу начинается снижение нагрузки.

ететспетспспспспоооооооооооооооооо

О О О О О <“Н ч-1 *“Ч ч“Ч *“Ч ч“Ч *“Ч *“Ч тЧ *"Ч t-1 i-l ч-1 1-1 ч-1 *"Ч *"Ч <тЧ

fo^LnioNoooidHfvim^Ln^^ciioidHfNrri^LniiiNco

ГМГ\|ГМГ\|Г\|Г\|Г\|Г'0ООООООООО'тЧ1—If—1<—If—1<—1<тЧ<тЧ<тН

Дни

Рис. 3. Часть сглаженного временного ряда

С целью выделить сезонную составляющую имеющегося временного ряда проведём процедуру сезонной декомпозиции (метод Census I) [2]. Основная идея метода заключается в том, что временной ряд можно представить состоящим из четырёх различных компонентов, которые могут взаимодействовать аддитивно и мультипликативно [3].

Сезонный компонент временного ряда представлен на рисунке 4.

Здесь прослеживается тот же характер изменения нагрузки, что и на рисунке 3, но за вычетом тренд-циклической и случайной составляющих.

Сглаженный тренд-цикл представлен на рисунке 5.

Из графика видно, что Ya имеет максимальное значение в июне. На данном отрезке времени тренд имеет тенденцию к снижению с наступлением осени. Происходит это в силу того, что потребность в услуге, предоставляемой Call-центром, снижается в осенне-зимний период (информация о движении пригородных поездов).

Для оценки качества осуществим прогноз на определённый временной интервал и сравним полученные данные с измеренными. Имеется информация о нагрузке за период с 01.06.2010 по 20.10.2010, сделаем прогноз на от-

125

Дни

Рис. 4. Сезонный компонент

резок времени, равный 7 дням (14.10.2010-20.10.2010) на основе данных за период с 01.06.2010 по 13.10.2010 с помощью экспоненциального сглаживания и прогнозирования.

На рисунке 6 показаны спрогнозированный и измеренный ряды. Как видно, экспоненциальное сглаживание, являясь простым в применении методом, даёт довольно точный результат на промежутке времени, сопоставимом с периодом цикла сезонной составляющей.

Прогнозирование Ya (или входящей нагрузки) и выявление закономерностей в поведении кривых, описывающих зависимость этих величин от времени, позволяет своевременно и обоснованно подстраивать систему обработки вызовов к изменяющимся внешним факторам, что сказывается на качестве обслуживания абонентов и рациональности использования ресурсов. В рассма-

126

Время

л

U

О

X

m

то

□_

Прогноз

Измеренные данные Разность

Рис. 6. Спрогнозированный и измеренные ряды

триваемом случае с Call-центром, предоставляющим информацию о пригородных перевозках с вокзалов Санкт-Петербурга, такими ресурсами могут выступать операторы. Прогнозирование позволяет составлять их рабочие графики таким образом, чтобы заранее учесть возможное повышение спроса на услуги Call-центра в зависимости от времени года или дня недели или, наоборот, сократить эксплуатационные расходы во время спада объёма перевозок.

3 Расчёт количества операторов Call-центра

Для расчёта количества операторов необходимо определить математическую модель, наиболее точно описывающую поведение рассматриваемого Call-центра. В [4] представлено эргодическое распределение для многолинейной системы с ограниченной очередью и экспоненциально ограниченным временем ожидания (наличие нетерпеливых абонентов). В результате анализа приведённой системы уравнений была получена формула, позволяющая определить вероятность потери вызова:

Р = Р + Р ■

y

v+г

Р =

V !П Г=1l(V + JvT )]1

-i

Р =

XV=01{ yk (К !)-11} + Yv (V !)-1 Z J=1 j yJ [n;J=11(1V+ivT )]1-1} vTZГ=1 J jYV+J [v !ПJM(V + ;vT)]-1}

Y ZV=0 jYk (К !)-1} + YZ ^[{Y* 1 V !П «[(V + 1vT)]11}

127

где Р - общая вероятность потери вызова; Pr - вероятность потери вызова вследствие занятости всех мест в буфере; Pv - вероятность потери вызова вследствие ограниченности времени ожидания; г - ёмкость буфера; v - интенсивность ожидания (v=1/T , Тож - среднее время ожидания в буфере); Y -поступающая нагрузка, Эрл; V - количество обслуживающих устройств (операторов).

В ходе измерений было определено, что суммарная нагрузка, поступающая на обслуживание в ЧНН, составляет 2,82 Эрл, а среднее время ожидания 8 с. В момент измерения на рабочем месте находились 4 оператора, таким образом, теоретическая вероятность потери вызова составляет 0,157, но измерения показали, что практическая вероятность потери вызова в рассматриваемый период времени составила 0,212. Обусловлено это тем, что при обработке заявки оператором (а не устройством) сразу после обслуживания предыдущего вызова оператор не приступает к обслуживанию следующей заявки, а находится в состоянии «постобработки вызова», что приводит к увеличению вероятности потерь.

Заключение

Как отмечалось выше, в статье рассматривался Call-центр, предоставляющий услуги по информированию о пригородных перевозках, что не даёт достаточно полного представления о характере трафика, поступающего в единую справочную службу. Таким образом, вопросами для дальнейшего исследования могут послужить анализ нагрузки максимально возможного количества железнодорожных Call-центров, различающихся по характеру предоставляемой информации, а также определение длительности пребывания оператора в состоянии «постобработки вызова» для уточнения математической модели.

Библиографический список

1. Прогнозирование в системе Statistica в среде Windows : учеб. пособие / В. П. Боровиков, Г. И. Ивченко. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 384 с.

2. Математические методы построения прогнозов / А. А. Грешилов, В. А. Стакун,

A. А. Стакун. - М. : Радио и связь, 1997. - 112 с.

3. Бизнес-прогнозирование / Д. Э. Ханк, Д. У Уичерн, А. Дж. Райтс. - М. : Вильямс, 2003. - 656 с.

4. Теория массового обслуживания : учеб. пособие для вузов / Г. И. Ивченко,

B. А. Каштанов, И. Н. Коваленко. - М. : Высшая школа, 1982. - 256 с.

© Солуянов А. В., Юркин Ю. В., 2012

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.