Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ДОСТАВКИ ГРУЗА В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ДОСТАВКИ ГРУЗА В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОДЕЛЬ ЭКСПЕДИРОВАНИЯ / МЕТОД РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ КАЧЕСТВА / ДОМ КАЧЕСТВА / ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Г.И.

Цель: Выбор логистической и транспортно-экспедиторской компании грузовладельцем на начальном этапе планирования логистической цепи доставки груза. Методы: Применяются анализ логистической цепи доставки груза, методы развертывания функций качества при выборе транспортной компании и экспертного оценивания. Результаты: Представлены система традиционной и логистической моделей экспедирования, схема дифференциации требований грузовладельца, построена матрица развертывания функций качества, разработан пример экспертного оценивания параметра работы транспортно-логистической компании. Практическая значимость: Использование метода развертывания функций качества позволяет перевести запросы грузовладельца в технические условия и требования. Оценена конкурентоспособность исследуемой транспортно-логистической компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE LOGISTICS CHAIN OF CARGO DELIVERY IN THE CONTEXT OF CHOOSING A FREIGHT FORWARDING COMPANY

Objective: The choice of a logistics and freight-forwarding company by the cargo owner at the initial stage of planning the logistics chain of cargo delivery. Methods: The analysis of the logistics chain of cargo delivery, methods of deploying quality functions when choosing a transport company and expert assessment are applied. Results: A system of traditional and logistic models of forwarding, a scheme for differentiating the requirements of a cargo owner is presented, a matrix for the deployment of quality functions is built, an example of expert assessment of the parameter of a transport and logistics company is developed. Practical importance: Using the quality function deployment method makes it possible to translate the cargo owner’s requests into speci cations and requirements. The competitiveness of the given transport and logistics company is assessed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ДОСТАВКИ ГРУЗА В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ»

УДК 625.033.34

Исследование логистической цепи доставки груза в условиях выбора транспортно-экспедиторской компании

Г. И. Никифорова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Никифорова Г. И. Исследование логистической цепи доставки груза в условиях выбора транспортно-экспедиторской компании // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 491-498. БО1: 10.20295/1815-588Х-2021-4-491-498

Аннотация

Цель: Выбор логистической и транспортно-экспедиторской компании грузовладельцем на начальном этапе планирования логистической цепи доставки груза. Методы: Применяются анализ логистической цепи доставки груза, методы развертывания функций качества при выборе транспортной компании и экспертного оценивания. Результаты: Представлены система традиционной и логистической моделей экспедирования, схема дифференциации требований грузовладельца, построена матрица развертывания функций качества, разработан пример экспертного оценивания параметра работы транспортно-логистической компании. Практическая значимость: Использование метода развертывания функций качества позволяет перевести запросы грузовладельца в технические условия и требования. Оценена конкурентоспособность исследуемой транспортно-логистической компании.

Ключевые слова: Логистическая цепь, транспортно-логистическая компания, транспортно-экс-педиционное обслуживание, модель экспедирования, метод развертывания функций качества, дом качества, экспертное оценивание.

В настоящее время работа транспортных экспедиторских и логистических предприятий предполагает координацию всех участников логистического процесса доставки груза и повышение качества предоставляемых услуг [1, 2]. В связи с этим целесообразно исследовать работу транспортной компании с позиции теории управления качеством и интегрировать данный компонент в логистическую цепь доставки груза [3-5]. Требования грузовладельца при выборе транспортно-логистического оператора на первом этапе можно дифференцировать на требования к информационному и материальному потокам в соответствии с принципами логистики [6, 7]. Проблема заключается в том, что часто грузовладелец не может в силу объективных причин перевести свои запросы к каче-

ству предлагаемых услуг в технические условия и требования, это препятствует объективной оценке и выбору транспортно-логистической компании [8-10]. Применение методов развертывания функций качества и экспертного оценивания позволяет устранить такие препятствия, повысить уровень согласованности действий участников перевозочного процесса, перейти на следующий уровень качества услуг.

Понятие транспортной услуги подразумевает выполнение операций по договору перевозки и договору транспортной экспедиции. Дифференциация транспортной услуги по выполнению операций непосредственно при перевозке и в экспедиторском секторе не исключает комплексности услуги в целом, а именно соответствии качества предоставления общеуста-

а

Внешняя среда

б

Внешняя среда

Рис. 1. Традиционная (а) и логистическая (б) модели экспедирования

новленным стандартам. Логистическая модель экспедирования отвечает требованиям современного грузовладельца, которому необходимо минимизировать денежные, временные и информационные затраты при организации перевозки своего груза (рис. 1).

Данной цели соответствуют общеизвестные логистические принципы организации перевозки грузов «точно в срок», «от двери до двери» и т. д. Поэтому и выбор транспортно-экспедиторской или транспортно-логистической компании для перевозки груза является важной задачей для эффективной организации перевозочного процесса. Конечно, такой выбор будет обусловлен конкретными условиями и требованиями грузовладельца к перевозке: регулярности поставок, географии перевозки, участию одного или нескольких видов транспорта, требованиям к подвижному составу, таре и упаковке груза и др. Однако целесообразно разделить такие требования на укрупненные группы, которые были бы универсальны для каждого грузовладельца. Из теории логистики известно, что существуют материальная и информационная подсистемы

логистического процесса. Следовательно, и требования к транспортно-экспедиторскому обслуживанию можно разделить на две большие группы: требования к передаче материального грузопотока и требования к передаче информации (рис. 2).

Осуществить выбор транспортно-экспеди-торской компании на основании определенного ряда характеристик можно разными способами: принятием решения менеджмента компании-грузовладельца, использованием метода экспертных оценок, применением закона Парето, с помощью факторного анализа и т. д. Согласно теории управления качеством, выбор со стороны грузовладельца транспортно-экспедиторской компании обусловлен следующим:

- ритмичность и своевременность перевозок;

- экономически обоснованная и приемлемая стоимость транспортно-экспедиторских услуг;

- затраты на возможные потери груза при перевозке, складировании, перегрузке, обслуживании не должны отражаться на экономиче-

Рис. 2. Требования грузовладельцев при организации перевозки грузов

св а л ц « Передача Структура грузопотока, размеры партий, временные характеристики, номенклатура и характер

£ Ц я о м ^ & грузопотока грузов, технология перевозки, производительность, сохранность, своевременность и пр.

S И а я о vo « £ Передача Объем и вид информации, структура, технические средства, номенклатура документов, скорость передачи, своевременность, достоверность, юридический аспект и пр.

информации

ском и конкурентоспособном состояниях грузовладельца;

- транспортно-экспедиторское обслуживание должно соответствовать договорным и техническим условиям;

- возможность гибкого подхода к выстраиваемой логистической цепи и т. д.

Выбор транспортно-экспедиторской компании, форм и методов взаимодействия зависят от результатов деятельности этой компании, ее базовых ресурсов (терминалов, грузового оборудования, парка транспортных средств, информационного обеспечения, численности и квалификации персонала и пр.), позиции компании на рынке и в конкурентной среде.

Остановимся подробнее на методике выбора транспортно-экспедиторской компании методом развертывания функции качества и с использованием экспертного метода измерения показателей качества. Метод развертывания функции качества (Quality Function Deployment - QFD) интересен в рамках данного исследования (см. рис. 1), так как подразумевает возможность преобразования пожеланий или запросов потребителя (грузовладельца) в технические требования к услугам, продукции и параметрам процессов их производства. Он служит своеобразным «переводчиком» запросов заказчика к исполнителю. Базовая матрица QFD соотносит пожелания грузовладельца с соответствующими техническими и эксплуа-

тационными возможностями транспортно-экс-педиторского предприятия. Пример базовой матрицы представлен на рис. 3.

В условиях конкурентной среды на транспортном рынке при выборе транспортно-экспедиционной компании можно добавить оценку значимости конкурентоспособности, а для технических требований выстроить дополнительно матрицу корреляции. Построение итоговой матрицы происходит поэтапно:

- выявление запросов и пожеланий потребителей транспортно-экспедиционных услуг;

- определение технических характеристик;

- перевод пожеланий потребителей услуг в конкретные технические условия и характеристики;

- оценка аналогичных услуг конкурентных транспортно-экспедиционных компаний;

- оценка технических условий и характеристик и развитие целей;

- установление технических характеристик, подлежащих совершенствованию.

На первом этапе грузовладелец/потребитель транспортно-экспедиционных услуг представляет пожелания и запросы. На втором этапе составляется перечень технических характеристик и параметров, которые должны удовлетворять запросы потребителя транспортно-экспедиционных услуг. При этом важно, чтобы эти параметры были измеряемыми, что необходимо для оценки результатов предоставления

Технические требования Важность ^^^^ для грузоотправителя Требования грузоотправителя

Матрица взаимосвязей

Рис. 3. Базовая матрица QFD для грузоотправителя

услуги поставленным целям. Для конкретных условий это могут быть сохранность перевозки, скорость доставки, периодичность отправлений грузов, стоимость перевозки и т. д. Итоговая матрица внешне похожа на дом, вследствие чего часто в литературе упоминается название «дом качества». Крыша «дома качества» показывает связи между каждой парой запросов заказчика и техническими параметрами. Как правило, для обозначения степени корреляции между запросом и требованием используются символы. Следующий этап построения итоговой матрицы подразумевает перевод запросов потребителей услуг в технические параметры и определение, какие параметры могут удовлетворить запросы. Ранжирование запросов потребителей услуг и оценка услуг базовой (X) и конкурентных (У, X) компаний производится на этапе построения «дома качества». Оценка уровня предоставления услуг конкурентов позволяет перейти к развитию целей, установить направления совершенствования. Пример построения «дома качества» представлен на рис. 4.

Остановимся подробнее на оценке уровня качества предоставляемых транспортно-логистических услуг в конкурентных компаниях. Для объективной оценки целесообразно

привлечение экспертов. При этом при работе команды экспертов можно определить уровень согласованности их мнений, что повысит объективность результатов. Процедура получения экспертных оценок проходит в несколько этапов:

- организация и проведение опроса;

- обработка результатов опроса и получение оценок весомости;

- анализ результатов;

- выбор транспортно-экспедиторской компании.

При использовании экспертного метода для оценки качества часто применяется шкала порядка или ранжированный ряд. При построении шкалы порядка эксперты используют метод попарного сопоставления: это результат работы одного эксперта, оценивающего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначается 1, обратная ситуация - 0.

Предположим, что перед экспертом стоит задача выбора транспортно-логистической компании из возможных X, Y и Z (рис. 4). Эксперт попарно сравнивает компании. Если, например, при сравнении Xи Y компании выигрывает компания под номером X, то в строке напротив нее в столбце сравнения с компанией Y ставится циф-

Рис. 4. Дом качества

Пример экспертного оценивания транспортно-логистической компании

Транспортно-логистическая компания X Y Z Оценка

X - 1 1 2

Y 0 - 0 0

Z 0 1 - 1

ра 1, в обратном случае - 0 (таблица). В рассматриваемом примере, очевидно, что компания X имеет преимущество в 2 балла перед конкурентами 2 (1 балл) и У (2 балла). Таким образом, по конкретному исследуемому параметру можно сделать вывод о предпочтении той или иной компании.

Применение методов из теории управления качеством позволяет не только повысить уровень конкурентоспособности, но и проанализировать «слабые» места в работе предприятия, наметить и организовать пути совершенствования, что в конечном итоге положительно повлияет на доходность компании.

Библиографический список

1. Покровская О. Д. Международная логистика Транссибирской магистрали: использование транзитного потенциала России / О. Д. Покровская, В. М. Самуй-лов // Инновационный транспорт. - 2016. - № 3 (21). -С. 3-7.

2. Титова Т. С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2018. - Т. 15. - Вып. 2. -С. 248-260.

3. Никифорова Г. И. Построение дескриптивной модели логистической цепи доставки грузов при взаимодействии железнодорожного и морского транспорта / Г. И. Никифорова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. -Т. 17. - Вып. 4. - С. 545-551.

4. Салимова Т. А. Управление качеством: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2013. - 376 с.

5. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник / А. Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 430 с.

6. Кизляк О. П. Исследование информационной и материальной подсистем логистической цепи доставки внешнеторговых грузов / О. П. Кизляк, Г. И. Никифорова, Т. Г. Сергеева // Вестник транспорта Поволжья. - 2019. - № 6 (78). - С. 55-61.

7. Маликов О. Б. Классификация, иерархия и идентификация объектов терминальноскладской инфраструктуры / О. Б. Маликов, О. Д. Покровская // Транспорт: наука, техника, управление. - 2017. - № 8. -С. 13-21.

8. Маликов О. Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. - СПб.: Политехника, 2003. - 223 с.

9. Сергеева Т. Г. Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации / Т. Г. Сергеева, Г. И. Никифорова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 4. -С. 428-436.

10. Сергеева Т. Г. Совершенствование управления парком приватных вагонов / Т. Г. Сергеева // Известия Петербургского университета путей сообщения. -СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 449-454.

Дата поступления: 30.09.2021 Решение о публикации: 17.10.2021

Контактная информация:

НИКИФОРОВА Гузель Ислямовна - канд. техн. наук, доц.; guzel.spb@mail.ru

Investigation of the logistics chain of cargo delivery in the context of choosing a freight forwarding company

G. I. Nikiforova

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Nikiforova G. I. Investigation of the logistics chain of cargo delivery in the context of choosing a freight forwarding company. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 4, pp. 491-498. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2021-4-491-498

Summary

Objective: The choice of a logistics and freight-forwarding company by the cargo owner at the initial stage of planning the logistics chain of cargo delivery. Methods: The analysis of the logistics chain of cargo delivery, methods of deploying quality functions when choosing a transport company and expert assessment are applied. Results: A system of traditional and logistic models of forwarding, a scheme for differentiating the requirements of a cargo owner is presented, a matrix for the deployment of quality functions is built, an example of expert assessment of the parameter of a transport and logistics company is developed. Practical importance: Using the quality function deployment method makes it possible to translate the cargo owner's requests into specifications and requirements. The competitiveness of the given transport and logistics company is assessed.

Keywords: Logistic chain, transport and logistics company, transport and forwarding services, forwarding model, method of deployment of quality functions, quality house, expert assessment.

References

1. Pokrovskaya O. D. & Samuylov V. M. Mezhdunarod-naya logistika Transsibirskoy magistrali: ispol'zovaniye tranzitnogo potentsiala Rossii [International logistics of the Trans-Siberian Railway: the use of the transit potential of Russia]. Innovatsionnyy transport [Innovative transport], 2016, no. 3 (21), pp. 3-7. (In Russian)

2. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezhdistsiplinar-noye polozheniye teorii terminalistiki [Interdisciplinary position of the theory of terminology]. Izvestiya Peter-burgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2018, vol. 15, iss. 2, pp. 248-260. (In Russian)

3. Nikiforova G. I. Postroyeniye deskriptivnoy mode-li logisticheskoy tsepi dostavki gruzov pri vzaimodey-stvii zheleznodorozhnogo i morskogo transporta [Construction of a descriptive model of the logistics chain for the delivery of goods in the interaction of rail and sea transport]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Trans-

port University], 2020, vol. 17, iss. 4, pp. 545-551. (In Russian)

4. Salimova T. A. Upravleniye kachestvom. Ucheb-nik po spetsial'nosti "Menedzhment organizatsii" [Quality Management. Textbook for "Management of the organization" specialty]. Moscow, Omega-L Publ., 2013, 376 p. (In Russian)

5. Sterligova A. N. Upravleniye zapasami v tsepyakh postavok. Uchebnik [Inventory management in supply chains. Textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 430 p. (In Russian)

6. Kizlyak O. P., Nikiforova G. I. & Sergeeva T. G. Issledovaniye informatsionnoy i material'noy podsistem logisticheskoy tsepi dostavki vneshnetorgovykh gruzov [Research into information and material subsystems of the logistics chain of delivery of foreign trade cargo]. Vestnik transporta Povolzh'ya [Transport Bulletin of the Volga region], 2019, no. 6 (78), pp. 55-61. (In Russian)

7. Malikov O. B. & Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiia, ierarkhiia i identifikatsiia ob'ektov terminal'no-sklad-skoi infrastruktury [Classification, hierarchy and identi-

fication of terminal and warehousing infrastructure objects]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie [Transport: science, engineering, management], 2017, no. 8, pp. 13-21. (In Russian)

8. Malikov O. B. Delovaya logistika [Business logistics]. Saint Petersburg, Politekhnika Publ., 2003, 223 p. (In Russian)

9. Sergeeva T. G. & Nikiforova G. I. Povysheniye konkurentosposobnosti transportno-logisticheskikh kom-paniy v usloviyakh tsifrovizatsii [Competitive recovery of transport and logistics companies in the era of digitization]. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputey soob-shcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2020, vol. 17, iss. 4, pp. 428-436. (In Russian)

10. Sergeeva T. G. Sovershenstvovaniye upravleniya parkom privatnykh vagonov [Improvement of private wagon fleet management]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University], 2019, vol. 16, iss. 3, pp. 449-454. (In Russian)

Received: September 30, 2021 Accepted: October 17, 2021

Author's information:

Guzel I. NIKIFOROVA - PhD in Engineering, Associate Professor; guzel.spb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.