Научная статья на тему 'Исследование математической модели бесконтактного асинхронизиеованного вентильного двигателя в установив режимах работы'

Исследование математической модели бесконтактного асинхронизиеованного вентильного двигателя в установив режимах работы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — В. Ф. Байнев, Ю. П. Сонин, И. В. Гуляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование математической модели бесконтактного асинхронизиеованного вентильного двигателя в установив режимах работы»

Анализ этих зависимостей позволяет сделать вывод о том» что увеличение температуры колбы приводит к росту диаметра застойного ело«, так как вследствие снижения градиента температуры условия возникновения конвекции затрудняются, а это приводит к увеличению диаметра застойного слоя.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о 1Чэд, что разработанная программна-математическая модель дает возможность моделировать влияние конструктивных параметров линейных ГЛН, состава наполняющего газа, его давления на общий характер распределения температуры в колбе лампы, на тепловые потери ш газе, что может оказаться полезным при проектировании энергоэкономичных тепловых источников оптического излучения.

Рис. 3. Распределена температуры в поперечном сечении кслб?г ГЛН типа КГ-220 — 1000 при различных значениях температуры колбы (Тк1 - 500 К, Тк2 - 750 К,-Тк3 - 1000 К; Ти - const. RH - coast, RK - const, P0 - const)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коленчзгц О. Ам Алевши В. И.* Ту-роаскде В. И« Процессы теплокфсшшренос® в

лампах накали займа. Минск: Наука и тех геи к*,

1989. 160 с.

2. Кошев Я. В., Сайгон А. Сушю О. Вм Харитонов А. В» Средняя температура газе, тепловые потери и саегомв отдача линейных галогенных ламп иашквйнма // Материалы дя* источников саега и светотехнических изделий: Тез. и сосбщ. 3-го Межреспубл. совещания. Саранск, 1992. С. 48 — 49.

3. Лшянов В. С., Рохлин Г. Н. Тепловые источники оптического излучения. М.: Энергия, 1975 248 с

4. Мальков М. А, Харитонов А. В. Расчет переноса вольфрама в галогенных лампах / / Светотехника. 1990. № 2. С. 4 — 8.

5. Харитонов А. В. Определение средней температуры газа в тепловых источниках оптического излучения /И Проблемы и прикладные вопросы физики: Тез. докл. науч.-техн. конф. Саранск, 1993. С 25.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БЕСКОНТАКТНОГО АСННХЮНИЗВЯРЙВАННОГО ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ В УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

В. Ф. БАЙ КЕБ, аспирант,

Ю. П. СОНИН, доктор технических наук,

И. В. ГУЛЯЕВ, кандидат технических наук

В раде областей з&ектрощшвода наряду с очешщяым® преимуществам«

вшюшшсь существен®*?? недостатки

вентадшшх дшгатедеЯ (ВД) постоянного кши Огр^нячениЕ режима упора, некшюашость электрического рекупе-

ративного торможения до полной остановки, трудности при обеспечении ускоренного реверса — все это в значительной стшшя сужает область применения ВД. Указанные недостатки могут быть преодолены при использо-

ванин асиихроиизированкого вентильного двигателя (АВД) , в частности бес-контактшиго (БАВД). Последний благодаря отсутствию скользящих контактов может эксплуатироваться ш увлажненных, запыленных я

е.

средах,

БАВД представляет собой каскад двух электрических каишн: собственно АВД ш его возбудители, статоры кото-рюх питаются от двух преобразователей частоты, а роторы имеют механическое и электрическое Такая структура позволяет реализовать различные варианты режимов работы м&шшн. При этом возбудитель в зависимости от способа управления ВАВД может работать либо с постоянным абсолютные скольжением, либо с постоянной частотой {19 2].

Для обеспечения БАВД пркнцЕпа действия обобщенного двигателя постоянного тока (ДПТ) необходимо йыпол-

нить следующие

частот якоря АВД должен имег$> инверторное звено по типу инвертора тока и жестко фиксировать фазу тока относительно его напряжения;

преобразователь частоты статора возбудителя должен иметь икверторное звено по типу инвертора напряжения т обеспечивать свободный обмен энер-шей между обмоткой статора и питающей сетью* &

Система уравнений Парка — Горе-за установившегося режима БАВД, записавшее в синхронных координатах якоря (в относительных единицах), имеет следующий емд:

Ú - (г + jvx) í + prxarir; О — ir- 4- faux.^L +

iV^r)!

Úf » (rf + j^fxr)Íf + jffxrrÍr ; M M

(1)

Rej(iJ) Rej(IrIf) KpXfr,

• •

где U, Uf — комплексные функции на

пряжений .я*0£я АВД к статора воз будителя; I, If, ir — комплексные функ

шш токов якоря АВД, обмоток статоэ;

возбудителя, роторов двигателя и возбудителя; rrrf, гг — активные сопротивления соответственно якоря АВД, обмотки статора возбудителя, роторов двигателя и возбудителя; х, Xf — полные индуктивные сопротивления якоря АВД и обмотки статора возбудителя;

xfr — сопротивления взаимоиндукции обмоток ротора и статора АВД, обмоток ротора и статора возбудителя; v,Vf, s0 — относительные угловые частоты напряжений обмоток якоря АВД, статора возбудителя и роторов двигателе ш возбудителя; Мд, Мв — электромагнитные вращающие моменты дништеля и возбудителя; кр — отношение чисел пар полюсов возбудителя Р5 м двигателя Рд (кр « Рт/Рд).

Наиболее общим случаем является управление БАВД без осуществления контроля за величиной магнитного потока в воздушном зазоре АВД при поддержании Vf const. При этом рассматриваемая электромеханическая система имеет наибольшее число степеней свободы и сзяз:ь между ее параметрами выражается только уравнениями системы (1)\ В силу этого управление

БАВД с Vfconst является наиболее

f »

сложным случаем для теоретического анализа, а все остальные законы управления необходимо рассматривать как частные варианты данного режима работы. При разработке и исследовании математической модели БАВД учитывалось насыщение магнитных систем как двигателя, так и возбудителя. Однако не учтены магнитные и механические потери, насыщение зубдовых зон матаитопроводов, влияние высших гармонических составляющих. Частота тока в роторе при vf« const определяется выражением

$

Vf + K£v

о

1 -f к

(2)

Р

«

Из уравнений * системы (1) можно

определить значения токов:

I

Usin в

rsin (/>+0) + VXCOS (<р+6)

(3)

где 6

угол нагрузки БАВД (угол

между векторами напряжений на

п

цкаре и и взаимоиндукции с ротором

Uar =

FXarIr)

[rsiap + уксоэр) I

vxarsin6

(4)

Активная и реактивная составляющие тока возбудителя вычисляются с учетом найденных значений I и 1г:

Щх^п 0+!\со§ e/s0) - xarIcosp ]/xfr;

(5)

Ьр- [1г(хгсоэ9-гг81п9/8о)-хаг1з1п^ ]/хГг. (6)

Подстановка значений токов в соответствующие уравнения системы (1) позволяет рассчитать электромагнитные моменты двигателя и возбудителя;

М

д

Ц^щ flcos ff(rtg ff+vx)

vcos(y>+0) (rtg(y>*0)+vx)2

(7)

M

2

в

кр (Мд-1г rr/s0)

(8)

2

где 1ггг/з0— тормозной асинхронный

момент возбудителя.

Суммарный момент, развиваемый машиной, выражается равенством

Mbabj

Мд+Мв=Мд(1 +Кр)-кр1г2 rf/s0*

(9)

V

Для БАВД справедливы соотношения, связывающие частоты токов в роторах й статорах машины со скоростью вращения ротора:

о

кр угд

+ Vf;

гд

S

о »

где угд — относительная частота вращения ротора соответственно числу пар полюсов двигателя Рд.

С учетом этих соотношений можно определить механическую мощность на валу БАВД:

Р

мех

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

угд (Мд + Мв)

"гд ((1 +

2

+ Кр) Мд - Kplr rr/s0) ;

Р

мех

(v-Vf) М

КрГгУ

2

Л

KpV + Vfl'

(10)

■ т

Положение вектора Uf определяется

его активной и реактивной составляющими:

uf

а

rflfa - vf (xfIfr + XfrlfCOS 0);

Ufp = rfIfr + vf (xfIfa - XfrlrSin 0).

(11) (12)

Выражения (11) и (12) используются в программной модели БАВД при определении установившейся частоты инвертора тока при данном угле на-

грузки путем проверки истинности вы-

1 2 2

ражения Uf — v Ufa + Ufp во всем интервале реально допустимых значений

v. Для анализа угловых и рабочих ха-

_ %

рактеристик БАВД можно использовать выражение частоте жоря АВД:

U ~ rlcos *р

xarI,cos в

xlsin <р

(13)

На основе выражений (2)

(13)

создана программная модель для IBM РС-АТ/286 на языке программирования TurboPascal, позволяющая рассчитывать угловые и рабочие характеристики БАВД для основных законов управления. С ее помощью получены характеристики БАВД, построенного на базе двух асинхронных двигателей:

4AHK355M8Y3 (Р^ - 220 кВт, Рд-4) —АВД, 4АНК200М4УЗ (Р2„ *

» ¿7 кВт с перемоткой на Рв=1) — возбудитель. На рис. 1 и 2 изображены соответственно угловые и рабочие характеристики машины.

80 ©ЗЛ1

Рис. 1. Угловые характеристики БАВД при

vf = 0,1,? = 0

Г и с. 2 'Рабочие характеристики БАВД при

- 0,1 и ф т О

Анализ результатов расчета позволяет сделать следующие выводы. 1. Сравнение характера кривых

Фд ^>*f(в) и угд «'Цв) свидетельствует об

аналогии скоростная характеристик БАВД и ДПТ. У БАВД возможно осуществлять плавное регулирование скорости как по цепа якоря, так и по цепи возбуждения, что придает БАВД свойства, присущие ДПТ, и обеспечивает ему широкие возможности для оптимального управления.

2. Возбудитель в номинальном режиме работы БАВД создает свой собственный электромагнитный момент,

составляющей 15 — 20 % от величины момента двигателя и совпадающий с ним по знаку. При малых углах нагрузки возбудитель переходит в режим электромагнитного тормоза, что является в ряде случаев необходимым (например, в гребном электроприводе при швартовке судов).

3. Характер кривой Pf - f (Рмех) 9*и-детельствует о транзите активной Мощности из цепи якоря в цепь статора возбудителяг так как активная мощность возбудителя отрицательна в значительном интервале углов нагрузки.

4. Скоростная характеристика БАВД достаточно жесткая с небольшим отрицательным наклоном и является оптимальной для ряда электроприводов (например, в тяговом электроприводе железнодорожного транспорта).

В качестве недостатков БАВД при Vf« cons! следует отметить его относительно небольшую .(полуторакратную) перегрузочную способность по моменту, а также наличие транзита активной мощности из цепи якоря в цепь статора возбудителя, что приводит к некоторому ухудшению энергетических показателей машины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Сонм»« Ю. Ом 2€ш*о» С« А., Прусаков Ю. И. Беск®кт*$тмый «синхронизирован-

ный вентильный двигатель // Электричество. 1Ф89. N® 11. С. 41—45,

2. Соадаи Ю. П., В&£нев В. Ф., Гуляев И. »В. Статические характеристика бесконтактного аеннхронизнрэввнмого вентильного двигателя // Электротехника. 1994. N5 9. С.15— 20-.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.